Пояснительная записка
Рабочая программа «Мир истории» для подготовки к экзамену по истории в форме ОГЭ
разработана на основе следующих документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования,
примерной программы (основного) общего образования по предмету «История»;
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования./
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного
государственного
экзамена
по
истории;
- Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения в 2024-2025 году основного
государственного
экзамена
по
истории
(линейное
изучение);
- Спецификатор контрольных измерительных материалов для проведения в 2024-2025 году
основного
государственного
экзамена
по
истории.
Цель программы – подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации в
традиционной и новой форме по истории через актуализацию знаний по основным темам
курса.
При этом решаются задачи:
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и
представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах
отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;
- создание у учащихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения
на практике полученных знаний по предмету;
- развитие
степени
у
учащихся
умений и
сложности.
навыков
работы
с
заданиями
разной
Планируемые результаты освоения учебного курса
Знать (понимать):
1.1 основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до
наших дней
1.2 выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
1.3 важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе
исторического развития
1.4 изученные виды исторических источников
Уметь:
2.1 соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком
2.2 определять последовательность и длительность важнейших событий
отечественной и всеобщей истории
2.3 использовать данные исторических и современных источников при ответе на
вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников
2.4 показывать на исторической карте территории расселения народов, границы
государств, города, места значительных исторических событий
2.5 рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая
знание необходимых фактов, дат, терминов
2.6 давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и
иллюстративного материала, фрагментов исторических источников
2.7 использовать приобретенные знания при составлении плана и написании
творческих работ (в том числе сочинений)
2.8 соотносить общие исторические процессы и отдельные факты
2.9 выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
2.10 группировать исторические явления и события по заданному признаку
2.11 объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов
2.12 выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений
2.13 определять причины и следствия важнейших исторических событий
2.14 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям
истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
3.1 понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений
современной жизни
3.2 высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и
мира
3.3
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения
3.4 общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
Курс подготовки к ОГЭ по истории России рассчитан на 17 часа.
В течение учебного занятия учащиеся работают индивидуально или парами, организуется
повторение исторического материала по заявленной теме (основные даты, события,
понятия, персоналии, причинно-следственные связи), совместная работа над проблемными
задачами и тестовыми заданиями разноуровневого характера. Это позволяет учащимся
продвигаться от простого к сложному, систематизируя знания, развивая умения анализа,
сопоставления, оценки информации. Учащиеся при этом получают возможность провести
своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений, обмениваться
мнениями,
приходя
к
верному
решению.
Занятия носят обучающий и развивающий характер.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
Формой
итогового
контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.
Содержание курса
Курс «Подготовка к ОГЭ по истории полностью отражает содержание учебных
курсов История 5-9 классы и отвечает требованиям Кодификатора для проведения в 2024
году основного государственного экзамена по ИСТОРИИ, изучающих предмет на основе
линейной системы преподавания
№
1
2
3
Раздел
Введение
Народы и
государства на
территории
нашей страны
в древности
Русь в IX –
начале XII в.
4
Русские земли
и княжества в
XII – середине
XV в.
5
Российское
государство во
второй
половине XV–
XVII в.
Элементы содержания, проверяемые
заданиями экзаменационной работы
Основные структурные и содержательные
характеристики экзаменационной
работы по истории в форме ОГЭ
Древность и Средневековье
Народы на территории России до середины
I тысячелетия до н.э. Восточные славяне:
расселение, соседи, занятия, общественный
строй. Язычество
Новгород и Киев – центры древнерусской
государственности. Образование
Древнерусского государства. Владимир I.
Крещение Руси Ярослав Мудрый. Русская
Правда. Владимир Мономах
Политическая раздробленность Руси
Борьба против внешней агрессии в XIII в.
Монгольское завоевание. Экспансия с Запада.
Александр Невский.
Начало объединения русских земель. Иван
Калита Дмитрий Донской. Куликовская битва
Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий
Радонежский
Свержение золотоордынского ига. Иван III.
Завершение объединения русских земель
Становление органов власти Российского
государства.
Судебник 1497 г.
Иван IV Грозный. Установление царской власти.
Реформы середины XVI в. Земские соборы.
Опричнина
Расширение территории государства
(присоединение
Казанского и Астраханского ханств, Западной
Сибири)
Смутное время. Борьба против внешней
экспансии.
К. Минин, Д. Пожарский.
Россия при первых Романовых. Соборное
уложение 1649 г. Юридическое оформление
крепостного права
Церковный раскол. Никон и Аввакум.
Социальные движения второй половины XVII в.
Степан Разин.
Внешняя политика России в XVII в. Вхождение
Левобережной Украины в состав России
Практика
Выполнение
заданий
демоверсии ОГЭ
2024
Выполнение
заданий в формате
ОГЭ
Выполнение
заданий в формате
ОГЭ (тесты)
Составление плана
ответа
Выполнение
заданий в формате
ОГЭ (тесты)
Составление плана
ответа. Работа с
исторической
картой
Выполнение
заданий в формате
ОГЭ (тесты)
Составление плана
ответа
Работа с
исторической
картой
Работа с
историческими
источниками
(текст, схема;
иллюстративный,
статистический
материал)
Работа с
понятиями и
терминами
6
7
8
9
10
Становление древнерусской культуры:
фольклор,
письменность, живопись, зодчество
Формирование культуры Российского
государства.
Летописание. Андрей Рублев. Книгопечатание.
Иван Фёдоров
Новое время
Россия в XVIII Преобразования первой четверти XVIII в. Пётр I.
– середине XIX Абсолютизм. Создание регулярной армии и
флота. Северная война.
в.
Дворцовые перевороты. Расширение прав и
привилегий дворянства. «Просвещённый
абсолютизм» Екатерины II. Оформление
сословного строя
Социальные движения. Е.И. Пугачёв
Россия в войнах второй половины XVIII в.
А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков
Внутренняя политика в первой половине XIX в.
М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г.
Движение декабристов. Общественная мысль во
второй четверти XIX в. Официальная
государственная идеология. Западники и
славянофилы
Начало промышленного переворота
Присоединение Кавказа. Крымская война
Реформы 1860–1870-х гг. Александр II. Отмена
Россия во
крепостного права.
второй
половине XIX – Завершение промышленного переворота.
Формирование классов индустриального
начале ХХ в.
общества
Общественные движения второй половины XIX
в. Россия в военно-политических блоках
Промышленный подъём. Формирование
монополий.
С.Ю. Витте.
Русско-японская война. Обострение социальных
противоречий в условиях модернизации.
Революция 1905–1907 гг. Государственная дума.
П.А. Столыпин. Аграрная реформа
Культура
народов нашей
страны с
древнейших
времен
до конца XVII
в.
Знание важнейших
достижений
культуры IX –
XVII веков
Выполнение
заданий в формате
ОГЭ
Составление плана
ответа
Работа с
исторической
картой
Работа с
историческими
источниками
(текст, схема;
иллюстративный,
статистический
материал)
Работа с
понятиями и
терминами
Выполнение
заданий в формате
ОГЭ
Составление плана
ответа
Работа с
исторической
картой
Работа с
историческими
источниками
(текст, схема;
иллюстративный,
статистический
материал)
Работа с
понятиями и
терминами
Знание важнейших
достижений
культуры XVIII –
начала XX века
Светский характер культуры. Взаимосвязь
и взаимовлияние российской и мировой
культуры. Наука и образование. М.В.
Ломоносов, Н.И.Лобачевский, Д.И. Менделеев.
Литература и искусство.
Умения и способы действий, проверяемые в рамках ОГЭ по истории
1. Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории
Практические
России и мира с древности по настоящее время
занятия по
2. Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории решению групп
3. Знание важнейших достижений культуры и системы ценностей,
заданий
сформировавшиеся в ходе исторического развития
формирование
Российская
культура в
XVIII – начале
ХХ в.
11
4. Определение последовательности и длительности важнейших
событий отечественной и всеобщей истории
5 Использование данных различных исторических и современных
источников (текста, схем; иллюстративного, статистического
материала) при ответе на вопросы, решении различных учебных
задач; сравнение свидетельств разных источников
6 Работа с исторической картой
7. Использование приобретенных знаний при составлении плана и
написании творческих работ
(в том числе сочинений)
8 Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
9 Систематизация исторической информации
10 Объяснение смысла изученных исторических понятий и
терминов
11 Выявление общности и различия сравниваемых исторических
событий и явлений
12 Определение причин и следствия важнейших исторических
событий
Контрольная работа в формате ОГЭ
Итоговый
контроль
умений
№
п/п
Календарно-тематическое планирование
курса «Мир истории», 9 класса (17часа)
Тема занятия
Элементы содержания, проверяемые
заданиями экзаменационной работы
1
Введение
2
Народы и
государства на
территории
нашей страны в
древности
Русь в IX –
начале XII в.
3
4
Русские земли и
княжества в XII –
середине XV в.
5
Российское
государство во
второй половине
XV–XVII в.
6
Основные структурные и содержательные
характеристики экзаменационной работы
по истории в форме ОГЭ
Народы на территории России до середины
I тысячелетия до н.э. Восточные славяне:
расселение, соседи, занятия, общественный
строй. Язычество
Форма
занятия
Лекция
Колво
часов
1
Лекция с
элементами беседы
1
Лекция с
Новгород и Киев – центры
элементадревнерусской государственности.
ми беседы
Образование Древнерусского
государства. Владимир I. Крещение Руси
Ярослав Мудрый. Русская Правда.
Владимир Мономах
Лекция с
Политическая раздробленность Руси
элементаБорьба против внешней агрессии в XIII
в. Монгольское завоевание. Экспансия с ми беседы
Запада. Александр Невский.
Начало объединения русских земель.
Иван Калита. Дмитрий Донской.
Куликовская битва
Роль церкви в общественной жизни Руси.
Сергий Радонежский
Лекция с
Свержение золотоордынского ига. Иван
элементаIII. Завершение объединения русских
земель. Становление органов власти
ми беседы
Российского государства.
Судебник 1497 г.
Иван IV Грозный. Установление царской
власти. Реформы середины XVI в. Земские
соборы. Опричнина
Расширение территории государства
(присоединение Казанского и
Астраханского ханств, Западной Сибири)
Лекция с
Смутное время. Борьба против внешней
элементаэкспансии. К. Минин, Д. Пожарский.
Россия при первых Романовых. Соборное ми беседы
уложение 1649 г. Юридическое
оформление крепостного права
Церковный раскол. Никон и Аввакум.
Социальные движения второй половины
XVII в. Степан Разин.
Внешняя политика России в XVII в.
Вхождение Левобережной Украины в
состав России
1
1
1
1
7
Культура народов
нашей страны с
древнейших
времен
до конца XVII в.
8
Россия в XVIII –
середине XIX в.
9
10
11
Россия во второй
половине XIX –
начале ХХ в.
12
Российская
культура в XVIII
– начале ХХ в.
13
Становление древнерусской культуры:
фольклор, письменность, живопись,
зодчество. Формирование культуры
Российского государства.
Летописание. Андрей Рублев.
Книгопечатание. Иван Фёдоров
Преобразования первой четверти XVIII
в. Пётр I. Абсолютизм. Создание
регулярной армии и флота. Северная война.
Дворцовые перевороты. Расширение прав и
привилегий дворянства. «Просвещённый
абсолютизм» Екатерины II. Оформление
сословного строя. Социальные движения.
Е.И. Пугачёв.
Россия в войнах второй половины XVIII в.
А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков
Внутренняя политика в первой половине
XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная
война 1812 г.
Движение декабристов. Общественная
мысль во второй четверти XIX в.
Официальная государственная идеология.
Западники и славянофилы
Начало промышленного переворота
Присоединение Кавказа. Крымская война
Выполнение заданий в формате ОГЭ
Составление плана ответа
Работа с исторической картой
Работа с историческими источниками
(текст, схема; иллюстративный,
статистический материал)
Работа с понятиями и терминами
Лекция с
элементами беседы
1
Лекция с
элементами беседы
1
Лекция с
элементами беседы
1
Тренинг
1
Реформы 1860–1870-х гг. Александр II.
Отмена крепостного права.
Завершение промышленного переворота.
Формирование классов индустриального
общества
Общественные движения второй половины
XIX в.
Россия в военно-политических блоках
Промышленный подъём. Формирование
монополий. С.Ю. Витте.
Русско-японская война. Обострение
социальных противоречий в условиях
модернизации. Революция 1905–1907 гг.
Государственная дума.
П.А. Столыпин. Аграрная реформа
Светский характер культуры. Взаимосвязь
и взаимовлияние российской и мировой
культуры. Наука и образование. М.В.
Ломоносов, Н.И. Лобачевский, Д.И.
Менделеев. Литература и искусство.
Знание важнейших достижений культуры
XVIII – начала XX века
Лекция с
элементами беседы
1
Лекция с
элементами беседы
1
Тренинг
1
14
15
16
17
Знание основных дат, этапов и ключевых событий истории России и мира с
древности по настоящее время
Определение последовательности и длительности важнейших событий
отечественной и всеобщей истории
Систематизация исторической информации
Знание выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Объяснение смысла изученных исторических понятий и терминов
Использование данных различных исторических и современных источников
(текста, схем; иллюстративного, статистического материала) при ответе на
вопросы, решении различных учебных задач; сравнение свидетельств разных
источников
Работа с исторической картой
1
Работа с исторической картой
1
1
1
Список литературы
1. История России, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под
редакцией А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2021.
2. История России, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под
редакцией А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2021.
3. История России, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /Под
редакцией А.В. Торкунова - М.: «Просвещение», 2021.
4. А.Н. Боханов. История России, 19 век, 8 класс, М.,2021г.
5. Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 6
класса общеобразовательныхоргнизаций- М.: ООО «Русское слово – учебник, 2016. – 264
с. – (ФГОС.Инновационная школа);
6. Дмитриева О. В. Всеобщая история. История Нового времени. Конец 15 – 18 век:
учебник для 7 класса общеобразовательных организаций/ под ред. С. П. Карпова- М.:
ООО «Русское слово – учебник, 2017. –224 с. - (ФГОС. Инновационная школа);
7. Загладин Н.В., Всеобщая история. История Нового времени. XIX – начало XX в.:
учебник для 8 класса общеобразовательных организаций – М.: ООО «Русское слово учебник», 2017. – 248 с. – (Инновационная школа);
8. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. - М., 2021
9. Повторение и контроль знаний. История России. 6 класс. Рабочая тетрадь с
электронным тренажером. - М., 2022
10. Трещеткина И.Г. Всемирная история в таблицах и схемах. - СПб., 2021
11. Зуев М. Н. История России в схемах и таблицах: 6-11 классы. – М.: Экзамен, 2019
12. Михайловская Л. Л., Каменская И. В. Дидактический материал по истории России 619 века. – Минск: Харвест 2019.
13. Ляшенко Л. М. История России. 19 век. 8 кл.: Учебно-методическое пособие
(Дидактические материалы). – М.: Дрофа, 2020
14. ОГЭ 2025 История. Типовые экзаменационные варианты. Под ред. Артасова И.А.
Электронные дидактические пособия:
1. Мультимедийное приложение к учебнику Е. В. Пчелова История России. 17-18 века
2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006
3. История России. Хрестоматия. 6—10 классы. В 2-х частях. Электронная форма. – М.:
«Просвещение» 2015.
4. Морозов А. Ю. Картографический практикум по истории России с древнейших времен до конца
18 века: 9-11 классы. – М.: «Русское слово», 2013 (Подготовка к ГИА и ЕГЭ). Электронный вариант.
5. Повторение и контроль знаний. История России. 6 класс. Рабочая тетрадь с
электронным тренажером. - М., 2012
6. Энциклопедия «История России. 862 – 1917 гг.»
7. Хрестоматия по истории России в 2-х частях.