Адаптированная рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся 9 класса (индивидуальное обучение)

Пояснительная записка
Данная программа написана для ученика 9 класса, обучающегося по адаптированной
основной общеобразовательной программе основного общего образования, обучающихся с ЗПР.
Адаптированная рабочая программа по географии в 9 классе для обучающегося с задержкой
психического развития разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника А.И Алексеев, В.В.
Николина, Е.К. Липкина Москва.: Просвещение, 2023 .Программа определяет содержание
предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к
общеобразовательной географической подготовке школьников.
Курс «География России» – центральный в системе российского школьного образования,
выполняющий наряду с обучающей идеологическую функцию. Главная цель курса –
формирование географического образа своей Родины.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической
целостности, от общего к частному. На изучение учебного предмета отводится 8 часов за
учебный год, предусмотрено 4 практических работы.
Особенности преподавания учебного предмета для учащихся с ЗПР
При адаптации программы основное внимание обращается на овладение учащимся с
задержкой психического развития практическими умениями и навыками, на уменьшение объема
теоретических сведений, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для
обзорного или ознакомительного изучения.
Система работы с обучающимся с ЗПР направлена на формирование общих способностей
к учебной деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, преодоление
негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности,
активизацию познавательной деятельности.
Реализация коррекционно-развивающих задач предполагает организацию обучения таким
образом, чтобы в ходе каждого урока корректировались, упражнялись и, как следствие,
развивались различные психические процессы, преодолевались индивидуальные недостатки
развития.
Формы индивидуальной работы при обучении детей с ЗПР:
1. Составление карточек индивидуальных заданий по темам (карточки, схемы, таблицы,
занимательный материал, иллюстрации и т.д.)
2. Специальные индивидуальные задания на уроке.
3. Дифференцированные задания при проверочной, самостоятельной и контрольной работах.
4. Предупреждающие опросы.
5. Выполнение заданий по индивидуальным карточкам дома.
6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
7. Оказание помощи обучающемуся перед уроком.

Рекомендации, которые необходимо помнить при адаптированном обучении школьников:
1.
При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом,
составленным при подготовке домашнего задания; разрешать делать предварительные записи,
пользоваться наглядными пособиями.
2. По возможности задавать обучающемуся наводящие вопросы, которые помогут ему
последовательно изложить материал.
3. Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых обучающийся
отсутствовал по той или иной причине.
4. В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
5. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающего ученика обращается на
наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к нему с вопросами,
выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы при затруднениях в
усвоении нового материала.
6. В ходе самостоятельной работы на уроке обучающемуся по адаптированной программе
рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых им при
устных ответах или в письменных работах.
7. Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы
их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Цели и задачи изучения предмета

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях
природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем её
разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального
использования;
- владение
умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков»
международного общения
—
географическую
карту,
статистические
материалы,
современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации
различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач,
самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений
в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному
поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории;
самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
Личностными результатами изучения предмета является формирование следующих умений и
качеств:
- осознание российской гражданской идентичности и своей этнической принадлежности;
ответственное отношение к учению;
- готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию;
- постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
- приобретение опыта участия в социально значимом труде;
- осознание ценности здорового образа жизни;
- понимание основ экологической культуры.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
- планировать свою деятельность (самостоятельно, или под руководством учителя);
- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
- работать в соответствии с предложенным планом;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

- владеть основами самоконтроля и самооценки;
осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- проявлять уважительное и доброжелательное отношение к педагогу и его мнению;
- критично относиться к своему мнению.
Познавательные УУД:
- выделять главное, существенные признаки понятий;
- устанавливать причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
- сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
- классифицировать информацию по заданным признакам;
- решать проблемные задачи; - искать и отбирать информацию в учебных и справочных
пособиях, словарях;
- работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
- создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- объяснять значение ключевых понятий курса;
- работать с основными источниками географической информации;
- определять географическое положение России и ее регионов;
- определять время в различных пунктах страны;
- называть и показывать основные географические объекты;
- называть и объяснять географические закономерности и главные факторы различных
природных процессов;
-составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса по
плану;
- приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
- давать комплексную физико-географическую характеристику объектов;
- приводить примеры влияния компонентов природы на хозяйственную деятельность человека
условия жизни;
- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов;
- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
- определять экологические проблемы природных регионов;
- называть меры по охране природы;
- развитие исследовательских умений и навыков;
-развитие умения использовать географическую информацию в повседневной жизни

Планируемые результаты освоения предмета:
Выпускник научится:
- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и
населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;
- сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры
регионов и отдельных стран;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
- описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения
и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих
глобальных изменений климата;
- оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для
отдельных регионов и стран;
- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в
связи с природными и социально-экономическими факторами.
№

тема

урока

урока

Формы организации деятельности учащихся
(лекции, практикумы, семинары, игры…)

1.

Особенности
экономики России

Проблемный диалог

2.

Электроэнергетика.
Чёрная, цветная
металлургия. ТЭК.

Проблемный диалог

Сельское хозяйство
3.

4.

5.

Транспортная
инфраструктура

Центральная Россия.

Проблемный диалог

Проблемный диалог

Проблемный диалог

Примечание

6.

Москва - столица
России

Проблемный диалог

7.

Европейский
Северо-Запад

Проблемный диалог

Европейский Север
8.
Европейский Юг
9.
Поволжье
10.

11.

Поволжье.
Население,
хозяйство и
проблемы

Пространство Урала
12.

Проблемный диалог

Проблемный диалог

Проблемный диалог

Проблемный диалог

Проблемный диалог

13.

Урал: освоение
территории и
хозяйство

Проблемный диалог

14.

Пространство
Сибири

Проблемный диалог

15.

Западная и
Восточная Сибирь

Проблемный диалог

16.

Пространство
Дальнего Востока

Проблемный диалог

17.

Дальний Восток:
хозяйство и
перспективы

Проблемный диалог


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».