Рабочая программа курса по выбору «Цифровая граммотность» для обучающихся 8 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Цифровая грамотность» для
обучающихся 8 класса (далее – Программа) разработана с целью развития
прикладных навыков в области работы с цифровыми инструментами и
программами.
Общая характеристика курса «Цифровая грамотность».
Курс направлен на развитие универсальных цифровых компетенций,
которые помогут ученику успешно работать с локальными программами и в
сети Интернет, создавать цифровые продукты и эффективно решать
академические и иные задачи с помощью цифровых инструментов. Занятия
включают в себя изучение системы хранения данных, основных офисных
программ и редактора сайтов, а также освоение цифрового этикета и
знакомство с технологиями будущего.
Выпускники курса смогут создавать текстовые документы,
презентации, таблицы, формы и простые сайты, эффективно работать с
почтовым ящиком и мессенджерами. Помимо этого, результатом освоения
курса станет расширенное представление о современных цифровых
технологиях и перспективах их развития.
Цели изучения курса по выбору «Цифровая грамотность».
 развитие следующих личностных характеристик: готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию; принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению; мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития науки, значимости науки, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности; осознанный выбор будущей профессии как путь и способ
реализации собственных жизненных планов;
 овладение метапредметными умениями, а именно: самостоятельно
определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута; оценивать возможные последствия
достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и
жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе
время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения
поставленной цели; выбирать путь достижения цели, планировать
решение поставленных задач, оптимизируя материальные и
нематериальные затраты; организовывать эффективный поиск ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели; сопоставлять

полученный результат деятельности с поставленной заранеецелью; искать
и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи; критически оценивать
и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать
различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках; находить и приводить критические
аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и
разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять
целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и
способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную
траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и
ресурсные ограничения; менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности;
 овладение предметными (образовательными) умениями, а именно: знать
правила цифровой безопасности и уметь защищать свои персональные
данные; понимать устройство компьютера, ориентироваться в файловой
системе и панели управления устройством; знать основы работы с
программами пакетов Microsoft Office и Google Docs и уметь создавать
тексты, базы данных и визуальные материалы с их помощью; владеть
навыками безопасного и эффективного поиска информации в Интернете;
эффективно и экологично общаться в онлайн-пространстве; иметь
представление о технологиях будущего и использовать их для решения
практических задач.

Содержание курса
Раздел 1. Введение
1.1. Цифровая действительность вокруг нас
Цифровые ресурсы. Онлайн-коммуникация. Компьютеризация.
Ключевые навыки для успешной работы в современной цифровой среде.
Раздел 2. Освоение интернет-пространства
2.1. Цифровая безопасность
Кибербезопасность.
Надежные
пароли
и
двухфакторная
аутентификация. Вирусы и защита от них. Сертификат безопасности сайта.
Файлы cookies. Цифровой след. Правила общения в сети.
2.2. Интернет и поиск
Поисковые запросы. Корректировка поиска с помощью настроек
поисковика. Поиск по картинке. Голосовой поиск. Перевод страницы.
2.3. Основы медиаграмотности
Умение ориентироваться в информационном пространстве как важная
часть новостной грамотности. Оценка надежности источника информации и
идентификация фейков. Что должен знать начинающий медиаспециалист?
Раздел 3. Техническая грамотность
3.1. Работа с текстами в Яндекс.Документы и MS Word
Работа с облаком: настройка доступов. Создание и сохранение файлов.
Панель инструментов Яндекс.Документов и MS Word. Форматирование
текстовых документов. Работа со шрифтом, кеглем, полями и отступами.
Параметры копирования и вставки текста. «Горячие клавиши». Создание
маркированных списков. Заголовки и оглавление. Шаблоны документов.
Режимы просмотра, чтения, редактирования и рецензирования. Подготовка
документа к печати.
3.2. Работа с таблицами в Яндекс.Таблицы и MS Excel
Основные элементы электронной таблицы и принципы ее
организации. Панель инструментов Яндекс.Таблицы и MS Excel. Книга, лист
и ячейка. Форматирование таблиц. Закрепление строк и столбцов.
Сортировка данных. Относительные и абсолютные ссылки. Формулы
СУММ, ЕСЛИ, СРЗНАЧ, МИН, МАКС, СУММЕСЛИ, СЧЁТЕСЛИ, ВПР.
Подготовка таблицы к печати.
3.3. Создание презентаций в MS Power Point и Яндекс.Презентации
Панель инструментов MS PowerPoint и Яндекс.Презентации. Шаблоны
презентаций и слайдов. Добавление текста, изображений и иных
медиаматериалов. Режимы редактирования и просмотра файлов. Структура
презентации. Общие правила дизайна презентаций и современные тренды.
Создание эстетичных слайдов с использованием фигур и встроенной панели
инструментов. Специальные эффекты и анимация. Сохранение презентаций
в разных форматах.
3.4. Создание форм в Яндекс.Форма
Панель инструментов Яндекс.Форма. Шапка и стиль формы.
Различные типы вопросов. Разделы формы. Настройка пути респондента.
Тест на базе Яндекс.Формы и настройка правильных ответов. Сбор ответов

и их выгрузка.
3.5. Создание сайтов в конструкторе
Основные принципы работы в редакторе Tilda.cc. Работа с типовыми
блоками. Базовые настройки сайта. Подключение домена и контактных
форм. Создание собственного сайта и его наполнение.
3.6. Социальные сети как информационный ресурс
Классификация актуальных социальных сетей и мессенджеров.
Возможности работы. Виды материалов.
Раздел 4. Цифровой этикет
4.1. Экологичная коммуникация в мессенджерах
Этикет в виртуальном общении и правила онлайн-вежливости.
Обращение в переписке. Структура информационного сообщения.
Форматирование текста. Использование эмоджи, стикеров, голосовых и
видеосообщений.
4.2. Правила работы с почтой
Структура письма: адресат, тема, тело письма, подпись. Настройка
папок и фильтров. Настройка подписи. Отправка и пересылка писем. Защита
от спама и фишинговых рассылок.
Раздел 5. Технологии будущего
5.1. Искусственный интеллект и машинное обучение
История появления и развития искусственного интеллекта.
Современный
искусственный
интеллект.
Области
применения
искусственного интеллекта. Машинное обучение и практические сферы его
применения. Профессии в области развития искусственного интеллекта и
машинного обучения.
5.2. Нейронные сети: практикум
Принцип работы нейронных сетей. Генерация текстов в ChatGPT.
Создание иллюстраций и презентаций с помощью нейронной сети.















Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате освоения курса обучающиеся научатся:
понимать возможности и опасности цифровой
среды; защищать свои персональные данные и
аккаунты в сети;
пользоваться браузерами и поисковиками, быстро, безопасно и
эффективно находить информацию в Интернете, корректно
формулировать поисковый запрос;
выполнять операции с окнами, папками и файлами;
знать основные локальные и онлайн-программы для работы с
различными типами документов;
создавать документы в облаке и настраивать совместный
доступ к ним; ориентироваться в клавиатуре, знать
основные «горячие клавиши»; форматировать текст в
документах, таблицах и презентациях; выстраивать
структуру документа с помощью заголовков;
создавать и редактировать таблицы, использовать формулы для
упрощения обработки данных, настраивать фильтры и папки;
создавать красивые и функциональные
презентации; создавать сайты в
конструкторе Tilda.cc;
проводить онлайн-опросы и тесты с использованием Google
Forms; сохранять файлы в нужном разрешении и готовить
документы к печати;
понимать принцип работы электронной почты, создавать свой
электронный ящик, проверять сообщения, настраивать фильтры и
папки, отправлять письма;
эффективно и экологично общаться в онлайн-пространстве;
понимать возможности технологий будущего и уметь их
использовать для решения практических задач;
создавать свои собственные проекты в онлайн-среде.

Тематическое планирование курса
Тема
Раздел 1. Введение: Цифровая
действительность вокруг нас.
Диагностика Цифровой
граммотности
Раздел 2. Освоениеинтернетпространства: Цифровая безопасность
Интернет и поиск. Основы
медиаграмотности

Кол- во
ЭОР
часов
https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/9536362?menuReferrer=catalogue
1

1

https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/lesson/be05adc3-1aaf-4591-89e42196f4951e73?backUrl=%2F05%2F07
https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/lesson/be05adc3-1aaf-4591- 89e42196f4951e73?backUrl=%2F05%2F07
https://lib.myschool.edu.ru/content/2568

Раздел 3. Техническая грамотность

10

3.1. Работа стекстами

2

3.2. Работа стаблицами

2

3.3. Создание презентаций

2

3.4. Созданиеформ
3.5. Создание сайтов в конструкторе

1
2

https://support.google.com/docs/topic/9046002?hl=ru&ref_topic=1382883&sj
id=11487298635610664784-EU
https://support.google.com/docs/topic/9046002?hl=ru&ref_topic=1382883&sj
id=11487298635610664784-EU
https://support.google.com/docs/topic/9052835?hl=ru&ref_topic=1382883&sj
id=11487298635610664784-EU
https://support.google.com/a/users/answer/9991170?hl=ru
https://tilda.education/ru/

3.6. Социальные сети как информацио
нный ресурс
Раздел 4.
Цифровой этикет: Экологичная
коммуникация в мессенджерах. Правила
работы с почтой
Раздел 5. Технологи ибудущего
5.1.Искусственный интеллект и машинное
обучение
5.2. Нейронные сети: практикум

1

https://uchebnik.mos.ru/material/app/305961?menuReferrer=catalogue

1

https://uchebnik.mos.ru/material_view/atomic_objects/7795574?menuReferrer
=catalogue
https://yandex.ru/support/mail/

Итоговая практическая работа

1

3
1

https://uchebnik.mos.ru/material/app/322307?menuReferrer=catalogue

2

https://uchebnik.mos.ru/material/app/98258?menuReferrer=catalogue


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».