ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса по «финансовой грамотности» для
учащихся 10-11классов. Программа рассчитана на 68 часов, 34 часа в 10 классе
и 34 часа в 11 классе. часов. Данный курс способствует формированию
универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании
образования при введении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО). Дети с ОВЗ обучаются
в инклюзивных классах и осваивают данную программу курса по выбору
совместно со всеми обучающимися.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы
и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и
услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к их решению они часто не
готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше
возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад,
и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты
плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент
времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний,
которыми мы располагаем.
Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому.
Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой
грамотности, мы действительно сделаем первый шаг к массовому
финансовому образованию.
Обучение основам финансовой грамотности в школе является
актуальным, так как создает условия для развития личности подростка,
мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального
самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения.
Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся
применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в
обществе.
Обеспечивая
выполнение
Федеральных
государственных
образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного
образования для учащихся всех категорий, школа создаёт условия для
получения дополнительного экономического образования, в том числе его
прикладных аспектов - финансовой грамотности, основ потребительских
знаний в 10 классах в рамках факультативного курса.
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию, что достигается путём сознательного, активного
присвоения учащимися социального опыта. При этом знания умения и навыки
(ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Универсальные учебные действия (УУД) - это обобщённые действия,
обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойственен
широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном
материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении
других предметов. В этой связи, реализация программы «Основы финансовой
грамотности», выступает развивающим пространством способствующим
формированию универсальных учебных действий школьников на
экономическом содержании образования.
Целесообразность
программы «Основы финансовой грамотности»
заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами
деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью
и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено
в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях
образования.
В осуществлении данного курса участвуют обучающиеся 10 классов. С
целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС
разработана программа «Основы финансовой грамотности».
Новизной данной программы является направленность курса на
формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе
построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим
применением, пониманием и использованием финансовой информации. На
настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование
ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них
формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки
согласно ФГОС последнего поколения.
Цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и
обоснованные решения в области управления личными финансами,
способности реализовать эти решения;
-создание
комфортных
условий,
способствующих
формированию
коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к
экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной
необходимости.
Задачи:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки по
повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического
образования учащихся;
- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества
и инструментах управления личными финансами;
- овладение умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формирование опыта применения знаний о финансовых институтах для
эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формирование основ культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики;
- воспитание ответственности за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе
организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии,
основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного
процесса, критическом анализе полученной информации различного типа,
деятельностные технологии, проектная, исследовательская деятельность,
игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной
деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении
(репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практикоориентированные экономические задачи (продуктивная деятельность).
Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения курса
«Основы финансовой грамотности»
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть
практическими
навыками
планирования
и
оценки
собственных
экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными
финансами.
Требования к уровню подготовки учащихся
Предметные результаты:
-приобретение школьниками компетенций в области финансовой
грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции
личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того,
изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия
грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге
поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты:
-развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе
сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и
прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков
менеджмента.
Личностными результатами:
-воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе
целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее
собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и
государства.
Данный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что
повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным
как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для
личностного развития ученика.
Содержание программы:
Освоение содержания факультативного курса «Финансовая грамотность»
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня
обществознания, истории, технологии, математики.
Содержание элективного курса «Финансовая грамотность» (10-11
класс)
10 класс
Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские
карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать
и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники
рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции
на валютном рынке: риски и возможности.
Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование
как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага:
поговорим о
личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но
проверяй, или несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной
грамотности.
Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и
как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в
собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими
финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить.
Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в
семейный бюджет.
Тема 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или
как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные
ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный
бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита
индивидуальных финансовых проектов. Зачёт.
Содержание элективного курса «Финансовая грамотность» (10-11 класс)
11 класс
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
(8 ч)
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным
программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в
пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных
программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной
информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах;
формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на
рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям. Формирование
навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач
на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч.)
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана;
самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал,
доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг,
менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической
ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и
кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться
на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть
осторожным
с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах
компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной
информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в
беду» (9 ч)
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных
сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на
страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного
страхования; поиски интерпретация актуальной информации в сфере
страхования; чтение договоров страхования. Зачёт.
Тематическое планирование элективного курса «Финансовая
грамотность» (10-11 класс)
Название раздела
Банковская система: услуги и
продукты
Фондовый
рынок:
как
его
использовать для роста доходов
Страхование: что и как надо
страховать
Собственный бизнес
Основы налогообложения
Личное финансовое планирование
10 класс
(кол- во
часов)
6
6
4
4
6
8
Итого:
34
Название раздела
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Собственный бизнес: как создать и не
потерять
Риски в мире денег: как защититься
от разорения
Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в беду
Итого:
Всего
11 класс
(кол- во
часов)
8
11
6
9
34
68
Календарно – тематическое планирование по элективному курсу
«Финансовая грамотность», (10 класс, 34 часа)
Наименование
раздела
Банковская
система: услуги и
продукты
Тема урока
Основные понятия
кредитования. Виды
кредитов.
Основные понятия
кредитования. Виды
кредитов.
Основные понятия
кредитования. Виды
кредитов.
Условия кредитов
Что такое кредитная
история заемщика?
Фондовый рынок:
Расчеты размеров
как его использовать выплат по различным
видам кредитов.
Страхование: что и
как надо страховать
Собственный
бизнес
Основы
налогообложения
Кол-во
часов
Примерная дата
проведения
1
2-7 сентября 2024 г.
1
2-7 сентября 2024 г
1
16-21 сентября 2024 г
2
16-21 сентября 2024 г
30 сент-05 окт 2024 г.
30 сент-05 окт 2024 г.
1
3
14-19 октября 2024 г
14-19 октября 2024 г
4-9 ноября 2024 г
Виды депозитов.
2
4-9 ноября 2024 г
18-23 ноября 2024 г
Условия депозитов.
1
18-23 ноября 2024 г
Виды страхования в
России
1
2-8 декабря 2024 г
Страхование имущества
Личное страхование.
1
1
2-8 декабря 2024 г
16-22 декабря 2024 г
Страховые продукты.
Валютный курс.
1
2
16-22 декабря 2024 г
13-19 января 2025 г
13-19 января 2025 г
Банковские карты.
2
Налоговый кодекс РФ.
1
27янв-02 февр 2025 г
27янв-02 февр 2025 г
10-16 февраля 2025 г
Виды налогов в РФ.
1
10-16 февраля 2025 г
Обязанность и
ответственность
налогоплательщиков.
Налоговые льготы в
РФ.
1
24 фев-02марта 2025 г
1
24 фев-02марта 2025 г
Налоговый
инспектор
Экскурсия
в
налоговую
инспекцию
Личное финансовое Роль денег в нашей
планирование.
жизни.
1
10-16 марта 2025 г
1
10-16 марта 2025 г
1
7-13 апреля 2025 г
Семейный бюджет.
1
7-13 апреля 2025 г
Личный бюджет.
Личные финансовые
цели.
Составление личного
финансового плана.
Защита своего личного
финансового плана
Зачёт
Итого:
1
1
21-27 апреля 2025 г
21-27 апреля 2025 г
1
5-11 мая 2025 г
1
5-11 мая 2025 г
2
34
19-25 мая 2025 г
Календарно – тематическое планирование по элективному курсу
«Финансовая грамотность», (11 класс, 34 часа)
Наименование
раздела
Тема урока
Колво
часов
Примерная
дата
проведения
Обеспеченная
старость:
возможности
пенсионного
накопления
Что такое пенсия и кому она
положена
1
2-8 сентября
2024 г.
От чего зависит размер пенсии как
его увеличить
1
2-8 сентября
2024 г
Как выбрать программу
пенсионного накопления
1
16-22 сентября
2024 г.
Обучающая
1
30 сент-6 окт.
2024 г.
1
30 сент-6 окт.
2024 г.
игра «Выбери
свой
негосударственный пенсионный
фонд»
Поиск
актуальной
информации на сайте
Пенсионного
фонда РФ, а
также других ресурсах
Собственный
бизнес: как
создать и не
потерять
Риски в мире
денег: как
защититься от
разорения
Творческое
занятие
– эссе
«Пенсионеры
— это самое
дорогое, что есть у государства».
(М. Гуськов)
1
Решение практических задач и
тестов по теме «Риски в мире
денег:как защититься от
разорения».
2
14-20 октября
2024 г
21-27 октября
2024
Как создать стартап
1
21-26 октября
2024
Кто может помочь в создании
стартапа
1
11-16 ноября
2024 г
Как разработать реальный
бизнес-план
1
11-16 ноября
2024 г
Расходы и доходы в
собственном бизнесе
Налогообложение малого и
среднего бизнеса
С какими финансовыми рисками
может встретиться бизнесмен
Игра «Создаём свой бизнес»,
подготовительный этап
Игра «Создаём свой бизнес»,
часть II: этап игрового
моделирования
Игра «Стартап»
1
25 ноя-30ноя
2024 г
1
25 ноя-30ноя
2024 г
1
9-14 декабря
2024 г
1
9-14 декабря
2024 г
1
23-28 декабря
2024 г
1
13-18января
2025 г
Решение практических задач и
тестов по теме "Собственный
бизнес: как создать и не потерять"
2
Какие бывают финансовые риски.
1
13-18 января
2025 г
27янв-01 февр
2025 г
27янв-01 февр
2025 г
Что
такое
финансовое
мошенничество.
И
как
строятся финансовые
пирамиды
Как управлять
инвестиционными рисками
1
10-15 февраля
2025 г
1
10-15 февраля
2025 г
14-20 октября
2024 г
Страхование:
что и как надо
страховать,
чтобы не
попасть в беду
Коммуникативный
семинар
«Как избежать мошенничества
в сфере финансов?»
Решение практических задач и
тестов по теме «Риски в мире
денег: как защититься от
разорения»
1
24 фев-01марта
2025 г
2
24 фев-01марта
2025 г
10-15 марта
2025 г
Управление рисками и
страхование
1
10-15 марта
2025 г
О правильном страховании
1
Идентификация рисков и
выбор страховой защиты
Как
правильно
выбрать
страховщика
и
не
переплатить за страхование
1
31марта-05
апреля 2025 г
31марта-05
апреля 2025 г
1
14-19 апреля
2025 г
Как правильно заключить
договор страхования и защитить
свои
права при страховом
случае
Коммуникативный семинар
«Критерии выбора страховой
компании».
Игра «Хочу застраховать жизнь
и здоровье»
Зачёт
1
14-19 апреля
2025 г
1
5-11 мая 2025 г
1
5-11 мая 2025 г
2
19-25 мая 2025
г
Итого:
34
Список источников
1. А.П. Архипов Азбука страхования: Для 10-11 классов
общеобразовательных учреждений М.: Вита-Пресс, 2010 г.
2. Ю.В. Брехова, Д. Ю. Завьялов, А. П. Алмосов Финансовая грамотность.
10-11 классы. Учебная программа М.: Вита-Пресс, 2016 г.
3. Н.И. Берзон Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 1011классы М.: Вита-Пресс, 2011 г.
4. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012
г.
5. В.С. Савенок Как составить личный финансовый план и как его
реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
6. Толкачёва С. В. Общестенные науки. Финансовая грамотность. Цифровой
мир. Методические рекомендации. 10—11 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций: базовый уровень/С.В.Толкачёва, Е. Б. Хоменко,
А.Г.Кузнецова. — М.: Просвещение, 2021г.
7. Толкачёва С.В. Финансовая грамотность. Цифровой мир:учебное пособие
для общеобразовательных организаций. Москва: Просвещение, 2019 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
1. www.nlu.ru
2. www.banki.ru
3. www.banki.ru
4. www.nalog.ru
5. www.prostrahovanie.ru