I.
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач образования является формирование
функционально
грамотной
личности, обладающей не только
предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы
функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в
том числе и через приобщение детей к художественной культуре.
Обучение их
умению видеть прекрасное в жизни и искусстве,
эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно
формулировать своё мнение о них, а также – умению пользоваться
полученными практическими навыками в повседневной жизни и в
проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной).
Эти навыки и
умения, безусловно, обогащают внутренний мир
учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им
возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.
Рабочая программа логически продолжает развитие идеи начальной
школы - способствует развитию художественно-творческих способностей
учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительнообразной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства; освоению знаний об изобразительном искусстве как
способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; овладению
умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами
изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению,
воображению); формированию устойчивого интереса к изобразительному
искусству, способности воспринимать его исторические и национальные
особенности.
Программа адаптирована для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц.
Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала
детьми с ОВЗ.
Представленная программа, сохраняя основное содержание образования,
принятое для массовой школы, отличается тем, что предусматривает
коррекционную направленность обучения.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по
«ИЗО» для детей с ОВЗ практически не отличается от программы массовой
школы. Эти отличия заключаются в: коррекционной направленности каждого
урока; оказании индивидуальной помощи обучающимся; отборе материала для
урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор
разноплановых заданий.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели
и задачи, а также содержание, программа составлена в расчете на обучение детей
с ОВЗ.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом меж-предметных и внутри-предметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация
программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
(приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для
общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Данная рабочая программа для 7 класса составлена на основе авторской
программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный
труд» ( 1- 9 классы): прогр./Сост.Б.М.Неменский.- Москва: Просвещение, 2013.
учебниками (включенными в Федеральный перечень): Неменский Б. М.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 7 класса. М.: Просвещение, 2010;
Цель:
эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и
потребность постоянного общения с искусством
развитие личности ребенка путем включения его в различные виды ценностной
человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
развитие чувства композиции, дизайнерского подхода к оформлению плоских и
объёмных форм
приобщение к искусству фотографии, кино
Задачи:
• формировать художественную компетентность зрителя
• развивать способность сопереживать и нравственно - эстетическую
отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве
• формировать художественную культуру учащихся, знакомить с историей
культуры, её национальных особенностей
- формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и
художественного опыта народов разных стран;
- формирование умения видеть национальные особенности искусства
различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.
Коррекционно - развивающие задачи:
При изучении данного курса решаются следующие коррекционно-развивающие
задачи:
1. расширение кругозора обучающихся; повышение их адаптивных
возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
2. обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных
наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и
продуктивной деятельности;
3. систематизация знаний и представлений, способствующая повышению
интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного
материала по другим учебным дисциплинам;
4. уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной
монологической речи;
5. улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти,
активизация познавательной деятельности;
6. активизация умственной деятельности (навыков планомерного и
соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной
классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
II.Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству
как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и
самопознания, формирование эмоционального и осознанного
отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика
средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря
развитию современных информационных технологий
современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати двадцатилетней
давности
гораздо
больше
информированы,
рациональнее и логичнее мыслят, но в тоже время у многих из них
существуют проблемы с эмоционально – образным мышлением и
восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом,
чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать
произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой –
обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
III. Особенности курса:
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и
сориентированным на практические занятия в области
овладения
первичными
навыками
художественной
и
изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того,
что объёмы учебников ограничены, а
представления об искусстве у современных младших школьников, как
правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегчения
восприятия необходимой для освоения курса информации максимально
использовать имеющийся у детей жизненный опыт именно на его основе
объяснять им смысл главных понятий изобразительного искусства,
постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие
термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с
помощью выполнения практических заданий, данных в рабочих
тетрадях. При этом необходимо учить детей не стесняться эмоционально
реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй
произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и
практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии
выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно
построить
алгоритм
выполнения
аналогичных
заданий.
Это
способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего
опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое
дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается
представление о структуре изобразительного искусства и его месте в
жизни
современного
человека,
одновременно
развивается
эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства,
возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих
силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3)Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт
индивидуальности
ученика,
дифференциация
по уровням
выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность
результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования
своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения
используют полученные знания во время выполнения конкретных
практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть
поздравительные открытки, календари, театральные спектакли,
плакаты и панно для оформления класса. Решение проблемных
творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления
практической направленности обучения проводится коррекционная работа,
которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие
артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие
восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция
– развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах
предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и
ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать,
анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение
работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование
умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия
решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и
адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою
деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция
нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств
языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ОВЗ:
Подбор
заданий,
максимально
возбуждающих
активность
ребенка,
пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих
разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к
детям с ОВЗ. Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных
заданий.
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в
нем веры всвои силы.
Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
IV.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и
примерными программами общего образования для обязательного
изучение предмета «Изобразительное искусство» в 7 классах отводится
34часа (1час в неделю),а для индивидуального обучения 0.5час в
неделю(17 час)
V. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства
необходимо постоянно делать акцент на
гуманистической
составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота,
добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм,
ценность природы и человеческой жизни.
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих
представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной
полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство
своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов. В основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за
шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи,
объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом
формируемого мироотношения. Связи искусства с жизнью человека, роль
искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в
развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса. Программа
построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе
взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение
жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на
основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности
является важным условием освоения детьми программного материала.
Стремление к выражению своего отношения к действительности должно
служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач
курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности
углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является
залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна
быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это
возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта.
Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми,
связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит
развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать
словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в
искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание
художественного образа в форме художественных действий. Для этого
необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной
выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению —
основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства:
его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный
опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного
опыта поколений и эмоционально - ценностных критериев жизни.
Развёрнутое тематическое планирование по изобразительному искусству
для 7 классов составлено на основе Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования. Федеральный базисный учебный план
для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 ч для обязательного
изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 7 классах, но для
индивидуального обучения данным образовательным учреждением выделено 17
часов, из расчета 0,5 ч в неделю.
Количество часов по четвертям:
1четверть – 4 ч; 2 четверть – 4ч; 3 четверть – 5ч;
4 четверть – 4 ч
( 7 класс)
Основные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся к концу
7 класса в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом и с учётом примерной программы.
Обучающиеся должны знать:
- место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие
начала и специфику;
- особенности образного языка конструктивных видов искусства;
- единство функционального и художественно-образных начал и их социальную
роль;
- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
- тенденции современного конструктивного искусства.
Учащиеся 7 класса научатся
— конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать
архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
— работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и
проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать основные
объемно-пространственные объекты.
— использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета,
объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
— владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
— создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
— работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
— использовать разнообразные материалы.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает
распределение предметных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Реализация
программы обеспечивается нормативными документами:
Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования
(приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для
общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
Данная рабочая программа для 7 класса составлена на основе авторской
программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный
труд» (1- 9 классы): прогр./Сост. Б. М. Неменский.- Москва: Просвещение, 2009.
учебниками (включенными в Федеральный перечень): А.С. Питерских., Г.Е.
Гуров «Дизайн и архитектура в жизни человека», Учебник для 7 класса. - М.:
Просвещение, 2010;
Мой костюм – мой облик. Дизайн современной одежды.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн».
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки –
конструктивные искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметнопространственной среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни
людей в разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи
сохранения культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного
развития. Единство функционального и художественного – целесообразности и
красоты.
Графический дизайн.
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой
деятельности. Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква,
текст и изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе
сочетания геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость
элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и
асимметрия, динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент,
замкнутость или открытость композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным
ритмическим расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства. Функциональные
задачи цвета в конструктивных искусствах.
Цвет и законы колористики. Применение локального цвета. Цветовой
акцент, ритм цветовых форм, доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне. Форма буквы
как изобразительно-смысловой символ.
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический
символ. Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при
соединении текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык
плаката. Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе,
поздравительной открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала.
Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги,
журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или
на основе компьютерных программ.
Макетирование объёмно-пространственных композиций.
Композиция
плоскостная
и
пространственная.
Композиционная
организация пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа»
пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы
его обозначения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных
композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном
макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление
простых объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние
объёмов и их сочетаний на образный характер постройки.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в
изменении архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная
конструкция – архитектура сводов, каркасная каменная архитектура,
металлический каркас, железобетон и язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и
её форма. Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ
формы через выявление сочетающихся объёмов. Красота – наиболее полное
выявление функции предмета. Влияние развития технологий и материалов на
изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и
материала изготовления.
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее
значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы
объектов архитектуры и дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с
использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как
отражение эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития
производственных
возможностей.
Художественно-аналитический
обзор
развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной,
художественной и материальной культуры разных народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в
предметно-пространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в
виде аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по
фотографиям и другим видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и
эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в
архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня
материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема
урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного
города
Пространство городской среды. Исторические формы планировки
городской среды и их связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве. Выполнение
практических работ по теме «Образ современного города и архитектурного
стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических
кварталов и значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых
архитектурных форм и архитектурного дизайна в организации городской среды
и индивидуальном образе города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство
пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и
прочие), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и
другое.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение
его интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи.
Интерьер как отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства.
Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в
образно-стилевом решении интерьера» в форме создания коллажной
композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской
усадебной территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции
графического языка ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в
виде схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной
организации среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование.
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа
и индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей.
Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада.
Дизайн предметной среды в интерьере частного дома. Мода и культура как
параметры создания собственного костюма или комплекта одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и
формы. Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни,
как бизнес и в качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура
и подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в
костюме. Роль фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн
современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной,
вечерний и карнавальный. Грим бытовой и сценический.
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального
поведения, рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и
строительства нового мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с
ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся,
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям,
социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ
российской идентичности, ценностные установки и социально значимые
качества личности, духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение
обучающихся к культуре, мотивацию к познанию и обучению, готовность к
саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
1)Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций,
истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её
архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание
патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной
духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых
различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте
отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении
истории народного искусства, его житейской мудрости и значения
символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе
собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который
учится чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию
художественного образа.
2)Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное
приобщение обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным
ценностям. При этом реализуются задачи социализации и гражданского
воспитания обучающегося. Формируется чувство личной причастности к жизни
общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит
изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются
интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных
национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также
участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению
чувства личной ответственности.
3)Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в
себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие
которого составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на
развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоциональнообразной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует
росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена
общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на
занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых
ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду,
культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни.
4)Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это
воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра
эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое,
высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в
создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры,
надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является
важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений
обучающихся.
Способствует
формированию
ценностных
ориентаций
обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию,
отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности,
способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции.
Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду,
искусству, культурному наследию.
5)Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то
есть в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир.
Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки
исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на
уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурноисторической направленности.
6)Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, формирование нравственно-эстетического отношения к
природе воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения
природы, её образа в произведениях искусства и личной художественнотворческой работе.
7)Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с
освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта
трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки
практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование
умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления,
удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются
качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой
деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы,
работы в команде – обязательные требования к определённым заданиям
программы.
8)Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет
значение
организация
пространственной
среды
общеобразовательной
организации. При этом обучающиеся должны быть активными участниками (а
не только потребителями) её создания и оформления пространства в
соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как
и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной
организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на
формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни
обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные
представления и сенсорные способности как часть универсальных
познавательных учебных действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным
основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять положение предметной формы в пространстве;
обобщать форму составной конструкции;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства,
зрительного образа;
структурировать предметно-пространственные явления;
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и
предметов между собой;
абстрагировать
образ реальности в построении плоской или
пространственной композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных
действий:
выявлять
и характеризовать существенные признаки явлений
художественной культуры;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций
эстетических категорий явления искусства и действительности;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно,
по назначению в жизни людей;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала
по установленной или выбранной теме;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам
наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои
позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии,
для поиска и отбора информации на основе образовательных задач и
заданных критериев;
использовать электронные образовательные ресурсы;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в произведениях
искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему
в различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте,
таблицах, схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать искусство в качестве особого языка общения –
межличностного (автор – зритель), между поколениями, между
народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к
эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями
участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта
интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать
цель совместной деятельности и строить действия по её достижению,
договариваться,
проявлять готовность руководить,
выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли
в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как часть универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат
выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели
совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей
учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к
используемым материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля
как часть универсальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального
интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного
восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать,
понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с
педагогами и межвозрастном взаимодействии.
Количество часов
№
п/
п
Тема урока
Всег
о
Контрольн
ые работы
Практичес
кие
работы
Дата
изучения
1
Архитектура и
дизайн –
конструктивны
е виды
искусства
1
07.09.2023
2
Основы
построения
композиции
1
14.09.2023
3
Прямые линии
и организация
пространства
1
21.09.2023
4
Цвет –
элемент
композиционн
ого творчества
1
28.09.2023
5
Основы
1
26.10.2023
Электронны
е цифровые
образовател
ьные
ресурсы
дизайна и
макетировани
я плаката,
открытки
6
От
плоскостного
изображения к
объемному
макету
1
16.11.2023
7
Важнейшие
архитектурные
элементы
здания
1
07.12.2023
8
Вещь как
сочетание
объемов и
образа
времени
1
14.12.2023
9
Образ
материальной
культуры
прошлого
1
18.01.2024
Проверочная
работа.
10
Пути развития
современной
архитектуры и
дизайна
1
1
25.01.2024
11
Практическая
работа «Образ
современного
города и
архитектурног
о стиля
будущего»
1
01.02.2024
12
Дизайн
пространствен
1
15.02.2024
нопредметной
среды
интерьера
13
Организация
архитектурноландшафтного
пространства
1
22.02.2024
14
Дизайн-проект
территории
парка
1
07.03.2024
15
Проект
организации
пространства и
среды жилой
комнаты
1
04.04.2024
16
Мода и
культура.
Стиль в
одежде
1
18.04.2024
17
Итоговый тест
1
1
17
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
16.05.2024
0
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство, 7 класс/ Питерских А.С., Гуров Г.Е.; под редакцией
НеменскогоБ.М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Изобразительное искусство: 8-й класс: учебник, 8 класс/ Питерских А. С.; под ред.
Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
методическое пособие, технологические карты, плакаты, репродукции,
демонстрационный материал (ДПИ, геометрические тела)
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИИНТЕРНЕТ