ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета «обществознание»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФАООП ООО, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учѐтом федеральной
рабочей программы воспитания. ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) представляет собой образовательную
программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации
обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых
образовательных потребностей, обеспечивающую коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию. ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР
предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими
адаптированную основную общеобразовательную программу начального
общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в
пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного
общего образования.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности,
готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной
информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной,
социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в
формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих
возможностей и осознанию своего места в обществе.
Целями обществоведческого образования на уровне основного общего
образования являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных интересов, приверженности правовым принципам,
закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве
Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее
социализации - в подростковом возрасте, становление ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста;
освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой
деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать
из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение
способов
познавательной,
коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах;
для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся с задержкой психического
развития.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной
саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления
высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих
познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР
типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и
коммуникативных способностей. При организации обучения на уровне
основного
общего
образования
следует
учитывать
особенности
познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы
обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с
задержкой психического развития получают образование, соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения, планируемым
результатам основного общего образования нормативно развивающихся
сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности.
Место учебного предмета «обществознание» в учебном плане
В соответствии с учебным планом обществознание изучается в 7 классе.
составляет 0,5 ч час.
Планируемые предметные результаты
Планируемые предметные результаты предусматривают специфику
речевого развития обучающихся и предусматривают наличие структурирующей
помощи при работе с текстами, в частности, использование заданных планов
при пересказах и составлении собственных текстов на исторические темы,
алгоритмов анализа исторических явлений, предварительного анализа,
коллективную работу при создании презентаций, рефератов, особенно на
начальных этапах обучения на уровне основной школы.
Оценивание результатов освоения программы
При оценке результатов по освоению адаптированных образовательных
программ по обществознанию, необходимо учитывать уровень возможностей
каждого обучающегося, исходя из структуры нарушения речи, тяжести
речевого недоразвития и вторичных отклонений.
Система оценивания включает в себя две составляющие (качественную и
количественную). Качественная составляющая обеспечивает всестороннее
видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные
характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение
к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и
других характеристик. Количественная составляющая позволяет сравнивать
сегодняшние достижения обучающегося с его же успехами некоторое время
назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает
наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого
обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием
доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой
нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку
ответа, применение дополнительных стимулирующих приемов (давать задания
поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и
другие приемы).
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и
навыков обучающихся с ТНР. При оценивании устных ответов принимается во
внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение
практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое
оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать
самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка "4" ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки "5", но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя; отмечается аграмматизм.
Оценка "3" ставится, если обучающийся частично понимает тему,
излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в
постоянной помощи учителя.
Оценка письменных работ не снижается за грамматические и
дисграфические ошибки. Исключения составляют случаи написания тех слов и
словосочетаний, которые широко используются на уроках обществознания.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими
для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного
состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена
гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все
однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве
исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл,
если это не связано с нарушением моторики у обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения в 7 классе
Социальн Общественные
ценности.
Свобода
и
ответственность
ые
гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
ценности и Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и
нормы.
поведения человека в обществе. Виды социальных норм.
Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства
человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка
поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных
норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники
как
правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая
участник
оценка поступков и деятельности человека. Правомерное
правовых поведение. Правовая культура личности.
отношений Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и
.
преступление. Опасность правонарушений для личности и
общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской
Федерации.
Конституционные
обязанности
гражданина Российской Федерации. Права ребѐнка и
возможности их защиты.
Основы
Конституция Российской Федерации - основной закон. Законы и
российског подзаконные акты. Отрасли права. Основы гражданского права.
о права.
Физические и юридические лица в гражданском праве. Право
собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор куплипродажи. Права потребителей и возможности их защиты.
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых
отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека,
общества и государства. Условия заключения брака в Российской
Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав
и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их
права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и
прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха.
Особенности правового статуса несовершеннолетних при
осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые
проступки
и
гражданско-правовая
ответственность.
Административные
проступки
и
административная
ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная
ответственность. Преступления и уголовная ответственность.
Особенности
юридической
ответственности
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации.
Структура правоохранительных органов Российской Федерации.
Функции правоохранительных органов.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в
обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как
усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального
многообразия.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные
нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и
общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и
зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль
в жизни человека, общества и государства. Основные признаки
права. Право и мораль: общее и различия. Социализация
личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся
поведение.
Опасность
наркомании
и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учѐтом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учѐтом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех
основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по
годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
изучения обществознания воплощают
традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности,
принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на
решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к
достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям,
боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам
России, государственным праздникам, историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать
свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни, осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде, способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели, умение принимать себя и других, не осуждая, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города,
края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность, интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося
к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений
и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать
оптимальную
форму
представления
информации;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчѐта перед группой.
3.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;
приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций
морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных
норм;
классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и
элементы;
сравнивать отдельные виды социальных норм;
устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и
человека;
использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности социальных норм;
определять
и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к
явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей;
к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения
человека в обществе;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах
морали, проблеме морального выбора;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций в СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека;
оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их
соответствия нормам морали;
использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной
жизни;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ (заявление);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур.
Человек как участник правовых отношений
осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как
социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и
общества;
характеризовать право как регулятор общественных отношений,
конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации,
права ребѐнка в Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают
правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; способы защиты прав ребѐнка в Российской
Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и
общества;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные
признаки;
сравнивать
(в том числе устанавливать основания для сравнения)
проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14
лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия
гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности;
между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его
юридической ответственностью;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли
права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое
поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и
противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления
личного
социального
опыта
при
исполнении
типичных
для
несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена
ученической общественной организации);
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к роли
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека,
анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с
исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена
семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и
других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о
правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, о правах ребѐнка и способах их защиты и
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых
норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями о правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения,
участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о праве и правовых нормах в
практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные
и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения
гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере с учѐтом приобретѐнных представлений
о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных
органов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках
изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при получении паспорта гражданина
Российской Федерации;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
Основы российского права
осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации,
других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм,
об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в
гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о
защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности
(гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о
правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе
российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка,
обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые
отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и
прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового
договора, виды правонарушений и виды наказаний;
приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать
ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права, в том числе связанные с применением
санкций за совершѐнные правонарушения;
классифицировать
по разным признакам виды нормативных правовых
актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям
права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы
регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного), права и обязанности работника и
работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;
устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника
и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских
ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных
задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и
дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства;
социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных
правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости
противостоять им;
определять и аргументировать своѐ отношение к защите прав
участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового
права, к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о
недопустимости нарушения правовых норм;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов
(Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской
Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс
Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых
нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере
гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права:
выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную информацию из адаптированных источников(в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями об
отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении
санкций за совершѐнные правонарушения, о юридической ответственности
несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права в практической
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей,
правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала,
включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ (заявление о приѐме на работу);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и
значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод человека,
гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;
приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций
морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами социальных
норм;
классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и
элементы;
сравнивать отдельные виды социальных норм;
устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и
человека;
использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности социальных норм;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к
явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей;
к социальным нормам как регуляторам общественной жизни и поведения
человека в обществе;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах
морали, проблеме морального выбора;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций в СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека;
оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их
соответствия нормам морали;
использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной
жизни;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ (заявление);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур.
Человек как участник правовых отношений
осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как
социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе
несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и
общества;
характеризовать право как регулятор общественных отношений,
конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации,
права ребѐнка в Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают
правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; способы защиты прав ребѐнка в Российской
Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и
общества;
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные
признаки;
сравнивать
(в том числе устанавливать основания для сравнения)
проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14
лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия
гражданина и государства, между правовым поведением и культурой личности;
между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его
юридической ответственностью;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли
права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое
поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и
противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления
личного
социального
опыта
при
исполнении
типичных
для
несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена
ученической общественной организации);
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к роли
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
решать познавательные и практические задачи, отражающие действие
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека,
анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с
исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена
семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и
других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о
правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, о правах ребѐнка и способах их защиты и
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых
норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и свобод человека и
гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями о правовом
регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать
собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения,
участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о праве и правовых нормах в
практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные
и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения
гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере с учѐтом приобретѐнных представлений
о профессиях в сфере права, включая деятельность правоохранительных
органов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках
изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при получении паспорта гражданина
Российской Федерации;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
Основы российского права
осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации,
других нормативных правовых актах, содержании и значении правовых норм,
об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в
гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о
защите прав несовершеннолетних; о юридической ответственности
(гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о
правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности,
общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе
российского права; правоохранительных органов в защите правопорядка,
обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые
отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов и
прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового
договора, виды правонарушений и виды наказаний;
приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать
ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права, в том числе связанные с применением
санкций за совершѐнные правонарушения;
классифицировать
по разным признакам виды нормативных правовых
актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям
права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы
регулирования различных отраслей права (гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного), права и обязанности работника и
работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;
устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника
и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских
ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных
задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и
дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства;
социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных
правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости
противостоять им;
определять и аргументировать своѐ отношение к защите прав
участников трудовых отношений с опорой на знания в области трудового
права, к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о
недопустимости нарушения правовых норм;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов
(Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской
Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс
Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых
нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере
гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права:
выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
оценивать
социальную информацию из адаптированных источников(в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить еѐ с собственными знаниями об
отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами, о применении
санкций за совершѐнные правонарушения, о юридической ответственности
несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права в практической
деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей,
правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично
представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала,
включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией
общения, особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ (заявление о приѐме на работу);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1
Социальные ценности
1
1.2
Социальные нормы
1
1.3
Мораль и моральный выбор. Право и мораль
2
Итого по разделу
Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
4
2.1
Правоотношения
4
2.2
Правонарушения и их опасность для личности и общества
1
2.3
Защита прав и свобод человека и гражданина
1
Итого по разделу
Раздел 3. Основы российского права
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
6
3.1
Как устроено российское право
1
3.2
Основы гражданского права
1
3.3
Основы семейного права
1
3.4
Основы трудового права
1
3.5
Виды юридической ответственности
2
3.6
Правоохранительные органы в Российской Федерации
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4170e4
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
7
17
2
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Всего
Контрольн
ые работы
1
Социальные ценности. Гражданственность и
патриотизм
1
2
Социальные нормы
1
3
Нормы и принципы морали
1
4
5
Влияние моральных норм на общество и
человека
Право и его роль в жизни общества. Право и
мораль
1
1
6
Правомерное поведение
1
7
Правовая культура личности
1
8
9
Правонарушение и юридическая
ответственность
Права, свободы, обязанности гражданина
Российской Федерации
1
1
10
Права ребѐнка и возможности их защиты
1
11
Конституция Российской Федерации Основной закон. Система права
1
12
Основы гражданского права
1
13
Основы семейного права
1
Практическ
ие работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebad0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebafee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb3f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebbd40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebbee4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc5b0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc970
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcc54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcf24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd08c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd1f4
Библиотека ЦОК
14
Основы трудового права
1
15
Виды юридической ответственности
1
Особенности юридической ответственности
несовершеннолетних
Правоохранительные органы в Российской
17
Федерации
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
16
https://m.edsoo.ru/f5ebd8c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdd16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdfd2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe144
1
1
17
2
0