Пояснительная записка
Настоящая
рабочая программа элективного курса «Граждановедение»
обучающихся 9 класса составлена на основе ФГОС 2024 года (c изменениями) и в
соответствии с кодификатором элементов содержания по
обществознанию для
составления контрольных измерительных материалов основного государственного
экзамена 2024 года. Программа построена на принципах обобщения и систематизации
учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание».
Предлагаемая программа элективного курса рассчитана для подготовки обучающихся к
итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы
знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики,
социологии, психологии, права, политологии и культурологии.
Элективный курс «Граждановедение» рассчитан на обучающихся 9-х классов,
которые выбрали сдавать ОГЭ по обществознанию и предполагает 17 часов из расчета 1
час в неделю.
Цель курса:
- формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих
понятиях, закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса
«Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной
итоговой аттестации;
- стимулировать познавательную активность и интерес обучающихся к предмету, в
том числе в контексте выбора ими социально – экономического и юридического профиля
для дальнейшего обучения;
- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных
источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и
практического характера;
- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её
социализации в современных условиях.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной
требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;
- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
- здоровьсбережение.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ
материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических
материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач;
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение
ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля.
Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания,
алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить
материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием
материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой
аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по
типу ОГЭ .
Ожидаемые результаты.
В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
- анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным
проблемам;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности
обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её
смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в
соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях
заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить
исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной
программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных
материалов ГИА. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса
обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на темы и вопросы,
которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно
рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы». Большое
внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с
дополнительной литературой по предмету.
Содержание программы
Введение.
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить
учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество (3 часа)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные
институты. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные
формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 2 Духовная сфера (3 часа)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм.
Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества.
Образование
и самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на
доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и
элитарная культуры. Молодежные субкультуры
Тема 3. Социальная сфера (3 часа)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы.
Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся
поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
Тема 4. Экономическая сфера (3 часа)
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый
национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция.
Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация.
Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки.
Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав
потребителей.
Тема 5. Политическая сфера (3 часа)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы
государства: формы правления и формы территориального государственного устройства.
Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое
государство.
Тема 6. Право (2 часа)
Право и его роль в жизни общества.
работы по типу ОГЭ .
Международное гуманитарное право. Зачётная
Календарно-тематическое планирование спецкурса
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Наименование тем курса
Введение.
Познакомить
учащихся со
структурой
экзамена,
условиями
прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество.
Общество
как
динамичная
саморазвивающаяся система.
Взаимосвязь экономической, социальной,
политической и духовной сфер общества.
Важнейшие социальные институты.
Биологическое и социальное в человеке.
Деятельность человека, ее основные формы.
Аграрное,
индустриальное,
постиндустриальное общество.
Тема 2. Духовная сфера.
Личность и мораль.
Нравственность, этика, моральные ценности
и
идеалы.
Гуманизм.
Патриотизм,
гражданственность.
Наука в жизни современного общества.
Образование
и
самообразование.
Образование – сочетание интересов
личности и общества. Право на доступ к
культурным
ценностям.
Формы
и
разновидности
культуры.
Народная,
массовая
и
элитарная
культуры.
Молодежные субкультуры
Тема 3. Социальная сфера
Социальная
структура
общества.
Социальная мобильность.
Социальные группы. Социальные статусы и
роли.
Нации и межнациональные отношения.
Отклоняющееся поведение. Социальный
конфликт и пути его решения.
Тема 4. Экономическая сфера.
Измерители экономической деятельности.
Валовый внутренний продукт, валовый
национальный
продут,
национальный
доход.
Государственный
бюджет.
Инфляция.
Уровень
занятости.
Экономические
системы и собственность. Приватизация.
Собственность и несовершеннолетние.
Неравенство доходов и экономические
меры социальной поддержки.
Потребитель и его права. Источники
Виды
познавательной деятельности
Лекция с элементами беседы
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Кол-во
часов
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
3
1
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
1
Лекция с элементами беседы,
1
14
15
16
17
информации для потребителей. Защита прав
потребителей.
Тема 5. Политическая сфера общества.
Власть. Роль политики в жизни общества.
Понятие и признаки государства. Формы
государства: формы правления и формы
территориального государственного
устройства. Политические режимы.
Местное самоуправление. Гражданское
общество и правовое государство
Итоговое тестирование.
Итого:
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа
Тестирование в формате ОГЭ
3
1
1
1
1
17
Список литературы для педагога :
1.Мартьянова Н.А.,Зарубин В.Г. Обществознание. Справочник для подготовки к
ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов- на Дону. Легион 2022
2. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. – М., 2009
3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право.-М.,Вита,2012
4.Чернышева О.А. Обществознание. Тематическая тренировочная тетрадь.
Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012
5. Чернышева О.А., Пазин Р.В.,Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты.
Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2022
Список литературы для обучающихся :
1. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2022г
2. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2022г
3.Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9
кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита – Пресс, 2000
4. ОГЭ 2015(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/
А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . – М.: Издательство «Экзамен»,2024.
5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2015:
Обществознание/ авт. – сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2024.
6. Конституция РФ.- М.,2024
7. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум реальные
тесты.М.: «Экзамен», 2024
8. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум В.С. М.:
«Экзамен», 2024
9. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА (ОГЭ
9 класс). – М., АСТ:Астрель, 2023
Интернет-материалы по подготовке к ОГЭ:
1.
Федеральный
институт
педагогических
измерений
http://fipi.ru/
2. Официальный информационный портал ГИА http://gia.edu.ru/
3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» http://egeigia.ru/
4. Открытый банк заданий ОГЭ http://opengia.ru/
5. Подготовка к ОГЭ http://ege.yandex.ru
6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА www.alleng.ru
7. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
8. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия
курса
«Введение в обществознание», 8-9 классы.