ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физической культуре на уровне начального общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения
программы начального общего образования ФГОС НОО, а также
ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Программа по физической культуре разработана с учётом потребности
современного российского общества в физически крепком и деятельном
подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные
формы здорового образа жизни, использовать ценности физической
культуры для саморазвития, самоопределения и самореализации.
В программе по физической культуре отражены объективно
сложившиеся реалии современного социокультурного развития общества,
условия деятельности образовательных организаций, запросы родителей
обучающихся, педагогических работников на обновление содержания
образовательного процесса, внедрение в его практику современных
подходов, новых методик и технологий.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» имеет важное
значение в онтогенезе обучающихся. Оно активно воздействует на развитие
их физической, психической и социальной природы, содействует
укреплению здоровья, повышению защитных свойств организма, развитию
памяти, внимания и мышления, предметно ориентируется на активное
вовлечение обучающихся в самостоятельные занятия физической культурой
и спортом.
Целью образования по физической культуре на уровне начального
общего образования является формирование у обучающихся основ здорового
образа жизни, активной творческой самостоятельности в проведении
разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Достижение
данной цели обеспечивается ориентацией учебного предмета на укрепление и
сохранение здоровья обучающихся, приобретение ими знаний и способов
самостоятельной деятельности, развитие физических качеств и освоение
физических упражнений оздоровительной, спортивной и прикладноориентированной направленности.
Развивающая ориентация учебного предмета «Физическая культура»
заключается в формировании у обучающихся необходимого и достаточного
физического здоровья, уровня развития физических качеств и обучения
физическим упражнениям разной функциональной направленности.
Существенным достижением такой ориентации является постепенное
вовлечение обучающихся в здоровый образ жизни за счёт овладения ими
знаниями и умениями по организации самостоятельных занятий подвижными
играми, коррекционной, дыхательной и зрительной гимнастикой, проведения
физкультминуток и утренней зарядки, закаливающих процедур, наблюдений
за физическим развитием и физической подготовленностью.
Воспитывающее значение учебного предмета раскрывается в
приобщении обучающихся к истории и традициям физической культуры и
спорта народов России, формировании интереса к регулярным занятиям
физической культурой и спортом, осознании роли занятий физической
культурой в укреплении здоровья, организации активного отдыха и досуга. В
процессе обучения у обучающихся активно формируются положительные
навыки и способы поведения, общения и взаимодействия со сверстниками и
учителями, оценивания своих действий и поступков в процессе совместной
коллективной деятельности.
Методологической основой структуры и содержания программы по
физической культуре для начального общего образования являются базовые
положения
личностно-деятельностного
подхода,
ориентирующие
педагогический процесс на развитие целостной личности обучающихся.
Достижение целостного развития становится возможным благодаря
освоению обучающимися двигательной деятельности, представляющей
собой основу содержания учебного предмета «Физическая культура».
Двигательная деятельность оказывает активное влияние на развитие
психической и социальной природы обучающихся. Как и любая
деятельность, она включает в себя информационный, операциональный и
мотивационно-процессуальный компоненты, которые находят своё
отражение в соответствующих дидактических линиях учебного предмета.
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета и
подготовки обучающихся к выполнению комплекса ГТО в структуру
программы
по
физической
культуре
в
раздел
«Физическое
совершенствование» вводится образовательный модуль «Прикладноориентированная физическая культура». Данный модуль позволит
удовлетворить интересы обучающихся в занятиях спортом и активном
участии в спортивных соревнованиях, развитии национальных форм
соревновательной деятельности и систем физического воспитания.
Содержание
модуля
«Прикладно-ориентированная
физическая
культура» обеспечивается программами по видам спорта, которые могут
использоваться образовательными организациями исходя из интересов
обучающихся, физкультурно-спортивных традиций, наличия необходимой
материально-технической базы, квалификации педагогического состава.
Образовательные организации могут разрабатывать своё содержание для
модуля «Прикладно-ориентированная физическая культура» и включать в
него популярные национальные виды спорта, подвижные игры и
развлечения, основывающиеся на этнокультурных, исторических и
современных традициях региона и школы.
Содержание программы по физической культуре изложено по годам
обучения и раскрывает основные её содержательные линии, обязательные
для изучения в каждом классе: «Знания о физической культуре», «Способы
самостоятельной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Планируемые
результаты
включают
в
себя
личностные,
метапредметные и предметные результаты.
Результативность освоения учебного предмета обучающимися
достигается посредством современных научно обоснованных инновационных
средств, методов и форм обучения, информационно-коммуникативных
технологий и передового педагогического опыта.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне
начального общего образования составляет – 272 часа: в 1 классе – 66 часов
(2 часа в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68
часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 КЛАСС
Знания о физической культуре
Понятие
«физическая
культура» как
занятия физическими
упражнениями и спортом по укреплению здоровья, физическому развитию и
физической подготовке. Связь физических упражнений с движениями
животных и трудовыми действиями древних людей.
Способы самостоятельной деятельности
Режим дня и правила его составления и соблюдения.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Гигиена человека и требования к проведению гигиенических процедур.
Осанка и комплексы упражнений для правильного её развития. Физические
упражнения для физкультминуток и утренней зарядки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Правила поведения на уроках физической культуры, подбора одежды
для занятий в спортивном зале и на открытом воздухе.
Гимнастика с основами акробатики
Исходные положения в физических упражнениях: стойки, упоры, седы,
положения лёжа. Строевые упражнения: построение и перестроение в одну и
две шеренги, стоя на месте, повороты направо и налево, передвижение в
колонне по одному с равномерной скоростью.
Гимнастические упражнения: стилизованные способы передвижения
ходьбой и бегом, упражнения с гимнастическим мячом и гимнастической
скакалкой, стилизованные гимнастические прыжки.
Акробатические упражнения: подъём туловища из положения лёжа на
спине и животе, подъём ног из положения лёжа на животе, сгибание рук в
положении упор лёжа, прыжки в группировке, толчком двумя ногами,
прыжки в упоре на руки, толчком двумя ногами.
Лыжная подготовка
Переноска лыж к месту занятия. Основная стойка лыжника.
Передвижение на лыжах ступающим шагом (без палок). Передвижение на
лыжах скользящим шагом (без палок).
Лёгкая атлетика
Равномерная ходьба и равномерный бег. Прыжки в длину и высоту с
места толчком двумя ногами, в высоту с прямого разбега.
Подвижные и спортивные игры
Считалки для самостоятельной организации подвижных игр.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Развитие основных физических качеств средствами спортивных и
подвижных игр. Подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса ГТО.
2 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории возникновения физических упражнений и первых
соревнований. Зарождение Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности
Физическое развитие и его измерение. Физические качества человека:
сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация и способы их
измерения. Составление дневника наблюдений по физической культуре.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма обтиранием. Составление комплекса утренней
зарядки и физкультминутки для занятий в домашних условиях.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Правила поведения на занятиях гимнастикой и акробатикой. Строевые
команды в построении и перестроении в одну шеренгу и колонну по одному;
при поворотах направо и налево, стоя на месте и в движении. Передвижение
в колонне по одному с равномерной и изменяющейся скоростью движения.
Упражнения
разминки
перед
выполнением
гимнастических
упражнений. Прыжки со скакалкой на двух ногах и поочерёдно на правой и
левой ноге на месте. Упражнения с гимнастическим мячом: подбрасывание,
перекаты и наклоны с мячом в руках. Танцевальный хороводный шаг, танец
галоп.
Лыжная подготовка
Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой. Упражнения на
лыжах: передвижение двухшажным попеременным ходом, спуск с
небольшого склона в основной стойке, торможение лыжными палками на
учебной трассе и падением на бок во время спуска.
Лёгкая атлетика
Правила поведения на занятиях лёгкой атлетикой. Броски малого мяча в
неподвижную мишень разными способами из положения стоя, сидя и лёжа.
Разнообразные сложно-координированные прыжки толчком одной ногой и
двумя ногами с места, в движении в разных направлениях, с разной
амплитудой и траекторией полёта. Ходьба по гимнастической скамейке с
изменением скорости и направления движения. Беговые сложнокоординационные упражнения: ускорения из разных исходных положений,
змейкой, по кругу, обеганием предметов, с преодолением небольших
препятствий.
Подвижные игры
Подвижные игры с техническими приёмами спортивных игр (баскетбол,
футбол).
Прикладно-ориентированная физическая культура
Подготовка к соревнованиям по комплексу ГТО. Развитие основных
физических качеств средствами подвижных и спортивных игр.
3 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры у древних народов,
населявших территорию России. История появления современного спорта.
Способы самостоятельной деятельности
Виды физических упражнений, используемых на уроках физической
культуры: общеразвивающие, подготовительные, соревновательные, их
отличительные признаки и предназначение. Способы измерения пульса на
занятиях физической культурой (наложение руки под грудь). Дозировка
нагрузки при развитии физических качеств на уроках физической культуры.
Дозирование физических упражнений для комплексов физкультминутки и
утренней зарядки. Составление графика занятий по развитию физических
качеств на учебный год.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Закаливание организма при помощи обливания под душем. Упражнения
дыхательной и зрительной гимнастики, их влияние на восстановление
организма после умственной и физической нагрузки.
Спортивно-оздоровительная физическая культура.
Гимнастика с основами акробатики
Строевые упражнения в движении противоходом, перестроении из
колонны по одному в колонну по три, стоя на месте и в движении.
Упражнения на гимнастической скамейке в передвижении стилизованными
способами ходьбы: вперёд, назад, с высоким подниманием колен и
изменением положения рук, приставным шагом правым и левым боком.
Передвижения по наклонной гимнастической скамейке: равномерной ходьбой
с поворотом в разные стороны и движением руками, приставным шагом
правым и левым боком.
Упражнения в передвижении по гимнастической стенке: ходьба
приставным шагом правым и левым боком по нижней жерди, лазанье
разноимённым способом. Прыжки через скакалку с изменяющейся скоростью
вращения на двух ногах и поочерёдно на правой и левой ноге, прыжки через
скакалку назад с равномерной скоростью.
Ритмическая гимнастика: стилизованные наклоны и повороты туловища
с изменением положения рук, стилизованные шаги на месте в сочетании с
движением рук, ног и туловища.
Лёгкая атлетика
Прыжок в длину с разбега, способом согнув ноги. Броски набивного мяча
из-за головы в положении сидя и стоя на месте. Беговые упражнения
скоростной и координационной направленности: челночный бег, бег с
преодолением препятствий, с ускорением и торможением, максимальной
скоростью на дистанции 30 м.
Лыжная подготовка
Передвижение одновременным двухшажным ходом. Упражнения в
поворотах на лыжах переступанием стоя на месте и в движении. Торможение
плугом.
Подвижные и спортивные игры
Подвижные игры на точность движений с приёмами спортивных игр и
лыжной подготовки. Баскетбол: ведение баскетбольного мяча, ловля и
передача баскетбольного мяча. Волейбол: прямая нижняя подача, приём и
передача мяча снизу двумя руками на месте и в движении. Футбол: ведение
футбольного мяча, удар по неподвижному футбольному мячу.
Прикладно-ориентированная физическая культура.
Развитие основных физических качеств средствами базовых видов
спорта. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса ГТО.
4 КЛАСС
Знания о физической культуре
Из истории развития физической культуры в России. Развитие
национальных видов спорта в России.
Способы самостоятельной деятельности
Физическая подготовка. Влияние занятий физической подготовкой на
работу организма. Регулирование физической нагрузки по пульсу на
самостоятельных занятиях физической подготовкой. Определение тяжести
нагрузки на самостоятельных занятиях физической подготовкой по внешним
признакам и самочувствию. Определение возрастных особенностей
физического развития и физической подготовленности посредством
регулярного наблюдения. Оказание первой помощи при травмах во время
самостоятельных занятий физической культурой.
Физическое совершенствование
Оздоровительная физическая культура
Оценка состояния осанки, упражнения для профилактики её нарушения
(на расслабление мышц спины и профилактику сутулости). Упражнения для
снижения массы тела за счёт упражнений с высокой активностью работы
больших мышечных групп. Закаливающие процедуры: купание в
естественных водоёмах, солнечные и воздушные процедуры.
Спортивно-оздоровительная физическая культура
Гимнастика с основами акробатики
Предупреждение травматизма при выполнении гимнастических и
акробатических упражнений. Акробатические комбинации из хорошо
освоенных упражнений. Упражнения на низкой гимнастической
перекладине: висы и упоры, подъём переворотом.
Лёгкая атлетика
Предупреждение травматизма во время выполнения легкоатлетических
упражнений. Технические действия при беге по легкоатлетической
дистанции: низкий старт, стартовое ускорение, финиширование.
Лыжная подготовка
Предупреждение травматизма во время занятий лыжной подготовкой.
Упражнения в передвижении на лыжах одновременным одношажным ходом.
Подвижные и спортивные игры
Предупреждение травматизма на занятиях подвижными играми.
Подвижные игры общефизической подготовки. Волейбол: нижняя боковая
подача, приём и передача мяча сверху, выполнение освоенных технических
действий в условиях игровой деятельности. Баскетбол: бросок мяча двумя
руками от груди с места, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности. Футбол: остановки катящегося мяча
внутренней стороной стопы, выполнение освоенных технических действий в
условиях игровой деятельности.
Прикладно-ориентированная физическая культура
Упражнения физической подготовки на развитие основных физических
качеств. Подготовка к выполнению нормативных требований комплекса
ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА
ОБРАЗОВАНИЯ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по физической культуре на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
становление ценностного отношения к истории и развитию физической
культуры народов России, осознание её связи с трудовой деятельностью и
укреплением здоровья человека;
формирование
нравственно-этических
норм
поведения
и
правил
межличностного общения во время подвижных игр и спортивных соревнований,
выполнения совместных учебных заданий;
проявление уважительного отношения к соперникам во время соревновательной
деятельности, стремление оказывать первую помощь при травмах и ушибах;
уважительное отношение к содержанию национальных подвижных игр,
этнокультурным формам и видам соревновательной деятельности;
стремление к формированию культуры здоровья, соблюдению правил здорового
образа жизни;
проявление
интереса к исследованию индивидуальных особенностей
физического развития и физической подготовленности, влияния занятий
физической культурой и спортом на их показатели.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения физической культуры на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
К концу обучения в 1 классе у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
находить общие и отличительные признаки в передвижениях человека и
животных;
устанавливать связь между бытовыми движениями древних людей и
физическими упражнениями из современных видов спорта;
сравнивать способы передвижения ходьбой и бегом, находить между ними
общие и отличительные признаки;
выявлять признаки правильной и неправильной осанки, приводить возможные
причины её нарушений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
воспроизводить названия разучиваемых физических упражнений и их исходные
положения;
высказывать мнение о положительном влиянии занятий физической культурой,
оценивать влияние гигиенических процедур на укрепление здоровья;
управлять эмоциями во время занятий физической культурой и проведения
подвижных игр, соблюдать правила поведения и положительно относиться к
замечаниям других обучающихся и учителя;
обсуждать правила проведения подвижных игр, обосновывать объективность
определения победителей.
Регулятивные универсальные учебные действия:
выполнять комплексы физкультминуток, утренней зарядки, упражнений по
профилактике нарушения и коррекции осанки;
выполнять учебные задания по обучению новым физическим упражнениям и
развитию физических качеств;
проявлять уважительное отношение к участникам совместной игровой и
соревновательной деятельности.
К концу обучения во 2 классе у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
характеризовать понятие «физические качества», называть физические качества
и определять их отличительные признаки;
понимать связь между закаливающими процедурами и укреплением здоровья;
выявлять отличительные признаки упражнений на развитие разных физических
качеств, приводить примеры и демонстрировать их выполнение;
обобщать знания, полученные в практической деятельности, составлять
индивидуальные комплексы упражнений физкультминуток и утренней зарядки,
упражнений на профилактику нарушения осанки;
вести наблюдения за изменениями показателей физического развития и
физических качеств, проводить процедуры их измерения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
объяснять
назначение
упражнений
утренней
зарядки,
приводить
соответствующие примеры её положительного влияния на организм
обучающихся (в пределах изученного);
исполнять роль капитана и судьи в подвижных играх, аргументированно
высказывать суждения о своих действиях и принятых решениях;
делать небольшие сообщения по истории возникновения подвижных игр и
спортивных соревнований, планированию режима дня, способам измерения
показателей физического развития и физической подготовленности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
соблюдать правила поведения на уроках физической культуры с учётом их
учебного содержания, находить в них различия (легкоатлетические,
гимнастические и игровые уроки, занятия лыжной подготовкой);
выполнять учебные задания по освоению новых физических упражнений и
развитию физических качеств в соответствии с указаниями и замечаниями
учителя;
взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения учебных заданий,
соблюдать культуру общения и уважительного обращения к другим
обучающимся;
контролировать соответствие двигательных действий правилам подвижных игр,
проявлять эмоциональную сдержанность при возникновении ошибок.
К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
понимать историческую связь развития физических упражнений с трудовыми
действиями, приводить примеры упражнений древних людей в современных
спортивных соревнованиях;
объяснять понятие «дозировка нагрузки», правильно применять способы её
регулирования на занятиях физической культурой;
понимать влияние дыхательной и зрительной гимнастики на предупреждение
развития утомления при выполнении физических и умственных нагрузок;
обобщать знания, полученные в практической деятельности, выполнять правила
поведения на уроках физической культуры, проводить закаливающие
процедуры, занятия по предупреждению нарушения осанки;
вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и
физических качеств в течение учебного года, определять их приросты по
учебным четвертям (триместрам).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
организовывать совместные подвижные игры, принимать в них активное
участие с соблюдением правил и норм этического поведения;
правильно использовать строевые команды, названия упражнений и способов
деятельности во время совместного выполнения учебных заданий;
активно участвовать в обсуждении учебных заданий, анализе выполнения
физических упражнений и технических действий из осваиваемых видов спорта;
делать небольшие сообщения по результатам выполнения учебных заданий,
организации и проведения самостоятельных занятий физической культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
контролировать выполнение физических упражнений, корректировать их на
основе сравнения с заданными образцами;
взаимодействовать со сверстниками в процессе учебной и игровой деятельности,
контролировать соответствие выполнения игровых действий правилам
подвижных игр;
оценивать сложность возникающих игровых задач, предлагать их совместное
коллективное решение.
К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать показатели индивидуального физического развития и физической
подготовленности с возрастными стандартами, находить общие и
отличительные особенности;
выявлять отставание в развитии физических качеств от возрастных стандартов,
приводить примеры физических упражнений по их устранению;
объединять физические упражнения по их целевому предназначению: на
профилактику нарушения осанки, развитие силы, быстроты и выносливости.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
взаимодействовать с учителем и обучающимися, воспроизводить ранее
изученный материал и отвечать на вопросы в процессе учебного диалога;
использовать специальные термины и понятия в общении с учителем и
обучающимися, применять термины при обучении новым физическим
упражнениям, развитии физических качеств;
оказывать посильную первую помощь во время занятий физической культурой.
Регулятивные универсальные учебные действия:
выполнять указания учителя, проявлять активность и самостоятельность при
выполнении учебных заданий;
самостоятельно проводить занятия на основе изученного материала и с учётом
собственных интересов; оценивать свои успехи в занятиях физической
культурой, проявлять стремление к развитию физических качеств, выполнению
нормативных требований комплекса ГТО.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения программы представлены на уровень
образования. Распределение указанных результатов по годам обучения
определяется Адаптированной основной образовательной программой основного
общего образования обучающихся с ТНР, разработанной образовательной
организацией ГБОУ «речевой центр».
Личностные результаты освоения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
спортивному прошлому и настоящему многонационального народа России,
осознание и ощущение личностной сопричастности спортивной
составляющей жизни российского народа). Знание истории спорта,
знаменитых спортсменов России и мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к занятиям адаптивной физической
культурой; готовность и способность к осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам при выполнении
физических упражнений и в совместной спортивной деятельности.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное, спортивное
многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
физическим возможностям другого человека, к его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм на
уроках
«Адаптивная физическая культура».
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа
жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
8. Эстетическое развитие через освоение понимания красоты движения и
человека.
9. Сформированность основ экологической культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к занятиям
туризмом, в том числе экотуризмом).
Метапредметные результаты систематизировать, сопоставлять, анализировать,
обобщать и интерпретировать информацию по истории спорта, теоретическим
основам адаптивной физической культуры, содержащуюся в готовых
информационных объектах; заполнять и/или дополнять таблицы, схемы,
диаграммы, тексты: составление режима дня, программы тренировок и т.д.
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты по предмету «Адаптивная физическая культура»;
определять
совместно с педагогом
образовательных результатов;
критерии
оценки
планируемых
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных
запланированных образовательных
совершенствования;
результатов
в
части
физического
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в
отдельных случаях - прогнозировать конечный результат;
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности с
возможностей;
учетом
выявленных
затруднений
и
существующих
обосновывать
выбранные подходы и средства, используемые для
достижения образовательных результатов. 2. Умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач на уроках по адаптивной физической культуре.
Обучающийся сможет:
определять
необходимые действия в соответствии с
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
учебной
и
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и задачи; выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать оптимальные ресурсы для совершенствования
двигательных функций;
планировать и корректировать свое физическое развитие.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией на занятиях по адаптивной физической культуре.
Обучающийся сможет:
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
отбирать инструменты для оценивания и оценивать свою деятельность,
осуществлять самоконтроль на уроках по адаптивной физической культуре;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик/показателей результата.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения упражнения;
обосновывать достижимость выполнения упражнения выбранным способом
на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних
ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать собственную деятельность на уроках по адаптивной
физкультуре и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты двигательного развития и
делать выводы о причинах его успешности/эффективности или
неуспешности/неэффективности;
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры
этих действий привели к правильному выполнению физического упражнения;
демонстрировать
приемы
регуляции
собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы на основе содержания предмета «Адаптивная
физическая культура».
Обучающийся сможет:
подбирать соответствующие термины к упражнению, движению или
спортивному инвентарю;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких упражнений,
объяснять их сходство или отличия; объединять движения, упражнения в
группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать;
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий,
выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий.
2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком движение;
определять логические связи между движениями, обозначать данные
логические связи с помощью знаков в схеме выполнения упражнения;
строить
схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания о физическом
упражнении, к которому применяется алгоритм.
3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
изучения теоретических основ адаптивной физической культуры).
Коммуникативные УУД:
1.
Умение организовывать
учебное
сотрудничество с
педагогом
и
совместную деятельность с педагогом и
сверстниками на уроках «Адаптивная физическая культура»; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Предметные результаты
Требования к процессу и планируемым результатам занятий с учетом
психофизических возможностей обучающегося с ТНР на уровне основного общего
образования
Разделы
Модуль /
тематически
й
блок
Знания о
физическо
й культуре
Требования к процессу и планируемым
результатам занятий
Объясняет роль и значение адаптивной
физической культуры в развитии общества и
человека, цели и принципы современного
олимпийского движения, его роль и значение
в современном мире, влияние на развитие
массовой физической культуры и спорта
высших достижений;
- объясняет
роль и значение занятий
адаптивной
физической
культурой
в
укреплении
здоровья
человека,
профилактике вредных привычек, ведении
здорового образа жизни;
- знает требования
ГТО.
Характеризует:
- индивидуальные особенности физического и
психического развития и их связь с
регулярными
занятиями
физическими
упражнениями;
- особенности функционирования основных
органов и структур организма во время
занятий
физическими
упражнениями,
особенности планирования индивидуальных
занятий
физическими
упражнениями
различной направленности и контроля их
эффективности;
- особенности содержания и направленности
различных систем физических упражнений,
их оздоровительную и развивающую
эффективность.
-
Гимнастик
ас
элементам
и
акробатик
и
Обучение
основным
гимнастически
м элементам
Обучение
элементам
акробатик
и
-Выполняет построение в шеренгу и колонну
по команде;
- осуществляет расчет в шеренге и колонне по
одному; на 1-й, 2-й;
- выполняет упражнения по памяти со
словесным пояснением учителя;
- выполняет серию действий;
- запоминает несколько движений на слух и
воспроизводит их;
- выполняет несложные
перестроения,
связанные с
необходимостью логического мышления;
- знает пространственные понятия «левоправо», «вперед- назад», «верх-низ»;
- выполняет усложняющие задания педагога в
процессе ходьбы и бега;
- выполняет упражнения на координацию и
равновесие без опоры на месте и в движении;
- проговаривает порядок выполнения
действия «про себя» и в соответствии с
проговариванием
выполняет действие.
- Выполняет упражнения с осуществлением
самоконтроля,
парного
контроля,
с
проговариванием;
- включает в работу нужные группы мышц
(допустима помощь педагога в построении
правильного
положения
тела
при
выполнении упражнения);
- удерживает
позу
при
выполнении
упражнений на развитие статической
координации несколько секунд;
- выполняет на память серию упражнений;
- выполняет упражнение под самостоятельный
счет с контролем педагога;
- включает в работу нужные группы мышц
(допустима помощь педагога в построении
правильного положения тела при
выполнении упражнения);
Легкая
атлетика
- удерживает позу с сохранением объема
движения при выполнении упражнений на
развитие статической координации
10 секунд;
- выполняет на память серию из 5-7
упражнений
приемы
страховки
и
Общеразвивающи - Применяет
самостраховки во время
е
занятий физическими упражнениями, приемы
упражнения
оказания первой помощи при травмах и
с
ушибах; приемы массажа и самомассажа;
предметами
- выполняет
упражнение
целостно
со
словесным сопровождением;
- знает назначение спортивного инвентаря,
проговаривает его;
- включает в работу нужные мышцы групп
(допустима помощь педагога в построении
правильного
положения
тела
при
выполнении упражнения);
- выполняет упражнения на координацию и
равновесие без опоры на месте и в движении
- Соблюдает
правила
профилактики
Обучение
травматизма и оказания
технике
первой помощи при травмах и ушибах,
ходьбы и бега
проговаривает их;
- четко выполняет упражнения с опорой на
словесную инструкцию;
- проговаривает порядок выполнения действия
«про себя» и в соответствии с этим
выполняет действие;
- удерживает правильную осанку при ходьбе и
беге;
- выполняет
упражнения по чередованию
работы рук и ног (Например, чередует хлопок
с шагом);
- удерживает
позу
при
выполнении
упражнений на развитие статической
координации 10 секунд;
- по инструкции выполняет упражнение со
сменой темпа выполнения;
- выполняет
дыхательные
упражнения
разными
способами:
грудное
и
диафрагмальное дыхание, медленное и
быстрое, поверхностное и глубокое.
Обучение
метанию
малого мяча
Спортивные
игры
Лыжная
подготовка
Выполняет упражнения с осуществлением
самоконтроля, парного контроля;
- определяет
эффективность
занятий
физическими
упражнениями,
функциональное состояние организма и
физическую работоспособность; дозировку
физической нагрузки и направленность
воздействий;
- выполняет упражнение целостно;
- включает в работу нужные мышцы групп
(допустима помощь педагога в построении
правильного
положения
тела
при
выполнении упражнения);
- выполняет
на память серию из 5-7
упражнений;
- выполняет
манипуляции с предметами
(например, жонглирование).
Играет по правилам без облегчений.
Обучение игре в
Соблюдает правила:
волейбол,
- культуры поведения и взаимодействия во
баскетбол
время коллективных занятий и соревнований;
, футбол,
- профилактики травматизма и оказания
пинг-понг
первой помощи при травмах и ушибах;
- экипировки и использования спортивного
инвентаря на занятиях физической
культурой;
- проводит спортивные
соревнования
с
обучающимися младших классов;
-проводит судейство соревнований по одному
из видов спорта
- Соблюдает правила культуры поведения и
Обучение
взаимодействия во
основным
время коллективных занятий и соревнований;
элементам
- соблюдает правила профилактики
лыжной
травматизма и оказания первой помощи при
подготовки
травмах и ушибах;
- соблюдает правила экипировки и
использования спортивного
-
инвентаря на занятиях физической культурой;
- проговаривает правила игр;
- выполняет
упражнение
целостно,
проговаривает последовательность
действий;
- удерживает правильную осанку при ходьбе и
беге
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
2
0
1
0
1
2
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Режим дня школьника
Итого по разделу
1
1
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура
1.1
Гигиена человека
1
0
1
1.2
Осанка человека
1
0
1
1.3
Утренняя зарядка и физкультминутки в режиме
дня школьника
1
0
1
Итого по разделу
3
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура
2.1
Гимнастика с основами акробатики
14
0
14
2.2
Лыжная подготовка
17
0
10
2.3
Легкая атлетика
6
0
4
2.4
Подвижные и спортивные игры
8
0
6
Итого по разделу
45
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура
3.1
Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО
15
Итого по разделу
15
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
2
13
2
52
2 КЛАСС
№ п/п
1.1
Наименование разделов и тем
программы
Знания о физической культуре
Итого по разделу
2.1
Физическое развитие и его измерение
Итого по разделу
Количество часов
Всего
3
Контрольные
работы
Практические работы
0
3
0
4
3
4
4
1.1
Занятия по укреплению здоровья
1
0
0
1.2
Индивидуальные комплексы утренней
зарядки
2
0
1
Итого по разделу
3
2.1
Гимнастика с основами акробатики
14
1
13
2.2
Лыжная подготовка
17
1
16
2.3
Легкая атлетика
4
1
3
2.4
Подвижные игры
10
0
10
2
11
5
61
Итого по разделу
3.1
Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО
45
13
Итого по разделу
13
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
2
0
0
2
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Виды физических упражнений, используемых
на уроках
1
0
0
2.2
Измерение пульса на уроках физической
культуры
1
0
1
2.3
Физическая нагрузка
2
0
1
Итого по разделу
4
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура
1.1
Закаливание организма
1
0
1
1.2
Дыхательная и зрительная гимнастика
1
0
1
Итого по разделу
2
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура
2.1
Гимнастика с основами акробатики
4
1
3
2.2
Легкая атлетика
8
1
3
2.3
Лыжная подготовка
12
1
11
2.4
Подвижные и спортивные игры
16
0
16
Итого по разделу
40
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура
3.1
Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО
20
Итого по разделу
20
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
2
18
5
55
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Раздел 1. Знания о физической культуре
1.1
Знания о физической культуре
Итого по разделу
2
0
0
2
Раздел 2. Способы самостоятельной деятельности
2.1
Самостоятельная физическая подготовка
3
0
3
2.2
Профилактика предупреждения травм и оказание
первой помощи при их возникновении
2
0
2
Итого по разделу
5
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1. Оздоровительная физическая культура
1.1
Упражнения для профилактики нарушения
осанки и снижения массы тела
1
0
1
1.2
Закаливание организма
1
0
1
Итого по разделу
2
Раздел 2. Спортивно-оздоровительная физическая культура
2.1
Легкая атлетика
5
1
4
2.2
Лыжная подготовка
15
1
14
2.3
Подвижные и спортивные игры
9
0
9
2.4
Гимнастика с элементами акробатики
7
1
6
Итого по разделу
36
Раздел 3. Прикладно-ориентированная физическая культура
3.1
Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО
23
Итого по разделу
23
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
2
21
5
61
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Дата
изучения
1
Что такое физическая культура. Правила
поведения на уроках физической
культуры.
1
0
0
04.09.
2
Современные физические упражнения.
Стилизованные способы передвижения
ходьбой и бегом.
1
0
1
06.09.
3
Режим дня и правила его составления и
соблюдения. Чем отличается ходьба от
бега
1
0
1
11.09.
4
Личная гигиена и гигиенические
процедуры. Упражнения в
передвижении с равномерной
скоростью.
1
0
1
13.09.
5
Осанка человека. Упражнения для
осанки
1
0
1
18.09.
6
ГТО – что это такое? История ГТО.
Спортивные нормативы
1
0
1
20.09.
7
Основные правила, ТБ на уроках,
особенности проведения испытаний
(тестов) ВФСК ГТО
1
0
1
25.09.
8
Упражнения в передвижении с
равномерной скоростью
1
0
1
27.09.
9
Комплексы утренней зарядки и
физкультминуток в режиме дня
школьника
1
0
1
02.10.
10
Упражнения в передвижении с
изменением скорости
1
0
1
04.10.
11
Обучение равномерному бегу в колонне
по одному с невысокой скоростью
1
0
1
09.10.
12
Обучение равномерному бегу в колонне
по одному с разной скоростью
передвижения
1
0
1
11.10.
13
Обучение равномерному бегу в колонне
по одному в чередовании с равномерной
ходьбой
1
0
1
16.10.
14
Упражнения в передвижении с
изменением скорости
1
0
1
18.10.
15
Считалки для подвижных игр.
Разучивание игровых действий и правил
подвижных игр
1
0
1
23.10
16
Обучение способам организации
игровых площадок
1
0
1
25.10.
17
Понятие гимнастики и спортивной
гимнастики. Техника безопасности на
уроках гимнастики
1
0
1
06.11.
18
Исходные положения в физических
упражнениях. Перекаты
1
0
1
08.11.
19
Учимся гимнастическим упражнениям.
Кувырок вперёд.
1
0
1
13.11.
20
Акробатические упражнения, основные
1
0
1
15.11.
техники. Стойка на лопатках. Мост.
Стойка на голове
21
Строевые упражнения и организующие
команды на уроках физической
культуры. Вращение обруча
1
0
1
20.11.
22
Способы построения и повороты стоя на
месте
1
0
1
22.11.
23
Стилизованные передвижения
(гимнастический шаг, бег)
1
0
1
27.11.
24
Гимнастические упражнения с мячом
1
0
1
29.11.
25
Гимнастические упражнения со
скакалкой
1
0
1
04.12.
26
Гимнастические упражнения в прыжках
1
0
1
06.12.
27
Подъем туловища из положения лежа на
спине и животе
1
0
1
11.12.
28
Подъем ног из положения лежа на
животе
1
0
1
13.12.
29
Сгибание рук в положении упор лежа
1
0
1
18.12.
30
Самостоятельная организация и
проведение подвижных игр
1
0
1
20.12.
31
Разучивание подвижной игры
«Охотники и утки»
1
0
1
25.12.
32
Разучивание подвижной игры «Не
попади в болото»
1
0
1
27.12.
33
Разучивание подвижной игры «Не
оступись»
1
0
1
08.01.
34
Лыжная подготовка. Переноска лыж к
месту занятия. Основная стойка
1
0
1
10.01.
лыжника.Строевые упражнения с
лыжами в руках
35
Строевые упражнения с лыжами в руках
1
0
1
15.01.
36
Упражнения в передвижении на лыжах
1
0
1
17.01.
37
Упражнения в передвижении на лыжах
1
0
1
22.01.
38
Имитационные упражнения техники
передвижения на лыжах
1
0
1
24.01.
39
Имитационные упражнения техники
передвижения на лыжах
1
0
1
29.01.
40
Техника ступающего шага во время
передвижения
1
0
1
31.01.
41
Техника ступающего шага во время
передвижения
1
0
1
05.02.
42
Имитационные упражнения техники
передвижения на лыжах скользящим
шагом
1
0
1
07.02.
43
Имитационные упражнения техники
передвижения на лыжах скользящим
шагом
1
0
1
12.02.
44
Техника передвижения скользящим
шагом в полной координации
1
0
1
14.02.
45
Техника передвижения скользящим
шагом в полной координации
1
0
1
19.02.
46
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Ходьба на
лыжах. Подвижные игры
1
0
1
21.02.
47
Правила выполнения прыжка в длину с
места. Разучивание одновременного
1
0
1
18.03.
отталкивания двумя ногами
48
Разучивание выполнения прыжка в
длину с места
1
0
1
20.03.
49
Разучивание прыжков в группировке.
Обучение прыжку в длину с места в
полной координации
1
0
1
25.03.
50
Разучивание техники выполнения
прыжка в длину и в высоту с прямого
разбега
1
0
1
27.03.
51
Разучивание фазы приземления из
прыжка
1
0
1
08.04.
52
Разучивание фазы разбега и
отталкивания в прыжке
1
0
1
10.04.
53
Разучивание подвижной игры «Кто
больше соберет яблок»
1
0
1
15.04.
54
Разучивание подвижной игры «Бросьпоймай»
1
0
1
17.04.
55
Разучивание подвижной игры
«Пингвины с мячом»
1
0
1
22.04.
56
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и
30м. Подвижные игры
1
0
1
24.04.
57
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 10м и
30м. Подвижные игры
1
0
1
29.04.
58
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Смешанное
передвижение. Подвижные игры
1
0
1
02.05.
59
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. 6-ти
минутный бег. Подвижные игры
1
0
1
06.05.
60
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бросок
набивного мяча. Подвижные игры
1
0
1
09.05.
61
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Поднимание
туловища из положения лежа на спине.
Подвижные игры
1
0
1
13.05.
62
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами.
Подвижные игры
1
0
1
15.05.
63
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье. Подвижные
игры
1
0
1
20.05.
64
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Метание
теннисного мяча в цель. Подвижные
игры
1
0
1
22.05.
65
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Челночный
бег 3*10м. Подвижные игры
1
0
1
27.05.
66
Пробное тестирование с соблюдением
правил и техники выполнения
испытаний (тестов) 1-2 ступени ГТО
1
0
1
29.05.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
66
0
65
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Дата
изучения
1
Правила техники безопасности на
уроках. Укрепление здоровья через
ВФСК ГТО
1
0
1
05.09.
2
История подвижных игр и соревнований
у древних народов
1
0
1
07.09.
3
Правила выполнения спортивных
нормативов 2 ступени
1
0
1
12.09.
4
Зарождение Олимпийских игр.
Современные Олимпийские игры
1
0
1
14.09.
5
Физическое развитие. Физические
качества. Игры с приёмами баскетбола
1
0
1
19.09.
6
Сила как физическое качество. Игры с
приёмами баскетбола
1
0
1
21.09.
7
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Подтягивание
из виса на высокой перекладине –
мальчики. Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу. Эстафеты
1
0
1
26.09.
8
Быстрота как физическое качество. Игры
с приёмами баскетбола
1
0
1
28.09.
9
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 30м.
Эстафеты
1
0
1
03.10.
10
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Поднимание
туловища из положения лежа на спине.
Подвижные игры
1
0
1
05.10.
11
Выносливость как физическое качество.
Круговая тренировка
1
0
1
10.10.
12
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Смешанное
передвижение по пересеченной
местности. Подвижные игры
1
0
1
12.10.
13
Гибкость как физическое качество.
Круговая тренировка
1
0
1
17.10.
14
Передвижение равномерной ходьбой с
наклонами туловища вперёд и стороны,
разведением и сведением рук
1
0
1
19.10.
15
Дневник наблюдений по физической
культуре. Развитие координации
движений
1
0
1
24.10.
16
Правила поведения на уроках
гимнастики и акробатики
1
0
1
26.10.
17
Акробатические упражнения. Кувырок
вперёд, кувырок вперёд с трёх шагов.
Кувырок вперёд с разбега
1
0
1
02.11.
18
Закаливание организма. Утренняя
зарядка. Составление комплекса
утренней зарядки
1
0
1
09.11
19
Стойка на лопатках, мост, стойка на
голове
1
0
1
14.11.
20
Строевые упражнения и команды. Висы
1
0
1
16.11.
21
Строевые упражнения и команды.
Вращение обруча
1
0
1
21.11.
22
Прыжковые упражнения
1
0
1
23.11.
23
Гимнастическая разминка
1
0
1
28.11.
24
Ходьба на гимнастической скамейке
1
0
1
30.11.
25
Упражнения с гимнастической скакалкой
1
0
1
05.12.
26
Упражнения с гимнастическим мячом
1
0
1
07.12.
27
«Праздник ГТО». Соревнования со
сдачей норм ГТО, с соблюдением правил
и техники выполнения испытаний
(тестов) 2 ступени ГТО
1
1
0
12.12.
28
Сложно координированные прыжковые
упражнения
1
0
1
14.12.
29
Сложно координированные
передвижения ходьбой по
гимнастической скамейке
1
0
1
19.12.
30
Броски мяча в неподвижную мишень
1
0
1
21.12.
31
Контрольный урок по гимнастике.
Подвижные игры на развитие равновесия
1
1
0
26.12.
32
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье. Подвижные
игры
1
0
1
28.12.
33
Правила поведения на занятиях лыжной
подготовкой
1
0
1
09.01.
34
Передвижение на лыжах двухшажным
1
0
1
11.01.
попеременным ходом
35
Спуск с горы в основной стойке
1
0
1
16.01.
36
Спуск с горы в основной стойке
1
0
1
18.01.
37
Подъём лесенкой
1
0
1
23.01.
38
Подъем лесенкой
1
0
1
25.01.
39
Подъем лесенкой
1
0
1
30.01.
40
Спуски и подъёмы на лыжах
1
0
1
01.02.
41
Спуски и подъёмы на лыжах
1
0
1
06.02.
42
Спуски и подъёмы на лыжах
1
0
1
08.02.
43
Торможение лыжными палками
1
0
1
13.02.
44
Торможение лыжными палками
1
0
1
15.02.
45
Бег на лыжах 1 км.
1
0
1
20.02.
46
Торможение падением набок
1
0
1
22.02.
47
Торможение падением на бок
1
0
1
27.02.
48
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах
1 км. Эстафеты
1
0
1
29.02.
49
Контрольный урок по лыжной
подготовке. Бег на лыжах 1 км на время
1
1
0
05.03.
50
Подвижные игры с приемами
спортивных игр
1
0
1
07.03.
51
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Метание
теннисного мяча в цель. Подвижные
игры
1
0
1
12.03.
52
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Челночный
1
0
1
14.03.
бег 3*10м. Эстафеты
53
Прыжок в высоту с прямого разбега
1
0
1
19.03.
54
Бег с поворотами и изменением
направлений
1
0
1
21.03.
55
Сложно координированные беговые
упражнения
1
0
1
02.04.
56
Игры с приемами баскетбола
1
0
1
04.04.
57
Приемы баскетбола: мяч среднему и мяч
соседу
1
0
1
09.04.
58
Бросок мяча в колонне и неудобный
бросок
1
0
1
11.04.
59
Прием «волна» в баскетболе
1
0
1
16.04.
60
Правила поведения на занятиях лёгкой
атлетикой
1
0
1
18.04.
61
Игры с приемами футбола: метко в цель
1
0
1
23.04.
62
Футбольный бильярд
1
0
1
30.04.
63
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Смешанное
передвижение
1
0
1
07.05.
64
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Подтягивание
из виса лежа на низкой перекладине
90см. Эстафеты
1
0
1
10.05.
65
Бросок ногой
1
0
1
02.05
66
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами.
Эстафеты
1
0
1
14.05.
67
Контрольный урок по лёгкой атлетике.
Бег 1000м.
1
1
0
23.05.
68
«Праздник ГТО». Соревнования со
сдачей норм ГТО, с соблюдением правил
и техники выполнения испытаний
(тестов) 2 ступени ГТО
1
1
0
30.05.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
5
63
3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Дата
изучения
1
Правила ТБ на уроках. Сохранение и
укрепление здоровья через ВФСК ГТО.
Правила выполнения спортивных
нормативов 2-3 ступени
1
0
1
06.09.
2
Физическая культура у древних народов
1
0
1
08.09.
3
История появления современного спорта
1
0
1
13.09.
4
Виды физических упражнений
1
0
1
15.09.
5
Измерение пульса на занятиях
физической культурой
1
0
1
20.09.
6
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 30м.
Эстафеты
1
0
1
22.09.
7
Дозировка физических нагрузок
1
0
1
27.09.
8
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м
1
0
1
29.09.
9
Составление индивидуального графика
занятий по развитию физических качеств
1
0
1
04.10.
10
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО.
Подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90см. Эстафеты
1
0
1
06.10.
11
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Поднимание
1
0
1
11.10.
туловища из положения лежа на спине.
Подвижные игры
12
Закаливание организма под душем.
Круговая тренировка
1
0
1
13.10.
13
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Челночный
бег 3*10м. Эстафеты
1
0
1
18.10.
14
Дыхательная и зрительная гимнастика.
Круговая тренировка
1
0
1
20.10.
15
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Кросс на 2
км. Подводящие упражнения
1
0
1
25.10.
16
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО.
Подтягивание из виса на высокой
перекладине – мальчики. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на полу.
Эстафеты
1
0
1
27.10.
17
Техника безопасности на уроках
гимнастики. Передвижения по
гимнастической скамейке. Строевые
команды и упражнения
1
0
1
08.11.
18
Подвижные игры с элементами
спортивных игр: парашютисты, стрелки
1
0
1
10.11.
19
Строевые команды и упражнения.
Кувыровперёд, кувырок вперёд через
препятствие
1
0
1
15.11.
20
Техника безопасности игры в
1
0
1
17.11.
"баскетбол". Спортивная игра баскетбол
21
Прыжки через скакалку
1
0
1
22.11.
22
Спортивная игра баскетбол
1
0
1
24.11.
23
Кувырки назад. Стойка на голове.
Стойка на руках
1
0
1
29.11.
24
Беговые упражнения с координационной
сложностью. Круговая тренировка
1
0
1
01.12.
25
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье. Подвижные
игры
1
0
1
06.12.
26
Ведение баскетбольного мяча. Ловля и
передача мяча двумя руками
1
0
1
08.12.
27
Броски набивного мяча. Варианты
вращения обруча
1
0
1
13.12.
28
Ведение баскетбольного мяча. Ловля и
передача мяча двумя руками
1
0
1
15.12.
29
Контрольный урок по гимнастике.
1
1
0
20.12.
30
Подвижные игры с приемами баскетбола
1
0
1
22.12.
31
Челночный бег
1
0
1
27.12.
32
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Поднимание
туловища из положения лежа на спине.
Подвижные игры
1
0
1
28.12.
33
Подвижные игры с приемами баскетбола
1
0
1
29.12.
34
Контрольный урок - Соревнования «А
ты сдал нормы ГТО?», с соблюдением
1
1
0
30.12.
правил и техники выполнения
испытаний (тестов) 2-3 ступени
35
Техника безопасности при занятиях
лыжной подготовкой. Передвижение на
лыжах одновременным двухшажным
ходом
1
0
1
09.01.
36
Передвижение на лыжах
одновременным двухшажным ходом
1
0
1
09.01.
37
Повороты на лыжах способом
переступания на месте
1
0
1
16.01.
38
Повороты на лыжах способом
переступания на месте
1
0
1
16.01.
39
Повороты на лыжах способом
переступания в движении
1
0
1
23.01.
40
Повороты на лыжах способом
переступания в движении
1
0
1
26.01.
41
Повороты на лыжах способом
переступания
1
0
1
30.01.
42
Повороты на лыжах способом
переступания
1
0
1
30.01.
43
Торможение на лыжах способом «плуг»
при спуске с пологого склона
1
0
1
06.02.
44
Торможение на лыжах способом «плуг»
при спуске с пологого склона
1
0
1
06.02.
45
Скольжение с пологого склона с
поворотами и торможением
1
0
1
13.02.
46
Скольжение с пологого склона с
поворотами и торможением
1
0
1
13.02
47
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах
1 км. Эстафеты
1
0
1
20.02.
48
Контрольный урок. Бег на лыжах 1 км.
1
1
0
20.02.
49
Подвижные игры с элементами
спортивных игр: парашютисты, стрелки
1
0
1
27.02.
50
Спортивная игра волейбол
1
0
1
27.02.
51
Спортивная игра волейбол
1
0
1
05.03.
52
Прямая нижняя подача, приём и
передача мяча снизу двумя руками на
месте и в движении
1
0
1
05.03.
53
Прямая нижняя подача, приём и
передача мяча снизу двумя руками на
месте и в движении
1
0
1
12.03.
54
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО.
Подтягивание из виса на высокой
перекладине – мальчики. Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа на полу.
Эстафеты
1
0
1
12.03.
55
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО.
Подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине 90см. Эстафеты
1
0
1
19.03.
56
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами.
1
0
1
19.03.
57
Освоение правил и техники выполнения
1
0
1
02.04
норматива комплекса ГТО. Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами.
Эстафеты
58
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Челночный
бег 3*10м. Эстафеты
1
0
1
04.04.
59
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье. Подвижные
игры
1
0
1
09.04.
60
Спортивная игра футбол
1
0
1
12.04.
61
Подвижные игры с приемами футбола
1
0
1
19.04.
62
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 30м.
Эстафеты
1
0
1
23.04.
63
Бег с ускорением на короткую
дистанцию
1
0
1
26.04.
64
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м
1
0
1
30.04.
65
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Кросс на 2
км. Подводящие упражнения
1
0
1
03.05.
66
Прыжок в длину с разбега
1
0
1
10.05.
67
Соревнования «А ты сдал нормы ГТО?»,
с соблюдением правил и техники
выполнения испытаний (тестов) 2-3
ступени
1
1
0
17.05.
68
Контрольный урок по лёгкой атлетике.
Бег 1000м.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
1
0
68
5
63
24.05.
4 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Дата
изучения
1
Из истории развития физической
культуры в России
1
0
0
01.09.
2
Из истории развития национальных
видов спорта. Правила ТБ на уроках.
Здоровье и ЗОЖ. ГТО в наше время
1
0
0
04.09.
3
Правила предупреждения травм на
уроках физической культуры. Оказание
первой помощи на занятиях физической
культуры
1
0
1
08.09.
4
Предупреждение травм на занятиях
лёгкой атлетикой
1
0
1
07.09.
5
Самостоятельная физическая подготовка.
Влияние занятий физической
подготовкой на работу систем организма
1
0
1
11.09.
6
Оценка годовой динамики показателей
физического развития и физической
подготовленности. Правила выполнения
спортивных нормативов 3 ступени
1
0
1
15.09.
7
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 30м.
Эстафеты
1
0
1
18.09.
8
Упражнения для профилактики
нарушения осанки и снижения массы
1
0
1
22.09.
тела. Закаливание организма
9
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Подтягивание
из виса на высокой перекладине –
мальчики. Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу. Эстафеты
1
0
1
29.09.
10
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Подтягивание
из виса лежа на низкой перекладине
90см. Эстафеты
1
0
0
02.10.
11
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Челночный
бег 3*10м. Эстафеты
1
0
1
06.10.
12
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Поднимание
туловища из положения лежа на спине.
Подвижные игры
1
0
1
09.10.
13
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами.
Эстафеты
1
0
1
13.10
14
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м
1
0
1
16.10.
15
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Кросс на 2
км. Подводящие упражнения
1
0
1
20.10.
16
Контрольный урок по лёгкой атлетике.
Бег 1000м на время
1
0
1
06.11.
17
Предупреждение травм при выполнении
гимнастических и акробатических
упражнений
1
0
0
27.10.
18
Акробатическая комбинация. Кувырки
вперёд, назад
1
0
1
10.11.
19
Акробатическая комбинация. Стойка на
голове , стойка на руках.
1
0
1
13.11.
20
Круговая тренировка
1
0
1
20.11.
21
Акробатическая комбинация. Мост,
перевороты.
1
0
1
17.11.
22
Круговая тренировка
1
0
1
24.11.
23
Предупреждение травматизма на
занятиях подвижными играми
1
0
1
27.11.
24
Разучивание подвижной игры
«Запрещенное движение»
1
0
1
01.12.
25
Беговые упражнения
1
0
1
08.12.
26
Беговые упражнения
1
0
1
11.12.
27
Беговые упражнения
1
0
1
15.12.
28
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье. Подвижные игры
1
0
1
18.12.
29
Контрольный урок по гимнастике.
1
1
0
04.12.
30
Разучивание подвижной игры
«Подвижная цель»
1
0
1
22.12.
31
Разучивание подвижной игры «Гонка
лодок»
1
0
1
25.12.
32
Контрольный урок- Праздник «Большие
гонки», посвященный ГТО и ЗОЖ, с
соблюдением правил и техники
выполнения испытаний (тестов) 3
ступени
1
1
0
29.12.
33
Предупреждение травм на занятиях
лыжной подготовкой
1
0
1
08.01.
34
Передвижение на лыжах одновременным
одношажным ходом: подводящие
упражнения
1
0
1
08.01.
35
Передвижение на лыжах одновременным
одношажным ходом: подводящие
упражнения
1
0
1
15.01.
36
Передвижение на лыжах одновременным
одношажным ходом: подводящие
упражнения
1
0
1
15.01.
37
Передвижение на лыжах одновременным
одношажным ходом: подводящие
упражнения
1
0
1
22.01.
38
Имитационные упражнения в
передвижении на лыжах
1
0
1
22.01.
39
Имитационные упражнения в
передвижении на лыжах
1
0
1
29.01.
40
Передвижение на лыжах одновременным
одношажным ходом с небольшого склона
1
0
1
29.01.
41
Передвижение на лыжах одновременным
одношажным ходом с небольшого склона
1
0
1
05.02.
42
Передвижение на лыжах одновременным
1
0
1
05.02.
одношажным ходом с небольшого склона
43
Передвижение на лыжах одновременным
одношажным ходом с небольшого склона
1
0
1
12.02.
44
Передвижение одношажным
одновременным ходом по фазам
движения и в полной координации
1
0
1
12.02.
45
Передвижение одношажным
одновременным ходом по фазам
движения и в полной координации
1
0
1
19.02.
46
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на лыжах
1 км. Эстафеты
1
0
1
19.02.
47
Бег на лыжах 1 км.
1
0
1
26.02.
48
Бег на лыжах 1 км.
1
0
1
04.03.
49
Бег на лыжах1.5 км.
1
0
1
04.03.
50
Бег на лыжах 1.5 км.
1
0
1
11.03.
51
Контрольный урок по лыжной
подготовке. Бег на лыжах 1 км на время.
1
1
0
11.03.
52
Упражнения из игры баскетбол
1
0
1
11.03.
53
Упражнения из игры баскетбол
1
0
1
18.03.
54
Упражнения из игры волейбол
1
0
1
18.03.
55
Разучивание подвижной игры «Эстафета
с ведением футбольного мяча»
1
0
1
25.03.
56
Упражнения из игры футбол
1
0
1
01.04.
57
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Подтягивание
из виса лежа на низкой перекладине
1
0
1
08.04.
90см. Эстафеты
58
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Подтягивание
из виса на высокой перекладине –
мальчики. Сгибание и разгибание рук в
упоре лежа на полу. Эстафеты
1
0
1
15.04.
59
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 30м.
Эстафеты
1
0
1
15.04.
60
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Бег на 1000м
1
0
1
19.04.
61
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье. Подвижные игры
1
0
1
22.04.
62
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Прыжок в
длину с места толчком двумя ногами.
Эстафеты
1
0
1
63
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Поднимание
туловища из положения лежа на спине.
Подвижные игры
1
0
1
64
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Метание мяча
весом 150г. Подвижные игры
1
0
1
65
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Кросс на 2
1
0
1
26.04.
29.04.
03.05.
06.05.
км. Подводящие упражнения
66
Освоение правил и техники выполнения
норматива комплекса ГТО. Челночный
бег 3*10м. Эстафеты
1
0
1
67
Контрольный урок - Праздник «Большие
гонки», посвященный ГТО и ЗОЖ, с
соблюдением правил и техники
выполнения испытаний (тестов) 3
ступени
1
1
0
68
Контрольный урок по лёгкой атлетике.
Бег 1000м.
1
1
0
68
5
59
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
20.05.
27.05.
30.05.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура, 1-4 классы/ Лях В.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочные разработки по физической культуре к УМК В.И. Ляха ("Школа
России")