Рабочая программа коррекционно - развивающего курса Логопедические занятия для обучающихся ЗПР (в.7.1) 1 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для
обучающихся 1 классов с задержкой психического развития составлена на основе примерной
рабочей программы по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по
адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития. Курс коррекционно-развивающей
области «Логопедические занятия» направлен на коррекцию различных недостатков
речевого развития у школьников 1 класса, получающих образование в соответствии с
требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (Вариант
7.2, Вариант 7.1.). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их
особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
разработана на основании нормативно-правового обеспечения:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации».
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1598 от
19.12.2014 г.
 Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего образования» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 20.04.2021 №63180).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
 Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)
"Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
 Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
 Положение об оказания логопедической помощи в МБОУ «Карагайская средняя
школа № 2» (Протокол педагогического совета №4 от 27.10.2021).
 Устав МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»,
утверждённая постановлением администрации Карагайского муниципального
округа Пермского края от 01.07.2021 № СЭД-297-01-02-618.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии
всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а
также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР,
поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных
речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении
развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В
описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д.
Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у
них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью
артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие

фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую
дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и
экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового
восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность
словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие
грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной
речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении
различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при
этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными
предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с
недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных
мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными
нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями):
ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной
сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и
пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и
коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и
системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических
образовательных потребностей.
Общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их
автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями,
признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);
– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;
– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;
– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава
слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);
– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;
– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;
– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и
слоговым анализом и синтезом;
– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев
суффиксального и префиксального словообразования;
– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;
– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;
– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет
потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений
произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило,
смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в
словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и
синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.
Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной
предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в
незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки
позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых
обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка.
Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционноразвивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены
недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется
на групповых логопедических занятиях.
Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей предусмотрены
индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция
недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе
и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой
патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. Периодичность индивидуальных занятий
определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе
методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии
и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс
реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную компетентность.
Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и
письма и позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для
дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной
дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению
учебной информации.
Логопедическая работа ведётся по следующим направлениям:
 диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и
дифференциация звуков речи);
 диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его
расширение и уточнение);
 диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической
структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
 коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и
монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой
мотивации, обогащение речевого опыта);
 профилактика нарушений чтения и письма;
 представлений об окружающей действительности;
 развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др.
познавательных процессов).
Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и
коррекционного блока.

Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический
материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой,
О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой, Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В и др.
В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение,
состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас,
грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы,
характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы,
зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее
эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется
на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной
регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет
должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.
Место курса в учебном плане
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей
области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа занятий, 33
учебных недели) из которых 8 часов отводится на обследования речи обучающихся, которое
проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Форма организации логопедических занятий:
индивидуальная и групповая.
Длительность групповых логопедических занятий в соответствии с рекомендациями
АООП растет постепенно: с 25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и
40 минут, начиная со второго полугодия. Длительность индивидуальных занятий: 20-40
минут.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР направлениями
логопедическая работа в 1 классе обозначена ниже перечисленными разделами.
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в
устную речь. Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на
исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции
смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях, либо в
малой группе у детей со сходным нарушением звукопроизношения. Работа по темам данного
раздела может продолжаться от двух месяцев до учебного года в зависимости от преодоления
нарушений звукопроизношения и сроков автоматизации поставленных звуков в речи.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Данный раздел направлен
на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами
разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе
речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в
собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых
логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений
письма и чтения. Этот раздел направлен на уточнение и коррекцию артикуляционных
укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза;
формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку
навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи
со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Содержание данного раздела
реализуется на индивидуальных и групповых логопедических занятиях.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция
его недостатков. Данный разделподразумевает работу по формированию представлений о
смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. На
индивидуальных и групповых логопедических занятиях дети учатся конструировать
предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по
формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования. Навыки,

полученные детьми логопедических занятиях, применяются на уроках и внеклассных
занятиях.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи,
развитие коммуникативной функции речи. Данный раздел предусматривает активизацию
мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию
навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического
высказывания. Работа проводится на групповых логопедических занятиях, навыки ведения
диалога, создания устного монологического высказывания используются на уроках и
внеурочной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результатом изучения курса «Логопедические занятия» должно быть преодоление
типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма.
По окончании учебного года учитель-логопед проводит повторное диагностическое
обследование по направлениям:
–обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
–обследование связной речи;
–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой
структурой);
–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных
слов).
Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом
предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно
речевого развития, но и многие другие. Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен
для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью
программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу
для оценки следующих умений:
 обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной
помощи;
 вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и
дать аналогичную оценку однокласснику;
 обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье,
школе) и выступать на нем;
 начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу,
пожелание, опасения, завершить разговор;
 корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
 получать и уточнять информацию от собеседника;
 задавать вопросы;
 передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым
другим человеком;
 делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
 выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и другие.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным
параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
 состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков
звукопроизношения);
 состояние активного словаря, понимание значений слов;
 овладение словообразованием и словоизменением;







уровень связного высказывания;
состояние речевой коммуникации;
речевая активность;
состояние познавательных функций речи;
состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая
диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность
усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка,
полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в
соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».
Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается
достичь. Ожидаемые результаты логопедической работы:
В области лексической стороны речи:
 возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы,
действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных
требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
 умение называть синонимы и антонимы;
 использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность
конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
 правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных
языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности,
предложениях, связных высказываниях);
 умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных,
твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
 наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из
языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его
место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять
слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой
структуре слов).
В области грамматического строя речи:
 минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
 образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от
существительных;
 умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования
(уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
 обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным
высказыванием;
 использовать формулы речевого этикета в диалоге;
 умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Колво
часов

Раздел

14

4

Обследование
обучающихся с 1
по 15 сентября,
комплектование
групп.

Электронные
Примерное
цифровые
содержание занятий
образовательные
ресурсы
Обследование
звукопроизношения;
обследование
состояния
звукослогового и звукобуквенного анализа
слов;
обследование
лексической стороны
речи;
обследование
грамматического
строя речи;
обследование связной
речи;

Раздел 1. Развитие лексической стороны речи. (16 часов)
56

2

Слов как единица
речи

Выделение слова из
текста,
речевого
потока. Соотнесение
слова и предмета.
Условно-графическое
обозначение
слов.
Уточнение значений
имеющихся
в
активном
словаре
слов.

7

1

Слова-названия
предметов

Слова – названия
предметов,
с
которыми
дети
сталкиваются в быту,
учебе,
природе.
Упражнения
на
активизацию
и
обогащение
номинативного
словаря:
выбор
картинок
по
названию, называние
картинок,
подбор
слов-предметов
к
лексическим
темам
(«Учебные вещи», «В
школе»),
названия

Дата
проведени
я урока по
плану

Дата
проведения
урока
фактическа
я

частей
и
предметов.

деталей

8

1

Слова-названия
действий

Слова – названия
действий, с которыми
дети сталкиваются в
быту, учебе, природе.
Задания на уточнение
представлений
о
словах,
обозначающих
действия.
Упражнения
на
активизацию
и
обогащение
предикативного
словаря.

9

1

Слова-названия
признаков

Упражнения
на
активизацию
и
обогащение словаря
слов-признаков: игры
типа «Какой бывает?».
Подбор
слов,
обозначающих
признаки предметов.
Подбор
слов,
обозначающих цвет,
величину,
форму,
высоту, ширину, вкус,
вес, скорость.

10
11

2

Слово в составе
предложения

Составление
предложений
по
сюжетным картинкам
и
их
условнографическая запись.
Различение слова и
предложения.
Подсчет
слов
в
предложении.
Составление
предложений
с
использованием слов,
обозначающих
предметы, действия,
признаки.

12

1

Лексическая тема
«Школа»

Беседа
о
школе.
Подбор
слов
названий предметов к

теме (школа, класс,
урок,
звонок,
перемена,
ученик,
учитель и т.д.). Выбор
слов-действий и словпризнаков к словампредметам.
Составление простых
предложений по теме.
Свободные
высказывания
с
опорой на сюжетные
картинки.
Моделирование
коммуникативных
ситуаций
с
использованием
формул
речевого
этикета.
13

1

Лексическая тема
«Осень»

Беседа
об
осени.
Подбор
слов
названий предметов к
теме (солнце, дождь,
ветер, листья, деревья
и т.д.). Выбор словдействий и словпризнаков к словампредметам.
Составление простых
предложений по теме.
Свободные
высказывания
с
опорой на сюжетные
картинки.

14
15

2

Слова с близким
значением

Практическое
знакомство
со
словами близкими по
значению.
Нахождение в словаре
слов
с
близким
значением.
Подбор
слов
с
близким
значением
на
заданную
тему.Упражнения на
установление
смыслового
однообразия
слов.
Активизация
и

обогащение
синонимов.

словаря

16
17

2

Слова
с
противоположны
м значением

Практическое
знакомство
со
словами
противоположными
по
значению.
Нахождение в словаре
слов
с
противоположным
значением.
Подбор
слов
с
противоположным
значением
на
заданную
тему.
Упражнения
на
установление
противоположного
смысла
слов
с
использованием
парных картинок.

18

1

Лексическая тема
«Как ты познаешь
мир»

Беседа об органах
чувств и их значении в
жизни
человека.
Подбор
слов
названий предметов к
теме (рука, язык, ухо,
нос и т.д.). Выбор
слов-действий и словпризнаков к словампредметам.
Составление простых
предложений по теме.
Свободные
высказывания
с
опорой на сюжетные
картинки.

19

1

Слова
обобщающим
значением.

Распределение
названий предметов
по группам. Подбор
слов с обобщающим
значением
по
лексическим темам.
Называние видовых и
родовых
понятий.
Активизация,
уточнение
и
обогащение словаря
обобщающих слов с
помощью упражнений

с

типа:
назови
предметы
одним
словом;
найди
лишнюю
картинку,
назови все остальные
картинки
одним
словом;
подбери
слово по аналогии:
стол-мебель, платье - ?
20

1

Лексическая тема
«Режим
дня.
Правила личной
гигиены».

Беседа о режиме дня
школьника. Подбор
слов к теме (утро,
день, вечер, ночь и
т.д.). Выбор словдействий и словпризнаков к словампредметам.
Подбор
лексических средств
для описания режима
дня.
Составление
простых предложений
по теме. Свободные
высказывания
на
тему.

Раздел 2. Звуко-слоговой состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. (14
часов.)
21
24

4

Образование
звуков
речи.
Гласные звуки.
Звуки и буквы а,
А, о, О, У, ы, и, И.

Сравнение неречевых
и речевых звуков.
Наблюдение
за
работой органов речи
(органы артикуляции,
голосообразования,
дыхания).
Образование разных
речевых
звуков
(сопоставление
артикуляций
и
акустических
характеристик разных
звуков).
Образование гласных
звуков и особенности
их
произношения
только с участием
голоса при отсутствии
шума (произнесение
по показу и словесной
инструкции;
уточнение

артикуляционных
укладов
разных
гласных
звуков).
Закрепление образа
печатной
и
письменной
буквы.
Сравнение написания
изученных
букв.
Чтение и письмо слов
«ау», «уа».
25

1

Согласные звуки.
Согласные звуки
и буквы н, Н.

26

1

Согласные звуки.
Согласные звуки
и буквы с, С.

27

1

Согласные звуки.
Согласные звуки
и буквы к, К.

28

1

Согласные звуки.
Согласные звуки
и буквы т, Т.

Образование
согласных звуков –
демонстрация
артикуляционных
укладов
согласных
звуков (на примере
правильно
произносимых детьми
в группе) – создание
шума, сочетание шума
и
голоса.
Сопоставление
согласных
звуков
различных групп сонорных и шумных,
звонких и глухих,
твердых и мягких,
свистящих
и
шипящих, взрывных и
щелевых.
Сопоставительные
характеристики
особенностей
их
звучания
и
артикуляции.
Характеристика
звуков [Н], [Н], [C],
[C], [К], [К], [Т], [Т].
Определение
места
звука
в
словах.
Условно-графическое
обозначение мягкого
согласного.
Закрепление образа
печатной
и
письменной буквы в
упражнениях.
Списывание букв с
печатного текста и
соотнесение
с
образцом.

29

1

Слоговая
структура слова.
Прямые
и
обратные слоги.

Понятие
слога.
Слогообразующая
роль гласного звука.
Определение
слоговой структуры
слова
путем
ориентировки
на
гласные
звуки.
Сравнение слов с
разным количеством
слогов. Слоги прямые
и обратные (СГ, ГС).
Графические схемы
прямых и обратных
слогов.
Дифференциация
данных
вразброс
прямых и обратных
слогов. Деление слова
на слоги. Подсчет
количества
слогов.
Составление слов из
прямых и обратных
слогов.
Чтение
прямых и обратных
слоговс
использованием
слоговой таблицы.

30

1

Звуковой
слова.

Определение
звукового
состава
слов.

состав

Гласные и согласные
звуки в составе слова.
Оценка
роли
отдельных звуков в
отражении значений
слов. Сопоставление
значений
слов,
структура
которых
отличается
одним
звуком. Упражнения в
определении
звукового
состава
слов:
а) выделение звука на
фоне слова,
б)
вычленение
первого и последнего
звука из слова,

в) определение места
звука в слове,
г)
определение
количества,
последовательности
звуков
и
места
каждого из них в
составе слова.
Составление
графических
схем
звукового
состава
слов. Профилактика
специфических
ошибок в письме и
чтении.
31

1

Слоги
прямые
закрытые и слоги
со
стечением
согласных.

Составление
графических
схем
прямых
закрытых
слогов (СГС) и слоги
со
стечением
согласных
(ССГ,
ГСС).
Соотнесение
диктуемых логопедом
слогов
с
графическими
схемами. Составление
слов из сочетаний
различных
типов
слогов
по
графическим схемам
(СГС – СГ; ССГ – СГ
и т.д.).

32

1

Ударные
безударные
слоги.

Понятие ударения, его
смыслоразличительна
я и фонетическая роль
–
демонстрация
примеров
с
изменением значения
слов
при
перемещении
ударения; вывод об
особенностях
произнесения
ударного гласного в
слове - более громкое
и более длительное,
чем
произнесение
безударных гласных.

и

Анализ пар слов,
сходных по звукослоговому составу, но
отличающихся
местом
ударного
гласного.
Разгадывание загадок
с
выбором
словответов по месту
ударного гласного.

33

1

Звуко-слоговой
анализ и синтез.

Составление
графических
схем
слогового
состава
слов с выделением
места ударного и
безударных слогов (Хх; х-Х; Х-х-х; х-х-Х).
Профилактика
специфических
ошибок в письме и
чтении. Задания на
закрепление
представлений
о
слоговом
составе
слов.
Называние
по
заданию
логопеда
слов
с
разным
количеством слогов
(1, 2, 3) с опорой на
демонстрируемые
графические схемы.
Выполнение заданий
на запоминание рядов
из двух-трех слов
определенной
слоговой структуры.
Составление слов из
предлагаемых
в
беспорядке
слогов.
Составление слов с
опорой
на
предлагаемую
логопедом
ритмическую
структуру
с
выделением ударного
слога. Реконструкция
слов
путем

перемещения места
слогов, добавления,
сокращения
количества
слогов.
Профилактика
специфических
ошибок в письме и
чтении.
34

1

Лексическая тема
«Зима».

Беседа о зиме. Подбор
слов к теме (снег, лед,
мороз и т.д.). Выбор
слов-действий и словпризнаков к словампредметам.
Подбор
лексических средств
для
описания
признаков
зимы.
Составление
предложений
и
связных
высказываний по теме
с опорой на картинки.

Раздел 3. Звуко-буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. (22
часа).
35

1

Звук и буква л, Л.

36

1

Звук и буква р, Р.

37

1

Звук и буква в, В.

38

1

Звук и буква п, П.

39

1

Звук и буква м, М.

40

1

Звук и буква б, Б.

41

1

Звук и буква д, Д.

42

1

Звук и буква ж,
Ж.

43

1

Звук и буква ш,
Ш.

44

1

Звук и буква ч, Ч.

45

1

Звук и буква г, Г.

46

1

Звук и буква й.

Диагностические
задания:
1)
на
определение
заданного логопедом
речевого
звука
(гласный
или
согласный,
мягкий
или твердый, звонкий
или
глухой)
воспроизведение его
акустических
и
артикуляционноголосовых
характеристик; 2) на
называние
букв,
демонстрируемых
логопедом с помощью
разрезной
азбуки.
Подведение к выводу;
звуки мы слышим и
произносим,
буквы
мы видим и пишем.
Обучающее занятие.
Назначение букв в
письменной
речи.
характеристики

элементов букв, их
пространственной
ориентировки
и
движений руки для
воспроизведения.
Буквы печатные и
рукописные;
заглавные
и
прописные.
Профилактика
специфических
ошибок в письме и
чтении.
47

1

Обозначение
мягкости
согласных
с
помощью букв Я.

48

1

Обозначение
мягкости
согласных
с
помощью букв Ё.

49

1

Обозначение
мягкости
согласных
с
помощью букв .
Ю.

50

1

Обозначение
мягкости
согласных
с
помощью букв Е.

51

1

Обозначение
мягкости
с
помощью буквы
Ь.

Различение
парных
гласных А-Я, О-Ё, УЮ,
Э-Е,
Ы-И.
Произношение
прямых слогов со
звуком
[М]
в
сочетании
со
гласными
первого
ряда
(МА,
МО,
МУ…), затем второго
ряда (МЯ, МЁ, МЫ,
МИ…).
Далее
аналогичные
упражнения с другими
согласными звуками.
Закрепление
с
помощью упражнений
подбора к данному
мягкому варианту –
твердого и наоборот.
Работа
по
сопоставлению
значений и звучания
слов типа МАЛ-МЯЛ,
ЛУК-ЛЮК и т.п.
Сопоставление форм
множественного
и
единственного числа
таких
слов,
как
КОНИ-КОНЬ,
СТЕПИ-СТЕПЬ,
ДВЕРИ-ДВЕРЬ и т.п.
Определить,
что
мягкость
звуков
[Н'][П'][Р']
сохраняется.
Для
обозначения мягкости

в
этих
случаях
применяется
специальная буква мягкий
знак.
Прочтение
стихотворения о роли
мягкого
знака.
Сравнение
слов,
различающихся
твердым или мягким
звуком (шест-шесть,
хорь-хор, брат-брать).
52

1

Звонкие и глухие
согласные.
Дифференциация
парных звуков и
букв Б-П.

53

1

Дифференциация
парных звуков и
букв Д-Т.

54

1

Дифференциация
парных звуков и
букв В-Ф.

55

1

Дифференциация
парных звуков и
букв Г-К-Х.

56

1

Дифференциация
парных звуков и
букв
Ж-Ш.
Дифференциация
парных звуков и
букв З-С.

Уточнение
акустических
и
артикуляционных
признаков сходства и
различий в звучании
звонких и глухих
согласных
звуков.
Определение участия
голосовых связок в
звучании
звонких
звуков с помощью
тактильных
ощущений.
Звуки
согласные парные по
звонкости-глухости.
Звуки
согласные
звонкие
непарные
(Звуки и буквы М, Л,
Н, Р, Й). Звуки
согласные
глухие
непарные (Х, Ц, Ч, Щ).
Звуки и буквы Ч, Щ.
Профилактика
специфических
ошибок в письме и
чтении. Подбор пар
звуков по звонкостиглухости.
Соотнесение
с
соответствующими
буквами. Составление
и
преобразование
слогов с парными
звонкими-глухими.
Сопоставление
значений
слов,
отличающихся
по
признаку звонкостиглухости звука в их

составе.
Профилактика
специфических
ошибок в письме и
чтении.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его
недостатков. (6 часов.)
57
58

2

Текст
и
его
признаки
(на
основе
лексической темы
«Весна»)

Диагностическое
занятие.
Слушание
описательного текста
о ранней весне, ответы
на вопросы по его
содержанию и выбор
соответствующего
изображения из ряда
представленных
на
наборном
полотне
картин.
Обучающее занятие.
Работа
с
повествовательным
текстом о весенних
забавах и делах детей
(с опорой на серию
сюжетных
картин),
анализ его содержания
(ориентировка
на
смысл
отдельных
предложений текста).
Придумывание
названия
текста.
Вывод о признаках
текста:
1)
текст
состоит
из
предложений;
2)
предложения связаны
между
собой
по
смыслу;
3)
текст
может иметь название
– заголовок.

59

1

Предложение.

Выделение
предложения
из
структуры
текста.
Определение
словесной структуры
предложения.
Составление

графических
схем
словесного
состава
предложений.
Упражнения
по
реконструкции
предложений путем
замен входящих в них
слов.
Составление
предложений:
а)
по
сюжетным
картинкам
разной
смысловой
сложности;
б) по картинкам и
опорным словам;
в) по опорным словам.

60

1

Словосочетания.

Составление
различных
словосочетаний
с
опорой на картинки и
по вопросам логопеда.
Составление
словосочетаний
из
заданных слов: а) в
нужной форме; б) в
начальной
форме.
Соотнесение
форм
слов, входящих в
словосочетание.
Определение
правильного
и
ошибочного
сочетания слов.
Упражнения в анализе
изменения
смысла
словосочетаний,
предложений и текста
при изменении форм
слов.

61

1

Словоизменение.

Упражнения
в
изменении форм слова

в
разных
словосочетаниях
с
опорой на картинки.

62

63
66

1

Словообразовани
е.

Образование новых
слов
различными
способами по показу,
по
словесной
инструкции, с опорой
на
картинки
(с
помощью суффиксов
– образование слов с
уменьшительноласкательноым
значением,
образование названий
детенышей
птиц,
животных,
образование
словпризнаков от словпредметов;
с
помощью приставок
образование глаголов
совершенного вида).
Работа по уточнению
значений новых слов.

Итоговая
диагностика с 15
по 30 мая (4
часов).

Обследование
звукопроизношения;
обследование
состояния
звукослогового и звукобуквенного анализа
слов;
обследование
лексической стороны
речи;
обследование
грамматического
строя речи;
обследование связной
речи;
обследование
письменных умений
(написание
букв,
слогов, слов с простой
слоговой структурой);

обследование
читательских умений
(чтение букв, слогов,
трехи
четырехбуквенных
слов).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Основная литература:
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.:
Книголюб, 2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.
пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебнометодическое
пособие.
Электронный
ресурс.
Режим
доступа:
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmis-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
– М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.
Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для
учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического
развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под
общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. –
М., 2007
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. –
М., 2006
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда
спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
Дополнительная литература:
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с
младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С.
53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым
образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–
111.

Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших
школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.
2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у
младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.5765.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и
индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение,
2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение.
Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение
учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.:
Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся
начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших
школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их
коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического
развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».