Рабочая программа коррекционно - развивающего курса Логопедические занятия для обучающихся ЗПР (в.7.2) 1 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для
обучающихся 1 дополнительного класса с задержкой психического развития составлена на
основе примерной рабочей программы по отдельным учебным предметам и коррекционным
курсам по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития. В 1 дополнительный класс
приходят школьники, которые либо обучались ранее по программе 7.2 и посещали
логопедические занятия, либо пришли из общеобразовательной школы, где логопедическая
работа не проводилась.
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» направлен на
коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников 1 дополнительного
класса, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2). Логопедическая работа с
обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей,
обозначенных в указанных документах.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
разработана на основании нормативно-правового обеспечения:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации».
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1598 от
19.12.2014 г.
 Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего образования» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 20.04.2021 №63180).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
 Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)
"Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
 Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
 Положение об оказания логопедической помощи в МБОУ «Карагайская средняя
школа № 2» (Протокол педагогического совета №4 от 27.10.2021).
 Устав МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»,
утверждённая постановлением администрации Карагайского муниципального
округа Пермского края от 01.07.2021 № СЭД-297-01-02-618.
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и развитии
всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а
также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с
задержкой психического развития (далее ЗПР) поскольку у данной категории детей
наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие
речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что
приводит к трудностям освоения учебного материала. Описание особенностей речевого
развития детей с ЗПР (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н.Ю.
Борякова и др.) констатирует у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с

малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения,
недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность
и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
В соответствии с АООП определяются общие задачи курса:
 постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
 восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
 обогащение словаря, его расширение и уточнение;
 коррекция недостатков грамматического строя речи;
 улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
 совершенствование коммуникативной функции речи;
 повышение мотивации речеговорения;
 обогащение речевого опыта;
 профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
В 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:
– устранение недостатков звукопроизношения (постановка нарушенных звуков, их автоматизация
и дифференциация в слогах, словах и предложениях);
– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;
 обогащение лексики (синонимы, антонимы, омонимы, слова с переносным значением,
обобщающие слова);
 дифференциация слов на категории предметов, действий, признаков;
 формирование способности давать определения словам;
 формирование (закрепление) умения дифференцировать мягкие и твердые, звонкие и глухие
согласные, составлять схемы слов, находить ударение;
 овладение умением обозначать мягкость согласных на письме;
 профилактика и коррекция нарушений письма и чтения с помощью работы над
звукобуквенным и слоговым анализом и синтезом, грамматическим структурированием
словосочетаний и предложений, усвоением способов суффиксального и префиксального
словообразования, автоматизацией навыков флексийного словоизменения, использованием
форм множественного числа;
 умение понимать интонационную окраску высказывания;
 умение работать с простым текстом (определять главную мысль, озаглавливать);
 умение поддерживать и моделировать бытовой диалог;
 формировать начальные умения монологического высказывания.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех
получающих образование по варианту 7.2 является значимым нововведением в содержание
образования младших школьников указанной группы, обоснованным спецификой речевого
развития обучающихся.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и
экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового
восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность
словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие
грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи
у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении
различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при
этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными
предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с
недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных
мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными
нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями):
ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной

сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и
пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и
коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и
системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных
потребностей.
В 1 дополнительном классе могут оказаться школьники с разной степенью
выраженности речевой патологии. Поэтому содержание, форма организации логопедических
занятий (групповые, подгрупповые, индивидуальные) будут определяться спецификой
конкретного класса и зависеть от возможностей Образовательной организации.
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе
методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии
и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс
реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную компетентность.
В 1 дополнительном классе содержание курса «Логопедические занятия» состоит
преимущественно из разделов, направленных на профилактику и коррекцию нарушений
чтения и письма, что достигается работой над звуко-слоговым и звуко-буквенным составом
слова с повышенным вниманием к дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над
слоговой структурой слова, выделением ударных и безударных слогов. Помимо групповой
коррекционной работы для данной категории детей должны быть предусмотрены
индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция
недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе
и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой
патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед
имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль
за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые не желательные личностные и
познавательные особенности учащегося. Периодичность индивидуальных занятий
определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы наэтапах
постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах. Остальная работа по
коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах
разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может осуществляться в
подгруппах и группах.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы и
отработка правильного звукопроизношения в различных ситуациях общения. На этих
занятиях учащиеся должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний
своих сверстников. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости от
динамики достижений обучающихся в коррекции недостатков звукопроизношения. По мере
устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени.
Она осуществляется при обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с учетом
его психофизических особенностей, выраженности речевого нарушения и степени
отработанности каждого звука. Индивидуализация коррекционного обучения должна
находить отражение в планировании каждого занятия.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит за счет расширения
объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности
и преодолением недостатков познавательной деятельности. Работа по уточнению значений
слов осуществляется в рамках выделенных лексических тем, особое внимание уделяется
переводу слов из пассивного словаря в активный. Развитие мыслительных операций
происходит за счет использования метафорических выражений, через обучение умению
учитывать контекст предложений для понимания омонимов, обогащение словаря учащихся
синонимами и антонимами.

Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в
процессе порождения связного высказывания (пересказ рассказ на заданную тему, свободное
высказывание). Осуществляется поэтапное формирование речевых предпосылок,
определяющих овладение правилами словоизменения и словообразования.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи
является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование
коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответно-вопросных
(научить учащихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли собеседника и т.д.),
инициативных для оречевления наглядной ситуации (Игры «Справочное бюро», «Что в
магазине?»), ситуативных, моделирующих тематические или проблемные ситуации
(словесное описание, инсценирование). Коррекционную роль играет и учебная беседа.
Развивая
монологическую
речь,
необходимо
подбирать
упражнения,
предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение
по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных
фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов
к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать
необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к
самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.
Обязателен логопедический мониторинг. Для его реализации используются
рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е.
Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой, Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В и
др.
В логопедическом обследовании детей, пришедших в 1 подготовительный класс из
общеобразовательной школы, оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических
процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное
высказывание, а также неречевые процессы, определяющие успешность овладения письмом и
чтением (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация,
пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции
имеющихся нарушений логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития
ребенка, а также возможности произвольной регуляции. При низком уровне групповые
занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем
случае подгрупповой) форме.
.
Место курса в учебном плане
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями
(логопедическими
и
психокоррекционными), а также ритмикой.
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей
области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 66 часов (2 часа занятий, 33
учебных недели) из которых 8 часов отводится на обследования речи обучающихся, которое
проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Форма организации логопедических занятий:
индивидуальная и групповая.
Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями АООП растет
постепенно: с 25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут,
начиная со второго полугодия. Длительность индивидуальных занятий: 20-40 минут.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В соответствии с выделенными в АООП направлениями логопедическая работа в 1
дополнительном классе обозначена ниже перечисленными разделами:
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в
устную речь.
Этот раздел направлен на развитие артикуляционной моторики, на исправление
неправильного звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции









смешиваемых звуков. Реализация этого раздела необходима всем обучающимся с
нарушениями звукопроизношения, а также с нечеткой, плохо артикулированной речью.
Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и
чтения.
Этот раздел направлен на повторение и уточнение имеющихся у школьников с ЗПР
знаний и умений, усвоенных в период обучения в 1 классе. У школьников, не обучавшихся в
1 классе по варианту 7.2, приводятся в систему те неполные и неточные знания и навыки,
которые дети получили в период обучения в массовой школе. В ходе работы по данному
разделу не только уточняются представления обучающихся о слоговой и звуковой структуре
слов, совершенствуются навыки слогового и фонематического анализа и синтеза, но и
определяются основания для дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и
преодоление нарушений письма и чтения (уточнение представлений о звуках, сходных по
звучанию и артикуляции: согласных звонких-глухих, твердых-мягких, парных гласных;
формирование навыков их различения и соотнесения с соответствующими буквами в разных
языковых единицах – слогах, словах, предложениях; выработка и закрепление навыков
обозначения мягкости на письме).
Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения
(активизация и обогащение словаря; уточнение представлений о смысловой роли различных
лексических единиц в составе связного высказывания; формирование навыков и умений
адекватного отбора слов различных грамматических категорий в соответствии с темой
высказывания; профилактика смысловых ошибок при чтении и письме).
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция
его недостатков (формирование представлений о смысловых и грамматических
характеристиках текста, предложения, словосочетания; обучение умениям конструирования
предложений в соответствии с грамматическими нормами; формирование и коррекция
навыков словоизменения и словообразования).
Связная речь (повышение мотивации говорения; развитие и коррекция навыков
диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результатом посещения курса «Логопедические занятия» должно явиться преодоление
типичных недостатков устной и профилактика нарушений чтения и письма. По окончании
учебного года логопед проводит повторное диагностическое обследование по направлениям:
– обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
– обследование связной речи;
– обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой
структурой);
– обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных
слов).
Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной
компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной
работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих
умений:
внятно и четко изложить своё высказывание;
различать правильное и неправильное звукопроизношение в речевом потоке;
обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать
аналогичную оценку однокласснику;
обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и
выступать на нем;
начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание,
опасения, завершить разговор;
корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

 получать и уточнять информацию от собеседника;
 задавать вопросы;
 передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим
человеком;
 делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
 выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу,
опасение и другие.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным
параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
 состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков звукопроизношения);
 состояние активного словаря, понимание значений слов;
 овладение словообразованием и словоизменением;
 уровень связного высказывания;
 состояние речевой коммуникации;
 речевая активность;
 состояние познавательных функций речи;
 состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая
диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность
усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка,
полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Каждый показатель, подлежащий оценке, следует представить в форме, дающей
возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в
соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной образовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».
Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь.
Желательны следующие результаты логопедической работы:
В области звуковой стороны речи:
 сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
 уточнение представлений об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
 умение безошибочного использования нормативного произношения всех звуков русского
языка во всех ситуациях общения.
В области лексической стороны речи:
 уточнение представлений о словах предметах, действиях и признаках, умение подбирать слова
к вопросам, к предметам;
 умение давать понятийные определения простым словам;
 расширение умений использовать синонимы и антонимы, понятие об омонимах;
 использование слов с обобщающим значением;
 возможность понимать значения слов с переносным смыслом.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
 различение гласных и согласных, распознавание звуков по артикуляции, различия между
звуком и буквой, опознание букв письменных и печатных, соответствующих звукам;
 обозначение мягкости согласных на письме;
 составление графических схем слов;
 выделение ударного и безударных слогов;
 дифференциация звонких и глухих звуков, твердых и мягких звуков.
В области грамматического строя речи:
 понимание интонационных характеристик предложения;
 умение конструировать предложения из разрозненных слов;
 умение составлять правильно грамматически оформленные предложения по опорным словам;
 умение дифференцировать грамматически правильные и неправильные словосочетания;

 овладение умением анализа форм слова в словосочетании;
 автоматизация
префиксального
и
суффиксального
способов
словообразования
(уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
 умение прослушивания связного текста;
 определение главной мысли текста;
 озаглавливание текста;
 составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему;
 возможность моделирования простых диалогов;
 начало овладения правилами связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Дата
№ КолТемы занятий
Электронные
Примерное
проведени
проведения
урока по
урока
п/
во
цифровые
содержание занятий яплану
фактическа
п
часо
образовательны
я
в
е ресурсы
1-5. Обследование обучающихся с 1 по 15
Обследование
сентября, комплектование групп. ( 4 часа)
звукопроизношения;
обследование
состояния
звукослогового и звукобуквенного анализа
слов;
обследование
лексической стороны
речи;
обследование
грамматического
строя речи;
обследование
связной речи;
Звуко-слоговой анализ и синтез; профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
(16 часов).
5-6
2
Уточнение общих
Диагностическое
представлений о
занятие.
звуко-буквенном
Задания
на:
составе русского
опознание
звуков
языка
родного языка с
опорой
на
прослушивание
(губы
логопеда
закрыты экраном);
опознание звука по
видимой
артикуляции
и
другим
зрительно
воспринимаемым
опорам
при
беззвучном
артикулировании
(например,
звуков
[Ш], [С], [Ж], [Б],
[П], [А], [О], [У]);
различение гласных
и согласных звуков:

1

Лексическая тема
«Как ты познаешь
мир».

8-9 2

Гласные
и
согласные звуки
родного языка, их
роль в составе
слов.
Звуковой
анализ и синтез.
Соотнесение
звуков с буквами.

7

поднять
сигналобозначение,
если
услышите гласный
(или
согласный)
звук, звонкий или
глухой, твердый или
мягкий звук.
Задания на узнавание
и называние букв
алфавита
по
инструкции:
Поднимите
букву,
которую я назову.
Назовите
букву,
которую я покажу.
Уточнение различий
в понятиях ЗВУКБУКВА.
Уточнение органов
чувств: рука, язык,
ухо,
нос.
Обогащение словаря
антонимами
(«большой
–
маленький, Холодно
– тепло, тяжелыйлегкий») Построение
диалогов в ответах на
вопросы.
Упражнения
на
уточнение
и
закрепление
представлений
о
звучании
и
артикуляции
гласных и согласных
звуков
и
о
соответствующих им
буквах. Уточнение
представлений
о
слогообразующей
функции
гласных
звуков. Задания на
фонематический
анализ (подбор слов
на заданный звук;
определение места
заданного звука в
слове,
количества
звуков в слове, их
последовательности)
.
Упражнения
в
опознании
букв,
соответствующих

10

Лексическая тема
«Наш класс. Наша
школа».

1

1112

2

Печатные и
рукописные
буквы.

1314

2

Заглавные и
строчные буквы.

гласным и согласным
звукам.
Уточнение
предметного
и
глагольного словаря.
Названия
и
назначения
предметов, правила
поведения в классе и
в школе. Построение
связного
высказывания.
Диагностическое
задание:
выбор
печатных букв по
заданию
(из
разрезной азбуки);
запись рукописного
варианта задаваемых
букв.
Определение
роли
букв в составе слов
(обозначение
соответствующего
звука, обозначение
мягкости согласного
звука на письме).
Задания
на
уточнение кинетикокинестетических и
зрительнопространственных
представлений
образов печатных и
рукописных букв.
Упражнения
на
анализ и соотнесение
графических образов
печатных
и
рукописных букв.
Сравнение образов
строчных
и
заглавных
букв.
Уточнение функций
заглавных
букв.
Анализ графических
образов строчных и
заглавных
букв.
Составление,
прочтение и запись
слов-имен
собственных.
Составление, запись
и
прочтение
предложений.
Закрепление

15

1

Лексическая тема
«Режим дня.
Правила личной
гигиены».

16- 2
17

Дифференциация
букв, сходных по
начертанию.

18

Слоговой анализ и
синтез слов.

1

представления
о
заглавной букве в
начале предложения
и заглавной букве в
начале
написания
имен,
кличек
животных, названий
городов и т.д.
Уточнение знаний о
правилах
оформления
предложений
с
опорой на анализ
данных
для
прочтения (на доске
или на наборном
полотне) текстов из
2-3 предложений.
Упражнения
на
закрепление умений
поиска
отдельных
букв
(строчных,
заглавных,
рукописных,
печатных) из ряда
предлагаемых
по
заданию.
Задания
на
опознание
«зашумленных» букв
(перечеркнутых,
наложенных друг на
друга).
Опознание
правильно
и
зеркально
изображенных
печатных
и
рукописных букв.
Задания
на
дифференциацию
букв, сходных по
начертанию,
количеству
и
пространственному
расположению
элементов (с опорой
на
тактильнокинестетический
анализ, на образные
ассоциации и т.д.).
Упражнения
на
уточнение
и
закрепление умений
делить слова на
слоги,
определять

19

1

Ударные
и
безударные слоги.

звуковой
состав
слогов.
Составление
графических
схем
звуко-слогового
состава
слов.
Конструирование
(путем
использования букв
разрезной
азбуки)
слогов из данных
букв, слов – из
данных
слогов
разной
сложности
(открытых,
закрытых, прямых,
обратных,
со
стечением
согласных)
с
последующим
прочтением
и
записью.
Составление
распространенных
предложений
при
ответах на вопросы.
Развитие
диалогической речи.
Обогащение
глагольного словаря
(просыпаться,
делать
зарядку,
завтракать, идти в
школу,
обедать,
отдыхать, учиться,
и т.д.).
Упражнения
в
определении
ударных слогов в
словах.
Задания на подбор
слов с определенным
местом
в
них
ударного
слога.
Упражнения
в
воспроизведении
слого-ритмической
структуры слов с
опорой
на
графические схемы.
Составление
и
последующее
прочтение слов с
голосовым
выделением
ударного
слога.

20

1

Лексическая тема
«Осень».

Уточнение значений
слов при изменении
позиции
ударного
слога (слова типа
«зАмок- замОк»).
Беседа о признаках
осени. Подбор словопределений
к
словам-предметам
(уточнение навыков
грамматического
согласования слов и
профилактика
аграмматизма
на
письме
и
при
чтении).
Анализ
значений слов с
переносным
смыслом
(золотая
осень, хрустальный
лед
и
т.п.).
Упражнения
в
составлении из букв
и слогов разрезной
азбуки
слов,
словосочетаний,
предложений по теме
с
последующим
чтением и записью.
Составление
коротких рассказов с
опорой на картину и
опорные слова и
словосочетания,
данные в нужном
порядке
для
раскрытия темы.
Уточнение
представлений
о
признаках осени в
живой и неживой
природе.
Обогащение словаря
названиями
предметов и явлений:
календарь, погода,
урожай, дни недели,
осенние месяцы, а
также
глагольной
лексикой:
дуть,
светить,
желтеть,
опадать,
собирать.
Аудирование текстов
и
стихов.
Составление

2122

2324

рассказа-описания с
опорой на план.
Дифференциация звуков по акустико-артикуляционным признакам и преодоление
нарушений письма и чтения (14 ч).
2
Дифференциация
Уточнение акустикозвонких и глухих
артикуляционных
звуков.
характеристик
звонких и глухих
звуков. Применение
вспомогательных
приемов
для
дифференциации
звонких-глухих
звуков (опора на
тактильнокинестетические
ощущения, на схему
состояния голосовых
связок
при
произношении
звонких-глухих
и
т.д.).
2
Обозначение
Упражнения
в
звонких и глухих
фонематическом
звуков на письме
анализе
слов,
(дифференциация
включающих парные
соответствующих
и
непарные
по
букв).
звонкости-глухости
звуки.
Придумывание слов
с
глухими
и
звонкими звуками.
Соотнесение звонких
и глухих звуков с
соответствующими
буквами.
Составление слогов
и слов с звонкими и
глухими звуками с
последующим
прочтением
и
записью.
Письмо под диктовку
слов простого звукослогового состава,
содержащих звонкие
и глухие звуки.
Упражнения
со
словамипаронимами
(типа
«дом-том,
Толядоля»)
–
анализ
изменения значений
слов при включении
звонкого или глухого
звука; составление

1

Лексическая тема
«Наш
город.
Наше село».

26- 2
27

Дифференциация
твердых и мягких
звуков.

28- 2
29

Способы
обозначения
мягкости
письме.

25

30- 2
31

на

Дифференциация
А–Я, У–Ю, О–Ё,
Ы–И, Э–Е.

слов
из
букв
разрезной
азбуки;
составление с этими
словами
предложений; запись
пар таких слов и
составленных с ними
предложений.
Уточнение
представлений
по
теме.
Составление
рассказов по карте
местности.
Учить
отвечать
на
поставленные
вопросы.
Разыгрывание
диалогов. Пересказы.
Уточнение акустикоартикуляционных
характеристик
твердых и мягких
звуков. Применение
вспомогательных
приемов
для
дифференциации
твердых и мягких
звуков (опора на
тактильнокинестетические
ощущения, на схемы
артикуляционных
укладов).
Упражнения
в
фонематическом
анализе
слов,
включающих парные
и
непарные
по
твердости-мягкости
звуки.
Придумывание слов
с
твердыми
и
мягкими звуками.
Чтение
слов,
включающих мягкие
звуки.
Анализ
различий
в
буквенном составе
слов, различающихся
твердыми и мягкими
звуками.
Уточнение
представлений
буквах,

о

32- 2
33

Мягкий знак.

34

Лексическая тема
«Зима».

1

обозначающих
гласные
звуки.
Определение
роли
гласного
[И]
и
соответствующей
ему
буквы
для
обозначения
мягкости
предыдущего
согласного.
Сопоставление
произношения
соответствующих
слогов, слов (Мила –
мыла
и
т.п.).
Составление слогов
и слов с мягкими и
твердыми звуками с
применением
графических схем и
букв
разрезной
азбуки.
Последующая запись
слов. Упражнения в
чтении
слов,
включающих
открытые слоги с
буквами А–Я, У–Ю,
О–Ё, Ы–И, Э–Е.
Упражнения
в
произношении слов,
заканчивающихся на
мягкий
согласный
звук.
Составление
графических
схем
звуко-слогового
состава таких слов.
Чтение таких слов.
Определение
роли
буквы
Ь
для
обозначения
мягкости согласного
звука на письме.
Составление
аналогичных
по
структуре слов из
букв
разрезной
азбуки
с
последующей
записью.
Уточнение
представлений
по
теме.
Дифференциация С–
З,
С–Ш.
Скороговорки.

Свободное
высказывание
с
опорой на личные
впечатления.
Развитие лексической стороны речи и профилактика нарушений письма и чтения (9 ч.)
35- 4
Значения
слов
Диагностическое
38
разных
занятие.
грамматических
Задания на
категорий
актуализацию
знаний о словахназваниях предметов
(выбор картинок по
названию, называние
картинок, подбор
слов-предметов к
лексическим темам,
например, «Класс»,
«Магазин игрушек»,
«Кабинет врача»,
«Парикмахерская» и
т.д.). Задания на
уточнение
представлений о
словах,
обозначающих
действия; на подбор
слов, обозначающих
признаки, к данным
словам - предметам.
39 1
Лексическая тема
Уточнение
«Моя семья. Мой
временных
дом».
представлений.
Знания учащегося о
себе: имя, полное
имя, отчество,
фамилия, возраст,
день рождения,
домашний адрес.
Составление
рассказов о себе и о
своей семье.
40- 2
Место и роль
Слова-названия
41
слов,
предметов и их
обозначающих
место в
названия
предложении.
предметов,
в
Конструирование
предложениях и
предложений с
текстах.
заданными словами,
обозначающими
различные предметы
(с опорой на
картинки). Различия
в структуре и смысле
предложения и
текста в зависимости
от значения

заданного слова
(например, ручка как
принадлежность для
письма и ручка
ребенка).
Обогащение
заданных и
прочитанных
предложений
другими словами,
обозначающими
предметы (например,
«На столе лежат
книги, ….»).
42

1

Место и роль
слов,
обозначающих
названия
действий
и
признаков,
в
предложениях и
текстах.

43

1

Место и роль
слов-синонимов,
антонимов,
обобщений
в
предложениях и
текстах.

Упражнения на
выбор слов,
обозначающих
действия какоголибо предмета и его
признаки.
Упражнения в
составлении из букв
и слогов разрезной
азбуки слов,
словосочетаний,
предложений по
теме с последующим
чтением и записью.
Составление
коротких рассказов с
опорой на картину и
опорные слова и
словосочетания,
данные в нужном
порядке для
раскрытия темы.
Беседа
в
форме
полилога
на
лексическую тему.
Уточнение
правил
участия в беседе.
Упражнения на
подбор слов с
одинаковым
значением и
составление с ними
предложений (по
образцу). Задания на
уточнение
представлений о
словах с
противоположным
значением.
Составление с ними

словосочетаний,
предложений.
Анализ значений
слов-обобщений на
материале
прослушанных
текстов. Упражнения
на включение
обобщающих слов в
предложения и
связные
высказывания.
Грамматический строй речи и профилактика аграмматизма на письме и при чтении. (11
часов)
44- 2
Предложение, его
Упражнения
в
45
структура
и
прослушивании
и
основные
чтении
признаки.
предложений.
Уточнение
представлений
о
смысловой
завершенности
предложения.
Анализ словесного
состава
предложений.
Составление
предложений
с
использованием
опорных слов и на
основе графических
схем.
Чтение
предложений.
Определение
интонационных
характеристик
разных предложений
(вопросительных,
восклицательных).
Конструирование
простых по составу
предложений
из
слов, напечатанных
на
карточках.
Последующая запись
предложений.
Уточнение
правил
оформления
предложения
при
записи
(заглавная
буква, точка в конце
предложения,
вопросительный или
восклицательный
знаки).

46- 2
47

Словосочетание в
составе
предложения

48

Лексическая тема
«День 8 Марта».

1

Упражнения
на
выделение
словосочетаний
в
составе предложения
(слово-предмет
+
слово-признак;
слово-действие
+
слово
признак).
Составление
словосочетаний
с
опорой на картинки.
Включение
в
словосочетания слов
разных значений –
синонимов,
антонимов,
обобщающих слов.
Сравнение
правильно и неверно
составленных
словосочетаний
(с
опорой на картинки).
Влияние ошибок в
составлении
словосочетаний на
их смысл. Чтение и
запись
словосочетаний.
Упражнения
на
включение
словосочетаний
в
состав предложения
(с
опорой
на
графические схемы).
Составление
словосочетаний
и
предложений
с
использованием
новых
слов
на
заданную
тему.
Чтение
рассказов.
Послетекстовые
упражнения,
пересказ.
Актуализация слов
по
теме.
Высказывания
о
праздновании дня 8
Марта в семье.
Моделирование
ситуации
«Поздравления
с
праздником
8
марта». Составление
текста
–
поздравления с днем

49- 3
51

Словоизменение

8 марта и его запись
на
доске.
Выполнение
произвольного
рисунка,
посвященного этому
празднику
(для
развития
мелкой
моторики, уточнения
зрительнопространственных
представлений,
ориентировки
на
листе).
Уточнение
знаний
формул
речевого этикета –
переписывание
с
доски
текста
поздравления
с
обращением
к
конкретному
человеку
(маме,
бабушке, сестре, тете
и
т.д.)
под
заготовленным
рисунком.
Упражнения
на
сопоставление
разных форм слова в
структуре
высказываний
(единственного
и
множественного
числа, мужского и
женского
рода,
разных
падежных
форм). Задания на
анализ форм слов в
словосочетании.
Включение одного и
того же слова в
разных его формах в
словосочетания
и
предложения. Чтение
предложений
и
текстов
с
последующим
анализом изменений
форм одного и того
же слова в разных
предложениях
текста. Запись слов в
разных
формах
(изолированно,
в
словосочетаниях и
предложениях).

Упражнения
на
уточнение
и
автоматизацию
навыков образования
новых
слов
различными
способами
(суффиксальным и
префиксальным).
Анализ
значений
образованных слов.
Включение
вновь
образованных слов в
различные языковые
единицы
–
словосочетания,
предложения, тексты
(с
опорой
на
картинки). Анализ
звуко
54 1
Закрепление
Уточнение значения
материала раздела
слова ДРУЗЬЯ.
на основе темы
Свободные
«Мои друзья».
высказывания
обучающихся
о
своих
друзьях.
Работа
по
составлению
связного рассказа о
друзьях. Задание на
подбор слов для
составления
предложений о своем
друге
(слованазвания предметов,
слова-признаки,
слова-действия).
Составление разных
вариантов рассказа о
друзьях:
описание
друга
(друзей);
рассказ о каком-либо
событии с участием
друга (друзей).
Уточнение навыков
правильного выбора
форм
слов
при
составлении
предложений
в
составе рассказов.
Связная речь и профилактика смысловых ошибок при чтении и письме. (8 часов).
55 1
Уточнение
Диагностическое
представлений о
занятие. Слушание
тексте
как
текста. Анализ его
развернутом
содержания
путем

52- 2
53

Словообразовани
е

рассказе
на
какую-либо тему
«Весна»
Уточнение
представлений о
тексте
как
развернутом
рассказе
на
какую-либо тему
«Весна»
Смысловые
характеристики
текста
и
его
состав.

56

1

57

1

58

1

Смысловые
характеристики
текста
и
его
состав.

59- 4
62

Диалогическая
речь и развитие
коммуникативной
активности.

ответов на вопросы и
посредством опоры
на соответствующую
сюжетную картину.
Определение
главной мысли в
тексте.
Придумывание
названия текста.
Упражнения
в
прослушивании
текстов,
формулировании
собственных
высказываний
о
событиях,
описанных в тексте
(опора
на
содержание
вопросов логопеда,
на иллюстрации к
тексту),
воспроизведение
последовательности
текста
путем
выкладывания
в
нужном
порядке
опорной
серии
сюжетных картинок.
Упражнения
в
выделении из текста
отдельных
предложений
и
анализ
смысловой
связи между ними.
Чтение несложных
текстов
с
последующим
анализом
смысла.
Конструирование
текста из данных
вразброс
предложений
на
основе
анализа
содержания каждого
из
них.
Придумывание
названий
текстов.
Анализ
связи
названия текста с его
содержанием.
Моделирование
коммуникативной
ситуации, например,
просмотр

6366

Итоговая
диагностика с 15
по 30 мая (4
часов).

мультфильма
и
последующий обмен
впечатлениями
в
форме
полилога.
Уточнение
правил
ведения
беседы:
ориентирование на
тему
разговора,
внимательное
прослушивание
собеседника, ответ
на
его
вопрос,
высказывание своего
мнения, сообщение
собственной
информации
по
обсуждаемой теме,
соблюдение
очередности
в
высказываниях,
применение формул
речевого этикета.
Прослушивание
текстов
рассказов
или
сказок,
содержащих диалоги
персонажей.
Моделирование
диалогов на разные
темы
(например,
разговор по телефону
с мамой, с другом;
беседа о прошедшем
выходном дне и т.п.).
Обследование
звукопроизношения;
обследование
состояния
звукослогового и звукобуквенного анализа
слов;
обследование
лексической стороны
речи;
обследование
грамматического
строя речи;
обследование
связной речи;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Основная литература:
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб,
2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие
/ О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебнометодическое
пособие.
Электронный
ресурс.
Режим
доступа:
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmis-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.
– М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие
для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для
учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического
развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под
общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. –
М., 2007
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.,
2006
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец.
(коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
Дополнительная литература:
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими
школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым
образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–
111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших
школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.
2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у
младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.5765.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и
индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение,
2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение.
Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение
учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.:
Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся
начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших
школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их
коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического
развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».