Рабочая программа коррекционно-развивающего курса Логопедические занятия для обучающихся с ЗПР 2 кл

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для
обучающихся 2 классов с задержкой психического развития составлена на основе примерной
рабочей программы по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по
адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития. Курс коррекционно-развивающей области
«Логопедические занятия» направлен на коррекцию различных недостатков речевого
развития у школьников 2 класса, получающих образование в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2, Вариант
7.1.). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых
образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Рабочая
программа
коррекционно-развивающего
курса
«Логопедические
занятия»разработана на основании нормативно-правового обеспечения:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации».
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1598 от
19.12.2014 г.
 Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего образования» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 20.04.2021 №63180).
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
 Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)
"Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
 Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
 Положение об оказания логопедической помощи в МБОУ «Карагайская средняя
школа № 2» (Протокол педагогического совета №4 от 27.10.2021).
 Устав МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»,
утверждённая постановлением администрации Карагайского муниципального
округа Пермского края от 01.07.2021 № СЭД-297-01-02-618.
Общая цель логопедических занятий 1 заключается в диагностике, коррекции и
развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР,
поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных
речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении
развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В
описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д.
Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у
них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью
артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие

1

В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР.

фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую
дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и
экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь характеризуетсая малой дифференцированностью речеслухового
восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность
словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие
грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной
речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении
различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при
этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными
предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с
недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных
мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными
нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями):
ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной
сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и
пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и
коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и
системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических
образовательных потребностей.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе
методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии
и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс
реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную компетентность. Многократное воспроизведение детьми усвоенных
операций и действий способствует формированию у них стойких навыков и умений. Это в
свою очередь способствует преодолению трудностей устного общения, созданию
предпосылок письменного общения, преодолению трудностей обучения русскому языку.
У большинства обучающихся ко второму классу под влиянием систематической
логопедической работы наблюдается положительная динамика в общем речевом развитии.
Улучшается состояние импрессивной речи; второклассники приобретают навыки понимания
как отдельных высказываний, так и содержания небольших по объему текстов описательного
или событийного характера, могут отвечать на вопросы по его содержанию.
В экспрессивной речи у большинства детей улучшается состояние произносительной
стороны речи: преодолеваются полиморфные нарушения звукопроизношения, недостатки
звукослоговой структуры слов, это связано в частности и с улучшением навыков
фонематического восприятия и различения фонема, слухового контроля за звучащей речью.
отдельных слов, тонких оттенков речи.
В лексико-грамматической стороне речи отмечается увеличение словаря основных
частей речи (существительных, глаголов, прилагательных), второклассники чаще и точнее

используют в своих высказывания обобщающие понятия житейского характера (посуда,
одежда и пр.) могут конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы;
В грамматической стороне речи уменьшается количество грубых аграмматизмов
(ошибок согласования слов в роде, числе падеже, согласования глаголов), дети адекватнее
употреблять некоторые суффиксальные модели словообразования (образование
существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных);
В связной речи обучающиеся приобретают определенные диалогические умения: могут
обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически правильными
высказываниями (вопросами, просьбами), используют основные формулы речевого этикета в
диалоге; в монологической речи дети составляют связное высказываниев виде пересказа
текста и рассказас опорой на картинки.
В тоже время речи в устной речи обучающихся сохраняются типичные недостатки,
прежде всего лексико-грамматического характера и затруднения в продуцировании
собственных монологических высказываний. Поэтому во втором классе содержание
логопедической работы должно быть прежде всего ориентировано на коррекцию этих
недостатков и формированиеразных видов монологической речи как основы учебного
выказывания. Работа над лексикой и грамматикой устной речи проводится как на уровне
предложения, так и на уровне текста. Эти языковые единицы изучаются как по программе
русского языка, так на логопедических занятиях. Таким образом, логопед и учитель
отрабатывают с обучающимися навыки построения грамматически правильных и лексически
разнообразных и точных предложений, а затем текстов.
Кроме того, необходимо учитывать типичное для большинства детей с задержкой
психического развития недоразвитие фонематических процессов (трудности различения
акустически близких по звучанию фонем, затруднения в осуществлении сложных форм
звукового анализа и синтеза).Такие недостатки фонематической стороны речи становятся
причиной стойких ошибок в письме, второклассники пропускают гласные и согласные буквы
в словах, искажают звуковой состав слова, не осваивают правила смягчения согласных и пр.
Следовательно, в процессе логопедических занятий во втором классе предусматривается
продолжениесистематическойработы по формированию и закреплению навыков
звуковогоанализа исинтеза, фонематическогоразличения. Это особенно важно для
профилактики и преодоления акустических ошибок в письме, прочного усвоения ряда
орфограмм второго класса, изучаемых на уроках русского языка (правописание мягкого
знака на конце и в середине слова, правописание глухих согласных на конце слова).
Следовательно, второе важное направление логопедической работы с обучающимися
второго
класса
профилактика
ошибок
письма
и
чтения,
обусловленных
несформированностью фонемного распознания.
Место курса в учебном плане
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей
области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа занятий, 34
учебных недели) из которых 8 часов отводится на обследования речи обучающихся, которое
проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Форма организации логопедических занятий:
индивидуальная и групповая. Длительность групповых логопедических занятий в
соответствии с рекомендациями АООП: 40 минут. Длительность индивидуальных занятий:
20-40 минут.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Курс «Логопедические занятия» состоит из нескольких модулей. Первые два модуля в
первом полугодии направлены на преодоление трудностей в овладении и формировании
процессов письма и чтения. Занятия этих модулей посещают все учащиеся класса. В первом
полугодии второго класса учитель-логопед проводит занятия по развитию фонематических
процессов, формированию навыков звукослогового анализа и синтеза, развитию и коррекции
лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Темы предложенных модулей
связаны с программой русского языка. Периодичность групповых занятий с детьми 2 раза в
неделю. Со второго полугодия осуществляется коррекционная работа, которая состоит из
основного (обязательного для всех обучающихся) модуля по развитию лексикограмматической стороны речи и связной устной и письменной речи и модулей (с учетом

трудностей учащихся) по коррекции нарушений чтения и письма с учетом вида дисграфии и
дислексии.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может
осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизическихособенностей
обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации
инвалида (ИПРА).
Содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов,
направленных на диагностику, профилактику и коррекцию нарушений формирования
процесса чтения и письма, что достигается работой над языковым анализом и синтезом, а
такжезвуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к
дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова,
выделением ударных и безударных слогов. Помимо групповой коррекционной работы для
данной категории детей должны быть предусмотрены индивидуальные и подгрупповые
логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков
звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и
применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение
специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой
патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы и
отработка правильного звукопроизношения в различных ситуациях общения. На этих
занятиях обучающиеся должны научиться оценивать качество своих речевых высказываний
и сверстников. Состав подгрупп меняется по усмотрению логопеда в зависимости от
динамики достижений обучающихся в коррекции недостатков звукопроизношения. По мере
устранения дефектов звукопроизношения фронтальная работа занимает все больше времени.
Она осуществляется при обязательном индивидуальном подходе к каждому ученику с
учетом его психофизических особенностей, выраженности речевого нарушения и степени
отработанности каждого звука.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит по тем же темам, что
и в первом классе, но знания обучающихся значительно расширяются за счет представлений
об окружающей действительности и преодолением недостатков познавательной
деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках выделенных
лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного словаря в
активный. Значительно расширяется глагольный словарь и словарь прилагательных. На
логопедических занятиях закрепляется, обобщается система знаний по данным темам, на
основе чего расширяется система словесных понятий, особенно существительных,
обозначающих родовые понятия. Необходимо проводить работу по дифференциации
значений существительных, глаголов и прилагательных, близких по лексическому значению
или функциональным признакам внутри каждой темы. Проводится большая работа по
развитию лексической системности, формированию семантических полей.Развитие
мыслительных операций происходит за счет использования метафорических выражений,
через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания омонимов,
обогащение словаря обучающихся синонимами и антонимами.
Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в
процессе составления словосочетаний, предложений и порождения связного высказывания
(пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание).Осуществляется поэтапное
овладение
правилами
словоизменения
и
словообразования
существительных,
прилагательных и глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности их
использования. Большое внимание уделяется конструированию словосочетаний и
предложений.
Развитие и коррекция диалогической и формирование монологической форм речи
является важным направлением работы. При обучении диалогу необходимо моделирование
коммуникативных ситуаций, а также проведение различных упражнений: ответновопросных (научить обучающихся ответным высказываниям, подхватыванию мысли

собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной ситуации.Коррекционную
роль играет и учебная беседа.
Развивая
монологическую
речь,
необходимо
подбирать
упражнения,
предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение
по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных
фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов
к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать
необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к
самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.
Коррекция недостатков процесса письма и чтения осуществляется на групповых
занятиях с 15 сентября по 15 мая. Осуществляется работа по формированию навыков
фонематического анализа и синтеза, навыков звукобуквенного анализа и синтеза, а также
навыков слогового и языкового анализа и синтеза. Уточняются представления о различных
типах связи в словосочетаниях и предложениях. Развиваются пространственно-временные
ориентировки, зрительное и слуховое восприятие, а также уточняется и расширяется объем
зрительной памяти на материале предметов, геометрических фигур и букв. Дифференциация
звуков и букв по акустическому и кинетическому сходству. Коррекционно-логопедическая
работа по преодолению ошибок на письме и при чтении проводится на уровне звука и буквы,
слога, слова, словосочетания, предложения и текста.На занятиях формируется навык чтения
целыми словами, отрабатывается понимание прочитанного. Большое внимание уделять
чтению слов со стечением согласных и слов сложной слоговой структуры.
Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на
всех коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного
устного и письменного высказывания.
Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко
использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты, игровые
ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения и
уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям следует давать понятные и простые. При
запоминании учебного материала необходимо использовать активное действие с
материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов.При запоминании
материала учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их называть. На занятиях
следует учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в
предложениях, текстах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Логопедические занятия» для 2-го класса оцениваются по следующим направлениям:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
 уважительном отношение к русскому языку.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
 способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного
материала;
 проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке учебных
принадлежностей к занятиям;
 проявлении ответственного поведения (подготовка к занятию, трансляция
заданий учителя-логопеда дома взрослым, беспокойство по поводу соблюдения
требований);
 стремлении быть успешным (старательность при выполнении заданий).
Сформированность речевых умений проявляется в:
 способности использовать грамматически правильные связные высказывания
для решения познавательных задач;
 способности использовать чтение и письмо для реализации коммуникации;
 возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные тексты,
составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об испытываемых
эмоциях, намерениях.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:

 способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече,
обращении);
 правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных
ситуациях;
 уважительном отношении к мнению других учеников, педагога;
 умении делать правильный выбор на основе представлений о нравственных
нормах и справедливости;
 умении соблюдать нормы поведения на занятиях.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
 умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в людях
(составление текстов-описаний);
 способности к восприятию красоты слова, художественной ценности
литературных произведений;
 активном стремлении слушать книги, участвовать в обсуждении прочитанных
произведений;
 умении рассматривать и оценивать картины известных художников,
определять настроение автора, составлять предложения, рассказы, используя
оценочную и эмоциональную лексику.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:
 умении договариваться, вести себя в соответствии с договоренностью,
согласованно выполняя необходимые действия, не разрушая общего замысла;
 умении проявлять внимание к настроению партнера по общению;
 умении справедливо распределять обязанности (подготовка к занятию,
дежурство, групповое выполнение задания);
 умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление внимания к
чужому мнению);
 умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие оплошности и
затруднения;
 умении сдерживать неодобряемые инфантильные поведенческие проявления
(ябедничать, обзываться, громко плакать);
 способности уходить от конфликта.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему проявляется в:
 знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц,
насекомых, профессий, городов;
 интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать, находить
дополнительную информацию познавательного характера).
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
 осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и т.п.);
состояния (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.), затруднений (не понимаю, не
успел), потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите, пожалуйста);
 способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в учебной
деятельности;
 способности анализировать причины успехов и неудач;
 способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие помощи
педагога.
 способности запрашивать помощь педагога в затруднительных ситуациях;
 умении использовать визуальную подсказку при затруднениях в заданиях.
Метапредметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 2-го
класса включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
в:
 способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных задач;
 умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с
поставленными задачами;
 использовании элементарных знаково-символических средств для организации
своих познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов,
предложений, частей текста и т.п.);
 умении преобразовывать текстовую информацию в табличную, умении
использовать обобщенную информацию при выполнении заданий;
 умении понимать схематичное оформление алгоритма учебного действия и
следовать ему;
 способности смыслового чтения текстов, т.е. понимать прочитанное и отвечать
на вопросы по содержанию текста;
 овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм
и правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
 способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
 способности выполнять инструкции и требования педагога, соблюдать
основные требования к организации учебной деятельности;
 способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
 способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный
результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно.
Сформированные
коммуникативные
универсальные
учебные
действия
проявляются в:
 готовности слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
 адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
 умении принимать участие в коллективном поиске средств решения
поставленных задач, договариваться о распределении функций.
Предметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 2-го
класса.Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального
компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет
ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия».
Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые логопед пытается достичь.
Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области звуковой стороны речи:
 сформирована направленность внимания на звуковую сторону речи;
 уточнены представления об артикуляционных укладах нарушенных звуков;
 выработано
умение
безошибочного
использования
нормативного
произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения;
В области фонематических процессов:
- сформированы умения различения звуков на слух (неречевых-речевых,
звонких-глухих, твёрдых-мягких);
- сформированы умения подбора слов на заданный звук и определения наличия
звука в слове.
В области лексической стороны речи:
 уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках,
выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
 сформированы умения давать понятийные определения простым словам;

 актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия об омонимах; сформированы навыки
 использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
 сформированы представления о гласных и согласных звуках, навыки
различения звуков по артикуляции, опознания письменных и печатных букв;
 сформированы представления о звонкости и глухости и твердости и мягкости
согласных звуков и о способах обозначения мягкости согласных на письме;
 сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков;
 выработан навык составления графических схем слов.
В области грамматического строя речи:
 сформировано понимание интонационных характеристик предложения;
 сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов;
 сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения
по опорным словам;
 сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и
неправильные словосочетания, предложения;
 сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
 уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных
частей речи;
 сформировано умение использования предлогов в словосочетании и
предложении.
В области связной речи:
 сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
 сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
 составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с
опорой на наглядность и без нее;
 сформированы умения ведения диалогов;
 совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).
В области письменной речи:
 сформирован навык обозначения на письме мягкости согласных звуков мягким
знаком (ь) и гласными второго ряда;
 сформировано умение различать имена существительные, глаголы, имена
прилагательные и выделяет их на письме;
 сформирован навык списывания слова и предложения с печатного и
рукописного текста, осуществления проверки;
 пишет под диктовку слова, словосочетания, предложения и тексты и проверяет
правильность написанного;
 умеет употреблять заглавную букву в начале предложения и в зависимости от
интонации ставит в его конце точку, восклицательный или вопросительный знак;
 сформировано умение составлять предложения из данных слов и на заданную
тему;
 сформировано умение определять тему текста, выделять его части,
придумывать заголовок;
 сформировано умение работать с деформированными текстами;
 сформирован навыкпослоговогочтения и чтения целыми словами простых
слов;
 сформирован навык понимания прочитанного;
 сформирован навык осуществления самокоррекции ошибок при чтении.

Оценка личностных результатов и сформированности сферы жизненной компетенции
осуществляется в ходе целенаправленного внешнего или включенного наблюдения,
фиксации ответов на уроках и поведения обучающихся.
Помимо оценки сформированности личностных и метапредметных результатов,
постоянному мониторингу подлежат:
 состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков
звукопроизношения);
 состояние активного словаря, понимание значений слов;
 овладение словообразованием и словоизменением;
 уровень связного высказывания;
 состояние речевой коммуникации;
 речевая активность;
 состояние познавательных функций речи;
 состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая
диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность
усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка,
полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в
соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной образовательной программы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Электронные Примерное
№ Кол Темы занятий
содержание Дата
проведен
проведени
ия урока
я
урока
цифровые
п/ -во
занятий
по плану
фактическ
часо
образователь
п
ая
в

ные ресурсы

Обследование обучающихся с 1 по 15 Обследование
сентября, комплектование групп. ( 4 часа)
звукопроизношения;
обследование
состояния
звуко-слогового и звукобуквенного анализа слов;
обследование
лексической
стороны речи;
обследование
грамматического строя речи;
обследование связной речи;
Коррекционный модуль. Текст. Предложение. Слово. Предлог.(12 часов)
56

2

Текст.
Последовательность
предложений
в
тексте.
Лексическая тема
«Осень».

Знакомство с типами текстов
(повествование,
описание,
рассуждение).
Чтение
текстов, определение типа.
Закончи текст. Работа с
деформированными
текстами. Отработка техники
чтения
и
понимания
прочитанного.
Составление
распространенных
предложений при ответах на
вопросы.
Определение
главной
мысли
текста.
Беседа о признаках осени.
Расширение представлений о

7

1

Предложение
(простое
распространенное).
Порядок слов в
предложении.

89

2

Предложение
(простое
распространенное,
деформированное).
Порядок слов.

признаках осени в живой и
неживой природе. Чтение
отрывков произведений на
тему «Осень». Обучение
повествовательному рассказу
по картинкам. Составление и
запись простых и простых
распространенных
предложений
об
осени.
Проверка
написанных
предложений. Определение
границ и опасных мест,
уточнение
признаков
предложения.
Списывание с печатного
текста. Определение границ
предложений.Уточнение
представлений о смысловой
завершенности предложения.
Анализ словесного состава
предложений. Составление
предложений
из
предложенных слов, данных
в
начальной
форме.
Составление предложений по
предложенным
схемам.
Распространение
предложений по вопросам
педагога.
Чтение
предложений и определение
его границ.Интонационная
выразительность
предложений.Работа
над
пониманием
распространенных
предложений
(Исправь
ошибки).
Диагностическое
задание:
определить количество слов
в предложении; определи
количество предложений в
тексте.
Определение
границ
предложения.
Конструирование
предложений, объединенных
по
смыслу,
из
ряда
предложенных слов.
Работа с деформированным
предложением.
Учиться
находить, о чем говорится в
предложении, и отвечать на
вопросы
педагога.
Конструирование
предложений,
увеличение
слов в предложении через

10
11

2

Словосочетание
составе
предложения.
Связь
слов
предложении.

в
в

12
13

2

Слово
и
его
значение. Прямое и
переносное
значение
слова.
Лексическая тема
«Мои друзья».

14

1

Многозначные

и

подбор однородных членов.
Составление
схем
предложений.
Диагностическое
задание:
составить
и
записать
предложения
из
предложенныхслов;
составить
и
записать
предложения
из
слов,
данных в начальной форме.
Нахождение словосочетаний
в предложениях при чтении.
Составление словосочетаний
по картинкам (сущ.+прил.,
сущ+глаг.).
Согласование
слов
в
числе
и
роде.Обогащение словаря по
лексическим
темам:
«Овощи»,
«Осень»,
«Учебные принадлежности».
Чтение
и
запись
словосочетаний
под
диктовку.
Нахождение
словосочетаний
в
предложениях.
Обобщение. Классификация.
Объединение слов в группы
по лексическому значению.
Нахождение слов по их
лексическим
значениям.
Работа
со
смысловыми
рядами (дом-крыша, книгаобложка, пальто-пуговица,
ботинок-шнурки).
Уточнение
понятий
и
значений:
слово-предмет,
слово-признак,
словодействие. Нахождение слов
при чтении предложений.
Диагностическое
задание:
посмотри на картинку и
ответь на вопрос: Что это?
Какой это предмет? (не
менее пяти слов). Какие
действия может совершать
этот предмет? (не менее
трёх). Беседа по теме.
Свободные
высказывания
обучающихся
о
своих
друзьях. Учить отвечать на
вопросы распространенными
предложениями. Обогащение
словаря
синонимами.
Составление рассказа по
предложенным вопросам.
Называние по картинкам

однозначные слова.

15
16

17

18
19

слов, имеющих одно и
несколько
значений.
Составление предложений с
этими словами с опорой на
картинку.Чтение
текстов,
предложений и нахождение
многозначных слов.Вставить
пропущенные
по
смыслу
слова
в
предложения, опираясь на
слова, данные в скобках.
Объяснение своего выбора.
2
Антонимы
и
Уточнение
значения
синонимы.
антонимов и синонимов.
Лексическая тема
Подбор
синонимов,
«Домашние
и
антонимов на
заданную
дикие животные».
тему. Например, подбор
антонимов
по
теме
«Животные»: быстрый медленный,
большоймаленький, лёгкий-тяжелый,
и
т.д.
Составление
предложений с синонимами
и
антонимами.Чтение
предложений,
текстови
нахождение
в
них
синонимов,
антонимов.
Уточнение
представлений
детей о домашних и диких
животных.Составление
описательных рассказов по
образцу (схеме).
Диагностическое
задание:
составить
описательный
рассказ о животном.
Коррекционный модуль .Слова. Деление слов на слоги. Звуки и буквы. (14 часов)
1
Слово.
Подбор родственных слов.
Однокоренные
Уточнение
понятия
слова.
«родственные
слова».
Подбор родственных слов
разных
частей
речи.
Составление словосочетаний
и
предложений.
Чтение
предложений и нахождение
родственных слов.
2
Слоговой
состав
Уточнение представлений о
слова.
Правила
слогообразующей функции
переноса слов.
гласных звуков. Упражнения
на уточнение и закрепление
умений делить слова на
слоги, определять звуковой
состав
слогов.
Формирование
навыка
слогового деления слова,
определение
количества
слогов
на

20
21

2

Смыслоразличител
ьная
и
формообразующая
роль
ударения
Безударные
и
ударные слоги.

22

1

Звуковой
состав
слова. Гласные и
согласные звуки.

23

1

Гласные
звуки
первого ряда.

слух.Придумывание слов на
заданный
слог.
Конструирование слов из
предложенных
слогов.
Составление
графических
схем звуко-слогового состава
слов.
Работа
со
слоговыми
таблицами для отработки
техники чтения.
Диагностическое
задание:
определение
количества
слогов в слове; количества
звуков в односложных и
двусложных словах, перенос
слов.
Уточнение значения слова в
зависимости от ударения
(замок,
кружки,
плачу,
парит). Задания на подбор
слов с определенным местом
в них ударного слога.
Составление схем слов с
указанием ударного слога.
Упражнения
в
воспроизведении
слогоритмической структуры
слов
с
опорой
на
графические
схемы.
Составление и последующее
прочтение слов с голосовым
выделением ударного слога.
Составление предложений с
омонимами.
Гласные и согласные звуки.
Дифференциация гласных и
согласных букв и звуков.
Уточнение
различий
в
понятиях
ЗВУК-БУКВА.
Закрепление
навыков
звукового анализа и синтеза
слов
разной
слоговой
структуры. Упражнения в
опознании
букв,
соответствующих гласным и
согласным звукам.
Диагностическое
задание:
письмо под диктовку слогов
и слов с делением слов на
слоги,
определением
ударного слога.
Уточнение гласных первого
ряда.Задания
на
фонематический
анализ
(подбор слов на заданный
звук; определение места

24

1

Гласные
звуки
второго
ряда.
Согласный звук
[Й]
и
буква.
Лексическая тема
«Наш город. Наше
село».

25
26

2

Согласные звуки и
буквы.
Дифференциация
твердых и мягких
согласных.

гласного звука в слове, их
количества).
Уточнение гласных второго
ряда. Образование гласных
второго ряда.Задания на
фонематический
анализ
(подбор слов на заданный
звук; определение места
гласного звука в слове, их
количества).Уточнение
представлений о звуке [Й] и
его обозначении на письме.
Упражнения
с
йотированными гласными.
Перенос слов с буквой «И
краткое».
Уточнение
представлений
по
теме.
Составление рассказов по
карте
местности.
Учить
отвечать на поставленные
вопросы.
Разыгрывание
диалогов.
Составление
рассказов по плану.
Образование
согласных
звуков. Соотнесение звуков с
буквами. Развитие звукового
анализа
и
синтеза.
Уточнение
акустикоартикуляционных
характеристик твердых и
мягких звуков. Применение
вспомогательных
приемов
для
дифференциации
твердых и мягких звуков
(опора
на
тактильнокинестетические ощущения,
на схемы артикуляционных
укладов). Обозначение на
письме мягких и твердых
согласных.
Правописание
буквосочетаний с шипящими
согласными
ча-ща,
чущу……
Упражнения
в
фонематическом
анализе
слов, включающих парные и
непарные по твердостимягкости
звуки.
Придумывание
слов
с
твердыми
и
мягкими
звуками. Письмо слогов,
слов с твердыми и мягкими
согласными с последующим
подчеркиванием.
Упражнения в произношении

27
28

2

29
30

2

Правописание
мягкого знака
словах.

в

Согласные звуки и
буквы.
Дифференциация
звонких и глухих
согласных.
Лексическая тема
«Новый год».

и
чтении
слов,
заканчивающихся на мягкий
согласный звук. Составление
графических схем звукослогового состава таких
слов. Последующая запись
слов. Упражнения в чтении
слов, включающих открытые
слоги с буквами А-Я, У-Ю,
О-Ё, Ы-И, Э-Е.
Диагностическое задание:
письмо
слогов,
слов,
предложений, содержащих
твёрдые и мягкие звуки.
Мягкий знак. Соотнесение
мягкого знака с символом и
«опорой» для обозначения на
письме. Определение на слух
слов с мягким знаком.
Знакомство со схемой слова,
где имеется мягкий знак.
Мягкий знак в конце и в
середине слова. Письмо слов,
словосочетаний
и
предложений под диктовку.
Чтение слов с мягким
знаком.
Уточнение
акустикоартикуляционных
характеристик звонких и
глухих звуков. Применение
вспомогательных
приемов
для
дифференциации
звонких-глухих
звуков
(опора
на
тактильнокинестетические ощущения,
на
схему
состояния
голосовых
связок
при
произношении
звонкихглухих и т.д.).
Упражнения
в
фонематическом
анализе
слов, включающих парные и
непарные по звонкостиглухости
звуки.
Придумывание
слов
с
глухими
и
звонкими
звуками.Упражнения
со
словами-паронимами, анализ
изменения значений слов при
включении звонкого или
глухого звука.
Соотнесение
звонких
и
глухих
звуков
с
соответствующими буквами.
Составление слогов и слов со

звонкими и глухими звуками
с последующим
прочтением
и
записью.
Чтение слогов, слов со
стечением согласных.
Диагностическое
задание:
письмо под диктовку слогов,
слов,
предложений
содержащих
звонкие
и
глухие звуки. Беседа по теме.
Свободные
высказывания
детей
о
предстоящем
празднике.
Обсуждение
карнавальных
костюмов
детей. Составление рассказа
по
сюжетной
картинке.
Составление
новогоднего
поздравления
друзьям,
родителям.
Оформление
открытки.
Коррекционный модуль по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Коррекционный модуль в зависимости от недостатков письма и чтения.
31 1
Существительные.
Одушевленные
и
Словоизменение
неодушевленные
существительных.
существительные.
Лексическая тема
Постановка
вопроса
к
«Зима».
существительному
в
именительном
падеже.
Практическое употребление
существительных в форме
единственного
и
множественного
числа
на
материале
предметных
картинок и в устной речи.
Тренировка в постановке
вопроса к существительным
различного рода и числа.
Обогащение
словаря
по
лексическим темам: «Зима»,
«Новый
год».
Конструирование
предложений с заданными
словами,
обозначающими
различные
предметы
(с
опорой
на
картинки).
Многозначные
слова.
Составление предложений с
однородными
членами.
Практическое употребление
безпредложных конструкций
существительных
единственного
и
множественного
числа.
Составление предложений по
картинкам.
Ответы
на
вопросы педагога устно и

письменно.
Уточнение
представлений о признаках
зимы.
Расширение
словарного запаса по теме
(метель,
вьюга,
заносы,
сугробы, снегопад, хлопья
снега, снежинка и т.д.).
Составление описательных
рассказов по картине, с
использованием
опорных
слов.
Уточнение
представлений
по
теме.
Обогащение
словаря
прилагательными в игре
«Кто больше придумает
слов,
отвечающих
на
вопросы: Какой ветер? иней?
воздух? Какое небо? день?
мороз?
Какая
погода?»
Составление рассказа о зиме
с опорой на слова: наступает,
свищет и бушует, замерзает,
валит, кружатся и т.д. Запись
предложений с последующей
проверкой текста.
32

1

33

1

34

1

35

1

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Существительные.
Словоизменение
существительных.
Лексическая тема
«Зима».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Глаголы.
Словоизменение
глаголов.
Лексическая тема
«Зимние забавы».

Знакомство с действиями
предметов.
Обогащение
глагольного словаря. Подбор
действий к предмету и
наоборот
предмета
к
действию. Соотнесение слов,
обозначающих
действия
предмета, с графической
схемой.Согласование глагола
с существительным в роде и
числе.
Конструирование
предложений с заданными
словами-действиями,
с
предложенными
словосочетаниями.
Обогащение
глагольного

словаряантонимами,
синонимами.
Уточнение
представлений
детей
о
зимних
забавах
детей.
Знакомство
с
зимними
видами спорта.Составление
предложений
с
союзом
«чтобы» по данной теме при
ответе на вопросы педагога:
«Для чего мальчик взял
санки?»
(Мальчик
взял
санки, для того, чтобы
кататься
с
горки).
Составление рассказа по
сюжетной картинке.
36

1

37

1

38

1

39

1

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Глаголы.
Словоизменение
глаголов.
Лексическая тема
«Зимние забавы».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Прилагательные.
Словоизменение
прилагательных.

Подбор
признаков
к
предмету.
Формирование
навыка постановки вопроса к
словам-признакам (Какой это
предмет?). Соотнесение слов,
обозначающих
признаки
предметов, со схемой. Работа
по
согласованию
прилагательного
и
существительного
в
именительном
падеже
единственного
и
множественного
числа.Согласование
прилагательного
и
существительного
в
косвенных
падежах.
Согласование
прилагательных
с
существительными в роде.
Закрепление
навыка
согласования в игре «Опиши
предмет».
Работа
с
антонимами,
синонимами.
Добавление прилагательного
в
предложение.
Чтение

предложений и текстов с
выделением прилагательных.
40

1

41

1

42

1

43

1

44

1

45

1

46

1

47

1

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Прилагательные.
Словоизменение
прилагательных.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Словообразование
существительных с
помощью
суффиксов

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Словообразование.
Однокоренные
слова.
Суффиксальное
словообразование
имен
существительных.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Словообразование.
Однокоренные

Закреплениесловообразовате
льных форм с конкретным
значением.
Образование
существительных
при
помощи
уменьшительноласкательных суффиксов (ик-,-чик-,-очк-,-ечк-,-ц-,-иц-),
суффикса -ниц- со значением
вместилища, суффиксов (тель-,-чик-,-щик-, -льщик-, чик-,-ник) для образования
названий
профессий.Уточнение
названий
детенышей
животных и птиц. Для
закрепления
материала
использовать игры: «Собери
семью»,
«Что
не
так».Составление
предложений
с
предложенными словами.

48

1

49

1

50

1

51

1

52

1

53

1

слова.
Суффиксальное
словообразование
имен
существительных.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Словообразование
глаголов.

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Словообразование
глаголов.
Лексическая тема
«Профессии».

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения
Словообразование
прилагательных.
Лексическая тема
«Моя семья. Мой
дом».

Уточнение
пространственных
представлений
детей.
Выполнение действий по
заданию
педагога.Образование
глаголов
с
помощью
приставок (в-, вы-, при-, от-,
у-, пере-),
суффиксов (-ыва-, -ова-, -а-, я-, -и-,-е-,-л-) Составление
предложений по картинкам и
по вопросам педагога.
Исправление словосочетаний
с
неправильным
приставочным
глаголом
(улетел к клетке, вбегает от
дерева).
Составление
предложений
с
приставочным глаголом.

Уточнение
представлений
детей
о
профессиях.
Образование
существительных,
обозначающих
профессии
при помощи суффиксов: щик-, -чик-, -иц-, -ниц-.
Составление предложений из
слов данных в начальной
форме. Письменные ответы
на вопросы педагога.

Образование
притяжательных
прилагательных в мужском,
женском и среднем родах.
Знания учащегося о себе:

имя, полное имя, отчество,
фамилия,
возраст,
день
рождения, домашний адрес,
интересы, друзья. Знания о
своих родственников: имя,
полное имя, возраст, место
работы,
увлечения.
Составление рассказов о себе
и освоей семье по своему
рисунку.
54

1

55

1

56

1

57

1

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Словообразование
прилагательных.

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Словообразование
прилагательных.
Лексическая тема
«День 8 Марта».

Образование качественных
прилагательных
с
суффиксами:
-н-,-ливвмужском,
женском
и
среднем родах. Образование
относительных
прилагательных
с
суффиксами -ов-/-ев- /-н-/енн-/-ск-/-ян-/-ан-.
Для
закрепления используются
игры: «Подбери слово по
смыслу»,
«Угадай,
кто
хозяин», «Назови, из чего
сделан предмет», «Деревья.
Чей лист». Составление
словосочетаний
и
предложений
в
определенном роде и числе.
Чтение
предложений,
текстов
с
выделением
прилагательных.

Актуализация слов по теме.
Высказывания
о
праздновании дня 8 Марта в
семье.
Моделирование
ситуации «Поздравления с
праздником
8
марта».
Составление
текста
–
поздравления с днем 8 марта
и его запись на доске.
Выполнение произвольного
рисунка,
посвященного
этому празднику (развитие
мелкой моторики, уточнение
зрительно-пространственных
представлений,

ориентировка
на
листе).Уточнение
знаний
формул речевого этикета –
переписывание
с
доски
текста
поздравления
с
обращением к конкретному
человеку (маме, бабушке,
сестре, тете и т.д.) под
заготовленным рисунком.
58
.

1

59

1

60

1

61

1

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Предлог
и
его
значение.

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Предлог
и
его
значение.
Лексическая тема
«Весна».

Уточнение
пространственных
представлений: верх, низ,
слева, справа, между, под,
над... Расширение объема
зрительной памяти.
Уточнение
значения
предлогов
при
помощи
графических
схем.
Уточняется
значение
следующих предлогов: в, на,
из, за, перед, по, из-за, изпод.
Дифференциация
различных значений одного
и того же предлога. Ответы
на вопросы с опорой на
картинки
с
различным
пространственным
расположением предметов
(Покажи,
где
мяч
на
коробке).
Выполнение
действий
с
предметами.Придумать
предложение с опорой на
выполненное действие или
по
сюжетной
картинке.Чтение
предложений с выделением
предлогов. Составление схем
предложений с последующей
записью.
Написание
предлогов со словами.

Уточнение словарного запаса
по
теме
«Весна».
Характерные
признаки
ранней весны. Весенние
месяцы.
Птицы
весной.

Описание внешнего вида
птиц. Бережное отношение к
птицам. Польза птиц. Труд
людей в саду и огороде
весной.
Составление
коротких рассказов с опорой
на картину и опорные слова
и словосочетания.
62

1

63

1

64

1

65
68

4

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Закрепление
синтаксических
навыков в работе
над
словосочетанием и
предложением.
Словосочетание
Предложение.

Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Итоговая
диагностика с 15
по 30 мая (4 часов).

Соотнесение предложений с
графическими
схемами.
Уточнений
понятий:
словосочетание,
предложение и текст. Виды связи в
словосочетаниях и предложениях.
Постановка
вопроса к отдельным словам
в предложении. Наблюдение
за
изменением
смысла
предложения в зависимости
от перестановки слов, изменения
количества
слов.
Определение интонационных
характеристик
разных
предложений
(вопросительных,
восклицательных).
Конструирование простых по
составу предложений из
слов,
напечатанных
на
карточках.
Последующая
запись
предложений.
Уточнение
правил
оформления
предложения
при записи (Заглавная буква,
точка в конце предложения,
вопросительный
или
восклицательный знаки).

Обследование
звукопроизношения;
обследование
состояния
звуко-слогового и звукобуквенного анализа слов;
обследование
стороны речи;

лексической

обследование
грамматического строя речи;
обследование связной речи;

Занятия по коррекции специфических ошибок письма и чтения.
№
п/п
32.

34.

36.

38.

40.

42.

44.

Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных
нарушением фонематического распознавания и недостаточностью фонематических
процессов
Гласные и согласные звуки, их Гласные и согласные звуки. Дифференциация
образование.
гласных и согласных звуков. Образование звуков,
уточнение артикуляционных укладов. Определение
на слух гласных и согласных звуков. Знакомство с
символами и «опорами» для обозначения звуков на
письме. Чтение слогов, слов, словосочетаний,
предложений. Формирование навыка слитного
чтения.
Дифференциация
гласных Образование гласных второго ряда. Выбор гласных
букв: А-Я, У-Ю, О-Е, Ы-И, Э-Е букв для обозначения мягкости на письме.
.
Дифференциация гласных первого и второго ряда в
слогах, словах, предложениях. Составление схем
односложных и двусложных слов (О- мох, Акаша). Упражнения в чтении слов, включающие
открытые слоги с данными буквами.
Дифференциация гласных букв Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных
А-Я.
на письме при помощи гласной буквы Я.
Дифференциация гласных букв А - Я в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Развитие навыков звуко-слогового анализа и
синтеза.
Дифференциация гласных букв Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных
О-Е .
на письме при помощи гласной буквы Е.
Дифференциация гласных букв О -Е в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Развитие навыков звуко-слогового анализа и
синтеза.
Дифференциация гласных букв Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных
Ы-И.
на письме при помощи гласной буквы И.
Дифференциация гласных букв Ы-И в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Развитие навыков звуко-слогового анализа и
синтеза.
Дифференциация гласных букв Гласная буква Е.
Э-Е.
Обозначение мягкости согласных на письме при
помощи гласной буквы Е. Дифференциация
гласных
букв
Э-Е
в
слогах,
словах,
словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Развитие навыков звуко-слогового анализа и
синтеза.
Дифференциация гласных букв Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных
У-Ю.
на письме при помощи гласной буквы Ю.

46.

Мягкий знак.

48.
50.

Мягкий знак.
Звонкие и глухие согласные.

52.

54.
56.

58.

59.

60.

Дифференциация гласных букв У-Ю в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.
Развитие навыков звуко-слогового анализа и
синтеза.
Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с
символом и «опорой» для обозначения на письме.
Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий
знак. Обозначение мягкости согласных с помощью
мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения.
Дифференциация мягкого знака в функции
смягчения
и
разделения.
Письмо
слов,
словосочетаний и предложений под диктовку.
Чтение слов с мягким знаком.

Закрепление знаний о свистящих и шипящих
звуках, автоматизация звуков в устной речи.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков в
слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для
их обозначения на письме. Письмо под диктовку
слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Работа над пониманием прочитанного.
Дифференциация свистящих и Закрепление знаний о свистящих и шипящих
шипящих звуков
звуках, автоматизация звуков в устной речи.
Дифференциация свистящих и шипящих звуков в
слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для
их обозначения на письме. Письмо под диктовку
слогов, слов, словосочетаний и предложений.
Работа над пониманием прочитанного.
Дифференциация свистящих и
шипящих звуков
Дифференциация звуков и Дифференциация звуков изолированно, в слогах,
букв: С-Ц, Ч-Щ.
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Соотнесение звуков с символами и «опорами» для
их обозначения на письме. Работа с паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза. Письмо под диктовку слогов,
слов, словосочетаний и предложений. Чтение
предложений, текстов. Работа над пониманием
прочитанного.
Дифференциация парных
Дифференциация звуков изолированно, в слогах,
звуков и букв: Б-Б', П-П'; В-В', словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Ф-Ф'; Т-Т',Д-Д', С-С', З-З', К-К', Соотнесение звуков с символами и «опорами» для
Г-Г'; Ш- Ж
их обозначения на письме. Работа с паронимами.
Развитие фонематического восприятия, внимания,
анализа и синтеза. Оглушение согласных в конце
слов и в середине.
Дифференциация парных
звуков и букв: Б-Б', П-П'; В-В',
Ф-Ф'; Т-Т',Д-Д', С-С', З-З', К-К',
Г-Г'; Ш- Ж
Дифференциация парных
звуков и букв: Б-Б', П-П'; В-В',
Ф-Ф'; Т-Т',Д-Д', С-С', З-З', К-К',

Г-Г'; Ш- Ж
Дифференциация парных
звуков и букв: Б-Б', П-П'; В-В',
Ф-Ф'; Т-Т',Д-Д', С-С', З-З', К-К',
Г-Г'; Ш- Ж

62.

Закрепление.

64.
.

№ Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, допускаемых по
п/п оптическому и кинестетическому сходству.
32. Развитие неречевых
Упражненияна
развитие
процессов.
зрительного внимания, восприятия
на материале реальных предметов,
фигур, цифр, букв.
34. Развитие неречевых
процессов.
36. Развитие
и
Уточнение понятий: год, месяц,
уточнение
день недели, сутки, части суток,
временных
вчера, сегодня, завтра. Расширение
представлений
словарного запаса по теме.
38. Развитие и уточнение
Развитие
пространственных
пространственных
представлений: верх, низ, слева,
представлений
справа,
между,
под,
над.
Расширение объема зрительной
памяти.
Уточнение
значения
предлогов.
40. Развитие и уточнение
пространственных
представлений.
42. Дифференциация
Дифференциация
сходных
по
оптически и
начертанию гласных букв в слогах,
кинетически сходных
словах,
словосочетании,
гласных букв: А-О,
предложении, тексте. Соотнесение
О-У, И-У
буквы со звуком и символом.
Конструирование
и
реконструирование
букв.
Сравнение
элементов
букв.
Развитие оптико-пространственных
представлений. Работа на уровне
буквы, слога, словосочетания и
предложения.
Работа
с
квазиомонимами.
Развитие
образного мышления
44. Дифференциация
Дифференциация
сходных
по
оптически и
начертанию гласных букв в слогах,
кинетически сходных
словах,
словосочетании,
гласных букв: А-О,
предложении, тексте. Соотнесение
О-У, И-У
буквы со звуком и символом.
Конструирование
и
реконструирование
букв.
Сравнение
элементов
букв.
Развитие оптико-пространственных
представлений. Работа на уровне
буквы, слога, словосочетания и

предложения.
Работа
с
квазиомонимами.
Развитие
образного мышления.
46.

Дифференциация
оптически и
кинетически сходных
гласных букв: А-О,
О-У, И-У

48.

Дифференциация
оптически и
кинетически сходных
гласных и согласных
букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э,
С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, ля
Дифференциация
оптически и
кинетически сходных
гласных и согласных
букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э,
С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, ля
Дифференциация
оптически и
кинетически сходных
гласных и согласных
букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э,
С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, ля
Дифференциация
оптически и
кинетически сходных
гласных и согласных
букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э,
С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, ля
Дифференциация
оптически и
кинетически сходных
гласных и согласных
букв:
И-Ш, И-Ц, З-Е, С-Э,
С-Е, У-Ч, Л-А, а-д, ля
Дифференциация
оптически
и
кинетически сходных
согласныхбукв: Б-Д,
П-Т, П-Н, Л-М, Л-Н,
К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д,
Ш-Т, Ф-Р, Г-П, П-Т,

50.

52.

54.

56.

58.

Задания на дифференциацию букв,
сходных
по
начертанию,
количеству и пространственному
расположению элементов.
Работа на уровне буквы, слога,
слова,
словосочетания
и
предложения.

59.

60.

62.

64.
№
п/п
32.

34.

36.

38.

Г-Р
Дифференциация
оптически
и
кинетически сходных
согласныхбукв: Б-Д,
П-Т, П-Н, Л-М, Л-Н,
К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д,
Ш-Т, Ф-Р, Г-П, П-Т,
Г-Р
Дифференциация
оптически
и
кинетически сходных
согласныхбукв: Б-Д,
П-Т, П-Н, Л-М, Л-Н,
К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д,
Ш-Т, Ф-Р, Г-П, П-Т,
Г-Р
Дифференциация
оптически
и
кинетически сходных
согласныхбукв: Б-Д,
П-Т, П-Н, Л-М, Л-Н,
К-Н, Ш-Щ, Ц-Щ, в-д,
Ш-Т, Ф-Р, Г-П, П-Т,
Г-Р
Закрепление.
Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением
языкового анализа и синтеза.
Звук.
Гласные-согласные Уточнение гласных и согласных звуков и их
звуки.
образование.
Дифференциация
гласных
и
согласных звуков на уровне слогов, слов.
Определение наличия звука в слове, его места
(начало, конец и середина) и последовательности
гласных и согласных в словах.
Гласные I ряда.
Образование гласных I ряда (характеристика всех
звуков и их артикуляция). Соотнесение звуков с
буквами. Соотнесение слов, предметных картинок
со схемами. Выделение гласных звуков в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
Определение места гласных во всех позициях в
слове. Развитие навыков звукослогового анализа и
синтеза.
Мягкий знак.
Мягкий знак в значении смягчения. Знакомство с
разделительным мягким знаком. Закрепление
знаний орфографии. Соотнесение слов со схемой.
Развитие зрительного восприятия, внимания,
логического мышления. Обогащение словарного
запаса (подбор слов с мягким знаком), расширение
словаря
притяжательными
прилагательными.
Дифференциация мягкого знака в функции
смягчения
и
разделения.
Письмо
слов,
словосочетаний и предложений под диктовку.
Чтение слов с мягким знаком.
Мягкий знак.

40.

Согласные звуки.

42.

Слог. Деление слов на слоги.

44.
46.

Слог. Деление слов на слоги.
Ударение. Ударные и
безударные гласные.

48.

Ударение.
Ударные
и
безударные гласные.
Ударение.
Ударные
и
безударные гласные.
Родственные слова. Корень Знакомство со строением слова. Уточнение понятия
слова.
«родственные слова». Подбор родственных слов
разных частей речи. Выделение двух основных
признаков родственных слов: единый корень,
близость значения. Составление словосочетаний и
предложений. Чтение предложений и нахождение
родственных слов.
Предлоги
Уточнение пространственных представлений
и значения простых и сложных предлогов.
Составление графических схем предложений.
Написание предложений по заданию с уточнением
значения предлогов. Чтение предложений с
выделением предлогов и объяснением их значения.
Словосочетание.
Составление словосочетаний в определенном роде
и числе. Составление словосочетаний по
картинкам. Обогащение словаря по лексическим
темам: «Весна», «Овощи», «Фрукты». Чтение и
запись словосочетаний под диктовку. Нахождение
словосочетаний в предложениях.
Простое
распространенное Признаки предложения. Развитие навыка языкового
предложение.
анализа и синтеза: выделение слов в составе
предложения, определение количества слов. Работа
со
схемами
предложения.Составление
предложений из слов, данных в начальной
форме.Чтение
предложений,
интонационная
законченность
предложений.Работа
над
деформированным предложением. Письменные
ответы на вопросы педагога. Конструирование
предложений.

50.
52.

54.

56.

58.

Уточнение знаний о согласных звуках. Соотнесение
звуков с буквами. Выделение согласных звуков в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях,
тексте. Определение места изучаемых звуков в
слове. Тренировка в звуковом анализе и синтезе
слогов и слов.
Знакомство со слогом. Слогообразующее значение
гласных. Выделение определенного слога в ряду
слов. Определение положения определенного
слога. Знакомство с одно-, дву-, трех- и
четырехсложными словами. Придумывание слов на
заданный слог. Дифференциация слога и слова.
Слоговой анализ и синтез слов. Слогораздел и
перенос слов. Соотнесение со слоговой схемой.
Знакомство с безударными гласными. Выделение
безударных гласных в словах. Закрепление знаний
орфографии.Отработка
орфограммы
на
существительных, прилагательных и глаголах.
Подбор родственных слов. Обогащение словаря.
Работа со схемами слов, где прописываются
гласные буквы. Отработка правильностии техники
чтения слов, словосочетаний и предложений.

Последовательный Уточнение структуры текста. Составление рассказа
по предложенным словосочетаниям с последующей
записью. Работа с деформированным текстом
(чтение и запись). Восстановление рассказа по
плану.
60.
Описательный
рассказ
по Рассматривание предметной картинки, обсуждение
предметной картинке
по плану. Выделение опорных слов. Составление
рассказа по опорным словам. Дополнение рассказа.
Составление рассказа по плану.
62.
Рассказ по последовательным Восстановление последовательности картинок.
картинкам
Обсуждение сюжета. Составление предложений по
картинкам. Планирование устного рассказа,
выделение опорных словосочетаний. Составление
повествовательного рассказа. Самостоятельное
письмо. Чтение рассказа. Письменный пересказ
попредложенному плану.
64.
Составление связного рассказа Беседа по картинке. Составление словосочетаний.
по сюжетной картинке.
Составление рассказа по предложенному началу.
Чтение частей текста. Работа над пониманием
прочитанного текста. Нахождение лишних частей
текста, составление связного текста
65-68 Итоговая диагностика с 15 по Обследование звукопроизношения;
30 мая (4 часов).
обследование состояния звуко-слогового и звукобуквенного анализа слов;
обследование лексической стороны речи;
обследование грамматического строя речи;
обследование связной речи;
59.

Текст.
рассказ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Основная литература:
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.:
Книголюб, 2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.
пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебнометодическое
пособие.
Электронный
ресурс.
Режим
доступа:
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmis-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.
Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для
учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического
развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под
общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.

Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. –
М., 2007
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. –
М., 2006
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда
спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
Дополнительная литература:
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с
младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С.
53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым
образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–
111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших
школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.
2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у
младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.5765.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и
индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение,
2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение.
Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение
учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.:
Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся
начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших
школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их
коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического
развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».