ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для
обучающихся 4 классов с задержкой психического развития составлена на основе примерной
рабочей по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам по адаптированной
основной
общеобразовательной
программе
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития. Курс коррекционно-развивающей области
«Логопедические занятия» направлен на коррекцию различных недостатков речевого
развития у школьников 4 класса, получающих образование в соответствии с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (Вариант 7.2, Вариант
7.1.). Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых
образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия»
разработана на основании нормативно-правового обеспечения:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации».
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1598 от
19.12.2014 г.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего образования» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 20.04.2021 №63180).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи".
Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 (ред. от 06.04.2021)
"Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
Положение об оказания логопедической помощи в МБОУ «Карагайская средняя
школа № 2» (Протокол педагогического совета №4 от 27.10.2021).
Устав МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»,
утверждённая постановлением администрации Карагайского муниципального
округа Пермского края от 01.07.2021 № СЭД-297-01-02-618.
Общая цель логопедических занятий 1 заключается в диагностике, коррекции и
развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР,
поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных
речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении
развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В
описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д.
Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у
них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью
артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие
1
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР.
фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую
дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.
У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и
экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи.
Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового
восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.
Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность
словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие
грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной
речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении
различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при
этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными
предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с
недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных
мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными
нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями):
ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной
сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и
пр.).
Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и
коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и
системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и
специфических
образовательных потребностей.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:
– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;
– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;
– обогащение словаря, его расширение и уточнение;
– коррекция недостатков грамматического строя речи;
– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;
– совершенствование коммуникативной функции речи;
– повышение мотивации речеговорения;
– обогащение речевого опыта;
– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса
Планирование тем и содержание логопедических занятий в 4 классе способствует
уменьшению специфических и орфографических ошибок в письменных работах. Для
достижения этих целей учителю-логопеду необходимо многократно повторять пройденный
материал (правила, сведения из морфологии и грамматики), закреплять их в практических
упражнениях с использованием схем и памяток, предлагать детям алгоритмы решения
орфографических задач.
Важной задачей работы при коррекции нарушений письма является обучение и
закрепление навыка самопроверки и взаимопроверки при письме. Последнее зависит от
общего уровня сформированности произвольной регуляции. Обучающийся с ЗПР
теоретически уже может достичь ее уровня, позволяющего самостоятельно находить и
исправлять допущенные ошибки. Однако у части обучающихся такая возможность еще не
появится. Поэтому для них используются карточки-образцы с верным написанием
(возможно даже выделение цветом наиболее значимых орфограмм).При письме необходимо
постоянно использовать прием громкого проговаривания своих действий. При изучении
таких тем как: «Слог», «Слово. Деление на слоги» «Части слова», «Состав слова»
рекомендуется использовать наглядные схемы. Обучающиеся получают задание подбирать
слова к схемам, находить отличия в схемах и соответствующем им речевом материале. В
письменных работах рекомендуется постоянно отрабатывать умения находить и при
необходимости изменять суффикс, окончание, приставку, отслеживая изменившееся
значение слов.
Продолжается работа по обогащению лексико-грамматических средств языка На
занятиях этого модуля с учащимися поводится работа по уточнению и расширению
словарного запаса, но в отличие от второго класса большее внимание учитель-логопед
должен уделять работе над семантикой слова и его грамматическим значением в
предложении. Эта работа проводится при изучении состава слова и падежей по программе по
русскому языку. На логопедических занятиях уделяется большое внимание практическому
закреплению навыков правильного употребления падежных окончаний существительных. В
связи с тем, что дети с ЗПР продолжают испытывать значительные трудности при
составлении связных рассказов, работа по составлению разных видов монологов (по
различным видам плана) остается весьма значимой.
Учитывая, что недостатки письма и чтения у обучающихся различаются, проводится
диагностика состояния навыков письменной речи и вовремя коррекция содержание
логопедических занятий, включая обучающегося в соответствующую подгруппу.
Учитель-логопед может самостоятельно варьировать количество часов на
определенную тему, менять последовательность изучения тем, в зависимости от
возможностей обучающихся, упрощать виды работ, добавлять новые, выстраивать их на
уроке в том порядке, который позволит обеспечить максимальную коррекцию нарушений
письма и чтения.
Место курса в учебном плане
Курс «Логопедические занятия» относится к курсам коррекционно-развивающей
области, реализуемым в ОО. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа занятий, 33
учебных недели) из которых 8 часов отводится на обследования речи обучающихся, которое
проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Форма организации логопедических занятий:
индивидуальная и групповая. Длительность занятий: 20-40 минут.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе
методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии
и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс
реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет
последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения
обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать
коммуникативную
компетентность.
При составлении планирования
сочетается
последовательность и цикличность усвоения речеязыкового материала учащимися.
Многократное воспроизведение детьми усвоенных операций и действий способствует
формированию у них стойких навыков и умений. Это в свою очередь способствует
преодолению трудностей устного общения, созданию предпосылок письменного общения,
преодолению трудностей обучения русскому языку.
Курс «Логопедические занятия» состоит из модулей, направленных на коррекцию
нарушений устной и письменной речи. В первом полугодии 4 класса учитель-логопед
продолжает коррекционную работу по преодолению специфических ошибок на письме,
которая была начата со второго полугодия второго класса. В начале учебного года учительлогопед проводит уточняющую диагностику недостатков письменной речи с целью
комплектования групп по коррекции нарушений с учетом проявлений трудностей. Помимо
коррекции письменной речи на логопедических занятиях осуществляется работа по
развитию лексико-грамматической стороны речи и связного устного и письменного
высказывания. Периодичность коррекционных логопедических занятий 2 раза в неделю.
Один час (обязательный для всех учащихся) выделяется на развитие лексикограмматической стороны и связной речи и один час выделяется на коррекцию недостатков
письма и чтения в зависимости от трудностей ребенка. Один модуль направлен на
преодоление специфических ошибок, обусловленных нарушениями языкового анализа и
синтеза, другой – на коррекцию специфических ошибок, связанных с нарушением
фонемного распознавания. Со второго полугодия осуществляется коррекционная работа,
которая состоит из основного (обязательного для всех обучающихся) модуля по развитию
лексико-грамматической стороны речи и связной устной и письменной речи и модулей (на
выбор учителя-логопеда), направленных на коррекцию дизорфографии и остаточных
явлений смешанных нарушений письма. Помимо коррекции нарушений письма учительлогопед обязательно включает задания на преодоление недостатков чтения. Учитель -
логопед самостоятельно определяет, по какому модулю он будет работать с группой
учащихся.
В соответствии с АООП выбор коррекционно-развивающих курсов для
индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может
осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей
обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации
инвалида (ИПРА).
Для реализации программы используются рекомендации и методический материал,
представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б.
Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.
Содержание курса «Логопедические занятия» состоит преимущественно из разделов,
направленных на диагностику, профилактику и коррекцию нарушений формирования
процесса чтения и письма, что достигается работой над языковым анализом и синтезом, а
такжезвуко-слоговым и звуко-буквенным составом слова с повышенным вниманием к
дифференциации звуков и сходных по написанию букв, над слоговой структурой слова,
выделением ударных и безударных слогов.
Индивидуальные,
подгрупповые
занятия
по
коррекции
нарушений
произносительной стороны речи проводятся по необходимости на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Периодичность
индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Коррекция недостатков звукопроизношения требует индивидуальной работы на этапах
постановки и автоматизации звуков в слогах и односложных словах. Остальная работа по
коррекции недостатков звукопроизношения (подготовительный этап, автоматизация в словах
разной слоговой структуры, предложениях и этап дифференциации) может осуществляться в
подгруппах. К 4 классу недостатки звукопроизношения у обучающихся должны быть
устранены.
Развитие и коррекция лексической стороны речи происходит по тем же темам, что
и во втором классе, но знания обучающихся значительно расширяются за счет расширения
представлений об окружающей действительности и преодолением недостатков
познавательной деятельности. Работа по уточнению значений слов осуществляется в рамках
выделенных лексических тем, особое внимание уделяется переводу слов из пассивного
словаря в активный. Значительно расширяется глагольный словарь и словарь
прилагательных. На логопедических занятиях закрепляется, обобщается система знаний по
данным темам, на основе чего расширяется система словесных понятий. Проводится
большая работа по развитию лексической системности, формированию семантических
полей.Развитие мыслительных операций происходит за счет использования метафорических
выражений, через обучение умению учитывать контекст предложений для понимания
омонимов, обогащение словаря учащихся синонимами и антонимами.
Развитие и коррекция грамматического строя речи происходит преимущественно в
процессе составления словосочетаний, предложений и порождения связного высказывания
(пересказ рассказ на заданную тему, свободное высказывание). Осуществляется поэтапное
овладение
правилами
словоизменения
и
словообразования
существительных,
прилагательных и глаголов. Уточняется значение предлогов и возможности их
использования. Большое внимание уделяется конструированию словосочетаний и
предложений. В 4 классе обучающиеся учатся составлять связные письменные высказывания
с опорой на различные вспомогательные средства, большое внимание уделяется
самостоятельному написанию предложению, его распространению и написанию изложения.
Развитие и совершенствование диалогической и формирование, коррекция
монологической форм речи является важным направлением работы. При обучении диалогу
необходимо моделирование коммуникативных ситуаций, а также проведение различных
упражнений: ответно-вопросных (научить учащихся ответным высказываниям,
подхватыванию мысли собеседника и т.д.), инициативных для оречевления наглядной
ситуации.Коррекционную роль играет и учебная беседа.
Развивая
монологическую
речь,
необходимо
подбирать
упражнения,
предусматривающие постепенное увеличение объема речевого материала и его усложнение
по двум линиям: во-первых, должен быть предусмотрен переход от менее распространенных
фраз к более распространенным; во-вторых – от изложения небольшого количества эпизодов
к постепенному их увеличению с выражением разнообразных логических связей. Начинать
необходимо с опоры на наглядную ситуацию, затем на предшествующий опыт, а дальше – к
самостоятельным высказываниям, учитывающим контекст ситуации.
Коррекция недостатков процесса письма и чтения осуществляется на групповых
занятиях. Продолжается работа по формированию навыков звукового, слогового и языкового
анализа и синтеза. Уточняются представления о различных типах связи в словосочетаниях и
предложениях. Усиленное внимание в 4 классе уделяется практическому использованию
падежных форм имен существительных в единственном и множественном числе,
устранению ошибок в согласовании имен прилагательных и глаголов с существительными.
На логопедических занятиях уточняются представления обучающихся о частях речи и
членах предложения. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок на
письме и чтении проводится в большей степени на уровне слова, словосочетания,
предложения и текста. В 4 классе проводится большая работа по закреплению основных
словообразовательных моделей, усвоению понятия «однокоренные слова». Данная работа
отражается в планировании логопедических занятий и проводится в течение всего учебного
года. В первом полугодии коррекционная работа направлена на коррекцию специфических
ошибок, второе полугодие на преодоление дизорфографии. Если ученик по-прежнему
допускает специфические ошибки, то с ним продолжается коррекционная работа по их
преодолению. На занятиях формируется навык беглого чтения, выразительного чтения,
отрабатывается понимание прочитанного.
Расширение представлений об окружающей действительности осуществляется на
всех коррекционных занятиях за счет обогащения словарного запаса, развития связного
устного и письменного высказывания по лексическим темам.
Развитие познавательной сферы. На логопедических занятиях необходимо широко
использовать приемы активизации произвольного внимания: сюрпризные моменты, игровые
ситуации, введение в занятие элементов соревнования, использование поощрения и
уточняющих вопросов. Инструкции к заданиям давать понятные и простые, учить
переключаться с одного задания на другое, следовать алгоритму при решении
орфографической задачи. При запоминании учебного материала использовать активное
действие с материалом, осмысливание и осознание содержащих в нем фактов. При
запоминании материала учить детей разбивать его на смысловые части и коротко их
называть. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и в
предложениях, текстах.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Логопедические занятия» для 4-го класса оцениваются по следующим параметрам:
Осознание себя как гражданина России проявляется в:
знании названия своей страны, ее столицы и конкретного места
проживания;
проявлении заинтересованности при прослушивании, чтении текстов
патриотического содержания;
элементарной осведомленности о сущности исторических событий
(Великая Отечественная война и пр.), национальных свершениях, военных и трудовых
подвигах соотечественников (прошлых и настоящих);
выражении гордости за свою страну и свой народ при обсуждении
патриотических текстов.
Освоение социальной роли ученика проявляется в:
соблюдении школьных правил (сидеть за партой, поднимать руку,
действовать в соответствии с инструкцией учителя);
стремлении отвечать на вопросы учителя, быть успешным в учебе;
способности самостоятельно задавать вопросы по содержанию учебного
материала;
проявлении самостоятельности при выполнении заданий, подготовке
учебных принадлежностей к занятиям.
Сформированность речевых умений проявляется в:
отсутствии (минимизации) дефектов звукопроизношения, звукослоговой
структуры, отклонений темпо-ритмических характеристик;
владении связной речью, выполняющей коммуникативную функцию
(диалогические умения);
грамматически правильной речи (отсутствии аграмматизмов);
возможности аргументировать свои действия, решения, говорить об
испытываемых эмоциях, намерениях (монологические умения);
стремлении улучшать качество речи, занимаясь с учителем -логопедом и
контролируя речь за пределами логопедического кабинета либо при чистой речи в
стремлении устранить какой-то недостаток (например, лучше читать или писать);
возможности аргументировать свои решения, пересказывать учебные
тексты, составлять описательные и повествовательные рассказы, говорить об
испытываемых эмоциях, намерениях.
Сформированность социально одобряемого (этичного) поведения проявляется в:
способности невербально проявлять вежливость (улыбка при встрече,
обращении);
правильном использовании форм речевого этикета в различных учебных
ситуациях;
уважительном отношении к мнению других учеников, учителя;
умении сочувствовать при затруднениях и неприятностях, выражать
согласие (стремление);
умении соблюдать нормы поведения на уроке.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств проявляется в:
умении замечать красоту в природе, окружающем предметном мире и в
людях (составление предложений, текстов-описаний);
активном стремлении слушать тексты, участвовать в обсуждении;
умении составлять предложения, рассказы, используя оценочную и
эмоциональную лексику.
Сформированность навыков продуктивной межличностной коммуникации
проявляется в:
умении обратиться с вопросом, просьбой к взрослому или сверстнику;
умении справедливо распределять обязанности (при работе в группе);
умении объяснять что-либо, выслушивать объяснение или мнение
коммуникативного партнера (ребенка и взрослого, знакомого и малознакомого);
умении уважительно относиться к чужому мнению (проявление
внимания к чужому мнению);
умении проявлять терпение, корректно реагировать на чужие
оплошности и затруднения;
умении проявлять внимание к настроению партнера по общению.
Сформированность знаний об окружающем природном и социальном мире и
позитивного отношения к нему проявляется в:
интересе к знаниям о природе и человеке (стремление наблюдать,
находить дополнительную информацию познавательного характера);
знании названий различных природных явлений, растений, зверей, птиц,
насекомых, профессий, городов;
проявлении познавательного интереса к социальному миру;
Сформированность самосознания, в т.ч. адекватных представлений о собственных
возможностях и ограничениях проявляется в:
осознании своих эмоций (радуюсь, интересно, сержусь, расстроен и
т.п.); состояния (плохо себя чувствую, устал, скучно и пр.);
осознании своих затруднений (не понимаю, не успел);
осознании своих потребностей (плохо видно, надо выйти, повторите,
пожалуйста);
способности понимать и адекватно реагировать на успех и неуспех в
учебной деятельности;
способности анализировать причины успехов и неудач;
способности разграничивать ситуации, требующие и не требующие
помощи педагога.
Метапредметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 4-го
класса включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим
образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются
в:
способности принимать и сохранять цели и задачи решения учебных и
практических задач;
умении составлять тексты в устной и письменной формах в соответствии с
поставленными задачами;
использовании элементарных знаково-символических средств для организации
своих познавательных процессов (символические обозначения букв, слогов, слов,
предложений, частей текста и т.п.);
способности смыслового чтения текстов (задания, правила, художественные и
научно-популярные тексты);
овладении начальными сведениями о сущности и особенностях языковых норм
и правил.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются в:
способности выполнять учебные задания вопреки нежеланию, утомлению;
способности выполнять инструкции и требования учителя, соблюдать
основные требования к организации учебной деятельности;
способности планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
и условием ее реализации, оречевлять план и соотносить действия с планом;
способности исправлять допущенные ошибки, соотносить полученный
результат с образцом и замечать несоответствия под руководством учителя и
самостоятельно.
Сформированные
коммуникативные
универсальные
учебные
действия
проявляются в:
готовности слушать собеседника, вступать в диалог по учебной проблеме и
поддерживать его;
адекватном использовании речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
умении принимать участие в коллективном поиске средств решения
поставленных задач, договариваться о распределении функций.
Предметные результаты освоения курса «Логопедические занятия» для 4-го класса
включают следующие разделы, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями,
составляющими основу умения учиться. Разнообразие недостатков речи у обучающихся с
ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий
их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса
«Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые
логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы:
В области звуковой стороны речи:
выработано
умение
безошибочного
использования
нормативного
произношения всех звуков русского языка во всех ситуациях общения.
В области фонематических процессов:
- сформированы умения различения всех акустически близких пар звуков на слух;
- сформированы умения различать на слух слова похожие по звуковому составу;
- сформировано умение слухового контроля фонетических ошибок в собственной речи.
В области лексической стороны речи:
уточнены представления о словах предметах, действиях и признаках,
выработаны умения в подборе слов к вопросам, к предметам, действиям;
сформированы умения давать понятийные определения простым словам;
сформированы умения подбора однокоренных слов;
актуализированы и закреплены умения использования синонимов и антонимов,
понятия об омонимах;
сформированы навыки использования слов с обобщающим значением.
В области звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
- сформированы умения осуществлять простой и сложный звуковой анализ слов
различной слоговой структуры;
-сформированы умения осуществлять звукой и слоговой синтез слов различной
слоговой структуры.
сформированы представления об ударении, об ударных и безударных слогах,
слогообразующем значении гласных звуков; выработан навык составления графических
схем слов, навык переноса слов.
В области грамматического строя речи:
минимизированы аграмматизмы в устной и письменной речи;
сформировано умение конструировать предложения из разрозненных слов,
данных в начальной форме;
сформировано умение составлять грамматически оформленные предложения
по опорным словам;
сформировано умение дифференцировать грамматически правильные и
неправильные словосочетания, предложения;
сформировано умение анализа форм слова в словосочетании;
уточнены представления о словоизменении и словообразовании слов разных
частей речи;
сформировано умение использования предлогов в словосочетании,
предложении.
В области связной речи:
сформировано умение прослушивания связного текста и его пересказа;
сформировано умение определения главной мысли текста и восстановления
последовательности предложений в тексте;
составление монологов-описаний и монологов-рассказов на заданную тему с
опорой на наглядность и без нее;
сформированы умения ведения диалогов;
совершенствование связного высказывания (последовательность, полнота
используемых предложений, точность в определении слов, четкость артикуляции,
интонационная выразительность).
В области письменной речи:
сформировано умение написания слов с мягким знаком;
сформировано умение списывания слов и предложений с печатного и
рукописного текста, осуществления проверку;
сформировано умение письма под диктовку слов, словосочетаний,
предложений и текстов, и проверки правильности написанного;
сформировано умение письма заглавной буквы в начале предложения и
в зависимости от интонации точки (вопросительного и восклицательного знака) в
конце;
сформировано умение составления предложения из данных слов и на
заданную тему;
сформировано умение определения темы, заголовка текста, выделения
его частей;
сформировано умение нахождения специфических ошибок письма и
орфографических ошибок на изученные правила;
сформирован навык чтения целыми словами;
сформировано понимание прочитанного текста;
сформированность умения правописания суффиксов и часто
употребляемых приставок;
- сформированность умения единообразного написания однокоренных
слов (правила корня);
- сформированность умения написания слов с сочетаниями ЧА-ЩА; ЧУЩУ; ЖИ-ШИ; ЧК;ЧН; НЧ; ЩН.
Оценка личностных результатов и сформированности сферы жизненной компетенции
осуществляется в ходе целенаправленного внешнего или включенного наблюдения,
фиксации ответов на уроках и поведения обучающихся.
Помимо оценки сформированности личностных и метапредметных результатов,
постоянному мониторингу подлежат:
состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков
звукопроизношения);
состояние активного словаря, понимание значений слов;
овладение словообразованием и словоизменением;
уровень связного высказывания;
состояние речевой коммуникации;
речевая активность;
состояние познавательных функций речи;
состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая
диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность
усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка,
полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Для оценки состояния активного словаря используются результаты выполнения
следующих заданий (Г.В. Чиркина):
1. Подбор слов к вопросам, к предметам.
2. Подбор синонимов, антонимов, нахождение омонимов.
3. Метод направленной ассоциации (ребенок выбирает из ряда слов
подходящие к слову-стимулу).
4. Называние предмета по описанию.
5. Понимание значений слов с переносным смыслом.
В приведенном примере задания ранжируются от простого к сложному. Оценка
письменной речи осуществляется через чтение текстов и написание диктантов. Чтение
оценивается по стандартным критериям (скорость чтения, способ чтения, правильность и
понимание прочитанного). При анализе диктантов выявляются и классифицируются ошибки
(дисграфические и орфографические).
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в
соответствии с АООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения
адаптированной образовательной программы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Кол
-во
часо
в
Раздел
14
4
Обследование
обучающихся с 1
по 15 сентября,
комплектование
Электронные
цифровые
образовательн
ые ресурсы
Примерное
занятий
содержание
Обследование
звукопроизношения;
обследование состояния
звуко-слогового и звукобуквенного анализа слов;
Дата
проведения
урока
по
плану
Дата
проведения
урока
фактич-кая
групп. ( 4 часа)
обследование
лексической
стороны
речи;
обследование
грамматического
строя
речи;
обследование
связной
речи;
Коррекционный модуль. Модуль по развитию лексико-грамматической стороны речи и
связной устной и письменной речи. Модуль по коррекции специфических ошибок письма и
чтения.
5
1
Текст.
Предложение.
6
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
7
1
Текст.
Предложение.
Беседа
о
летних
каникулах. Знакомство с
новой
лексикой.
Составление
предложений по теме.
Чтение деформированных
текстов,
их
восстановление
с
последующей
записью.
Конструирование
предложений,
письмо
предложений по памяти.
Чтение и составление
плана,
озаглавливание
текста,
нахождение
лишних
предложений.
Письменные ответы на
вопросы по лексической
теме,
проверка
написанных предложений
с выделением орфограмм.
Признаки предложения,
текста. Виды текстов.
Конструирование
предложения,
текста.
Распространение
предложений.
Виды
предложений.
Нахождение в тексте
предложений
и
определение его типов.
Нахождение
слов,
словосочетаний
при
чтении предложений о
лете.
8
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
9
1
Словосочетание.
Лексическая тема
«Осень».
10
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
11
1
Словосочетание.
Лексическая тема
«Осень»
12
1
Занятие
по
коррекции
специфических
Уточнение представлений
о признаках осени в
живой
и
неживой
природе.
Ранняя
и
поздняя осень. Чтение и
обсуждение
отрывков
произведений на тему
«Осень».
Обогащение
словарного запаса по
теме.
Составление
словосочетаний
с
последующей
записью.
Составление и запись
простых предложений об
осени,
и
их
распространение.
Проверка
написанных
предложений.
Определение границ и
опасных мест, уточнение
признаков предложения.
Составление
описательных рассказов
на предложенную тему.
Выделение
из
предложений
словосочетаний.
Установление связи слов
в словосочетании. Подбор
словосочетаний
к
наглядной
схеме.
Согласование слов в
словосочетании
(сущ+прил., сущ+глаг).
Фразеологические
обороты,
примеры
использования их в речи.
ошибок письма и
чтения.
13
1
Слово.
Однокоренные
слова. Части речи.
14
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
15
1
Слово.
Однокоренные
слова. Части речи.
16
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
17
1
Состав
слова.
Корень
слова.
Окончание.
Лексическая тема
«Мои увлечения»
Значение
слова.
Объединение
слов
в
группы по лексическому
значению.
Работа
со
смысловыми
рядами
(дом-дверь, книга-знание,
пальто-рукава).
Исключение
лишнего
лексического
понятия.
Уточнение
знаний
о
частях
речи
(существительное,
прилагательное, глагол).
Уточнений понятий о
синонимах и антонимах.
Уточнение
знаний о
родственных
словах.
Определение
общего
корня слов на уровне
практического
оперирования.
Уточнение
термина
«однокоренные слова».
Нахождение
однокоренных слов в
тексте.
Группировка
однокоренных
слов.
Составление
предложений.
Уточнение
понятий
корень
и
окончание.
Нахождение
однокоренных слов в
тексте, выделение корня.
Исключение
лишних
слов.
Дифференциация
однокоренных слов от
слов
похожих
по
звуковому
составу.
Работа по лексической
теме.
Составление
словосочетаний
по
картинкам (сущ.+прил.,
сущ+глаг.). Нахождение
словосочетаний
в
предложениях.Согласова
ние слов в числе и роде с
выделением окончаний.
Знакомство с различными
увлечениями людей, их
обсуждение.Чтение
и
запись словосочетаний,
предложений
под
диктовку.
Самостоятельное
составление предложений
по картинкам, из слов,
данных в беспорядке.
Составление
предложений
из
предложенных слов с
выделением
корня
и
окончания. Нахождение
лишних предложений в
прочитанном
тексте.
Составление
описательного рассказа
по схеме.
18
1
19
1
20
1
21
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Состав
слова.
Корень
слова.
Окончание.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Состав
слова.
Приставка.
Лексическая тема
«Мои друзья».
Закрепление
термина
«приставка». Работа с
наглядной
схемой
«Состав
слова».
Нахождение в словах
приставок (в-, до-, за-,
над-, о-, от-, по-, под-,
про-, с-). Определение
значения
приставок.
Образование глаголов с
помощью приставок и их
конструирование. Подбор
однокоренных слов с
приставками. Письмо под
диктовку слов, выделение
приставок.
Запись
предложений
с
выделением приставок в
словах, уточнение правил
правописания приставок.
Беседа по лексической
теме.
Свободные
высказывания детей о
своих друзьях. Ответы на
вопросы. Учить отвечать
на
вопросы
распространенными
предложениями.
Обогащение
словаря
синонимами. Составление
описательных рассказов
по
предложенному
плану.Запись в тетрадь и
проверка
написанного.
Нахождение орфограмм.
22
1
23
1
24
1
25
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Состав
слова.
Приставка.
Лексическая тема
«Мои друзья».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Состав
слова.
Суффиксы.
Лексическая тема
«Зима».
Закрепление
понятия
«суффикс». Нахождение
суффикса
в
словах
разных
частей
речи.
Образование
слов
с
помощью разных типов
суффиксов. Образование
с помощью суффиксов
слов-названий лиц по
роду.
Работа
с
наглядной
схемой
«Состав
слова».Подбор
однокоренных слов с
суффиксами. Нахождение
в тексте однокоренных
слов
с
разными
суффиксами.
Уточнение представлений
о
признаках
зимы.
Подбор
лексики
на
предложенную
тему.Составление
словосочетаний,
предложений. Работа с
деформированным
текстом.
Определение
границ
предложений.Уточнение
представлений
о
смысловой
завершенности
предложения.
Составление
предложений
из
предложенных
слов,
данных
в
начальной
форме.
Чтение
и
обсуждение
отрывков
произведений на тему
«Зима». Составление и
запись
простых
предложений о зиме, и их
распространение.
Проверка
написанных
предложений,
нахождение орфограмм.
Составление
самостоятельных
описательных рассказов
на предложенную тему,
письменные ответы на
вопросы.
26
1
27
1
28
1
29
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Состав
слова.
Суффиксы.
Лексическая тема
«Зима».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Диагностическое
занятие.
Диктант на тему «Зима».
Самостоятельное
составление и написание
предложений по теме из
предложенных слов или
по
предложенным
картинкам.
30
1
31
1
32
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
существительное.
Лексическая тема
«Новый год».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Уточнение знаний об
имени существительном
и
его
признаках.
Составление
словосочетаний
с
существительными.Поста
новка
к
именам
существительным
косвенных
вопросов.
Дифференциация
существительных по ряду
признаков:
одушевленное,
неодушевленное,
собственное
и
нарицательное.
Уточнение представлений
о праздновании Нового
года.
Обогащение
словарного запаса по
данной теме.
Составление
словосочетаний,
предложений,
повествовательных
рассказов по плану на
предложенную
тему.
Работа
с
деформированным
текстом.
Определение
границ
предложений.
Составление
предложений
из
предложенных
слов,
данных
в
начальной
форме.
Проверка
написанных
предложений.
Чтение
небольших по объему
текстов.
Написание
рассказа по вопросам,
проверка с выделением
орфограмм.
33
1
Имя
существительное.
34
1
35
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
существительное.
Число
и
род
имени
существительного
.
Лексическая
тема
«Зимние
забавы».
36
1
37
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
существительное.
Число
и
род
имени
существительного
.
Лексическая
тема
«Зимние
забавы».
Уточнение
знаний
учащихся о числе и роде.
Выделение
окончаний
существительных
единственного
и
множественного числа.
Образование
существительных разного
рода во мн. числе.
Составление
предложений со словами
разного рода и числа.
Группировка слов по
родам,
выделение
окончаний.
Уточнение
представлений о зимних
забавах
детворы.
Составление и запись
словосочетаний
и
предложений о зимних
забавах.Проверка
написанных
предложений.
Чтение
текстов по теме, их
озаглавливание.
Составление плана по
содержанию
текста,
письменные ответы на
вопросы по содержанию
текста.
Пересказ
прочитанного
текста.
Самостоятельное письмо
предложений
по
сюжетной картине.
38
1
39
1
40
1
41
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
существительное.
Склонение имен
существительных.
Лексическая тема
«Зимующие
птицы».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
существительное.
Падежи.
Лексическая тема
«День защитника
Отечества».
Уточнение
знаний
учащихся о склонениях
имен существительных.
Определение склонения
существительных.Состав
ление предложений с
существительными
с
выделением окончаний.
Запись
предложений.
Уточнение представлений
о зимующих птицах.
Беседа и составление
описательного рассказа.
Обогащение лексики по
теме,
составление
словосочетаний,
предложений.
Составление и запись
предложений
о
зимующих птицах, о
заботе
людей
о
птицах.Проверка
написанных
предложений.Чтение
текстов по теме, деление
текста
на
части.Составление плана
по содержанию текста,
письменные ответы на
вопросы по содержанию
текста.
Дописывание
предложений,
их
распространение.
Уточнение
знаний
учащихся о падежах имен
существительных.
Соотнесение
названий
падежей с вопросами.
Практические
упражнения в склонении
существительных
по
падежам.
Запись
предложений
с
постановкой
существительных
в
нужной падежной форме.
Определение
падежа
существительных. Работа
со
словосочетаниями
(согласование в роде,
числе,
падеже).
Словосочетание.
Управление
(беспредложное:
Р.п,
В.п,Д.п.,
Т.п).
Словосочетание.
Управление (предложное:
П.п., Р.п, Д.п., В.п.).
Уточнение представлений
о празднике. Значение
праздника
для
российского
народа.
Подбор
лексики
на
предложенную
тему.Работа
с
деформированным
текстом.
Определение
границ
предложений.
Запись предложений, в
которых говорится о
празднике.Уточнение
представлений
о
смысловой
завершенности
предложения.Составлени
е
предложений
из
предложенных
слов,
данных
в
начальной
форме. Составление и
запись предложений о
празднике.Проверка
написанных
предложений.
Составление
описательных рассказов
по вопросам педагога.
Чтение небольших по
объему текстов.
42
1
43
1
44
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
существительное.
Падежи.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
45
1
46
1
47
1
Имя
существительное.
Падежи.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
прилагательное.
Лексическая тема:
«Весна».
Уточнение
знаний
учащихся
об
имени
прилагательном.
Определение
лексического
значения
прилагательных. Подбор
к
именам
существительным
подходящих по смыслу
имен
прилагательных.
Выделение
прилагательных, близких
и противоположных по
смыслу. Упражнения в
согласовании
прилагательных
с
существительными.
Уточнение представлений
о весне. Подбор лексики
на предложенную тему,
составление
словосочетаний.Упражне
ния: дополни ряд словами
синонимами,
сравнениями,
художественными
определениями (ветер –
теплый,
ласковый,
шаловливый...), продолжи
мысль
и
запиши:
Наступила весна и…. .
Солнце стало ярче греть и
….
Составление
предложений
из
предложенных
слов,
данных
в
начальной
форме.
Проверка
написанных
предложений.
Составление рассказов с
опорой на предложенные
слова и словосочетания.
Измени
порядок
предложений так, чтобы
получился связный текст.
Составление
повествовательного
рассказа по серии картин,
опираясь на вопросы или
по
плану.
Чтение
небольших по объему
текстов.
48
1
49
1
50
1
51
1
52
1
53
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
прилагательное.
Лексическая тема:
«Весна».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
прилагательное.
Лексическая тема:
«Весна».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
прилагательное.
Род
и
число
имени
прилагательного.
Лексическая тема
«8 Марта».
Закрепление
навыка
определения рода и числа
имени прилагательного.
Закрепление
навыков
согласования
существительных
с
прилагательным
в
нужном роде и числе.
Нахождение
однокоренных
прилагательных.
Распространение
предложения с помощью
прилагательных.
Определение роли имён
прилагательных в тексте.
Списывание текста с
подчеркиванием
прилагательных
и
определением рода и
числа.
Уточнение представлений
о празднике. Беседа о
проведении
праздника
дома,
в
школе.
Составление
словосочетаний
из
предложенных слов.
Составление
предложений
из
предложенных слов, по
сюжетным и
последовательным
картинкам.
Распространение
предложений.
Составление
повествовательного
рассказа с опорой на
личный опыт.
54
1
55
1
56
1
57
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Имя
прилагательное.
Род
и
число
имени
прилагательного.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Глагол.
Число
глаголов.
Лексическая тема
«Моя семья».
Уточнение
знаний
о
глаголах.
Определение
лексического
значения
глаголов.
Составление
словосочетаний
из
глаголов
и
существительных.
Образование глаголов от
существительных.
Подбор
к
глаголам
синонимов
и
антонимов.Списывание
предложений
с
выделением
глаголов.
Актуализация знаний о
единственном
и
множественном
числе
существительных.
Нахождение
глаголов
единственного
и
множественного числа в
тексте.
Уточнение представлений
о себе и семье: о своих
полном имени, фамилии,
отчестве, возрасте, месте
жительства,
домашнем
адресе,
увлечениях
членов семьи, профессиях
родителей.
Уточнение
представлений о малой
родине и родной стране.
Составление
описательных рассказов
на предложенную тему.
Чтение небольших по
объему текстов. Работа с
деформированным
текстом.
Определение
границ
предложений.
Уточнение представлений
о
смысловой
завершенности
предложения.
Составление
предложений
из
предложенных
слов,
данных
в
начальной
форме. Составление и
запись
предложений.
Проверка
написанных
предложений.
58
1
59
1
60
1
61
1
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Глагол.
Число
глаголов.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Глагол. Время и
род глаголов.
Лексическая тема
«Моя Родина».
Уточнение
знаний
о
времени и роде глаголов.
Упражнения
в
нахождении
глаголов
разного времени и рода в
текстах. Подбор и вставка
в предложение нужного
глагола.Образование от
заданных
глаголов
возможных форм времени
и
рода.
Письмо
предложений
с
изменением времени и
рода глаголов.
Уточнение представлений
о своей стране - названии,
ее
государственных
символах,
президенте,
столице; о родном городе
(поселке) - его названии,
некоторых
улицах,
некоторых
архитектурных
особенностях,
достопримечательностях.
Чтение текстов о Родине.
Выделение
частей,
составление
плана.
Составление
описательных рассказов
по плану. Определение
границ
предложений.
Дописывание
подходящих по смыслу
слов в предложения.
Составление
предложений
из
предложенных
слов,
данных
в
начальной
форме. Составление и
запись предложений о
празднике.Проверка
написанных
предложений.
62
1
63
1
64
1
65
68
.
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Глагол. Время и
род глаголов.
Лексическая тема
«Моя Родина».
Занятие
по
коррекции
специфических
ошибок письма и
чтения.
Итоговая
диагностика с 15
по 30 мая (4
часов).
Обследование
звукопроизношения;
обследование состояния
звуко-слогового и звукобуквенного анализа слов;
обследование
лексической
речи;
обследование
грамматического
речи;
обследование
речи;
№
стороны
строя
связной
Занятия по коррекции специфических ошибок письма и чтения.
Модуль по коррекции специфических ошибок письма и чтения, обусловленных
п/п
6.
8.
10.
12.
14.
нарушением фонематического распознавания и недостаточностью фонематических
процессов.
Гласные и согласные звуки.
Формирование
навыков
фонематической
дифференциации на материале акустически
смешиваемых звуков.Уточнение представлений
о
гласных
и
согласных
звуках,
их
дифференциация. Уточнение различий в
понятиях
ЗВУК-БУКВА.
Развитие
фонематических
процессов
(слуха,
представлений и навыков звукового анализа и
синтеза). Упражнения в опознании букв,
соответствующих гласным и согласным звукам.
Гласные звуки первого и второго Уточнение представлений о гласных первого и
ряда. Слог.
второго ряда. Образование гласных второго
ряда. Задания на развитие навыка звукового
анализа и синтеза (подбор слов на заданный
звук; определение места гласного звука в слове,
их количества, вычленение ударного и
безударного гласного звука). Слогообразующее
значение гласных. Развитие слогового анализа и
синтеза (придумать слово на предложенный
слог, игра «цепочка слов», составить слово из
предложенных слогов).
Уточнение правил переноса слов.
Ударение. Смыслоразличительная Уточнение знаний об ударении и его значении.
и
формообразующая
роль Омонимы. Упражнения на уточнение и
ударения.
закрепление умений делить слова на слоги,
определять звуковой состав слогов. Составление
графических схем звуко-слогового состава слов.
Задания на подбор слов с определенным местом
в них ударного слога. Составление схем слов с
указанием ударного слога. Упражнения в
воспроизведении слогоритмической структуры
слов с опорой на графические схемы.
Составление и последующее прочтение слов с
голосовым выделением ударного слога.
Согласные звуки и буквы. Звонкие Уточнение представлений о согласных звуках и
и глухие. Твёрдые и мягкие
буквах, их дифференциация. Образование
согласные.
согласных звуков. Соотнесение звуков с
буквами. Развитие звукового анализа и синтеза.
Обозначение на письме мягких и твердых
согласных.
Упражнения в фонематическом анализе слов,
включающих парные и непарные по твердостимягкости звуки. Придумывание слов с твердыми
и мягкими звуками. Письмо слогов, слов с
твердыми
и
мягкими
согласными
с
последующим подчеркиванием. Упражнения в
произношении и чтении слов, заканчивающихся
на мягкий согласный звук. Составление
графических схем звуко-слогового состава таких
слов. Последующая запись слов.
Дифференциация парных
Уточнение характеристик смешиваемых фонем.
согласных звуков и букв: Б-Б', ПДифференциация звуков в слогах, словах,
П'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д'.
словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с
паронимами. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза. Оглушение согласных в
конце слов и в середине. Отработка орфограммы на
различном речевом материале (существительных,
прилагательных, глаголах).
16.
18.
20.
22.
24.
26.
28.
30.
Дифференциация парных
согласных звуков и букв: Б-Б', ПП'; В-В', Ф-Ф'; Т-Т', Д-Д'.
Дифференциация
парных
согласных звуков и букв:
С-С', З-З', К-К',
Г-Г'; Ш –Ж.
Дифференциация
парных
согласных звуков и букв:
С-С', З-З', К-К',
Г-Г'; Ш –Ж.
Дифференциация свистящих и
шипящих звуков: С-Ш, З-Ж; С-Щ,
С-Ч; Ц-Ч. Оглушение согласных
на конце слов.
Уточнение характеристик смешиваемых фонем.
Дифференциация звуков в слогах, словах,
словосочетаниях, предложениях и тексте. Работа с
паронимами. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза. Оглушение согласных в
конце слов и в середине. Отработка орфограммы на
различном речевом материале (существительных,
прилагательных, глаголах).
Уточнение знаний о свистящих и шипящих
звуках, буквах. Соотнесение звуков с символами
и «опорами» для их обозначения на
письме.Дифференциация свистящих и шипящих
звуков в слогах, словах, словосочетаниях и
предложениях. Нахождение в словах орфограмм,
содержащих парные звонкие и глухие
согласные. Уточнение правила написания
парных по глухости-звонкости согласных.
Упражнения в подборе проверочных слов.
Письмо
под
диктовку
слогов,
слов,
словосочетаний и предложений. Работа над
пониманием
прочитанного.
Повторение
орфограммы жи-ши.
Дифференциация свистящих и
шипящих звуков: С-Ш, З-Ж; С-Щ,
С-Ч; Ц-Ч.Оглушение согласных на
конце слов.
Дифференциация свистящих и
шипящих звуков: С-Ш, З-Ж; С-Щ,
С-Ч; Ц-Ч.Оглушение согласных на
конце слов.
Дифференциация звуков и букв: Уточнение артикуляционных укладов смешиваемых
С-Ц, Ч-Щ. Уточнение орфограмм звуков и букв. Соотнесение звуков с символами и
ча-ща, чу-щу.
«опорами» для их обозначения на письме.
Дифференциация звуков изолированно, в слогах,
словах, словосочетаниях, предложениях и тексте.
Работа с паронимами. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза. Письмо
под диктовку слогов, слов, словосочетаний и
предложений. Чтение предложений, текстов.
Работа над пониманием прочитанного.
Мягкий знак и его значение.
Уточнение представлений о мягком знаке и его
значении. Нахождение в тексте слов с мягким
знаком в значении смягчения и разделения с
последующей записью в соответствующий
32.
34.
36.
38.
40.
42.
44.
46.
48.
столбик. Письмо с окошечками с предваряющим
объяснением. Чтение и нахождение слов с
мягким знаком.
Гласные первого и второго ряда. Образование
гласных
второго
ряда.
Обозначение мягкости на письме Дифференциация гласных первого и второго
при помощи гласных звуков.
ряда. Выбор гласных букв для обозначения
мягкости на письме.Составление схем слов,
развитие звукового анализа и синтеза: вставь
буквы в слова, словосочетания, предложения,
составь слово из предложенных букв.
Упражнения в чтении слов, включающие
открытые слоги с данными буквами.
Слоговой анализ и синтез слов.
Уточнение слогообразующего значения гласного
звука. Определение количества слогов в слове.
Уточнение и отработка на материале слов
различной слоговой структуры правил переноса.
Упражнения: придумать слово из определенного
количества слогов, распределить слова по
количеству слогов, придумать слово на
определенный слог, составить слова из
предложенных слогов.
Безударная гласная в корне Уточнение
представлений
о
проверке
существительных,
безударной
гласной
в
корне
слова.
прилагательных и глаголов.
Формирование навыка подбора проверочных
слов. Проверка написания безударного гласного
по образцу, с опорой на памятку. Письмо слов,
предложений с пропущенными гласными по
образцу.
Безударная гласная в корне
существительных,
прилагательных и глаголов.
Безударная гласная в корне
существительных,
прилагательных и глаголов.
Согласные
звуки. Уточнение знаний о звонких и глухих согласных
Дифференциация
звонких
и звуках
и
букв.
Дифференциация
звуков
глухих согласных: Б-П, Б'-П'; В-Ф, изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
В'-Ф'; Т-Д, Т'-Д'; С-З, С'-З'; К-Г, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с
К'-Г'; Ш – Ж. Оглушение символами и «опорами» для их обозначения на
согласных на конце слов.
письме.
Работа
с
паронимами.
Развитие
фонематического восприятия, внимания, анализа и
синтеза. Оглушение согласных в конце слов и в
середине.
Согласные
звуки.
Дифференциация
звонких
и
глухих согласных: Б-П, Б'-П'; В-Ф,
В'-Ф'; Т-Д, Т'-Д'; С-З, С'-З'; К-Г,
К'-Г'; Ш – Ж. Оглушение
согласных на конце слов
Согласные
звуки.
Дифференциация
звонких
и
глухих согласных: Б-П, Б'-П'; В-Ф,
В'-Ф'; Т-Д, Т'-Д'; С-З, С'-З'; К-Г,
К'-Г'; Ш – Ж. Оглушение
согласных на конце слов
Разделительный мягкий знак.
Уточнение знаний о мягком знаке в значении
50.
Мягкий
знак
смягчения
и
Повторение.
52.
Разделительный твердый знак.
54.
Согласные
Дифференциация
мягких согласных.
56.
Согласные
звуки.
Дифференциация
твёрдых
и
мягких согласных.
Дифференциация свистящих и Уточнение знаний о свистящих и шипящих
шипящих звуков.
звуках. Дифференциация звуков изолированно, в
слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и
тексте. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза. Написание слов,
заканчивающихся шипящими звуками (дочь, меч,
печь), уточнение знаний об орфограмме.
Чтение различного речевого материала с
правильным произнесением звуков.
Дифференциация аффрикат.
Уточнение
знаний
об
аффрикатах,
их
образовании.
Дифференциация
звуков
изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях и тексте. Развитие фонематического
восприятия, внимания, анализа и синтеза. Письмо и
чтение слов с аффрикатами.
Правописание буквосочетаний с Уточнение знаний и закрепление умений
шипящими согласными
написания слов с орфограммами. Нахождение
(ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ).
слов с орфограммами в предложениях, текстах
58.
60.
62.
в
значении
разделения.
разделения. Нахождение слов и их написание с
объяснением.Распределение слов по двум столбикам
по значению мягкого знака в словах. (тень, соловьи).
Упражнения в образовании притяжательных
прилагательных и их написании.
Составление словосочетаний с предложенными
словами (семь, семья, соль - солью), объяснение
значения слов. Чтение слов, предложений, текстов с
выделением орфограмм.
Правила переноса слов с мягким знаком. Чтение слов
с мягким знаком.
Дифференциация мягкого знака в функции
смягчения
и
разделения.
Письмо
слов,
словосочетаний и предложений под диктовку.
Письмо слов, словосочетаний, предложений с
выделением слов с мягким знаком в разном
значении. Чтение предложений, текстов с
выделением слов с мягким знаком.
Уточнение знаний о разделительном твердом
знаке. Вычленение разделительного твердого
знака
в словах. Нахождение
слов с
разделительным твердым знаком, выделение в
них приставок. Образование слов с помощью
приставок, выделение твердого знака (отъезд,
съехал, въехал и т.д.). Объяснение значения
слов,
составление
словосочетаний
и
предложений.
Списывание
текста
с
пропущенными
орфограммами
с
комментированием.
Перенос
слов
с
разделительным твердым знаком.
Уточнение знаний о твёрдых и мягких
согласных. Дифференциация звуков изолированно,
в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и
тексте. Развитие фонематического восприятия,
внимания, анализа и синтеза.
звуки.
твёрдых
и
при чтении. Диктант слов с предварительным
объяснением орфограмм.
64.
Правописание буквосочетаний с
шипящими согласными
(ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ)
№
п/п
6.
Модуль по коррекции специфических ошибок письма, обусловленных нарушением
языкового анализа и синтеза.
Текст. Предложение.
Последовательность предложений в тексте.
Определение количества предложений в тексте,
количества слов в предложении, количества
слогов в слове. Типы текстов. Работа на уровне
текста:
закончи
текст,
работа
с
деформированными
текстами,
нахождение
лишних предложений в тексте. Работа на уровне
предложения: закончи предложение, вставь
нужное слово, исключение лишнего слова,
редактирование
и
распространение
предложений, нахождение главных членов
предложения. Отработка техники чтения и
понимания прочитанного.
Предложение. Простые и
Списывание с печатного текста. Определение
сложные предложения.
границ предложений. Уточнение представлений
о смысловой завершенности предложения.
Анализ словесного состава предложений.
Составление предложений из предложенных
слов, данных в начальной форме. Составление
предложений
по
предложенным
схемам.
Распространение предложений по вопросам
педагога, их запись. Уточнение признаков
простого и сложного предложения. Выделение в
тексте простых и сложных предложений с
определением главных членов предложения.
Интонационная выразительность предложений
на слух, обозначение их на письме. Нахождение
в тексте предложений с определенным знаком на
конце. Постановка знаков препинания в конце
предложений. Работа с условно-графическими
схемами предложений.
Словосочетание в составе
Нахождение словосочетаний в предложениях
предложения.
при чтении. Составление словосочетаний по
картинкам
(сущ.+прил.,
сущ+глаг.).
Установление связи слов в словосочетании
(постановка вопроса от главного слова к
зависимому). Работа с наглядными схемами.
Согласование слов в числе и роде.Обогащение
словаря по лексическим темам: «Овощи»,
«Осень», «Учебные принадлежности». Чтение и
запись
словосочетаний
под
диктовку.
Нахождение словосочетаний в предложениях
при письме, определение главных членов
предложения.
Словосочетание в составе
предложения.
8.
10.
12.
14.
16.
18.
20.
22.
Предлог и его значение.
Уточнение значения простых и сложных
предлогов при помощи графических схем.
Дифференциация различных значений одного и
того же предлога. Ответы на вопросы с опорой
на картинки с различным пространственным
расположением предметов (Покажи, где мяч на
коробке).
Выполнение
действий
с
предметами.Придумать предложение с опорой на
выполненное действие или по сюжетной
картинке.Чтение предложений с выделением
предлогов. Составление схем предложений с
последующей записью. Уточнение правила
написания предлогов со словами.
Слово. Деление на слоги.
Уточнение представлений об однозначных и
многозначных словах. Составление предложений
с ними с уточнением их значения с помощью
учителя.
Самостоятельное
составление
предложений с однозначными и многозначными
словами с опорой на картинку. Упражнения на
уточнение и закрепление умений делить слова на
слоги. Развитие слогового анализа и синтеза.
Правила
переноса
слогов.
Составление
графических схем звуко-слогового состава слов.
Упражнения: придумай слово на заданный слог,
составь слово из предложенных слогов, найди
слово, соответствующее схеме, подбери слова,
состоящие из двух, трёх слогов, распредели
слова по столбикам в соответствии с
количеством слогов.
Ударение. Смыслоразличительная Уточнение представлений о гласных звуках и
и
формообразующая
роль буквах,
безударных
гласных.Выделение
ударения.
безударных гласных в словах. Закрепление
знаний орфографии. Обогащение словарного
запаса при подборе родственных слов.
Упражнения: запись ударной гласной после
прослушивания слов, придумывание слов на
ударный слог, шифрование слов (запись только
гласных при утрированном
произнесении слов), нахождение безударных
гласных
и
их
выделение.
Отработка
правильности
и
техники
чтения
слов,
словосочетаний и предложений. Смысловое
значение ударения (замок- замок). Правильная
постановка ударения при чтении.
Гласные звуки и буквы. Гласные
первого и второго ряда.
Уточнение артикуляции звуков, образов букв.
Образование гласных второго ряда. Обозначение
мягкости на письме при помощи гласных.
Упражнения на дифференциацию гласных на
уровне звуков, слогов, слов, словосочетаний
ипростых предложений.
Правописание
слов
с Уточнение представлений о проверке безударной
безударными гласными в корне гласной в корне слова. Формирование навыка
существительных,
подбора проверочных слов. Проверка написания
прилагательных и глаголов.
безударного гласного по образцу, с опорой на
памятку. Письмо слов, предложений с
пропущенными гласными по образцу.
24.
26.
28.
30.
32.
34.
36.
38.
40.
Правописание
слов
с
безударными гласными в корне
существительных,
прилагательных и глаголов.
Согласные
звуки
и
буквы Уточнение артикуляции звуков, образов букв.
(звонкие и глухие, твердые и Образование звуков, способы определения
мягкие звуки).
звонкости и глухости. Упражнения
на
дифференциацию согласных на уровне звуков,
слогов, слов, словосочетаний и простых
предложений. Оглушение согласных на конце и в
середине слов.
Правописание слов с глухими и Уточнение знаний о написании парных
звонкими согласными в корне.
согласных в корне слов. Нахождение в словах
орфограмм, содержащих парные звонкие и
глухие
согласные.
Написание
слов,
словосочетаний, составление словосочетаний с
последующей записью.
Правописание
слов
с Уточнение знаний детей о написании слов с
непроизносимым
согласным непроизносимым согласным звуком в корне
звуком в корне.
слов. Звукобуквенный анализ слов. Выбор
проверочных слов из списка и составление пар.
Письмо
словосочетаний,
предложений
с
объяснением
написания
непроизносимых
согласных.
Слово.
Словосочетание. Лексическое значение слова. Прямое и
Предложение.
переносное значение. Многозначность слов.
Составление словосочетаний (с предлогами и без
них) из предложенных слов. Фразеологические
обороты. Связь слов в предложении. Заглавная
буква в именах собственных. Заглавная буква в
начале предложения. Признаки предложения, его
оформление при письме. Выделение из текста
предложений. Работа с деформированными
предложениями.
Состав слова. Корень. Окончание. Уточнение представлений о составе слова.
Приставка. Суффикс.
Однокоренные слова. Морфологический разбор
слов. Образование слов с помощью разных
морфем. Нахождение в предложениях, текстах
однокоренных слов с выделением частей слова.
Подбор и придумывание слов к предложенным
схемам с последующей записью.
Состав слова. Корень. Окончание.
Приставка. Суффикс.
Состав слова. Корень. Окончание.
Приставка. Суффикс.
Гласные звуки и буквы. Ударные Уточнение представлений о гласных первого и
и безударные гласные.
второго ряда.Ударение, его значение при
образовании слов (смыслоразличительная и
формообразующая функция). Орфоэпические
нормы постановки ударения. Развитие звукового
и слогового анализа и синтеза: определение
количества слогов, написание гласных звуков
слов, определение ударного гласного и его
запись, запоминание последовательности звуков,
слогов и их воспроизведение, составление слов
из предложенных слогов, нахождение слов,
соответствующих предложенной схеме.
Уточнение
знаний
об
орфограмме.
Однокоренные слова, их подбор с нахождением
проверочного слова. Отработка орфограммы на
различном речевом материале (на уровне слова,
словосочетания,
предложения).
Отработка
алгоритма решения орфографической задачи.
42.
Безударные гласные в корне
существительных,
прилагательных и глаголов.
44.
Безударные гласные в корне
существительных,
прилагательных и глаголов.
Безударные гласные в корне
существительных,
прилагательных и глаголов.
Безударные гласные в корне
существительных,
прилагательных и глаголов.
Безударные гласные в корне
существительных,
прилагательных и глаголов.
Правописание орфограмм: жи-ши, Уточнение знаний и закрепление умений
ча-ща, чу-щу.
написания слов с данными орфограммами.
Диктант слов с предварительным объяснением
орфограмм. Нахождение слов с орфограммами в
предложениях и тексте.
Правописание
слов
с Уточнение знаний об орфограмме, отработка на
непроизносимым
согласным различном речевом материале. Диктант слов с
звуком в корне.
предварительным объяснением. Составление и
запись предложений.
Правописание
слов
с
непроизносимым
согласным
звуком в корне.
Мягкий знак как показатель Обозначение мягкости согласных с помощью
мягкости на письме.
мягкого знака. Уточнение представлений о
написании слов с мягким знаком в конце и в
середине слова. Письмо слов, словосочетаний и
предложений под диктовку. Чтение слов с
мягким знаком.
Разделительный мягкий знак. Мягкий
знак
в
функции
разделения.
Разделительный твёрдый знак. Дифференциация мягкого знака в функции
Написание слов с твёрдым смягчения и разделения. Письмо слов,
знаком.
словосочетаний и предложений под диктовку.
Чтение слов с мягким знаком. Уточнение знаний
об орфограмме, отработка на различном речевом
материале. Нахождение слов с орфограммами в
предложениях, текстах при чтении.
Оглушение согласных на конце Уточнение знаний об орфограмме, отработка
слов.
орфограммы на различном речевом материале.
Письмо с окошечками. Отработка алгоритма
решения орфографической задачи. Нахождение
слов с орфограммами в предложениях, текстах
при чтении. Упражнения: вставь пропущенные
буквы и найди
лишнее слово (сладкий, меткий, чуткий, краткий,
жуткий).
Оглушение согласных на конце
46.
48.
50.
52.
54.
56.
58.
60.
62.
64.
слов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Основная литература:
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и
формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.:
Книголюб, 2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.
пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебнометодическое
пособие.
Электронный
ресурс.
Режим
доступа:
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmis-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.
Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для
учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического
развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под
общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов. –
М., 2007
Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. –
М., 2006
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда
спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.
Дополнительная литература:
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с
младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С.
53–59.
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым
образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–
111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших
школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования.
2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у
младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.5765.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и
индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение,
2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение.
Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение
учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.:
Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся
начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших
школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их
коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического
развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.