Рабочая программа курса по выбору «Речевая практика» для обучающихся 11 класса

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Речевая практика» на уровне среднего
общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной
рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского
языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Актуальная задача современного курса русского языка в школе –
формирование языковой и коммуникативной компетенции обучающихся.
Решить ее можно, совершенствуя методику обучения, проводя наряду с
уроками по русскому языку спецкурсы.
Программа курса «Речевая практика» предусматривает подготовку
обучающихся 11 классов в той сфере русского языка, которая связана с его
функционированием.
Цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать
на их основе умения и навыки стилистического анализа текста в свете
подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Поставленная цель реализуется в ходе выполнения следующих задач:
1) Формировать навыки определения типа речи, исходя из логической
основы типа речи, функции, языковых особенностей.
2) Формировать навыки определения стиля текста, в опоре на
экстралингвистические факторы и языковые особенности.
3) Помочь обучающимся в предупреждении и преодолении речевых и
грамматических ошибок в устной и письменной речи.
4) Совершенствовать у обучающихся умения и навыки по созданию
письменного высказывания.
5) Способствовать росту речевой культуры школьника.
6) Формировать навыки использования нормативных словарей и
справочной литературы.
В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из
которых имеет свой предмет и особые методы исследований.
1. Грамматическая стилистика.
Лексическое богатство русского языка.
Фразеологические выражения
Грамматические формы.
Различные типы предложений
Произносительные нормы.
2. Функциональная стилистика.

Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью
высказывания, сферой применения, способами использования,
организацией языковых средств.
Связь стилей речи и литературных жанров.
3. Стилистика текста.
Стилистический анализ текста.
4. Практическая стилистика.
Предупреждение речевых и грамматических ошибок. Создание
творческих работ.
Очевидно, что методически оправданной является такая система
изучения текста, при которой учащиеся вначале знакомятся со структурой
текста, его основными признаками, функционально-смысловыми типами
речи, стилистическими средствами всех разделов русского языка (фонетикоорфоэпического,
лексико-фразеологического,
словообразовательного,
морфологического и синтаксического), затем с функциональными и жанровостилистическими разновидностями речи, и, наконец, со стилистическими
особенностями текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям
(прежде всего – художественному и публицистическому). И это естественно:
именно с этими стилями наиболее часто приходится встречаться
современному старшекласснику.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание
трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а
также практическое применение знаний.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
 Владеть устной и письменной речью;
 Владеть навыками стилистической правки текста;
 Проводить самостоятельный анализ текста.
 Создавать творческие работы.
Целесообразно использовать методы и приемы работы, которые связаны
с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся.
Особое внимание уделять подбору заданий и таких грамматикостилистических упражнений, которые позволяют учащимся выяснить
важные особенности авторского повествования и создать собственные
высказывания.
Содержание программы
Раздел 1. Текст как речевое произведение
Введение. Текст как речевое произведение. Тема. Идея. Ключевые
слова, однотематическая лексика. Способы связи между предложениями в

тексте. Средства межфразовой связи. Смысловая и композиционная
целостность текста: микротема, композиция.
Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Схемы типовых
фрагментов текста.
Стили речи. Сфера общения. Функция стиля. Признаки стиля. Языковые
средства всех стилей.
Стилистического анализа текста. Определение стиля текста, указав
внеязыковые и стилеобразующие факторы стиля. Определение типа речи.
Характеристика языковых средств текста с учётом его стиля и типа речи.
Определение композиционной формы (схемы) текста типа повествования,
описания, рассуждения: определить тему, идею, текста, выделить в тексте
микротемы в форме ключевых предложений и составить синтаксическую
модель текста на основе его композиционной схемы (план).
Сочинение-рассуждение как жанр школьного сочинения. Составление
плана. Написание сочинения-рассуждения.
Раздел 2. Лексическое богатство русского языка
Слово. Лексическое значение слова. Описание лексических
возможностей языка. Лексическая сочетаемость. Речевая избыточность и
недостаточность. Стилистическое использование многозначных слов.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Виды омонимов, их экспрессивное
использование
в
художественном
произведении
для
усиления
изобразительности, для создания комического эффекта. Стилистическое
употребление синонимов и антонимов в тексте. Контекстуальные синонимы
и антонимы.
Стилистическая окраска слов. Принадлежность слов к тому или иному
стилю. Оценочная лексика.
Стилистическая оценка новых и заимствованных слов.
Стилистическое использование новых и заимствованных слов.
Предупреждение речевых ошибок. Комплексный языковой анализ.
Раздел 3. Образность речи
Какую речь называют образной? Стилистическое использование
тропов речи в художественном произведении. Эпитеты. Сравнения.
Метафоры. Метонимия. Синекдоха. Олицетворения. Гипербола. Перифраза.
Стилистические фигуры речи. Стилистические фигуры речи как
синтаксические построения, обладающие повышенной экспрессией и
выразительностью. Полисиндетон. Асиндетон. Градация.
Анафора.
Эпифора. Эллипсис. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое

восклицание. Умолчание. Параллелизм. Наблюдение за использованием этих
стилистических фигур в текстах разных стилей.
Роль слова в художественном тексте. Наблюдение за использованием
тропов и стилистических фигур в художественном произведении.
Раздел 4. Стилистика частей речи
Формы имен существительных. Стилистическое использование
грамматических категорий имени существительного (род, число, падеж).
Формы
имен
прилагательных.
Образная
функция
имен
прилагательных в произведениях. Употребление кратких и полных
прилагательных.
Формы имен числительных. Падежные формы имен числительных.
Экспрессивная роль в художественном тексте.
Формы местоимений. Неоправданное употребление местоимений в
речи.
Формы
глагола.
Грамматические
категории
как
источник
выразительности речи: категория времени, наклонения, вида, лица.
Предупреждение
грамматических
ошибок.
Исправление
грамматических ошибок в тексте.
Формы контроля: практические работы, тесты, устные ответы, работы в
формате ЕГЭ.
Учебно - тематический план
№

1
2
3
4
5

6

Название тем курса

Кол-во
часов

Раздел 1. Текст как речевое произведение.
Введение. Текст как речевое произведение.
2
Типы речи: повествование, описание,
1
рассуждение.
Стили речи.
2
Стилистический анализ текста.
2
Сочинение-рассуждение как жанр
4
школьного сочинения.
Раздел 2. Лексическое богатство русского языка.
Слово. Лексическое значение слова.
2

Дата

02.09.
16.09.
23.09.
30.09.
14.10.
21.10.
18.11.

7

Синонимы. Антонимы.
Омонимы.
Стилистическая окраска слов.

2

02.12.

8

Употребление новых и заимствованных
слов.
Употребление фразеологизмов.

2

16.12.

3

23.12.
13.01.2024

1
2

13.01.
27.01.

2
1
1
1
1
1
2

10.02.
24.02.
24.02.
10.03.
10.03.
31.03.
31.03.
14.04.
14.04.
28.04.

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Раздел 3. Образность речи.
Какую речь называют образной?
Роль слова в тексте.
Раздел 4. Стилистика частей речи.
Стилистические фигуры речи.
Формы имен существительных.
Формы имен прилагательных.
Формы имен числительных.
Формы местоимений.
Формы глагола
Предупреждение грамматических ошибок.
Практикум по работе с текстом и
написанию сочинения.
Итого

2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».