ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по биологии на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности
учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация
межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне
основного общего образования.
В программе по биологии определяются основные цели изучения
биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты
освоения программы по биологии: личностные, метапредметные,
предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года
изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и
методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о
живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных
ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися
научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает
основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования
являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах
жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения,
жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для
изучения биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных
достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой
природы и жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической
деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения
биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения
собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением
следующих задач:
приобретение
обучающимися
знаний
о
живой
природе,
закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли
организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической
науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного
организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое
оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой
к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии в 9 классе – 68
часов (2 часа в неделю).
При реализации данной программы используется оборудование центра
«Точка роста».
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Общие биологические закономерности» 9 класс
Биология. Введение в общую биологию
9 класс
Введение.
Биология наука о живой природе. Значение биологических знаний в
современной жизни. Методы исследования биологии. Современные
представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации
живой природы.
Демонстрация
Портреты ученых, внесших вклад в развитие биологической науки.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
-свойства живого;
- методы исследования в биологии;
-значение биологических знаний в современной жизни;
-профессии, связанные с биологией;
- уровни организации живой природы.
Раздел 1. Молекулярный уровень.
Общая характеристика молекулярного уровня организации живого. Состав,
строение и функции органических веществ, входящих в состав живого:
углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ, витамины.
Биологические катализаторы. Вирусы.
Демонстрация
Схемы строения молекул органических соединений. Модель ДНК.
Лабораторные и практические работы
Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
-состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав
живого;
-представления о молекулярном уровне организации живого;
-особенности вирусов как неклеточных форм жизни.
Учащиеся должны уметь:
-проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств
органических веществ и функций ферментов как биологических
катализаторов.
Раздел 2. Клеточный уровень
Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки.
Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его
постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты,
эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение
энергии - основа жизнедеятельности клетки. Аэробное и анаэробное
дыхание. Рост. Развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении
клетки (митоз, мейоз). Автотрофы и гетеротрофы.
Демонстрация
Моделей-аппликаций «Митоз», «Мейоз»
Лабораторные и практические работы
Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные методы изучения клетки;
-особенности строения клеток эукариот и прокариот;
-функции органоидов клетки;
-основные положения клеточной теории;
-химический состав клетки;
-клеточный уровень организации живого;
-строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
-обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности
клетки;
-рост, развитие и жизненный цикл клеток;
-особенности митотического деления клетки.
Учащиеся должны уметь:
-использовать методы биологической науки и проводить несложные
биологические эксперименты для изучения клеток живых организмов.
Раздел 3. Организменный уровень
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.
Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический
закон. Основные закономерности передачи наследственной информации.
Закономерности изменчивости.
Демонстрация
Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторные и практические работы
Выявление изменчивости у организмов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-сущность биогенетического закона;
-мейоз;
-особенности индивидуального развития организма;
-основные закономерности передачи наследственной информации;
-закономерности изменчивости;
-основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
-особенности развития половых клеток.
Учащиеся должны уметь:
-описывать организменный уровень организации живого;
-раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
-характеризовать оплодотворение и его биологическую роль.
Раздел 4. Популяционно-видовой уровень
Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие
эволюционных представлений. Популяция – элементарная единица
эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как
наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения
теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность,
изменчивость,
борьба
за
существование,
естественный
отбор.
Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция.
Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация
Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность,
приспособленность.
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-критерии вида и его популяционную структуру;
-экологические факторы и условия среды;
-основные положения теории эволюции Ч.Дарвина;
-движущие силы эволюции;
-пути достижения биологического прогресса;
-популяционно-видовой уровень организации живого;
-развитие эволюционных представлений;
-синтетическую теорию эволюции.
Учащиеся должны уметь:
- использовать методы биологической науки и проводить несложные
биологические эксперименты для изучения морфологического критерия
вида.
Раздел 5. Экосистемный уровень
Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.
Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биоценозе.
Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-определение понятий: «сообщество», «экосистема», «биогеоценоз»;
-структуру разных сообществ;
-процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на
другой.
Учащиеся должны уметь:
-выстраивать цепи питания для разных биоценозов;
-характеризовать роли продуцентов, консументов, редуцентов.
Раздел 6. Биосферный уровень
Биосфера и её структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и
превращение энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы
рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни.
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история
развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация
Окаменелости и отпечатки древних организмов.
Лабораторные и практические работы
Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
БИОЛОГИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего
образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость
за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической
науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об
основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся
условиях на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии
основного общего образования, должны отражать овладение следующими
универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических
объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических
объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности
и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать
критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической
задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического
опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия,
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» в 9
классе должны отражать:
сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного
знания естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения, о вкладе российских и
зарубежных учёных-биологов в развитие биологии, функциональной
грамотности человека для решения жизненных задач;
умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий:
жизнь, клетка, организм, метаболизм (обмен веществ и превращение
энергии), гомеостаз (саморегуляция), уровневая организация живых систем,
самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, рост и
развитие; вид, популяция, генофонд, эволюция, движущие силы (факторы)
эволюции, приспособленность организмов, видообразование, экологические
факторы, экосистема, продуценты, консументы, редуценты, цепи питания,
экологическая пирамида, биогеоценоз, биосфера;
умение излагать биологические теории (клеточная, хромосомная,
мутационная, центральная догма молекулярной биологии), законы (Г.
Менделя, Т. Моргана, Н. И. Вавилова) и учения (о центрах многообразия и
происхождения культурных растений Н. И. Вавилова), теории
(эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции), законы
и закономерности (зародышевого сходства К. М. Бэра, чередования главных
направлений и путей эволюции А. Н. Северцова, учения о биосфере В. И.
Вернадского), определять границы их применимости к живым системам;
умение владеть методами научного познания в биологии: наблюдение и
описание живых систем, процессов и явлений, организация и проведение
биологического
эксперимента,
выдвижение
гипотезы,
выявление
зависимости между исследуемыми величинами, объяснение полученных
результатов, использованных научных понятий, теорий и законов, умение
делать выводы на основании полученных результатов;
умение выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и
эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов, особенности
процессов: обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза,
пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза,
оплодотворения, размножения, индивидуального развития организма
(онтогенез); видов, популяций, продуцентов, консументов, редуцентов,
биогеоценозов и экосистем, особенности процессов: наследственной
изменчивости, естественного отбора, видообразования, приспособленности
организмов, действия экологических факторов на организмы, переноса
веществ и потока энергии в экосистемах, антропогенных изменений в
экосистемах своей местности, круговорота веществ и биогеохимических
циклов в биосфере;
умение применять полученные знания для объяснения биологических
процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной
жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья
окружающих людей, соблюдения норм грамотного поведения в окружающей
природной среде, понимание необходимости использования достижений
современной
биологии
и
биотехнологий
для
рационального
природопользования;
умение решать элементарные генетические задачи на моно- и
дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, составлять схемы
моногибридного скрещивания для предсказания наследования признаков у
организмов;
умение выполнять лабораторные и практические работы, соблюдать
правила при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
умение критически оценивать и интерпретировать информацию
биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из
различных источников (средства массовой информации, научно-популярные
материалы), этические аспекты современных исследований в биологии,
медицине, биотехнологии;
умение создавать собственные письменные и устные сообщения,
обобщая биологическую информацию из нескольких источников, грамотно
использовать понятийный аппарат биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс
Тема раздела
№ и тема урока
Характеристика основных
деятельности учащихся
видов Примерная
дата
проведения
Введение.
2 часа
1.Биология – наука о
живой
природе.
Методы исследования
в биологии.
Определяют понятия, формируемые в 03.09.2024
ходе изучения темы: «биология»,
«микология»,
«бриология»,
«альгология»,
«палеоботаника»,
«генетика», «биофизика», «биохимия»,
«радиобиология»,
«космическая
биология». Характеризуют биологию
как науку о живой природе. Раскрывают
значение биологических знаний в
современной жизни. Приводят примеры
профессий, связанных с биологией.
Беседуют
с
окружающими
(родственниками,
знакомыми,
сверстниками) о профессиях, связанных
с биологией. Готовят презентации о
профессиях связанных с биологией,
используя компьютерные технологии.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «наука», «научные
исследования»,
«научный
метод»,
«научный
факт»,
«наблюдение»,
«эксперимент», «гипотеза», «закон»,
«теория». Характеризуют основные
методы научного познания, этапы
научного
исследования.
Самостоятельно
формулируют
проблемы исследования. Составляют
поэтапную
структуру
будущего
самостоятельного исследования.
Примечание
Раздел 1.
Молекулярный
уровень.
10 часов
2.Сущность жизни и Определяют понятия, формируемые в 06.09.2024
свойства живого.
ходе
изучения
темы:
«жизнь»,
«жизненные свойства», «биологические
системы», «обмен веществ», «процессы
биосинтеза
и
распада»,
«раздражимость»,
«размножение»,
«наследственность», «изменчивость»,
«развитие»,
«уровни
организации
живого».
Дают
характеристику
основных свойств живого. Объясняют
причины затруднений, связанных с
определением
понятия
«жизнь».
Приводят примеры биологических
систем разного уровня организации.
Сравнивают свойства, проявляющиеся у
объектов живой и неживой природы.
3.Молекулярный
Определяют понятия, формируемые в 10.09.2024
уровень:
общая ходе изучения темы: «органические
характеристика.
вещества», «белки», «нуклеиновые
кислоты»,
«углеводы»,
«жиры
(липиды)»,
«биополимеры»,
«мономеры».
Характеризуют
молекулярный уровень организации
живого.
Описывают
особенности
строения органических веществ как
биополимеров. Объясняют причины
изучения свойств органических веществ
именно в составе клетки; разнообразия
свойств биополимеров, входящих в
состав
живых
организмов.
Анализируют текст учебника с целью
самостоятельного
выявления
биологических закономерностей.
4.Углеводы.
Определяют понятия, формируемые в 13.09.2024
ходе изучения темы: «углеводы, или
сахариды»,
«моносахариды»,
«дисахариды»,
«полисахариды»,
5.Липиды.
6.Состав
белков.
и
«рибоза», «дезоксирибоза», «глюкоза»,
«фруктоза», «галактоза», «сахароза»,
«мальтоза»,
«лактоза»,
«крахмал»,
«гликоген», «хитин». Характеризуют
состав и строение молекул углеводов.
Устанавливают причинно-следственные
связи между химическим строением,
свойствами и функциями углеводов на
основе анализа рисунков и текста в
учебнике.
Приводят
примеры
углеводов,
входящих
в
состав
организмов, места их локации и
биологическую роль.
Определяют понятия, формируемые в 17.09.2024
ходе изучения темы: «липиды»,
«жиры», «гормоны», «энергетическая
функция
липидов»,
«запасающая
функция липидов», «защитная функция
липидов»,
«строительная
функция
липидов»,
«регуляторная
функция
липидов». Дают характеристику состава
и
строения
молекул
липидов.
Устанавливают причинно-следственные
связи между химическим строением,
свойствами и функциями липидов на
основе анализа рисунков и текста в
учебнике. Приводят примеры липидов,
входящих в состав организмов, места их
локации и биологическую роль.
Обсуждают
в
классе
проблемы
накопления жиров организмами в целях
установления причинно-следственных
связей в природе.
строение Определяют понятия, формируемые в 20.09.2024
ходе изучения темы: «белки, или
протеины», «простые и сложные
белки»,
«аминокислоты»,
7.Функции белков.
8.Нуклеиновые
кислоты.
«полипептид», «первичная структура
белков», «вторичная структура белков»,
«третичная
структура
белков»,
«четвертичная
структура
белков».
Характеризуют состав и строение
молекул белков, причины возможного
нарушения
природной
структуры
(денатурации)
белков.
Приводят
примеры денатурации белков.
Устанавливают причинно-следственные 24.09.2024
связи между химическим строением,
свойствами и функциями белков на
основе анализа рисунков и текста в
учебнике. Приводят примеры белков,
входящих в состав организмов, мест их
локации и биологической роли.
Определяют понятия, формируемые в 27.09.2024
ходе изучения темы: «нуклеиновая
кислота»,
«дезоксирибонуклеиновая
кислота, или ДНК», «рибонуклеиновая
кислота,
или
РНК»,
«азотистые
основания»,
«аденин»,
«тимин»,
«цитозин»,
«гуанин»,
«урацил»,
«комплементарность», «транспортная
РНК (тРНК)», «рибосомальная РНК
(рРНК)»,
«информационная
РНК
(иРНК)»,
«нуклеотид»,
«двойная
спираль ДНК». Дают характеристику
состава
и
строения
молекул
нуклеиновых кислот. Устанавливают
причинно-следственные связи между
химическим строением, свойствами и
функциями нуклеиновых кислот на
основе анализа рисунков и текста в
учебнике.
Приводят
примеры
нуклеиновых кислот, входящих в состав
организмов, мест их локации и
биологической роли. Составляют план
параграфа
учебника.
Решают
биологические
задачи(на
математический расчет; на применение
принципа комплементарности).
9.АТФ
и
другие Определяют понятия, формируемые в 01.10.2024
органические
ходе
изучения
темы:
соединения клетки.
«аденозинтрифосфат,
или
АТФ»,
«аденозиндифосфат,
или
АДФ»,
«аденозинмонофосфат, или АМФ»,
«макроэргическая
связь»,
«жирорастворимые
витамины»,
«водорастворимые
витамины».
Характеризуют состав и строение
молекул АТФ. Приводят примеры
витаминов,
входящих
в
состав
организмов, и их биологической роли.
Готовят выступления с сообщением о
роли витаминов в функционировании
организма человека (в том числе с
использованием
компьютерных
технологий). Обсуждают результаты
работы с одноклассниками.
10.Биологические
Определяют понятия, формируемые в 04.10.2024
катализаторы.
ходе изучения темы: «катализатор»,
«фермент», «кофермент», «активный
центр фермента». Характеризуют роль
биологических катализаторов в клетке.
Описывают
механизм
работы
ферментов.
Приводят
примеры
ферментов, их локации в организме и
их биологической роли. Устанавливают
причинно-следственные связи между
белковой природой ферментов и
оптимальными
условиями
их
функционирования.
Отрабатывают
умения
формулировать
гипотезы,
Раздел 2.
Клеточный
уровень.
14 часов.
конструировать,
проводить
эксперименты, оценивать получены
результаты на основе содержания
лабораторной работы.
11.Вирусы.
Определяют понятия, формируемые 08.10.2024
входе изучения темы: «вирусы»,
«капсид»,
«самосборка».
Характеризуют
вирусы
как
неклеточные формы жизни, описывают
цикл развития вируса. Описывают
общий
план
строения
вирусов.
Приводят
примеры
вирусов
и
заболеваний,
вызываемых
ими.
Обсуждают проблемы происхождения
вирусов.
12.Обобщающий урок Определяют понятия, формируемые в 11.10.2024
по
теме ходе изучения темы. Дают оценку
«Молекулярный
возрастающей роли естественных наук
уровень».
и научных исследований в современном
Контрольная работа
мире, постоянному процессу эволюции
научного знания. Отрабатывают умения
формулировать
гипотезы,
конструировать,
проводить
эксперименты, оценивать полученные
знания.
13.Клеточный уровень: Определяют понятия, формируемые в 15.10.2024
общая характеристика. ходе изучения темы: «клетка», «методы
изучения
клетки»,
«световая
микроскопия»,
«электронная
микроскопия», «клеточная теория».
Характеризуют клетку как структурную
и функциональную единицу жизни, ее
химический состав, методы изучения.
Объясняют
основные
положения
клеточной
теории.
Сравнивают
принципы работы и возможности
световой
и
электронной
14.Общие сведения о
клетках.
Клеточная
мембрана.
15.Ядро.
16.Эндоплазматическая
сеть.
Рибосомы.
Комплекс
Гольджи.
Лизосомы.
микроскопической техники.
Определяют
основные
понятия, 18.10.2024
формируемые в ходе изучения темы:
«цитоплазма», «ядро», «органоиды»,
«мембрана»,
«клеточная мембрана»,
«фагоцитоз»,
«пиноцитоз».
Характеризуют и сравнивают процессы
фагоцитоза и пиноцитоза. Описывают
особенности
строения
частей
и
органоидов клетки. Устанавливают
причинно-следственные связи между
строением клетки и осуществлением ею
процессов фагоцитоза, строением и
функциями
клеточной
мембраны.
Составляют план параграфа.
Определяют
основные
понятия, 22.10.2024
формируемые в ходе изучения темы:
«прокариоты»,
«эукариоты»,
«хроматин»,
«хромосомы»,
«кариотип», «соматические клетки»,
«диплоидный набор», «гомологичные
хромосомы», «гаплоидный набор»,
«гаметы», «ядрышко». Характеризуют
строение ядра клетки и его связи с
эндоплазматической сетью. Решают
биологические задачи на определение
числа хромосом в гаплоидном и
диплоидном наборе.
Определяют
основные
понятия, 25.10.2024
формируемые в ходе изучения темы:
«эндоплазматическая
сеть»,
«рибосомы». «комплекс Гольджи»,
«лизосомы». Характеризуют строение
перечисленных органоидов клетки и их
функции. Устанавливают причинноследственные связи между строением и
функциями биологических систем на
17.Митохондрии.
Пластиды. Клеточный
центр.
Органоиды
движения. Клеточные
включения.
18.Особенности
строения
клеток
эукариот и прокариот.
19.Обобщающий урок.
Контрольная работа.
20.Ассимиляция
диссимиляция.
и
примере клетки, ее органоидов и
выполняемых ими функций. Работают с
иллюстрациями учебника (смысловое
чтение).
Определяют
основные
понятия,
формируемые в ходе изучения темы:
«митохондрии», «кристы», «пластиды»,
«лейкопласты»,
«хлоропласты»,
«хромопласты», «граны», «клеточный
центр»,
«цитоскелет»,
«микротрубочки»,
«центриоли»,
«веретено
деления»,
«реснички»,
«жгутики», «клеточные включения».
Характеризуют
строение
перечисленных органоидов клетки и их
функции. Устанавливают причинноследственные связи между строением и
функциями биологических систем на
примере клетки, ее органоидов и
выполняемых ими функций. Работают с
иллюстрациями учебника (смысловое
чтение).
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «прокариоты»,
«эукариоты», «анаэробы», «споры».
Характеризуют особенности строения
клеток
эукариот
и
прокариот.
Сравнивают особенности строения
клеток с целью выявления сходства и
различий.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в повседневной
жизни.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «ассимиляция»,
05.11.2024
08.11.2024
12.11.2024
15.11.2024
Метаболизм.
21.Энергетический
обмен в клетке.
22.Фотосинтез
хемосинтез.
23.Автотрофы
гетеротрофы.
«диссимиляция»,
«метаболизм».
Обсуждают в классе проблемные
вопросы, связанные с процессами
обмена веществ в биологических
системах.
Определяют понятия, формируемые в 19.11.2024
ходе
изучения темы:
«неполное
кислородное
ферментативное
расщепление глюкозы», «гликолиз»,
«полное кислородное расщепление
глюкозы»,
«клеточное
дыхание».
Характеризуют
основные
этапы
энергетического обмена в клетках
организмов.
Сравнивают
энергетическую
эффективность
гликолиза и клеточного дыхания.
и Определяют понятия, формируемые в 22.11.2024
ходе изучения темы: «световая фаза
фотосинтеза»,
«темновая
фаза
фотосинтеза»,
«фотолиз
воды»,
«хемосинтез»,
«хемотрофы»,
«нитрифицирующие
бактерии».
Раскрывают значение фотосинтеза.
Характеризуют световую и темновую
фазы
фотосинтеза
по
схеме,
приведённой в учебнике. Сравнивают
процессы фотосинтеза и хемосинтеза.
Решают расчетные математические
задачи, основанные на фактическом
биологическом материале.
и Определяют понятия, формируемые в 26.11.2024
ходе изучения темы: «автотрофы»,
«гетеротрофы»,
«фототрофы»,
«хемотрофы»,
«сапрофиты»,
«паразиты», «голозойное питание».
Сравнивают организмы по способу
получения
питательных
веществ.
24.Синтез
клетке.
белка
25.Деление
Митоз.
в
клетки.
26.Обобщающий урок
по теме «Клеточный
уровень». .
Раздел 3.
27.Размножение
Организменный организмов.
уровень.
13 часов.
Составляют схему «Классификация
организмов по способу питания» с
приведением конкретных примеров
(смысловое чтение).
Определяют понятия, формируемые в
ходе
изучения
темы:
«ген»,
«генетический
код»,
«триплет»,
«кодон», «транскрипция», «антикодон»,
«трансляция»,
«полисома».
Характеризуют процессы, связанные с
биосинтезом
белка
в
клетке.
Описывают процессы транскрипции и
трансляции,
применяя
принцип
комплементарности и генетического
кода.
Определяют понятия, формируемые в
ходе
изучения
темы:
«митоз»,
«интерфаза», «профаза», «метафаза»,
«анафаза»,
«телофаза»,
«редупликация»,
«хроматиды»,
«центромера», «веретено деления».
Характеризуют биологическое значение
митоза. Описывают основные фазы
митоза.
Устанавливают
причинноследственные
связи
между
продолжительностью деления клетки и
продолжительностью
остального
периода жизненного цикла клетки.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в повседневной
жизни.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «размножение
организмов», «бесполое размножение»,
«почкование», «деление тела», «споры»,
29.11.2024
03.12.2024
06.12.2024
10.12.2024
«вегетативное размножение», «половое
размножение»,
«гаметы»,
гермафродиты»,
«семенники»,
«яичники»,
«сперматозоиды»,
«яйцеклетки».
Характеризуют
организменный уровень организации
живого, процессы бесполого и полового
размножения,
сравнивают
их.
Описывают способы вегетативного
размножения
растений.
Приводят
примеры организмов, размножающихся
половым и бесполым путём.
28.Развитие половых Определяют понятия, формируемые в 13.12.2024
клеток.
Мейоз. ходе изучения темы: «гаметогенез»,
Оплодотворение.
«период размножения», «период роста»,
«период созревания», «мейоз I», «мейоз
II», «конъюгация», «кроссинговер»,
«направительные
тельца»,
«оплодотворение», «зигота», «наружное
оплодотворение»,
«внутреннее
оплодотворение»,
«двойное
оплодотворение у покрытосеменных»,
«эндосперм». Характеризуют стадии
развития половых клеток и стадий
мейоза по схемам. Сравнивают митоз и
мейоз.
Объясняют
биологическую
сущность мейоза и оплодотворения.
29..Индивидуальное
Определяют понятия, формируемые в 17.12.2024
развитие
организма. ходе изучения темы: «онтогенез»,
Биогенетический
«эмбриональный период онтогенеза
закон.
(эмбриогенез)», «постэмбриональный
период онтогенеза», «прямое развитие»,
«непрямое
развитие»,
«закон
зародышевого
сходства»,
«биогенетический закон», «филогенез».
Характеризуют периоды онтогенеза.
Описывают особенности онтогенеза на
примере различных групп организмов.
Объясняют биологическую сущность
биогенетического
закона.
Устанавливают причинно-следственные
связи на примере животных с прямым и
непрямым развитием.
30.Обобщающий урок. Определяют понятия, формируемые в 20.12.2024
ходе изучения темы. Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в повседневной
жизни.
31.Закономерности
Определяют понятия, формируемые в 24.12.2024
наследования
ходе
изучения
темы:
признаков,
«гибридологический метод», «чистые
установленные
линии»,
«моногибридное
Г.Менделем.
скрещивание»,
«аллельные
гены»,
Моногибридное
«гомозиготные
и
гетерозиготные
скрещивание.
организмы»,
«доминантные
и
рецессивные
признаки»,
«расщепление», «закон чистоты гамет».
Характеризуют
сущность
гибридологического
метода.
Описывают опыты, проводимые Г.
Менделем
по
моногибридному
скрещиванию.
Составляют
схемы
скрещивания.
Объясняют
цитологические
основы
закономерностей
наследования
признаков
при
моногибридном
скрещивании. Решают задачи на
моногибридное скрещивание.
32.Неполное
Определяют понятия, формируемые в 27.12.2024
доминирование.
ходе
изучения темы:
«неполное
Генотип и фенотип. доминирование»,
«генотип»,
Анализирующее
«фенотип»,
«анализирующее
скрещивание.
скрещивание».
Характеризуют
сущность
анализирующего
скрещивания.
Составляют
схемы
скрещивания. Решают задачи на
наследование признаков при неполном
доминировании.
33.Дигибридное
Определяют понятия, формируемые в
скрещивание.
Закон ходе изучения темы: «дигибридное
независимого
скрещивание», «закон независимого
наследования
наследования
признаков»,
признаков.
«полигибридное
скрещивание»,
«решетка
Пеннета».
Дают
характеристику и объясняют сущность
закона независимого наследование
признаков.
Составляют
схемы
скрещивания и решетки Пеннета.
Решают
задачи
на
дигибридное
скрещивание.
34.Генетика
пола. Определяют понятия, формируемые в
Сцепленное с полом ходе изучения темы: «аутосомы»,
наследование.
«половые хромосомы», «гомогаметный
пол»,
«гетерогаметный
пол»,
«сцепление гена с полом». Дают
характеристику
и
объясняют
закономерности
наследования
признаков, сцепленных с полом.
Составляют
схемы
скрещиваний.
Устанавливают причинно-следственные
связи на примере зависимости пола
особи от её хромосомного набора.
Решают задачи на наследование
признаков, сцепленных с полом.
35.Обобщающий урок. Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в повседневной
жизни.
36.Закономерности
Определяют понятия, формируемые в
изменчивости:
ходе изучения темы: «изменчивость»,
14.01.2025
17.01.2025
21.01.2025
24.01.2025
модификационная
«модификации»,
«модификационная
изменчивость. Норма изменчивость»,
«норма
реакции».
реакции.
Характеризуют
закономерности
модификационной
изменчивости
организмов.
Приводят
примеры
модификационной изменчивости и
проявлений
нормы
реакции.
Устанавливают причинно-следственные
связи на примере организмов широкой
и узкой нормой реакции. Выполняют
практическую работу по выявлению
изменчивости у организмов.
37.Закономерности
Определяют понятия, формируемые в 28.01.2025
изменчивости:
ходе изучения темы: «генные мутации»,
мутационная
«хромосомные мутации», «геномные
изменчивость.
мутации».
«утрата»,
«делеция»,
«дупликация», «инверсия», «синдром
Дауна», «полиплоидия», «колхицин»,
«мутационные
вещества».
Характеризуют
закономерности
мутационной изменчивости организмов.
Приводят
примеры
мутаций
организмов. Сравнивают модификации
и мутации организмов. Обсуждают
проблемы изменчивости организмов.
38.Основные методы Определяют понятия, формируемые в 31.01.2025
селекции
растений, ходе изучения темы: «селекция»,
животных
и «гибридизация», «массовый отбор»,
микроорганизмов.
«индивидуальный отбор», «чистые
линии»,
«близкородственное
скрещивание»,
гетерозис»,
«межвидовая
гибридизация»,
«искусственный
мутагенез»,
«биотехнология»,
«антибиотики».
Характеризуют методы селекционной
работы. Сравнивают массовый и
индивидуальный
отбор.
Готовят
Раздел 4.
Популяционновидовой
уровень.
7 часов.
сообщения
к
уроку-семинару
«Селекция на службе человека».
39.Обобщающий урок Выступают с сообщениями, обсуждают 04.02.2025
по
теме сообщения с одноклассниками и
«Организменный
учителями.
уровень».
40.ПопуляционноОпределяют понятия, формируемые в 07.02.2025
видовой
уровень: ходе
изучения
темы:
«вид»,
общая характеристика. «морфологический критерий вида»,
«физиологический критерий вида»,
«генетический
критерий
вида»,
«экологический
критерий
вида»,
«географический
критерий
вида»,
«исторический
критерий
вида»,
«ареал»,
«популяция»,
«свойства
популяции»,
«биотические
сообщества». Дают характеристику
критериев
вида,
популяционной
структуры вида. Описывают свойства
популяции.
Объясняют
роль
репродуктивной
изоляции
в
поддержании
целостности
вида.
Выполняют практическую работу по
изучению морфологического критерия
вида. Смысловое чтение.
41.Экологические
Определяют понятия, формируемые в 11.02.2025
факторы и условия ходе изучения темы: «абиотические
среды.
экологические факторы», «биотические
экологические
факторы»,
«антропогенные
экологические
факторы», «экологические условия»,
«вторичные климатические факторы».
Дают
характеристику
основных
экологических факторов и условий
среды.
Устанавливают
причинноследственные связи на примере влияния
экологических условий на организмы.
42.Происхождение
видов.
Развитие
эволюционных
представлений.
43.Популяция
как
элементарная единица
эволюции.
44.Борьба
за
существование
и
естественный отбор.
Смысловое чтение.
Определяют понятия, формируемые в 14.02.2025
ходе изучения темы: «эволюция»,
«теория Дарвина», «движущие силы
эволюции», «изменчивость», «борьба за
существование», «естественный отбор»,
«синтетическая теория эволюции».
Дают характеристику и сравнивают
эволюционные
представления
Ж.Б.Ламарка и основные положения
учения
Ч.Дарвина.
Объясняют
закономерности
эволюционных
процессов с позиции учения Ч.Дарвина.
Готовят сообщения или презентации о
Ч.Дарвине, в т.ч. с использованием
компьютерных технологий. Работают с
Интернетом
как
с
источником
информации.
Определяют понятия, формируемые в 18.02.2025
ходе изучения темы: «популяционная
генетика»,
«генофонд».
Называют
причины изменчивости генофонда.
Приводят примеры, доказывающие
приспособительный
(адаптивный)
характер
изменений
генофонда.
Обсуждают проблемы движущих сил
эволюции. С позиции современной
биологии. Смысловое чтение.
Определяют понятия, формируемые в 21.02.2025
ходе изучения темы: «внутривидовая
борьба
за
существование»,
«межвидовая
борьба
за
существование»,
«борьба
за
существование с неблагоприятными
условиями среды», «стабилизирующий
естественный
отбор»,
«движущий
естественный отбор». Характеризуют
45.Видообразование.
46.Макроэволюция.
формы борьбы за существование и
естественного
отбора.
Приводят
примеры их проявления в природе.
Разрабатывают
эксперименты
по
изучению действий отбора, которые
станут основой будущего учебноисследовательского
проекта.
Смысловое чтение.
Определяют понятия, формируемые в 25.02.2025
ходе изучения темы: «микроэволюция»,
«изоляция»,
«репродуктивная
изоляция»,
«видообразование»,
«географическое
видообразование».
Характеризуют
механизмы
географического видообразования с
использованием рисунка учебника.
Смысловое чтение с последующим
выдвижением
гипотез
о
других
возможных
механизмах
видообразования.
Определяют понятия, формируемые в 28.02.2025
ходе изучения темы: «макроэволюция»,
«направления
эволюции»,
«биологический
прогресс,
«биологический
регресс»,
«ароморфоз»,
«идиоадаптация»,
«дегенерация». Характеризуют главные
направления эволюции. Сравнивают
микро- и макроэволюцию. Обсуждают
проблемы
макроэволюции
с
одноклассниками и учителем. Работают
с дополнительными информационными
источниками с целью подготовки
сообщения
или
мультимедиапрезентации о фактах,
доказывающих эволюцию.
Раздел 5.
Экосистемный
уровень.
5 часов
47.Сообщество,
экосистема,
биогеоценоз.
48.Состав и структура
сообщества.
49.Межвидовые
отношения организмов
в экосистеме.
50.Потоки вещества и
энергии в экосистеме.
Саморазвитие
экосистемы.
Экологическая
сукцессия.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «биотическое
сообщество»,
«биоценоз»,
«экосистема»,
«биогеоценоз».
Описывают и сравнивают экосистемы
различного уровня. Приводят примеры
экосистем
разного
уровня.
Характеризуют
аквариум
как
искусственную экосистему.
Определяют понятия, формируемые в
ходе
изучения
темы:
«видовое
разнообразие»,
«видовой
состав»,
«автотрофы»,
«гетеротрофы»,
«продуценты»,
«консументы»,
«редуценты», «ярусность», «редкие
виды»,
«виды-средообразователи».
Характеризуют морфологическую и
пространственную
структуру
сообщества. Анализируют структуру
биотических сообществ по схеме.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «нейтрализм»,
«аменсализм»,
«комменсализм»,
«симбиоз»,
«протокооперация»,
«мутуализм»,
«конкуренция»,
«хищничество», «паразитизм». Решают
экологические задачи на применение
экологических
закономерностей.
Приводят примеры положительных и
отрицательных
взаимоотношений
организмов в популяции.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы: «пирамида
численности и биомассы». Дают
характеристику роли автотрофных и
гетеротрофных
организмов
в
экосистеме. Решают экологические
04.03.2025
07.03.2025
11.03.2025
14.03.2025
задачи на применение экологических
закономерностей. Определяют понятия,
формируемые в ходе изучения темы:
«равновесие», «первичная сукцессия»,
«вторичная сукцессия». Характеризуют
процессы саморазвития экосистемы.
Сравнивают первичную и вторичную
сукцессию.
Раздел 6.
Биосферный
уровень.
13 часов.
51.Обобщающий урок
по
темам
«Популяционновидовой
и
экосистемный
уровень»
52.Биосфера.
Средообразующая
деятельность
организмов.
Определяют понятия, формируемые в 18.03.2025
ходе изучения темы. Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в повседневной
жизни.
Определяют
понятия:
«биосфера», 21.03.2025
«водная среда», «наземно-воздушная
среда», «почва», «организмы как среда
обитания»,
«механическое
воздействие»,
«физико-химическое
воздействие», «перемещение вещества»,
«гумус», «фильтрация». Характеризуют
биосферу как глобальную экосистему.
Приводят примеры воздействия живых
организмов на различные среды жизни.
53.Круговорот веществ Определяют
понятия: 01.04.2025
в природе.
«биогеохимический цикл», «биогенные
(питательные)
вещества»,
«микротрофные
вещества»,
«макротрофные
вещества»,
«микроэлементы».
Характеризуют
основные биогеохимические циклы на
Земле,
используя
иллюстрации
учебника. Устанавливают причинноследственные связи между биомассой
(продуктивностью)
вида
и
его
значением
в
поддержании
функционирования сообщества.
54.Эволюция
Определяют
понятия:
«живое 04.04.2025
биосферы.
вещество», «биогенное вещество»,
«биокосное
вещество»,
«косное
вещество», «экологический кризис».
Характеризуют процессы раннего этапа
эволюции
биосферы.
Сравнивают
особенности круговорота углерода на
разных этапах эволюции биосферы
Земли. Объясняют возможные причины
экологических
кризисов.
Устанавливают причинно-следственные
связи между деятельностью человека и
экологическими кризисами.
55.Гипотеза
Определяют понятия: «креационизм», 08.04.2025
возникновения жизни.
самопроизвольное
зарождение»,
«гипотеза стационарного состояния»,
«гипотеза
панспермии»,
«гипотеза
биологической
эволюции».
Характеризуют основные гипотезы
возникновения жизни на Земле.
Обсуждают вопрос возникновения
жизни с одноклассниками и учителем.
56.Развитие
Определяют понятия: «коацерваты», 11.04.2025
представлений
о «пробионты»,
«гипотеза
происхождении жизни. симбиотического
происхождения
Современное
эукариотических клеток», «гипотеза
состояние проблемы.
происхождения эукариотических клеток
и их органоидов путем впячивания
клеточной мембраны», «прогенот»,
«эубактерии»,
«архебактерии».
Характеризуют
основные
этапы
возникновения и развития жизни на
Земле.
Описывают
положения
основных
гипотез
возникновения
жизни.
Сравнивают
гипотезы
А.И.Опарина
и
Дж.
Холдейна.
57.Развитие жизни на
Земле.
Эры
древнейшей и древней
жизни.
58.Развитие жизни в
мезозое и кайнозое.
Обсуждают проблемы возникновения
жизни с одноклассниками и учителем.
Определяют понятия: «эра», «период»,
«эпоха»,
«катархей»,
«архей», 15.04.2025
«протерозой», «палеозой», «мезозой»,
«кайнозой»,
«палеонтология»,
«кембрий»,
«ордовик»,
«силур»,
«девон»,
«карбон»,
«пермь»,
«трилобиты»,
«риниофиты»,
«кистеперые рыбы», «стегоцефалы»,
«ихтиостеги»,
«терапсиды».
Характеризуют развитие жизни на
Земле в эры древнейшей и древней
жизни. Приводят примеры организмов,
населявших Землю в эры древнейшей и
древней
жизни.
Устанавливают
причинно-следственные связи между
условиями
среды
обитания
и
эволюционными
процессами
у
различных
групп
организмов.
Смысловое чтение с последующим
заполнением таблицы.
Определяют понятия: «триас», «юра», 18.04.2025
«мел»,
«динозавры»,
«сумчатые
млекопитающие».
«плацентарные
млекопитающие»,
«палеоген»,
«неоген», «антропоген». Характеризуют
основные периоды жизни на Земле в
мезозое и кайнозое. Приводят примеры
организмов, населявших Землю в
мезозое и кайнозое. Устанавливают
причинно-следственные связи между
условиями
среды
обитания
и
эволюционными
процессами
у
различных
групп
организмов.
Смысловое чтение с последующим
заполнением таблицы. Разрабатывают
59.Обобщающий урок
60.Антропогенное
воздействие
на
биосферу.
61-62.Основы
рационального
природопользования.
Обобщение
знаний
4 часа.
63-64.Обобщающий
урок
по
теме
«Биосферный
уровень».
65. Обобщающий урок
по курсу «Биология.
Введение в общую
биологию».
66. Обобщающий урок
по курсу «Биология.
Введение в общую
биологию».
67. Обобщающий урок
по курсу «Биология.
Введение в общую
план урока – экскурсии в краеведческий
музей.
Готовят отчет об экскурсии.
Определяют понятия: «антропогенное
воздействие на биосферу», «ноосфера»,
«природные ресурсы». Характеризуют
человека как биосоциальное существо.
Описывают экологическую ситуацию в
нашей
местности.
Устанавливают
причинно-следственные связи между
деятельностью
человека
и
экологическими кризисами.
Определяют понятия: «рациональное
природопользование»,
«общество
одноразового
потребления».
Характеризуют современное общество
как
«общество
одноразового
потребления». Обсуждают основные
принципы
рационального
использования природных ресурсов.
Выступают с сообщениями по теме.
Представляют
результаты
учебноисследовательской
проектной
деятельности.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в повседневной
жизни.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Обосновывают
необходимость
использования
полученных знаний в повседневной
жизни.
Определяют понятия, формируемые в
ходе изучения темы. Обосновывают
необходимость
использования
22.04.2025
25.04.2025
29.04.2025
06.05.2025
08.05.2025
13.05.2025
16.05.2025
16.05.2025
20.05.2025
биологию».
полученных знаний в повседневной
жизни.
68. Обобщающий урок Определяют понятия, формируемые в 21.05.2025
по курсу «Биология. ходе изучения темы. Обосновывают
Введение в общую необходимость
использования
биологию».
полученных знаний в повседневной
жизни.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Пасечник В.В., Каменский А.А., Криксунов Е.А., Швецов Г.Г.
Биология. Введение в общую биологию.9 класс: учебник - М.: Дрофа,
2018.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368