ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с рабочей программой по
учебному предмету «музыка»
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна
порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие
художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщенности, с другой – глубокая степень психологической
вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с
самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным
искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие
качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей
других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века
и отраженных в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в
свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации,
мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в
свернутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не
только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки
развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных
связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в
предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Изучение музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности. Музыкальное обучение
и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие
обучающегося, формирование всей системы ценностей.
Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания
обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала.
Основная цель реализации программы по музыке – воспитание
музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся.
Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций,
чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия
(постижение мира через переживание, интонационно-смысловое обобщение,
содержательный анализ произведений, моделирование художественнотворческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
авто-коммуникации;
формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Задачи обучения музыке на уровне основного общего образования:
приобщение к традиционным российским ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и
бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на
человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства, воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития
культурного многообразия;
формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства, освоение ключевых элементов музыкального
языка, характерных для различных музыкальных стилей;
расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре;
развитие
общих
и
специальных
музыкальных
способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в
связи с прослушанным музыкальным произведением);
исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных
продуктов);
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование);
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа
построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности
изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов
освоения содержания. При этом 4 модуля из 9 предложенных рассматриваются
как инвариантные, остальные 5 – как вариативные, реализация которых может
осуществляться по выбору учителя с учетом этнокультурных традиций региона,
индивидуальных особенностей, потребностей и возможностей обучающихся, их
творческих способностей.
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального общего образования и непрерывность
изучения учебного предмета:
инвариантные модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Виды
деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно)
учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены
«вариативно».
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – в 5 классе – 8
часов, в 6 классе – 8 часов,в 7 классе – 8 часов,в 8 классе – 8 часов.
Изучение музыки предполагает активную социокультурную деятельность
обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Инвариантные модули
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Фольклор – народное творчество.
Содержание: Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры
детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, основного настроения, характера музыки;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр.
Календарный фольклор.
Содержание: Календарные обряды, традиционные для данной местности
(осенние, зимние, весенние – на выбор учителя).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о
соответствующих фольклорных традициях;
разучивание и исполнение народных песен, танцев;
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента;
участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, поселка.
Семейный фольклор.
Содержание: Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека:
свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла;
изучение особенностей их исполнения и звучания;
определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики
традиционных образов;
разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по
выбору учителя);
вариативно: реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента;
исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора».
Наш край сегодня.
Содержание: Современная музыкальная культура родного края. Гимн
республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели
культуры. Театр, филармония, консерватория.
Виды деятельности обучающихся:
разучивание и исполнение гимна республики, города, песен местных
композиторов;
знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров
культуры и искусства;
вариативно: посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов,
написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии;
исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной культуры
своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам);
творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных
мелодий; съемка, монтаж и озвучивание любительского фильма), направленныена
сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России». Россия – наш
общий дом.
Содержание: Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов
нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов (при изучении
данного тематического материала рекомендуется выбрать не менее трех
региональных традиций.Одна из которых – музыка ближайших соседей
(например, для обучающихся Нижегородской области – чувашский или
марийский фольклор, для обучающихся Краснодарского края – музыка Адыгеи).
Две другие культурные традиции желательно выбрать среди более удаленных
географически, а также по принципу контраста мелодико-ритмических
особенностей. Для обучающихся республик Российской Федерации среди
культурных традиций обязательно должна быть представлена русская народная
музыка).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далеких
регионов в аудио- и видеозаписи;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных
наигрышей, фольклорных игр разных народов России;
определение на слух:
принадлежности к народной или композиторской музыке;
исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
жанра, характера музыки.
Фольклорные жанры.
Содержание: Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос,
танец.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио-и
видеозаписи;
аутентичная манера исполнения;
выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной
музыки разных народов;
выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и
эпических песенных образцов фольклора разных народов России;
разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний;
двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере
изученных народных танцев и песен;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные музыке разных
народов России; музыкальный фестиваль «Народы России».
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов.
Содержание: Народные истоки композиторского творчества: обработки
фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов,
характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского
и народного творчества на интонационном уровне.
Виды деятельности обучающихся:
сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в
композиторской обработке;
разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке;
знакомство с 2–3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония,
концерт, квартет, вариации), в которых использованы подлинные народные
мелодии;
наблюдение за принципами композиторской обработки, развития
фольклорного тематического материала;
вариативно: исследовательские, творческие проекты, раскрывающие тему
отражения фольклора в творчестве профессиональных композиторов (на примере
выбранной региональной традиции);
посещение концерта, спектакля (просмотр фильма, телепередачи),
посвященного данной теме;
обсуждение в классе и (или) письменная рецензия по результатам
просмотра.
На рубежах культур.
Содержание: Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных
территориях (например, казачья лезгинка, калмыцкая гармошка), выявление
причинно-следственных связей такого смешения;
изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора;
вариативно: участие в этнографической экспедиции; посещение (участие) в
фестивале традиционной культуры.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
(изучение тематических блоков данного модуля целесообразно соотносить с
изучением модулей «Музыка моего края» и «Народное музыкальное творчество
России», переходя от русского фольклора к творчеству русских композиторов,
прослеживая продолжение и развитие круга национальных сюжетов, образов,
интонаций).
Образы родной земли.
Содержание: Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные
инструментальные произведения, посвященные картинам русской природы,
народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М.И. Глинки, С.В.
Рахманинова, В.А. Гаврилина и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки
русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования;
выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости
русскому фольклору;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных
произведений;
вариативно: рисование по мотивам прослушанных музыкальных
произведений; посещение концерта классической музыки, в программу которого
входят произведения русских композиторов.
Золотой век русской культуры.
Содержание: Светская музыка российского дворянства XIX века:
музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Особенности
отечественной музыкальной культуры XIX в. (на примере творчества М.И.
Глинки, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного
содержания, выразительных средств;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
лирического характера, сочиненного русским композитором-классиком;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
вариативно:
просмотр
художественных
фильмов,
телепередач,
посвященных русской культуре XIX века;
создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной
музыкально-литературной композиции на основе музыки и литературы XIX века;
реконструкция костюмированного бала, музыкального салона.
История страны и народа в музыке русских композиторов.
Содержание: Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных
театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере
сочинений
композиторов
–
Н.А.Римского-Корсакова,
А.П.Бородина,
М.П.Мусоргского, С.С.Прокофьева, Г.В.Свиридова и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской музыки XIX–XX веков, анализ
художественного содержания и способов выражения патриотической идеи,
гражданского пафоса;
разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
патриотического содержания, сочиненного русским композитором-классиком;
исполнение Гимна Российской Федерации;
музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных
произведений;
вариативно:
просмотр
художественных
фильмов,
телепередач,
посвященных творчеству композиторов – членов русского музыкального
общества «Могучая кучка»; просмотр видеозаписи оперы одного из русских
композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных
сочинениях русских композиторов.
Русский балет.
Содержание: Мировая слава русского балета. Творчество композиторов
(П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, И.Ф. Стравинский, Р.К. Щедрин),
балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях
российских балетных трупп за рубежом;
посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи);
характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные истории создания
знаменитых
балетов,
творческой
биографии
балерин,
танцовщиков,
балетмейстеров;
съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра,
мультипликации) на музыку какого-либо балета (фрагменты).
Русская исполнительская школа.
Содержание: Творчество выдающихся отечественных исполнителей (А.Г.
Рубинштейн, С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и другие
исполнители). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе.
Конкурс имени П.И. Чайковского.
Виды деятельности обучающихся:
слушание одних и тех же произведений в исполнении разных музыкантов,
оценка особенностей интерпретации;
создание домашней фоно- и видеотеки из понравившихся произведений;
дискуссия на тему «Исполнитель – соавтор композитора»;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные биографиям
известных отечественных исполнителей классической музыки.
Русская музыка – взгляд в будущее.
Содержание: Идея светомузыки. Мистерии А.Н. Скрябина. Терменвокс,
синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А.Г. Шнитке,
Э.Н. Артемьева и других композиторов).
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века,
эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и
средств музыкального искусства;
слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении технических
средств в создании современной музыки;
вариативно: исследовательские проекты, посвященные развитию
музыкальной электроники в России;
импровизация, сочинение музыки с помощью цифровых устройств,
программных продуктов и электронных гаджетов.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка.
Содержание: Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ).
Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс). Одночастная,
двухчастная, трехчастная репризная форма. Куплетная форма.
Виды деятельности обучающихся:
слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежныхи
русских композиторов), анализ выразительных средств, характеристика
музыкального образа;
определение на слух музыкальной формы и составление ее буквенной
наглядной схемы;
разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных
жанров;
вариативно: импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением
основных признаков жанра (вокализ пение без слов, вальс – трехдольный метр);
индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме;
выражение музыкального образа камерной миниатюры через устныйили
письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Циклические формы и жанры.
Содержание: Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных).
Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трехчастная форма,
контраст основных тем, разработочный принцип развития.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с циклом миниатюр, определение принципа, основного
художественного замысла цикла;
разучивание и исполнение небольшого вокального цикла;
знакомство со строением сонатной формы;
определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального);
предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них
частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты); последующее
составление рецензии на концерт.
Симфоническая музыка.
Содержание: Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина).
Симфония.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры,
классической 4-частной симфонии;
освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое
интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального
повествования;
образно-тематический конспект;
исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое
моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической
музыки;
слушание целиком не менее одного симфонического произведения;
вариативно: посещение концерта (в том числе виртуального)
симфонической музыки;
предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько
в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты);
последующее составление рецензии на концерт.
Театральные жанры.
Содержание: Опера, балет, Либретто. Строение музыкального спектакля:
увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных
героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль
оркестра в музыкальном спектакле.
Виды деятельности обучающихся:
знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов;
разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы,
слушание данного хора в аудио- или видеозаписи, сравнение собственного и
профессионального исполнений;
музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных
спектаклей;
различение, определение на слух:
тембров голосов оперных певцов;
оркестровых групп, тембров инструментов;
типа номера (соло, дуэт, хор);
вариативно: посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального);
предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет,
главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера);
последующее составление рецензии на спектакль.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает
тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России
вмузыкальном
искусстве,
музыкальным
традициям
разных
народов,проживающих в родной стране;
осознание своей этнической и национальной принадлежности на
основеизучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального
наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви,
различныхсовременного музыкального искусства России;
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
установка на осмысление опыта прослушивания произведений
классической музыки;
умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря
музыкальному воздействию;
способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом,
волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению;
способность к саморазвитию, умение оценивать собственные
возможности, склонности и интересы;
освоение культурных форм выражения своих чувств;
умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим
человеком.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и
жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
применять знаки и символы для решения учебных задач (владение
элементарной нотной грамотой);
аргументировать свою позицию, мнение;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений.
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании
музыкальныхпроизведений;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое
высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности.
анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций.
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют сформированность у
обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в
способностик музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении
смузыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие АООП ООО ЗПР по предмету «Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; имеют представление об
отечественныхмастерах музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях
музыкальнойкультуры своего народа, узнают на слух родные интонации
среди других,
стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям
музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления,
формирующегообщественные вкусы и настроения, включѐнного в развитие
политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№
п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
Раздел 1.Музыкамоегокрая
1.1
Фольклор – народноетворчество
Итогопоразделу
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
2
Раздел 2.Народное музыкальное творчество России
2.1
Россия – нашобщийдом
1
0
0
2.2
Фольклор в творчестве
профессиональных композиторов
1
0
0
Итогопоразделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
2
Раздел 3.Русскаяклассическаямузыка
3.1
Образы родной земли. Золотой век
русской культуры
1
0
0
3.2
История страны и народа в музыке
русских композиторов
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Итогопоразделу
6
Раздел 4.Жанрымузыкальногоискусства
4.1
Камернаямузыка
1
0
0
4.2
Симфоническаямузыка
1
0
0
0
0
Итогопоразделу
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5e9b004
6 КЛАСС
№
п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
Раздел 1.Музыкамоегокрая
1.1
Нашкрайсегодня
Итогопоразделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
1
Раздел 2.Народное музыкальное творчество России
2.1
Фольклорныежанры
1
0
0
2.2
Нарубежахкультур
1
0
0
Итогопоразделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
2
Раздел 3.Русскаяклассическаямузыка
3.1
Образыроднойземли
1
0
0
3.2
Русскаяисполнительскаяшкола
1
0
0
3.3
Русскийбалет
1
0
0
Итогопоразделу
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
Раздел 4.Жанрымузыкальногоискусства
4.1
Театральныежанры
1
0
0
4.3
Циклическиеформы и жанры
1
0
0
0
0
Итогопоразделу
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea02b6
7 КЛАСС
№ п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
Раздел 1.Музыкамоегокрая
1.1
Календарный фольклор
1
0
0
1.2
Семейный фольклор
1
0
0
0
0
Итогопоразделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0
2
Раздел 2.Народное музыкальное творчество России
2.1
Фольклорные жанры
Итогопоразделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0
1
Раздел 3.Русскаяклассическаямузыка
3.1
История страны и народа в
музыке русских композиторов
1
0
0
3.2
Русский балет
1
0
0
Итогопоразделу
Раздел 4.Жанрымузыкальногоискусства
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0
4.1
Камерная музыка
1
0
0
4.2
Театральные жанры
1
0
0
4.3
Симфоническая музыка
1
0
0
0
0
Итогопоразделу
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea40f0
8 КЛАСС
№
п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
0
0
0
0
Электронные
(цифровые)
образовательныересурсы
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Раздел 1.Музыкамоегокрая
1.1
Нашкрайсегодня
Итогопоразделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
1
Раздел 2.Народное музыкальное творчество России
2.1
Нарубежахкультур
Итогопоразделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
1
Раздел 3.Русскаяклассическаямузыка
3.1
Русскийбалет
1
0
0
3.2
История страны и народа в музыке
русских композиторов
1
0
0
3.3
Русскаяисполнительскаяшкола
1
0
0
Итогопоразделу
3
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Раздел 4.Жанрымузыкальногоискусства
4.1
Театральныежанры
2
0
0
4.2
Симфоническаямузыка
1
0
0
0
0
Итогопоразделу
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ea9dd4
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п
Темаурока
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
Датаизучения
1
Традиционная музыка – отражение
жизни народа
1
0
0
06.09.2023
2
МузыкамоеймалойРодины
1
0
0
13.09.2023
3
Вокальная музыка: Россия, Россия, нет
слова красивей
1
0
0
20.09.2023
4
Музыкальнаямозаикабольшойстраны
1
0
0
27.09.2023
5
Втораяжизньпесни
1
0
0
04.10.2023
6
Образы родной земли. О доблестях, о
подвигах, о славе
1
0
0
11.10.2023
7
Жанры инструментальной и вокальной
музыки
1
0
0
13.12.2023
8
Истокиклассическоймузыки
1
1
0
21.02.2024
8
1
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
6 КЛАСС
№
п/п
Темаурока
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
Датаизучения
1
«Подожди, не спеши, у берез посиди…»
1
0
0
06.09.2023
2
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве
композиторов
1
0
0
20.09.2023
3
НародноеискусствоДревнейРуси
1
0
0
27.09.2023
4
Фольклорные традиции родного края и
соседних регионов
1
0
0
04.10.2023
5
Русский балет
1
0
0
22.11.2023
6
Мир музыкального театра
Программная увертюра. Увертюра-фантазия
1
0
0
27.12.2023
7
Русская исполнительская школа
1
0
0
03.03.2024
8
Симфоническоеразвитиемузыкальныхобразов
1
0
0
14.05.2024
8
1
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
7 КЛАСС
№ п/п
Темаурока
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
Датаизучения
1
Семейныйфольклор
1
0
0
08.10.2023
2
Музыкальный народный календарь
1
0
0
15.11.2023
3
Календарные народные песни
1
0
0
22.12.2023
4
«Я русский композитор, и… это
русская музыка»
1
0
0
29.01.2023
5
В музыкальном театре. Балет
1
0
0
06.02.2023
6
Камерная музыка
1
0
0
10.03.2023
7
В музыкальном театре
1
0
0
17.04.2023
8
Симфоническая музыка
1
1
0
24.05.2023
8
1
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
8 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
Всег
о
Контрольныераб
оты
Практическиераб
оты
Дата
изучени
я
1
Милыйсердцукрай
1
0
0
2
Музыкальнаяпанорама
мира
1
0
0
3
Классика балетного
жанра
1
0
0
19.11.20
23
4
Музыкальные
зарисовки
1
0
0
28.12.20
23
5
Неизвестный Свиридов
«О России петь — что
стремиться в храм…»
1
0
0
15.01.20
24
6
Симфония: прошлое и
настоящее
1
0
0
23.02.20
24
7
Приѐмы музыкальной
драматургии
1
0
0
12.03.20
24
8
Лирико-драматическая
симфония
1
0
0
19.04.20
24
34
1
0
05.09.20
23
12.10.20
23
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ