Рабочая программа курса по выбору «Креативное мышление» для обучающихся 5 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса развитие креативного мышления «Функциональная
грамотность»(далее – ФГ) для 5 класса создана на основании Указа Президента РФ от 7 мая
2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года». Разработана на основе требований к результатам
освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте (далее —ФГОС) основного общего образования
(утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.
№ 287) с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего образования по
внеурочной деятельности ФГ, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений
курсов внеурочной деятельности.
Нормативной базой для разработки рабочей программы внеурочной деятельности
«Развитие функциональной грамотности обучающихся» для 5 класса являются:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Авторская
программа внеурочной деятельности «Развитие
функциональной грамотности обучающихся» / А.В. Белкин, И.С. Манюхин, О.Ю.
Ерофеева, Н.А. Родионова, С.Г. Афанасьева, А.А. Гилев и др. – Самара: СИПКРО;
3. Проект программы курса «Развитие креативного мышления обучающихся» (5-9
класс) /Панарина Л.Ю., к.пс.н., проректор по научной работе ИРО- Самара: ИРО;
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
«Карагайская СОШ № 2» в соответствии с ФГОС и учебным планом МБОУ
«Карагайская СОШ № 2», общее количество часов на изучение данного курса в 5
классе составляет 34 часа (1 час в неделю).
Курс «Креативное мышление» направлен на формирование и оценку креативного
мышления, которое является частью функциональной грамотности и изучается в
международном сравнительном исследовании PISA. Функциональная грамотность – это
умение находить верные решения в сложных ситуациях, в которых может оказаться ребёнок
в реальной жизни. Курс призван показать учащемуся, как можно вне школы применять и
школьные знания, и логику, и здравый смысл, и собственный жизненный опыт. А также
курс знакомит с ситуациями, которые имеют место в реальной жизни и могут встретиться
ребёнку в любой момент: это ситуации взаимодействия с друзьями, ситуации, связанные со
здоровьем, финансами, эмоциями, проверкой достоверности информации.
Цель: формирование функциональной грамотности (креативного мышления) у школьников.
Задачи:

1. развивать умение мыслить креативно, то есть эффективно, нестандартно.
2. развивать умение быстро решать поставленные задачи.
3. способствовать созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в
классе.
4. развивать любознательность (активный интерес к обучению, заданиям), как
способности к самостоятельному поиску ответов;
5. развивать воображение, как способности к продуцированию собственных идей;
6. развивать способности оценивать предложенные идеи и умения быстро перестраивать
свою деятельность в изменившихся условиях.

СОДЕРЖАНИЕ
Особенности или недостатки во «вредном совете». Вредный совет по поводу беспорядка в
школьном рюкзаке. Идеи пятиклассников. Доработка идеи.
Варианты детских площадок. Расположение модулей детских площадок. Проект детской
площадки. Незаконченные картинки. Идеи в картинке-друдле. Оригинальные названия рисунка.
Своя идея.
Пользование колодцем без неудобств. Идеи площадки перед домом. Получение воды на даче.
Название кружка по музыке. Креативное название. Креативный эскиз эмблемы.
Решение проблемы загрязнения. Названия для плаката. Различные идеи. Составление комикса.
Варианты мероприятий. Доработка идеи.
Проблемы защиты природы. Креативный эскиз плаката. Доработка эскиза.
Россия – многонациональное государство. Приветственный плакат для новенького. Разные
идеи помощи новичку влиться в дружную компанию.
Раздел 1.
Знакомимся с креативными решениями различных проблем. Что такое креативность. Какие
задания помогут учиться креативно мыслить. Что ценится в ответах на задания на креативное
самовыражение.Что ценится в ответах на задания по решению проблем. Как следует выполнять
задания на креативность. Как проводится оценка правильности выполнения заданий на креативность.
Как следуетчитать, выполнять и оценивать задания.
Раздел 2.
Учимся выполнять задания нестандартно, выразительно, эффективно.
Задания на креативное самовыражение:
создаём рисунки. Рисунок к математическому выражению. Иди в гору.
Задания на креативное самовыражение:
создаём тексты. Обложка для книги. Путешествие по школе.
Задания на решение естественно-научных проблем. Вопросы Почемучки. Парта
будущего.
Задания на решение социальных проблем. Трудный предмет. Как помочь отстающему.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В 5 классе учитель создает условия для достижения учащимися следующих
результатов:
– понимание активной преобразующей роли человека в обществе;
– осознание своего предназначения в окружающем мире;
– умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,
приниматьрешения.
– владение навыками целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, презентации учебной
деятельности;
– владение креативными навыками продуктивной деятельности;
– умение видеть и формулировать проблемы;
– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных
условий;
– умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;
– умение отбирать, перерабатывать, сохранять и передавать информацию;
– умение использовать современные информационные технологии в учебной деятельности и в
повседневной жизни;
– навыки конструктивного взаимодействия с окружающими – грамотного ведения диалога и
участияв дискуссии;
– умения принятия и выполнения различных социальных ролей в коллективе;
– опыт презентации результатов деятельности и самопрезентации;
– понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;
– продуктивное содействие разрешению конфликтов;
– использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;
– ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
– активное творческое отношение к окружающей действительности;
– поддержка и стимулирование социальной активности;

– понимание необходимости саморазвития, разработки индивидуальной образовательной
траекториии программы жизнедеятельности в целом;
– навыки ответственного и безопасного отношения к самому себе и окружающим;
– навыки самоуправления и самоорганизации, саморегуляции и самоподдержки;
– способность к эффективному использованию собственных ресурсов;
– формирование культуры мышления и поведения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ
Настоящая Программа чётко ориентирована на выполнение требований, устанавливаемых
ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы (личностные,
метапредметные и предметные), которые должны демонстрировать обучающиеся по
завершении обучения в основной школе.
В сфере гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной деятельности
в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к
истории и современному состоянию российских гуманитарных наук; ценностное отношение
историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, к науке и достижениям российских ученых-гуманитариев —
историков, психологов, социологов,педагогов.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора, осознание важности морально-этических принципов в
своей деятельности; готовность оценивать собственное поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
изучаемым или используемым в ходе изучения функциональной грамотности, к традициям и
творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важностихудожественной культуры как средства коммуникации и самовыражения.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни как главного предмета гуманитарных исследований
и важнейшего ориентира для проектных работ; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям, выстраивая дальнейшие цели относительно профессионального будущего.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения знания, полученного в ходе изучения. В сфере экологического
воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных наук для решения задач в
области окружающейсреды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской
культурой как средством научного и практического познания мира; овладение основными
навыками функциональной грамотности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремлениесовершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включаясемью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень компетентности (в
том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания,
навыки и компетенции из опыта других); навык выявления и связывания образов, способность
формировать новые знания, формулировать собственные идеи, понятия, гипотезы об объектах
и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать свое развитие; умение оценивать свои действия с учетом
влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Овладение универсальными познавательными действиями: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно- следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии,
формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной
задачи; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельноустанавливать искомое и данное; формировать
гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою
позицию, мнение; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии
в новых условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать
оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность
информации; эффективно систематизировать информацию.
Овладение универсальными коммуникативными действиями: понимать и использовать
преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной практической
или научной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, планировать организацию совместной работы, определять
собственную роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать собственные
действия с другими членами команды; оценивать качество собственноговклада в общий продукт
по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Овладение универсальными регулятивными действиями: владеть приемами
самоорганизации при осуществлении работы (выявление проблемы, требующей решения);
составлять план действий и определять способы решения; владеть приемами самоконтроля —
осуществлять самоконтроль, рефлексию и самооценку полученных результатов
исследовательской или проектной работы; вноситькоррективы в работу с учетом выявленных
ошибок, возникших трудностей.
ПРЕДМЕТНЫЕ

Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе
профориентационной деятельности школьников.
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при
помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных монологических
высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений, чтения учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы: монолог-описание; монолограссуждение; монолог-повествование; участие в диалоге разных видов: побуждение к
действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации; обсуждение и чёткая
формулировка цели, плана совместной групповой деятельности; извлечение информации из
различных источников, её осмысление и оперирование ею, свободное пользование
лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационносправочными системами в электронной форме; создание письменных текстов различных стилей
с соблюдением норм построения текста: соответствие текста теме и основной мысли; цельность
и относительная законченность; последовательность изложения (развёртывание содержания в
зависимости от цели текста, типа речи); правильность выделения абзацев в тексте; наличие
грамматической связи предложений в тексте; логичность.
Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные источники
в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять ИКТ,
соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык: овладение основными видами речевой деятельности в рамках
знакомства со спецификой современных профессий; приобретение опыта практической
деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях
повседневной жизни и при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и
справочники, в том числе информационно- справочные системы в электронной форме.
Информатика: овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт — и их использование для
решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения
информационного объёма и скорости передачи данных; сформированность мотивации к
продолжению изучения информатики как профильного предмета на уровне среднего общего
образования.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека
и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта; умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами; умение использовать
географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и
процессов в повседневной жизни; сформированность мотивации к продолжению изучения
географии как профильного предметана уровне среднего общего образования. Физика: умение
использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; M
понимание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального
природопользования; расширенные представления о сферах профессиональной деятельности,
связанных с физикой и современными технологиями, основанными на достижениях физической
науки, позволяющие рассматривать физико-техническую область знаний как сферу своей
будущей профессиональной деятельности; сформированность мотивации к продолжению
изучения физики как профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового
социального института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы, регулирующие
типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том числе
нормы гражданского, трудового и семейного права, основы налогового законодательства);
процессах и явлениях в экономической сфере (в области макро- и микроэкономики); умение
приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных

объектов, явлений, процессов определённого типа в различных сферах общественной жизни,
их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных
отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; умение
классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) социальные объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам
общественной жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции; овладение
приёмами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической,
аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (далее — СМИ) с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете; приобретение
опыта использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в
повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя
(в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских
обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере. Биология: владение навыками работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличныхданных, схем, графиков,
диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации и оценки её
достоверности; умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов; интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как профильного
предмета на уровне среднего общего образования для будущей профессиональной
деятельности в области биологии, медицины, экологии, ветеринарии, сельского хозяйства,
пищевой промышленности, психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство: сформированность системы знаний о различных
художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах живописного
построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного искусства; о
выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность культуры безопасности
жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями
предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

№ Раздел
программы.
Темы занятий
1
Знакомимся с
креативными
решениями
различных
проблем.
Что
такое
креативность.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Направление, содержание воспитания и
социализации
Формирование у учащихся представлений о
возможностях
интеллектуальной
деятельности
и
направлениях
интеллектуального развития личности

2

Какие задания
помогут
учиться
креативно
мыслить.

формирование отношения к образованию
как
общечеловеческой
ценности,
выражающейся в интересе обучающихся к
знаниям, в стремлении к интеллектуальному
овладению материальными и духовными
достижениями человечества, к достижению
личного успеха в жизни.

3

Что ценится в
ответах
на
задания
на
креативное
самовыражени
е.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;
формирование
у
учащихсянавыков
культуроосвоения и культуросозидания,
направленных
на
активизацию
их
приобщения
к
достижениям
общечеловеческой
и
национальной
культуры

4

Что ценится в
ответах
на
задания
по
решению
проблем.

формирование
у
учащихся
навыков
культуроосвоения и культуросозидания,
направленных
на
активизацию
их
приобщения
к
достижениям
общечеловеческой и национальнойкультуры

5

Как
следует
выполнять
задания
на
креативность.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

6

Как проводится
оценка
правильности
выполнения
заданий
на
креативность.

формирование отношения к образованию
как
общечеловеческой
ценности,
выражающейся в интересе обучающихся к
знаниям, в стремлении к интеллектуальному
овладению материальными и духовными
достижениями человечества, к достижению
личного успеха в жизни.

7

Как
следует
читать,
выполнять
и
оценивать
задания.

формирование отношения к образованию
как
общечеловеческой
ценности,
выражающейся в интересе обучающихся к
знаниям, в стремлении к интеллектуальному
овладению материальными и духовными

Характеристика
основных видов учебной
деятельности учащихся
Выдвигать
идеи
по
конкретному вопросу или
проблеме.
Выражать идею в форме
рисунка или описания.
Обсуждать
наиболее
удачные идеи.
Строить рассуждения от
общих закономерностей к
частным явлениям и от
частных явлений к общим
закономерностям.
Излагать
полученную
информацию,
интерпретируя
её
в
контексте решаемой задачи.
Делать выводы на основе
критического
анализа
разных
точек
зрения,
подтверждать
вывод
собственной аргументацией
или
самостоятельно
полученными данными.
Анализировать
опыт
разработки и реализации
учебного проекта на основе
предложенной проблемной
ситуации,
поставленной
цели
или
заданных
критериев
оценки
результата.
Выполнять
эскизы,
зарисовывать
и
фотографировать готовые
работы.
Выполнять
проектирование.
Индивидуальный проект.
Коллективный
проект.
Знать форму презентации
проекта.
Предлагать
и
выявлять наиболее удачную
форму
презентации
проекта.
Обосновывать
свой выбор. Осуществлять
публичную презентацию и
защиту проекта.

достижениями человечества, к достижению
личного успеха в жизни.
8

Учимся
выполнять
задания
нестандартно,
выразительно,
эффективно.
Задания
на
креативное
самовыражени е:
создаём
рисунки.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;
формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

9

Рисунок
к
математическо
му выражению.
Шаг 1.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;

10

Рисунок
к
математическо
му выражению.
Шаг 2.

формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

11

Рисунок
к
математическо
му выражению.
Шаг 3.

формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

12

Иди в гору.
Шаг 1.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;

13

Иди в гору.
Шаг 2.

формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

14

Иди в гору.
Шаг 3.

формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

15

Задания
на
креативное
самовыражение
: создаём
тексты.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;
формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;

Выдвигать
идеи
по
конкретному вопросу или
проблеме.
Выражать идею в форме
рисунка или описания.
Обсуждать
наиболее
удачные идеи.
Строить рассуждения от
общих закономерностей к
частным явлениям и от
частных явлений к общим
закономерностям.
Излагать
полученную
информацию,
интерпретируя
её
в
контексте решаемой задачи.
Делать выводы на основе
критического
анализа
разных
точек
зрения,
подтверждать
вывод
собственной аргументацией
или
самостоятельно
полученными данными.
Анализировать
опыт
разработки и реализации
учебного проекта на основе
предложенной проблемной
ситуации,
поставленной
цели
или
заданных
критериев
оценки
результата.
Выполнять
эскизы,
зарисовывать
и
фотографировать готовые
работы.
Выполнять
проектирование.
Индивидуальный проект.
Коллективный
проект.
Знать форму презентации
проекта.
Предлагать
и
выявлять наиболее удачную
форму
презентации
проекта.
Обосновывать
свой выбор. Осуществлять
публичную презентацию и
защиту проекта.
Выдвигать
идеи
по
конкретному вопросу или
проблеме.
Выражать идею в форме
рисунка или описания.

Обложка для
книги. Шаг 1.

формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

16

Обложка для
книги. Шаг 2.

формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

17

Обложка для
книги. Шаг 3.

формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

18

Путешествие по
школе. Шаг1.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;

19

Путешествие по
школе. Шаг2.

формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

20

Путешествие по
школе. Шаг3.

формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

21

Задания
на
решение
естественнонаучных
проблем.
Вопросы
Почемучки.
Шаг 1.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;
формирование представлений о содержании,
ценности и безопасности современного
информационного
пространства
(по
стимулированию научно-исследовательской
деятельности учащихся и т. д.);
формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая

Обсуждать
наиболее
удачные идеи.
Строить рассуждения от
общих закономерностей к
частным явлениям и от
частных явлений к общим
закономерностям.
Излагать
полученную
информацию,
интерпретируя
её
в
контексте решаемой задачи.
Делать выводы на основе
критического
анализа
разных
точек
зрения,
подтверждать
вывод
собственной аргументацией
или
самостоятельно
полученными данными.
Анализировать
опыт
разработки и реализации
учебного проекта на основе
предложенной проблемной
ситуации,
поставленной
цели
или
заданных
критериев
оценки
результата.
Выполнять
эскизы,
зарисовывать
и
фотографировать готовые
работы.
Выполнять
проектирование.
Индивидуальный проект.
Коллективный
проект.
Знать форму презентации
проекта.
Предлагать
и
выявлять наиболее удачную
форму
презентации
проекта.
Обосновывать
свой выбор. Осуществлять
публичную презентацию и
защиту проекта.
Выдвигать
идеи
по
конкретному вопросу или
проблеме.
Выражать идею в форме
рисунка или описания.
Обсуждать
наиболее
удачные идеи.
Строить рассуждения от
общих закономерностей к
частным явлениям и от
частных явлений к общим
закономерностям.

22

Вопросы
Почемучки.
Шаг 2.

23

Вопросы
Почемучки.
Шаг 3.

24

Парта будущего.
Шаг1.

25

Парта
будущего.
Шаг 2.

26

Парта
будущего.
Шаг 3.

27

Задания
на
решение
социальных
проблем.
Трудный
предмет.
Шаг 1.

28

Трудный
предмет.
Шаг 2.

межличностную
коммуникацию, Излагать
полученную
межкультурную коммуникацию
информацию,
её
в
формирование представлений о содержании, интерпретируя
ценности и безопасности современного контексте решаемой задачи.
информационного
пространства
(по Делать выводы на основе
анализа
стимулированию научно-исследовательской критического
разных
точек
зрения,
деятельности учащихся и т. д.);
подтверждать
вывод
формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих собственной аргументацией
или
самостоятельно
способностей;
формирование у учащихся дополнительных полученными данными.
опыт
навыков
коммуникации,
включая Анализировать
межличностную
коммуникацию, разработки и реализации
учебного проекта на основе
межкультурную коммуникацию
предложенной проблемной
поставленной
формирование у учащихся дополнительных ситуации,
цели
или
заданных
навыков
коммуникации,
включая
оценки
межличностную
коммуникацию, критериев
результата.
межкультурную коммуникацию
Выполнять
эскизы,
и
формирование
опыта
восприятия, зарисовывать
фотографировать готовые
производства и трансляции информации;
работы.
Выполнять
формирование условий для проявления и проектирование.
развития
индивидуальных
творческих Индивидуальный проект.
способностей;
Коллективный
проект.
формирование у учащихся дополнительных Знать форму презентации
навыков
коммуникации,
включая проекта.
Предлагать
и
межличностную
коммуникацию, выявлять наиболее удачную
межкультурную коммуникацию
форму
презентации
проекта.
Обосновывать
формирование у учащихся дополнительных свой выбор. Осуществлять
навыков
коммуникации,
включая публичную презентацию и
межличностную
коммуникацию, защиту проекта.
межкультурную коммуникацию
формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;
формирование представлений о содержании,
ценности и безопасности современного
информационного
пространства
(по
стимулированию научно-исследовательской
деятельности учащихся и т. д.);
формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

Выдвигать
идеи
по
конкретному вопросу или
проблеме.
Выражать идею в форме
рисунка или описания.
Обсуждать
наиболее
удачные идеи.
Строить рассуждения от
общих закономерностей к
частным явлениям и от
частных явлений к общим
закономерностям.
Излагать
полученную
информацию,
формирование условий для проявления и интерпретируя
её
в
развития
индивидуальных
творческих контексте решаемой задачи.
способностей;

формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию
29

Трудный
предмет.
Шаг 3.

формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

30

Как
помочь
отстающему.
Шаг 1.

формирование
опыта
восприятия,
производства и трансляции информации;

31

Как
помочь
отстающему.
Шаг 2.

формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

32

Как
помочь
отстающему.
Шаг 3.

формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

33

Чему
научились.

формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

34

Финальные
задания.

формирование условий для проявления и
развития
индивидуальных
творческих
способностей;
формирование у учащихся дополнительных
навыков
коммуникации,
включая
межличностную
коммуникацию,
межкультурную коммуникацию

Делать выводы на основе
критического
анализа
разных
точек
зрения,
подтверждать
вывод
собственной аргументацией
или
самостоятельно
полученными данными.
Анализировать
опыт
разработки и реализации
учебного проекта на основе
предложенной проблемной
ситуации,
поставленной
цели
или
заданных
критериев
оценки
результата.
Выполнять
эскизы,
зарисовывать
и
фотографировать готовые
работы.
Выполнять
проектирование.
Индивидуальный проект.
Коллективный
проект.
Знать форму презентации
проекта.
Предлагать
и
выявлять наиболее удачную
форму
презентации
проекта.
Обосновывать
свой выбор. Осуществлять
публичную презентацию и
защиту проекта.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткие рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности по формированию
креативного мышления (ФГ)
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию креативного мышления
функциональной грамотности (ФГ) необходимо в процессе их проведения получать обратную связь
как по отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по
проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в
середине и конце годовой программы, целью которых будет не формальная оценка сформированности
отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей деятельности на занятиях,
осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих
занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или
голодный. Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого ученика. Учитель
предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились»
содержанием функциональной грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну
сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным», неуверенно себя чувствует при решении
жизненных задач – по другую. После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый,
по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его решение, почему учащийся так
думает. Рекомендуется начинать с «сытых». Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными»
важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для удовлетворения их
«голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по
функциональной грамотности).
В ходе рефлексии, учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и
обосновывают свою позицию. Учащиеся имеют возможность задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают варианты решений
поставленных проблем.
Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки».
Основная цель данной методики - самооценка уровня сформированности функциональной
грамотности по шести составляющим и обсуждение возможных действий, направленных на
повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. Учащиеся разбиваются на 6 групп (по
количеству составляющих ФГ). Ученики должны сами образовать группы, а назначение компонента
необходимо делать случайным образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет
бумажку с названием компонента функциональной грамотности из шляпы/непрозрачного пакета).
Каждой из шести команд дается описание уровней сформированности той или иной составляющей
ФГ. Команда должна ответить на вопросы:
1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей ФГ?
2) Что нужно делать в следующем году, чтобы перейти на следующий уровень?
Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ можно использовать
примеры заданий разного уровня ФГ по всем шести составляющим (http://skiv. instrao.ru/). На работу
групп дается 10–15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске пятиступенчатую лестницу,
помечая каждую ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней ФГ). После окончания групповой работы
кто-то из группы выходит и приклеивает стикер (ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы,
нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли именно к такому
выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути
перехода на следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут).
В ходе проведения данной методики, учащиеся оценивают результаты своей деятельности,
аргументируют и обосновывают свою позицию, осуществляют сотрудничество со сверстниками,
учитывают разные мнения. Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут
использовать и другие методики, а также изменять предложенные методики, дополнять или усложнять
их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом.

Литература
1. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. Пособие. Авторы: О. Б.
Логинова, Г. С. Ковалева, Н. А. Авдеенко, С. Г. Яковлева Серия: Функциональная грамотность.
Учимся для жизни Класс: 5-7 класс Предмет: Внеурочная деятельность Издательство:
«Просвещение» 2023
2. Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений / Л. С. Кожуховская [и др.]; под
общ. ред. Л. С. Кожуховской. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с.
https://www.youthworker. by/images/_library/Kopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf
3. «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ:
УЧИМСЯ
ДЛЯ
ЖИЗНИ»
стр
137
//URL:https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/
4. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост.
М.А.Пинская, А.М. Михайлова. - М.: ООО Корпорация «Росучебник», 2019, 76 с.
5. Российская школа: начало XXI века. Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина.
Издательскийдом Высшей школы экономики, Москва, 2019.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для
общеобразовательных организаций / [Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная] ; под ред. Г.С.
Ковалёвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
2. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для
общеобразовательной организаций / [Г.С. Ковалёва, А.Ю. Пентин, Н.А. Заграничная] ; под ред. Г.С.
Ковалёвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
3. Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер. 7-9 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / [Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С.] / Под ред. Алексашиной И.Ю.
–М.: Просвещение, 2021
4. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие
дляобщеобразовательных организаций / [Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г.
Яковлева] ;под ред. Г.С. Ковалёвой О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.; СПб.: Просвещение, 2021. –
126 с.: ил. –(Функциональная грамотность. Учимся для жизни). // URL:
https://media.prosv.ru/static/booksviewer/index.html?path=/media/ebook/398130/
5. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.- сост.
М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: ООО Корпорация «Росучебник», 2019, 76 с.
6. Математика на каждый день. 6-8 классы : учебное пособие для общеобразовательных организаций
/ Т.Ф. Сергеева – М.: Просвещение, 2020
7. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2 частях: учеб. пособие
дляобщеобразовательных организаций / [Г.С. Ковалёва, Рослова Л.О., Квитко Е.С. и др.]; под ред.
Г.С. Ковалёвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
8. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2 частях: учеб. пособие
дляобщеобразовательных организаций / [Г.С. Ковалёва, Рослова Л.О., Квитко Е.С. и др.]; под ред.
Г.С. Ковалёвой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
9. Российская школа: начало XXI века. Под редакцией С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина.
Издательскийдом Высшей школы экономики, Москва, 2019.
10.
Функциональная грамотность. Креативное мышление: Разговор с экспертом. Группа
компаний «Просвещение». 8 октября 2020 года // URL:
https://events.prosv.ru/uploads/2020/09/additions/iY8GBKcHsBy26MUUBbFfz7oSbRXL0uhou
WxKMsHS.pdf 11.
11.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 в 2-х частях:учеб.
пособие для общеобразовательных организаций / [Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., РябининаЛ.А.,
Сидорова Г.А., Чабан Т.Ю.] ; под ред. Ю.Н. Гостевой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.
12. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2 в 2-х частях: учеб. пособие для
общеобразовательных организаций / [Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А.,
Чабан Т.Ю.] ; под ред. Ю.Н. Гостевой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2021.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические
работы Министерства просвещения РФ https://fg.resh.edu.ru/
2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение https://media.prosv.ru/
3. Банк заданий ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
4. Открытый банк заданий PISA https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
5. МЦКО https://mcko.ru/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный компьютер, интерактивная панель, многофункциональное устройство (принтер,
копир, сканер), документ камера, аудиовизуальные пособия, стенды, плакаты
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Мультимедийный компьютер, интерактивная панель, многофункциональное устройство (принтер,
копир, сканер), документ камера.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».