Рабочая программа курса по выбору «Краеведение» для обучающихся 5 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса по изучении истории родного
края разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, «Примерных программ внеурочной
деятельности. Начальное и основное образование».

(Стандарты второго

поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011) и на
основе учебного пособия для 5 классов «Мой Пермский край» (авторы
Н.П.Горбацевич, Д.М.Софьин, О.В.Влавова, Д.А.Кормилин), издательство
«Книжный мир», Пермь, – 2015 год. Программа
метапредметных,

межпредметных

и

разработана

внутрипредметных

с учетом

связей,

логики

учебного процесса, задачи формирования у младших подростков умения
учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов,
реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее
время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение
краеведения в школе является одним из основных источников обогащения
учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование
гражданских позиций и навыков. Краеведение

играет существенную

педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом
воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной
деятельностью школы и обеспечивает межпредметные и метапредметные
связи.
Сегодня много

предметов в учебном плане не обходится без включения

в него элементов краеведения и этнографии (литература, география, биология,
история, обществознание, технология и др.). И это понятно, так как каждому
человеку, каждому народу надо осознавать себя и своѐ место в мире природы,
среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания
истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей большой и малой
Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей

страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю,
культуру своего края.
Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или
показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся.
Данная

программа

подрастающего

поколения

направлена
Пермского

на

формирование

края

и

патриотизма

соответствует

у

задачам,

определенным в новых образовательных стандартах.
Обучающиеся в классе в основном с уровнем способностей ниже
среднего

и

пониженной

мотивацией,

отличаются

медленным

темпом

деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную)
работу, грамотной монологической речью не отличаются. Они не отличаются
высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны
в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера.
В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при
отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям
детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны
соответствовать их личностных и индивидным особенностям.
Программа рассчитана на обучающихся 5 классов на 2023-2024 учебный
год.

Количество часов, выделенных на изучение курса- 34, количество

недельных часов – 1. Продолжительность учебного занятия 45 минут.
Цель программы
Формирование историко-краеведческих знаний о родном крае
Задачи программы
1). Развивать кругозор учащихсяо историческом наследии своего края,
его истории, культуре , природе.
2). Организовать экскурсии понаселенным пунктам Пермского края
3). Разработать экскурсионный маршрут «Путешествие по Пермскому
краю»
Обязательным требованием достижения поставленных задач является
соблюдение следующих принципов:

системность

и

последовательность

занятий:

1

раз

в

неделю;

обеспечение преемственности обучения;
научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии
развития современных научных знаний;
доступность:

от легкого к трудному, от простого к сложному, от

неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному
возрасту детей и их развитию;
наглядность:

использование

наглядных

пособий,

иллюстраций,

авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
Формы и методы работы
познавательная;
краеведческая;
просмотр презентаций и видеофильмов;
экскурсии;
конкурсы;
игровая;
Структура курса
Тема 1 «Пермский край» - 16 часов
Этот раздел курса составлен

по учебному пособию для 5-го класса «Мой

Пермский край. Странички далѐких и близких времѐн». Обучающие отправятся
в историческое путешествие по родному Пермскому краю. Странички истории
родного края помогут прикоснуться к еѐ многовековой культуре, почувствовать
себя еѐ частью. В этом разделе рассмотрены исторические периоды развития
Прикамья, старинные города и поселки Прикамья, новые города Прикамья.
Тема 2 «Карагайская сторона» - 10 часов.
Раздел составлен по книге Подюкова «Карагайская сторона» В нем
обучающиеся знакомятся с календарными традициями Карагайского округа,
хозяйственными и бытовыми обрядами, а также семейной обрядностью.

Обучающимся будет предложено сравнить некоторые традиции Карагайского
округа с традициями в России и зарубежных стран. Учащиеся познакомятся с
археологическими памятниками, рассмотрят проблемы возникшие в сельском
хозяйстве, познакомятся с историей возникновения церковно-приходских школ
на нашей территории.
Тема 3«Герои Советского Союза Карагайского округа» – 8 часов.
Учащиеся познакомятся с понятием «Герой Советского Союза» и «Герой
Российской Федерации». Изучат биографии «Героев», которые запечатлены на
Мемориальном памятнике воином, погибшим в годы Великой Отечественной
войны. Обучающиеся сделают сообщение «Моя семья в годы Великой
Отечественной».
Результатами изучения курса краеведения являются умения:
Познакомиться с основными брендами Пермской земли;
Знать столицы Пермской земли;
Знать знаменитых людей Пермского края;
Познакомиться с традициями Карагайского округа;
Знать название церквей Карагайского района;
Знать людей внесших значительный вклад в развитие Карагайского округа;
Знать биографии и подвиг Героев Советского Союза Карагайского округа;
Знать роль своей семьи в Великой Отечественной войне.
Календарно-тематическое планирование
№

Название урока

Часы

п/п

дата проведения
(начало недели)

Тема 1 «Пермский край» - 16 часов
1

Введение

в

«Краеведение.

курс
Мой

по

выбору 1

Пермский

край.

4.09

Бренды Пермского края»
2

Пермский период

1

11.09

3

Первоночальное

заселение

Прикамья 1

18.09

человеком
4

Реки Прикамья

1

25.09

5

Пермский звериный стиль

1

2.10

6

Гляденовские костища

1

9.10

7

Игра «История Пермского края»

1

16.10

8

Игра «История Пермского края

1

25.10

9

Основание Перми

1

7.11

10

Губернский город Пермь

1

13.11

11

Знаменитые жители Перми

1

20.11

12

Коми-Пермяцкий округ

1

27.11

13

Старинные города и посѐлки Прикамья

1

4.12

14

Горное дело и развитие Прикамья

1

11.12

15

Новые города Прикамья

1

18.12

16

Прикамье в военные годы

1

25.12

Календарные традиции в Обвинском 1

16.01

Тема 2 «Карагайская сторона» - 10 часов
17

крае. Осенне-зимние праздники
18

Календарные традиции в Обвинском 1

23.01

крае. Весенне-летние праздники
19

Демология в быличках

1

30.01

20

Обвинская свадьба

1

6.02

21

Далекое и прошлое села Карагай

1

13.02

22

Церкви Карагайского округа

1

20.02

23

Сельское хозяйство

1

27.02

24

Образование

1

3.03

25

Культура

1

13.03

26

Знаменитые люди Карагайского округа

1

20.03

Тема 3 «Герои Советского Союза Карагайского

округа» - 8 часов
27

Винокуров Борис Алексеевич

1

3.04

28

Вотинов Степан Парфѐнович

1

10.04

29

Ерофеевских Леонид Константинович

1

17.04

30

Никонов Иван Яковлевич

1

24.04

31

Чалов Степан Андреевич

1

2.05

32

Чудинов Степан Васильевич

1

10.05

33

Братчиков Геннадий Иванович

1

15.05

34

Моя

Великой 1

22.05

семья

в

годы

Отечественной войны

Список использованных источников

1.Агафонова, Н.Н. Страницы истории земли Пермской: Прикамье с
древнейших времен до начала XVIII века / Н.Н. Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б.
Крыласова, под ред. А.М. Белавина. – Текст: непосредственный. – Пермь,
Книжный мир, 1995. – 176 с.: ил.
2.Весь Пермский край: лото. – Текст: непосредственный. – Пермь: Азбука
морзе, 2016.
3.Гашева, К. Пермский край: самое самое / К. Гашева. – Текст:
непосредственный. – Пермь, Титул, 2018. – 168 с.: ил.
4.Знай и гордись: краеведческое лото. – Текст: непосредственный. –
Пермь: Флагман, 2010.
5.Мой Пермский край: странички далѐких и близких времѐн: учеб.
пособие /Н.П. Горбацевич, Д.М. Софьин, О.В. Власова [и др.]. – Текст:
непосредственный. – Пермь, Книжный мир, 2015. – 149 с.: ил.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».