Рабочая программа курса по выбору «Речевая практика» для обучающихся 9 классов

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Речевая практика» для 9 класса составлена на
основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (редакция от 04.08.2023 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения
РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном
этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования,
чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности.
Таким образом, целью сдачи итогового собеседования по русскому языку
становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:

выразительно читать текст вслух,

пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,

умение создавать монологические высказывания на разные темы,

принимать участие в диалоге.
Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию
по русскому языку, являются:
1. Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом
речи;
2. Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых,
грамматических, орфоэпических ошибок;
3. Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила
общения;
4. Совершенствовать культуру устной речи.

Данный курс по внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа и призван
помочь обучающимся успешно подготовиться к устному собеседованию по
русскому языку.
Дети с ОВЗ обучаются в инклюзивных классах и осваивают данную программу
курса по выбору «Речевая практика» совместно со всеми обучающимся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны
овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В
результате изучения курса восьмиклассники будут психологически
подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать
систему и критерии оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о
русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому
языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
При подготовке к устному собеседованию учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её
смысл;
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения;
- способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-методам совершенствования владения такими видами речевой
деятельности, как чтение, говорение;
-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка
и применению их в ситуации речевого общения.
Программа курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень
владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить
полученные знания. Использование практической части на каждом занятии
способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей
образовательной деятельности

Содержание курса по внеурочной деятельности
«Подготовка к устному собеседованию по
русскому языку»
1. Чтение текста вслух (8 часов)

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей
пунктуационному оформлению текста.
Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.
2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (8 часов)

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем
исходного текста с соблюдением фактологической точности.
Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст.
Применение способов цитирования.

3. Монологическое высказывание (10 часов)

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях
множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в
выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий
речевой ситуации.
4. Диалог (4 часа)

Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой
ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм
русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться
с грамматическими структурами, использование необходимого словарного
запаса, правильное употребление формулы речевого этикета.
5. Контроль знаний (4 часа)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п

Наименование тем, разделов

4
5
6
7
8

Выразительное чтение текста
Пересказ текста с включением цитаты
Монологическое высказывание
Диалог
Контроль знаний
Всего

Выразительное
чтение текста

Количество часов

8
8
10
4
4
34

Знать
Правила
пунктуационного
оформления текста;
Орфоэпические
нормы русского
языка

Уметь
Выразительно
читать текст в
соответствии с
правилами
пунктуационного
оформления текста и
орфоэпическими
нормами

Владеть
Орфоэпическими
нормами русского
языка, интонацией
как инструментом
идентификации
синтаксических
конструкций

Нормы чтения в
соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей

Выразительно
читать текст в
темпе,
соответствующем
коммуникативной
задаче.
Определять
основные
микротемы текста;
выделять ключевые
слова; выбирать
оптимальный способ
цитирования при
пересказе текста

Техникой чтения
в соответствии с
поставленной
коммуникативной
задачей

Пересказ текста с
включением
приведённого
высказывания

Способы
введения в пересказ
цитаты с учетом
коммуникативной
задачи и
логического
строения текста

Монологическое
высказывание

Типы речи,
композицию
текстов,
соответствующих
различным типам
речи

Строить текст в
соответствии с
коммуникативной
задачей и
выбранным типом
речи

Основными
способами
запоминания текста;
владеть различными
способами
цитирования
(прямая речь,
косвенная речь,
вводное слово)
Техникой речи в
соответствии с
коммуникативной
задачей:
орфоэпическими,
лексическими,
синтаксическими
нормами, нормами
построения текста.

Диалог

Условия речевой
ситуации, нормы
современного
русского
литературного
языка; этикетные
формулы

Отвечать на
вопросы в
соответствии с
речевой ситуацией и
коммуникативной
задачей

Владеть
культурой общения

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Колвочасов

1-2

Структура итогового собеседования
по русскому языку. Критерии оценки
заданий

2

3-4

Основные правила выразительного
чтения текста
Интонационное соответствие
пунктуационному оформлению текста.

2

Соответствие темпа чтения
коммуникативной задаче текста.
Контроль.

2

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14
15-16
17-18

19-20

Способы запоминания текста.

Способы цитирования текста

Характеристика видов деятельностиобучающихся
Слушание. Анализ структуры итогового
собеседования, критериев оценки

2

2

Уместное, логичное включение
цитаты в текст.
Пересказ текста с включением
цитаты. Контроль.
Культура ведения монолога. Типречи
повествование.

2

Культура ведения монолога. Тип
речи описание.

2

2
2

07.09

Работа с текстом: выразительное чтение
текстов различной сложности и направлен.
Чтение текстов с различными стилевыми
особенностями и синтаксической осложненностью (прич.
и деепр. обороты, однород. чл. предл., обособл чл. пред.,
обращение, вводные слова, и проч.)

21.09

Работа с текстом: выразительное чтениетекстов
различной сложности и
направленности.

19.10

Тренировка в устном изложении содержаниятекста,
интонационно правильном соответствии
произнесения текста его пунктуационномуоформлению;
выделение ключевых слов и
микротем

2

Дата

Тренировка в употреблении предложений, с
использованием различных способов
цитирования: прямой и косвенной речи,
вводных слов.
Работа с дидактическим материалом по
включению цитаты в текст.
Пересказ фрагментов текста с включением
цитаты.
Подготовка и выступление с текстом- повествованием
на основе своего жизненного
опыта.
Создание монологического текста-описания
по фотографии.

05.10

09.11

23.11

7.12
21.12
11.01

25.01

Факт

2

Выступление - рассуждение на одну из тем с
использованием цитирования фраз известных
личностей.

08.02

22-23 Грамматические нормы.

2

Анализ деформированного текста. Развитие
монологической речи через умение свободно воспроизводить
содержание произведения.

22.02

24-25 Речевые нормы. Орфоэпическиенормы.

2

21-22

Культура ведения монолога. Типречи
рассуждение.

26-27

Понятие о диалоге. Структура диалога.
Особенности диалога. Основные правила
ведения диалога.

28-29

Понятие о внимательном молчании.
Законы риторики диалога.

2

Тренировочное итоговое
собеседование по русскому языку

4

30-34

2

Воспроизведение содержания текста. Работас
орфоэпическими словарями.
Участие в диалоге. Орфоэпическиепятиминутки
на уроках, разыгрывание
диалогических сценок, работа в группах по
обсуждению коммуникативных задач.
Вопросно-ответная форма выстраиванияобщения
между учащимися (например, при
работе над правилами)
Участие в итоговом собеседовании

15.03

29.03

12.04

26.04

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Васинькова Н.Н., Л.В.Карелина. Русский язык. Итоговое собеседование:
алгоритмы, практические советы, упражнения, варианты. – Пермь, ООО
«Издательский дом «Типография купца Тарасова», 2018. – 198 стр.
2. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование,
логическое ударение, темп, ритм. – М.: Флинта, 2002. – 197с.
3. Основной государственный экзамен. Итоговое собеседование Русский язык: 89 классы: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения
итогового собеседования авт.- сост.: И.П. Цыбулько М.: ООО «Издательство
«Национальное образование»
4. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.
5. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru. В том числе образцы контрольноизмерительных материалов для раздела «Говорение» в ГИА по русскому языку. – М.,
2018. – [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversiispecifikacii-kodifikatory


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».