Рабочая программа факультативного курса по спортивно-оздоровительной
направленности «Баскетбол» для учащихся 5 классов разработана на основе комплексной
программы физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич,
«Просвещение». М. 2012).:
требований нормативных документов Министерства образования и науки
Российской Федерации, в том числе новых федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования.
действующими образовательными программами по физической культуре для
образовательных учреждений.
Цели и задачи кружка по баскетболу направлены на то, чтобы приобщить детей к
систематическим занятиям, избранным видам спорта, научить их основам мастерства,
помочь им совершенствовать свои знания и навыки игры в баскетбол.
Цель: создание условий для полноценного физического развития и укрепления
здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом,
формирование навыков здорового образа жизни, воспитание спортсменов - патриотов своей
школы, своего города, своей страны.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа предусматривает достижение следующих
результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской,
гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих
элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы урочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Баскетбол» является формирование следующих умений:
определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников
группы и педагога, как поступить.
Первый уровень: усвоение школьником социально значимых знаний. Это в первую
очередь знание норм и традиций того общества, в котором он живѐт. Знание об истории
баскетбола и развития его в нашей стране.
Второй уровень: развитие социально значимых отношений.
Формировать
положительное отношение к систематическим занятиям баскетболом. Учить
взаимоотношению в команде. Развивать чувство патриотизма, любви к Родине и физическому
труду. Учить ценить своѐ здоровье и неприязнь к вредным привычкам.
Третий уровень: приобретение школьником опыта осуществления социально
значимых действий
Понимать роль баскетбола в укреплении здоровья.
Предметные результаты программы по спортивно-оздоровительному направлению
«Баскетбол»
Иметь представление об истории развития баскетбола в России;
О правилах личной гигиены, профилактики травматизма
Технически правильно выполнять двигательные действия в баскетболе.
Играть в баскетбол и стритбол по упрощенным правилам.
Метапредметными результатами программы по спортивно-оздоровительному
направлению «Баскетбол» является формирование следующих универсальных учебных
действий (УУД):
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а
далее самостоятельно;
проговаривать последовательность действий;
уметь высказывать своѐ предположение (версию) на основе данного задания, уметь
работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала;
учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную
оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и
понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах.
Учащиеся научатся:
Следовать при выполнении задания инструкциям учителя
Понимать цель выполняемых действий
Различать подвижные и спортивные игры
Учащиеся получат возможность научиться:
Принимать решения, связанные с игровыми действиями;
Взаимодействовать друг с другом на площадке
Договариваться и приходить к общему решению, работая в команде.
Оздоровительные результаты программы урочной деятельности:
Формирование первоначальных представлений о значении спортивной секции для
укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о еѐ
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о здоровье как факторе успешной учѐбы и
социализации.
Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.)
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение
обучающихся к собственному здоровью.
Содержание курса
Материал программы дается по разделам: основы знаний; общая и физическая подготовка;
техническая подготовка; тактическая подготовка.
Основы знаний (теоретическая часть):
Общая и специальная физическая подготовка (практическая часть):
Включает в себя упражнения для развития скоростных, скоростно-силовых,
координационных способностей, выносливости и гибкости
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
Стойки и перемещения.
Игровые занятия.
В учебно-тренировочном процессе по волейболу подвижные игры, соревновательно-игровые
задания и эстафеты применяются для закрепления технических приѐмов и тактических
действий. Они могут быть включены в подготовительную часть занятия как продолжение
разминки и в конце основной части занятия.
Выбор подвижных игр зависит от материально-технической оснащѐнности учебного
процесса (спортивный зал, стадион, пришкольная спортивная площадка, инвентарь), от
возраста и уровня подготовленности занимающихся.
Технические подготовка:
1. Упражнения без мяча.
Прыжок вверх вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение
приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных
направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка
в два шага после ускорения. Повороты на месте.
2. Ловля и передача мяча.
Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками
от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед.
То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя
руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении.
3. Ведение мяча.
На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением
направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой
поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с
правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
4. Броски мяча.
Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с
места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя
руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную
корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в
баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух
шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной.
Техника нападения. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных
положений.
Ловля мяча одной рукой на месте с поддержкой другой рукой. Ловля двумя руками мяча,
летящего на уровне груди, низко и высоко – на месте и в движении (с выходом навстречу
мячу).
Передача мяча двумя руками от головы, одной от плеча, после ловли, на месте и двумя
руками от груди после ловли в движении. Ведение мяча с изменением высоты отскока и
направления. Броски мяча двумя руками от груди и от головы с близкого расстояния после
ловли с остановкой и после ведения с остановкой.
Техника защиты. Вырывание мяча рывком на себя. Выбивание мяча при ведении и броске.
Перехват мяча.
Тактическая подготовка.
1. Защитные действия при опеке игрока без мяча.
2. Защитные действия при опеке игрока с мячом.
3. Перехват мяча.
4. Борьба за мяч после отскока от щита.
5. Быстрый прорыв. Тактика нападения.
Индивидуальные действия: умение правильно выбрать место и своевременно применять
передачу, ведение, бросок. Групповые действия: взаимодействие двух нападающих против
одного защитника (2 х 1). Командные действия: нападение с целью выбора свободного
места.
Тактика защиты. Индивидуальные действия: противодействие игроку, ловящему,
ведущему, бросающему мяч. Командные действия: личная защита.
Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований, положение о соревнованиях.
Расписание игр. Оформление хода и результатов соревнований.
Практические занятия. Учебно-тренировочные игры. Соревнования по подвижным играм с
элементами техники баскетбола. Сдача тестов.
Индивидуальные действия игроков представляют собой частное выражение командных и
групповых взаимодействий. Они разделяются на действия без мяча и с мячом.
Для действий без мяча наиболее характерными являются выбор места и корректировка
действий партнеров по команде при подготовке к выполнению передач, подач и атакующих
ударов.
Действия с мячом характеризуются выбором способа выполнения приема и эффективным
его применением.
Календарно - тематическое планирование
№ Наименование темы урока
12
Гигиенические сведения и меры
безопасности на занятиях
Понятийный
аппарат
Основные виды учебной деятельности
обучающихся (на уровне учебных
действий)
Тб, гигиена
Осваивать и выполнять стойки и
перемещения; Соблюдать правила
безопасности при занятиях спортивными
играми.
Совершенствование техники
передвижения при нападении.
Техники
нападения
Тактика нападения. Индивидуальные
действия с мячом и без мяча.
Ведение и
передача мяча
Учебная игра.
Ведение и
передача мяча
Техника передвижения приставными
шагами.
Ведение и
передача мяча
Индивидуальные действия при
нападении. Учебная игра.
Ведение и
передача мяча
78
Совершенствование техники
передвижений.
Выбор способа ловли в зависимости
от направления и силы полета мяча.
Ведение и
передача мяча
Передача и
принятие мяча
910
Взаимодействие двух игроков «заслон в движении». Учебная игра.
Передача и
принятие мяча
Сочетание выполнения различных
способов ловли мяча в условиях
жесткого сопротивления.
Взаимодействие трех игроков «скрестный выход».
Чередование упражнений на развитие
специальных физических качеств.
Учебная игра.
Скрытые передачи мяча под рукой, изза спины, из-за спины в пол.
Передача и
принятие мяча
34
56
11
12
13
14
17
18
Овладение техники «скрестный выход» при
взаимодействии трех игроков.
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
Применение изученных
взаимодействий в условиях личного
прессинга.
Инструкторская и судейская практика.
Учебная игра
Ведение,
принятие,
передача мяча
Правила игры
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре в условиях личного прессинга
Бросок мяча над головой (полукрюк,
крюк).
Ведение,
передача,
принятие мяча
Тактика игры
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
ОФП. Командные действия в
нападении.
19
20
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Выполнять перемещения приставным шагом
с мячом; Проявлять скоростно-силовые и
координационные способности
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
Выполнять передачу и ловлю мяча в
зависимости от направления и силы полета
мяча.
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
Передача и
принятие мяча
Ведение,
принятие,
передача мяча
Ведение,
принятие,
передача мяча
Позиционное
нападение
Применение изученных
взаимодействий в условиях
позиционного нападения.
15
16
Выполнять перемещения в стойке;
Проявлять скоростно-силовые и
координационные способности
Разбор тактики и техники нападения
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Применение изученных способов
ловли, передач, ведения, бросков в
зависимости от ситуации на
Тактика игры,
правила игры
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре
Командное взаимодействие.
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре
Командное взаимодействие.
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре
площадке.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Ведение мяча с поворотом кругом.
Ведение мяча
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
Осваивать и выполнять тактические
действия в защите
Сочетание выполнения бросков мяча
из различных точек в условиях
жесткого сопротивления.
Выбор места и момента для борьбы за
отскочивший от щита мяч при
блокировке. Учебная игра.
Противодействие взаимодействию
двух игроков – «заслону в движении».
Бросок мяча в движении с одного
шага.
Блокировка при борьбе за овладение
мячом, отскочившим от щита.
Взаимодействие двух игроков
«подстраховка».
Тактика
передачи мяча
Сочетание способов передвижения с
выполнением различных технических
приемов в усложненных условиях.
Учебная игра.
Действия одного защитника против
двух нападающих.
Тактические
приемы
Средства и методы спортивной
тренировки. Ведение мяча с
изменением направления движения.
Система зонной защиты 2 – 3, 2 – 1 2. Учебная игра.
Сочетание личной и зонной системы
защиты в процессе игры.
Передача мяча
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Учебная игра
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Тактика
защиты,
нападения
Учебная игра
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Тактика атаки
Осваивать и выполнять тактические
действия в защите и нападении.
Тактика
защиты
Тактика
передачи мяча
Тактика защиты
Осваивать и выполнять тактические
действия в защите и нападении
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
Осваивать и выполнять тактические
действия в защите
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
Работа в связке
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Тактика защиты Выявлять возможные ошибки и недочеты
Применение изученных
взаимодействий в системе быстрого
прорыва. Учебная игра.
Инструкторская и судейская практика. Учебная игра
Учебная игра.
Выявлять возможные ошибки и недочеты
Демонстрировать умения и навыки при
выполнении упражнений
Демонстрировать умения и навыки в
учебной игре