ПОЯСнительная
записка
Данная рабочая программа составлена на основе методической литературы по
физической культуре. Программа рассчитана на один год по 2 часа в неделю для
учащихся 5-7- х классов.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки:
теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты по физической и
технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература.
Содержание видов спортивной подготовки определено исходя из содержания
примерной федеральной программы (Матвеев А.П., 2008) и комплексной программы
физического воспитания учащихся I-XI классов (В.И.Лях, Л.А.Зданевич,
«Просвещение».М. 2008). При этом большое внимание уделяется упражнениям
специальной физической подготовки баскетболиста и тактико-техническим действиям
баскетболиста.
Содержание данной образовательной программы соответствует физкультурноспортивной направленности.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного
общества, его дальнейшего развития, спортивный кружок призван сформировать у
учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
использовании приобретенных знаний и навыков в организации здорового образа
жизни.
Цели и задачи кружка по баскетболу направлены на то, чтобы приобщить детей к
систематическим занятиям, избранным видам спорта, научить их основам мастерства,
помочь им совершенствовать свои знания и навыки игры в баскетбол.
Целью данной программы является содействие всестороннему развитию личности
подростка.
Задачи программы:
– расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями
избранного вида спорта и использование их в качестве средств укрепления здоровья и
основ индивидуального образа жизни;
– совершенствование функциональных возможностей организма посредством
направленной спортивной подготовки, организации педагогических воздействий на
развитие основных биологических и психических процессов;
– воспитание индивидуальных психических черт и особенностей в общении и
коллективном взаимодействии средствами и методами спортивной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной
деятельности, новизна:
В наше время в жизни современного школьника существует проблема
гиподинамии. Такая ситуация, о которой уже не один день бьют тревогу педагоги,
врачи и ученые, опасна, прежде всего, создающимся дефицитом двигательной
активности. Естественно, что в условиях повышенной учебной нагрузки и дефицита
двигательной активности учащихся важнейшую роль играет эффективная организация
спортивно-оздоровительной работы в школе, в том числе во внеурочное время. Вот
почему среди наиболее эффективных средств спортивно-оздоровительной работы со
школьниками во внеурочное время баскетбол занимает видное место. Этот вид спорта
развивает двигательную активность, улучшает сердечно - сосудистую и дыхательную
систему, укрепляет иммунную систему организма.
Новизна:
Федеральный государственный образовательный стандарт требует развитие не
только предметных результатов, но и метапредметных, и личностных результатов. В
данной программе представлен авторский вариант комплексной игровой деятельности,
позволяющий реализовать требования ФГОС во внеурочной деятельности.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе
курса обучения игре в баскетбол. Технические приемы, тактические действия и
собственно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для укрепления
здоровья, формирования жизненно важных двигательных навыков, совершенствования
физических качеств.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности
не только для физического, но и нравственного воспитания детей, особенно для
развития познавательных интересов. Игровая деятельность вырабатывает волю и
характер, формирует умения ориентироваться в окружающей действительности,
воспитания чувства коллективизма.
Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее
индивидуальности, творческого отношения к деятельности.
Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся:
В результате изучения раздела «Баскетбол» курса «Физическая культура» на
занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны
Характеризовать:
значение занятий баскетболом в развитии физических способностей и
совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
прикладное значение умений, навыков и двигательных упражнений;
правила безопасного поведения во время занятий баскетболом;
названия разучиваемых баскетбольных упражнений;
технику выполнения упражнений, предусмотренных учебной
программой; типичные ошибки при выполнении упражнений;
упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых,
скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической
подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
основное содержание правил соревнований; игровые упражнения,
подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола
Уметь:
соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизм на
занятиях баскетболом;
технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой
легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
контролировать своѐ самочувствие (функциональное состояние организма)
на занятияхбакетболом; выполнять обязанности судьи;
Форма подведения итогов реализации программы:
учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, экскурсии,
конкурсы, соревнования.
Планируемые образовательные результаты программы:
Предметные
Обучить теоретическим основам баскетбола.
Обучить основам техники перемещений и стоек, подачи мяча, приема и
передачи мяча, ведению мяча, броскам в корзину.
Обучить индивидуальным и групповым тактическим действиям.
Сформировать систему навыков соревновательной деятельности по
баскетболу.
Метапредметные
Развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание
организма.
Развитие и укрепление опорно-двигательного и суставно-связочного
аппарата.
Развитие специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости,
выносливости. скоростно-силовых качеств) для успешного овладения навыками игры в
баскетбол.
Личностные
Привлечение детей и подростков к систематическим занятиям спортом
(баскетболом).
Формирование здорового образа жизни.
Воспитание умения действовать в команде.
Формирование стойкого интереса к занятиям, трудолюбия.
Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки:
теоретической, физической, технической и тактической.
Теоретическая подготовка
Развитие баскетбола в России.
История появления баскетбола как игры. Развитие баскетбола за рубежом.
Развитие баскетбола в России. Баскетбол как вид спорта. Развитие школьного
баскетбола.
Гигиенические сведения и меры безопасности на занятиях.
Соблюдение санитарно – гигиенических норм во время занятий баскетболом.
Форма одежды, обувь для занятий. Прохождение диспансеризации как необходимое
условие сохранения здоровья. Инструктаж по технике безопасности при игре в
баскетбол.
№
Разделы, темы
Рабоч
ая
программа
всего
1.
Развитие баскетбола в России. Гигиенические сведения и
меры безопасности на занятиях
2
2.
Общая и специальная физическая подготовка
30
3.
Основы техники и тактики игры
28
4.
Контрольные игры и соревнования
4
5.
Тестирование
4
И
68
часов
того:
Поурочное планирование
Название темы
часов
№
1. 1
Развитие баскетбола в России. Видео
баскетболе.
-фильм о
2 часа
2. 2
Гигиенические сведения и меры безопасности на
занятиях. Техника передвижений.
2 часа
3. 3
Единая спортивная классификация..
ОФП
4. 4
Совершенствование
нападении.
техники
передвижения
2 часа
при
2 часа
5. 5
Тактика нападения. Индивидуальные действия с мячом
и без мяча.
6. 6
Контрольные испытания.
Учебная игра.
2 часа
7. 7
Костно- мышечная система, ее строение, функции.
Техника передвижения приставными шагами.
2 часа
8. 8
Индивидуальные действия при нападении с мячом и без
мяча.
2 часа
9. 9
Индивидуальные действия при нападении. Учебная
игра.
2 часа
10.1
Гигиенические основы режима труда и отдыха юных
0спортсменов. ОФП
2 часа
11.1
1
Совершенствование техники передвижений.
Специальная физическая подготовка.
2 часа
12.1
Выбор способа ловли в зависимости от направления и
2силы полета мяча.
2 часа
13.1
Взаимодействие двух игроков - «заслон в движении».
3Учебная игра.
2 часа
14.1
Предупреждение инфекционных заболеваний при
4занятиях спортом. Сочетание выполнения различных
способов ловли мяча в условиях жесткого сопротивления.
15.1
5
Взаимодействие трех игроков - «скрестный выход».
2 часа
2 часа
16.1
Чередование упражнений на развитие специальных
6физических качеств. Учебная игра.
2 часа
17.1
Гигиенические
7спортсменов. ОФП
юных
2 часа
18.1
Скрытые передачи мяча под рукой, из-за спины, из-за
8спины в пол. СФП
2 часа
19.1
Применение изученных взаимодействий в условиях
9позиционного нападения.
2 часа
20.2
Применение изученных взаимодействий в условиях
0личного прессинга.
2 часа
21.2
Восстановительные
мероприятия
в
спорте.
1Инструкторская и судейская практика. Учебная игра
2 часа
22.2
Контрольные испытания. Бросок мяча над головой
2(полукрюк, крюк).СФП
2 часа
23.2
Систематический врачебный контроль за юными
3спортсменами. ОФП. Командные действия в нападении.
2 часа
24.2
Применение изученных способов ловли, передач,
4ведения, бросков в зависимости от ситуации на площадке.
Инструкторская и судейская практика.
2 часа
25.2
Самоконтроль в процессе занятий спортом. Ведение
5мяча с поворотом кругом. ОФП
2 часа
26.2
Сочетание выполнения бросков мяча из различных
6точек в условиях жесткого сопротивления.
2 часа
27.2
Выбор места и момента для борьбы за отскочивший от
7щита мяч при блокировке. Учебная игра.
2 часа
28.2
Противодействие взаимодействию двух
8«заслону в движении». СФП
–
2 часа
29.2
Травматизм и заболеваемость в процессе занятий
9спортом, оказание первой помощи при несчастных случаях.
ОФП. Бросок мяча в движении с одного шага.
2 часа
30.3
Блокировка при
0отскочившим от щита.
2 часа
требования
борьбе
к
за
питанию
игроков
овладение
мячом,
31.3
1
Взаимодействие двух игроков «подстраховка».
Многократное выполнение технических приемов.
2 часа
32.3
2
Общая характеристика спортивной тренировки.
ОФП. Совершенствование техники передачи мяча.
2 часа
33.3
Сочетание способов передвижения с выполнением
2 часа
3различных технических приемов в усложненных условиях.
Учебная игра.
34.3
Действия одного защитника против двух нападающих.
4СФП
35.3
5
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Соревновательная деятельность.
2 часа
2 часа
Наименование объектов и средств материально-технического
обеспечения
Технические средства обучения
Музыкальный центр
Учебно-практическое оборудование
Канат для лазанья
Перекладина гимнастическая (пристеночная)
Стенка гимнастическая
Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)
Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для
метания, тренировочные баскетбольные щиты)
Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные,
волейбольные, футбольные
Палка гимнастическая
Скакалка детская
Мат гимнастический
Кегли
Обруч пластиковый детский
Флажки: разметочные с опорой, стартовые
Лента финишная
Рулетка измерительная
Лыжи детские (с креплениями и палками)
Щит баскетбольный тренировочный
Сетка для переноски и хранения мячей
Сетка волейбольная
Аптечка