Пояснительная записка
В Советском союзе в общеобразовательных учреждениях, профессиональных и
спортивных организациях существовала программа физкультурной подготовки под названием
«Готов к труду и обороне», или ГТО.
Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепление здоровья граждан,
являлся основой системы физвоспитания и был призван способствовать развитию массового
физкультурного движения в Советском Союзе.
Благодаря ГТО миллионы советских людей получили навыки маршевой, лыжной,
стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий.
Это помогло им в минимальные сроки овладеть военным делом, стать снайперами,
разведчиками, танкистами, летчиками. Скромный значок ГТО для многих из них стал первой
наградой, к которой позднее добавились ордена за трудовые и боевые заслуги.
Сегодня комплекс ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых условиях.
Система ГТО является мощным стимулом для спорта. Подготовка к выполнению
нормативов развивает все группы мышц, увеличивает выносливость, координацию, умение
рассчитывать свои силы и потенциал.
Цель вводимого комплекса – «дальнейшее повышение уровня физического воспитания и
мобилизационной готовности народа, в первую очередь молодого поколения…».
Основное содержание комплекса ГТО ориентировано на качественную физическую
подготовкусотен миллионов людей.
В связи с актуальностью вопроса разработана программа в соответствии с Федеральным
образовательным стандартом начального общего образования, основного общего и среднего
(полного) общего образования, рабочими программами «Физическая культура. Предметная
линия учебников В.И. Ляха» и Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном
комплексе «Готовк труду и обороне» (ГТО).
Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующие цели:
- внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;
- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта
в у креплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании
патриотизма и гражданственности.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
- создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к
участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
- углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и
навыков, приобретенных на уроках физической культуры;
- развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных
возможностей организма;
- обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с
общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний
(тестов) комплекса ГТО;
- формирование умений максимально проявлять физические способности при
выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
- формирование у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в
систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и
ведении здорового образа жизни.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон
учебно-тренировочного процесса (физической, технической, психологической и теоретической
подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля);
- ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, определяющий последовательность изложения
программного материала и соответствия его требованиям комплекса ГТО, чтобы обеспечить в
учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов
тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технической
подготовленности;
- ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ, предусматривающий в зависимости от индивидуальных
особенностей учащегося вариативность программного материала для практических занятий,
характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение
определенной педагогической задачи.
Программа ориентирована на возрастные группы школьников согласно Положению о
Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»:
- 2 ступень – 9 – 10 лет (3 – 4 классы).
Время, отведенное на обучение, составляет для 4 классов - 34 часа в год, 1 часа в неделю,
причем практические занятия составляют большую часть программы.
Дети с ОВЗ обучаются в инклюзивных классах и осваивают данную программу по внеурочной
деятельности совместно со всеми обучающимися.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях физических упражнений
общеразвивающей и прикладной направленности, подвижных игр и эстафет, что способствует
эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. Повышению мотивации
школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в контрольных
прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных праздниках и т.п.
К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к основной
группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники, относящиеся к
подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и требований комплекса ГТО
избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию здоровья, на основании справки
терапевта, в которой указывается диагноз и противопоказания к тому или иному виду двигательных
действий. К особой группе относятся школьники специальной медицинской группы. Их участие в
сдаче норм ГТО ограничивается физическими упражнениями малой интенсивности, основной акцент
делается на разделы знаний и слагаемые здорового образа жизни.
Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
подготовительной (ходьба, бег, общеразвивающие упражнения /ОРУ/),
основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок, подвижных и
спортивных игр и т.д.),
заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов,
домашнее задание).
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов,
использованием новейших педагогических методик, на пришкольных, спортивных площадках .
По завершению каждого учебного года проводятся контрольно-переводные испытания:
прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание на перекладине, бег 6 мину, бег 30 м;
В течение учебного года проводятся соревнования по изученным видам спорта внутри
группы, внутри образовательного учреждения и т.д.
Формы обучения подведение итогов реализации программы.
Программа предполагает различные формы контроля:
1.
Тестирование уровня физической подготовленности.
2.
Спортивные праздники, конкурсы, викторины.
3.
Соревнования.
4.
Игровой калейдоскоп, веселые старты.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы:
Познавательные УУД:
- различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию,
гибкость);
- соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
- подбирать упражнения для разминки, физкультминутки, физкультпаузы (комплексы
зарядки);
- применять правила игры;
- использовать знания во время подвижных игр на досуге.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре;
- принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;
- умение оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок;
- выполнять самоанализ.
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности;
- при игре адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера;
- взаимодействовать со сверстниками в игре;
- задавать вопросы.
Личностные УУД:
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается;
- готовность принять на себя ответственность;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- применять знания и умения в повседневной жизни;
- понимание необходимости в здоровом образе жизни.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный
проектор.
Спортивный инвентарь: секундомер, рулетка, гимнастическая стенка, лыжи, гимнастические
коврики, резиновые мячи, гимнастические обручи, палки, скакалки, гимнастические маты, флажки,
кегли (конусы).
Литература:
1.Учебник Лях В. И. «Физическая культура 1 – 4 классы, издательство «Просвещение» 2012 г.
3.Гуревич И. А. 300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию: практ.
Пособие 2 – е изд. стереотип. – Мн.: выш. Школа, 2013 – 319с.
4. Фатеева Л. П. «300 подвижных игр для младших дошкольников». Популярное пособие для
родителей и педагогов, Ярославль: Академия развития, 2013 г. – 224с.
5. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. пособие для
общеобразовательной организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – 2-ое изд. – М.:
Просвещение, 2017.
6. Поурочные разработки по физической культуре. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. Патрикеев А.Ю.
7. Поурочные разработки по физической культуре. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. Патрикеев А.Ю.
8. Поурочные разработки по физической культуре. 1 класс. – М.: ВАКО, 2014. Патрикеев А.Ю.
9. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО)
№
п/п
Тематическое планирование и содержание деятельности
2 ступень. Возрастная группа 9 – 10 лет (3 – 4 классы)
Разделы и темы занятий
Колво
часов
1
занятиях 1
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Что такое комплекс ГТО?
Правила техники безопасности и профилактики травматизма
физическими упражнениями
Разминка и ее значение в занятиях физическими упражнениями
Бег на 60 м
Бег на 60 м
Бег на 1 км
Бег на 1 км
Смешанное передвижение на 1 км
Смешанное передвижение на 1 км
Эстафеты
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)
12
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)
1
13
14
15
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (мальчики, девочки)
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (мальчики, девочки)
1
1
1
16
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (мальчики, девочки)
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
Прыжок в длину с разбега
Прыжок в длину с разбега
Метание мяча 150 г на дальность
Метание мяча 150 г на дальность
Метание мяча 150 г на дальность
«От игры к спорту (соревнования по подвижным играм)»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
29
30
31
32
33
34
Бег на лыжах
Бег на лыжах
Бег на лыжах
«Сильные, смелые, ловкие, умелые»
«Сильные, смелые, ловкие, умелые»
«А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
«Мы готовы к ГТО!»
1
2
на
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34