Рабочая программа курса по выбору «Биология на службе медицины» для обучающихся 11 класса

Пояснительная записка
В настоящее время перед школой стоит проблема перевода старших классов на
профильное обучение, которое обеспечивает преемственность между общим и
профессиональным образованием, помогает профессиональному самоопределению
учащихся, выполняет функцию их допрофессиональной подготовки, готовит школьников
к более эффективному восприятию и усвоению программ высшего профессионального
образования.
Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно
остро. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Как ни
странно, в наш информационные век школьники обладают достаточно скудными
знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Это одна из
причин поведения учащихся, не соответствующего принципам ЗОЖ, а значит, и причина
их низкого уровня здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у
учащихся не только валеологическую грамотность и ценностное отношение к здоровью,
но и элементарные медицинские умения и навыки.
Из всех предметов биологического цикла в школьной программе имеется только
один, посвященный человеку, - «Человек и здоровье». В его содержании преобладают
анатомо-физиологические характеристики организма, в то время как понимание биологии
человека требует более широкого, междисциплинарного подхода.
Программа предлагаемого курса представляет собой попытку реализовать такой
подход.
Данная рабочая программа является частью образовательной программы школы.
Цель курса: расширение знаний о человеке, его особенностях; развитие у
учащихся навыков научного познания через приобщение к элементам исследовательской
деятельности.
Задачи курса:
Образовательные: создать у учащихся, интересующихся гигиеной, физиологией,
здоровьем, углубленную систему знаний; сформировать навыки принятия позитивных для
здоровья решений; раскрыть закономерности, имеющие общебиологический характер
(обмен веществ, питание, закаливание, оздоровление).
Развивающие: развивать интерес к проблеме здоровья человека, к проблемам физиологии,
гигиены, фармакологии, здоровья и биологии в целом; познакомить с методами научного
исследования при изучении физиологии, косметологии.
Воспитательные: воспитать ответственное отношение к своему здоровью и здоровому
образу жизни. Способствовать профориентационной работе с учащимися.
Планируемые общие и специальные компетентности учащихся:
В качестве основных образовательных результатов выступают: развитие и
повышение экологической, санитарной культуры учащихся, обучение приемам оказания
первой доврачебной помощи пострадавшему, профилактика наркозависимости.
Курс способствует формированию базовых ценностей (жизнь, здоровье, красота,
знание, человек), содействует воспитанию физически крепкого молодого поколения,
адекватному отношению к себе и окружающим.

Требования к уровню усвоения курса









После изучения данного курса учащиеся должны знать:
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «патология»;
Признаки различных заболеваний (гастрит, ожирение, диабет, гипертония….);
Различные виды питания;
Способы очистки организма;
Нормы потребления жиров и углеводов;
Вредные привычки человека и их влияние на здоровье;
Профилактические меры различных заболеваний;
Приемы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
 Работать в группах;
 Составлять схемы, конспекты, писать рефераты, придерживаясь определенной
структуры;
 Определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной
информации и ее обработки;
 Решать задачи с медицинским содержанием.
Формы занятий:
Тренинги, семинар, лекции, выполнение практических и творческих работ,
экскурсии, презентация результатов исследования.
В рамках курса осуществляется профориентационная работа на медикобиологические специальности, прививаются общеучебные умения и навыки,
направленные на сбор и анализ данных, умение сопоставлять и анализировать,
математически обрабатывать биологические данные. Все эти умения и навыки повышают
образовательный уровень будущих студентов и способствуют формированию научного
потенциала, прежде всего в области биологии.
Программа курса рассчитана на 34 часа и включает следующие разделы: «История
медицины», «Питание и здоровье», «Здоровье и ЗОЖ», «Здоровье и патология», «Первая
медицинская помощь», «Эндокринная система», «Поведение и психика», «Профилактика
различных заболеваний».
Интеграция курса: медицина, экология, биология, химия, история, искусство.
Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию,
высокой мировоззренческой значимости, ориентированной в системе общечеловеческих
ценностей, данный элективный курс может быть востребован
учащимися,
занимающимися по различным профилям.
Контроль знаний учащихся осуществляется либо с помощью беседы по вопросам,
или в форме написания рефератов по выбранной теме, либо в виде научной конференции.
Учебно – тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема
Введение
История медицины
Здоровье и ЗОЖ
Здоровье и патология
Питание и здоровье
Иммунитет

Количество
часов
1
2
3
3
5
5

В том числе:
Практические
Контрольные
работы
работы

3
1
2
1

Экскурсий

2

7.
8.
9.
10.

Первая
медицинская
помощь
Эндокринная система
Поведение и психика
Профилактика
различных заболеваний
Всего:

6

1

2
3
4

1

34

9

1

1
1

Содержание курса
Раздел № 1: Введение (1 час).
Знакомство с программой курса, формами и методами обучения, критериями
оценки успешности изучения курса, требованиями к итоговому мини-проекту.
Раздел № 2: История медицины (2 часа).
Медицина от античных времѐн до наших дней (Гиппократ, Гарвей, Авиценна,
И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В.
Склифосовский, Н.А. Семашко, В.П. Филатов, А.А. Вишневский, Н.Н. Бурденко
др.).
Организация здравоохранения. Успехи современной медицины. Народная
медицина. Знахарство.
Раздел № 3: Здоровье и ЗОЖ (3 часа).
Здоровье как социально-психологическая категория. Концепция ЗОЖ. Слагающие
ЗОЖ, Мотивация здоровья и ЗОЖ. Понятие нормы. Оценка и самооценка состояния
здоровья. Определение влияния образа жизни на состояние здоровья.
Раздел № 4: Здоровье и патология (3 часа).
Понятие о форме и патологии тела. Организм – самостоятельно существующая
единица. Роль наследственности и окружающей среды
на организм. Патология – одна
из древнейших наук, изучающая болезнь, еѐ сущность и закономерности развития.
Раздел № 5: Питание и здоровье (5 часов).
Питание и здоровье. Рацион и режим питания. Раздельное питание.
Вегетарианство. Сыроедение. Виды питания. Пищевые отравления. Меры профилактики и
первая помощь при различных видах пищевых отравлений. Инфекционные и
неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта. Гастрит, язва желудка.
Гельминтозы. Режим питья. Способы очистки организма.
Раздел № 6: Иммунитет (5 часов).
Инфекционные и неинфекционные заболевания, возбудители, пути передачи
инфекции. Меры профилактики. Факторы риска. Алкоголь, курение, наркотики – факторы
опасные для здоровья человека. Способы повышения иммунитета.
Раздел № 7: Первая медицинская помощь (6 часов).
Принципы оказания первой доврачебной помощи. Травмы опорно-двигательного
аппарата. Переломы: открытый, закрытый. Вывихи, растяжения, ушибы. Виды повязок и
шин. Десмургия. Тепловой и солнечный удары, приемы оказания первой доврачебной
помощи. Поражения электрическим током, молнией. Профилактика. Виды кровотечений,
способы временной остановки кровотечения. Принципы оказания первой помощь при
утоплении,
удушении, заваливании
землей.
Системы
самооздоровления и
самосовершенствования организма.

3

Раздел № 8: Эндокринная система (2 часа).
Железы внешней, внутренней и смешенной секреции. Секреты. Гормоны.
Эндокринная система: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники,
поджелудочная железа, половые железы. Гормон роста. Гипофизарные гиганты и
лилипуты. Кретинизм. Базедова болезнь. Слизистый отек. Сахарный диабет. Гормоны
надпочечников: адреналин, норадреналин.
Раздел № 9: Поведение и психика (3 часа).
Биологические ритмы. Сон: быстрый и медленный. Сновидения. Режим сна и
бодрствования. Воля. Этапы волевого акта: выбор цели, борьба побуждений, выбор
способа действия, действие, коррекция результатов. Внушаемость. Негативизм. Эмоции.
Внимание. Функции воли. Стадии работоспособности. Режим дня: условные и
безусловные рефлексы на время (динамический стереотип).
Раздел № 10: Профилактика различных заболеваний (4 часов).
Инфекционные и неинфекционные заболевания, возбудители, пути передачи
инфекции. Меры профилактики. Факторы риска. Алкоголь, курение, наркотики – факторы
опасные для здоровья человека. Способы повышения иммунитета.
Темы для рефератов:
1. Значение овощей и фруктов в рационе питания.
2. Соль и еѐ влияние на организм.
3. Вегетарианство: за и против.
4. Макро – и микроэлементы: биологическая роль.
5. Девочка-подросток и здоровье будущих поколений.
6. Экология и здоровье.
7. Культура и здоровье.
8. Инфекционные заболевания. Уход за больными.
9. Профилактика инфекционных заболеваний.
10. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Темы конференций:
1. Здоровье нации.
2. Искусственная пища: за и против.
3. Рациональное питание и здоровье.

Перечень литературы и средств обучения
Литература для учителя
1. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика,
1984.
2. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и ЗОЖ. – М.: Просвещение. 2002.
3. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма, наркомании среди
молодежи. – М.: Юридическая литература, 1988.
4. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина. 1992.
5. Соковня – Семенова Н.И. Основы ЗОЖ и первая медицинская помощь. – М.:
Агадема. 2000.
6. Пугал Н.А. Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии
«Человек и его здоровье». – М.: Владос, 2003.
7. Хрипкова А.Г. Калинова Г.С. Методическое пособие к учебнику «Биология.
Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 2002.
Литература для учащихся
Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
Арнольди И.А. Труд и здоровье подростка. – М.: Медицина, 1982.
Климова В.И. Человек и его здоровье. – М.: Знание, 1985.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение,
1985.
5. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа,
1997.

1.
2.
3.
4.

Поурочное календарно – тематическое планирование
факультативных занятий «Основы медицинских знаний и ЗОЖ»
№

Наименование тем

Типы и
формы
занятий

Средства
обучения

Методы
обучения

1. Введение (1 час).
Информационно
- развивающие
2. «История медицины» (2 часа)
Информационно
- развивающие
Информационно
- развивающие
3. «Здоровье и ЗОЖ» (3 часа)
Репродуктивный 1. Оценка состояния
здоровья.

1.

Введение

Лекция

Слайдыпрезентации

2.

Медицина от античных Лекция
времен до наших дней.
Народная
медицина. Лекция
Знахарство.

Слайдыпрезентации
Слайдыпрезентации

Здоровье
как Лекция
социальнопсихологическая
категория. Концепция
ЗОЖ
Концепция ЗОЖ
Лекция

Вербальные

Вербальные

Репродуктивный

Мотивация здоровья и
ЗОЖ. Составляющие
ЗОЖ. Понятие нормы.

Слайдыпрезентации

Информационно
- развивающие

3.

4.

5.

6.

7.

Патология.

Лекция

Лекция

Практические
работы

2. Самооценка
текущего состояния
здоровья.
3. Определение
влияние образа
жизни на состояние
здоровья.

Образовательн
ый продукт

Колво
часов

Опорный
конспект

1

Опорный
конспект, отчет
Опорный
конспект, отчет

1

Опорный
конспект, отчет

1

Опорный
конспект, отчет

1

Опорный
конспект,
домашняя
практическая
работа

1

4. «Здоровье и патология» (3 часа)
Слайды
– Проблемно4.
Определение Опорный
презентации. исследовательск патологии
клеток конспект, отчет
Оборудовани ий
крови человека.

Дата
план

факт

1

1

8

8.
9.

Методы диагностики:
анализы.
Методы диагностики:
кардиограмма.

Информационно
- развивающие
Информационно
Вербальные
- развивающие
5. «Питание и здоровье» (5 часов)
Специальное
Проблемно5. Определение
оборудование исследовательск доброкачественности
продуктов.
для
ий
практической
работы
Вербальные
Поисковый

Отчет

1

Отчет

1

Опорный
конспект, отчет,
доклады

1

Структурнологические
схемы, тезисы

1

Семинар,
работа в
группах

Вербальные

Поисковый

Структурнологические
схемы, тезисы

1

Лекция

Специальное
оборудование
для
практической
работы
Слайдыпрезентации

Проблемноисследовательск
ий

Опорный
конспект, отчет

1

Опорный
конспект,
тезисы

1

Опорный

1

Экскурсия в
амбулаторию
Экскурсия в
амбулаторию

10. Питание и здоровье.
Рацион и режим
питания. Виды
питания.

Лекция

11. Пищевые отравления.
Меры профилактики и
1 помощь при пищевых
отравлениях.
12. Инфекционные и
неинфекционные
заболевания
желудочно-кишечного
тракта. Гельминтозы.
13. Режим питья.
Гигиеническая оценка
питьевой воды.

Семинар,
работа в
группах

14. Способы очистки
организма.

Беседа

15. Иммунитет.

е
для
практической
работы
Вербальные

Лекция

Слайды-

6. Определение
пригодности воды
для питья.

Информационно
– развивающие
6. «Иммунитет» (5 часов).
Информационно

9

Иммунопрофилактика.
16. Вирусы. Вакцина.
Лечебная сыворотка.
17. Тканевая
совместимость и
переливание крови.
18 Донорские традиции в
России.
19
20. Принципы
оказания
первой
доврачебной
помощи.
21. Практические занятия
по оказанию 1
медицинской помощи
при травмах ОДА.
Виды повязок и шин.
22. Практические занятия
по оказанию 1 помощи
при различных видах
кровотечений.

Лекция
Семинар,
работа в
группах
Семинар.

презентации
Слайдыпрезентации
Вербальные

- развивающие
Информационно
- развивающие
Поисковый

конспект
Опорный
конспект, отчет.
Отчет

1

Вербальные

Поисковый

Доклады

1

Отчет

1

Проблемноисследовательск
ий

Отчет

1

Проблемноисследовательск
ий

Отчет

1

Проблемноисследовательск
ий

Отчет

1

Проблемноисследовательск
ий

Отчет

1

7. Определение
совместимых групп
крови.

7. «Первая медицинская помощь» (6 часов)
Экскурсия в
Вербальные
Информационно
амбулаторию
- развивающие
Работа в
группах

Работа в
группах

23. Практические занятия Работа в
по оказанию 1 помощи группах
при
тепловом
и
солнечном ударах.
24. Практические занятия Работа в
по оказанию 1 помощи группах
при
поражении
органов дыхания.

Специальное
оборудование
для
практической
работы
Специальное
оборудование
для
практической
работы
Специальное
оборудование
для
практической
работы
Специальное
оборудование
для
практической
работы

1

10

25. Лекарства для
здоровых. Системы
самооздоровления и
самосовершенствовани
я.

Лекция

26. Железы
внутренней
секреции, выделяемые
ими гормоны и их
физиологический
эффект.
27. Заболевания,
возникающие
при
нарушении
деятельности
эндокринных желез.

Семинар,
работа в
группах

28.
29.

30.

31.

32.

Работа в
группах

Вербальные

Информационно
-развивающие

8. Традиционные и
нетрадиционные
методы
оздоровления.

8. «Эндокринная система» (2 часа).
Информационно
Вербальные
-развивающие

Слайдыпрезентации

Информационно
– развивающие

Презентация,
отчет

1

Структурнологические
схемы.

1

Презентации,
доклады.

1

9. «Поведение и психика» (3 часа).
Биологические ритмы. Беседа
Вербальные
Информационно
Сон. Сновидения.
– развивающие
Лекция
Вербальные
Информационно 9.
Познавательные
Изучение
– развивающие
процессы.
Воля.
внимания
при
Эмоции. Внимание.
разных условиях.
Работоспособность.
Семинар
СлайдыИнформационно
Режим дня.
презентации
– развивающие
10. «Профилактика различных заболеваний» (5 часов)
Информационно
Основные
Беседа
СлайдыОпорный
инфекционные
-развивающие
презентации
конспект,
заболевания, их
доклады
возбудители, пути
передачи инфекции,
меры профилактики
Основные
Беседа
СлайдыИнформационно
Опорный

1
1

1

1

1
11

неинфекционные
заболевания.
Профилактика
факторов риска
основных
неинфекционных
заболеваний.
33. Правда и ложь об
алкоголе.
Алкоголь,
наркотики – факторы,
опасные для здоровья
человека.
34. Конференция
исследовательских и
творческих работ
учащихся

презентации

-развивающие

конспект,
доклады

Беседа

Слайдыпрезентации

Информационно
-развивающие

Опорный
конспект,
доклады

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний

Слайдыпрезентации

Миниконференция

Работа с
источниками
информации

1

1

ИТОГО: 34 часа, в том числе практических работ - 9, экскурсий – 3.

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».