Адаптированная рабочая программа по предмету Русский язык для обучающихся с ЗПР НОО индивидуальное обучение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский
язык» 2 класс для обучающегося с ЗПР (вариант 7.1) составлена на основе
требований к результатам освоения программы начального общего
образования ФГОС НОО и соответствует Федеральной рабочей программе
по учебному предмету «Русский язык», а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе
воспитания.
Программа по математике на уровне начального общего образования
направлена на достижение следующих образовательных, развивающих
целей, а также целей воспитания:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения АООП НОО, целевых
установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с
обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного,
коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального
общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения
спортивно–оздоровительной
работы,
организацию
художественного
творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков
(включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия),
проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование
в
образовательном
процессе
современных
образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы;

• участие педагогических работников, обучающихся, их родителей
(законных представителей) и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка
имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания,
опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на
материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне
основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского
языка является основой всего процесса обучения на уровне начального
общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом
определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов,
как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык,
выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского
народа и других народов России. Свободное владение языком, умение
выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность
адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в
различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей,
принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что
способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные
достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как

явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения
народа. Значимыми личностными результатами являются развитие
устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка,
формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно­нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и
синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях
употребления в речи; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному
образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых
результатов обучения русскому языку является признание равной
значимости работы по изучению системы языка и работы по
совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван
сформировать первоначальные представления о структуре русского языка,
способствовать
усвоению
норм
русского
литературного
языка,
орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на
решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности,
отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного

языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и
письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются
совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка» во 2 классе –
102 часа (3 часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует

уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).
Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места

орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.
Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать
причинно­следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:


выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
 готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;


выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
 выполнять
совместные проектные задания с опорой на
предложенные образцы.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики
содержания предметных областей включают освоенные обучающимися
знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность
их применения.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты по русскому
языку должны отражать:

1)

формирование первоначальных представлений о единстве и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
2)

формирование интереса к изучению родного (русского) языка;

3)

овладение

первоначальными

представлениями

о

правилах

речевого этикета;
4)

овладение основами грамотного письма;

5)

овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями,

необходимыми для совершенствования их речевой практики;
6)

формирование позитивного отношения к правильной устной и

письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
7)

использование

сформированных

знаний

в

области

грамматико-орфографических

русского
умений

для

языка

и

решения

практических задач.
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;

















определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраскес помощью опоры;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила с помощью учителя;
применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание
предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 30 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 35 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-3
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам с помощью опоры;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3035 слов с опорой на вопросы;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

5

3

Лексика

8

4

Состав слова

12

5

Морфология

15

6

Синтаксис

7

7

Орфография и пунктуация

36

8

Развитие речи

18

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

Практические
работы

7

7

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1

Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков

1

02.09.2024

2

Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки

1

03.09.2024

3

Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки

1

05.09.2024

4

Функции мягкого знака

1

09.09.2024

5

Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со
словарями

1

10.09.2024

6

Слово и его значение

1

12.09.2024

7

Однозначные и многозначные слова

1

16.09.2024

8

Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова

1

17.09.2024

9

Синонимы

1

19.09.2024

10

Антонимы

1

23.09.2024

11

Обобщение знаний по разделу
«Лексика»

1

24.09.2024

12

Окончание как изменяемая часть слова

1

26.09.2024

13

Изменение формы слова с помощью
окончания

1

30.09.2024

14

Различение изменяемых и

1

01.10.2024

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

неизменяемых слов
15

Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова

1

03.10.2024

16

Признаки однокоренных (родственных)
слов. Корень слова

1

07.10.2024

17

Корень как часть слова

1

08.10.2024

18

Корень как общая часть родственных
слов

1

10.10.2024

19

Суффикс как часть слова

1

14.10.2024

20

Значения суффиксов

1

15.10.2024

21

Приставка как часть слова (наблюдение)

1

17.10.2024

22

Роль суффиксов и приставок

1

21.10.2024

23

Диктант на изученные правила

1

24

Имя существительное как часть речи

1

24.10.2024

25

Имя существительное: значение

1

28.10.2024

26

Имя существительное: вопросы («кто?»,
«что?»),

1

29.10.2024

27

Имя существительное: изменение по
числам

1

31.10.2024

28

Число имён существительных

1

05.11.2024

29

Глагол как часть речи

1

07.11.2024

30

Глагол: значение

1

11.11.2024

31

Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.

1

12.11.2024

32

Единственное и множественное число
глаголов

1

14.11.2024

33

Обобщение знаний о глаголе

1

18.11.2024

34

Имя прилагательное как часть речи

1

19.11.2024

1

22.10.2024

35

Имя прилагательное: значение

1

21.11.2024

36

Связь имени прилагательного с именем
существительным

1

25.11.2024

37

Обобщение знаний об имени
прилагательном

1

26.11.2024

38

Предлог. Отличие предлогов от
приставок

1

28.11.2024

39

Части речи: обобщение

1

02.12.2024

40

Предложение как единица языка

1

03.12.2024

41

Предложение и слово

1

05.12.2024

42

Восклицательные и невосклицательные
предложения

1

09.12.2024

43

Виды предложений по цели
высказывания

1

10.12.2024

44

Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения

1

12.12.2024

45

Связь слов в предложении

1

16.12.2024

46

Предложение: систематизация знаний

1

17.12.2024

47

Повторение алгоритма списывания
текста

1

19.12.2024

47

Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)

1

23.12.2024

48

Гласные после шипящих в сочетаниях
ча, ща, чу, щу

1

24.12.2024

49

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

26.12.2024

50

Перенос слов по слогам

1

09.01.2025

51

Диктант на изученные правила (гласные
после шипящих, сочетания чк, чн, чт)

1

52

Употребление прописной и строчной

1

1

13.01.2025
14.01.2025

буквы
53

Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей,
клички животных

1

16.01.2025

54

Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова

1

20.01.2025

55

Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный
звук в корне слова

1

21.01.2025

56

Списывание текста. Словарный диктант

1

57

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне

1

27.01.2025

58

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне: закрепление

1

28.01.2025

59

Непроверяемые гласные в корне слова

1

30.01.2025

60

Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными
гласными в корне слова

1

03.02.2025

61

Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)

1

62

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

06.02.2025

63

Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова

1

10.02.2025

64

Способы проверки согласных в корне
слова

1

11.02.2025

65

Отработка правописания слов с парным
по глухости звонкости согласным в

1

13.02.2025

1

1

23.01.2025

04.02.2025

корне слова
66

Учимся писать буквы согласных в корне
слова

1

67

Диктант на изученные орфограммы в
корне слова

1

68

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

20.02.2025

69

Наблюдение за правописанием
суффиксов имён существительных

1

24.02.2025

70

Наблюдение за правописанием
суффиксов имён прилагательных

1

25.02.2025

71

Наблюдение за правописанием
приставок

1

27.02.2025

72

Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове

1

03.03.2025

73

Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)

1

74

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

06.03.2025

75

Раздельное написание предлогов с
именами существительными

1

10.03.2025

76

Правописание слов с разделительным
мягким знаком

1

11.03.2025

77

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком

1

13.03.2025

78

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами

1

17.03.2025

17.02.2025
1

1

18.02.2025

04.03.2025

79

Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

18.03.2025

80

Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

20.03.2025

81

Контрольный диктант

1

82

Диалогическая форма речи

1

25.03.2025

83

Текст

1

27.03.2025

84

Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной
мысли

1

31.03.2025

85

Тема текста

1

01.04.2025

86

Основная мысль

1

03.04.2025

87

Заглавие текста

1

07.04.2025

88

Отработка умения подбирать заголовки
к предложенным текстам

1

08.04.2025

89

Последовательность частей текста
(абзацев).

1

10.04.2025

90

Корректирование текстов с
нарушенным порядком предложений

1

14.04.2025

91

Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений

1

15.04.2025

92

Текст-описание

1

17.04.2025

93

Особенности текстов-описаний

1

21.04.2025

94

Текст-повествование

1

22.04.2025

95

Особенности текстов-повествований

1

24.04.2025

96

Различение текстов-описаний и текстов-

1

28.04.2025

1

24.03.2025

повествований
97

Текст-рассуждение

1

29.04.2025

98

Особенности текстов-рассуждений

1

05.05.2025

99

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы

1

06.05.2025

100

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы

1

12.05.2025

101

Повторение изученного

1

13.05.2025

102

Повторение изучнного

1

15.05.2025

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

8

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Азбука (в 2 частях), 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская
Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык, 1 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык. Азбука: 1-й класс: учебник: в 2 частях, 1 класс/ Горецкий
В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Орфографический словарь русского языка для школьников, толковый
словарь русского языка Ожегова, школьный этимологический словарь
русского языка, школьный орфоэпический словарь русского языка, словари
синонимов и антонимов.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Диски для учебника "Русский язык"


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».