Рабочая программа курса по выбору «Основные вопросы биологической науки» для обучающихся 10 класса

Пояснительная записка
В условиях реформирования российской системы образования
актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –
ЕГЭ. ЕГЭ по биологии относится к числу тех предметов, которые являются
наиболее востребованными. Тематическое планирование курса по выбору
«Основные вопросы биологической науки» предназначено для теоретической
и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой
аттестации выпускников по биологии в рамках Единого государственного
экзамена. Курс ориентирован на повторение, систематизацию и углубленное
изучение основных вопросов биологической науки. Данная программа курса
составлена для обучающихся 10 класса для углублённого изучения предмета
«Биология» и подготовки в дальнейшем к сдаче ЕГЭ по предмету.
Тематическое планирование составлено на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего
образования по биологии (от 05.03.2004 №1089);
Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2025 года по биологии;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения
в 2025 году единого государственного экзамена по биологии;
Спецификации контрольных измерительных материалов для
проведения в 2025 году единого государственного экзамена по биологии.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к
новой форме аттестации – ЕГЭ.
Задачи курса:
1. повышение предметной компетентности учеников;
2. развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
3. краткое изложение и повторение курса биологии;
4. формирование умений и навыков решения типовых тестовых
заданий;
5. формирование умений выполнять задания повышенной и высокой
сложности.
6. воспитание положительного отношения к процедуре контроля в
формате единого государственного экзамена;
7. знакомство со структурой и содержанием контрольных
измерительных материалов по предмету; распределением заданий

различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым
ответом);
8.
формирование
умения
работать
с
инструкциями,
регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно
распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно
оформлять решения заданий с развернутым ответом;
9. психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой)
аттестации.
Планирование курса рассчитано на 17 учебных часов, из расчета 1 час в
две недели.
Виды и формы контроля
Текущий контроль осуществляется с помощью индивидуального опроса.
В завершении курса учащиеся выполняют пробное тестирование в
соответствии с требованиями к экзаменационной работе по биологии.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
1. Методы научного познания; основные положения биологических
законов, правил, теорий, закономерностей, гипотез:
o
методы научного познания, признаки живых систем, уровни
организации живой материи;
o
основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная,
синтетическая теория эволюции, антропогенеза);
o
основные положения учений (о путях и направлениях эволюции, Н.И.
Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений,
В.И. Вернадского о биосфере);
o
сущность законов (Г. Менделя, сцепленного наследования Т. Моргана,
гомологических рядов в наследственной изменчивости, зародышевого
сходства; биогенетического);
o
сущность закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования;
наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их
цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя, экологической
пирамиды);
o
сущность гипотез (чистоты гамет, происхождения жизни,
происхождения человека);
2. Строение и признаки биологических объектов:
o
клеток прокариот и эукариот: химический состав и строение
органоидов;
o
генов, хромосом, гамет;

вирусов, одноклеточных и многоклеточных организмов царств
живой природы (растений, животных, грибов и бактерий), человека;
o
вида, популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
3. Сущность биологических процессов и явлений:
o
обмен веществ и превращения энергии в клетке и организме,
фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание,
брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост;
o
митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных
животных;
o
оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных;
развитие и размножение, индивидуальное развитие организма (онтогенез);
o
взаимодействие генов; получение гетерозиса, полиплоидов,
отдаленных гибридов; действие искусственного отбора;
o
действие движущего и стабилизирующего отбора, географическое и
экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции
на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде
обитания;
o
круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере,
эволюция биосферы;
4.
Современную биологическую терминологию и символику по
цитологии, генетике, селекции, биотехнологии, онтогенезу, систематике,
экологии, эволюции;
5.
Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности,
высшей нервной деятельности и поведения.
o

Уметь:
1. Объяснять:
роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира;
 единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения
живых организмов, эволюцию растений и животных, используя
биологические теории, законы и правила;
 отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
 причины
наследственных
и
ненаследственных
изменений,
наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций;
 взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины
устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем;
необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды;
 причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих
рас;
 место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими
животными, роль различных организмов в жизни человека;


зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды;
проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль
гормонов и витаминов в организме;


2. Устанавливать взаимосвязи:
строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и
энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
 движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;


3. Решать
задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы
скрещивания), экологии, эволюции;


4. Составлять схемы


переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые

сети);
5. Распознавать и описывать:
клетки растений и животных;

особей вида по морфологическому критерию;

биологические объекты по их изображению и процессам их
жизнедеятельности;

экосистемы и агроэкосистемы;


6. Выявлять:
отличительные признаки отдельных организмов;

приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных;

абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи
организмов в экосистеме, антропогенные изменения в экосистемах;

источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);


7. Сравнивать (и делать выводы на основе сравнения)
биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и
агроэкосистемы);

процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека,
пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез);


митоз и мейоз, бесполое и половое размножение, оплодотворение у
растений и животных, внешнее и внутреннее оплодотворение;

формы естественного отбора, искусственный и естественный отбор,
способы видообразования, макро- и микроэволюцию, пути и направления
эволюции;


8. Определять
принадлежность
биологических
систематической группе (классификация);


объектов

к

определенной

9. Анализировать
различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных
групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов;

состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье
человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные
антропогенные изменения в биосфере;

результаты биологических экспериментов, наблюдений по их
описанию.


Тематический план курса по выбору 10 класс
«Основные вопросы биологической науки»
№ п/п Тема урока
1
2
3
4
5
6

7
8
9

Биология как наука. Решение типовых заданий ЕГЭ.
Методы научного познания и объекты изучения
биологии. Решение типовых заданий ЕГЭ
Биологические системы и их свойства. Решение
типовых заданий ЕГЭ
Клеточная теория строения организмов. Решение
типовых заданий ЕГЭ
Химический состав клетки. Решение типовых
заданий ЕГЭ
Структурно-функциональная организация
эукариотической клетки. Решение типовых заданий
ЕГЭ
Клетки прокариот. Решение типовых заданий ЕГЭ
Метаболизм клетки. Решение типовых заданий ЕГЭ
Методы изучения клетки. Клеточные технологии.
Решение типовых заданий ЕГЭ

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1

10
11
12
13
14
15
16-17

Неклеточные формы жизни. Решение типовых
заданий ЕГЭ
Деление клеток: митоз, мейоз. Решение типовых
заданий ЕГЭ
Общие закономерности и стадии развития
онтогенеза. Решение типовых заданий ЕГЭ
Закономерности наследственности и изменчивости.
Решение типовых заданий ЕГЭ
Составление и анализ родословных. Решение
типовых заданий ЕГЭ
Использование микроорганизмов в биотехнологии.
Решение типовых заданий ЕГЭ
Обобщающий урок.
Итого:

Интернет ресурсы:
1. ЕГЭ–2024, биология: задания, ответы, решения
2. ЕГЭ−2025, Биология: задания, ответы, решения
3. https://ege.fipi.ru/

1
1
1
1
1
1
2
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».