1
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует организацию обучения лиц с ограниченными
возможностями здоровья в МБОУ «Карагайская СОШ № 2».
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"»;
постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания»;
письмом Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
уставом и локальными актами МБОУ «Карагайская СОШ № 2».
1.3. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в
МБОУ «Карагайская СОШ № 2» (далее – Положение) разработано с целью обеспечения
права на получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ) в МБОУ «Карагайская СОШ № 2» (далее – Школа).
1.4. С целью реализации права на получение образования обучающимися с ОВЗ и создания
специальных условий обучения, воспитания, развития, социализации и адаптации
обучающихся с ОВЗ и осуществления психолого-педагогического сопровождения в
образовательной организации функционирует психолого-педагогический консилиум.
1.5. Понятия, используемые в Положении:
2
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией
(далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями
травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее
необходимость его социальной защиты.
Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) – форма взаимодействия
руководящих и педагогических работников Школы. ППк осуществляет деятельность в целях
создания оптимальных условий для обучения, развития, социализации и адаптации
обучающихся с ОВЗ и осуществления психолого-педагогического сопровождения.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ – условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных
технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания
школы, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ.
2. Прием на обучение лиц с ОВЗ
2.1. Прием лиц с ОВЗ на обучение по основным общеобразовательным программам за счет
бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, за исключением
случаев индивидуального отбора при приеме для получения основного общего и среднего
общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для
профильного обучения.
2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и
на основании рекомендаций ПМПК.
2.3. Поступающие с ОВЗ, достигшие возраста 18 лет, принимаются на обучение по
адаптированной образовательной программе только с согласия самих поступающих.
3. Особенности организации обучения лиц с ОВЗ
3.1. В соответствии с рекомендациями ПМПК содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной
программой реабилитации инвалида.
3.2. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими
обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
3.3. Наполняемость классов (групп) с детьми с ОВЗ не должна превышать максимальных
пределов, установленных пунктом 3.4.14 СП 2.4.3648-20.
3
3.4. Урочная деятельность для учащихся с ОВЗ проводится исключительно по пятидневной
учебной неделе и только в первую смену. Внеурочную деятельность для детей с ОВЗ
допускается проводить в субботу.
3.5. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для
обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю
на одного обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их
физиологических потребностей.
3.6. Для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с ОВЗ
создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и
способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.7. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
3.8. Родители детей с ОВЗ или совершеннолетние обучающиеся с ОВЗ вправе выбирать
любую из трех форм обучения в школе: очную, очно-заочную и заочную.
3.9. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе адаптированные,
могут быть реализованы с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, в форме сетевого взаимодействия, на дому и в медицинских
организациях по медицинским показаниям и т. д.
3.10. Образовательная организация реализует образовательные программы, в том числе
адаптированные, в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минпросвещения от
22.03.2021 № 115.
3.11. Промежуточная аттестация детей с ОВЗ проводится на основании локального акта о
формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся МБОУ «Карагайская СОШ № 2».
3.12. Образовательная организация устанавливает режим обучения и учебную нагрузку для
обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
3.13. Классы и группы комплектуются в соответствии с требованиями Порядка,
утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115, СП 2.4.3648-20, а также на
основании рекомендаций ПМПК и коллегиального заключения психолого-педагогического
консилиума МБОУ «Карагайская СОШ № 2».
3.14. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
может осуществляться при реализации образовательных программ в любой форме обучения
(очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных форм
обучения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
локальными нормативными актами МБОУ «Карагайская СОШ № 2».
3.15. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости.
3.16. При расположении парт (столов) в классах, используемых при организации обучения
и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов, следует учитывать особенности физического
4
развития
обучающихся.
Допускается
использование
многофункциональной
(трансформируемой) мебели. Мебель для лиц с ОВЗ и инвалидов должна быть
приспособлена к особенностям их психофизического развития, индивидуальным
возможностям и состоянию здоровья.
4. Порядок предоставления обучающимся с ОВЗ специальных условий получения
образования
4.1. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами
включают:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания;
предоставление специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
4.2. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами
предоставляются на основании следующих документов:
заключения ПМПК с рекомендациями по созданию специальных условий для
получения образования;
копии ИПРА ребенка-инвалида и справки об установлении инвалидности,
выдаваемых федеральными государственными учреждениями МСЭК, с приложением
заключения ПМПК;
согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося.
4.3. ППк Школы осуществляет анализ заключения ПМПК и планирует мероприятия по
обеспечению специальных условий образования. Специалисты ППк обеспечивают
следующие действия:
оценивают ресурсы Школы по предоставлению специальных условий
образования;
планируют содержание адаптированной основной общеобразовательной
программы в части программы коррекционной работы;
определяют характер и содержание коррекционной помощи;
вырабатывают необходимые рекомендации по обеспечению специальных
условий образования.
4.4. В целях построения индивидуальной образовательной траектории ППк разрабатывает
для обучающихся с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) и (или)
индивидуальный учебный план (далее – ИУП).
5. Гарантии обучающимся с ОВЗ
5.1. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. Для этого
родителю (законному представителю) обучающегося с ОВЗ необходимо подать заявление на
имя директора с указанием периода, на который необходимо предоставить питание, и
5
основания для предоставления бесплатного питания. К заявлению прикладываются
заключение ПМПК.
5.2. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные
пособия,
иная
учебная
литература,
а
также
услуги
сурдопереводчиков,
тифлосурдопереводчиков, тьюторов и ассистентов.
5.3. Родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами при обучении по
дошкольным образовательным программам не взимается.
5.4. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья по собственной территории и объектам хозяйствующим субъектом –
образовательной организацией проводятся мероприятия по созданию доступной среды для
инвалидов.
6. Особенности прохождения ГИА обучающимися с ОВЗ
6.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в соответствии с
приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 и от 07.11.2018 №
190/1512.
6.2. Для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится как в
форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме государственного
выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм проведения ГИА-9 (ОГЭ
и ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию указанных лиц проводится в устной
форме.
6.3. ГИА-11 для детей с ОВЗ проводится в форме ГВЭ. ГИА по отдельным учебным
предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание форм
проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ).
7. Особенности выдачи документов об образовании обучающимся с ОВЗ
7.1. Обучающимся с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
7.2. Обучающимся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по
образцу и в порядке, установленном приказом Минобрнауки от 14.10.2013 № 1145.
6