1. Общие положения
1.1. Данное Положение определяет цели, задачи, принципы системы оценки
качества образования в дошкольном образовательном учреждении (далее –
внутренняя система оценки качества образования или ВСОКО), ее
организационную и функциональную структуру, содержание процедур
контроля и экспертной оценки качества образования и общественное участие в
оценке и контроле качества образования, устанавливает единые требования
при проведении мониторинга качества образования (далее — мониторинг) в
дошкольном образовательном учреждении.
1.2. Положение представляет собой локальный акт, разработанный в
соответствии с действующими правовыми и нормативными документами
системы образования: - Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об
образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями на 21
января 2019 года
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам дошкольного образования»
- Устав образовательного учреждения
другие
нормативные
правовые
акты
Российской
Федерации,
регламентирующие
деятельность
организаций,
осуществляющих
образовательную деятельность.
1.3. Система мониторинга качества образования является составной частью
системы оценки качества образования и служит информационным
обеспечением образовательной деятельности дошкольного образовательного
учреждения.
1.4. Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет
собой совокупность организационных структур, норм и правил,
диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе
оценку образовательных достижений воспитанников, эффективности
образовательной программы с учетом запросов основных пользователей
результатов системы оценки качества образования.
1.5. Основными пользователями результатов системы оценки качества
образования ДОУ являются: воспитатели, воспитанники и их родители,
педагогический совет образовательного учреждения, экспертные комиссии при
проведении процедур аттестации сотрудников образовательного учреждения.
1.6. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования — комплексная характеристика образовательной
деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их
соответствия
федеральным
государственным
образовательным
стандартам,
образовательным
стандартам,
федеральным
государственным требованиям и (или) потребностям физического или
юридического
лица,
в
интересах
которого
осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программы.
Система оценки качества дошкольного образования — совокупность
взаимосвязанных субъектов, объектов, показателей, критериев,
способов, механизмов и процедур оценивания основных качественных
характеристик дошкольного образования, свидетельствующих о
выполнении установленных нормативов, стандартов, требований и
ожиданий (потребностей) родителей воспитанников дошкольных
образовательных организаций.
Качество условий — выполнение санитарно-гигиенических норм
организации образовательного процесса; организация питания в
дошкольном учреждении; реализация мер по обеспечению безопасности
воспитанников в организации образовательного процесса.
Качество образования ДО — это соответствие системы дошкольного
образования, происходящих в ней процессов и достигнутых результатов
ожиданиям и требованиям государства (ФГОС ДО), общества и
различных групп потребителей: детей, родителей, педагогов ДОУ,
учителей начальной школы (учитывая муниципальную стратегию,
гражданский заказ.)
Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации
Программы в ДОУ осуществляется не за образовательными
результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и
способствуют достижению детьми определенных образовательных
результатов. Используемые в ДОУ критерии оценки эффективности
деятельности отдельных работников должны быть построены на
показателях, характеризующих создаваемые ими условия, при
реализации образовательной программы (комментарии к ФГОС
дошкольного образования, письмо Минобрнауки РФ от 28 февраля 2014
г. № 08-249).
Оценивание качества — оценивание соответствия образовательной
деятельности, реализуемой ДОУ, заданным требованиям Стандарта и
Программы в дошкольном образовании направлено, в первую очередь,
на оценивание созданных организацией условий в процессе
образовательной деятельности.
Критерий — признак, на основании которого производится оценка,
классификация оцениваемого объекта.
Мониторинг в системе образования — комплексное аналитическое
отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные
изменения качества образования, результатом которого является
установление степени соответствия измеряемых образовательных
результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной,
зафиксированной в нормативных документах и локальных актах,
системе государственно-общественных требований к качеству
образования,
а
также
личностным
ожиданиям
участников
образовательного процесса.
Экспертиза — всестороннее изучение и анализ состояния, условий и
результатов образовательной деятельности.
Измерение — метод регистрации состояния качества образования, а
также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют
стандартизированную форму и содержание которых соответствует
реализуемым образовательным программам.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования
представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию. Государственный образовательный стандарт
дошкольного образования является ориентиром для независимой оценки
качества дошкольного образования.
1.7. Оценка качества образования осуществляется посредством:
системы контрольно-инспекционной деятельности;
общественной экспертизы качества образования;
лицензирования;
мониторинга качества образования.
1.8. В качестве источников данных для оценки качества образования
используются:
образовательная статистика;
мониторинговые исследования;
социологические опросы;
отчеты педагогов и воспитателей дошкольного учреждения;
посещение НОД, мероприятий, организуемых педагогами дошкольного
учреждения.
1.9. Проведение мониторинга ориентируется на основные аспекты качества
образования:
качество процессов;
качество условий (программно-методические, материально-технические,
кадровые, информационно-технические, организационные и др.);
качество результата.
1.10. Направления мониторинга определяются, исходя из оцениваемого
аспекта качества образования по результатам работы дошкольного
образовательного учреждения за предыдущий учебный год, в соответствии с
проблемами и задачами на текущий год.
1.11. На основании данного Положения структурное подразделение «Детский
сад»
обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых
оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных
результатов.
1.12. Экспертная рабочая группа для проведения ВСОКО создается на
основании приказа руководителя ОУ в количестве 4-5 человек.
2. Основные цели, задачи и принципы внутренней системы оценки
качества образования
2.1. Целью системы оценки качества образования является
установление соответствия качества дошкольного образования в детском
саду
Федеральным
государственным
образовательным
стандартам
дошкольного образования.
2.2. Задачами системы оценки качества образования являются:
2.2.1. Определение объекта системы оценки качества образования,
установление параметров. Подбор, адаптация, разработка, систематизация
нормативно-диагностических материалов, методов контроля.
2.2.2. Сбор информации по различным аспектам образовательного
процесса, обработка и анализ информации
по различным аспектам
образовательного процесса.
2.2.3. Принятие решения об изменении образовательной деятельности,
разработка и реализация индивидуальных маршрутов психологопедагогического сопровождения детей.
2.2.4. Изучение состояния развития и эффективности деятельности
дошкольного учреждения принятие решений, прогнозирование развития;
2.2.5. Расширение общественного участия в управлении образованием в
дошкольном учреждении.
2.3.Основными принципами системы оценки качества образования в
детском саду являются:
принцип объективности, достоверности, полноты и системности
информации о качестве образования;
принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества
образования; преемственности в образовательной политике, интеграции
в общероссийскую систему оценки качества образования;
принцип доступности информации о состоянии и качестве образования
для различных групп потребителей;
принцип рефлективности, реализуемый через включение педагогов в
критериальный самоанализ и самооценку своей деятельности с опорой
на объективные критерии и показатели; повышения потенциала
внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога;
принцип оптимальности использования источников первичных данных
для определения показателей качества и эффективности образования (с
учетом возможности их многократного использования);
принцип
инструментальности
и
технологичности
используемых показателей
(с учетом существующих возможностей
сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных,
подготовленности потребителей к их восприятию);
принцип минимизации системы показателей с учетом потребностей
разных уровней управления; сопоставимости системы показателей с
муниципальными, региональными аналогами;
принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление
между ними взаимосвязей и взаимозависимостей;
принцип соблюдения морально-этических норм при проведении
процедур оценки качества образования в дошкольном учреждении.
3. Организационная и функциональная структура
системы оценки качества образования
3.1. Организационная структура, занимающаяся оценкой качества
образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя:
администрацию образовательного учреждения, педагогический совет, службу
(группу) мониторинга детского сада, временные структуры (педагогический
консилиум, творческие группы педагогов, комиссии и др.).
3.2. Администрация учреждения:
формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование
СОКО в детском саду и приложений к ним, утверждает их приказом
руководителя учреждения и контролирует их исполнение;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на
совершенствование системы оценки качества образования в детском
саду, участвует в этих мероприятиях;
обеспечивает на основе образовательной программы проведение в
детском саду контрольно-оценочных процедур, мониторинговых,
социологических и статистических исследований по вопросам качества
образования;
организует систему мониторинга качества образования в детском саду,
осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о
состоянии и динамике развития; анализирует результаты оценки
качества образования на уровне образовательного учреждения;
организует
изучение
информационных
запросов
основных
пользователей системы оценки качества образования;
обеспечивает условия для подготовки педагогов детского сада и
общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных
процедур;
обеспечивает предоставление информации о качестве образования на
различные уровни системы оценки качества образования; формирует
информационно – аналитические материалы по результатам оценки
качества образования (анализ работы детского сада за учебный год,
самообследование
деятельности
образовательного
учреждения,
публичный доклад руководителя);
принимает управленческие решения по развитию качества образования
на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации
СОКО.
3.3. Служба (группа) мониторинга:
разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в
разработке системы показателей, характеризующих состояние и
динамику развития дошкольного учреждения;
участвует в разработке критериев оценки результативности
профессиональной деятельности педагогов детского сада;
содействует проведению подготовки работников дошкольного
учреждения и общественных экспертов по осуществлению контрольнооценочных процедур;
проводит экспертизу организации, содержания и результатов
мониторинга уровня развития воспитанников и формируют предложения
по их совершенствованию;
готовит предложения для администрации по выработке управленческих
решений по результатам оценки качества образования на уровне
образовательного учреждения.
3.4. Совет педагогических работников учреждения:
принимает участие в формировании информационных запросов
основных пользователей системы оценки качества образования
учреждения;
принимает
участие
в
обсуждении
системы
показателей,
характеризующих состояние и динамику развития системы образования;
принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов,
условий организации воспитательно-образовательного процесса в
детском саду;
участие в оценке качества и результативности труда образовательного
учреждения, распределении выплат стимулирующего характера
работникам и согласовании их распределения в порядке,
устанавливаемом локальными актами учреждения;
содействует организации работы по повышению квалификации
педагогических работников, развитию их творческих инициатив;
принимает
участие
в
обсуждении
системы
показателей,
характеризующих состояние и динамику развития системы образования
в детском саду;
заслушивает информацию и отчеты педагогических работников,
доклады
представителей
организаций
и
учреждений,
взаимодействующих с учреждением по вопросам образования и
воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке
соблюдения санитарно-гигиенического режима в детском саду, об
охране труда, здоровья и жизни воспитанников и другие вопросы
образовательной деятельности учреждения.
4. Реализация внутреннего мониторинга качества образования
4.1.
Реализация внутреннего мониторинга качества образования
осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской
Федерации, регламентирующих реализацию всех процедур контроля и оценки
качества образования.
4.2. Мероприятия по реализации целей и задач СОКО планируются и
осуществляются на основе проблемного анализа образовательного процесса
детского сада, определения методологии, технологии и инструментария
оценки качества образования.
4.3. Предметом системы оценки качества образования являются:
качество условий для осуществления образовательной деятельности.
качество реализации образовательной деятельности.
качество результата освоения ООП, в том числе адаптированных
Программ детского сада
удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг.
4.4. Реализация СОКО осуществляется посредством существующих
процедур оценки качества образования.
4.4.1. Содержание процедуры оценки качества условий реализации ООП
ДО и АООП ДО детского сада включает в себя:
1) требования к психолого-педагогическим условиям
наличие системы психолого-педагогической оценки развития
воспитанников, его динамики, в том числе измерение их личностных
образовательных результатов.
наличие условий для медицинского сопровождения воспитанников в
целях охраны и укрепления их здоровья;
наличие консультативной поддержки педагогов и родителей по
вопросам воспитания и обучения воспитанников,
наличие организационно-методического сопровождения процесса
реализации ООП и АООП, в том числе в плане взаимодействия с
социумом;
оценка возможности предоставления информации о реализации
образовательных программ, в том числе адаптированных семьям и
всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательный
процесс, а также широкой общественности;
оценка
эффективности
оздоровительной
работы
(здоровьесберегающие программы, режим дня и т.п.).
динамика состояния здоровья и психофизического развития
воспитанников;
2) требования к кадровым условиям
укомплектованность кадрами;
образовательный ценз педагогов;
уровень квалификации (динамика роста числа работников,
прошедших КПК);
динамика роста категорийности;
результативность квалификации (профессиональные достижения
педагогов);
3) требования материально-техническим условиям
оснащенность групповых помещений, кабинетов современным
оборудованием, средствами обучения и мебелью;
оценка состояния условий воспитания и обучения в соответствии с
нормативами и требованиями СанПиН;
информационно
–
технологическое
обеспечение
(наличие
технологического оборудования, программного обеспечения)
4) требования к развивающей предметно-пространственной среде
соответствие компонентов предметно-пространственной среды
реализуемым программам дошкольного образования в том числе
адаптированным и возрастным возможностям обучающихся;
организация образовательного пространства и разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в
соответствии с требованиями государственного образовательного
стандарта
(трансформируемость,
полифункциональность,
вариативность, доступность, безопасность);
наличие условий для общения и совместной деятельности
воспитанников и взрослых (в том числе воспитанников разного
возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной
активности воспитанников, а также возможности для уединения;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
4.4.2. Содержание процедуры оценки качества организации
образовательного процесса включает в себя:
- оценку рациональности выбора программ и технологий;
- обеспеченность методическими пособиями и литературой;
- оценку открытости детского сада для родителей и общественных
организаций, анкетирование родителей;
- участие в профессиональных конкурсах разного уровня;
- уровень освоения воспитанников предметно - пространственной среды.
4.4.3. Содержание процедуры оценки качества результата освоения
образовательных программ включает в себя:
наличие
системы
комплексной
психолого-педагогического
диагностики, отражающей динамику
индивидуального развития
детей;
наличие психолого-педагогического сопровождения детей с особыми
образовательными потребностями;
динамика показателя здоровья детей;
динамика уровня адаптации детей раннего возраста;
уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых
услуг детского сада.
4.5. Критерии выступают в качестве инструмента, призванного
наполнить содержанием оценку и обеспечить измерение уровня
достижений результатов деятельности детского сада.
4.6. Критерии представлены набором расчетных показателей, которые
при необходимости могут корректироваться, источником расчета
являются данные статистики (Приложение1).
4.7. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты
оценочной деятельности, формы
результатов
оценивания,
а
также
номенклатура
показателей
и
параметров
качества
устанавливаются решением педагогического совета и утверждаются
приказом руководителя образовательного учреждения.
5. Общественное участие в оценке и контроле качества образования
5.1. Придание гласности и открытости результатам оценки качества
образования осуществляется путем предоставления информации:
основным потребителям результатов системы оценки качества
образования;
размещение
аналитических
материалов,
результатов оценки качества образования на официальном сайте
ОУ.
6. Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о системе внутреннего мониторинга
оценки качества образования является локальным нормативным
актом ОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается
(либо вводится в действие) приказом руководителя образовательным
учреждением.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение о внутренней системе оценки качества образования в
детском саду принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном
п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений
отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая
редакция автоматически утрачивает силу.
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ:
И о директора ______________________
МБОУ «Карагайская СОШ №2»
(наименование образовательного учреждения)
_____________ /___________________/
подпись
расшифровка подписи
Приказ №______от____.______.202__г.
Программа внутреннего мониторинга
качества образования
структурного подразделения «Детский сад»
МБОУ «Карагайская СОШ №2»
№
п/п
1
Направления
мониторинга
Требования к
материальнотехническим
условиям.
Обеспечение
комплексной
Безопасности
участников
образовательной
деятельности
Предмет мониторинга
1.Требования к зданию и
участку ДОУ
2.Требования к
водоснабжению и
канализации
3.Требования к набору и
площадям ДОУ,
оборудованию
Индикаторы
Рост удовлетворенности
населения качеством
дошкольного образования от
общего числа опрошенных
родителей, дети которых
посещают дошкольное
образовательное учреждение.
Отсутствие нарушений.
Периодичность
1 раза в год
1 раза в год
1 раза в год
4.Требования к
искусственному и
естественному
освещению
1 раза в год
5.Требование к санитарному
состоянию и содержанию
помещений
в течение года
6.Требования пожарной
безопасности
7.Требования по охране
жизни и здоровья
воспитанников
2 раз в год
- соответствие состояния
территории, здания;
- наличие оснащенности
помещений в соответствии с
СанПин
1 раза в год
- План работы по
оздоровлению педагогов
детского сада
1 раз в год
Коллегиальный
орган
Итоговая
статистика
Руководитель ОУ, Общее собрание
работников ОУ
Зам.директора по
д\о
Аналитическая
справка
Ответственные
2
3
Сохранение и
укрепление
физического и
психического
здоровья
воспитанников
Соответствие
материальнотехнических
условий для
реализации
ООП/АООП ДО
ДОУ
Анализ заболеваемости
Организация оздоровления
воспитанников ДОУ
- наличие или отсутствие
физкультурно-оздоровительного
оборудования
Анализ показателей уровня
заболеваемости воспитанников,
в том числе количество дней,
пропущенным одним ребенком
по болезни
Наличие или отсутствие
физкультурно-оздоровительных
мероприятий
Анализ физического
развития воспитанников
Повышение уровня физического
развития воспитанников
- Материально-техническая
база (МТБ) дошкольного
образовательного
учреждения
Соответствие МТБ
современным требованиям
- Развивающая предметнопространственная среда
(РППС) ДОУ
- Оснащение воспитательнообразовательной
деятельности
Соответствие РППС
требованиям ФГОС ДО и
ООП/АООП ДО ДОУ
- % оснащенности для
организации совместной и
самостоятельной деятельности
взрослого и воспитанников;
- Наличие игрового
оборудования по
принципу гендерной
педагогики
- % оснащенности методическим
материалом;
- наличие разнообразных игр и
- Соответствие требованиям игрушек;
игр игрушек,
- использование
дидактического материала,
образовательных технологий
1 раз в год
ежемесячно
Зам.директора по
Общее собрание
д\о, медицинская
работников ОУ
сестра
Старший
воспитатель
2 раза в год
1 раз в год
1 раз в год
1 раз в год
Показатели
заболеваемости,
аналитические
справки
Педагогический
совет
Старшие
% высокого,
Педагогический
воспитатель,
среднего и низкого
совет
инструктор по ф\к,
уровня
воспитатели
Аналитическая
Зам.директора по Общее собрание
справка
д\о
работников ОУ
Зам.директора по
д\о, старший
воспитатель
Зам.директора по
д\о, старший
воспитатель
Педагогический
совет
Педагогический
совет
издательской продукции
деятельностного типа
- Использование ИКТ
технологий в
образовательной
деятельности
- Учебно-методический
комплект
- % соответствия примерного
перечня детских игр игрушек,
дидактического материала,
издательской продукции в
группе;
- % наличия оборудования для
продуктивной деятельности в
группе
- % наличия оборудования для
познавательноисследовательской
деятельности в группе;
- % наличия материалов и
оборудования для
двигательной активности в
группе;
- % наличия оборудования для
организации музыкальнохудожественной,
коммуникативной
деятельности в группе
Наличие ТСО в ДОУ
4.
Соблюдение
требований к
психологопедагогическим
условиям
реализации
ООП/АООП ДО
ДОУ
Соответствие требованиям
ООП/АООП ДО ДОУ
- наличие диагностического Соответствие требованиям
минимума для психологоООП/АООП ДО ДОУ
педагогического
отслеживания динамики
развития воспитанников, в
том числе измерение их
личностных
образовательных
1 раз в год
Старший
воспитатель,
педагог – психолог
Педагогический
совет
Аналитическая
справка на конец
учебного года
результатов;
- наличие условий для
медицинского
сопровождения
воспитанников в целях
охраны и укрепления их
здоровья, коррекции,
имеющихся проблем со
здоровьем;
- наличие консультативной
поддержки педагогов и
родителей (законных
представителей) по
вопросам коррекции,
образования
воспитанников,
инклюзивного
образования;
- наличие организационнометодического
сопровождения процесса
реализации ООП/АООП
ДО ДОУ, в том числе, в
плане взаимодействия с
социумом;
- оценка возможности
предоставления
информации о ООП/АООП
ДО ДОУ семьям
воспитанников и всем
заинтересованным лицам,
вовлечённым в
образовательную
деятельность, а также
широкой общественности;
5.
6.
7.
Готовность к
дальнейшему
обучению
Развитие системы
поддержки и
развития
талантливых и
одарённых детей
- оценка эффективности
оздоровительной работы
здоровьесберегающие
мероприятия, режим дня и
т.п.
Диагностика целевых
показателей
- % готовности к школьному
обучению
- % освоения ООП/АООП ДО
ДОУ
Условия,
способствующие
выявлению и развитию
талантливых и
одаренных детей
Уровень
-Укомплектованность
профессиональной кадрами
компетентности
- Прохождение КПК
кадров.
1 раз в год
2 раза в год
- Доля воспитанников,
принимающих участие в
конкурсах различного уровня в
общей численности
воспитанников
1 раз в год
% укомплектованности
квалифицированными кадрами
1 раз в год
(апрель-май)
- Удельный вес численности
педагогических работников,
прошедших повышение
квалификации или
профессиональную
переподготовку, от общей
численности педагогических
работников дошкольного
учреждения
1 раз в год
(апрель-май)
- Аттестация педагогических - Удельный вес численности
кадров
педагогических работников
дошкольного образовательного
учреждения, имеющих высшую
и первую квалификационные
Воспитатели
подготовительной Педагогический
группы, педагогсовет
психолог, учителялогопеды, учительдефектолог
% готовности
% уровня
освоения
ООП/АООП ДО
ДОУ
Педагогический
совет
% детей,
участников
конкурсов
Зам.директора по
д\о
Педагогический
совет
Аналитическая
справка
Старший
воспитатель
Педагогический
совет
% педагогов с
высшей и первой
кв. категорией
Старший
воспитатель
категории, в общей численности
педагогов дошкольного
образовательного учреждения
8.
Удовлетворённость - Опрос родителей
населения
качеством
предоставляемых
услуг в ДОУ
- Взаимодействие с
родителями
- Информационная
открытость
-Рост удовлетворенности
населения качеством
дошкольного образования;
2 раза в год
Зам.директора по
д\о, старший
воспитатель
Зам.директора по
в течение года д\о, старший
воспитатель
Зам.директора по
1
д\о, старший
воспитатель
Педагогический
совет
Аналитическая
справка
План мероприятий
Акт
самообследования