1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС
СОО), ФОП СОО, Основной образовательной программы среднего общего образования
МБОУ «Карагайская СОШ № 2», Положением о формах, периодичности, порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Индивидуальный проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных обучающимися в ходе освоения основной образовательной
программы среднего общего образования.
1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и
внеурочной деятельности и направлена на повышение качества образования,
демократизации стиля общения педагогов и обучающихся.
1.4. Индивидуальный проект может носить предметную, метапредметную,
межпредметную направленность.
1.5. Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого обучающегося на
уровне среднего общего образования.
1.6. Проект может быть только индивидуальным.
1.7. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, инженерного, творческого,
социального, прикладного, инновационного, конструкторского.
1.8. Защита индивидуального проекта является одной из обязательных составляющих
оценки образовательных достижений обучающегося.
1.9. Защита итогового проекта в рамках курса «Индивидуальный проект» внесена в
перечень предметов для промежуточной аттестации, невыполнение индивидуального
проекта приводит к академической задолженности.
1.10. Итоговая отметка в аттестат за индивидуальный проект выставляется в соответствии
с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов о среднем общем образовании,
утвержденным приказом Минпросвещения от 05.10.2020 № 546.
2.Цели и задачи выполнения индивидуального проекта
2.1. Цели выполнения индивидуального проекта:
2.1.1. демонстрация способности и готовности к освоению систематических знаний, их
самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
2.1.2. развитие способности к сотрудничеству и коммуникации;
2.1.3. формирование способности к решению личностно и социально значимых проблем и
воплощению найденных решений на практике;
2.1.4. оценивание способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и
развития;
2.1.5. определение уровня сфорсированности способности к самоорганизации,
саморегуляции и рефлексии.
2.2 Задачи выполнения индивидуального проекта:
2.2.1. обучить планированию (умение четко определять цель, описать шаги по ее
достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
2.2.2. формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно ее использовать);
2.2.3. развивать умение анализировать, развивать креативность и критическое мышление;
2.2.4. развивать навык публичного выступления;
2.2.5. развивать навык оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как
время), необходимые для достижения поставленной цели;
2.2.6. формировать умение адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
2.2.7. формировать и развивать умение адекватно оценивать последствия реализации
своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ),
дальнейшее его развитие, видеть возможные варианты применения результатов.
3. Требования к организации работы над индивидуальным проектом
3.1. Обучающиеся самостоятельно выбирают тему и руководителя проекта.
3.2. Руководителем проекта может быть любой педагогический работник МБОУ
«Карагайская СОШ № 2».
3.3. Педагогический работник может быть руководителем нескольких проектов.
3.4. Темы и руководители индивидуальных проектов утверждаются приказом директора
школы.
3.5. Индивидуальный проект должен включать элементы учебно-исследовательской
деятельности.
4. Требования к содержанию и направленности проекта
4.1. Возможными направлениями проектной деятельности являются:
исследовательское;
инженерное;
прикладное;
бизнес-проектирование;
информационное;
социальное;
творческое.
4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
др.;
материальный объект (макет, модель, иное конструкторское изделие и др.);
отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты,
так и мультимедийные продукты и др.
5. Этапы и примерные сроки работы над проектом
5.1. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
5.2. Подготовительный этап (октябрь-ноябрь): выбор темы и руководителя проекта.
5.3. Основной этап:
планирование(декабрь): разрабатывается план реализации проекта, определяются
ресурсы, выбирается способ представления результатов;
выполнение проекта, подготовка конечного продукта (январь-февраль).
5.4. Заключительный этап работы над проектом (март-апрель): структурирование и
оформление собранного материала, подготовка презентационного материала.
5.5. Защита индивидуального проекта проходит в апреле.
6.Требования к оформлению индивидуального проекта
6.1.1. Структура индивидуального проекта:
титульный лист (приложение1);
содержание (приложение 2);
введение (актуальность, цель и задачи проекта, гипотеза, назначение проекта,
обзор ресурсов, предполагаемый результат);
основная часть (описание хода выполнения проекта и собранного материала, на
основе которого сделаны выводы);
заключение (описание полученных результатов, выводы, к которым пришел автор,
решены ли задачи, подтверждена или опровергнута гипотеза, актуальность и
практическая значимость полученных результатов);
список использованных ресурсов (приложение 3);
приложение (при необходимости: размещаются таблицы, рисунки, схемы,
диаграммы и т.д.).
6.2. Технические требования к индивидуальному проекту:
6.2.1. Текст: шрифт Times New Roman, размер шрифта – 14, интервал между строк – 1,5,
выравнивание – по ширине, отступ первой строки – 1,25. Заголовки разделов проектной
работы выделяются жирным шрифтом.
6.2.2. Поля: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.
6.2.3. Нумерация страниц: снизу, по центру. Номер титульного листа учитывается, но не
ставится.
6.2.4. Каждый раздел содержания проектной работы начинается с новой страницы.
6.2.5. Объем индивидуального проекта – не менее 10 страниц (без учета приложений).
6.2.6. Текст проектной работы должен находиться в папке-скоросшивателе.
6.3. В случае заимствования текста работы без указания ссылок на источник
индивидуальный проект к защите не допускается.
7. Требования к защите индивидуального проекта
7.1. Для защиты проектов создается экспертная комиссия из числа педагогических
работников школы. Состав комиссии назначается приказом директора школы.
7.2. Обучающиеся предоставляют индивидуальный проект за 3 дня до защиты для
просмотра экспертной комиссии.
7.3. Экспертная комиссия оценивает индивидуальный проект в соответствии с
критериями.
7.4. Защита проекта осуществляется на институциональной научно-практической
конференции «Искать. Исследовать. Открывать…» в сроки, утвержденные директором
школы и проводится на конкурсной основе.
7.5. Публичное представление должно содержать информацию о проектном замысле, ходе
выполнения проекта и демонстрацию готового проектного продукта.
7.6. После завершения выступления обучающийся должен ответить на вопросы комиссии.
7.7. Публичная защита индивидуального проекта проводится в устной форме и не должна
превышать 10 минут (в том числе 3 минуты-ответы на вопросы комиссии).
8.Критерии оценки индивидуального проекта
8.1. Общая оценка индивидуального проекта складывается из суммы баллов руководителя
проекта и экспертной комиссии и фиксируется на листе оценки (приложение 3).
8.2. Руководитель оценивает процесс подготовки и реализации индивидуального проекта
по 3 критериям:
Критерий
Уровень сформированности
бал
лы
1. Способность к
самостоятельному
решению
задач,
находящихся
на
стыке нескольких
учебных
дисциплин;
формулировать
научную гипотезу,
ставить цель в
рамках
исследования
и
проектирования
Работа в целом свидетельствует о низкой способности
самостоятельно решать задачи, находящиеся на стыке
нескольких учебных дисциплин; формулировать научную
гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования
1
Работа
в
целом
свидетельствует
о
способности
самостоятельно с опорой на помощь руководителя решать
задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных
дисциплин; формулировать научную гипотезу, ставить цель в
рамках исследования и проектирования
2
Работа
в
целом
свидетельствует
о
способности
самостоятельно решать задачи, находящиеся на стыке
нескольких учебных дисциплин; формулировать научную
гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования
3
2.Сформированнос
ть
способов
действий, знаний
по
содержанию
работы
Часть используемых способов действий не соответствует теме
и цели проекта, нарушен основной алгоритм исследования
при решении учебно-познавательных задач обучающимся
1
Использованные способы действий соответствуют теме и
цели
проекта,
но
являются
недостаточными;
продемонстрировано умение использовать основной алгоритм
исследования при решении учебно-познавательных задач
обучающимся
2
Способы действий достаточны и использованы уместно и
эффективно,
продемонстрировано
владение
навыком
использования основного алгоритма исследования при
решении своих учебно-познавательных задач обучающимися
3
3.Сформированнос На
низком
уровне
продемонстрированы
навыки
ть
регулятивных самостоятельного определения темы проекта, методов и
действий
способов его реализации, источников ресурсов, необходимых
для реализации проекта; большинство этапов выполнялось
под контролем и при поддержке руководителя
1
Продемонстрированы навыки самостоятельного определения
темы проекта, методов и способов его реализации,
источников ресурсов, необходимых для реализации проекта;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при
2
поддержке руководителя
Работа хорошо спланирована и последовательно реализована,
продемонстрировано самостоятельное определение темы
проекта, методов и способов его реализации, источников
ресурсов; самостоятельное управление ресурсами, в том числе
нематериальными
8.3. Экспертная комиссия оценивает итоговый проект по 6 критериям:
Критерий
Уровень сформированности
4.Соответствие
требованиям
оформления
письменной части
проектной работы
5.Качество
проектного
продукта
6.Презентация
результатов
проектной работы
7.Умение
адекватно
оценивать
последствия
реализации своего
проекта
3
бал
лы
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с
установленными правилами, придать ей соответствующую
структуру
1
Письменная часть работы оформлена с опорой на
установленные правилами порядок и четкую структуру,
допущены незначительные ошибки в оформлении
2
Работа отличается четким и грамотным оформлением в
точном соответствии с установленными правилами
3
Проектный продукт
не соответствует
большинству
требований качества (эстетика, удобство использования,
соответствие заявленным целям)
1
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
2
Продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен,
удобен
в
использовании, соответствует
заявленным целям)
3
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно
1
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен
развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных
в проекте
2
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ
ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны
необходимые выводы
3
Обучающийся называет риски, которые возникли в процессе
реализации проекта, раскрывает пути минимизации этих
рисков, которыми он воспользовался, но не указывает
последствия реализации своего проекта (изменения, которые
он повлечет в жизни других людей, сообществ)
1
(изменения,
которые он
повлечет в жизни
других людей,
сообществ),
дальнейшее его
развитие, видеть
возможные
варианты
применения
результатов.
Обучающийся называет и оценивает риски, которые возникли
в процессе реализации проекта, и раскрывает пути
минимизации этих рисков, которыми он воспользовался,
адекватно оценивает последствия реализации своего проекта
(изменения, которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ), но не видит дальнейшее его развитие и
возможные варианты применения результатов.
Обучающийся называет и оценивает риски, которые возникли
в процессе реализации проекта, и раскрывает пути
минимизации этих рисков, которыми он воспользовался,
адекватно оценивает последствия реализации своего проекта
(изменения, которые он повлечет в жизни других людей,
сообществ), видит дальнейшее его развитие и возможные
варианты применения результатов.
8.Умение отвечать Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные.
на
вопросы, Обучающийся не может защищать свою точку зрения
умение защищать
свою точку зрения Обучающийся уверенно отвечает на поставленные вопросы,
но не до конца обосновывает свою точку зрения
2
Обучающийся проявляет хорошее владение материалом,
уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и
развернуто обосновывает свою точку зрения
3
9.Особое
эксперта
мнение Высокий уровень выполнения всех этапов
работы/оригинальность итогового проекта
проектной
3
1
2
1-3
8.4. Максимальный итоговый балл за содержание и защиту индивидуального проекта – 27.
8.5. Сумма полученных баллов переводится в отметку за содержание и защиту
индивидуального проекта.
8.6. Перевод баллов в отметку:
23 – 27 баллов – «отлично»
18 – 22 балла – «хорошо»
14 – 17 баллов – «удовлетворительно»
13 баллов и менее – «неудовлетворительно»
8.7. Отметка за индивидуальный проект выставляется в электронном журнале в курс
«Индивидуальный проект».
8.8. Результаты защиты индивидуального проекта оформляются протоколом экспертной
комиссии.
8.9. Призовые места за участие в НПК распределяются в соответствии с набранным
количеством баллов по критериям 4-9 и оформляются протоколом.
8.10. Призеры награждаются дипломами конференции.
Приложение 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»
Институциональная научно-практическая конференция обучающихся
«Искать. Исследовать. Открывать…»
Тип проекта: (выбрать из Положения)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
« Тема »
Автор: Иванов Иван,
обучающийся 10 (11) класса
Руководитель: Иванов Иван Иванович,
учитель обществознания
с. Карагай, год
Приложение 2
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………
Глава 1. Наименование…………………………………………………………….
1.1. Наименование………………………………………………………..............
1.2. Наименование………………………………………………………………..
Глава 2. Наименование…………………………………………………………….
2.1. Наименование………………………………………………………………….
2.2. Наименование……………………………………………………………….....
Заключение………………………………………………………………………….
Список используемых ресурсов…………………………………………………...
Приложения………………………………………………………………………...
Приложение 3
Лист оценки индивидуального проекта
ФИО (класс) обучающегося _________________________________________
_______________________________________________________________
Тема проекта____________________________________________________
__________________________________________________________________
№
Критерии
п/п
1
Способность к самостоятельному приобретению знаний и
решению проблем
2
Сформированность способов действий, знаний по
содержанию работы
3
Сформированность регулятивных действий
4
5
6
7
8
9
Баллы
1 -2 -3
1 -2 -3
1 -2 -3
Соответствие требованиям оформления письменной части
проектной работы
Качество проектного продукта
1 -2 -3
Сценарий защиты (логика изложения), грамотное
построение доклада
Умение адекватно оценивать последствия реализации
своего проекта
Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою
точку зрения
Особое мнение эксперта
1 -2 -3
1 -2 -3
1 -2 -3
1 -2 -3
1 -2 -3
Общее количество баллов: ______________________
Итоговая оценка: ______________________________
Руководитель проекта:_______________________________________________
Эксперты:______________________________________________________
_________________________________________________________
______________________________________________________
«____»_____________20___ г.