ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО),
Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной
решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. №
1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Рабочей программы основного общего
образования по предмету «Физика», Концепции преподавания учебного
предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, Программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Общая характеристика учебного предмета «Физика»
Учебный
предмет
«Физика»
является
системообразующим
для
естественнонаучных предметов, поскольку физические законы мироздания
являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и
астрономии. Физика вооружает обучающихся научным методом познания,
позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Предмет максимально направлен на формирование интереса к природному и
социальному миру, совершенствование познавательной деятельности
обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями
сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать свое мнение,
формирование возможностей совместной деятельности.
Изучение физики способствует развитию у обучающихся с ЗПР
пространственного воображения, функциональной грамотности, умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах. Значимость предмета для развития жизненной
компетенции обучающихся заключается в усвоении основы физических
знаний, необходимых для повседневной жизни; навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
формировании экологической культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Физика» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
данным учебным предметом представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной
деятельности, периодическими колебаниями внимания, малым объемом
памяти, недостаточностью общего
запаса знаний, пониженным познавательным интересом и низким уровнем
речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Физика»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям данной категории обучающихся, учет их
особенностей развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем в
соответствии с требованиями образовательного стандарта, рекомендуемую
последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и
психологических особенностей обучающихся с ЗПР на уровне основного
общего образования, определяет минимальный набор опытов, демонстраций,
проводимых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых
обучающимися.
Методической основой изучения курса «Физика» на уровне основного общего
образования является системно-деятельностный подход, обеспечивающий
достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов посредством организации активной познавательной деятельности
обучающихся, что очень важно при обучении детей с ЗПР, для которых
характерно снижение познавательной активности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Физика»
Общие цели изучения учебного предмета «Физика» представлены в рабочей
программе основного общего образования.
Основной целью обучения детей с задержкой психического развития на
данном предмете является: повышение социальной адаптации детей через
применение физических знаний на практике.
Для обучающихся с ЗПР, так же, как и для нормативно развивающихся
сверстников, осваивающих основную образовательную программу,
доминирующее значение приобретают такие цели, как:
освоение знаний о методах научного познания природы и формирование на
этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и
обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные
приборы для изучения физических явлений; представлять результаты
наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для
объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов
действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении
физических задач и выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и
техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство обучающихся с ЗПР с методами исследования объектов и явлений
природы;
приобретение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,
лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием
измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение такими понятиями, как природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
понимание отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и
культурных потребностей человека.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по физике
Основой обучения обучающихся с ЗПР на предметах естественнонаучного
цикла является развитие у них основных мыслительных операций (анализ,
синтез, сравнение, обобщение) на основе выполнения развивающих
упражнений, формирование приемов умственной работы: анализ исходных
данных, планирование материала, осуществление поэтапного и итогового
самоконтроля, а также осуществляется ликвидация пробелов в знаниях,
закрепление изученного материала, отработка алгоритмов, повторение
пройденного. Большое значение придается умению рассказать о выполненной
работе с правильным употреблением соответствующей терминологии и
соблюдением логических связей в излагаемом материале. Для обучающихся
ЗПР на уровне основного общего образования по-прежнему являются
характерными: недостаточный уровень развития отдельных психических
процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), сниженный уровень
интеллектуального развития, низкий уровень выполнения учебных заданий,
низкая успешность обучения. Поэтому при изучении физики требуется
целенаправленное интеллектуальное развитие
обучающихся с ЗПР, отвечающее их особенностям и возможностям. Учет
особенностей обучающихся с ЗПР требует, чтобы при изучении нового
материала обязательно происходило многократное его повторение;
расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с
жизнью; актуализация первичного жизненного опыта обучающихся.
Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения
у обучающихся с ЗПР, поэтому теория изучается без выводов сложных
формул. Задачи, требующие применения сложных математических
вычислений и формул, в особенности таких тем, как «Механическое
движение»,
«Архимедова сила», «Механическая энергия», «Электрические явления»,
«Электромагнитные явления», решаются в классе с помощью учителя.
Особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и
организации эксперимента, а также проведению (преимущественно на каждом
уроке) кратковременных демонстраций (возможно с использованием
электронной демонстрации). Некоторые темы обязательно должны включать
опорные лабораторные работы, которые развивают умение пользоваться
простейшими приборами, анализировать полученные данные. В связи с
особенностями поведения и деятельности обучающихся с ЗПР
(расторможенность, неорганизованность) предусмотрен строжайший
контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении
лабораторных и практических работ.
Большое внимание при изучении физики подростками с ЗПР обращается на
овладение ими практическими умениями и навыками. Предусматривается
уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или
целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или
факультативного
изучения.
Предлагается
уменьшение
объема
математических вычислений за счет увеличения качественного описания
явлений и процессов
Достаточное количество времени отводится на рассмотрение тем и вопросов,
раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями, наблюдениями,
которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта.
Максимально используются межпредметные связи с такими дисциплинами,
как география, химия, биология, т.к. обучающиеся с ЗПР особенно нуждаются
в преподнесении одного и того же учебного материала в различных аспектах,
в его варьировании, в неоднократном повторении и закреплении полученных
знаний и практических умений. Позволяя рассматривать один и тот же
учебный материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют
его лучшему осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний
и практических умений.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
образовательными потребностями и обеспечивающие
особыми
осмысленное освоение содержании образования по предмету «Физика»
Тематическая и терминологическая лексика по курсу физики соответствует
ПООП ООО.
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках физики
определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко
используемых в ПООП ООО общих для всех обучающихся видов
деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной
категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания
образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с
активизацией сенсорных систем; освоение материала с опорой на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о
процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий,
обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности
и контроль собственного результата.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.
В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, при
планировании работы ученика на уроке следует придерживаться следующих
моментов:
При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться
планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше
времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные
записи, пользоваться наглядными пособиями.
По возможности задавать обучающимся наводящие и уточняющие вопросы,
которые помогут им последовательно изложить материал.
Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, для
своевременного обнаружения пробелов в прошедшем материале.
В процессе изучения нового материала внимание учеников обращается на
наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к
ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала,
стимулировать вопросы при затруднениях в усвоении нового материала.
Место учебного предмета «Физика» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Физика» входит
в предметную область «Естественные науки» и является обязательным для
изучения. Содержание учебного предмета «Физика», представленное в
Рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Основной образовательной
программе основного общего образования, Адаптированной основной
образовательной программе основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития.
При проведении лабораторных и практических работ используется
оборудование и программный комплекс центра «Точка роста».
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
9 КЛАСС
Раздел 8. Механические явления.
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчёта.
Относительность механического движения. Равномерное прямолинейное
движение. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и мгновенная
скорость тела при неравномерном движении.
Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное
падение. Опыты Галилея.
Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.
Линейная и угловая скорости. Центростремительное ускорение.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.
Принцип суперпозиции сил.
Сила упругости. Закон Гука. Сила трения: сила трения скольжения, сила
трения покоя, другие виды трения.
Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Ускорение свободного
падения. Движение планет вокруг Солнца. Первая космическая скорость.
Невесомость и перегрузки.
Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело. Равновесие
твёрдого тела с закреплённой осью вращения. Момент силы. Центр тяжести.
Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Закон сохранения
импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости,
трения. Связь энергии и работы. Потенциальная энергия тела, поднятого над
поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой пружины. Кинетическая
энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон сохранения механической
энергии.
Демонстрации.
1. Наблюдение механического движения тела относительно разных тел
отсчёта.
2. Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела
относительно разных тел отсчёта.
3. Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения.
4. Исследование признаков равноускоренного движения.
5. Наблюдение движения тела по окружности.
6. Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта
«Тележка» при её равномерном и ускоренном движении относительно
кабинета физики.
Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него
силы.
8. Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел.
9. Изменение веса тела при ускоренном движении.
10. Передача импульса при взаимодействии тел.
11. Преобразования энергии при взаимодействии тел.
12. Сохранение импульса при неупругом взаимодействии.
13. Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии.
14. Наблюдение реактивного движения.
15. Сохранение механической энергии при свободном падении.
16. Сохранение механической энергии при движении тела под действием
пружины.
Лабораторные работы и опыты.
1. Конструирование тракта для разгона и дальнейшего равномерного
движения шарика или тележки.
2. Определение средней скорости скольжения бруска или движения
шарика по наклонной плоскости.
3. Определение ускорения тела при равноускоренном движении по
наклонной плоскости.
4. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном
движении без начальной скорости.
5. Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без
начальной скорости пути относятся как ряд нечётных чисел, то
соответствующие промежутки времени одинаковы.
6. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы
нормального давления.
7. Определение коэффициента трения скольжения.
8. Определение жёсткости пружины.
9. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по
горизонтальной поверхности.
10. Определение работы силы упругости при подъёме груза с
использованием неподвижного и подвижного блоков.
11. Изучение закона сохранения энергии.
Раздел 9. Механические колебания и волны.
Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период,
частота, амплитуда. Математический и пружинный маятники. Превращение
энергии при колебательном движении.
Затухающие
колебания.
Вынужденные
колебания.
Резонанс.
Механические волны. Свойства механических волн. Продольные и
7.
поперечные волны. Длина волны и скорость её распространения.
Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны.
Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и
ультразвук.
Демонстрации.
1. Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы
упругости.
2. Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине.
3. Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса.
4. Распространение продольных и поперечных волн (на модели).
5. Наблюдение зависимости высоты звука от частоты.
6. Акустический резонанс.
Лабораторные работы и опыты.
1. Определение частоты и периода колебаний математического
маятника.
2. Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника.
3. Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити
груза от длины нити.
4. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника
от массы груза.
5. Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к
нити, от массы груза.
6. Опыты,
демонстрирующие зависимость периода колебаний
пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины.
7. Измерение ускорения свободного падения.
Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Свойства
электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн. Использование
электромагнитных волн для сотовой связи.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойства
света.
Демонстрации.
1. Свойства электромагнитных волн.
2. Волновые свойства света.
Лабораторные работы и опыты.
1. Изучение свойств электромагнитных волн с помощью мобильного
телефона.
Раздел 11. Световые явления.
Лучевая
модель
света.
Источники
света.
Прямолинейное
распространение света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское
зеркало. Закон отражения света.
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее
отражение света. Использование полного внутреннего отражения в
оптических световодах.
Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа
и телескопа. Глаз как оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.
Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение
спектральных цветов. Дисперсия света.
Демонстрации.
1. Прямолинейное распространение света.
2. Отражение света.
3. Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах.
4. Преломление света.
5. Оптический световод.
6. Ход лучей в собирающей линзе.
7. Ход лучей в рассеивающей линзе.
8. Получение изображений с помощью линз.
9. Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа.
10. Модель глаза.
11. Разложение белого света в спектр.
12. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты.
1. Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла
падения.
2. Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале.
3. Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла
падения на границе «воздух–стекло».
4. Получение изображений с помощью собирающей линзы.
5. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей
линзы.
6. Опыты по разложению белого света в спектр.
7. Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через
цветовые фильтры.
Раздел 12. Квантовые явления.
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора.
Испускание и поглощение света атомом. Кванты. Линейчатые спектры.
Радиоактивность. Альфа, бета- и гамма-излучения. Строение атомного
ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Радиоактивные
превращения. Период полураспада атомных ядер.
Ядерные реакции. Законы сохранения зарядового и массового чисел.
Энергия связи атомных ядер. Связь массы и энергии. Реакции синтеза и
деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд.
Ядерная энергетика. Действия радиоактивных излучений на живые
организмы.
Демонстрации.
1. Спектры излучения и поглощения.
2. Спектры различных газов.
3. Спектр водорода.
4. Наблюдение треков в камере Вильсона.
5. Работа счётчика ионизирующих излучений.
6. Регистрация излучения природных минералов и продуктов.
Лабораторные работы и опыты.
1. Наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения.
2. Исследование треков: измерение энергии частицы по тормозному
пути (по фотографиям).
3. Измерение радиоактивного фона.
Повторительно-обобщающий модуль.
Повторительно-обобщающий модуль предназначен для систематизации
и обобщения предметного содержания и опыта деятельности, приобретённого
при изучении всего курса физики, а также для подготовки к основному
государственному экзамену по физике для обучающихся, выбравших этот
учебный предмет.
При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды
деятельности, на основе которых обеспечивается достижение предметных и
метапредметных планируемых результатов обучения, формируется
естественнонаучная грамотность: освоение научных методов исследования
явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические
явления, применяя полученные знания, решать задачи, в том числе
качественные и экспериментальные.
Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за
счёт того, что обучающиеся выполняют задания, в которых им предлагается:
на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять
физические явления в окружающей природе и повседневной жизни;
использовать научные методы исследования физических явлений, в том
числе для проверки гипотез и получения теоретических выводов;
объяснять научные основы наиболее важных достижений современных
технологий, например, практического использования различных источников
энергии на основе закона превращения и сохранения всех известных видов
энергии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено
на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в
части:
• 1) патриотического воспитания:
• - проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
• - ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
• 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
• - готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений
физики;
• - осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учёного;
• 3) эстетического воспитания:
• - восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности;
• 4) ценности научного познания:
• - осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей
культуры;
• - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности;
• 5)
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
благополучия:
• - осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения на
транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в
домашних условиях;
• - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права у другого человека;
• 6) трудового воспитания:
• - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение физических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
- потребность во взаимодействии при выполнении исследований и
проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям
других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
- потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области
физики;
- планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
- оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду,
возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении физических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях
физических величин;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи
(сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее
подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического
явления;
• оценивать
на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования или эксперимента;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
• прогнозировать
возможное дальнейшее развитие физических
процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных с учётом предложенной учебной
физической задачи;
• анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных
работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
•
•
•
•
•
•
публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия
по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и
результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
• выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих
для решения физических знаний;
• ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или
плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
• вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
• ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на
научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
• признавать своё право на ошибку при решении физических задач или
в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
• использовать понятия: система отсчёта, материальная точка,
траектория, относительность механического движения, деформация
(упругая, пластическая), трение, центростремительное ускорение,
невесомость и перегрузки, центр тяжести, абсолютно твёрдое тело,
центр тяжести твёрдого тела, равновесие, механические колебания и
волны, звук, инфразвук и ультразвук, электромагнитные волны, шкала
электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость,
спектры испускания и поглощения, альфа, бета- и гамма-излучения,
изотопы, ядерная энергетика;
• различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное
движение, равноускоренное прямолинейное движение, свободное
падение тел, равномерное движение по окружности, взаимодействие
тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и
вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение
звука, прямолинейное распространение, отражение и преломление
света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в
спектр и сложение спектральных цветов, дисперсия света,
естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра
излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
• распознавать
проявление изученных физических явлений в
окружающем мире (в том числе физические явления в природе:
приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное
движение живых организмов, восприятие звуков животными,
землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел,
оптические явления в природе, биологическое действие видимого,
ультрафиолетового и рентгеновского излучений, естественный
радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение
природных минералов, действие радиоактивных излучений на
организм человека), при этом переводить практическую задачу в
учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических
явлений;
• описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (средняя и мгновенная скорость тела при
неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая
скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение
свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы,
•
•
•
•
•
механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела,
поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой
пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период
и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона,
скорость света, показатель преломления среды), при описании
правильно трактовать физический смысл используемых величин,
обозначения и единицы физических величин, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами,
строить графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
используя закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения,
принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея,
законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и
преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел
при ядерных реакциях, при этом давать словесную формулировку
закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в
контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять
причинно-следственные связи, строить объяснение из 2–3 логических
шагов с опорой на 2–3 изученных свойства физических явлений,
физических законов или закономерностей;
решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений),
используя законы и формулы, связывающие физические величины: на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять
недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы,
необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать
реалистичность полученного значения физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов, используя описание исследования, выделять
проверяемое предположение, оценивать правильность порядка
проведения исследования, делать выводы, интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или
физических свойств тел (изучение второго закона Ньютона, закона
сохранения энергии, зависимость периода колебаний пружинного
маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от
амплитуды малых колебаний, прямолинейное распространение света,
разложение белого света в спектр, изучение свойств изображения в
плоском зеркале и свойств изображения предмета в собирающей
•
•
•
•
•
•
линзе, наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения):
самостоятельно собирать установку из избыточного набора
оборудования, описывать ход опыта и его результаты, формулировать
выводы;
проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя
среднее значение измеряемой величины (фокусное расстояние
собирающей линзы), обосновывать выбор способа измерения
(измерительного прибора);
проводить исследование зависимостей физических величин с
использованием прямых измерений (зависимость пути от времени при
равноускоренном движении без начальной скорости, периода
колебаний математического маятника от длины нити, зависимости
угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла
падения): планировать исследование, самостоятельно собирать
установку, фиксировать результаты полученной зависимости
физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (средняя
скорость и ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение
свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения
скольжения, механическая работа и мощность, частота и период
колебаний математического и пружинного маятников, оптическая
сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать
измерения, собирать экспериментальную установку и выполнять
измерения, следуя предложенной инструкции, вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной
погрешности измерений;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
различать основные признаки изученных физических моделей:
материальная точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник
света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель
атомного ядра;
характеризовать принципы действия изученных приборов и
технических устройств с опорой на их описания (в том числе:
спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета,
эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды,
спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя знания о
•
•
•
•
•
свойствах физических явлений и необходимые физические
закономерности;
использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических
устройств, измерительных приборов и технологических процессов при
решении учебно-практических задач, оптические схемы для
построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;
приводить примеры (находить информацию о примерах)
практического использования физических знаний в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в
Интернете, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить
пути определения достоверности полученной информации на основе
имеющихся знаний и дополнительных источников;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы
сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста,
преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе
информации из нескольких источников физического содержания,
публично представлять результаты проектной или исследовательской
деятельности, при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать
выступление презентацией с учётом особенностей аудитории
сверстников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Механические явления
1.1
Механическое движение и способы его
описания
2
1.2
Взаимодействие тел
3
1.3
Законы сохранения
2
Итого по разделу
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
7
Раздел 2. Механические колебания и волны
2.1
Механические колебания
1
2.2
Механические волны. Звук
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
2
Раздел 3. Электромагнитное поле и электромагнитные волны
3.1
Электромагнитное поле и
электромагнитные волны
Итого по разделу
Раздел 4. Световые явления
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
4.1
Законы распространения света
1
4.2
Линзы и оптические приборы
1
4.3
Разложение белого света в спектр
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
3
Раздел 5. Квантовые явления
5.1
Испускание и поглощение света атомом
1
5.2
Строение атомного ядра
1
5.3
Ядерные реакции
1
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
3
Раздел 6. Повторительно-обобщающий модуль
6.1
Повторение и обобщение содержания
курса физики за 7-9 класс
Библиотека ЦОК
1
Итого по разделу
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
3
3
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Всего
1
Механическое движение.
Материальная точка Система
отсчета. Относительность
механического движения
1
2
Равномерное прямолинейное
движение Неравномерное
прямолинейное движение
Прямолинейное равноускоренное
движение
1
3
Первый закон Ньютона. Вектор
силы
1
4
Второй закон Ньютона.
Равнодействующая сила
1
5
Третий закон Ньютона.
Суперпозиция сил
1
6
Импульс тела. Импульс силы.
Закон сохранения импульса.
Упругое и неупругое
взаимодействие
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ad19a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ae612
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ae72a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ae982
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0b07fa
7
Работа силы тяжести, силы
упругости и силы трения Закон
сохранения энергии в механике
1
8
Колебательное движение и его
характеристики Затухающие
колебания. Вынужденные
колебания. Резонанс
1
9
Звук. Распространение и
отражение звука Громкость звука
и высота тона. Акустический
резонанс
1
10
Электромагнитное поле.
Электромагнитные волны
Свойства электромагнитных волн
1
11
Источники света. Прямолинейное
распространение света. Затмения
Солнца и Луны Закон отражения
света Закон преломления света
1
12
Линзы. Оптическая сила линзы
Построение изображений в
линзах
1
13
Разложение белого света в
спектр. Опыты Ньютона.
Сложение спектральных цветов.
Дисперсия света
1
14
Испускание и поглощение света
атомом. Кванты. Линейчатые
спектры
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0b0db8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0b1858
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0b2abe
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0b3658
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0b3f2c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0c144c
15
Строение атомного ядра.
Нуклонная модель
1
16
Ядерные реакции. Законы
сохранения зарядового и
массового чисел
1
17
Повторение, обобщение. Работа с
текстами.
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
17
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0c18ac
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0c1c58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0c2d6a
3
3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика, 9 класс/ Перышкин А.В., Гутник Е.М., Общество с
ограниченной ответственностью «ДРОФА»; Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Физика, 9 класс/ Перышкин А.В., Общество с ограниченной
ответственностью «Издательство «Экзамен»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Цифровые ресурсы ЦОК
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/