П ОЯ С Н ИТ Е ЛЬ НА Я З АП И С К А
Программа курса внеурочной деятельности «Школьный театр» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, на основе Методических рекомендаций для
педагогов дополнительного образования «Организация деятельности школьных театров
(театральных студий, кружков, объединений) в образовательной организации»,
составлена на основе Примерной программы курса внеурочной деятельности Школьный
театр, для 5-9 классов. Министерство культуры РФ ФГБОУ ВО «Театральный институт
имени Бориса Щукина», Москва, 2022
Направленность программы
Рабочая программа «Школьный театр» имеет художественную направленность.
Уровень программы
Уровень программы – ознакомительный
Актуальность программы
Программа «Школьный театр» обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей
школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие
творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых
детей.
Программа определяет необходимость успешной социализации детей в современном
обществе, повышение уровня их общей культуры и эрудиции. Театрализованная
деятельность становится способом развития творческих способностей, самовыражения
и самореализации личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а также
средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья
школьников. Сочетая возможности нескольких видов искусств (музыки, живописи,
танца, литературы и актерской игры), театр обладает огромной силой воздействия на
духовно-нравственный мир ребенка. Беседы о театре знакомят обучающихся в
доступной форме с особенностями театрального искусства, с его видами и жанрами,
также раскрывают общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на
развитие зрительской культуры детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают
способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и
познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают
психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создавая условия для
успешной социализации личности.
В программу входят теоретические и практические знания. Программа построена таким
образом, чтобы обучающиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею
в реальной жизни.
Отличительной особенностью программы является системно-деятельностный
подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в
роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.
Театральный коллектив в школе – это, в первую очередь, коллектив единомышленников, поэтому
так важно сформировать из детской театральной группы настоящую, дружную команду.
Театральная деятельность тесно связана с понятием общение.
Общение – важнейшая часть человеческой жизни, столь же необходимая как воздух и вода.
В ходе общения люди обмениваются результатами своей деятельности, информацией, чувствами.
И счастлив тот человек, кому дан этот дар – умение общаться. Понимать другого, понимать себя
и быть понятым – такова логика человеческого взаимопонимания. В процессе занятий
театральной деятельностью происходит объединение участников в сплоченный коллектив, а
общение и взаимопонимание всех обогащают.
Воспитание театром формирует эстетический вкус, мировоззрение, нравственные качества
детей; развивает самостоятельное и независимое мышление, речевую культуру,
коммуникативные способности, интуицию, воображение и фантазию; пробуждает потребность в
самопознании и самореализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей ;
умению работать в коллективе.
Театральный коллектив и творческая деятельность позволяют раскрыть способности че ловека,
помочь ему найти свое место в жизни. Кто-то станет актером, кто-то драматургом, другой
увлечется танцами или музыкой, а кто-то будет строить театры или корабли, а самое главное, что
наши дети станут хорошими людьми. И пусть после ухода из театрального коллектива подросток
пойдет своей дорогой, важно то, что театр оставил в его душе.
Цель программы
Приобщение детей среднего школьного возраста (5-9 классы основной школы) к искусству
театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности
средствами театрального искусства.
Задачи программы
Обучающие:
■
■
■
■
■
■
познакомить с историей театра;
познакомить с основами сценического искусства;
научить анализировать текст и образы героев художественных произведений;
научить выразительной речи, ритмопластике и действию на сцене;
сформировать навыки театрально-исполнительской деятельности.
овладеть основными навыками речевого искусства
Развивающие:
■
■
■
■
■
■
■
■
развивать творческие задатки каждого ребенка;
пробудить интерес к чтению и посещению театра;
развивать эстетическое восприятие и творческое воображение, художественный вкус;
развивать индивидуальные актерские способности детей (образное мышление, эмоциональную
память, воображение, сосредоточенность, наблюдательность, выдержку, слуховое и визуальное
внимание, умение ориентироваться в пространстве, взаимодействие с партнером на сцене);
формировать правильную, грамотную и выразительную речь;
развивать навыки общения, коммуникативную культуру, умение вести диалог;
развивать навыки самоорганизации;
формировать потребность в саморазвитии.
Воспитательные:
■
■
■
воспитывать интерес к театральному искусству и зрительскую культуру;
прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
воспитывать волевые качества, дух командности (чувство коллективизма, взаимопонимания,
■
■
■
взаимовыручки и поддержки в группе), а также трудолюбие, ответственность, внимательное и
уважительное отношения к делу и человеку;
воспитывать социально адекватную личность, способную к активному творческому
сотрудничеству;
помочь обучающимся обрести нравственные ориентиры;
формировать навыки поведения и совместной деятельности в творческом коллективе.
Формируемые компетенции: ценностно-смысловые,
общекультурные, учебно-познавательные, коммуникативные, социально-трудовые.
Адресат программы. Категория обучающихся
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов основной школы.
Возраст обучающихся по данной программе: 11-15 лет.
К обучению по программе допускаются дети без предварительного отбора.
Группа формируются по возрастному принципу (11-13 лет, 14-15 лет).
Образовательный процесс выстраивается с учетом психофизических и возрастных
особенностей детей в группе.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВОЗРАС Т НА Я Г РУ П П А
11 -13 ЛЕ Т ( 5-7 КЛА СС Ы)
У подростков в среднем школьном возрасте происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь
организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и нравственную стороны. Именно
в этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка психофизического
аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать
эмоциональному аппарату подростка. Эмоции
в этот период становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего, из-за
неспособности их контролировать, неумением
сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика.
Если говорить про мыслительный процесс подростка, необходимо отметить, что происходит неосознанное развитие абстрактного
мышления, хотя и наглядные (конкретно – образные) компоненты сохраняются. Это связано
с тем, что влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им
книг и учителей.
Существенным изменением подвергается
память и внимание. С одной стороны,
формируется произвольное внимание, с
другой – обилие различных впечатлений,
связанных с эмоциональной, чувствительной
активностью, приводит к быстрой потере
внимания и отвлекаемости.
В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется определенная систематичность в подходе к изучению
предметов школьной программы: самостоя-
тельный мыслительный процесс, возможность
делать выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в конкретных
образах.
Желание подростка изучать различные
предметы связано с его потребностями в новых знаниях и впечатлениях. Задача педагогов
не только общеобразовательных предметов,
но и школьных театров заключается в поддержке этих стремлений школьника. В процессе воспитания и обучения в школьных театрах
необходимо всячески убеждать подростков
в том, что именно образованный и умный человек может быть успешным, лучшим в своем
деле. Если у подростка произойдет слияние его
интересов и убеждений (педагогическая задача), тогда последует эмоциональный всплеск,
направленный на изучение предмета. Важно,
чтобы ученик всегда ощущал успех, чувствовал, что у него получается, тогда будет постоянная заинтересованность в дальнейшем освоении процесса обучения. Ни в коем случае
нельзя натаскивать подростков на определенный результат. Выстраивать процесс обучения
необходимо всегда от «простого к сложному»
(от простых элементов школы актерского мастерства к более сложным). И еще – необходимо помнить, что в профессии педагога его
терпение – это самая важная составляющая
творческого роста и развития его учеников.
Выстроенная модель воспитания и обучения
должна приносить удовольствие, а не сиюминутный успех «в загнанных» рамках.
Исходя из особенностей детей (активность, бурная фантазия и воображение, зарождающиеся комплексы и неуверенность,
сомнение в признанных авторитетах, чрезмерная любознательность), занятия становятся более структурированные. Педагог больше
внимания уделяет дисциплине. Важно максимально емко и компактно объяснять задачи
упражнения, тем самым стремиться к осознанности занятий. Отвечать на вопросы и быть заинтересованным в положительном результате.
Дети-подростки должны понимать и чувствовать авторитет педагога, доверять его знаниям
и умениям, которые он может частично делегировать (доверить кому-то из детей провести
конкретное упражнение или фрагмент разминки). Игровая форма занятий остается, но
игры меняются в соответствии с возрастными
интересами.
ВОЗРАС Т НА Я Г РУ П П А
14-15 ЛЕ Т ( 8- 9 КЛА СС Ы)
Дети 8-9 классов становятся более самостоятельными. Исходя из особенностей
школьников этого возраста (продолжение
становления личности; актуализация отношений между мальчиками и девочками; понимание личной ответственности; проявление
психологической неустойчивости, ранимости
и в то же время независимости, отсюда часто
становятся дерзкими и их высказывания
сложно поддаются социальному нормированию), педагог должен проявить чуткость и
внимание к мнению учащихся, объяснять и
обосновывать свою позицию, заинтересовывать и мотивировать на занятия речью. Рекомендуется выявлять лидеров в группе, налаживать с ними отношения и привлекать к
«мозговому штурму» – придумыванию новых
упражнений на заданную тему с точно сформулированными техническими заданиями.
При этом важно обеспечивать психологическую поддержку всем участникам занятия.
Подростков в этот период отличает пик
эмоциональной неуравновешенности, происходит легкость возбуждения и невозможность справится со своим состоянием, отсутствие контроля, – это приводит к ухудшению
дисциплины. Настроение подвержено серьезным перепадам (от веселья к депрессии),
возможно занижение самооценки; борьба за
самостоятельность; переутомление и снижение внимания; нежелание слушать какие-либо советы; опоздание на занятия; нежелание
учиться; обидчивость; упрямство.
Основное направление интересов – это
общение со сверстниками и осмысление,
каким видят подростка его одноклассники.
Однако, именно общение со взрослым является для подростка скрытым желанием, так
как именно через «общение на равных» повышается самооценка подростка и его роль
в коллективе. Педагогу придется проводить
много индивидуальных бесед с ребятами.
Необходимо в процессе обучения смягчать
требования, если есть ощущение внутреннего протеста у учащегося, предоставлять
право выбора ученику, не требовать, не критиковать, а наоборот всячески поощрять. Ни
в коем случае нельзя позволять занижать
оценки за обучение, игнорировать или легкомысленно относиться к успехам учеников,
обобщать в негативном смысле и переносить настроение на личность подростка в
присутствии коллектива.
Педагогу необходимо очень тонко работать с учащимися этой возрастной категории,
выстраивая общение с ними как со взрослыми
людьми. Важно, чтобы ребята чувствовали доверие и уважение со стороны преподавателя.
Формы и режим занятий
Основная форма обучения – очная, групповая. Занятия могут проводиться
индивидуально, по группам или всем составом. Группа формируется из обучающихся
одного (разного) возраста.
На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому
обучающемуся.
Количество обучающихся в группе 10 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Язык программы- русский
Сроки реализации программы
Срок реализации программы – 1 год.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 68 часов.
Количество учебных часов в год: 68 часов.
Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
■
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
различать произведения по жанру;
читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
освоить базовые основы актёрского мастерства, пластики и сценической речи через
упражнения и тренинги, навыки сценического воплощения через процесс создания
художественного образа;
освоить основы дыхательной гимнастики;
освоить навыки сценической речи, сценического движения, пластики;
освоить музыкально-ритмические навыки;
использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
ориентироваться в сценическом пространстве;
выполнять действия на сцене;
взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
работать с воображаемым предметом;
владеть приемами раскрепощения и органического существования;
создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в
совместной творческой работе;
приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности;
оценка собственных возможностей решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
наличие мотивации к творческому труду;
развитие навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания.
■
■
■
■
■
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
приобретать навыки самоконтроля и самооценки;
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную преподавателем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
объективно анализировать свою работу.
Познавательные УУД позволяют:
■
■
■
■
■
■
■
■
■
освоить сведения об истории театра, особенности театра как вида искусства, виды театров;
развить интерес к театральному искусству;
освоить правила поведения в театре, на сцене и в зрительном зале;
познакомиться с театральными профессиями и особенностями работы театральных цехов;
освоить правила проведения рефлексии;
строить логическое рассуждение и делать вывод;
выражать разнообразные эмоциональные состояния;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
■
■
■
■
■
организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с
педагогом и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей.
ФОР МЫ И С Р Е Д С Т В А КОНТРОЛЯ
Формы контроля
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий контроль и итоговую
аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, театральных игр, творческих заданий, конкурсов,
викторин по пройденному материалу. Проводится решение проблемных ситуаций по темам,
показ этюдных зарисовок.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании освоения
программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа инсценировок, эпизодов или
сцен из спектакля, театральных миниатюр.
Средства контроля
Контроль освоения программы обучающимися осуществляется по следующим критериям:
соблюдение правил техники безопасности на сцене;
знание и соблюдение законов сценического проживания;
артикуляция и дикция;
контроль за свободой своего тела (владение собственным телом, мышечная свобода);
■
■
■
■
■
■
■
■
■
умение удерживать внимание зрителей/слушателей;
уверенность действия на сценической площадке;
правильность выполнения задач роли;
взаимодействие с партнером или малой группой;
самоконтроль поведения, бесконфликтность поведения, вежливость, доброжелательность и
т.п.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической речи
строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная особенность
школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От простого к сложному!
Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все
предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской
школы следующий:
Внимание
Память
Воображение
Фантазия
Мышечная свобода
Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
Физическое самочувствие
Предлагаемые обстоятельства
Оценка факта
Сценическое общение
Во внеурочной работе по театральной деятельности с подростками необходимо уделять
особое внимание адаптации упражнений под конкретную возрастную категорию школьников,
контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно следить за темпоритмом
занятия. Все это связано с пониманием целесообразности каждого отдельно взятого упражнения
и перспективы всего учебного процесса. Больше внимания нужно уделять дисциплине,
выполнению правил внутреннего распорядка театральной студии, также важно контролировать
посещаемость обучающихся.
Каждое занятие начинается с разминки-тренинга, сложность которой возрастает от
игровой в начале обучения, до уровня профессионального тренинга актера.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Значительное
место
при
проведении
занятий
занимают
театральные
игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей,
помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть
во время выступления перед зрителями. Большинство игровых упражнений выполняется
коллективно, часто в кругу.
С ОДЕ РЖ А НИЕ ПРОГРАМ МЫ
1.1. Учебный (тематический) план
№
1.
2.
Название
раздела/темы
Вводное занятие.
Основы театральной
культуры.
Количество часов
Всего
1
Теория
1
4
2
Формы аттестации/
Практика контроля по разделам
Беседа. Наблюдение.
Творческое задание,
2
презентация, проблемные
ситуации «Этикет в театре»
3.
Сценическая речь.
14
6
8
4.
Ритмопластика.
6
3
3
14
3
11
5.
Актерское мастерство.
6.
Знакомство
с драматургией
(работа над пьесой и
спектаклем).
7.
Итоговое занятие.
Итого
27
3
24
2
68
18
2
50
Конкурс чтецов (басня, стихотворение, проза), упражнения,
наблюдение
Упражнения. Этюдные зарисовки,
танцевальные этюды. Наблюдение.
Упражнения,
игры,
этюды.
Наблюдение.
Упражнения. Наблюдение.
Показ отдельных эпизодов и сцен
из спектакля. Творческое задание.
Анализ видеозаписей репетиций.
Показ спектакля.
Творческий отчёт
Примечание: количество часов учебного (тематического) плана представлено из расчета на 1 учебную группу, 2
часа в неделю, 34 учебных недели.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности является частью основной образовательной
программы образовательной организации, разрабатывается самостоятельно на основе требований к
результатам освоения образовательной программы основного общего образования.
1.2. Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие
Практика. Игра «Что я знаю о театре» (по типу «Снежный ком»). Инструктаж по технике
безопасности. Организационные вопросы. Устав и название коллектива. График занятий и
репетиций.
2. Основы театральной культуры
1. История теат р а.
Теория. Древнегреческий театр. Древнеримский театр. Средневековый европейский театр
(миракль, мистерия, моралите). Театр эпохи Возрождения (комедия дельарте). «Глобус»
Шекспира. Русский Театр. Известные русские актеры.
Практика. Просмотр видеозаписей, презентаций, учебных фильмов.
2. Виды те атр ал ьног о искусств а.
Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Особенности. Театр кукол. Самые знаменитые театры мира.
Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок.
3. Т еатральное закулис ье.
Теория. Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
Практика. Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей».
4 . Т еатр и з рит е ль .
Теория. Театральный этикет. Культура восприятия и анализ спектакля.
2. Сценическая речь
Игровая форма
Дыхание. Обращать внимание на:
соединение дыхания и движения (например, гусиный шаг, пол горит, ритмичные шаги,
координация движений и т.п.);
одну техническую задачу многократно повторять с разными вариантами образов (например,
фиксированный выдох на Ф – задуваю свечу, отгоняю комаров, рисую портрет и т.п.);
активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, парные
■
■
■
упражнения – согреть дыханием партнера, переброситьвоображаемые мячики и т.п.).
Артикуляция. Обращать внимание на:
обособленность движений (занимаемся развитием мышц языка, а губы и нижняя челюсть
находятся в покое);
медленный темп увеличивает нагрузку на мышцы и делает упражнение более
эффективным;
координация движений и покоя всех частей речевого аппарата;
координация работы мышц речевого аппарата с жестами и мимикой (например, движение
языка противоположно движению и темпу движения рук, плюс к этому движение зрачков и
т.п.).
Дикция. Обращать внимание на:
активизацию коммуникативных навыков через речевые упражнения (например, давать
творческие парные задания – диалог из простых и сложных звукосочетаний)
ритмические вариации в ускоренном темпе (скороговорки в диалогах с различным
словесным действием – убедить, заинтересовать, посмеяться над кем-то и т.п.).
Голос. Упражнения на развитие голоса для этого возраста нецелесообразны.
Финальным материалом могут быть индивидуальные стихи и парные этюды с
использованием упражнений по дикции и дыханию.
■
■
■
■
■
■
3.1. Ре че в о й тре нинг.
Теория. Орфоэпия. Свойства голоса.
Практика. Речевые тренинги: Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая
гимнастика. Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи. Работа
над интонационной выразительностью. Упражнения.
3.2. Р аб от а на д л ите р а т ур но- худ оже с тве нны м п р о из ве де н ие м.
Практика. Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор
произведения: басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения.
Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
3. Ритмопластика.
1. Пл ас тиче с к ий тре нинг.
Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической
выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на
внимание, воображение, ритм, пластику.
2. Пл ас тиче с к ий об р аз пе р с он а ж а .
Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты,
пластика тела.
Этюдные пластические зарисовки.
3. Э л е ме нт ы т а н це в а л ь н ы х движе н ий.
Теория. Танец как средство выразительности при создании образа сценического
персонажа. Народный танец. Современный эстрадный танец.
Практика. Основные танцевальные элементы. Русский народный танец. Эстрадный танец.
4. Актерское мастерство.
Педагогам предлагается определенная форма подачи того или иного упражнения в процессе
воспитания и обучения детей
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита
(у одного ребенка может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие
буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово «Носорог».
Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н», затем
вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и
так далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется,
печатаются целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить нашей возрастной группе
(11-13 лет).
Ребята, представим, что вокруг нас летает комар, который не дает нам уснуть. Нам
необходимо его поймать. А ловить мы будем его только одним способом, и я посмотрю, кто же из
вас сможет точно выполнить это упражнение. Сложность заключается в том, что нам необходимо
стоять на месте и с помощью лишь одного хлопка в ладоши попытаться поймать назойливого
комара.
Кто лучше всех справиться с этим упражнением, получит от меня подарок! Сейчас каждому
из вас я раздам букву, необходимо ее запомнить, а у кого-то будет целых две буквы. В
определенном ритмическом рисунке вам необходимо не только напечатать слово «Воробей», но
и попытаться поймать комара, который будет постоянно вам мешать.
В создании определенной формы подачи того или иного упражнения педагогу необходимо,
с одной стороны, погружать ребенка в знакомую для него ситуацию («ловля комара» – как
предлагается в примере), развивающую его внимание и воображение. А, с другой стороны,
начинать задействовать в них принцип соперничества и соревновательности, но ни в коем
случае не выделять победителя и проигравшего!
Подросткам 13-15 лет нравится выполнять задания, в которых нужно поразмыслить,
поспорить с педагогом, придумать интересные и необычные пути решения.
Пример. Упражнение, направленное на внимание – «Пишущая машинка».
Поставить группу в полукруг, либо в круг. Раздать каждому участнику букву алфавита
(у одного участника может быть несколько букв). Проверить, знают ли все ученики, у кого какие
буквы. Преподаватель произносит слово, придуманное им заранее. Например, слово – Носорог.
Преподаватель хлопает в ладоши, ему в ответ хлопает ученик, у которого была буква «Н», затем
вновь преподаватель хлопает в ладоши – ученик, у которого буква «О» хлопает ему в ответ и так
далее. В конце слова хлопает вся группа. В дальнейшем упражнение усложняется, печатаются
целые фразы в определенном ритмическом рисунке и без хлопков преподавателя.
Теперь, рассмотрим, как это упражнение можно объяснить возрастной группе 13-15 лет.
Сейчас нам с вами необходимо без клавиатуры, без телефона, напечатать предложение:
Носорог – самый смешной и самый сильный. У кого есть предложения, как будем печатать?
(происхо дит диалог с ребятами). Отлично, хлопками. Молодцы, что догадались. Объяснив правила
упражне ния, педагог, прежде чем задать определенный ритм «печати» (выполнения упражнения),
говорит: «Кто сможет выполнить это упражнение, ни разу не нарушив ритм, сделав все правильно,
тот завтра сам как педагог проведет это либо любое другое упражнение, придуманное им самим».
Ребята начинают выполнять данное упражнение.
Это необходимо для вовлечения школьников в учебный процесс, что будет способствовать
их личностному росту в глазах сверстников.
Форма подачи упражнения должна быть созвучна современной жизни школьника, а также
необходим диалог с учениками (как печатать, на чем и т.д.), в котором проявляется
непосредственность общения и возможность услышать их мнение.
1. О рг а н и з а ц ия в н има ния, в о о б ра же н и я , п а м ят и.
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами
игры.
Практика. Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.
Игры: «Волшебный мешочек», «Перевод цвета в звук, запаха в жест и т.д.»
Упражнения «Передай другому», «Что изменилось», «Найди предмет»
Игры: «Поймай хлопок», «Нитка», «Коса-Бревно».
2.Игры на раз в итие чув ства пр остра нств а и партне рског о
в за им о де йств ия
Теория. Знакомство с правилами выполнения упражнений. Знакомство с правилами
и принципами партнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом
взаимодействии.
Практическая часть. Игры: «Суета», «Король», «Голливуд», «Салют». Игры: «Зеркало», «Магнит»,
«Марионетка», «Снежки». «Перестроения»
3. С це ни че с к ое дейст вие .
Теория. Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. «Вес».
«Оценка». «Пристройка». Словесные действия. Способы словесного действия. Логика действий и
предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными
действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики
поведения.
Театральные термины: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «простые словесные
действия».
Практика. Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и
этюды. Работа над индивидуальностью.
5. Знакомство с драматургией.
Работа над пьесой и спектаклем.
6.1. В ыбор пь е с ы.
Теория. Выбор пьесы. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Ос
новной конфликт. «Роман жизни героя».
6.2. Анализ п ье с ы по с об ы т ия м.
Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий. Определение
мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.
Театральные термины: «событие», «конфликт».
6.3. Р аб от а на д отде л ь ны ми эп из о да м и.
Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над
созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.
6.4 . В ы р аз и те л ь н о с ть ре чи, мимики, жес тов.
Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.
Театральные термины: «образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка,
роли», «образ как логика действий».
6.5. За кр е пл е н ие м из а нсце н.
Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Театральные термины: «мизансцена».
6.6. Изготовл ение р ек виз ита, декораций.
Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций.
Выбор музыкального оформления.
6.7. Пр ог онн ы е и г е не р ал ьны е р е пе ти ц и и.
Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с
использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
6.8. Показ спек так ля.
Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со
зрителем.
7. Итоговый контроль. Итоговое занятие.
Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения.
Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Название раздела,
тема занятия
Всего часов
всего
теория
1
1
Форма контроля
практика
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
1.1.
1
Знакомство с обучающимися.
Ознакомление
с
режимом
занятий, правилами поведения
на занятиях, формой одежды и
программой. Инструктаж по
технике
безопасности
на
занятиях, во время посещения
спектаклей,
поездок
в
автобусе,
правилами
противопожарной
безопасности. Беседа о театре.
Театр вокруг нас. О профессии
актера и его способности
перевоплощаться. Игры.
Раздел 2. Основы театральной культуры (4 часа)
2.1.
История театра.
1
1
2.2.
наблюдение,
беседа;
выполнение
творческих
заданий
-
1
1
-
2.3.
Виды театрального
искусства.
Театральное закулисье
1
-
1
2.4.
Театр и зритель
1
-
1
4
2
2
Раздел 3. Сценическая речь (14 часов)
Неделя
Творческое
задание,
проблемные
ситуации «Этикет
в театре»,
презентация
1
2
2
3
3.1.
Речевой тренинг
5
2
3
3.1.1
1
1
-
3
3.1.2
Орфоэпия. Свойство голоса.
Дыхание.
Артикуляционная гимнастика
1
-
1
4
3.1.3
Дикция. Речевая гимнастика
1
-
1
4
3.1.4
Интонация. Выразительность
речи. Работа над
интонационной
выразительностью
2
1
1
5
Работа над литературнохудожественным
произведением
9
4
5
Особенности работы над
стихотворным
и
прозаическим текстом
Приёмы работы над текстом
Особенности работы над
стихотворным текстом
Тема. Сверхзадача. Логикоинтонационная структура
текста
Особенности работы над
прозаическим текстом
Тема. Сверхзадача. Логикоинтонационная структура
текста
Выды работы над текстом.
1
1
-
2
1
1
1
1
-
1
1
-
1
-
1
8
1
-
1
9
2
-
2
9,10
3.2.
3.2.1
3.2.2
3.2.3
3.2.4
3.2.5
3.2.6
3.2.7
Конкурс чтецов,
(басня,
стихотворение,
проза),
контрольные
упражнения,
наблюдение
6
6,7
7
8
Творческая работа.
Раздел 4. Ритмопластика ( 6 часов)
4.1.
Пластический тренинг
4.2
Пластический образ
персонажа
4.3
Элементы
танцевальных
движений
14
6
8
2
2
1
1
1
1
2
1
1
6
3
3
Раздел 5. Актёрское мастерство (14 часов)
контрольные
упражнения,
этюдные
зарисовки,
танцевальные
этюды
11
12
13
5.1
Организация
внимания,
воображения, памяти
5
2
3
5.1.1
Знакомство
с
правилами
выполнения
упражнений.
Актерский
тренинг.
Упражнения
на
раскрепощение.
Знакомство с правилами игры.
Коллективные
коммуникативные игры
Актерский тренинг
2
1
1
14
2
1
1
15
5
1
-
1
16
Знакомство с правилами
выполнения упражнений.
Знакомство с правилами и принципами
партнерского взаимодействия.
Техника безопасности в игровом
взаимодействии
Игры: «Суета», «Король»,
«Голливуд», «Салют»
Игры: «Зеркало», «Магнит»,
«Марионетка»
1
1
-
16
5.1.2
5.1.3
5.2.
5.2.1
5.2.1
5.2.2
5.3.
Игры на развитие чувства
пространства и партнерского
взаимодействия
Сценическое действие
1
4
упражнения,
игры, этюды
2
-
2
17
2
-
2
18
4
-
4
14
3
11
Раздел 6. Знакомство с драматургией. Работа над произведением
(27 часов)
6.1.
6.2.
6.3.
6.3.1
6.3.2
6.3.3
6.3.4
6.4
6.5.
6.6.
6.7.
Выбор произведения. Читка.
«Застольный период»
Анализ произведения по
событиям
Работа над отдельными
эпизодами
2
1
1
19
2
1
1
20
6
1
5
21,22,
23
Творческие пробы, показ и
обсуждение
Распределение ролей
Работа над созданием
образа, выразительностью и
характером персонажа
Репетиции отдельных сцен,
картин
2
-
2
1
2
1
1
1
Выразительность речи,
мимики, жестов
Закрепление мизансцен
Изготовление реквизита,
декораций
Прогонные и генеральные
репетиции
1
2
2
-
2
2
2
-
2
2
9
-
9
упражнение
«Событийный
ряд»,
наблюдение,
показ
отдельных
эпизодов и
сцен из
спектакля,
творческое
задание,
анализ
видеозаписей,
репетиций,
показ
24
25
26
27
28
29
30
30-32
6.8.
Показ спектакля
Раздел 7. Итоговое занятие (2 часа)
7.1
Конкурс «Театральный
калейдоскоп». Творческие
задания по курсу обучения.
Чтецкий отрывок наизусть.
Этюд на взаимодействие.
Отрывкииз спектакля.
Награждение.
2
-
2
27
3
24
2
-
2
спектакля
33
творческий
отчет
34
О РГ А Н И З А Ц И О Н Н О - ПЕ Д А Г ОГ И Ч Е С К И Е УС ЛО ВИЯ РЕ А Л И З А Ц И И П Р ОГ Р АМ М Ы
Учебно-методическое обеспечение программы
Основные формы организации образовательной деятельности:
беседа, наблюдение, показ, репетиция.
При реализации программы «Школьный театр» используются следующие педагогические
технологии:
личностно ориентированное обучение;
дифференцированное обучение;
игровые технологии;
системно-деятельностный подход в организации обучения школьников.
Также могут быть использованы дистанционные образовательные технологии.
Программа построена на принципах дидактики:
принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;
принцип систематичности и последовательности в практическом
овладении основами
театральной культуры;
принцип движения от простого к сложному, постепенное усложнение теоретического и
практического материала;
принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа;
принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Эти важнейшие педагогические принципы позволяют вносить коррективы в программу согласно
интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в его творческом развитии.
При освоении программы используются следующие методы обучения:
-наглядные (показ, просмотр видеоматериалов);
-словесные (рассказы, беседы, работа с текстами, анализ и обсуждение);
-практические (репетиции, экскурсии, посещение театров и концертных залов).
Учебно-информационное обеспечение программы
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г.№ 09-3242);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816
«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13 марта 2019 № 114
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления
образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. № 519
«О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. № 413»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования»;
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
13. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20).
14. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЙ
1) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические
движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическое пособие – практикум «Культура и
техника речи» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii
3) Методическое пособие – практикум «Основы актёрского
мастерства» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-imetodologii
4) Сайт «Драматешка»
«Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/nois
eslibrary
5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music
Список литературы
1. Библиотечка в помощь руководителям школьных театров
«Я вхожу в мир искусства». – \М.: Искусство, 1996;
2. Бруссер А.М. Сценическая речь. /Методические рекомендации и практические задания
для начинающих педагогов театральных вузов. – М.: ВЦХТ, 2008;
3. Бруссер А.М., Оссовская М.П. Глаголим.ру. /Аудиовидео уроки по технике речи.
Часть 1. – М.: «Маска», 2007;
4. Вахтангов Е.Б. Записки, письма, статьи. – М.: «Искусство», 1939;
5. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. – М.: «Просвещение», 1966;
6. Ершова А.П., Букатов В.М. «Актерская грамота подросткам». – М.: «Глагол», 1994;
7. Ершов П.М. Технология актерского искусства. – М.: ТОО «Горбунок», 1992;
8. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие / Б.Е. Захава;
под редакцией П.Е. Любимцева. – 10-е изд., – СПб.: «Планета музыки», 2019;
9. Захава Б.Е. Современники. Вахтангов. Мейерхольд: учебное пособие /
Б.Е. Захава; под редакцией Любимцева П. – 4-е изд., – СПб: «Планета музыки», 2019;
10. Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг. –
М.: Репертуарно-методическая библиотечка «Я вхожу в мир искусств» № 6(46) 2001;
11. Программа общеобразовательных учреждений «Театр 1-11 классы» – М.: «Просвещение», 1995;
12. Рубина Ю.И. «Театральная самодеятельность школьников». – М.: «Просвещение», 1983;
13. Сборник программ интегрированных курсов «Искусство». – М.: «Просвещение», 1995;
14. Станиславский К.С. Работа актера над собой. – М.: «Юрайт», 2019;
15. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М.: «Искусство», 1989;
16. Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей
детских театральных коллективов. / Под ред. А.Б. Никитиной. – М.: ВЛАДОС, 2001;
17. Шихматов Л.М. «От студии к театру». – М.: ВТО, 1970.
Материально-технические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
-сцена, оборудованная осветительными приборами;
-проветриваемый зал для проведения разминки, актерского тренинга;
-стулья для детей и зрителей согласно СанПиНу 1.2.3685-21;
-ноутбук и мультимедийная аппаратура, экран