Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные патриоты» для обучающихся 1 классов

Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и
политические изменения, которые привели к значительной социальной
дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения
снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как
важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более
заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского
патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании
подрастающего поколения.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная
роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана
воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты
молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос.
Родной край, его люди, природа – всѐ это становится частью его судьбы.
Осознание малой родины – главный методологический принцип духовнонравственного воспитания учащихся. В программе значительное место
уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней
должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное
отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе,
истории, культуре своего народа.
"Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в
привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по
рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные
лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества,
"своего народа". Нравственное воспитание - это основная часть
патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических
профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей
истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их
традициям. А также данное направление является частью гражданского
воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе
между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у
людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном
коллективе - все это формирует патриотизм.
Пение в хоре – одно из самых доступных путей массового воспитания общей
и музыкальной культуры. Благодаря синтезу звуков и слов, песня является
самой короткой тропинкой к развитию эстетических чувств, которых подчас
так не хватает нашему обществу. Совместные занятия учащихся с разным

уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют
значительную роль, как в воспитательной работе, так и в музыкальноэстетическом развитии.
Программа помогает формировать такие качества у ребенка, как:
отзывчивость, милосердие, почитание и уважение к людям, окружающей его
природе, способность к преодолению трудностей, учит его трудиться,
помогает обращать внимание ребенка на каждое проявление красоты в
жизни, воспитывает в нем стремление самому творить прекрасное и беречь
его. Это очень важно, так как быть человеком - это значит не только быть
таким как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимым, с
собственными вкусами, интересами и способностями.
Формирование нравственных основ личности учащихся, развитие социально
значимых ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма,
приобщение детей к культурному наследию – это актуальные и
приоритетные направления программы.
Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста 7 -8 лет и
направлена на развитие музыкальных способностей детей, а также на
формирование у них музыкального вкуса и эмоционального восприятия
музыки
Объем и срок реализации программы: годовой учебный цикл программы
составляет 66 часов, занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность
одного часа 40 минут в 1 классе.
Цель: Целью программы является создание условий для развития творческих
способностей и нравственного становления детей младшего школьного
возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
задачи:
 научить вокально-хоровым навыкам (ансамбль, строй, певческое
дыхание, звукообразование);
 научить пению в унисон и пению двухголосно;
 научить основным понятиям музыкальной грамоты;
 научить анализировать музыкальный материал на основе полученных
элементарных знаний.
 раскрыть
навыки
концертно-исполнительской
деятельности,
способствовать развитию артистической индивидуальности каждого
ребенка;
 развить музыкальный слух, музыкальной памяти, ритма;

 развить обще-эстетический кругозор и обогащение внутреннего мира
ребенка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира
через вокально-хоровое пение.
 воспитание интереса и любви к музыке, хоровому искусству;
 воспитание художественного вкуса через пение и слушание
музыкальных произведений для детей;
 воспитание чувства патриотизма;
 воспитание ответственности при работе над произведением и
концертным исполнением (общий успех зависит от работы каждого);
 формирование у детей социально-патриотических взглядов и
убеждений, любви к Родине и ее истории.
Методы обучения:
 словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
 наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего
произведения);
 практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление
целого произведения на более мелкие части для подробной проработки
и последующая организация целого, репетиционные занятия);
 прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и
посещение концертов для повышения общего уровня развития
учащихся;
 применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом
возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом являются наиболее
продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебной
дисциплины предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся
традициях хорового исполнительства.
Особое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, которые
содержат принципы:









планирование занятий с учетом возрастных особенностей детей;
чередование видов деятельности;
использование активных методов обучения;
комфортность отношений между педагогом и детьми, эмоциональность
проведения урока.
направления сбережения здоровья:
двигательная активность;
соблюдение эргономических требований;
сбережение голосового потенциала (дыхательный комплекс,
воздействие звуковых вибраций);

 соблюдение гигиенических требований к проведению урока.
Планируемые результаты:
учащиеся овладевают:
 вокально-хоровыми знаниями, умениями и навыками;
 навыками совместной деятельности в коллективе;
 навыками актерской выразительности и сценической культуры;
приобретают:
 умение ориентироваться в различных явлениях
искусства;
 художественный, музыкальный и эстетический вкус;
 ориентацию на общечеловеческие ценности;
 мотивацию к дальнейшему познанию и творчеству;
 навыки адаптации в обществе;

музыкального

проявляют:
высокий уровень певческой, исполнительской культуры;
сформированное чувство патриотизма;
стремление достигать поставленной цели;
владение основами культуры поведения в обществе.
Метапредметные результаты:
 воспитать
целеустремленность,
настойчивость,
выдержку,
самообладание, дисциплину, трудолюбие;
 приучить к доброжелательности;
 воспитать чувство патриотизма; чтить традиции и обычаи своей
страны;
 воспитать инициативность, самостоятельность.
 Личностные результаты:
 сформировать потребность в регулярных занятиях пением;
 развить музыкальный слух, память, чувство ритма, образное
мышление;
 развить умение и навык общения со сверстниками, установление
прочных дружеских контактов.
 Система оценки результатов освоения программы
 зачетные мероприятия, массовые мероприятия;
 результативность участия в фестивалях и конкурсах разного уровня.
Формы текущего контроля:







индивидуальный опрос;
концерт-отчѐт перед родителями;
районные фестивали, конкурсы, концерты;
открытые уроки;
отчетный концерт.

Ожидаемые результаты
Наряду со специальными знаниями и умениями, учащиеся, освоившие
программу, приобретают следующие личностные, метапредметные и
образовательные результаты:
личностные:
 способность к самоорганизации и самоконтролю;
 умение концентрировать внимание, слух, мышление, память;
 трудолюбие, целеустремлѐнность и упорство в достижении
поставленных целей;
 ориентация в мире нравственных ценностей и достижениях культуры;
 принятие гуманистических норм жизни и поведения;
 способность работать не только индивидуально, но и в группе
(ансамбле), решать творческие задачи в сплоченном, детском
коллективе.
метапредметные:
 способность к развитию устойчивого интереса к вокальноисполнительской культуре;
 развитие голоса: его силу, диапазон, беглость, тембральные и
регистровые возможностей;
 развитие музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной
памяти.
 предметные:
 умение работать в коллективе;
 сценическая культура;
 владение навыками художественной выразительности исполнения,
работы над словом, раскрытия художественного содержания и
выявления стилистических особенностей произведения (фразировки,
нюансировки, агогики, приемов вхождения в музыкальный образ,
сценической, мимической выразительности).
Личностные результаты:
сформировать потребность в регулярных занятиях пением;
развить музыкальный слух, память, чувство ритма, образное мышление;

развить умение и навык общения со сверстниками, установление прочных
дружеских контактов.
Система оценки результатов освоения программы
зачетные мероприятия, массовые мероприятия;
результативность участия в фестивалях и конкурсах разного уровня.
Формы текущего контроля:
сдача хоровых партий;
индивидуальный опрос;
концерт-отчѐт перед родителями;
районные фестивали, конкурсы, концерты;
открытые уроки;
концерт-встреча с композитором;
отчетный концерт.
Ожидаемые результаты
Наряду со специальными знаниями и умениями, учащиеся, освоившие
программу, приобретают следующие личностные, метапредметные и
образовательные результаты:
личностные:
способность к самоорганизации и самоконтролю;
умение концентрировать внимание, слух, мышление, память;
трудолюбие, целеустремлѐнность и упорство в достижении поставленных
целей;
ориентация в мире нравственных ценностей и достижениях культуры;
принятие гуманистических норм жизни и поведения;
способность работать не только индивидуально, но и в группе (ансамбле),
решать творческие задачи в сплоченном, детском коллективе.
метапредметные:
способность к развитию устойчивого интереса к вокально-исполнительской
культуре;
развитие голоса: его силу, диапазон, беглость, тембральные и регистровые
возможностей;
развитие музыкального слуха, чувства метроритма, музыкальной памяти.
предметные:
умение работать в коллективе;
сценическая культура;
владение навыками художественной выразительности исполнения, работы
над словом, раскрытия художественного содержания и выявления
стилистических особенностей произведения (фразировки, нюансировки,
агогики, приемов вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической
выразительности).
К концу обучения дети должны:
знать/понимать:
строение артикуляционного аппарата;
особенности и возможности певческого голоса;
гигиену певческого голоса;

требования педагога – петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
на звуке «ля» первой октавы правильно показать самое красивое
индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы
фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Учебно – тематический план
1

«Вокальнохоровая работа»
«Музыкально –
теоретическая
подготовка»
«Концертная
деятельность»

44

66

18

4

Содержание программного материала 1 класс (66 часов)
Введение
Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете,
знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет
обучения. Искусство пения – искусство души и для души.
Раздел 1. Вокально-хоровая работа
Ознакомление с основами вокального искусства. Виды вокального
искусства. Понятие опоры, диафрагмы. Строение голосового аппарата певца.
Артикуляционный аппарат и его составляющие. Процесс звукообразования и
звуковедения. Певческая установка. Унисон. Дикция. Работа в ансамбле.
Строй. Артикуляционный аппарат.
Работа над чистотой интонации:
1. Определение примарной зоны звучания;
2. Работа над мелодическим слухом;

3. Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в
пределах октавы;
4. Работа над чистым интонированием поступенных и скачкообразных
мелодий в пределах 1,5 октавы;
5. Работа над расширением певческого дыхания;
6. Совершенствование дикции;
Раздел 2. Музыкально - теоретическая подготовка
Дирижерский жест.
Основы музыкальной грамоты: Лад. Мажор. Минор.
Ритм – основа жизни и музыки.
Темп – скорость музыки
Тембр – окраска звука
Динамика – сила звука.
Пластическое интонирование.
Раздел 3. Концертная деятельность
Сценическое движение. Уверенное исполнение песни с помощью
сценического движения. Подбор движений к разучиваемому произведению.
Нахождение образа. Репетиционная работа. Подготовка концертных номеров.
Концертные выступления. Формирование культуры исполнительской
деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы
•

развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;

•

побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;

•
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные
произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их
характера и настроения;
•
формирование навыков выражения своего отношения музыке в
слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;

•
развитие певческих умений и навыков (координации между
слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания),
выразительное исполнение песен;
•
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших
движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного
характера.
формирование навыков элементарного музицирования на
простейших инструментах;
•
освоение элементов
осознания музыкальной речи.
Творчески изучая
обучающиеся научатся:
•

музыкальной

музыкальное

грамоты

искусство,

к

как

концу

средство
1

класса

воспринимать музыку различных жанров;

•
эстетически откликаться на искусство, выражая своѐ отношение к
нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
•
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в
звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
•
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных
художественных образов. Воплощать в звучании голоса или инструмента
образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и
мысли человека;
•
продемонстрировать
понимание
интонационно-образной
природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и
изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации
сравнения произведений разных видов искусств;
•
авторов;

узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их

•
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров
(пение,
драматизация,
музыкально-пластическое
движение,
инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:
- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля:
- входной, текущий, итоговый
- фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля:
- наблюдение, самостоятельная работа, работа по партитуре, школьные
мероприятия, отчѐтный концерт.

Методические рекомендации педагогическим работникам
Процесс обучения предмету «Постановка голоса» подразделяется на
несколько этапов:
- развитие голоса, где в основном используются вокальные
упражнения, ставящие своей задачей: приведение вокального аппарата в
рабочее состояние (распевание), формирование вокальных навыков на
упражнениях и вокализах.
- работа над вокальным произведением, включающая в себя изучение
произведений разных стилей и жанров: народная песня, романсы русских и
зарубежных композиторов, современные сочинения.
- обучение пению – это не только обучение данному виду искусства. В
процессе занятий активно развивается детский голос, а также решаются
воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности
школьника и его общего развития. Поэтому обучение пению – это, прежде
всего, педагогическая задача. Уровень общего развития детей проявляется,
прежде всего, в качестве их музыкально-слухового восприятия и образного
мышления в процессе анализа эмоционального содержания и исполнения
вокальных произведений, их формы и средств художественной
выразительности, в умении сравнивать, находить сходства и различия
отдельных художественно- технических элементов вокального исполнения.
Говоря о качестве звучания детского голоса, мы имеем в виду, прежде всего,
его основные физические характеристики: тембральную, интонационную и

динамическую. К тембральной характеристике относятся: спектральная
насыщенность или обертоновый состав звука; плавность регистровых
переходов; звонкость и полѐтность голоса; степень свободы или
напряженность звучания; вокальная позиция; степень округлости гласных;
качество певческого вибрато. К интонационной характеристике относятся:
точность или чистота интонирования; ширина звуковысотного диапазона; его
высотное расположение. У динамической – ширина динамического
диапазона на различных звуковысотных уровнях. На протяжении всех лет
обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление,
пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений,
создавать условия, в которых учащийся испытывает радость ощущения
исполнительской свободы и творческого комфорта. Особенно сложной и
трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся, в
период обучения, могут находиться в состоянии мутации или постмутации.
Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению
в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности
голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой
интонации одновременно следует добиваться полѐтности, звонкости и
вибрато голоса, а так же естественность звучания. Вся вокальная работа
должна проводиться на доступном учащимся материале.
- подбирать репертуар следует, учитывая вокальные данные учащегося,
постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять
только из произведений, пройденных с преподавателем в классе. Большое
значение в обучении пению имеет овладение певческими навыками. Эта
работа часто протекает без достаточного осознания учащимися еѐ цели, без
понимания роли тех упражнений, которые они выполняют. Следует даже на
самом первом этапе обучения доводить до сознания детей, для чего поѐтся
данное упражнение, чего следует добиваться в работе над ним, как его надо
исполнять. Ученики должны понимать, что упражнения помогают овладению
певческими навыками, необходимыми для того, чтобы исполняемая песня
звучала красиво, чисто, выразительно.
Для улучшения качества интонации большое внимание следует уделить
точному воспроизведению первого звука. Очень важно с самого начала
обучения воспитывать у учащихся вокальный слух, умение внимательно
слушать себя и отмечать свои ошибки.
- основа пения - гласные звуки. От правильного формирования
гласных звуков зависит красота тембра. У учащихся школьного возраста

тембр неровный, что обусловлено, главным образом, «пестротой» гласных.
Ровность звучания достигается при сохранении высокого звучания (позиции)
на всех звуках певческого диапазона. Для этого следует использовать
попевки и упражнения на все гласные, добиваясь правильного формирования
каждой из них: 1. в «чистом» звучании: А, О, У, Э 2. в «йотированном»
звучании: А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е 3. особо обратить внимание формирование
гласных И, Ы 4. пение гласных звуков в сочетании с согласными Кроме
работы над гласными звуками, постоянными должны быть: 1. упражнения
стабильного блока: - на дыхание, - на медленный долгий выдох, - на развитие
артикуляции, - на подвижность диафрагмы (staccato), - на развитие ровности
тембрового звучания, - гибкости голоса; 2. упражнения периодически
обновляющегося блока: - на лѐгкость и подвижность голоса, - на зубные
язычные согласные: д, з, т, р, л, н, - на губные: б, п, в, м. Условием
грамотного звукообразования являются правильно открытый рот, свободно
опускающаяся челюсть, активные губы, чѐтко артикулирующие каждый звук.
На начальном этапе, в основном, следует обращать внимание на то, чтобы
учащийся вдыхал правильно, распределяя выдох до конца слова или
небольшой фразы, не брал дыхание в середине слова.
- в практических занятиях, наряду с упражнениями, рекомендуется
пение вокализов или песен напевного характера для выработки кантиленного
звучания. Это необходимо также для осознания учащимися малой формы в
целом и на уровне отдельных построений: фразы, предложения, периода, для
усвоения ими понятий кульминации произведения, коды и других.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
С учѐтом специфики предмета (необходимости контроля над
певческим процессом со стороны преподавателя, особенно на первом этапе
обучения) при планировании самостоятельной домашней работы учащихся
методически целесообразней направить их по пути разбора и разучивания.
Начинать разбор можно с ритмического рисунка (прохлопывая его в
ладоши), впоследствии соединив его с текстом. Разбор и выучивание
поэтического текста является другой важной частью домашнего задания.
Проговаривание текста в ритме и характере произведения является
действенным методом в процессе подготовки к уроку. При таком подходе к
домашней работе меньше вероятность негативного результата, когда
самостоятельные занятия (а именно — пение без контроля) вредят процессу
постановки голоса, и в классе приходится исправлять приобретѐнные дома
дефекты голосообразования.

Нельзя переоценить пользу, которую приносит слушание записей
профессиональных
исполнителей,
с
обязательным
методическим
обсуждением, привлечением внимания ученика к ключевым моментам.
Кроме того, даются рекомендации родителям учеников, чтобы они (по
возможностям) посещали академические концерты и музыкальные
спектакли. При этом важно, чтобы учащиеся слушали разных исполнителей,
музыку разных стилей и жанров, не ограничиваясь только лишь вокальными
концертами.
Не менее полезным является также совместное посещение городских
концертов вокального отдела, гала-концертов различных конкурсов. На этих
концертах учащиеся могут услышать выступления наиболее одарѐнных и
хорошо подготовленных учащихся музыкальных школ, успехи которых
стимулируют их собственное дальнейшее развитие.
Большое значение для развития, обучения и воспитания, учащихся
имеют тематические общешкольные концерты учащихся и преподавателей:
таким
образом,
осуществляется
преемственность
в
концертноисполнительской деятельности, воспитание уважения к традициям и
патриотическое воспитание учащихся, прививается культура поведения, как
на сцене, так и в зрительном зале.
Учебно – тематический план
1

«Вокальнохоровая работа»
«Музыкально –
теоретическая
подготовка»
«Концертная
деятельность»

44

66

18

4

Календарно-тематический план
№

Тема

1 Мой самый
чистый голос.
Унисон

Кол
-во
часо
в
2

Тип урока

Вид учебной
деятельности

Вид контроля

Урок открытия
нового знания

1. уметь
правильно и
стройно петь
партию с

Урок
смешанного
типа, беседа

2

Все мы дружим с
песней. Мелодия.
Нотная грамота

2

3

Работа над
унисоном в хоре
при развитом
фортепианном
аккомпанементе

2

4

Вокальные
навыки

2

сопровождени
ем и без
сопровождени
я
2. развивать
устойчивый
интерес к
музыкальным
занятиям;
Урок открытия
1.
Урок
нового знания
анализировать
смешанного
соотношение
типа, беседа
вокальной
партии с
аккомпанемен
том
2. петь, не
выделяясь из
общего
звучания,
одновременно
вступая и
заканчивая
фразу
Урок
1.
Устный опрос,
развивающего
прислушивать смотр знаний
контроля
ся к голосам,
поющих в
хоре
2. сравнивать
мелодический
рисунок
фортепианной
партии с
вокальной
мелодией
Урок
1.
Урокобщеметодологич анализировать совершенствов
еской
особенности
ание, беседа
направленности мелодического
рисунка
мелодии
2. давать
понятие, что
мелодия -

5

Владение
голосовым
аппаратом

2

Урок открытия
нового знания

6

Певческие
навыки

2

Урок
общеметодологич
еской
направленности

7

Закрепление
основных
навыков
певческой
установки:
свободное
положение
корпуса, головы
и спины

2

Урок
развивающего
контроля

8

Вокальнохоровая работа

2

Урок рефлексии

главная мысль
музыкального
произведения
1. расходовать
дыхание на
всю
музыкальную
фразу
2. добиваться
ровности
звучания
партий,
чистоты
интонации
1. связывать
характер
звукоизвлечен
ия голоса с
художественн
ыми образами
песен
2. уважать
творчество и
чувства
другого
человека
1. уметь петь
стоя и сидя
2. участвовать
в
коллективном
пении,
музицировани
и
1. добиваться
ровности
звучания
партий,
чистоты
интонации, в
частном и
общем
ансамбле

Урок
смешанного
типа, беседа

Урок
смешанного
типа, беседа

Устный опрос,
смотр знаний

Комбинирован
ный урок,
диалог.

9

Работа над
вокальнохоровыми
трудностями

2

1
0

Понятия куплет,
фраза, мотив

2

1
1

Первоначальная
работа над

2

2. рассуждать
об общности и
различии
таких
понятий, как
звук, нота,
мелодия,
ритм;
3. раскрывать
в голосе
особенности
элементов
стиля данного
произведения
Урок открытия
1. петь
нового знания
стройно: в
интонационно
м,
ритмическом
и
уравновешенн
ом по силе
звука
отношении
2. уметь
анализировать
особенности
голосовых
тембров
Урок открытия
1. понимать,
нового знания
что такое
песня;
2. раскрывать
особенности
звучание
лирических
песен;
3.
анализировать
мелодическую
структуру
данного
произведения
Урок
1. задерживать
общеметодологич дыхание перед

Урок
смешанного
типа, беседа

Урок
смешанного
типа, беседа

Уроксовершенствов

цепным
дыханием

еской
направленности

1
2

Вокальнохоровая работа

2

1
3

Сценическая
культура

2

1
4

Знакомство с
произведениями
разных жанров

2

1
5

Сценическое
искусство

2

началом пения
ание
2. не
допускать
ключичное,
верхнее
дыхание
Урок открытия
1.
Урок
нового знания
анализировать
смешанного
текст и
типа, беседа
музыку
данного
произведения
2. определять
характер
мелодической
линии
Урок
1. правильно
Устный опрос
развивающего
передавать
контроля
художественн
ый образ
музыкального
произведения
2. выявлять
этапы
развития
мелодии
Урок
1. рассуждать
Обзорная
общеметодологич об общности и лекция, беседа.
еской
различии
направленности
песен разных
жанров
2. проявлять
личностное
отношение,
эмоциональну
ю
отзывчивость
к народным
праздникам,
рождественск
им песням,
духовной
жизни
Урок рефлексии.
1. воплощать Комбинирован
Урок
различные по
ный урок.

развивающего
контроля.

1
6

Использование
певческих
навыков

2

Урок
развивающего
контроля.
Урок рефлексии.

1
7

Работа над
нюансами в
произведениях.
Осмысленное
артистическое
исполнение
программы.

2

Урок открытия
нового знания

содержанию
музыкальные
образы,
поэтические
фантазии
2. наблюдать
за
исполнительск
ими приѐмами
и способами
передачи
музыкально –
поэтической
речи
1. оценивать
собственное
исполнение и
общее
звучание всего
хора
2. выявлять
степень
понимания
роли музыки в
жизни
человека;
3. узнавать
певческие
голоса
1. общаться и
взаимодейство
вать в
процессе
коллективного
воплощения
различных
художественн
ых образов
2.
воспринимать
красоту
родной земли
в музыке,
поэзии,
живописи

Викторина

Смотр знаний,
устный опрос.
Комбинирован
ный урок

Урок
смешанного
типа, беседа.

1
8

Использование
при работе с
хором особых
ритмических
фигур пунктирного
ритма.

1 Работа над legato,
возможно
9
освоение
приемов
nonlegato

2

Различный

2

Урок
развивающего
контроля

2

Урок открытия
нового знания

2

Урок

1.
воспроизводит
ь мелодии с
ориентацией
на нотную
запись
2.
ориентировать
ся в нотном
письме как
графическом
изображении
интонаций
3.
анализировать
и соотносить
выразительны
еи
изобразительн
ые интонации,
свойства
музыки в их
взаимосвязи и
взаимодействи
и
1. применять
знания
основных
средств
музыкальной
выразительнос
ти
2. наблюдать
за
исполнительск
ими приѐмами
и способами
передачи
музыкально –
поэтической
речи
3. понимать
терминологию
штрихов
1. применять

Смотр знаний,
устный опрос.

Урок
смешанного
типа, беседа

Смотр знаний,

0 характер дыхания
в зависимости от
темпа и стиля
исполняемого
сочинения

развивающего
контроля

2
1

Россия – Родина
моя.
Произведения
различных
жанров.

2

Урок открытия
нового знания.
Урок
развивающего
контроля.

2
2

Души
прекрасные
порывы. Манера
исполнения
вокального
произведения.

2

Урок
развивающего
контроля

знания
основных
средств
музыкальной
выразительнос
ти при
исполнения
музыкального
произведения
2. проводить
интонационно
-образный
анализ
музыкального
произведения
1. воплощать
различные по
содержанию
музыкальные
образы,
поэтические
фантазии
2.самостоятел
ьно проводить
интонационно
-образный
анализ
музыкальных
произведений
3. участвовать
в хоровом
исполнении
гимна России,
гимна школы
1.
анализировать
исполнение
произведений
классического
и
современного
репертуара
2. находить
характерные

устный опрос.

Урок
смешанного
типа, беседа.
Смотр знаний,
устный опрос.

Смотр знаний,
устный опрос.

2
3

Если с другом
вышел в путь.
Элементы
ритмики.
Сценическая
культура.

2

Урок рефлексии

2
4

Не грусти,
улыбнись и пой!
Вокальнохоровые навыки.

2

Урок открытия
нового знания

интонации
музыкальных
произведений
3.
формировать
потребности в
систематическ
ом
коллективном
музицировани
и, любви к
хоровому
пению
1.
сотрудничать
со
сверстниками
в процессе
коллективного
исполнения
песен
2.
импровизиров
ать, передавая
в общих
чертах
характер роли
3. воплощать
различные по
содержанию
музыкальные
образы
1. развитие
навыков
ансамбля.
Умение
слушать себя
и своих
товарищей
при пении
2. умение
понимать
дирижѐрский
жест и тонко
отвечать на

Комбинирован
ный урок,
диалог.

Урок
смешанного
типа, беседа

2
5

Вместе весело
шагать….Сценич
еская культура.

2

Урок открытия
нового знания.
Урок
развивающего
контроля.

2
6

Вокал откроет
нам новый мир.
Владение
голосовым
аппаратом.

2

Урок
развивающего
контроля.

2
7

Красочность
моего голоса.
Тембр.
Фальцетное
пение.

2

Урок открытия
нового знания.
Урок
развивающего
контроля.

него
3. понимать
понятия
солист, хор,
оркестр.
1.
самостоятельн
о проводить
интонационно
-образный
анализ
музыкальных
произведений,
обобщать,
формулироват
ь выводы
2. проводить
интонационно
-образный
анализ
музыкальных
произведений
1. участвовать
в
коллективном
обсуждении
на тему
вокальнохоровые
2. исполнять
мелодию при
помощи
пластического
интонировани
я навыки
3.
анализировать
музыкальные
сочинения
1. сравнивать
и
анализировать
голоса первых
и вторых

Урок
смешанного
типа, беседа.
Смотр знаний,
устный опрос.

Смотр знаний,
творческий
отчет.

Урок
смешанного
типа, беседа.
Смотр знаний,
устный опрос.

2
8

Все мы дружим с
музыкой и
песней.
Подготовка к
концерту.

2

2
9

Петь чисто и
слаженно в
унисон
несложные
двухголосые
каноны

2

3
0

В упражнениях
слышать
трехголосые
аккорды

2

голосов
2. изучать
специфически
е черты
различных
тембров
3.
воспринимать
выразительны
е возможности
детских
голосов
Урок
1. умение
Обзорная
общеметодологич
слушать и
лекция
еской
контролироват
направленности
ь себя при
пении
2. слушать
свою партию и
весь хор,
3. петь, не
выделяясь,
сливаясь с
общим
звучанием по
звуковысотнос
ти, ритму,
динамике,
сохраняя
красоту своего
индивидуальн
ого тембра
Урок
1. выработать Урок-игра
общеметодологич чистый ясный
еской
унисон,
направленности
2. научиться
исполнять
двухголосные
каноны
Урок открытия
1. сравнивать
Урок
нового знания.
и
смешанного
Урок
анализировать
типа, беседа.
развивающего
звучание
Смотр знаний,
контроля.
различных
устный опрос.
аккордов

Петь в аккорде
3
1 различные голоса

2

Урок
развивающего
контроля.

3
2

Петь по нотам
песни, имеющие
простые по
строению
мелодии.
Подготовка к
концерту

4

Урок рефлексии.
Урок
развивающего
контроля.

3

Урок-концерт

2

Урок

2. различать в
вокальной
музыке
различие
аккомпанемен
та
1.
сотрудничать
со
сверстниками
в процессе
коллективного
интонировани
я двухголосия
2.
анализировать
специфически
е черты
интонировани
я верхних и
нижних
голосов
1. повторить,
закрепить и
углубить
приобретенны
е ранее
знания,
навыки и
умения
2. закрепить
сознательное
отношение
учащихся к
своей
певческой
деятельности
и певческой
деятельности
товарищей, к
соблюдению
правил пения,
гигиены
голоса
1. работать в

Смотр знаний,
устный опрос.

Комбинирован
ный урок.
Смотр знаний,
устный опрос.

Смотр знаний,

развивающего
контроля.

3

сценическом
образе, уметь
вести себя на
сцене
2. умеет петь в
ансамбле,
слушать
других детей в
процессе
пения

Всего: 66 часов
Список литературы
1.Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных
символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс,
2003.
2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –
Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru
Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. –
М.:Вако, 2007
3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание
школьников. – 2005. - №1. – 147с.
4. Концепция духовно – нравственного воспитания
школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

российских

5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /
сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова
– Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического
воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по
воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.
8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост.
Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

9. О воспитательном компоненте Федерального государственного
образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание
школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.
10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. –
Смоленск: Русич, 1996.
11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост.
О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся
на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост.
Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов.
– М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего
школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово:
КРИПКиПРО,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».