Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный физкультурник» для обучающихся 4 классов

Пояснительная записка
В СССР в общеобразовательных учреждениях, профессиональных и спортивных
организациях существовала программа физкультурной подготовки под названием «Готов
к труду и обороне», или ГТО.
Комплекс ГТО был направлен на физическое развитие и укрепление здоровья граждан,
являлся основой системы физвоспитания и был призван способствовать развитию массового
физкультурного движения в Советском Союзе.
Благодаря ГТО миллионы советских людей получили навыки маршевой, лыжной,
стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий.
Это помогло им в минимальные сроки овладеть военным делом, стать снайперами,
разведчиками, танкистами, летчиками. Скромный значок ГТО для многих из них стал первой
наградой, к которой позднее добавились ордена за трудовые и боевые заслуги.
Сегодня комплекс ГТО возрождается, преобразившись в новой форме и новых
условиях.
Система ГТО является мощным стимулом для спорта. Подготовка к выполнению
нормативов развивает все группы мышц, увеличивает выносливость, координацию, умение
рассчитывать свои силы и потенциал.
Цель вводимого комплекса – «дальнейшее повышение уровня физического воспитания
и мобилизационной готовности народа, в первую очередь молодого поколения…».
Основное содержание комплекса ГТО ориентировано на качественную физическую
подготовку сотен миллионов людей.
В связи с актуальностью вопроса разработана программа в соответствии с Федеральным
образовательным стандартом начального общего образования, основного общего и среднего
(полного) общего образования, рабочими программами «Физическая культура. Предметная
линия учебников В.И. Ляха» и Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном
комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Программа предусматривает ориентацию реализующих ее педагогов на следующие цели:
- внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания школьников;
- повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта
в у креплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании
патриотизма и гражданственности.
В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:
- создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО, мотивирование к
участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
- углубление знаний, расширение и закрепление арсенала двигательных умений и
навыков, приобретенных на уроках физической культуры;
- развитие основных физических способностей (качеств) и повышение функциональных
возможностей организма;
- обогащение двигательного опыта учащихся физическими упражнениями с
общеразвивающей и прикладной направленностью, техническими действиями видов испытаний
(тестов) комплекса ГТО;
- формирование умений максимально проявлять физические способности при выполнении
видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
- формирование у детей младшего школьного возраста осознанных потребностей в
систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и
ведении здорового образа жизни.





Программа разработана с учетом следующих принципов:
- ПРИНЦИП КОМПЛЕКСНОСТИ, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон
учебно-тренировочного процесса (физической, технической, психологической и теоретической
подготовки, воспитательной работы, педагогического и медицинского контроля);
- ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ, определяющий последовательность изложения
программного материала и соответствия его требованиям комплекса ГТО, чтобы обеспечить в
учебно-тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки,
объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и
технической подготовленности;
- ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ, предусматривающий
в зависимости от
индивидуальных особенностей учащегося вариативность программного материала для
практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок,
направленных на решение определенной педагогической задачи.
Программа ориентирована на возрастные группы школьников согласно Положению о
Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»:
- 2 ступень – 9 – 10 лет (3 – 4 классы).
Время, отведенное на обучение, составляет для 4 классов - 34 часа в год, 1 часа в неделю,
причем практические занятия составляют большую часть программы.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях физических упражнений
общеразвивающей и прикладной направленности, подвижных игр и эстафет, что способствует
эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. Повышению
мотивации школьников к занятиям по программе комплекса ГТО способствует и участие в
контрольных прикидках, соревнованиях по общей физической подготовке, физкультурных
праздниках и т.п.
К выполнению нормативов комплекса ГТО допускаются школьники, относящиеся к
основной группе здоровья, на основании результатов медицинского осмотра. Школьники,
относящиеся к подготовительной группе здоровья, могут участвовать в сдаче норм и
требований комплекса ГТО избирательно, в соответствии с ограничениями по состоянию
здоровья, на основании справки терапевта, в которой указывается диагноз и противопоказания
к тому или иному виду двигательных действий. К особой группе относятся школьники
специальной медицинской группы. Их участие в сдаче норм ГТО ограничивается физическими
упражнениями малой интенсивности, основной акцент делается на разделы знаний и слагаемые
здорового образа жизни.
Каждое практическое занятие состоит из 3 частей:
подготовительной (ходьба, бег, общеразвивающие упражнения /ОРУ/),
основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, лыжных гонок, подвижных и
спортивных игр и т.д.),
заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение
итогов, домашнее задание).
Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных
материалов, использованием новейших педагогических методик, на пришкольных, спортивных
площадках .
По завершению каждого учебного года проводятся контрольно-переводные испытания:
прыжок в длину с места, челночный бег 3х10 м, подтягивание на перекладине, бег 6 мину, бег
30 м;
В течение учебного года проводятся соревнования по изученным видам спорта внутри
группы, внутри образовательного учреждения и т.д.
Формы обучения подведение итогов реализации программы.
Программа предполагает различные формы контроля:

1.
2.
3.
4.

Тестирование уровня физической подготовленности.
Спортивные праздники, конкурсы, викторины.
Соревнования.
Игровой калейдоскоп, веселые старты.

Планируемые результаты
Ожидаемые результаты освоения программы:
Познавательные УУД:
- различать между собой физические качества (силу, быстроту, выносливость,
координацию, гибкость);
- соблюдать правила поведения и предупреждение травматизма во время занятий;
- подбирать упражнения
для разминки, физкультминутки, физкультпаузы (комплексы
зарядки);
- применять правила игры;
- использовать знания во время подвижных игр на досуге.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу при выполнении упражнений и участии в игре;
- принимать инструкцию педагога и четко следовать ей;
- умение оценивать правильность выполнения действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его совершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять самоанализ.
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности;
- при игре адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнера;
- взаимодействовать со сверстниками в игре;
- задавать вопросы.
Личностные УУД:
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается;
- готовность принять на себя ответственность;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
- применять знания и умения в повседневной жизни;
- понимание необходимости в здоровом образе жизни.
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный
проектор.
Спортивный инвентарь: секундомер, рулетка, гимнастическая стенка, лыжи,
гимнастические коврики, резиновые мячи, гимнастические обручи, палки, скакалки,
гимнастические маты, флажки, кегли (конусы).
Литература:
1.Учебник Лях В. И. «Физическая культура 1 – 4 классы, издательство «Просвещение»
2012 г.
3.Гуревич И. А. 300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию:
практ. Пособие 2 – е изд. стереотип. – Мн.: выш. Школа, 2013 – 319с.
4.Фатеева Л. П. «300 подвижных игр для младших дошкольников». Популярное пособие
для родителей и педагогов, Ярославль: Академия развития, 2013 г. – 224с.
5. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. пособие для
общеобразовательной организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – 2-ое изд. – М.:
Просвещение, 2017.

6. Поурочные разработки по физической культуре. 3 класс. – М.: ВАКО, 2014. Патрикеев
А.Ю.
7. Поурочные разработки по физической культуре. 2 класс. – М.: ВАКО, 2014. Патрикеев
А.Ю.
8. Поурочные разработки по физической культуре. 1 класс. – М.: ВАКО, 2014. Патрикеев
А.Ю.
9. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО)

Тематическое планирование и содержание деятельности
2 ступень. Возрастная группа 9 – 10 лет (3 – 4 классы)
Разделы и темы занятий

№
п/п

Колво
часов
1
занятиях 1

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Что такое комплекс ГТО?
Правила техники безопасности и профилактики травматизма на
физическими упражнениями
Разминка и ее значение в занятиях физическими упражнениями
Бег на 60 м
Бег на 60 м
Бег на 1 км
Бег на 1 км
Смешанное передвижение на 1 км
Смешанное передвижение на 1 км
Эстафеты
Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)

12

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)

1

13
14
15

Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики)
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (мальчики, девочки)
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (мальчики, девочки)

1
1
1

16

Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (мальчики, девочки)

1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
Прыжок в длину с разбега
Прыжок в длину с разбега
Метание мяча 150 г на дальность
Метание мяча 150 г на дальность
Метание мяча 150 г на дальность
«От игры к спорту (соревнования по подвижным играм)»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28
29
30

Бег на лыжах
Бег на лыжах
Бег на лыжах

1
1
1

1
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34

«Сильные, смелые, ловкие, умелые»
«Сильные, смелые, ловкие, умелые»
«А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
«Мы готовы к ГТО!»

1
1
1
1
Итого: 34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».