Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 8- 9 классов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Управление образования администрации Карагайского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании ШМО
учителей
гуманитарного цикла

Заместитель директора
ОО

Директор школы

________________________
Зыкова Т.Г.
Протокол №1
от «26» августа 2025 г.

________________________

________________________

Шмань С.Н.

Кылосова Н.Н. Приказ №159
«29» августа 2025 г. от «29» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6001642)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8-9 классов

с.Карагай 2025 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учѐтом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в
выполнении школой функции интеграции молодѐжи в современное общество:
учебный предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся
подросткового возраста особенности современного общества, различные
аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с
основными институтами государства и гражданского общества, регулирующие
эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности,
готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной
информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной,
социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в
формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих
возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности,
правового
самосознания, приверженности базовым ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплѐнным в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской
Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе еѐ социализации – в
подростковом возрасте, становление еѐ духовно-нравственной,









политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; способности к
личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; мотивации
к высокопроизводительной, наукоѐмкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста; освоение учащимися знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах,
нормах, регулирующих общественные отношения, необходимые для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества
и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9 класс.
Общее количество времени на 2 года обучения составляет 68 часов. Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность
ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и еѐ функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая
деятельность. Производительность труда. Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и еѐ формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить
эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные
союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платѐжная
карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное банковское
обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования. Источники доходов
и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и
формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы
государства. Государственный бюджет. Государственная бюджетная и денежнокредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по
развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, еѐ многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодѐжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии
общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном
обществе.
Образование
в
Российской
Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.

Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и
свобода вероисповедания. Национальные и мировые религии. Религии и
религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и
общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире.
Информационная культура и информационная безопасность. Правила
безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация
общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления.
Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления. Россия – социальное государство. Основные направления и
приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское
государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация.
Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система в
Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального
значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус
субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.

Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав,
свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор
подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности.
Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в
диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека
и общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и
личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и
последствия глобализации, еѐ противоречия. Глобальные проблемы и
возможности их решения. Экологическая ситуация и способы еѐ улучшения.
Молодѐжь – активный участник общественной жизни. Волонтѐрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа
жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учѐтом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учѐтом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех
основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по
годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского
права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные
и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения,
отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во
взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе
развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной
направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; представление о способах противодействия
коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа; уважение к символам России, государственным праздникам;
историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных
народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
Физического воспитания, формирования
культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие
вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка
возможных последствий своих действий для окружающей среды; повышение
уровня
экологической
культуры,
осознание
глобального
характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира; овладение основными
навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и
знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своѐ развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами
понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его

свойства при решении задач (далее – оперировать понятиями), а также
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого
развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать
надѐжность
информации
по
критериям,
предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об
изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении
учебной
задачи,
адаптировать решение
к меняющимся
обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях

осваивать и применять знания об экономической жизни общества, еѐ
основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме
рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли
государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции;

характеризовать способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке
труда и финансовом рынке; функции денег;

приводить примеры способов повышения эффективности производства;
деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности производства;

классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак
классификации) механизмы государственного регулирования экономики;

сравнивать различные способы хозяйствования;

устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;

использовать полученные знания для объяснения причин достижения
(недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения
основных
механизмов
государственного
регулирования
экономики,
государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической
роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;

определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своѐ
отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;

решать познавательные и практические задачи, связанные с
осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов
повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и
социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие
процессы;

овладевать
смысловым
чтением,
преобразовывать
текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том
числе о свободных и экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;

извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ
и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с
различными формами финансового мошенничества;

анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить еѐ с личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;

оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения
их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения
производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические
интересы; практики осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования
различных способов повышения эффективности производства, распределения
семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик);

приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для анализа
потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления
личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных


перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для
реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;

приобретать опыт составления простейших документов (личный
финансовый план, заявление, резюме);

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур.
Человек в мире культуры

осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни
общества, о науке и образовании, системе образования в Российской Федерации,
о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как
важном ресурсе современного общества;

характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы
морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего
общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и
информационную безопасность;

приводить примеры политики российского государства в сфере культуры
и образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;

классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;

сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные
науки, виды искусств;

устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и
формирования личности, взаимовлияние науки и образования;

использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного
образования;

определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с
опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своѐ
отношение к информационной культуре и информационной безопасности,
правилам безопасного поведения в Интернете;

решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры;

овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;

осуществлять поиск информации об ответственности современных
учѐных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства

в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных
источниках информации;

анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать
социальную информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;

оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере
жизни общества;

использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с
особенностями аудитории и регламентом;

приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении
особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении

осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме,
внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о
конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия
граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;

характеризовать государство как социальный институт; принципы и
признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе
на основе его функций; правовое государство;

приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики
России; политических партий и иных общественных объединений граждан;
законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;

классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы общественнополитических организаций;

сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические политические режимы, унитарное и федеративное
территориально-государственное устройство, монархию и республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и
референдум;

устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,
обществом и государством; между правами человека и гражданина и

обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;

использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для
осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном
мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе и
государстве;

определять
и
аргументировать
неприемлемость
всех
форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей
и правовых норм;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики;
выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии,
участника общественно-политического движения;

овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики,
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях
государства, политических партий, формах участия граждан в политике;

искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его
роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;

анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах
участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;

оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с
точки зрения учѐта в ней интересов развития общества, еѐ соответствия
гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения,
отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;

использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной
жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в
публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе национальных ценностей современного российского общества:

гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и
группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство

осваивать и применять знания об основах конституционного строя и
организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших
органов власти и управления в Российской Федерации; об основных
направлениях внутренней политики Российской Федерации;

характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое
государство с республиканской формой правления, как социальное государство,
как светское государство; статус и полномочия Президента Российской
Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и
Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;

приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере
жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма;

классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) полномочия высших органов
государственной власти Российской Федерации;

сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской
Федерации;

устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями
граждан;

использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;

с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своѐ отношение к внутренней и
внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей
стране политике «сдерживания»;

решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;

систематизировать и конкретизировать информацию о политической
жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности
высших органов государственной власти, об основных направлениях внутренней
и внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и
международным терроризмом;

овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе
человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти,
местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из
предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять на их
основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;

искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней
и внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной
власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся:
выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;

анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать
информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о
ключевых решениях высших органов государственной власти и управления
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить еѐ с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего
общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения,
отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;

использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в
практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного
выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты
своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;

самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала государственных
услуг;


осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений

осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации
личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и
нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;

характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;

приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей,
социальной политики Российского государства;

классифицировать социальные общности и группы;

сравнивать виды социальной мобильности;

устанавливать и объяснять причины существования разных социальных
групп; социальных различий и конфликтов;

использовать полученные знания для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового
образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к
разным этносам;

решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося
поведения и его видов;

осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных
текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации
личности);

извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ
и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве
народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;

анализировать,
обобщать,
систематизировать
текстовую
и
статистическую социальную информацию из адаптированных источников,
учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его
причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих


социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать
современную социальную информацию;

оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;

использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;

осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и
религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания
между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире

осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;

характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ
жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;

приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения;
участия молодѐжи в общественной жизни; влияния образования на возможности
профессионального выбора и карьерного роста;

сравнивать требования к современным профессиям;

устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;

использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни
человека;

определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания,
факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к
современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;

решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, связанные с волонтѐрским движением; отражающие особенности
коммуникации в виртуальном пространстве;

осуществлять
смысловое
чтение
текстов
(научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;

осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и еѐ
последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
Экономика — основа жизнедеятельности
1.1
человека

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

Рыночные отношения в экономике

5

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

1.4

Домашнее хозяйство

1

1.5

Экономические цели и функции государства

4

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК

5

1.2

Итого по разделу

Практическ
ие работы

https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, еѐ многообразие и формы

1

2.2

Наука и образование в Российской Федерации

4

2.3

Роль религии в жизни общества

2

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

2.5

Роль информации в современном мире

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

0

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и политическая власть

3

1.2

Участие граждан в политике

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6

Раздел 2. Гражданин и государство
2.1

Основы конституционного строя
Российской Федерации

2

2.2

Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации

2

2.3

Государственно-территориальное
устройство Российской Федерации

2

2.4

Конституция Российской Федерации о
правовом статусе человека и гражданина

2

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности и группы

2

3.2

Статусы и роли. Социализация личности.
Семья и еѐ функции

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

3.3

Этносы и нации в современном обществе.
Социальная политика Российского
государства

3

3.4

Отклоняющееся поведение и здоровый
образ жизни

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в современном изменяющемся
мире

5

Защита проектов, итоговое повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Экономическая жизнь общества

1

2

Экономическая система и еѐ
функции. Собственность

1

3

Производство — источник
экономических благ

1

4

Предпринимательство

1

5

Деньги, обмен, торговля

1

6

Рыночная экономика. Конкуренция.
Многообразие рынков

1

7

Спрос и предложение. Рыночное
равновесие

1

8

Предприятие в экономике

1

9

Заработная плата и стимулирование
труда. Занятость и безработица

1

10

Финансовый рынок и финансовые
посредники

1

11

Банковские услуги

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

01.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ebfda0

Библиотека ЦОК
08.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ebff6c

Библиотека ЦОК
15.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec0124

Библиотека ЦОК
22.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec06f6

Библиотека ЦОК
29.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec091c

Библиотека ЦОК
06.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8

Библиотека ЦОК
13.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4

Библиотека ЦОК
20.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

Библиотека ЦОК
03.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec1132

Библиотека ЦОК
10.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec12ea

Библиотека ЦОК
17.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec14b6

12

Страховые услуги

1

13

Финансовая безопасность

1

14

Экономические функции
домохозяйств

1

15

Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары
длительного пользования

1

16

Семейный бюджет и финансовое
планирование

1

17

Экономические цели и функции
государства

1

18

Налоги. Государственный бюджет.
Государственная политика по
развитию конкуренции

1

19

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в экономических
отношениях"

1

20

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в экономических
отношениях"

1

21

Культура, еѐ многообразие и формы.

1

22

Наука. Роль науки в развитии
общества

1

23

Образование в современном
обществе

1

24

Образование в Российской

1

Библиотека ЦОК
24.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec175e

Библиотека ЦОК
01.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec1920

Библиотека ЦОК
08.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2

Библиотека ЦОК
15.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec1e70

Библиотека ЦОК
22.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec2046

Библиотека ЦОК
29.01.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

Библиотека ЦОК
12.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

Библиотека ЦОК
19.01.2026

1

https://m.edsoo.ru/f5ec255a

Библиотека ЦОК
26.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

Библиотека ЦОК
02.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec29ce

Библиотека ЦОК
09.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec2b86

Библиотека ЦОК
16.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

Библиотека ЦОК

Федерации. Самообразование

02.03.2026

25

Политика в сфере культуры и
образования в Российской
Федерации

1

26

Роль религии в жизни человека и
общества

1

27

Национальные и мировые религии.
Религии и религиозные объединения
в Российской Федерации

1

28

Что такое искусство. Виды искусств

1

29

Роль искусства в жизни человека и
общества

1

30

Общество и его развитие.
Информация и современный мир

1

31

Роль информации и
информационных технологий в
современном мире

1

32

Повторительно-обобщающий урок
по теме "Человек в мире культуры" /
Всероссийская проверочная работа

1

33

Защита проектов по теме по теме
"Финансовая грамотность"

1

34

Итоговое повторение по темам
"Человек в экономике", "Человек в
мире культуры"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

https://m.edsoo.ru/f5ec305e

Библиотека ЦОК
09.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec31da

Библиотека ЦОК
16.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3356

Библиотека ЦОК
06.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec34c8

Библиотека ЦОК
13.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec363a

Библиотека ЦОК
20.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

Библиотека ЦОК
27.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3f72

Библиотека ЦОК
29.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

Библиотека ЦОК

1

04.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

Библиотека ЦОК
11.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

Библиотека ЦОК
18.05.2026
2

0

https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

9 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

1

Политика и политическая власть

1

2

Государство — политическая организация
общества

1

3

Политические режимы

1

4
5
6
7
8
9
10
11

Формы политического участия. Выборы,
референдум
Политические партии, их роль в
демократическом обществе. Общественнополитические организации
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в политическом измерении"
Основы конституционного строя
Российской Федерации
Основы конституционного строя
Российской Федерации
Высшие органы публичной власти в
Российской Федерации
Государственное управление и
противодействие коррупции
Государственно- территориальное
устройство Российской Федерации

1
1
1
1
1
1
1
1

12

Местное самоуправление

1

13

Конституционный статус гражданина

1

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

04.09.2025
Библиотека ЦОК
11.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec4652

Библиотека ЦОК
18.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec47ec

Библиотека ЦОК
25.09.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec4aee

Библиотека ЦОК
02.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c

Библиотека ЦОК
09.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec4e68

Библиотека ЦОК
16.10.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec53c2

23.10.2025
Библиотека ЦОК
06.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec575a

Библиотека ЦОК
13.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec591c

Библиотека ЦОК
20.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8

Библиотека ЦОК
27.11.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc

Библиотека ЦОК

14

Российской Федерации. Гражданство
Российской Федерации
Повторительно-обощающий урок по теме
«Гражданин и государство»

04.12.2025
1

15

Социальная структура общества

1

16

Социальная мобильность

1

17

Социальный статус человека в обществе

1

18

Социальные роли. Ролевой набор подростка

1

19

Социализация личности

1

20

Семья и ее функции

1

21
22
23

Этнос и нация. Россия- многонациональное
государство
Этнос и нация. Россия- многонациональное
государство
Социальная политика Российского
государства

1
1
1

24

Отклоняющееся поведение

1

25

Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в системе социальных отношений"

1

26

Информационное общество

1

27

Сущность глобализации

1

28

Молодѐжь — активный участник
общественной жизни

1

1

https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a

Библиотека ЦОК
11.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec6150

Библиотека ЦОК
18.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec64de

Библиотека ЦОК
25.12.2025

https://m.edsoo.ru/f5ec66a0

Библиотека ЦОК
15.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c

Библиотека ЦОК
22.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec6c40

Библиотека ЦОК
29.01.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c

Библиотека ЦОК
05.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec6fce

Библиотека ЦОК
12.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec7190

Библиотека ЦОК
19.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec746a

Библиотека ЦОК
26.02.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec55a2

Библиотека ЦОК
05.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec765e

Библиотека ЦОК
12.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a

Библиотека ЦОК
19.03.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec96de

Библиотека ЦОК
02.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec98b4

Библиотека ЦОК
09.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec9a58

29

Профессиии настоящего и будущего

1

30

Здоровый образ жизни. Мода и спорт

1

Защита проектов, итоговое повторение по
теме "Человек в политическом измерении"
Защита проектов, итоговое повторение по
32
теме "Гражданин и государство"
Защита проектов, итоговое повторение по
33
теме "Человек в системе социальных
отношений"
Защита проектов, итоговое повторение по
34
теме "Человек в современном изменющемся
мире"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
31

1

Библиотека ЦОК
16.04.2026

Библиотека ЦОК
23.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec9e54

Библиотека ЦОК

1

30.04.2026

https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6

Библиотека ЦОК

1

07.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5eca1ec

Библиотека ЦОК

1

14.05.2026

https://m.edsoo.ru/f5eca3d6

Библиотека ЦОК

1
34

https://m.edsoo.ru/f5ec9be8

21.05.2026
2

0

https://m.edsoo.ru/f5eca552

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».