МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Управление образования администрации Карагайского муниципального округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании ШМО
учителей
гуманитарного цикла
Заместитель директора
ОО
Директор школы
________________________
Зыкова Т.Г.
________________________
________________________
Шмань С.Н.
Кылосова Н.Н. Приказ №159
«29» августа 2025 г. от «29» августа 2025 г.
Протокол №1
от «26» августа 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для обучающихся с задержкой психического развития
по учебному предмету
«Обществознание»
для учащихся 8-9 классов
с.Карагай, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика учебного предмета «обществознание»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в ФАООП ООО, в соответствии с Концепцией преподавания
учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учѐтом федеральной
рабочей программы воспитания. ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) представляет собой образовательную
программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации
обучающихся с задержкой психического развития с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, особых
образовательных потребностей, обеспечивающую коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию. ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР
предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими
адаптированную основную общеобразовательную программу начального
общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2) в
соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, и при этом нуждающихся в
пролонгации специальных образовательных условий на уровне основного
общего образования.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и
гражданина, способствует воспитанию российской гражданской идентичности,
готовности к служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной
информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной,
социально-экономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в
формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир
культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению
собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих
возможностей и осознанию своего места в обществе.
Целями обществоведческого образования на уровне основного общего
образования являются:
воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
приверженности базовым ценностям нашего народа;
развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных интересов, приверженности правовым принципам,
закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве
Российской Федерации;
развитие личности на исключительно важном этапе ее
социализации - в подростковом возрасте, становление ее духовнонравственной, политической и правовой культуры, социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка, развитие интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
способности к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой
деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для
школьников подросткового возраста;
освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой
деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих общественные
отношения, необходимые для взаимодействия с социальной средой и
выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека (получать
из разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение
способов
познавательной,
коммуникативной,
практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского
общества и государства);
создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах;
для соотнесения своих действий и действий других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает возрастные и
психологические особенности обучающихся с задержкой психического
развития.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной
саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления
высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих
познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР
типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и
коммуникативных способностей. При организации обучения на уровне
основного
общего
образования
следует
учитывать
особенности
познавательного развития, эмоционально-волевой и личностной сферы
обучающихся с ЗПР, специфику усвоения ими учебного материала.
ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с
задержкой психического развития получают образование, соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения, планируемым
результатам основного общего образования нормативно развивающихся
сверстников, и в те же сроки обучения (5 - 9 классы) при создании условий,
учитывающих их особые образовательные потребности.
Место учебного предмета «обществознание» в учебном плане
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 8 по 9
класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 68 часов.
Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
В 2025-26 учебном году в 8-9 классах обществознание реализуется по
обновлѐнным ФГОС ООО.
Планируемые предметные результаты
Планируемые предметные результаты предусматривают специфику
речевого развития обучающихся и предусматривают наличие структурирующей
помощи при работе с текстами, в частности, использование заданных планов
при пересказах и составлении собственных текстов на исторические темы,
алгоритмов анализа исторических явлений, предварительного анализа,
коллективную работу при создании презентаций, рефератов, особенно на
начальных этапах обучения на уровне основной школы.
Оценивание результатов освоения программы
При оценке результатов по освоению адаптированных образовательных
программ по обществознанию, необходимо учитывать уровень возможностей
каждого обучающегося, исходя из структуры нарушения речи, тяжести
речевого недоразвития и вторичных отклонений.
Система оценивания включает в себя две составляющие (качественную и
количественную). Качественная составляющая обеспечивает всестороннее
видение способностей обучающихся, позволяет отражать такие важные
характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение
к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и
других характеристик. Количественная составляющая позволяет сравнивать
сегодняшние достижения обучающегося с его же успехами некоторое время
назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает
наиболее полную и общую картину динамики развития и обученности каждого
обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.
Результаты обучения демонстрируются обучающимся с использованием
доступного ему вида речевой деятельности в соответствии со структурой
нарушения. При необходимости возможно увеличение времени на подготовку
ответа, применение дополнительных стимулирующих приемов (давать задания
поэтапно, поощрять и одобрять обучающихся в ходе выполнения работы и
другие приемы).
Устный опрос является одним из методов учета знаний, умений и
навыков обучающихся с ТНР. При оценивании устных ответов принимается во
внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об
осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение
практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое
оформление ответа.
Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка "5" ставится обучающемуся, если он: обнаруживает понимание
материала, может с помощью учителя сформулировать, обосновать
самостоятельно ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные
ошибки, которые сам исправляет.
Оценка "4" ставится, если обучающийся дает ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки "5", но допускает неточности и
исправляет их с помощью учителя; отмечается аграмматизм.
Оценка "3" ставится, если обучающийся частично понимает тему,
излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд
ошибок в речи, не способен самостоятельно применять знания, нуждается в
постоянной помощи учителя.
Оценка письменных работ не снижается за грамматические и
дисграфические ошибки. Исключения составляют случаи написания тех слов и
словосочетаний, которые широко используются на уроках обществознания.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует
рассматривать индивидуально для каждого обучающегося. Специфическими
для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного
состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена
гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все
однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической
ошибке. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве
исправлений, искажений в начертании букв оценка снижается на один балл,
если это не связано с нарушением моторики у обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения в 6 классе
Человек и Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и
его
различия человека и животного. Потребности человека
социально (биологические, социальные, духовные). Способности человека.
е
Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды
окружение жизни человека и формирование личности. Отношения между
.
поколениями. Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые
потребности и социальная позиция.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд,
учение). Познание человеком мира и самого себя как вид
деятельности.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося. Общение. Цели и средства общения.
Особенности общения подростков. Общение в современных
условиях.
Отношения в малых группах. Групповые нормы и правила.
Лидерство в группе. Межличностные отношения (деловые,
личные).
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества.
Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время
подростка.
Отношения с друзьями и сверстниками. Конфликты в
межличностных отношениях.
Общество, Что такое общество. Связь общества и природы. Устройство
в котором общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их
мы живѐм. взаимодействие.
Социальные общности и группы. Положение человека в
обществе.
Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его
экономического развития. Виды экономической деятельности.
Ресурсы и возможности экономики нашей страны.
Политическая жизнь общества. Россия - многонациональное
государство. Государственная власть в нашей стране.
Государственный
Герб,
Государственный
Флаг,
Государственный Гимн Российской Федерации. Наша страна в
начале XXI века. Место нашей Родины среди современных
государств.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.
Развитие общества. Усиление взаимосвязей стран и народов в
условиях современного общества. Глобальные проблемы
современности.
Возможности
их
решения
усилиями
международного сообщества и международных организаций.
Содержание обучения в 7 классе
Социальн Общественные
ценности.
Свобода
и
ответственность
ые
гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
ценности и Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и
нормы.
поведения человека в обществе. Виды социальных норм.
Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства
человека. Совесть и стыд. Моральный выбор. Моральная оценка
поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных
норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники
как
правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая
участник
оценка поступков и деятельности человека. Правомерное
правовых поведение. Правовая культура личности.
отношений Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и
.
преступление. Опасность правонарушений для личности и
общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в
Российской
Федерации.
Конституционные
обязанности
гражданина Российской Федерации. Права ребѐнка и
возможности их защиты.
Основы
Конституция Российской Федерации - основной закон. Законы и
российског подзаконные акты. Отрасли права. Основы гражданского права.
о права.
Физические и юридические лица в гражданском праве. Право
собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор куплипродажи. Права потребителей и возможности их защиты.
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых
отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека,
общества и государства. Условия заключения брака в Российской
Федерации. Права и обязанности детей и родителей. Защита прав
и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их
права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и
прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха.
Особенности правового статуса несовершеннолетних при
осуществлении трудовой деятельности.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые
проступки
и
гражданско-правовая
ответственность.
Административные
проступки
и
административная
ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная
ответственность. Преступления и уголовная ответственность.
Особенности
юридической
ответственности
несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации.
Структура правоохранительных органов Российской Федерации.
Функции правоохранительных органов.
Социальные нормы как регуляторы поведения человека в
обществе. Общественные нравы, традиции и обычаи. Как
усваиваются социальные нормы. Общественные ценности.
Гражданственность и патриотизм. Уважение социального
многообразия.
Мораль, ее основные принципы. Нравственность. Моральные
нормы и нравственный выбор. Роль морали в жизни человека и
общества. Золотое правило нравственности. Гуманизм. Добро и
зло. Долг. Совесть. Моральная ответственность. Право, его роль
в жизни человека, общества и государства. Основные признаки
права. Право и мораль: общее и различия. Социализация
личности. Особенности социализации в подростковом возрасте.
Отклоняющееся
поведение.
Опасность
наркомании
и
алкоголизма для человека и общества. Социальный контроль.
Социальная значимость здорового образа жизни.
Содержание обучения в 8 классе
Человек в Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы,
экономиче ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
ских
Экономическая система и еѐ функции. Собственность.
отношения Производство - источник экономических благ. Факторы
х.
производства. Трудовая деятельность. Производительность
труда. Разделение труда. Предпринимательство. Виды и формы
предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и еѐ формы. Рыночная
экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как
повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и
безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги
финансовых посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит,
кредит, платѐжная карта, денежные переводы, обмен валюты).
Дистанционное банковское обслуживание. Страховые услуги.
Защита прав потребителя финансовых услуг. Экономические
функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет.
Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и
расходы
государства.
Государственный
бюджет.
Государственная бюджетная и денежно-кредитная политика
Российской Федерации. Государственная политика по развитию
конкуренции.
Человек в Культура, еѐ многообразие и формы. Влияние духовной
мире
культуры на формирование личности. Современная молодѐжная
культуры
культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль
науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость
образования в современном обществе. Образование в
Российской Федерации. Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской
Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества.
Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и
мировые религии. Религии и религиозные объединения в
Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни
человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном
мире.
Информационная
культура
и
информационная
безопасность. Правила безопасного поведения в сети Интернет.
Содержание обучения в 9 классе
Человек в Политика и политическая власть. Государство - политическая
политичес организация общества. Признаки государства. Внутренняя и
ком
внешняя политика.
измерении Форма государства. Монархия и республика - основные формы
.
правления. Унитарное и федеративное государственнотерриториальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Гражданин
и
государств
о.
Человек в
системе
социальны
х
отношений
Человек в
современн
ом
Общественно-политические организации.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия
- демократическое федеративное правовое государство с
республиканской формой правления. Россия - социальное
государство. Основные направления и приоритеты социальной
политики российского государства. Россия - светское
государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы
государственной власти в Российской Федерации. Президент глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание
Российской Федерации: Государственная Дума и Совет
Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд
Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в
Российской Федерации.
Государственно-территориальное
устройство
Российской
Федерации. Субъекты Российской Федерации: республика, край,
область, город федерального значения, автономная область,
автономный округ. Конституционный статус субъектов
Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе
человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации.
Взаимосвязь конституционных прав, свобод и обязанностей
гражданина Российской Федерации.
Социальная структура общества. Многообразие социальных
общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли.
Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия - многонациональное государство.
Этносы и нации в диалоге культур. Социальная политика
Российского государства. Социальные конфликты и пути их
разрешения. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании
и алкоголизма для человека и общества. Профилактика
негативных отклонений поведения. Социальная и личная
значимость здорового образа жизни.
Информационное общество. Сущность, причины, проявления и
последствия глобализации, еѐ противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и
изменяющ
емся мире
способы еѐ улучшения.
Молодѐжь - активный участник общественной жизни.
Волонтѐрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и
карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость
здорового образа жизни. Мода и спорт. Современные формы
связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности
общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учѐтом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, а также с учѐтом
федеральной рабочей программы воспитания. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех
основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по
годам обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается
такое распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы
российского права» замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
изучения
обществознания
воплощают
традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности,
принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на
решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в самоуправлении; готовность к участию в
гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям
своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать свое
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества,
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни, осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде, способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели, умение принимать себя и других, не осуждая, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого, уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных
и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределенности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, открытость опыту
и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее - оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и
процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов,
основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи
и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации
и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых
знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
осваивать и применять знания об экономической жизни общества,
еѐ основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме
рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли
государства в экономике, видах налогов, основах государственной бюджетной и
денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие
конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке
труда и финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности
производства; деятельности и проявления основных функций различных
финансовых посредников; использования способов повышения эффективности
производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный
признак классификации) механизмы государственного регулирования
экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать и объяснять связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин
достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для
объяснения основных механизмов государственного регулирования экономики,
государственной политики по развитию конкуренции, социально-экономической
роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы,
необходимости правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
своѐ отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с
осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов
повышения эффективности производства; отражающие типичные ситуации и
социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие
процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том
числе о свободных и экономических благах, о видах и формах
предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о борьбе с
различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
и критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить еѐ с личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки
зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения
производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические
интересы; практики осуществления экономических действий на основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования
различных способов повышения эффективности производства, распределения
семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых
мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни
для анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета;
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки
собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений;
для реализации и защиты прав потребителя (в том числе финансовых услуг),
осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный
финансовый план, заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур.
Человек в мире культуры
осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной
жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской
Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об
информации как важном ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе
нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость)
нашего общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру
и информационную безопасность;
приводить примеры политики российского государства в сфере
культуры и образования; влияния образования на социализацию личности;
правил информационной безопасности;
классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социальногуманитарные науки, виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной
культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли
непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
своѐ отношение к информационной культуре и информационной безопасности,
правилам безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и
многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных
учѐных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли искусства
в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных
источниках информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и
обобщать социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки
и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной
сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с
особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных
ценностей.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
осваивать и применять знания о государстве, его признаках и
форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических
ценностях, о конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о
формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических
партиях;
характеризовать государство как социальный институт; принципы
и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе
на основе его функций; правовое государство;
приводить примеры государств с различными формами правления,
государственно-территориального устройства и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и внешней политики
России; политических партий и иных общественных объединений граждан;
законного участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
классифицировать современные государства по разным признакам;
элементы формы государства; типы политических партий; типы общественнополитических организаций;
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические политические режимы, унитарное и федеративное
территориально-государственное устройство, монархию и республику,
политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и
референдум;
устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между
человеком, обществом и государством; между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности
политики, политической власти, значения политической деятельности в
обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского
общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении
социальной роли гражданина; о роли информации и информационных
технологий в современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ
в современном обществе и государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей
и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами
политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической
партии, участника общественно-политического движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных
текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов
политики, преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему о
функциях государства, политических партий, формах участия граждан в
политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве
и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из
разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о
формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и
референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов
политики с точки зрения учѐта в ней интересов развития общества, еѐ
соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою
точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной
деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в
повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а
также в публичном представлении результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и
группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
осваивать и применять знания об основах конституционного строя
и организации государственной власти в Российской Федерации,
государственно-территориальном
устройстве
Российской
Федерации,
деятельности высших органов власти и управления в Российской Федерации; об
основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
характеризовать Россию как демократическое федеративное
правовое государство с республиканской формой правления, как социальное
государство, как светское государство; статус и полномочия Президента
Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной
Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере
жизни общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов
государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации;
деятельности политических партий; политики в сфере культуры и образования,
бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том
числе от терроризма и экстремизма;
классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших
органов государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации
полномочия центральных органов государственной власти и субъектов
Российской Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов
политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями
граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли
Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности
проведения в отношении нашей страны международной политики
«сдерживания»; для объяснения необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни
и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
ценностей гражданственности и патриотизма своѐ отношение к внутренней и
внешней политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей
стране политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие
процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в
международных отношениях;
систематизировать
и
конкретизировать
информацию о
политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о
деятельности высших органов государственной власти, об основных
направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего государства в
борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя
Российской Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном
статусе человека и гражданина, о полномочиях высших органов
государственной власти, местном самоуправлении и его функциях из
фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных
правовых актов и из предложенных учителем источников и учебных материалов,
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в
таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях
внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших органов
государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают
обучающиеся: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать,
обобщать,
систематизировать
и
конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском
законодательстве, о ключевых решениях высших органов государственной
власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
соотносить еѐ с собственными знаниями о политике, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей нашего
общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения,
отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская
Федерация в практической учебной деятельности (выполнять проблемные
задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять
результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая
проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала государственных
услуг;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
осваивать и применять знания о социальной структуре общества,
социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях, социализации
личности; важности семьи как базового социального института; об этносе и
нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге культур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;
приводить примеры различных социальных статусов, социальных
ролей, социальной политики Российского государства;
классифицировать социальные общности и группы;
сравнивать виды социальной мобильности;
устанавливать и объяснять причины существования разных
социальных групп; социальных различий и конфликтов;
использовать полученные знания для осмысления личного
социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних
социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной
значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение
к разным этносам;
решать познавательные и практические задачи, отражающие
типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание
отклоняющегося поведения и его видов;
осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе
учебных текстов план (в том числе отражающий изученный материал о
социализации личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций
СМИ и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве
народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и
статистическую социальную информацию из адаптированных источников,
учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его
причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих
социальных ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать
современную социальную информацию;
оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
осуществлять совместную деятельность с людьми другой
национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;
характеризовать сущность информационного общества; здоровый
образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их
решения; участия молодѐжи в общественной жизни; влияния образования на
возможности профессионального выбора и карьерного роста;
сравнивать требования к современным профессиям;
устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
использовать полученные знания о современном обществе для
решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение
(устное и письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и
спорта в жизни человека;
определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение
к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, связанные с волонтѐрским движением; отражающие
особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о
глобализации и еѐ последствиях; о роли непрерывного образования в
современном обществе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольные
работы
Практическ
ие работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1
Экономика — основа жизнедеятельности человека
5
1.2
Рыночные отношения в экономике
5
1.3
Финансовые отношения в экономике
5
1.4
Домашнее хозяйство
1
1.5
Экономические цели и функции государства
4
Итого по разделу
Раздел 2. Человек в мире культуры
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
1
20
2.1
Культура, еѐ многообразие и формы
1
2.2
Наука и образование в Российской Федерации
4
2.3
Роль религии в жизни общества
2
2.4
Роль искусства в жизни человека
2
2.5
Роль информации в современном мире
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
Итого по разделу
11
Защита проектов, итоговое повторение
3
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196
0
9 КЛАСС
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Контрольн
ые работы
Практическ
ие работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1
Политика и политическая власть
3
1.2
Участие граждан в политике
3
Итого по разделу
Раздел 2. Гражданин и государство
2.1
Основы конституционного строя Российской Федерации
Высшие органы публичной власти в Российской
Федерации
Государственно-территориальное устройство
2.3
Российской Федерации
Конституция Российской Федерации о правовом статусе
2.4
человека и гражданина
Итого по разделу
Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
2.2
3.1
3.2
3.3
3.4
Социальные общности и группы
Статусы и роли. Социализация личности. Семья и еѐ
функции
Этносы и нации в современном обществе. Социальная
политика Российского государства
Отклоняющееся поведение и здоровый образ жизни
Итого по разделу
Раздел 4. Человек в современном изменяющемся мире
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
6
2
2
2
2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
8
2
4
3
2
11
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
Защита проектов, итоговое повторение
4
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
https://m.edsoo.ru/7f41b414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
Тема урока
Экономическая жизнь общества
Экономическая система и еѐ
функции. Собственность
Производство — источник
экономических благ
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
1
1
4
Предпринимательство
1
5
Деньги, обмен, торговля
1
6
7
8
9
10
Рыночная экономика.
Конкуренция. Многообразие
рынков
Спрос и предложение. Рыночное
равновесие
Предприятие в экономике
Заработная плата и
стимулирование труда. Занятость
и безработица
Финансовый рынок и финансовые
1
1
1
1
1
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
29.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfda0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebff6c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0124
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec06f6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec091c
06.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8
01.09.2025
08.09.2025
15.09.2025
22.09.2025
20.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec0e62
03.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1132
13.10.2025
Библиотека ЦОК
посредники
10.11.2025
11
Банковские услуги
1
12
Страховые услуги
1
13
Финансовая безопасность
1
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Экономические функции
домохозяйств
Потребление домашних хозяйств.
Потребительские товары и
товары длительного пользования
Семейный бюджет и финансовое
планирование
Экономические цели и функции
государства
Налоги. Государственный
бюджет. Государственная
политика по развитию
конкуренции
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в
экономических отношениях"
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в
экономических отношениях"
Культура, еѐ многообразие и
формы.
Наука. Роль науки в развитии
общества
Образование в современном
обществе
01.12.2025
1
1
1
1
29.01.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2046
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec21ea
12.01.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec23a2
19.01.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec255a
26.01.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec27f8
22.12.2025
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1e70
24.11.2025
1
1
15.12.2025
17.11.2025
1
1
08.12.2025
https://m.edsoo.ru/f5ec12ea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec14b6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec175e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1920
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2
1
02.02.2026
09.02.2026
16.02.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec29ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2b86
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a
Образование в Российской
Федерации. Самообразование
Политика в сфере культуры и
25
образования в Российской
Федерации
Роль религии в жизни человека и
26
общества
Национальные и мировые
религии. Религии и религиозные
27
объединения в Российской
Федерации
Что такое искусство. Виды
28
искусств
Роль искусства в жизни человека
29
и общества
Общество и его развитие.
30
Информация и современный мир
Роль информации и
31
информационных технологий в
современном мире
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в мире
32
культуры" / Всероссийская
проверочная работа
Защита проектов по теме по теме
33
"Финансовая грамотность"
Итоговое повторение по темам
34
"Человек в экономике", "Человек
в мире культуры"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
24
1
1
1
1
1
09.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec31da
16.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3356
06.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec34c8
27.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec363a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec38c4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f72
29.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e
04.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0
11.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3d60
18.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec40e4
20.04.2026
1
1
1
1
1
34
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec305e
13.04.2026
1
1
02.03.2026
2
0
9 КЛАСС
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
Политика и политическая власть
1
2
Государство — политическая
организация общества
1
3
Политические режимы
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Формы политического участия.
Выборы, референдум
Политические партии, их роль в
демократическом обществе.
Общественно- политические
организации
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в
политическом измерении"
Основы конституционного строя
Российской Федерации
Основы конституционного строя
Российской Федерации
Высшие органы публичной
власти в Российской Федерации
Государственное управление и
противодействие коррупции
Государственнотерриториальное устройство
Российской Федерации
Местное самоуправление
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
04.09.2025
25.09.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4652
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec47ec
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4aee
02.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4c9c
09.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4e68
16.10.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec53c2
11.09.2025
18.09.2025
23.10.2025
13.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec575a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec591c
20.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5ae8
27.11.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5dcc
06.11.2025
13
14
Конституционный статус
гражданина Российской
Федерации. Гражданство
Российской Федерации
Повторительно-обощающий
урок по теме «Гражданин и
государство»
1
1
15
Социальная структура общества
1
16
Социальная мобильность
1
17
18
Социальный статус человека в
обществе
Социальные роли. Ролевой набор
подростка
1
1
19
Социализация личности
1
20
Семья и ее функции
1
21
22
23
Этнос и нация. Россиямногонациональное государство
Этнос и нация. Россиямногонациональное государство
Социальная политика
Российского государства
1
1
1
24
Отклоняющееся поведение
1
25
Повторительно-обобщающий
урок по теме "Человек в системе
социальных отношений"
1
26
Информационное общество
1
27
Сущность глобализации
1
1
04.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5f7a
11.12.2025
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6150
05.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec64de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec66a0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6a4c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6c40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6e0c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec6fce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7190
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec746a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec55a2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec765e
12.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7a0a
18.12.2025
25.12.2025
15.01.2026
22.01.2026
29.01.2026
05.02.2026
12.02.2026
19.02.2026
26.02.2026
19.03.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec96de
Библиотека ЦОК
02.04.2026
Молодѐжь — активный участник
общественной жизни
Профессиии настоящего и
29
будущего
Здоровый образ жизни. Мода и
30
спорт
Защита проектов, итоговое
31
повторение по теме "Человек в
политическом измерении"
Защита проектов, итоговое
32
повторение по теме "Гражданин
и государство"
Защита проектов, итоговое
33
повторение по теме "Человек в
системе социальных отношений"
Защита проектов, итоговое
повторение по теме "Человек в
34
современном изменющемся
мире"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
28
1
07.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca1ec
14.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca3d6
21.05.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca552
16.04.2026
1
1
1
1
1
34
30.04.2026
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9fc6
09.04.2026
1
1
23.04.2026
https://m.edsoo.ru/f5ec98b4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9a58
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9be8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9e54
2
0
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 6 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Брызгалина Е.В. и
другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 7 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Брызгалина Е.В. и
другие Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 8 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Брызгалина Е.В. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 9 класс/ Котова О.А., Лискова Т.Е., Брызгалина Е.В. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ