Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 8 классов (индивидуальное обучение)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО),
Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной
решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. №
1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР), Рабочей программы основного общего
образования по предмету «Физика», Концепции преподавания учебного
предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, Программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития.
Общая характеристика учебного предмета «Физика»
Учебный предмет «Физика» является системообразующим для
естественнонаучных предметов, поскольку физические законы мироздания
являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и
астрономии. Физика вооружает обучающихся научным методом познания,
позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Предмет максимально направлен на формирование интереса к
природному и социальному миру, совершенствование познавательной
деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными
операциями сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать
свое мнение, формирование возможностей совместной деятельности.
Изучение физики способствует развитию у обучающихся с ЗПР
пространственного воображения, функциональной грамотности, умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах. Значимость предмета для развития жизненной
компетенции обучающихся заключается в усвоении основы физических
знаний, необходимых для повседневной жизни; навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни;
формировании экологической культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Физика» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение

данным учебным предметом представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной
деятельности, периодическими колебаниями внимания, малым объемом
памяти, недостаточностью общего
запаса знаний, пониженным познавательным интересом и низким
уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Физика»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям данной категории обучающихся, учет их
особенностей развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала.
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем в
соответствии с требованиями образовательного стандарта, рекомендуемую
последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных и
психологических особенностей обучающихся с ЗПР на уровне основного
общего образования, определяет минимальный набор опытов, демонстраций,
проводимых учителем в классе, лабораторных работ, выполняемых
обучающимися.
Методической основой изучения курса «Физика» на уровне основного
общего
образования
является
системно-деятельностный
подход,
обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных
образовательных
результатов
посредством
организации
активной
познавательной деятельности обучающихся, что очень важно при обучении
детей с ЗПР, для которых характерно снижение познавательной активности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Физика»
Общие цели изучения учебного предмета «Физика» представлены в
рабочей программе основного общего образования.
Основной целью обучения детей с задержкой психического развития на
данном предмете является: повышение социальной адаптации детей через
применение физических знаний на практике.
Для обучающихся с ЗПР, так же, как и для нормативно развивающихся
сверстников, осваивающих основную образовательную программу,
доминирующее значение приобретают такие цели, как:
освоение знаний о методах научного познания природы и формирование
на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений,
описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые

измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять
результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и
выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные
знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов,
принципов действия важнейших технических устройств, для решения
физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении
физических задач и выполнении экспериментальных исследований с
использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в
необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и
техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
использование полученных знаний и умений для решения практических
задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни,
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство обучающихся с ЗПР с методами исследования объектов и
явлений природы;
приобретение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование умений наблюдать природные явления и выполнять
опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов, широко применяемых в
практической жизни;
овладение такими понятиями, как природное явление, эмпирически
установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат
экспериментальной проверки;
понимание отличий научных данных от непроверенной информации,
ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и
культурных потребностей человека.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по физике
Основой
обучения
обучающихся
с
ЗПР
на
предметах
естественнонаучного цикла является развитие у них основных мыслительных
операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) на основе выполнения
развивающих упражнений, формирование приемов умственной работы:
анализ исходных данных, планирование материала, осуществление

поэтапного и итогового самоконтроля, а также осуществляется ликвидация
пробелов в знаниях, закрепление изученного материала, отработка
алгоритмов, повторение пройденного. Большое значение придается умению
рассказать о выполненной работе с правильным употреблением
соответствующей терминологии и соблюдением логических связей в
излагаемом материале. Для обучающихся ЗПР на уровне основного общего
образования по-прежнему являются характерными: недостаточный уровень
развития отдельных психических процессов (восприятия, внимания, памяти,
мышления), сниженный уровень интеллектуального развития, низкий уровень
выполнения учебных заданий, низкая успешность обучения. Поэтому при
изучении физики требуется целенаправленное интеллектуальное развитие
обучающихся с ЗПР, отвечающее их особенностям и возможностям. Учет
особенностей обучающихся с ЗПР требует, чтобы при изучении нового
материала обязательно происходило многократное его повторение;
расширенное рассмотрение тем и вопросов, раскрывающих связь физики с
жизнью; актуализация первичного жизненного опыта обучающихся.
Усвоение программного материала по физике вызывает большие
затруднения у обучающихся с ЗПР, поэтому теория изучается без выводов
сложных формул. Задачи, требующие применения сложных математических
вычислений и формул, в особенности таких тем, как «Механическое
движение»,
«Архимедова
сила», «Механическая
энергия», «Электрические
явления»,
«Электромагнитные явления», решаются в классе с помощью учителя.
Особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и
организации эксперимента, а также проведению (преимущественно на каждом
уроке) кратковременных демонстраций (возможно с использованием
электронной демонстрации). Некоторые темы обязательно должны включать
опорные лабораторные работы, которые развивают умение пользоваться
простейшими приборами, анализировать полученные данные. В связи с
особенностями поведения и деятельности обучающихся с ЗПР
(расторможенность, неорганизованность) предусмотрен строжайший
контроль за соблюдением правил техники безопасности при проведении
лабораторных и практических работ.
Большое внимание при изучении физики подростками с ЗПР обращается
на овладение ими практическими умениями и навыками. Предусматривается
уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или
целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или

факультативного
изучения.
Предлагается
уменьшение
объема
математических вычислений за счет увеличения качественного описания
явлений и процессов
Достаточное количество времени отводится на рассмотрение тем и
вопросов, раскрывающих связь физики с жизнью, с теми явлениями,
наблюдениями, которые хорошо известны ученикам из их жизненного опыта.
Максимально используются межпредметные связи с такими
дисциплинами, как география, химия, биология, т.к. обучающиеся с ЗПР
особенно нуждаются в преподнесении одного и того же учебного материала в
различных аспектах, в его варьировании, в неоднократном повторении и
закреплении полученных знаний и практических умений. Позволяя
рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек зрения,
межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более
прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «Физика»
Тематическая и терминологическая лексика по курсу физики
соответствует ПООП ООО.
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках физики
определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко
используемых в ПООП ООО общих для всех обучающихся видов
деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной
категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания
образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с
активизацией сенсорных систем; освоение материала с опорой на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о
процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий,
обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности
и контроль собственного результата.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.

В связи с особыми образовательными потребностями обучающихся с
ЗПР, при планировании работы ученика на уроке следует придерживаться
следующих моментов:
При опросе необходимо: давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться
планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше
времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные
записи, пользоваться наглядными пособиями.
По возможности задавать обучающимся наводящие и уточняющие
вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, для
своевременного обнаружения пробелов в прошедшем материале.
В процессе изучения нового материала внимание учеников обращается
на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться
к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала,
стимулировать вопросы при затруднениях в усвоении нового материала.
Место учебного предмета «Физика» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Физика» входит
в предметную область «Естественные науки» и является обязательным для
изучения. Содержание учебного предмета «Физика», представленное в
Рабочей
программе,
соответствует
ФГОС ООО, Основной
образовательной программе основного общего образования, Адаптированной
основной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
При проведении лабораторных и практических работ используется
оборудование и программный комплекс центра «Точка роста».

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Раздел 1. Тепловые явления.
Основные положения молекулярно-кинетической теории строения
вещества. Масса и размеры атомов и молекул. Опыты, подтверждающие
основные положения молекулярнокинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества.
Кристаллические и аморфные тела. Объяснение свойств газов, жидкостей и
твёрдых тел на основе положений молекулярно-кинетической теории.
Смачивание и капиллярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Температура. Связь температуры со скоростью теплового движения
частиц. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии:
теплопередача и совершение работы. Виды теплопередачи: теплопроводность,
конвекция, излучение.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и
тепловое равновесие. Уравнение теплового баланса. Плавление и
отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления.
Парообразование и конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота
парообразования. Зависимость температуры кипения от атмосферного
давления.
Влажность воздуха.
Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей КПД теплового двигателя.
Тепловые двигатели и защита окружающей среды.
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах.
Демонстрации.
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.
4. Наблюдение теплового расширения тел.
5. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или
охлаждении.
6. Правила измерения температуры.
7. Виды теплопередачи.
8. Охлаждение при совершении работы.
9. Нагревание при совершении работы внешними силами.
10. Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
11. Наблюдение кипения.

Наблюдение постоянства температуры при плавлении.
13. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы и опыты.
1. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения.
2. Опыты по выращиванию кристаллов поваренной соли или сахара.
3. Опыты по наблюдению теплового расширения газов, жидкостей и
твёрдых тел.
4. Определение давления воздуха в баллоне шприца.
5. Опыты, демонстрирующие зависимость давления воздуха от его
объёма и нагревания или охлаждения.
6. Проверка гипотезы линейной зависимости длины столбика жидкости
в термометрической трубке от температуры.
7. Наблюдение изменения внутренней энергии тела в результате
теплопередачи и работы внешних сил.
8. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и
горячей воды.
9. Определение
количества теплоты, полученного водой при
теплообмене с нагретым металлическим цилиндром.
10. Определение удельной теплоёмкости вещества.
11. Исследование процесса испарения.
12. Определение относительной влажности воздуха.
13. Определение удельной теплоты плавления льда.
Раздел 2. Электрические и магнитные явления.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие
заряженных тел. Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия
заряженных тел от величины зарядов и расстояния между телами).
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип
суперпозиции электрических полей (на качественном уровне).
Носители электрических зарядов. Элементарный электрический заряд.
Строение атома. Проводники и диэлектрики. Закон сохранения
электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока.
Источники постоянного тока. Действия электрического тока (тепловое,
химическое, магнитное). Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение.
Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома
для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.
12.

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля–Ленца.
Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту. Короткое
замыкание.
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное
поле. Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт
Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Применение электромагнитов
в технике. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель
постоянного тока. Использование электродвигателей в технических
устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.
Электрогенератор.
Способы
получения
электрической
энергии.
Электростанции на возобновляемых источниках энергии.
Демонстрации.
1. Электризация тел.
2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.
3. Устройство и действие электроскопа.
4. Электростатическая индукция.
5. Закон сохранения электрических зарядов.
6. Проводники и диэлектрики.
7. Моделирование силовых линий электрического поля.
8. Источники постоянного тока.
9. Действия электрического тока.
10. Электрический ток в жидкости.
11. Газовый разряд.
12. Измерение силы тока амперметром.
13. Измерение электрического напряжения вольтметром.
14. Реостат и магазин сопротивлений.
15. Взаимодействие постоянных магнитов.
16. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.
17. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
18. Опыт Эрстеда.
19. Магнитное поле тока. Электромагнит.
20. Действие магнитного поля на проводник с током.
21. Электродвигатель постоянного тока.
22. Исследование явления электромагнитной индукции.
23. Опыты Фарадея.
24. Зависимость направления индукционного тока от условий его
возникновения.
25. Электрогенератор постоянного тока.

Лабораторные работы и опыты.
1. Опыты по наблюдению электризации тел индукцией и при
соприкосновении.
2. Исследование действия электрического поля на проводники и
диэлектрики.
3. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока.
4. Измерение и регулирование силы тока.
5. Измерение и регулирование напряжения.
6. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от
сопротивления резистора и напряжения на резисторе.
7. Опыты,
демонстрирующие
зависимость
электрического
сопротивления проводника от его длины, площади поперечного
сечения и материала.
8. Проверка правила сложения напряжений при последовательном
соединении двух резисторов.
9. Проверка правила для силы тока при параллельном соединении
резисторов.
10. Определение работы электрического тока, идущего через резистор.
11. Определение мощности электрического тока, выделяемой на
резисторе.
12. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от
напряжения на ней.
13. Определение КПД нагревателя.
14. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов.
15. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении
и разделении.
16. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку.
17. Опыты, демонстрирующие зависимость силы взаимодействия
катушки с током и магнита от силы тока и направления тока в катушке.
18. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.
19. Конструирование и изучение работы электродвигателя.
20. Измерение КПД электродвигательной установки.
21. Опыты по исследованию явления электромагнитной индукции:
исследование изменений значения и направления индукционного
тока.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИКЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено
на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
В результате изучения физики на уровне основного общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в
части:
• 1) патриотического воспитания:
• - проявление интереса к истории и современному состоянию российской
физической науки;
• - ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
• 2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
• - готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений
физики;
• - осознание важности морально-этических принципов в деятельности
учёного;
• 3) эстетического воспитания:
• - восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного
построения, строгости, точности, лаконичности;
• 4) ценности научного познания:
• - осознание ценности физической науки как мощного инструмента
познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей
культуры;
• - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской
деятельности;
• 5)
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального
благополучия:
• - осознание ценности безопасного образа жизни в современном
технологическом мире, важности правил безопасного поведения на
транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в
домашних условиях;
• - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права у другого человека;
• 6) трудового воспитания:
• - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний;

•
•
•

•
•
•

•
•
•
•
•
•

- интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение физических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
- потребность во взаимодействии при выполнении исследований и
проектов физической направленности, открытость опыту и знаниям
других;
- повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность;
- потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать
идеи, понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области
физики;
- планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
- стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
- оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду,
возможных глобальных последствий.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы метапредметные
результаты, включающие познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении физических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях
физических величин;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи
(сравнение нескольких вариантов решения, выбор наиболее
подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
• проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
физический эксперимент, небольшое исследование физического
явления;
• оценивать
на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования или эксперимента;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, опыта, исследования;
• прогнозировать
возможное дальнейшее развитие физических
процессов, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных с учётом предложенной учебной
физической задачи;
• анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных
работ и проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
•

•
•
•

•

•

публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия
по её достижению: распределять роли, обсуждать процессы и
результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
• выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих
для решения физических знаний;
• ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или
плана исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
• давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
• объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
• вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения
физического исследования или проекта) на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
• оценивать соответствие результата цели и условиям;
• ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на
научную тему, понимать мотивы, намерения и логику другого;
• признавать своё право на ошибку при решении физических задач или
в утверждениях на научные темы и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
• использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение
атомов и молекул, агрегатные состояния вещества, кристаллические и
аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность
воздуха, температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель,
элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники
и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
• различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача,
тепловое равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение,
конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение,
теплопередача
(теплопроводность,
конвекция,
излучение),
электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического
тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие
магнитного поля на проводник с током, электромагнитная индукция)
по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
• распознавать
проявление изученных физических явлений в
окружающем мире, в том числе физические явления в природе:
поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе,
кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов,
морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега, электрические
явления в атмосфере, электричество живых организмов, магнитное
поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле,
полярное сияние, при этом переводить практическую задачу в
учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических
явлений;
• описывать изученные свойства тел и физические явления, используя
физические величины (температура, внутренняя энергия, количество
теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота
плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой
машины, относительная влажность воздуха, электрический заряд, сила
тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника,
удельное сопротивление вещества, работа и мощность электрического
тока), при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, обозначения и единицы физических величин,
находить формулы, связывающие данную физическую величину с

•

•

•

•

•

•

другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
используя основные положения молекулярно-кинетической теории
строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном
уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля–Ленца, закон сохранения энергии, при этом давать словесную
формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в
контексте ситуаций практикоориентированного характера: выявлять
причинноследственные связи, строить объяснение из 1–2 логических
шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений,
физических законов или закономерностей;
решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и
формулы, связывающие физические величины: на основе анализа
условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток
данных для решения задачи, выбирать законы и формулы,
необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать
полученное значение физической величины с известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
физических методов, используя описание исследования, выделять
проверяемое предположение, оценивать правильность порядка
проведения исследования, делать выводы;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или
физических свойств тел (капиллярные явления, зависимость давления
воздуха от его объёма, температуры, скорости процесса остывания и
нагревания при излучении от цвета излучающей (поглощающей)
поверхности, скорость испарения воды от температуры жидкости и
площади её поверхности, электризация тел и взаимодействие
электрических зарядов, взаимодействие постоянных магнитов,
визуализация магнитных полей постоянных магнитов, действия
магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита,
свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать
проверяемые предположения, собирать установку из предложенного
оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности
воздуха, силы тока, напряжения с использованием аналоговых
приборов и датчиков физических величин, сравнивать результаты
измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;

•

•

•
•

•

•

•

проводить исследование зависимости одной физической величины от
другой с использованием прямых измерений (зависимость
сопротивления проводника от его длины, площади поперечного
сечения и удельного сопротивления вещества проводника, силы тока,
идущего через проводник, от напряжения на проводнике,
исследование последовательного и параллельного соединений
проводников): планировать исследование, собирать установку и
выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать
результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать
выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная
теплоёмкость вещества, сопротивление проводника, работа и
мощность электрического тока): планировать измерения, собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и
вычислять значение величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и
технических устройств с опорой на их описания (в том числе: система
отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр,
счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы,
нагревательные
электроприборы
(примеры),
электрические
предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока),
используя знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные
приборы по схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр,
термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания,
электроскоп, реостат), составлять схемы электрических цепей с
последовательным и параллельным соединением элементов, различая
условные обозначения элементов электрических цепей;
приводить примеры (находить информацию о примерах)
практического использования физических знаний в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в
Интернете, на основе имеющихся знаний и путём сравнения

•

•

•

дополнительных источников выделять информацию, которая является
противоречивой или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу физического содержания, справочные материалы, ресурсы
сети Интернет, владеть приёмами конспектирования текста,
преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения,
обобщая информацию из нескольких источников физического
содержания, в том числе публично представлять результаты проектной
или исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать
изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать
выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических
процессов распределять обязанности в группе в соответствии с
поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и
корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в
деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие,
проявляя готовность разрешать конфликты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Тепловые явления
1.1

Строение и свойства вещества

2

1.2

Тепловые процессы

5

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

7

Раздел 2. Электрические и магнитные явления
2.1

Электрические заряды. Заряженные тела
и их взаимодействие

2

2.2

Постоянный электрический ток

5

1

2.3

Магнитные явления

1

1

2.4

Электромагнитная индукция

1

Итого по разделу

9

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

1
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4181ce

3

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Основные положения
молекулярно-кинетической
теории и их опытные
подтверждения
Масса и размер атомов и молекул

2

Модели твёрдого, жидкого и
газообразного состояний вещества
Кристаллические и аморфные
тела

1

3

Тепловое расширение и сжатие
Температура. Связь температуры
со скоростью теплового движения
частиц

1

4

Внутренняя энергия. Способы
изменения внутренней энергии
Виды теплопередачи

5

Количество теплоты. Удельная
теплоемкость
Уравнение теплового баланса.
Теплообмен и тепловое
равновесие

1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5256

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a540e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5800

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a5a26

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/ff0a5c60

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6412

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a6976
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a7088

6

Энергия топлива. Удельная
теплота сгорания
Плавление и отвердевание
кристаллических тел. Удельная
теплота плавления

Библиотека ЦОК
1

1

8

Электризация тел. Два рода
электрических зарядов
Взаимодействие заряженных тел.
Закон Кулона

1

9

Носители электрических зарядов.
Элементарный заряд. Строение
атома
Проводники и диэлектрики. Закон
сохранения электрического заряда

1

10

Электрический ток, условия его
существования. Источники
электрического тока
Действия электрического тока

1

Электрический ток в металлах,
жидкостях и газах
Электрическая цепь и её
составные части

1

11

https://m.edsoo.ru/ff0a7b5a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a71d2

Парообразование и конденсация.
Испарение
Кипение. Удельная теплота
парообразования и конденсации.
Зависимость температуры
кипения от атмосферного
давления

7

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a740c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a786c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a87e4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a8ef6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a95a4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a96b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a9838

Сила тока. Лабораторная работа
"Измерение и регулирование силы
тока"
Электрическое напряжение.
Вольтметр. Лабораторная работа
"Измерение и регулирование
напряжения"
Сопротивление проводника.
Удельное сопротивление
вещества

1

13

Зависимость силы тока от
напряжения. Закон Ома для
участка цепи
Последовательное и параллельное
соединения проводников

1

14

Работа и мощность
электрического тока. Закон
Джоуля-Ленца

1

15

Магнитное поле. Магнитное поле
Земли и его значение для жизни
на Земле
Опыт Эрстеда. Магнитное поле
электрического тока Магнитное
поле катушки с током

1

Опыты Фарадея. Закон
электромагнитной индукции.
Правило Ленца
Электрогенератор. Способы
получения электрической̆

1

12

16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a8bd6
2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0a9e14

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aa738

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0aa44a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ab124

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/ff0ac0ba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0ac1d2

энергии. Электростанции на
возобновляемых источниках
энергии
17

Резервный урок. Работа с
текстами

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
17

3

4

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
8 КЛАСС
Код
проверяемого
результата
1.1
1.2

Проверяемые предметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования
использовать понятия
различать явления по описанию их характерных свойств и на
основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление
распознавать проявление изученных физических явлений в

1.3

окружающем мире, в том числе физические явления в природе,
при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять
существенные свойства (признаки) физических явлений
описывать изученные свойства тел и физические явления,
используя физические величины, при описании правильно
трактовать

1.4

обозначения

физический
и

единицы

смысл

используемых

физических

величин,

величин,
находить

формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы,
1.5

используя изученные законы, при этом давать словесную
формулировку закона и записывать его математическое
выражение
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в
контексте ситуаций практико-ориентированного характера:

1.6

выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из
1 – 2 логических шагов с помощью 1 – 2 изученных свойства
физических явлений, физических закона или закономерности
решать расчётные задачи в 2 – 3 действия, используя законы и

1.7

формулы, связывающие физические величины: на основе
анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять
недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и

формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и
сравнивать полученное значение физической величины с
известными данными
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи
1.8

физических

методов,

используя

описание

исследования,

выделять проверяемое предположение, оценивать правильность
порядка проведения исследования, делать выводы
проводить опыты по наблюдению физических явлений или

1.9

физических

свойств

предположения,

тел:

собирать

формулировать
установку

из

проверяемые
предложенного

оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы
выполнять прямые измерения с использованием аналоговых
1.10

приборов

и

результаты

датчиков
измерений

физических
с

учётом

величин,
заданной

сравнивать
абсолютной

погрешности
проводить

исследование

зависимости

одной

физической

величины от другой с использованием прямых измерений:
1.11

планировать исследование, собирать установку и выполнять
измерения,

следуя

предложенному

плану,

фиксировать

результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков,
делать выводы по результатам исследования
проводить
1.12

планировать

косвенные

измерения

измерения,

собирать

физических

величин:

экспериментальную

установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять
значение величины

1.13

соблюдать правила техники безопасности при работе с
лабораторным оборудованием
характеризовать принципы действия изученных приборов и

1.14

технических устройств с опорой на их описания, используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые
физические закономерности
распознавать простые технические устройства и измерительные

1.15

приборы по схемам и схематичным рисункам, составлять схемы
электрических цепей с последовательным и параллельным

соединением

элементов,

различая

условные

обозначения

элементов электрических цепей
приводить примеры (находить информацию о примерах)
практического
1.16

использования

физических

знаний

в

повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами,
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде
осуществлять поиск информации физического содержания в

1.17

сети Интернет, на основе имеющихся знаний и путём сравнения
дополнительных источников выделять информацию, которая
является противоречивой или может быть недостоверной
использовать при выполнении учебных заданий научнопопулярную литературу физического содержания, справочные

1.18

материалы,

ресурсы

сети

Интернет;

владеть

приёмами

конспектирования текста, преобразования информации из одной
знаковой системы в другую
создавать

собственные

письменные

и

краткие

устные

сообщения, обобщая информацию из нескольких источников
1.19

физического содержания, в том числе публично представлять
результаты проектной или исследовательской деятельности, при
этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат
курса физики, сопровождать выступление презентацией
при выполнении учебных проектов и исследований физических
процессов распределять обязанности в группе в соответствии с
поставленными задачами, следить за выполнением плана

1.20

действий

и

корректировать

его,

адекватно

оценивать

собственный вклад в деятельность группы, выстраивать
коммуникативное

взаимодействие,

разрешать конфликты

проявляя

готовность

ПРОВЕРЯЕМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ
8 КЛАСС
Код
раздела

Код
элемента

Проверяемые элементы содержания

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Основные положения молекулярно-кинетической
6.1

теории строения вещества. Масса и размеры
молекул.

Опыты,

подтверждающие

основные

положения молекулярнокинетической теории
Модели
6.2

твёрдого,

жидкого

и

газообразного

состояний вещества. Кристаллические и аморфные
тела
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел

6.3

на основе положений молекулярнокинетической
теории

6.4

Смачивание и капиллярные явления

6.5

Тепловое расширение и сжатие

6
6.6

Температура. Связь температуры со скоростью
теплового движения частиц
Внутренняя

6.7

энергия.

Способы

изменения

внутренней энергии: теплопередача и совершение
работы

6.8

6.9

6.10

6.11

Виды

теплопередачи:

теплопроводность,

конвекция, излучение
Количество

теплоты.

Удельная

теплоёмкость

вещества
Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение
теплового баланса
Плавление

и

отвердевание

кристаллических

веществ. Удельная теплота плавления

Парообразование
6.12

Кипение.

и

Удельная

конденсация.
теплота

Испарение.

парообразования.

Зависимость температуры кипения от атмосферного
давления

6.13

Влажность воздуха

6.14

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания
Принципы работы тепловых двигателей КПД

6.15

теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита
окружающей среды

6.16

Закон сохранения и превращения энергии в
тепловых процессах
Практические работы:
###Par###Опыты по обнаружению действия сил
молекулярного притяжения.
###Par###Опыты по выращиванию кристаллов
поваренной соли или сахара.
###Par###Опыты

по

наблюдению

теплового

расширения газов, жидкостей и твёрдых тел.
###Par###Определение давления воздуха в баллоне
шприца.
6.17

###Par###Опыты, демонстрирующие зависимость
давления воздуха от его объёма и нагревания или
охлаждения.
###Par###Проверка
зависимости

длины

гипотезы
столбика

линейной
жидкости

в

термометрической трубке от температуры.
###Par###Наблюдение

изменения

внутренней

энергии тела в результате теплопередачи и работы
внешних сил.
###Par###Исследование явления теплообмена при
смешивании холодной и горячей воды.

количества

###Par###Определение

теплоты,

полученного водой при теплообмене с нагретым
металлическим цилиндром.
###Par###Определение

удельной

теплоёмкости

вещества.
###Par###Исследование процесса испарения.
###Par###Определение относительной влажности
воздуха.
удельной

###Par###Определение

теплоты

плавления льда.
Физические явления в природе: поверхностное
натяжение и капиллярные явления в природе,
6.18

кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание
водоёмов, морские бризы; образование росы,
тумана, инея, снега.
Технические

устройства:

капилляры,

примеры

использования кристаллов, жидкостный термометр,
6.19

датчик температуры, термос, система отопления
домов, гигрометры, психрометр, паровая турбина,
двигатель внутреннего сгорания.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ И МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
7.1

Электризация тел. Два рода электрических зарядов
Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона

7.2

(зависимость силы взаимодействия заряженных тел
от величины зарядов и расстояния между телами)
Электрическое

7
7.3

электрического

поле.
поля.

Принцип

Напряжённость
суперпозиции

электрических полей (на качественном уровне)
Носители электрических зарядов. Элементарный
7.4

электрический заряд. Строение атома. Проводники
и диэлектрики

7.5

Закон сохранения электрического заряда

7.6

Электрический

Условия

существования

электрического тока. Источники постоянного тока
Действия

7.7

ток.

электрического

тока

(тепловое,

химическое, магнитное). Электрический ток в
жидкостях и газах

7.8

7.9
7.10
7.11

7.12

7.13

7.14

7.15

7.16

Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое
напряжение
Сопротивление

проводника.

Удельное

сопротивление вещества
Закон Ома для участка цепи
Последовательное

и

параллельное

соединение

проводников
Работа и мощность электрического тока. Закон
Джоуля – Ленца
Электрические цепи и потребители электрической
энергии в быту. Короткое замыкание
Постоянные магниты. Взаимодействие постоянных
магнитов
Магнитное поле. Магнитное поле Земли и его
значение для жизни на Земле
Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического
тока. Применение электромагнитов в технике
Действие магнитного поля на проводник с током.

7.17

Электродвигатель постоянного тока. Использование
электродвигателей в технических устройствах и на
транспорте

7.18

Опыты

Фарадея.

Явление

индукции. Правило Ленца
Электрогенератор.

7.19

электромагнитной

электрической

Способы

энергии.

Электростанции

возобновляемых источниках энергии
7.20

Практические работы:

получения
на

Опыты по наблюдению электризации тел индукцией
и при соприкосновении.
Исследование действия электрического поля на
проводники и диэлектрики.
Сборка и проверка работы электрической цепи
постоянного тока.
Измерение и регулирование силы тока.
Измерение и регулирование напряжения.
Исследование зависимости силы тока, идущего
через резистор, от сопротивления резистора и
напряжения на резисторе.
Опыты,

демонстрирующие

зависимость

электрического сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала.
Проверка правила сложения напряжений при
последовательном соединении двух резисторов.
Проверка правила для силы тока при параллельном
соединении

резисторов.

Определение

работы

электрического тока, идущего через резистор.
Определение

мощности

выделяемой

на

электрического

резисторе.

тока,

Исследование

зависимости силы тока, идущего через лампочку, от
напряжения на ней. Определение КПД нагревателя.
Исследование

магнитного

взаимодействия

постоянных магнитов. Изучение магнитного поля
постоянных магнитов при их объединении и
разделении. Исследование действия электрического
тока

на

магнитную

демонстрирующие

стрелку.

зависимость

Опыты,
силы

взаимодействия катушки с током и магнита от силы
тока и направления тока в катушке. Изучение
действия магнитного поля на проводник с током.
Конструирование

и

изучение

работы

электродвигателя.

Измерение

электродвигательной
исследованию

установки.

явления

КПД
Опыты

по

электромагнитной

индукции: исследование изменений значения и
направления индукционного тока
Физические явления в природе: электрические
явления
7.21

в

атмосфере,

электричество

живых

организмов, магнитное поле Земли, дрейф полюсов,
роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное
сияние
Технические устройства: электроскоп, амперметр,
вольтметр, реостат, счётчик электрической энергии,

7.22

электроосветительные приборы, нагревательные
электроприборы

(примеры),

электрические

предохранители, электромагнит, электродвигатель
постоянного тока, генератор постоянного тока

ПРОВЕРЯЕМЫЕ НА ОГЭ ПО ФИЗИКЕ ТРЕБОВАНИЯ К
РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Код
проверяемого
требования

Проверяемые требования к предметным результатам
базового уровня освоения основной образовательной
программы основного общего образования на основе ФГОС
Понимание

роли

физики

в

научной

картине

мира;

сформированность базовых представлений о закономерной
связи и познаваемости явлений природы, о роли эксперимента в
физике, о системообразующей роли физики в развитии
1

естественных наук, техники и технологий, об эволюции
физических знаний и их роли в целостной естественнонаучной
картине мира, о вкладе российских и зарубежных учёныхфизиков в развитие науки, объяснение процессов окружающего
мира, развитие техники и технологий
Знания о видах материи (вещество и поле), о движении как
способе существования материи, об атомно-молекулярной
теории строения вещества, о физической сущности явлений
природы

2

(механических,

тепловых,

электромагнитных

и

квантовых); умение различать явления по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих
данное физическое явление; умение распознавать проявление
изученных физических явлений в окружающем мире, выделяя
их существенные свойства (признаки)
Владение основами понятийного аппарата и символического

3

языка физики и использование их для решения учебных задач;
умение характеризовать свойства тел, физические явления и
процессы, используя фундаментальные и эмпирические законы

4

Умение описывать изученные свойства тел и физические
явления, используя физические величины
Владение основами методов научного познания с учётом

5

соблюдения правил безопасного труда: наблюдение физических
явлений:

умение самостоятельно собирать экспериментальную установку
из данного набора оборудования по инструкции, описывать ход
опыта и записывать его результаты, формулировать выводы;
проведение прямых и косвенных измерений физических
величин: умение планировать измерения, самостоятельно
собирать

экспериментальную

установку

по

инструкции,

вычислять значение величины и анализировать полученные
результаты с учётом заданной погрешности результатов
измерений;
проведение

несложных

экспериментальных

исследований;

самостоятельно собирать экспериментальную установку и
проводить

исследование

по

инструкции,

представлять

полученные зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков,

учитывать

погрешности,

делать

выводы

по

результатам исследования
Понимание

характерных

свойств

физических

моделей

(материальная точка, абсолютно твёрдое тело, модели строения
6

газов, жидкостей и твёрдых тел, планетарная модель атома,
нуклонная модель атомного ядра) и умение применять их для
объяснения физических процессов
Умение объяснять физические процессы и свойства тел, в том
числе и в контексте ситуаций практико-ориентированного

7

характера, в частности, выявлять причинно-следственные связи
и строить объяснение с опорой на изученные свойства
физических явлений, физические законы, закономерности и
модели
Умение решать расчётные задачи (на базе 2 – 3 уравнений),
используя законы и формулы, связывающие физические
величины, в частности, записывать краткое условие задачи,

8

выявлять недостающие данные, выбирать законы и формулы,
необходимые для её решения, использовать справочные данные,
проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного
значения физической величины; умение определять размерность
физической величины, полученной при решении задачи

Умение характеризовать принципы действия технических
устройств, в том числе бытовых приборов, и промышленных
9

технологических процессов по их описанию, используя знания о
свойствах физических явлений и необходимые физические
закономерности
Умение использовать знания о физических явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении

10

с

бытовыми

приборами

и

техническими

устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; понимание
необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования
Опыт поиска, преобразования и представления информации
физического содержания с использованием информационнокоммуникативных технологий; умение оценивать достоверность
полученной информации на основе имеющихся знаний и
дополнительных

11

источников;

умение

использовать

при

выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети
Интернет;

владение

базовыми

навыками

преобразования

информации из одной знаковой системы в другую; умение
создавать собственные письменные и устные сообщения на
основе информации из нескольких источников

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физика: 8-й класс: базовый уровень: учебник; 3-е издание,
переработанное Перышкин И.М., Иванов А.И. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Цифровые ресурсы ЦОК
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».