ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе общеобразовательной программы
основного общего образования (ID 1632356).
Программа по физической культуре представляет собой методически
оформленную конкретизацию требований ФГОС ООО и раскрывает их
реализацию через конкретное предметное содержание.
При создании программы по физической культуре учитывались
потребности современного российского общества в физически крепком и
дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в
разнообразные формы здорового образа жизни, умеющем использовать
ценности физической культуры для самоопределения, саморазвития и
самоактуализации.
В своей социально-ценностной ориентации программа по физической
культуре рассматривается как средство подготовки обучающихся к
предстоящей жизнедеятельности, укрепления их здоровья, повышения
функциональных и адаптивных возможностей систем организма, развития
жизненно важных физических качеств. Программа по физической культуре
обеспечивает преемственность с федеральными рабочими программами
начального общего и среднего общего образования.
Основной целью программы по физической культуре является
формирование разносторонне физически развитой личности, способной
активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В программе по физической
культуре данная цель конкретизируется и связывается с формированием
устойчивых мотивов и потребностей обучающихся в бережном отношении к
своему здоровью, целостном развитии физических, психических и
нравственных качеств, творческом использовании ценностей физической
культуры в организации здорового образа жизни, регулярных занятиях
двигательной деятельностью и спортом.
Развивающая направленность программы по физической культуре
определяется вектором развития физических качеств и функциональных
возможностей организма, являющихся основой укрепления их здоровья,
повышения надѐжности и активности адаптивных процессов. Существенным
достижением данной ориентации является приобретение обучающимися
знаний и умений в организации самостоятельных форм занятий
оздоровительной, спортивной и прикладно-ориентированной физической
культурой, возможности познания своих физических способностей и их
целенаправленного развития.
Воспитывающее значение программы по физической культуре
заключается в содействии активной социализации обучающихся на основе
осмысления и понимания роли и значения мирового и российского
олимпийского движения, приобщения к их культурным ценностям, истории и
современному развитию.
В число практических результатов данного направления входит
формирование положительных навыков и умений в общении и
взаимодействии со сверстниками и учителями физической культуры,
организации совместной учебной и консультативной деятельности.
Центральной идеей конструирования учебного содержания и
планируемых результатов образования по физической культуре на уровне
основного общего образования является воспитание целостной личности
обучающихся, обеспечение единства в развитии их физической, психической
и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на
основе содержания учебного предмета, которое представляется двигательной
деятельностью с еѐ базовыми компонентами: информационным (знания о
физической культуре), операциональным (способы самостоятельной
деятельности)
и
мотивационно-процессуальным
(физическое
совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета
«Физическая культура», придания ей личностно значимого смысла,
содержание программы по физической культуре представляется системой
модулей, которые входят структурными компонентами в раздел «Физическое
совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов
спорта: гимнастика, лѐгкая атлетика, зимние виды спорта (на примере
лыжной подготовки), спортивные игры. Инвариантные модули в своѐм
предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и
физических упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены модулем «Спорт», содержание
которого разрабатывается образовательной организацией на основе
модульных программ по физической культуре для общеобразовательных
организаций. Основной содержательной направленностью вариативных
модулей является подготовка обучающихся к выполнению нормативных
требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО,
активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Модуль «Спорт» может разрабатываться учителями физической
культуры на основе содержания базовой физической подготовки,
национальных видов спорта, современных оздоровительных систем. В
рамках данного модуля представлено примерное содержание «Базовой
физической подготовки».
Содержание программы по физической культуре представлено по годам
обучения, для каждого класса предусмотрен раздел «Универсальные учебные
действия», в котором раскрывается вклад предмета в формирование
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных
действий,
соответствующих возможностям и особенностям обучающихся данного
возраста. Личностные достижения непосредственно связаны с конкретным
содержанием учебного предмета и представлены по мере его раскрытия.
Общее число часов для изучения физической культуры на уровне
основного общего образования, – в 5 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 6
классе – 34 часов (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 8
классе – 34 часов (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часов (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура на уровне основного общего образования: задачи,
содержание и формы организации занятий. Система дополнительного
обучения физической культуре, организация спортивной работы в
общеобразовательной организации.
Физическая культура и здоровый образ жизни: характеристика
основных форм занятий физической культурой, их связь с укреплением
здоровья, организацией отдыха и досуга.
Исторические сведения об Олимпийских играх Древней Греции,
характеристика их содержания и правил спортивной борьбы. Расцвет и
завершение истории Олимпийских игр древности.
Способы самостоятельной деятельности.
Режим дня и его значение для обучающихся, связь с умственной
работоспособностью.
Составление
индивидуального
режима
дня,
определение основных индивидуальных видов деятельности, их временных
диапазонов и последовательности в выполнении.
Физическое развитие человека, его показатели и способы измерения.
Осанка как показатель физического развития, правила предупреждения еѐ
нарушений в условиях учебной и бытовой деятельности. Способы измерения
и оценивания осанки. Составление комплексов физических упражнений с
коррекционной направленностью и правил их самостоятельного проведения.
Проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями на
открытых площадках и в домашних условиях, подготовка мест занятий,
выбор одежды и обуви, предупреждение травматизма.
Оценивание состояния организма в покое и после физической нагрузки
в процессе самостоятельных занятий физической культуры и спортом.
Составление дневника физической культуры.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение физкультурно-оздоровительной деятельности в
здоровом образе жизни современного человека. Упражнения утренней
зарядки и физкультминуток, дыхательной и зрительной гимнастики в
процессе учебных занятий, закаливающие процедуры после занятий
утренней зарядкой. Упражнения на развитие гибкости и подвижности
суставов, развитие координации; формирование телосложения с
использованием внешних отягощений.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Роль и значение спортивно-оздоровительной деятельности в здоровом
образе жизни современного человека.
Модуль «Гимнастика».
Кувырки вперѐд и назад в группировке, кувырки вперѐд ноги
«скрестно», кувырки назад из стойки на лопатках (мальчики).
Упражнения на низком гимнастическом бревне: передвижение ходьбой
с поворотами кругом и на 90°, лѐгкие подпрыгивания, подпрыгивания
толчком двумя ногами, передвижение приставным шагом (девочки).
Модуль «Лѐгкая атлетика».
Бег на длинные дистанции с равномерной скоростью передвижения с
высокого старта, бег на короткие дистанции с максимальной скоростью
передвижения. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги».
Модуль «Зимние виды спорта».
Передвижение на лыжах попеременным двухшажным ходом, повороты
на лыжах переступанием на месте и в движении по учебной дистанции,
подъѐм по пологому склону способом «лесенка» и спуск в основной стойке,
преодоление небольших бугров и впадин при спуске с пологого склона.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, на месте и в
движении, ведение мяча на месте и в движении «по прямой», «по кругу» и
«змейкой», бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места, ранее
разученные технические действия с мячом.
Волейбол. Прямая нижняя подача мяча, приѐм и передача мяча двумя
руками снизу и сверху на месте и в движении, ранее разученные технические
действия с мячом.
Футбол. Удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы с
небольшого разбега, остановка катящегося мяча способом «наступания»,
ведение мяча «по прямой», «по кругу» и «змейкой», обводка мячом
ориентиров (конусов).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и
акробатических упражнений, упражнений лѐгкой атлетики и зимних видов
спорта, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.
6 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения в современном
мире, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Девиз,
символика и ритуалы современных Олимпийских игр. История организации
и проведения первых Олимпийских игр современности, первые олимпийские
чемпионы.
Способы самостоятельной деятельности.
Ведение дневника физической культуры. Физическая подготовка и еѐ
влияние на развитие систем организма, связь с укреплением здоровья,
физическая подготовленность как результат физической подготовки.
Правила и способы самостоятельного развития физических качеств. Способы
определения индивидуальной физической нагрузки. Правила проведения
измерительных процедур по оценке физической подготовленности. Правила
техники выполнения тестовых заданий и способы регистрации их
результатов.
Правила и способы составления плана самостоятельных занятий физической
подготовкой.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Правила самостоятельного закаливания организма с помощью воздушных и
солнечных ванн, купания в естественных водоѐмах. Правила техники
безопасности и гигиены мест занятий физическими упражнениями.
Оздоровительные комплексы: упражнения для коррекции телосложения с
использованием
дополнительных
отягощений,
упражнения
для
профилактики нарушения зрения во время учебных занятий и работы за
компьютером, упражнения для физкультпауз, направленных на поддержание
оптимальной работоспособности мышц опорно-двигательного аппарата в
режиме учебной деятельности.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая
комбинация
из
общеразвивающих
и
сложно
координированных упражнений, стоек и кувырков, ранее разученных
акробатических упражнений.
Комбинация из стилизованных общеразвивающих упражнений и сложнокоординированных упражнений ритмической гимнастики, разнообразных
движений руками и ногами с разной амплитудой и траекторией,
танцевальными движениями из ранее разученных танцев (девочки).
Гимнастические комбинации на низком гимнастическом бревне с
использованием
стилизованных
общеразвивающих
и
сложно-
координированных упражнений, передвижений шагом и лѐгким бегом,
поворотами с разнообразными движениями рук и ног, удержанием
статических поз (девочки).
Упражнения на невысокой гимнастической перекладине: висы, упор ноги
врозь, перемах вперѐд и обратно (мальчики).
Модуль «Лѐгкая атлетика».
Старт с опорой на одну руку и последующим ускорением, спринтерский и
гладкий равномерный бег по учебной дистанции, ранее разученные беговые
упражнения.
Метание малого (теннисного) мяча в подвижную (раскачивающуюся)
мишень.
Модуль «Зимние виды спорта».
Передвижение на лыжах одновременным одношажным ходом, преодоление
небольших трамплинов при спуске с пологого склона в низкой стойке, ранее
разученные упражнения лыжной подготовки, передвижения по учебной
дистанции, повороты, спуски, торможение.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Технические действия игрока без мяча: передвижение в стойке
баскетболиста, прыжки вверх толчком одной ногой и приземлением на
другую ногу, остановка двумя шагами и прыжком.
Упражнения с мячом: ранее разученные упражнения в ведении мяча в разных
направлениях и по разной траектории, на передачу и броски мяча в корзину.
Правила игры и игровая деятельность по правилам с использованием
разученных технических приѐмов.
Волейбол. Приѐм и передача мяча двумя руками снизу в разные зоны
площадки команды соперника. Правила игры и игровая деятельность по
правилам с использованием разученных технических приѐмов в подаче мяча,
его приѐме и передаче двумя руками снизу и сверху.
Футбол. Удары по катящемуся мячу с разбега. Правила игры и игровая
деятельность по правилам с использованием разученных технических
приѐмов в остановке и передаче мяча, его ведении и обводке.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и
акробатических упражнений, упражнений лѐгкой атлетики и зимних видов
спорта, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.
7 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Зарождение олимпийского движения в дореволюционной России, роль А.Д.
Бутовского в развитии отечественной системы физического воспитания и
спорта. Олимпийское движение в СССР и современной России,
характеристика основных этапов развития. Выдающиеся советские и
российские олимпийцы.
Влияние занятий физической культурой и спортом на воспитание
положительных качеств личности современного человека.
Способы самостоятельной деятельности.
Правила техники безопасности и гигиены мест занятий в процессе
выполнения физических упражнений на открытых площадках. Ведение
дневника по физической культуре.
Техническая подготовка и еѐ значение для человека, основные правила
технической подготовки. Двигательные действия как основа технической
подготовки, понятие двигательного умения и двигательного навыка. Способы
оценивания техники двигательных действий и организация процедуры
оценивания. Ошибки при разучивании техники выполнения двигательных
действий, причины и способы их предупреждения при самостоятельных
занятиях технической подготовкой.
Планирование самостоятельных занятий технической подготовкой на учебный
год и учебную четверть. Составление плана учебного занятия по
самостоятельной
технической
подготовке.
Способы
оценивания
оздоровительного эффекта занятий физической культурой с помощью
«индекса Кетле», «ортостатической пробы», «функциональной пробы со
стандартной нагрузкой».
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Оздоровительные комплексы для самостоятельных занятий с добавлением
ранее разученных упражнений: для коррекции телосложения и профилактики
нарушения осанки, дыхательной и зрительной гимнастики в режиме учебного
дня.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатические комбинации из ранее разученных упражнений с добавлением
упражнений ритмической гимнастики (девочки). Простейшие акробатические
пирамиды в парах и тройках (девочки). Стойка на голове с опорой на руки,
акробатическая комбинация из разученных упражнений в равновесии,
стойках, кувырках (мальчики).
Модуль «Лѐгкая атлетика».
Бег с преодолением препятствий способами «наступание» и «прыжковый бег»,
эстафетный бег. Ранее освоенные беговые упражнения с увеличением
скорости передвижения и продолжительности выполнения, прыжки с разбега
в длину способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание».
Метание малого (теннисного) мяча по движущейся (катящейся) с разной
скоростью мишени.
Модуль «Зимние виды спорта».
Торможение и поворот на лыжах упором при спуске с пологого склона,
переход с передвижения попеременным двухшажным ходом на передвижение
одновременным одношажным ходом и обратно во время прохождения
учебной дистанции, спуски и подъѐмы ранее освоенными способами.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Передача и ловля мяча после отскока от пола, бросок в корзину
двумя руками снизу и от груди после ведения. Игровая деятельность по
правилам с использованием ранее разученных технических приѐмов без мяча
и с мячом: ведение, приѐмы и передачи, броски в корзину.
Волейбол. Верхняя прямая подача мяча в разные зоны площадки соперника,
передача мяча через сетку двумя руками сверху и перевод мяча за голову.
Игровая деятельность по правилам с использованием ранее разученных
технических приѐмов.
Футбол. Средние и длинные передачи мяча по прямой и диагонали,
тактические действия при выполнении углового удара и вбрасывании мяча изза боковой линии. Игровая деятельность по правилам с использованием ранее
разученных технических приѐмов.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и
акробатических упражнений, упражнений лѐгкой атлетики и зимних видов
спорта, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.
8 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Физическая культура в современном обществе: характеристика основных
направлений и форм организации. Всестороннее и гармоничное физическое
развитие. Адаптивная физическая культура, еѐ история и социальная
значимость.
Способы самостоятельной деятельности.
Коррекция осанки и разработка индивидуальных планов занятий
корригирующей гимнастикой. Коррекция избыточной массы тела и
разработка индивидуальных планов занятий корригирующей гимнастикой.
Составление планов-конспектов для самостоятельных занятий спортивной
подготовкой. Способы учѐта индивидуальных особенностей при составлении
планов самостоятельных тренировочных занятий.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Профилактика
перенапряжения
систем
организма
средствами
оздоровительной физической культуры: упражнения мышечной релаксации и
регулирования вегетативной нервной системы, профилактики общего
утомления и остроты зрения.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация из ранее освоенных упражнений силовой
направленности, с увеличивающимся числом технических элементов в
стойках, упорах, кувырках, прыжках (юноши).
Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне из ранее освоенных
упражнений с увеличивающимся числом технических элементов в прыжках,
поворотах и передвижениях (девушки). Гимнастическая комбинация на
перекладине с включением ранее освоенных упражнений в упорах и висах
(юноши). Вольные упражнения на базе ранее разученных акробатических
упражнений и упражнений ритмической гимнастики (девушки).
Модуль «Лѐгкая атлетика».
Кроссовый бег, прыжок в длину с разбега способом «прогнувшись».
Правила проведения соревнований по сдаче норм комплекса ГТО.
Самостоятельная подготовка к выполнению нормативных требований
комплекса ГТО в беговых (бег на короткие и средние дистанции) и
технических (прыжки и метание спортивного снаряда) дисциплинах лѐгкой
атлетики.
Модуль «Зимние виды спорта».
Передвижение на лыжах одновременным бесшажным ходом, преодоление
естественных препятствий на лыжах широким шагом, перешагиванием,
перелазанием, торможение боковым скольжением при спуске на лыжах с
пологого склона, переход с попеременного двухшажного хода на
одновременный бесшажный ход и обратно, ранее разученные упражнения
лыжной подготовки в передвижениях на лыжах, при спусках, подъѐмах,
торможении.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Повороты туловища в правую и левую стороны с удержанием
мяча двумя руками, передача мяча одной рукой от плеча и снизу, бросок
мяча двумя и одной рукой в прыжке. Игровая деятельность по правилам с
использованием ранее разученных технических приѐмов.
Волейбол. Прямой нападающий удар, индивидуальное блокирование мяча в
прыжке с места, тактические действия в защите и нападении. Игровая
деятельность по правилам с использованием ранее разученных технических
приѐмов.
Футбол. Удар по мячу с разбега внутренней частью подъѐма стопы,
остановка мяча внутренней стороной стопы. Правила игры в мини-футбол,
технические и тактические действия. Игровая деятельность по правилам
мини-футбола с использованием ранее разученных технических приѐмов
(девушки). Игровая деятельность по правилам классического футбола с
использованием ранее разученных технических приѐмов (юноши).
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и
акробатических упражнений, упражнений лѐгкой атлетики и зимних видов
спорта, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.
9 КЛАСС
Знания о физической культуре.
Здоровье и здоровый образ жизни, вредные привычки и их пагубное влияние
на здоровье человека. Туристские походы как форма организации здорового
образа жизни. Профессионально-прикладная физическая культура.
Способы самостоятельной деятельности.
Восстановительный массаж как средство оптимизации работоспособности,
его правила и приѐмы во время самостоятельных занятий физической
подготовкой. Банные процедуры как средство укрепления здоровья.
Измерение функциональных резервов организма. Оказание первой помощи
на самостоятельных занятиях физическими упражнениями и во время
активного отдыха.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Занятия физической культурой и режим питания. Упражнения для снижения
избыточной
массы
тела.
Оздоровительные,
коррекционные
и
профилактические мероприятия в режиме двигательной активности
обучающихся.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Модуль «Гимнастика».
Акробатическая комбинация с включением длинного кувырка с разбега и
кувырка назад в упор, стоя ноги врозь (юноши). Гимнастическая комбинация
на высокой перекладине, с включением элементов размахивания и соскока
вперѐд прогнувшись (юноши). Гимнастическая комбинация на параллельных
брусьях, с включением двух кувырков вперѐд с опорой на руки (юноши).
Гимнастическая комбинация на гимнастическом бревне, с включением
полушпагата, стойки на колене с опорой на руки и отведением ноги назад
(девушки), акробатики и ритмической гимнастики (девушки).
Модуль «Лѐгкая атлетика».
Техническая подготовка в беговых и прыжковых упражнениях: бег на
короткие и длинные дистанции, прыжки в длину способами «прогнувшись» и
«согнув ноги», прыжки в высоту способом «перешагивание». Техническая
подготовка в метании спортивного снаряда с разбега на дальность.
Модуль «Зимние виды спорта».
Техническая подготовка в передвижении лыжными ходами по учебной
дистанции: попеременный двухшажный ход, одновременный одношажный
ход, способы перехода с одного лыжного хода на другой.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол. Техническая подготовка в игровых действиях: ведение, передачи,
приѐмы и броски мяча на месте, в прыжке, после ведения.
Волейбол. Техническая подготовка в игровых действиях: подачи мяча в
разные зоны площадки соперника, приѐмы и передачи на месте и в
движении, удары и блокировка.
Футбол. Техническая подготовка в игровых действиях: ведение, приѐмы и
передачи, остановки и удары по мячу с места и в движении.
Совершенствование техники ранее разученных гимнастических и
акробатических упражнений, упражнений лѐгкой атлетики и зимних видов
спорта, технических действий спортивных игр.
Модуль «Спорт».
Физическая подготовка к выполнению нормативов Комплекса ГТО с
использованием средств базовой физической подготовки, видов спорта и
оздоровительных систем физической культуры, национальных видов спорта,
культурно-этнических игр.
Программа вариативного модуля «Базовая физическая подготовка».
Развитие силовых способностей.
Комплексы общеразвивающих и локально воздействующих упражнений,
отягощѐнных весом собственного тела и с использованием дополнительных
средств (гантелей, эспандера, набивных мячей, штанги и другого инвентаря).
Комплексы упражнений на тренажѐрных устройствах. Упражнения на
гимнастических снарядах (брусьях, перекладинах, гимнастической стенке и
других снарядах). Броски набивного мяча двумя и одной рукой из положений
стоя и сидя (вверх, вперѐд, назад, в стороны, снизу и сбоку, от груди, из-за
головы). Прыжковые упражнения с дополнительным отягощением
(напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки
через препятствия и другие упражнения). Бег с дополнительным
отягощением (в горку и с горки, на короткие дистанции, эстафеты).
Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по канату, по
гимнастической стенке с дополнительным отягощением). Переноска
непредельных тяжестей (мальчики – сверстников способом на спине).
Подвижные игры с силовой направленностью (импровизированный
баскетбол с набивным мячом и другие игры).
Развитие скоростных способностей.
Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без
упора). Челночный бег. Бег по разметкам с максимальным темпом.
Повторный бег с максимальной скоростью и максимальной частотой шагов
(10–15 м). Бег с ускорениями из разных исходных положений. Бег с
максимальной скоростью и собиранием малых предметов, лежащих на полу
и на разной высоте. Стартовые ускорения по дифференцированному сигналу.
Метание малых мячей по движущимся мишеням (катящейся,
раскачивающейся, летящей). Ловля теннисного мяча после отскока от пола,
стены (правой и левой рукой). Передача теннисного мяча в парах правой
(левой) рукой и попеременно. Ведение теннисного мяча ногами с
ускорениями по прямой, по кругу, вокруг стоек. Прыжки через скакалку на
месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы
препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по
разметкам, бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с
преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание
различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежащих на полу или
подвешенных на высоте). Эстафеты и подвижные игры со скоростной
направленностью. Технические действия из базовых видов спорта,
выполняемые с максимальной скоростью движений.
Развитие выносливости.
Равномерный бег и передвижение на лыжах в режимах умеренной и большой
интенсивности. Повторный бег и передвижение на лыжах в режимах
максимальной и субмаксимальной интенсивности. Кроссовый бег и маршбросок на лыжах.
Развитие координации движений.
Жонглирование большими (волейбольными) и малыми (теннисными)
мячами.
Жонглирование
гимнастической
палкой.
Жонглирование
волейбольным мячом головой. Метание малых и больших мячей в мишень
(неподвижную и двигающуюся). Передвижения по возвышенной и
наклонной, ограниченной по ширине опоре (без предмета и с предметом на
голове). Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в
воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами,
туловищем. Упражнение на точность дифференцирования мышечных
усилий. Подвижные и спортивные игры.
Развитие гибкости.
Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных),
выполняемых с большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение
и расслабление мышц. Специальные упражнения для развития подвижности
суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимнастической палки).
Упражнения культурно-этнической направленности.
Сюжетно-образные и обрядовые игры. Технические действия национальных
видов спорта.
Специальная физическая подготовка.
Модуль «Гимнастика».
Развитие гибкости. Наклоны туловища вперѐд, назад, в стороны с
возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в
стороны. Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для
развития подвижности плечевого сустава (выкруты). Комплексы
общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для плечевых,
локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности
позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с
большой амплитудой движений. Упражнения для развития подвижности
суставов (полушпагат, шпагат, складка, мост).
Развитие координации движений. Прохождение усложнѐнной полосы
препятствий, включающей быстрые кувырки (вперѐд, назад), кувырки по
наклонной плоскости, преодоление препятствий прыжком с опорой на руку,
безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннисного мяча правой и
левой рукой в подвижную и неподвижную мишень, с места и с разбега.
Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на разной высоте, с
места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую скакалку на
месте и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления.
Развитие силовых способностей. Подтягивание в висе и отжимание в упоре.
Передвижения в висе и упоре на руках на перекладине (мальчики),
подтягивание в висе стоя (лѐжа) на низкой перекладине (девочки),
отжимания в упоре лѐжа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног,
отжимание в упоре на низких брусьях, поднимание ног в висе на
гимнастической стенке до посильной высоты, из положения лѐжа на
гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгибание туловища с различной
амплитудой движений (на животе и на спине), комплексы упражнений с
гантелями с индивидуально подобранной массой (движения руками,
повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук), метание набивного
мяча из различных исходных положений, комплексы упражнений
избирательного воздействия на отдельные мышечные группы (с
увеличивающимся темпом движений без потери качества выполнения),
элементы атлетической гимнастики (по типу «подкачки»), приседания на
одной ноге «пистолетом» с опорой на руку для сохранения равновесия).
Развитие выносливости. Упражнения с непредельными отягощениями,
выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетаниис напряжением
мышц и фиксацией положений тела. Повторное выполнение гимнастических
упражнений с уменьшающимся интервалом отдыха (по типу «круговой
тренировки»). Комплексы упражнений с отягощением, выполняемыев
режиме непрерывного и интервального методов.
Модуль «Лѐгкая атлетика».
Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторноинтервального метода. Бег по пересеченной местности (кроссовый бег).
Гладкий бег с равномерной скоростью в разных зонах интенсивности.
Повторный бег с препятствиями в максимальном темпе. Равномерный
повторный бег с финальным ускорением (на разные дистанции).
Равномерный бег с дополнительным отягощением в режиме «до отказа».
Развитие силовых способностей. Специальные прыжковые упражнения с
дополнительным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных
предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные
стороны). Запрыгивание с последующим спрыгиванием. Прыжки в глубину
по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и
изменением направлений, поворотами вправо и влево, на правой, левой ноге
и поочерѐдно. Бег с препятствиями. Бег в горку, с дополнительным
отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами.
Упражнения с локальным отягощением на мышечные группы. Комплексы
силовых упражнений по методу круговой тренировки.
Развитие скоростных способностей. Бег на месте с максимальной скоростью
и темпом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с горки.
Повторный бег на короткие дистанции с максимальной скоростью (по
прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной скоростью «с ходу».
Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Ускорение, переходящее в
многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и
спортивные игры, эстафеты.
Развитие координации движений. Специализированные комплексы
упражнений на развитие координации (разрабатываются на основе учебного
материала модулей «Гимнастика» и «Спортивные игры»).
Модуль «Зимние виды спорта».
Развитие выносливости. Передвижения на лыжах с равномерной скоростью в
режимах умеренной, большой и субмаксимальнойинтенсивности,с
соревновательной скоростью.
Развитие силовых способностей. Передвижение на лыжахпо отлогому склону
с дополнительным отягощением. Скоростной подъѐм ступающим и
скользящим шагом, бегом, «лесенкой», «ѐлочкой». Упражнения в
«транспортировке».
Развитие координации. Упражнения в поворотах и спусках на лыжах, проезд
через «ворота» и преодоление небольших трамплинов.
Модуль «Спортивные игры».
Баскетбол.
1) Развитие скоростных способностей. Ходьба и бег в различных
направлениях с максимальной скоростью с внезапными остановками и
выполнением различных заданий (например, прыжки вверх, назад, вправо,
влево, приседания). Ускорения с изменением направления движения. Бег с
максимальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры.
Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) рукой.
Челночный бег (чередование прохождения заданных отрезков дистанции
лицом и спиной вперѐд). Бег с максимальной скоростью с предварительным
выполнением многоскоков. Передвижения с ускорениями и максимальной
скоростью приставными шагами левым и правым боком. Ведение
баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки
вверх на обеих ногах и одной ноге с места и с разбега. Прыжки с поворотами
на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в
максимальном темпе при встречном беге в колоннах. Кувырки вперѐд, назад,
боком с последующим рывком на 3–5 м. Подвижные и спортивные игры,
эстафеты.
2) Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с
дополнительным отягощением на основные мышечные группы. Ходьба и
прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с
продвижением вперед, по кругу, «змейкой», на месте с поворотом на 180° и
360°. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с
передвижением (с дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание
и спрыгивание с последующим ускорением. Многоскоки с последующим
ускорением и ускорения с последующим выполнением многоскоков. Броски
набивного мяча из различных исходных положений, с различной траекторией
полѐта одной рукой и обеими руками, стоя, сидя, в полуприседе.
3) Развитие выносливости. Повторный бег с максимальной скоростью с
уменьшающимся интервалом отдыха. Гладкий бег по методу непрерывноинтервального упражнения. Гладкий бег в режиме большой и умеренной
интенсивности. Игра в баскетбол с увеличивающимся объѐмом времени
игры.
4) Развитие координации движений. Броски баскетбольного мяча по
неподвижной и подвижной мишени. Акробатические упражнения (двойные и
тройные кувырки вперѐд и назад). Бег с «тенью» (повторение движений
партнѐра). Бег по гимнастической скамейке, по гимнастическому бревну
разной высоты. Прыжки по разметкам с изменяющейся амплитудой
движений. Броски малого мячав стену одной (обеими) руками с
последующей его ловлей (обеими руками и одной рукой) после отскока от
стены (от пола). Ведение мяча с изменяющейся по команде скоростью и
направлением передвижения.
Футбол.
Развитие скоростных способностей. Старты из различных положений с
последующим ускорением. Бег с максимальной скоростью по прямой, с
остановками (по свистку, хлопку, заданному сигналу), с ускорениями,
«рывками», изменением направления передвижения. Бег в максимальном
темпе. Бег и ходьба спиной вперѐд с изменением темпа и направления
движения (по прямой, по кругу и «змейкой»). Бег с максимальной скоростью
с поворотами на 180° и 360°. Прыжки через скакалку в максимальном темпе.
Прыжки по разметкам на правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперѐд.
Прыжки вверх на обеих ногах и одной ноге с продвижением вперѐд. Удары
по мячу в стенку в максимальном темпе. Ведение мяча с остановками и
ускорениями, «дриблинг» мяча с изменением направления движения.
Кувырки вперѐд, назад, боком с последующим рывком. Подвижные и
спортивные игры, эстафеты.
Развитие силовых способностей. Комплексы упражнений с дополнительным
отягощением на основные мышечные группы. Многоскоки через
препятствия. Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим
ускорением, прыжком в длину и в высоту. Прыжки на обеих ногах с
дополнительным отягощением (вперѐд, назад, в приседе, с продвижением
вперѐд).
Развитие выносливости. Равномерный бег на средние и длинные дистанции.
Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отдыха. Повторный бег
на короткие дистанции с максимальной скоростью и уменьшающимся
интервалом отдыха. Гладкий бег в режиме непрерывно-интервального
метода. Передвижение на лыжах в режиме большой и умеренной
интенсивности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
- понимание роли и значения физической культуры в формировании
личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни,
укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека,
создание основы для формирования интереса к расширению и углублению
знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского
движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать
физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с учѐтом
индивидуальных возможностей и особенностей организма;
- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и
профилактики травматизма;
- освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лѐгких
травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и
проведении занятий , физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
- расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
физической подготовленности;
- формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих,
оздоровительных
и
корригирующих
упражнений,
учитывающих
индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим
учебной деятельности; овладение основами технических действий, приѐмами
и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением
использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной
деятельности;
- расширение двигательного опыта за счѐт упражнений, ориентированных на
развитие основных физических качеств, повышение функциональных
возможностей основных систем организма
Метапредметные результаты:
- характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта ;
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправлений;
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения
и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и
занятий физической культуры ;
- организация самостоятельной деятельности с учетом требований еѐ
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и
организация отдыха в процессе еѐ выполнения;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движения, выделение и обоснование эстетических
признаков в движениях и передвижениях человека;
- оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными
образцами;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильное выполнение двигательных действий из базовых
видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня,
организация отдыха и досуга с использованием средств физической
культуры;
- изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика
ее роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и
военной деятельностью;
- представление физической культуры как средства укрепления здоровья,
физического развития и физической подготовки человека;
измерение (познавание) индивидуальных показателей физического
развития (длинны и массы тела) развитие основных физических качеств;
- вести систематические наблюдения за динамикой показателей, в том числе
подготовка к выполнению нормативов Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение
при объяснении ошибок и способов их устранений;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов
соревнований, осуществление их объективного судейства;
бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдение
требований техники безопасности к местам проведения;
- организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой
направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их
с заданной дозировкой нагрузки;
- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- объяснение в доступной форме правил (техник) выполнения двигательных
действий, анализ и поиск ошибок исправление их;
- подача строевых команд, подсчет при выполнении общеразвивающих
упражнений;
- выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком
техническом уровне, характеристика признаков технического исполнения;
- выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение
их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений
различными способами, в различных условиях. В результате обучения
обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать
значение занятий физической культурой для укрепления здоровья,
физического развития, физической подготовленности и трудовой
деятельности.
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять
исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и
формы ее организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни,
раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим
развитием и физической подготовленностью, формированием качеств
личности и профилактикой вредных привычек;
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять
их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими
сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных
действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими
упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи,
рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки
мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от
времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и
ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные
соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга,
укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических
кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной,
тренирующей
и
корригирующей
направленности,
подбирать
индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и
возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной
направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе
самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических
качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям,
анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и
своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических
качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать
особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической
подготовкой;
профилактике утомления и
перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе
трудовой и учебной деятельности;
выполнять
общеразвивающие
упражнения,
целенаправленно
воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты,
выносливости, гибкости и координации движений);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных
упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа
хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски
мячей);
- выполнять передвижения на лыжах различными способами,
демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе
прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на
лыжах с пологого склона;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол,
баскетбол и лапту в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального
развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де
Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять
смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного
движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической
подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием
физических качеств и основных систем организма;
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него
оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими
упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля
динамики индивидуального физического развития и физической
подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием
оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов,
обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных
процедур и сеансов оздоровительного массажа;
- выполнять комплексы упражнений адаптивной физической культуры с
учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью
разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Контрольные
работы
Всего
Практические
работы
Раздел 1.Знания о физической культуре
1.1
Знания о физическойкультуре
Итогопоразделу
1
0
0
0
1
1
Раздел 2.Способысамостоятельнойдеятельности
2.1
Способысамостоятельнойдеятельност
и
1
Итогопоразделу
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1.Физкультурно-оздоровительнаядеятельность
1.1
Физкультурнооздоровительнаядеятельность
Итогопоразделу
1
0
1
1
Раздел 2.Спортивно-оздоровительнаядеятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
3
0
3
2.2
Лѐгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
3
0
3
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
3
0
3
2.4
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.5
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.6
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.7
Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО (модуль
"Спорт")
13
2
11
2
31
Итогопоразделу
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
7 КЛАСС
№ п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
Контрольныер
аботы
Практическ
иеработы
Раздел 1.Знания о физической культуре
1.1
Знания о физическойкультуре
1
Итогопоразделу
0
1
0
1
0
1
1
Раздел 2.Способысамостоятельнойдеятельности
2.1
Способысамостоятельнойдеятельности
1
Итогопоразделу
1
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1.Физкультурно-оздоровительнаядеятельность
1.1
Физкультурнооздоровительнаядеятельность
Итогопоразделу
1
1
Раздел 2.Спортивно-оздоровительнаядеятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
3
0
3
2.2
Лѐгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
3
0
3
2.3
Зимние виды спорта (модуль
"Зимние виды спорта")
3
0
3
2.4
Спортивные игры. Баскетбол
(модуль "Спортивные игры")
3
0
3
2.5
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.6
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.7
Подготовка к выполнению
нормативных требований комплекса
ГТО (модуль "Спорт")
13
2
11
2
32
Итогопоразделу
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
8 КЛАСС
№ п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
0
1
0
1
Раздел 1.Знания о физической культуре
1.1
Знания о физическойкультуре
Итогопоразделу
1
1
Раздел 2.Способысамостоятельнойдеятельности
2.1
Способысамостоятельнойдеятельности
Итогопоразделу
1
1
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1.Физкультурно-оздоровительнаядеятельность
1.1
Физкультурнооздоровительнаядеятельность
Итогопоразделу
1
1
Раздел 2.Спортивно-оздоровительнаядеятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
3
0
3
2.2
Лѐгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
3
0
3
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
3
0
3
2.5
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.6
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.7
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.8
Подготовка к выполнению нормативных
требований комплекса ГТО (модуль
"Спорт")
13
2
11
2
31
Итогопоразделу
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
9 КЛАСС
№
п/п
Наименованиеразделов и
темпрограммы
Количествочасов
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
0
0
1
0
1
Раздел 1.Знания о физической культуре
1.1
Знания о физическойкультуре
Итогопоразделу
1
Раздел 2.Способысамостоятельнойдеятельности
2.1
Способысамостоятельнойдеятельности
Итогопоразделу
1
1
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Раздел 1.Физкультурно-оздоровительнаядеятельность
1.1
Физкультурнооздоровительнаядеятельность
Итогопоразделу
1
1
Раздел 2.Спортивно-оздоровительнаядеятельность
2.1
Гимнастика (модуль "Гимнастика")
3
0
3
2.2
Лѐгкая атлетика (модуль "Легкая
атлетика")
3
0
3
2.3
Зимние виды спорта (модуль "Зимние
виды спорта")
3
0
3
2.5
Спортивные игры. Баскетбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.6
Спортивные игры. Волейбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.7
Спортивные игры. Футбол (модуль
"Спортивные игры")
3
0
3
2.8
Подготовка к выполнению
нормативных требований комплекса
ГТО (модуль "Спорт")
13
2
11
2
31
Итогопоразделу
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п
Количествочасов
Темаурока
Всего
Контрольные
работы
Практическиер
аботы
1
Возрождение Олимпийских игр. Символика и ритуалы
Олимпийских игр. История первых олимпийских игр
современности. История ВФСК ГТО и ГТО в наши дни.
Правила выполнения спортивных нормативов 3-4 ступени.
Правила ТБ. Первая помощь при травмах
2
Составление дневника физической культуры. Физическая
подготовка человека. Основные показатели физической
нагрузки. Составление плана самостоятельных занятий
физической подготовкой
1
0
1
3
Закаливающие процедуры с помощью воздушных и солнечных
ванн, купания в естественных водоѐмах.
1
0
1
4
Упражнения для коррекции телосложения. Упражнения для
профилактики нарушения зрения. Упражнения для
профилактики нарушений осанки
5
Старт с опорой на одну руку с последующим ускорением
1
0
1
6
Спринтерский бег. Правила и техника выполнения норматива
комплекса ГТО: Бег на 30м и 60м.
1
0
1
7
Гладкий равномерный бег.Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Кросс на 2 км и 3 км.
Подводящиеупражнения. Прыжковые упражнения в длину
1
0
1
8
Инструктаж по технике безопасности на занятиях гимнастикой.
Акробатические комбинации
1
0
1
9
Упражнения на низком гимнастическом бревне
1
0
1
Дата
изучени
я
4.09.
1
0
0
11.09
18.09
25.09
2.10
9.10
16.10
23.10
7.11
10
Упражненияритмическойгимнастики
11
Баскетбол. Передвижение в стойке баскетболиста. Прыжки
вверх толчком одной ногой
20.11
12
Баскетбол. Остановка двумя шагами и прыжком. Упражнения в
ведении мяча
27.11
13
Баскетбол. Упражнения на передачу и броски мяча
4.12
11.12
14
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Поднимание туловища из положения лежа на спине. Наклон
вперед из положения стоя на гимнастической скамье.
1
0
1
15
Фестиваль ГТО. (сдача норм ГТО с соблюдением правил и
техники выполнения испытаний (тестов) 3-4 ступени
1
1
0
16
Передвижение одновременным одношажным ходом.
Преодоление небольших трамплинов при спуске с пологого
склона
1
0
1
17
Передвижения по учебной дистанции, повороты, спуски,
торможение
1
0
1
18
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег
на лыжах 1 км или 2 км. Эстафеты
1
0
1
1
0
1
13.11
18.12
25.12
8.01
16.01
23.01
19
20
Волейбол. Приѐм мяча двумя руками снизу в разные зоны
площадки
Волейбол. Передача мяча двумя руками снизу в разные зоны
площадки
1
0
1
1
0
1
30.01
6.02
21
Волейбол. Игровая деятельность с использованием технических
приѐмов в подаче мяча
1
0
1
22
Футбол. Удар по катящемуся мячу с разбега
1
0
1
13.02
23
Футбол.Игровая деятельность с использованием технических
1
0
1
20.02
приѐмов остановки и передачи мяча
24
футбол. Игровая деятельность с использованием технических
приѐмов ведения мяча
25
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег
на 30м и 60м. Правила и техника выполнения норматива
комплекса ГТО: Подтягивание из виса на высокой перекладине
1
0
1
26
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег
на 1000м и 1500м
1
0
1
27
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.
1
0
1
28
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Подъѐм туловища из положения лѐжа в мин.
1
0
1
29
Правила и техника выполнения норматива комплекса
ГТО:Сгибание и разгибание рук в упоре лѐжа
1
0
1
30
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
прыжок в длину с разбега
1
0
1
31
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
1
0
1
32
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Метание мяча весом 150г.
1
0
1
33
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Челночный бег 3*10м.
1
0
1
34
Фестиваль ГТО. (сдача норм ГТО с соблюдением правил и
техники выполнения испытаний (тестов) 3-4 ступени
1
0
1
34
2
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
1
27.02
6.03
13.03
20.03
3.04
10.04
17.04
24.04
2.05
10.05
15.05
7 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольн
ыеработы
Практически
еработы
1
Истоки развития олимпизма в России. Олимпийское движение в
СССР и современной России. История ВФСК ГТО, возрождение
ГТО. Правила выполнения спортивных нормативов 4 ступени.
Правила ТБ. Перваяпомощьпритравмах
2
Воспитание качеств личности на занятиях физической культурой
и спортом. Соблюдение правил техники безопасности и гигиены
мест занятий физическими упражнениями
3
Тактическая подготовка. Способы и процедуры оценивания
техники двигательных действий. Планирование занятий
технической подготовкой. Оценивание оздоровительного
эффекта занятий физической культурой
1
0
1
4
Преодоление препятствий наступанием. Преодоление
препятствий прыжковым бегом
1
0
1
5
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег
на 30м и 60м. Прыжки с разбега в длину
1
0
1
6
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Кросс на 3 км
1
0
1
7
Баскетбол. Ловля и передача мяча после отскока от пола
1
0
1
8
Баскетбол. Бросок мяча в корзину двумя руками снизу после
ведения, бросок мяча в корзину двумя рукам от груди после
ведения,
1
0
1
9
Баскетбол. Бросок мяча в корзину двумя рукам от груди после
ведения
1
0
1
Дата
провед
ения
4.09
1
0
0
13.09
1
0
1
20.09
27.09
2.10
9.10
16.10
23.10
7.11
10
Упражнения для коррекции телосложения.Упражнения для
профилактики нарушения осанки. Стойка на голове и
руках.Акробатические комбинации
1
0
1
11
Комплекс гимнастических упражнений
1
0
1
21.11
12
Комплекс акробатических упражнений
1
0
1
28.11
13
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье
1
0
1
14
Фестиваль «Мы и ГТО». (сдача норм ГТО с соблюдением правил
и техники выполнения испытаний (тестов) 4 ступени
1
1
0
15
Торможение на лыжах способом «упор»
1
0
1
16
Поворот упором при спуске с пологого склона. Преодоление
естественных препятствий на лыжах
1
0
1
17
Переход с одного хода на другой во время прохождения учебной
дистанции. Спуски и подъѐмы во время прохождения учебной
дистанции
1
0
1
18
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег
на лыжах 2 км
1
0
1
19
Волейбол. Верхняя прямая подача мяча. Передача мяча через
сетку двумя руками сверху. Передача мяча через сетку двумя
руками снизу
1
0
1
20
Волейбол. Перевод мяча за голову
1
0
1
21
Волейбол. Игровая деятельность с использованием разученных
технических приѐмов
1
0
1
22
Футбол. Средние и длинные передачи мяча по прямой
1
0
1
9.02
23
Футбол. Средние и длинные передачи мяча по диагонали
1
0
1
16.02
24
Футбол. Тактические действия при вбрасывании мяча из-за
боковой линии
1
1
0
14.11
4.12
11.12
18.12
25.12
8.01
15.01
23.01
30.01
7.02
21.02
25
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег
на 30м и 60м
1
0
1
26
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО: Бег
на 1500м
1
0
1
27
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Подтягивание из виса на высокой перекладине Сгибание и
разгибание рук в упоре лежа
1
0
1
28
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90см
1
0
1
29
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
1
0
1
30
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Метание мяча весом 150г
1
0
1
31
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Челночный бег 3*10м
1
0
1
32
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
1
0
1
33
Правила и техника выполнения норматива комплекса ГТО:
Поднимание туловища из положения лежа на спине
1
0
1
34
Сдача норм ГТО с соблюдением правил и техники выполнения
испытаний (тестов) 4 ступени
1
1
0
68
5
61
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
28.02
7.03
14.03
21.03
3.04
10.04
17.04
10.05
17.05
22.05
8 КЛАСС
№
п/п
Темаурока
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
Датаизучения
1
Физическая культура в современном
обществе. Всестороннее и
гармоничное физическое развитие
1
0
0
04.09.2023
2
История ВФСК ГТО, возрождение
ГТО. Правила выполнения
спортивных нормативов 4-5 ступени.
Правила ТБ.
Перваяпомощьпритравмах
1
0
1
11.09.2023
3
Адаптивная и лечебная физическая
культура. Дыхательная и
зрительнаягимнастика
1
0
1
18.09.2023
4
Коррекция нарушения осанки.
Коррекция избыточной массы тела.
Правила проведения
самостоятельных занятий при
коррекции осанки и телосложения
1
0
1
25.09.2023
5
Составление планов для
самостоятельных занятий. Способы
учѐта индивидуальных
особенностей. Профилактика
умственного перенапряжения.
Упражнения для профилактики
утомления
1
0
1
02.10.2023
6
Бег на короткие
1
0
1
09.10.2023
дистанциикомплекса ГТО: Бег на
30м и 60м
7
Бег на средние дистанции. Прыжки в
длину с разбега
1
0
1
16.10.2023
11
Бег на длинные дистанции
1
0
1
23.10.2023
12
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Кросс на
3 км
1
0
1
06.11.2023
13
Акробатическиекомбинации
1
0
1
13.11.2023
14
Акробатическиекомбинации
15
Акробатическиекомбинации
1
0
1
27.11.2023
16
Сдача норм ГТО с соблюдением
правил и техники выполнения
испытаний (тестов) 4-5 ступени
1
1
0
04.12.2023
17
Баскетбол. Повороты с мячом на
месте Передача мяча одной рукой от
плеча и снизу
1
0
1
11.12.2023
18
Баскетбол. Бросок мяча в корзину
двумя руками в прыжке
1
0
1
18.12.2023
19
Баскетбол. Бросок мяча в корзину
одной рукой в прыжке
1
0
1
25.12.2023
20
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье. Прыжок в
длину с места толчком двумя
ногами. Поднимание туловища из
положения лежа на спине
1
0
1
08.01.2024
20.11.2023
21
Техника передвижения на лыжах
одновременным бесшажным ходом
1
0
1
15.01.2024
22
Способы преодоления естественных
препятствий на лыжах. Торможение
боковым скольжением
1
0
1
22.01.2024
23
Лыжная подготовка в
передвижениях на лыжах, при
спусках, подъѐмах, торможении.
Переход с одного лыжного хода на
другой
1
0
1
29.01.2024
24
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на
лыжах 2 км или 3 км
1
0
1
6.02.2024
25
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО:
Подтягивание из виса на высокой
перекладине Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на полу
1
0
1
13.02.2024
26
Волейбол. Прямой нападающий
удар. Индивидуальное блокирование
мяча в прыжке с места
1
0
1
20.02.2024
27
Волейбол. Тактические действия в
защите. Тактические действия в
нападении
1
0
1
27.02.2023
28
Волейбол. Игровая деятельность с
использованием разученных
технических приѐмов
1
0
1
6.03.2024
29
Футбол. Удар по мячу с разбега
1
0
1
13.03.2024
внутренней частью подъѐма стопы.
Остановка мяча внутренней
стороной стопы
30
Футбол. Правила игры в минифутбол
1
0
1
20.03.2024
31
Футбол. Игровая деятельность по
правилам классического футбола
1
0
1
05.04.2024
32
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на
30м и 60м. Челночный бег 3*10м
1
0
1
13.04.2024
33
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на
1500м или 2000м
1
0
1
20.04.2023
34
Фестиваль «Мы сдадим ГТО».
(сдача норм ГТО с соблюдением
правил и техники выполнения
испытаний (тестов) 4-5 ступени
1
1
0
27.04.2024
34
2
31
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
9 КЛАСС
№
п/п
Темаурока
Количествочасов
Всего
Контрольныеработы
Практическиеработы
Датаизучения
1
Здоровье и здоровый образ жизни.
Туристические походы как форма
активного отдыха.
Восстановительный массаж. Банные
процедуры
1
0
1
04.09.2023
2
История ВФСК ГТО, возрождение
ГТО. Правила выполнения
спортивных нормативов 5-6 ступени.
Правила ТБ. Первая помощь при
травмах
1
0
1
11.09.2023
3
Профессионально-прикладная
физическая культура. Измерение
функциональных резервов организма
1
0
1
18.09.2023
4
Оказание первой помощи во время
самостоятельных занятий
физическими упражнениями и
активного отдыха. Занятия
физической культурой и режим
питания. Упражнения для снижения
избыточной массы тела
1
0
1
25.09.2023
5
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на
30м, 60м или 100м
1
0
1
02.10.2023
6
Бегнакороткиедистанции
1
0
1
09.10.2023
7
Бег на средние дистанции
1
0
1
16.10.2023
8
Бегнадлинныедистанции
1
0
1
23.10.2023
9
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Кросс на
3 км или 5км
1
0
1
06.11.2023
10
Баскетбол. Ведение мяча Передача
мяча. Приемы и броски мяча на
месте
1
0
1
13.11.2023
11
Баскетбол. Приемы и броски мяча в
прыжке
1
0
1
20.11.2023
12
Баскетбол. Приѐмы и передачи мяча
на месте. Приѐмы и передачи в
движении Подачи мяча в разные
зоны площадки соперника
1
0
1
27.11.2023
13
Мероприятия в режиме двигательной
активности обучающихся. Длинный
кувырок с разбега.Кувырокназад в
упор
1
0
1
04.12.2023
14
Акробатическая комбинация.
1
0
1
11.12.2023
15
Акробатическая комбинация.
1
0
1
18.12.2023
16
Фестиваль «Мы и ГТО». (сдача норм
ГТО с соблюдением правил и
техники выполнения испытаний
(тестов) 5-6 ступени
1
0
1
25.12.2023
17
Передвижение попеременным
двухшажным ходом. Передвижение
одновременным одношажным ходом
1
0
1
29.12.2023
18
Способы перехода с одного лыжного
1
0
1
08.01.2024
хода на другой
19
Способы перехода с одного лыжного
хода на другой
1
0
1
15.01.2024
20
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на
лыжах 3 км или 5 км
1
0
1
22.01.2024
21
Волейбол. Передача мяча сверху
двумя руками. Передача мяча сверху
за голову, прием мяча снизу, нижняя
прямая и боковая подачи
1
0
1
29.01.2024
22
Волейбол. Прием мяча снизу, нижняя
прямая и боковая подачи. Прямой
нападающий удар
1
0
1
05.02.2024
23
Волейбол. Тактическиедействия
1
0
1
12.02.2024
24
Футбол. Удары.Блокировка
1
0
1
19.02.2024
25
Футбол. Ведение мяча. Приѐмы и
передачи мяча
1
0
1
26.02.2024
26
Футбол. Остановки и удары по мячу
с места и в движении
1
1
0
04.03.2024
27
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на
30м, 60м или 100м
1
0
1
11.03.2024
28
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Бег на
2000м или 3000м
1
0
1
18.03.2024
29
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО:
Поднимание туловища из положения
1
0
1
01.04.2024
лежа на спине
30
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Наклон
вперед из положения стоя на
гимнастической скамье.
1
0
1
08.04.2024
31
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Прыжок
в длину с места толчком двумя
ногами.
1
0
1
15.04.2024
32
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО: Метание
мяча весом 700г(ю)
1
0
1
22.04.2024
33
Правила и техника выполнения
норматива комплекса ГТО:
Челночный бег 3*10м
1
0
1
06.05.2024
34
Фестиваль «Мы и ГТО». (сдача норм
ГТО с соблюдением правил и
техники выполнения испытаний
(тестов) 5-6 ступени
1
1
0
20.05.2024
34
2
31
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Физическая культура, 5-7 классы/ Виленский М.Я., Туревский И.М.,
Торочкова Т.Ю. и другие; под редакцией Виленского М.Я., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• Физическая культура, 6-7 классы/ Матвеев А.П., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Физическая культура, 8-9 классы/ Гурьев С.В.; под редакцией Виленского
М.Я., Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово учебник»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Поурочныеразработкипо физической культуре 5 класс Универсальное
издание А.Ю.Патрикеев. Поурочныеразработкипо физической культуре 6
класс Универсальное издание А.Ю.Патрикеев. Поурочныеразработкипо
физической культуре 7 класс Универсальное издание А.Ю.Патрикеев.
Поурочныеразработкипо физической культуре 8 класс Универсальное
издание А.Ю.Патрикеев. Поурочныеразработкипо физической культуре 9
класс Универсальное издание А.Ю.Патрикеев.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ