Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа курса по выбору для основной
общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе:
1. Программы для общеобразовательных учреждений по информатике 2-11
класс, составитель М.Н. Бородин, Москва «БИНОМ. Лаборатория знаний»,
2012г.
2. Программа элективного курса «Математические основы информатики» Е.В.
Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина.
3. Учебного плана «Карагайская СОШ №2».
Рабочая программа курса по выбору «Математические основы информатики»
для 9 класса составлена на основе авторской программы Е.В. Андреевой.
Курс «Математические основы информатики» носит интегрированный,
междисциплинарный характер, материал курса раскрывает взаимосвязь
математики и информатики, показывает, как развитие одной из этих научных
областей стимулировало развитие другой.
Курс ориентирован на учащихся гуманитарного и естественно-научного
профилей старших классов общеобразовательной школы, а также для желающих
расширить свои представления о математике в информатике и информатике в
математике.
Курс рассчитан на учеников, имеющих базовую подготовку по информатике;
может изучаться как при наличии компьютерной поддержки, так и в безмашинном
варианте. Программа переработана и рассчитана на 9 часов.
Цель: удовлетворить познавательные запросы обучающихся в рамках
подготовки к ГИА по информатике в форме ОГЭ и успешно подготовить их к
сдаче экзамена.
Задачи:
1. Углубить представление о математическом аппарате, используемом в
информатике.
2. Раскрыть взаимосвязь математики и информатики и показать, как развитие
одной из этих областей стимулировало развитие другой.
3. Систематизировать знания по отдельным темам ИКТ.
4. Развить у учащихся умений работы с тестами:
- сформировать представление о структуре и содержании контрольных
измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного
типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими
процедуру проведения экзамена в целом;
- умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов; - умения правильно оформлять решения заданий с
развернутым ответом.
5. Применить знания в области ИКТ для решения экзаменационных задач.
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и
программно-методического комплекса, в который входят:
1. учебное пособие элективного курса «Математические основы математики» /
Е.В. Андреева,Л.Л. Босова, И.Н. Фалина. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний»;
2. методическое пособие элективного курса ««Математические основы
математики» / Е.В. Андреева,Л.Л. Босова, И. Н. Фалина. – М.:БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007».
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока
проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется
компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных
практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25
мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода
проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение.
Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в
компьютерном школьном классе или дома.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номер
Кол-во
Название темы
темы
часов
Системы счисления
1
3
Представление информации в компьютере
2
3
Введение в алгебру логики
3
3
Всего
9
Модуль 1. Системы счисления
Тема «Системы счисления» обычно изучается в базовом курсе информатики,
поэтому школьники обладают определенными знаниями и навыками, в основном,
перевода целых десятичных чисел в двоичную систему и обратно.
Цели изучения темы:
• раскрыть принципы построения систем счисления и в первую
очередь позиционных систем;
• изучить свойства позиционных систем счисления;
• показать, на каких идеях основаны алгоритмы перевода чисел из
одной системы счисления в другую;
• раскрыть связь между системой счисления, используемой для кодирования
информации в компьютере, и архитектурой компьютера;
• познакомить с основными недостатками использования двоичной системы
в компьютере;
• рассказать о системах счисления, отличных от двоичной используемых в
компьютерных системах.
Модуль 2. Представление информации в компьютере
Разработка современных способов оцифровки информации — один из ярких
примеров сотрудничества специалистов разных профилей: математиков,
биологов, физиков, инженеров, IT-специалистов, программистов. Широко
распространенные форматы хранения естественной информации (МРЗ, JPEG,
MPEG и др.) используют в процессе сжатия информации сложные
математические методы. В главе 2 не вводится «сложная математика», а только
рассказывается о путях, современных подходах к представлению информации в
компьютере.
Вопросы, рассматриваемые в данном модуле, практически не представлены
в базовом курсе информатики.
Цели изучения темы:
• достаточно подробно показать учащимся способы компьютерного
представления целых и вещественных чисел;
• выявить общие инварианты представления текстовой, графической и
звуковой информации;
• познакомить с основными теоретическими подходами к решению
проблемы сжатия информации.
Модуль 3. Введение в алгебру логики
Цели изучения темы:
• достаточно строго изложить основные понятия алгебры логики,
используемые в информатике;
• показать взаимосвязь изложенной теории с практическими
потребностями информатики и математики;
• систематизировать знания, ранее полученные по этой теме.
Контроль усвоения материала проходит в форме зачетов.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки выпускников. В результате изучения
курса ученик должен знать/понимать
•
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип
дискретного (цифрового) представления информации;
•
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций:
следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
•
программный принцип работы компьютера;
•
назначение
и
функции
используемых
информационных
и
коммуникационных технологий;
уметь
•
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами,
списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и
строить простые алгоритмы;
•
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в
базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках
информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при
выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
•
пользоваться персональным компьютером и его периферийным
оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным
проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать
требованиям
техники
безопасности,
гигиены,
эргономики
и
ресурсосбережения при работе со средствами информационных и
коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
•
создания информационных объектов, в том числе для оформления
результатов учебной работы;
•
успешной сдачи ГИА по информатике в форме ОГЭ;
•
организации индивидуального информационного пространства, создания
личных коллекций информационных объектов;
•
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и
личной переписке, использования информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Календарно-тематическое планирование
Классы: 10
Количество часов:
Всего 34 час.; в неделю: 1 час.
Практические работы – 11.
Плановых контрольных уроков - нет, тестов – 8, пробное тестирование: 1.
Календарно – тематическое планирование – 10 класс (34 часов)
№
Тема раздела, урока
урок
а
1
Основные определения,
связанные с позиционными
системами счисления.
Понятие базиса. Принцип
позиционности
2
Единственность
представления чисел в Ричных системах счисления.
Цифры позиционных систем
счисления
3
Развернутая и свернутая
формы записи чисел.
Представление
произвольных чисел в
позиционных системах
счисления
4-5 Арифметические операции в
Р-ичных системах счисления
6-7 Перевод чисел из Р-ичной
системы счисления в
десятичную
8-9 Перевод чисел из
десятичной системы
счисления в Р-ичную
10 Системы счисления и
архитектура компьютеров
11 Представление целых чисел.
Прямой код.
Дополнительный код
12 Целочисленная арифметика
в ограниченном числе
разрядов
13 Нормализованная запись
Количество часов
Всего
теория практика
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контроль
тест
тест
тест
14
15
1617
1819
20
21
22
2325
2627
2830
31
32
33
34
вещественных чисел.
Представление чисел с
плавающей запятой
Особенности реализации
вещественной
компьютерной арифметики.
Представление текстовой
информации.
Представление графической
информации.
Представление звуковой
информации
Методы сжатия цифровой
информации.
Алгебра логики. Понятие
высказывания
Логические операции
Логические формулы,
таблицы истинности
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
тест
1
тест
тест
1
1
1
3
1
1
2
Законы алгебры логики
2
1
1
Применение алгебры логики
(решение текстовых
логических задач или
алгебра переключательных
схем)
Булевы функции
Канонические формы
логических формул. Теорема
о СДНФ
Минимизация булевых
функций в классе
дизъюнктивных нормальных
форм
Полные системы булевых
функций. Элементы
схемотехники
3
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
тест
тест
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература
1. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое
пособие / Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007. – 312 с.: ил.
2. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие /
Е. В. Андреева, Л. Л. Босова, И. Н. Фалина – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2007. – 328 с.: ил.
3. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11
классы: методическое пособие / составитель М. Н. Бородин. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2010. – 584 с.: ил. – (Программы и планирование).
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для
индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования
экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;
фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Интернет.
ОС Windows или Linux.
Программные средства
Операционная система – Windows XP, Linux.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,
растровый и векторный графические редакторы, программу разработки
презентаций и электронные таблицы.
Простая система управления базами данных.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или
др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения.
Простой редактор Wеb-страниц.
Электронные учебные пособия
1. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО;
2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики;
3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики;
4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных
образовательных ресурсов (ОМC);
5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество;
6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов;
7. https://inf-ege.sdamgia.ru/ Образовательный портал для подготовки к экзаменам;
8. http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm ЕГЭ по информатике 2021.