Рабочая программа курса по выбору «Финансовая грамотность» для обучающихся 6 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса по выбору «Финансовая грамотность» для 6 класса (далее – курс)
составлена

на

основе

требований

к

результатам

освоения

основной

образовательной программы основного общего образования, представленных в
федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования, рабочей программы воспитания, а также с учетом Методических
рекомендаций по разработке региональных программ по повышению финансовой
грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности,
одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации
Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой
культуры в Российской Федерации на 2023—2030 гг., Программы курса
внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности. Финансовая
культура» для 5–9 классов Минпросвещения России.
Финансовые компетенции школьников являются составной частью их
финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности.
Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает
ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов,
лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений
ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения
финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о
национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах,
финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и
их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности
потребителей финансовых услуг и финансовых посредников.
В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися
элементов финансовой компетентности, которые преобразуются в финансовую
культуру личности.
Программа курса «Финансовая грамотность» преемственна с программой для
начального общего образования, основные положения которой предполагают
формирование элементов финансовой культуры у современных подростков с
использованием активных методов обучения.

Программа построена на основе системно-деятельностного подхода,
возможностей информационно-коммуникационных технологий, применяемых
как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и
практико-ориентированного

функционального

использования

знаний

о

финансах в повседневной жизни.
Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и
направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и
предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Учебный
материал для 6 классов носит вводный характер. Он включает вопросы основ
финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также
обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.
Содержание курса
традиционных

по

финансовой

российских

грамотности

духовно-нравственных

опирается на систему
ценностей,

таких

как

созидательный труд, крепкая семья, гражданственность, права и свободы
человека, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
милосердие.
Планируемые личностные и метапредметные результаты представлены
с учетом возрастных особенностей преподавания тем по формированию основ
финансовой грамотности.
Задачи

реализации

курса

внеурочной

деятельности

«Финансовая

компонентов

финансовой

культуры

обучающихся

грамотность»:
формирование

у

подросткового возраста с опорой на прочные знания в области финансового
планирования, о роли денег в современном мире, осуществления банковских
операций, роли государства в обеспечении финансовых отношений, страхования.
развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации –
подростковом возрасте, становление ее финансовой культуры,

социального

поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса
к

финансовым

технологиям,

особенностям

финансового

планирования;

способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при
использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной,

наукоемкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;
освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности,
защите

персональных

данных

при

использовании

интернет-сервисов,

антикоррупционного поведения;
развитие компетентностей функционально грамотного человека в области
финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников
и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать,
анализировать полученных данных о деньгах, банковских услугах; освоение
способов

познавательной,

коммуникативной,

практической

деятельности,

необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;
формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений
для выстраивания отношений между людьми различных национальностей
и

вероисповеданий

в

общегражданской

и

семейно-бытовой

сферах;

для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Курс «Финансовая грамотность» позволяет реализовать межпредметные
связи с учебными предметами «История», Математика», «География».
Место курса по выбору в учебном плане
Общее число часов, отведенных на изучение курса по выбору «Финансовая
грамотность» в 6 классе – 17 ч.: 6а, 6б, 6в классы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Введение в курс «Финансовая грамотность». Финансовая грамотность,
благосостояние, финансовое поведение.
Основная

цель

–

осознание

необходимости

развития

собственной

финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых
решений в своей семье
Доходы и расходы семьи. Потребности, деньги, бартер, товарные и
символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты,
фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов
(заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по
вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости,
товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги,
коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный
долг.
Основная

цель

–

понимание

зависимости

благосостояния

семьи,

благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье
финансовых решений.
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься. Страхование, цели и функции страхования, виды страхования,
страховой полис, страховая компания, больничный лист.
Основная цель – осознание возможности возникновения особых жизненных
ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форсмажорные

ситуации),

которые

могут

привести

к

снижению

личного

благосостояния. Понимание роли страхования и сбережений для решения
финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.
Раздел

Количество часов

Введение в курс «Основы финансовой грамотности»

2

Доходы и расходы семьи

13

Риски потери денег и имущества и как человек

2

может от этого защититься
Итого

17

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание

экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых
связей семьи и государства;
- овладение

начальными

навыками

адаптации

в

мире

финансовых

отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление
доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных

игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными

результатами

изучения

курса

«Финансовая

грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах,
журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от

поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы
связей (интеллект-карты);
- овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек

зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и

давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- понимание

основных

принципов

экономической

жизни

общества:

представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях
изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;

проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений

для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников
доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный
бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на
простых примерах;

- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать

обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных
проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие

кругозора в области экономической жизни общества и

формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности – кейс
«Семейный бюджет и крупная покупка».
Виды внеурочной деятельности:
Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Проблемно – ценностное общение.
Формы внеурочной деятельности.
Дискуссия, деловая игра, практическая работа, познавательная беседа,
интерактивная беседа, решение кейса, мини-исследование, творческая работа,
викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом
презентаций, игра- путешествие, решение практических и проблемных ситуаций,
решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга,
конкурсы.
В процессе обучения используются:
1.

Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2.

Методы диалога и полилога;

3.

Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4.

Игровые методы;

5.

Методы диагностики и самодиагностики;

6.

Технологии критического мышления;

7.

Информационно-коммуникационные технологии;

8.

Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные
связи с курсами истории, географии, литературы, математики.

Календарно-тематическое планирование
6 класс
№ Наименование темы,
п/п раздела

Кол-во Планируемые результаты освоения
часов внеурочной деятельности

Введение
в
курс
«Основы
финансовой
грамотности»

2

1

Почему важно
развивать свою
финансовую
грамотность

1

2

Учимся оценивать
финансовое
поведение людей

1

Доходы и расходы семьи

13

3

Деньги: что это такое

1

4

Инфляция

1

5

Из чего складываются
доходы семьи

1

6

Финансовый план

1

7

Доходы и их виды

1

8

Исследуем доходы семьи

1

9

Расходы и их виды

1

10

Пракатикум "Доходы и
расходы"

1

11

Личный бюджет

1

• Объяснять

проблемы бартерного
(товарного) обмена.
• Описывать свойства предмета,
выполняющего роль денег.
• Перечислять
виды
денег,
примеры товарных денег.
• Сравнивать преимущества и
недостатки разных видов денег.
• Составлять и решать задачи с
денежными расчётами.
• Объяснять,
почему бумажные
деньги могут обесцениваться.
• Знать, что денежной системой
страны управляет центральный банк.
Описывать и сравнивать источники
доходов семьи.
•
Описывать виды заработной
платы.
• Сравниватьусловия труда
совершеннолетних и
несовершеннолетних.
•
Объяснять,
как
связаны
профессии и образование.
• Объяснять причины различий в
заработной плате.
• Объяснять причины, по которым
люди делают покупки.
• Описывать направления расходов
семьи.
• Классифицировать
виды
благ.

12

Семейный бюджет

13

Практикум "Личный и
семейный бюджет"

14

Сбережения и
накопления. Практикум
"Сбережения и
накопления"

Риски потери денег и
имущества
и
как
человек может от этого
защититься
15

Риски потери денег
и имущества

16

Ролевая игра
«Страхование»

17

Рассчитывать расходы семьи на
условных примерах.
1
• Обсуждать воздействие рекламы и
промоакций на принятие решений о
1
покупке.
• Составлять семейный бюджет
на
условных примерах.
• Сравнивать доходы и расходы и
принимать решения.
• Объяснять причины, по которым
люди делают сбережения.
• Описывать последствия превышения
расходов над доходами.
• Объяснять, при каких условиях
можно одалживать и занимать
• деньги.
1

2 • Описывать события, существенно
влияющие на жизнь семьи (рождение
ребёнка, внезапная смерть
кормильца, форс-мажорные случаи и
т. п.).
1
• Определять последствия таких
событий для бюджета семьи.
1
• Различать обязательное и
добровольное страхование
• Объяснять, почему существует
обязательное страхование.
• Объяснять, почему государство
платит заболевшему человеку.
• Сравнивать различные виды
страхования.

ПА Решение кейса
Итого:

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
1. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015.
470 с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
2. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому
поведению».)
3. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности
обучающихся 5-9 классов во внеурочной деятельности (с использованием
открытого банка заданий на основе программы курса внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»). 6 класс / [Г.
С. Ковалева, А. А. Бочихина, Ю. Н. Гостева и др.]; научн. ред. Г. С. Ковалева.
М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.
https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2024/01/metod_rek_fg_6-klass_2023.pdf
4. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические
рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.
– 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
https://vashifinancy.ru/books
5. Учебное пособие по финансовой грамотности https://finuch.ru/
6. Рабочая тетрадь по финансовой грамотности для учащихся 6-8 классов / авт.сост.: О.Н. Крылова, А.А. Кашаев, И.Э. Чурикова ; Обл. гос. бюдж. учр-е доп.
профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2024. – 18 с. –
ISBN 978-5-7943-0596-8.
7. Деловая игра по личному финансовому планированию «Личные финансы»
https://psv4.userapi.com/s/v1/d/Q94B5KBSZMaBCkDOzoCGVsjYeGXo6GTI5Yo
sUsB2oaGQh49TP8aNio_K4W4E4bnHu8e4lXSmfRWCYzwZPFAR3fGfz8AtMtV
BbDSyNQxinVgV6lQWytyMzg/Stsenariy_igry.pdf
8. Программа курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности.
Финансовая культура» (для 5–9 классов образовательных организаций)
9. Онлайн уроки по финансовой грамотности. Банк России https://dni-fg.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».