Рабочая программа курса по выбору «Биология на службе медицины» для обучающихся 10 класса.

Пояснительная записка
В настоящее время перед школой стоит проблема перевода старших классов на профильное
обучение, которое обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием,
помогает
профессиональному
самоопределению
учащихся,
выполняет
функцию
их
допрофессиональной подготовки, готовит школьников к более эффективному восприятию и
усвоению программ высшего профессионального образования.
Проблема снижения уровня здоровья населения страны стоит сегодня чрезвычайно остро.
Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья подрастающего поколения. Как ни странно, в наш
информационные век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего
организма, способах поддержания здоровья. Это одна из причин поведения учащихся, не
соответствующего принципам ЗОЖ, а значит, и причина их низкого уровня здоровья. Поэтому для
оздоровления общества важно сформировать у учащихся не только валеологическую грамотность и
ценностное отношение к здоровью,но и элементарные медицинские умения и навыки.
Из всех предметов биологического цикла в школьной программе имеется только один,
посвященный человеку, - «Человек и здоровье». В его содержании преобладают анатомофизиологические характеристики организма, в то время как понимание биологии человека требует
более широкого, междисциплинарного подхода.
Программа предлагаемого курса представляет собой попытку реализовать такой подход.
Данная рабочая программа является частью образовательной программы школы.
Цель курса: расширение знаний о человеке, его особенностях; развитие у учащихся навыков
научного познания через приобщение к элементам исследовательской деятельности.
Задачи курса:
Образовательные: создать у учащихся, интересующихся гигиеной, физиологией, здоровьем,
углубленную систему знаний; сформировать навыки принятия позитивных для здоровья решений;
раскрыть закономерности, имеющие общебиологический характер (обмен веществ, питание,
закаливание, оздоровление).
Развивающие: развивать интерес к проблеме здоровья человека, к проблемам физиологии, гигиены,
фармакологии, здоровья и биологии в целом; познакомить с методами научного исследования при
изучении физиологии, косметологии.
Воспитательные: воспитать ответственное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Способствовать профориентационной работе с учащимися.
Планируемые общие и специальные компетентности учащихся:
В качестве основных образовательных результатов выступают: развитие и повышение
экологической, санитарной культуры учащихся, обучение приемам оказания первой доврачебной
помощи пострадавшему, профилактика наркозависимости.
Курс способствует формированию базовых ценностей (жизнь, здоровье, красота, знание,
человек), содействует воспитанию физически крепкого молодого поколения, адекватному
отношению к себе и окружающим.

Требования к уровню усвоения курса









После изучения данного курса учащиеся должны знать:
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «патология»;
Признаки различных заболеваний (гастрит, ожирение, диабет, гипертония….);
Различные виды питания;
Способы очистки организма;
Нормы потребления жиров и углеводов;
Вредные привычки человека и их влияние на здоровье;
Профилактические меры различных заболеваний;
Приемы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
 Работать в группах;
 Составлять схемы, конспекты, писать рефераты, придерживаясь определенной
структуры;
 Определять цель, выделять объект исследования, способы регистрации полученной
информации и ее обработки;
 Решать задачи с медицинским содержанием.
Формы занятий:
Тренинги, семинар, лекции, выполнение практических и творческих работ, экскурсии,
презентация результатов исследования.
В рамках курса осуществляется профориентационная работа на медико- биологические
специальности, прививаются общеучебные умения и навыки, направленные на сбор и анализ
данных, умение сопоставлять и анализировать, математически обрабатывать биологические данные.
Все эти умения и навыки повышают образовательный уровень будущих студентов и способствуют
формированию научного потенциала, прежде всего в области биологии.
Программа курса рассчитана на 34 часа и включает следующие разделы: «История медицины»,
«Питание и здоровье», «Здоровье и ЗОЖ», «Здоровье и патология», «Первая медицинская помощь»,
«Эндокринная система», «Поведение и психика», «Профилактика различных заболеваний».
Интеграция курса: медицина, экология, биология, химия, история, искусство.
Благодаря практической направленности, своему интегративному содержанию,
высокой мировоззренческой значимости, ориентированной в системе общечеловеческих ценностей,
данный элективный курс может быть востребован учащимися, занимающимися по различным
профилям.
Контроль знаний учащихся осуществляется либо с помощью беседы по вопросам, или в форме
написания рефератов по выбранной теме, либо в виде научной конференции.
Учебно – тематический план
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Тема
Введение
История медицины
Здоровье и ЗОЖ
Здоровье и патология
Питание и здоровье
Иммунитет

В том числе:
Практические
Контрольные
работы
работы

Количество
часов
1
2
3
3
5
5

3
1
2
1

Экскурсий

2

7.
8.
9.
10.
Всего:

Первая
медицинская
помощь
Эндокринная система
Поведение и психика
Профилактика
различных заболеваний

6

1

2
3
4

1

34

9

1

1
1

3

Содержание курса
Раздел № 1: Введение (1 час).
Знакомство с программой курса, формами и методами обучения, критериями оценки
успешности изучения курса, требованиями к итоговому мини-проекту.
Раздел № 2: История медицины (2 часа).
Медицина от античных времѐн до наших дней (Гиппократ, Гарвей, Авиценна, И.М. Сеченов,
И.П. Павлов, И.И. Мечников, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Н.В. Склифосовский, Н.А. Семашко,
В.П. Филатов, А.А. Вишневский, Н.Н. Бурденко др.).
Организация здравоохранения. Успехи современной медицины. Народная медицина.
Знахарство.
Раздел № 3: Здоровье и ЗОЖ (3 часа).
Здоровье как социально-психологическая категория. Концепция ЗОЖ. Слагающие ЗОЖ,
Мотивация здоровья и ЗОЖ. Понятие нормы. Оценка и самооценка состояния здоровья. Определение
влияния образа жизни на состояние здоровья.
Раздел № 4: Здоровье и патология (3 часа).
Понятие о форме и патологии тела. Организм – самостоятельно существующая единица. Роль
наследственности и окружающей среды
на организм. Патология – одна из древнейших наук,
изучающая болезнь, еѐ сущность и закономерности развития.
Раздел № 5: Питание и здоровье (5 часов).
Питание и здоровье. Рацион и режим питания. Раздельное питание. Вегетарианство.
Сыроедение. Виды питания. Пищевые отравления. Меры профилактики и первая помощь при
различных видах пищевых отравлений. Инфекционные и неинфекционные заболевания желудочнокишечного тракта. Гастрит, язва желудка. Гельминтозы. Режим питья. Способы очистки организма.
Раздел № 6: Иммунитет (5 часов).
Инфекционные и неинфекционные заболевания, возбудители, пути передачи инфекции.
Меры профилактики. Факторы риска. Алкоголь, курение, наркотики – факторы опасные для здоровья
человека. Способы повышения иммунитета.
Раздел № 7: Первая медицинская помощь (6 часов).
Принципы оказания первой доврачебной помощи. Травмы опорно-двигательного аппарата.
Переломы: открытый, закрытый. Вывихи, растяжения, ушибы. Виды повязок и шин. Десмургия.
Тепловой и солнечный удары, приемы оказания первой доврачебной помощи. Поражения
электрическим током, молнией. Профилактика. Виды кровотечений, способы временной остановки
кровотечения. Принципы оказания первой помощь при утоплении, удушении, заваливании землей.
Системы самооздоровления и самосовершенствования организма.

Раздел № 8: Эндокринная система (2 часа).
Железы внешней, внутренней и смешенной секреции. Секреты. Гормоны. Эндокринная
система: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые
железы. Гормон роста. Гипофизарные гиганты и лилипуты. Кретинизм. Базедова болезнь. Слизистый
отек. Сахарный диабет. Гормоны надпочечников: адреналин, норадреналин.
Раздел № 9: Поведение и психика (3 часа).
Биологические ритмы. Сон: быстрый и медленный. Сновидения. Режим сна и бодрствования.
Воля. Этапы волевого акта: выбор цели, борьба побуждений, выбор способа действия, действие,
коррекция результатов. Внушаемость. Негативизм. Эмоции. Внимание. Функции воли. Стадии
работоспособности. Режим дня: условные и безусловные рефлексы на время (динамический
стереотип).
Раздел № 10: Профилактика различных заболеваний (4 часов).
Инфекционные и неинфекционные заболевания, возбудители, пути передачи инфекции.
Меры профилактики. Факторы риска. Алкоголь, курение, наркотики – факторы опасные для здоровья
человека. Способы повышения иммунитета.
Темы для рефератов:
1. Значение овощей и фруктов в рационе питания.
2. Соль и еѐ влияние на организм.
3. Вегетарианство: за и против.
4. Макро – и микроэлементы: биологическая роль.
5. Девочка-подросток и здоровье будущих поколений.
6. Экология и здоровье.
7. Культура и здоровье.
8. Инфекционные заболевания. Уход за больными.
9. Профилактика инфекционных заболеваний.
10. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Темы конференций:
1. Здоровье нации.
2. Искусственная пища: за и против.
3. Рациональное питание и здоровье.

Перечень

литературы

и

средств

обучения

Литература для учителя
1. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.: Педагогика, 1984.
2. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и ЗОЖ. – М.: Просвещение. 2002.
3. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма, наркомании среди
молодежи. – М.: Юридическая литература, 1988.
4. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина. 1992.
5. Соковня – Семенова Н.И. Основы ЗОЖ и первая медицинская помощь. – М.:
Агадема. 2000.
6. Пугал Н.А. Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии
«Человек и его здоровье». – М.: Владос, 2003.
7. Хрипкова А.Г. Калинова Г.С. Методическое пособие к учебнику «Биология.
Человек и его здоровье». – М.: Просвещение, 2002.
Литература для учащихся
Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
Арнольди И.А. Труд и здоровье подростка. – М.: Медицина, 1982.
Климова В.И. Человек и его здоровье. – М.: Знание, 1985.
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение,
1985.
5. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 1997.
1.
2.
3.
4.

Поурочное календарно – тематическое планирование
факультативных занятий «Основы медицинских знаний и ЗОЖ»
№

Наименование тем

Типы и
формы
занятий

1.

Введение

2.

Медицина от античных Лекция
времен до наших дней.
Народная
медицина. Лекция
Знахарство.

3.

4.

5.

Лекция

Здоровье
как Лекция
социальнопсихологическая
категория. Концепция
ЗОЖ
Концепция ЗОЖ
Лекция

6.

Мотивация здоровья и
ЗОЖ. Составляющие
ЗОЖ. Понятие нормы.

Лекция

7.

Патология.

Лекция

Средства
обучения

Методы
обучения

Практические
работы

1. Введение (1 час).
Информационно
- развивающие
2. «История медицины» (2 часа)
Информационно
Слайды- развивающие
презентации
СлайдыИнформационно
презентации
- развивающие
3. «Здоровье и ЗОЖ» (3 часа)
Вербальные
Репродуктивный 1. Оценка состояния
здоровья.
Слайдыпрезентации

Вербальные

Репродуктивный

Слайдыпрезентации

Информационно
- развивающие

2. Самооценка
текущего состояния
здоровья.
3. Определение
влияние образа
жизни на состояние
здоровья.

Образовательн
ый продукт

Колво
часов

Опорный
конспект

1

Опорный
конспект, отчет
Опорный
конспект, отчет

1

Опорный
конспект, отчет

1

Опорный
конспект, отчет

1

Опорный
конспект,
домашняя
практическая
работа

1

4. «Здоровье и патология» (3 часа)
Слайды
– Проблемно4.
Определение Опорный
презентации. исследовательск патологии
клеток конспект, отчет
Оборудовани ий
крови человека.

Дата
план

факт

1

1

8

8.
9.

Методы диагностики:
анализы.
Методы диагностики:
кардиограмма.

10. Питание и здоровье.
Рацион и режим
питания. Виды
питания.
11. Пищевые отравления.
Меры профилактики и
1 помощь при пищевых
отравлениях.
12. Инфекционные и
неинфекционные
заболевания
желудочно-кишечного
тракта. Гельминтозы.
13. Режим питья.
Гигиеническая оценка
питьевой воды.

е
для
практической
работы
Вербальные

Информационно
Экскурсия в
амбулаторию
- развивающие
Вербальные
Информационно
Экскурсия в
амбулаторию
- развивающие
5. «Питание и здоровье» (5 часов)
Лекция
Специальное Проблемно5. Определение
оборудование исследовательск доброкачественности
продуктов.
для
ий
практической
работы
Семинар,
Вербальные
Поисковый
работа в
группах
Семинар,
работа в
группах

Вербальные

Поисковый

Лекция

Специальное
оборудование
для
практической
работы
Слайдыпрезентации

Проблемноисследовательск
ий

14. Способы очистки
организма.

Беседа

15. Иммунитет.

Лекция

Слайды-

6. Определение
пригодности воды
для питья.

Информационно
– развивающие
6. «Иммунитет» (5 часов).
Информационно

Отчет

1

Отчет

1

Опорный
конспект, отчет,
доклады

1

Структурнологические
схемы, тезисы

1

Структурнологические
схемы, тезисы

1

Опорный
конспект, отчет

1

Опорный
конспект,
тезисы

1

Опорный

1
9

Иммунопрофилактика.
16. Вирусы. Вакцина.
Лечебная сыворотка.
17. Тканевая
совместимость и
переливание крови.
18 Донорские традиции в
России.
19
20.

21.

22.

23.

24.

Лекция
Семинар,
работа в
группах
Семинар.

презентации
Слайдыпрезентации
Вербальные

- развивающие
Информационно
- развивающие
Поисковый

Вербальные

Поисковый

7. Определение
совместимых групп
крови.

7. «Первая медицинская помощь» (6 часов)
Информационно
Принципы
оказания Экскурсия в
Вербальные
- развивающие
первой
доврачебной амбулаторию
помощи.
Практические занятия Работа в
Специальное Проблемнопо оказанию 1
группах
оборудование исследовательск
медицинской помощи
для
ий
при травмах ОДА.
практической
работы
Виды повязок и шин.
Практические занятия Работа в
Специальное Проблемнопо оказанию 1 помощи группах
оборудование исследовательск
при различных видах
для
ий
кровотечений.
практической
работы
Практические занятия Работа в
Специальное Проблемнопо оказанию 1 помощи группах
оборудование исследовательск
при
тепловом
и
для
ий
солнечном ударах.
практической
работы
Практические занятия Работа в
Специальное Проблемнопо оказанию 1 помощи группах
оборудование исследовательск
при
поражении
для
ий
органов дыхания.
практической
работы

конспект
Опорный
конспект, отчет.
Отчет

1

Доклады

1

Отчет

1

Отчет

1

Отчет

1

Отчет

1

Отчет

1

1

10

25. Лекарства для
здоровых. Системы
самооздоровления и
самосовершенствовани
я.

Лекция

26. Железы
внутренней
секреции, выделяемые
ими гормоны и их
физиологический
эффект.
27. Заболевания,
возникающие
при
нарушении
деятельности
эндокринных желез.

Семинар,
работа в
группах

28.
29.

30.

31.

32.

Работа в
группах

Вербальные

Информационно
-развивающие

8. Традиционные и
нетрадиционные
методы
оздоровления.

8. «Эндокринная система» (2 часа).
Вербальные
Информационно
-развивающие

Слайдыпрезентации

Информационно
– развивающие

Презентация,
отчет

1

Структурнологические
схемы.

1

Презентации,
доклады.

1

9. «Поведение и психика» (3 часа).
Информационно
Биологические ритмы. Беседа
Вербальные
Сон. Сновидения.
– развивающие
Лекция
Вербальные
Информационно 9.
Познавательные
Изучение
– развивающие
процессы.
Воля.
внимания
при
Эмоции. Внимание.
разных условиях.
Семинар
Информационно
Работоспособность.
СлайдыРежим дня.
презентации
– развивающие
10. «Профилактика различных заболеваний» (5 часов)
Информационно
Беседа
Основные
СлайдыОпорный
-развивающие
инфекционные
презентации
конспект,
заболевания, их
доклады
возбудители, пути
передачи инфекции,
меры профилактики
Основные
Беседа
СлайдыИнформационно
Опорный

1
1

1

1

1
11

неинфекционные
заболевания.
Профилактика
факторов риска
основных
неинфекционных
заболеваний.
33. Правда и ложь об
алкоголе.
Алкоголь,
наркотики – факторы,
опасные для здоровья
человека.
34. Конференция
исследовательских и
творческих работ
учащихся

презентации

-развивающие

конспект,
доклады

Беседа

Слайдыпрезентации

Информационно
-развивающие

Опорный
конспект,
доклады

Урок
обобщения и
систематизац
ии знаний

Слайдыпрезентации

Миниконференция

Работа с
источниками
информации

1

1

ИТОГО: 34 часа, в том числе практических работ - 9, экскурсий – 3.

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».