Пояснительная записка
Данная Рабочая программа разработана на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования.
2.Федеральной рабочей программы среднего общего образования «География». 1011 классы
3. Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ
«Карагайская СОШ № 2».
Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение
практических вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется
недостаточно времени и которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также
курс по выбору способствует формированию устойчивого интереса к предмету,
исследовательского подхода в решении географических задач и помогает обучающимся
подготовиться к ЕГЭ.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным
значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также
наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса
географии в 5-10 классах.
Основные цели курса:
- познакомить учащихся с современной политической картой мира и этапами её
формирования, качественными и количественными сдвигами на ней, с главными
объектами политической карты - государствами;
- выяснить, что относится к государственной территории, и какими бывают
государственные границы;
- сформировать представление о типах стран современного мира и основных
международных организациях;
- познакомить учащихся с формами государственного правления и
государственного устройства стран;
- охарактеризовать формы государственного режима; познакомить учащихся с
основными этапами формирования современных политических карт Европы, Америки,
Азии, Африки, Австралии и Океании (события, повлиявшие на формирование карты,
территориальные изменения и изменения границ).
Реализация программы осуществляется посредством занятий системнодеятельностной направленности. Приоритетными образовательными технологиями
являются: технология проблемного диалога, информационно-коммуникационные
технологии, игровые технологии, личностно-ориентированное обучение.
Программа рассчитана на 34 часа. Курс по выбору реализуется в течение года в 11
классе.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта
деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
• готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
патриотического воспитания:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, этического поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
ценности научного познания:
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития географических наук и общественной практики, основанного на
диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном
мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира для применения различных
источников географической информации в решении учебных и (или) практикоориентированных задач;
трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности в области
географических наук, умение совершать осознанный выбор будущей профессии
и реализовывать собственные жизненные планы;
•
готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблемы, которые могут
быть решены с использованием географических знаний, рассматривать их
всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации географических объектов, процессов и явлений и обобщения;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• разрабатывать план решения географической задачи с учётом анализа
имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях с учётом
предложенной географической задачи;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
• координировать и выполнять работу при решении географических задач в
условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
• креативно мыслить при поиске путей решения жизненных проблем, имеющих
географические аспекты;
б) базовые исследовательские действия:
• владеть видами деятельности по получению нового географического знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях,
• владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;
• формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
• выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения, ставить
проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
• выбирать и использовать различные источники географической информации,
необходимые для изучения проблем, которые могут быть решены средствами
географии, и поиска путей их решения, для анализа, систематизации и
интерпретации информации различных видов и форм представления;
• выбирать оптимальную форму представления и визуализации информации с
учётом её назначения (тексты, картосхемы, диаграммы и т. д.);
• оценивать достоверность информации;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий (в
том числе и ГИС) при решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
• владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
• владеть различными способами общения и взаимодействия;
• сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, задавать
вопросы по существу обсуждаемой темы;
• развёрнуто и логично излагать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов с использованием языковых средств;
б) совместная деятельность:
• использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с
учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• давать оценку новым ситуациям;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
• делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
• способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
• давать оценку новым ситуациям, оценивать соответствие результатов целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
• оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
• использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
• саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
•
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
г) принятие себя и других:
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
• признавать своё право и право других на ошибки;
• развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
Содержание рабочей программы
1. Введение в политическую географию (1 час)
Предмет и место политической географии в системе политических и географических
наук. Политическая карта – государство – регион. Задачи и методы политической
географии. История политической географии и политической картографии.
2.
Формирование и развитие политической карты мира (3 часа)
Изменения на политической карте мира: качественные и количественные. Формирование
и развитие политической карты мира как объекта исследования.
Основные факторы, определяющие современные процессы на политической карте мира.
Усиление значения экономических и культурных факторов.
Этапы формирования политической карты мира. Великие географические открытия.
Колониализм. Колониальные империи. Новейший этап. Первая мировая война. Вторая
мировая война. Деколонизация. Интеграция. Глобализм. Падение коммунизма. Распад
СССР.
Разделение процесса развития политической карты мира в XX-XХI веках на этапы.
3. Структура политической карты мира (5 часов)
Количество государств мира и споры по этому поводу. Число государств в прошлом.
Типология государств мира по типологии и численности населения. Лидеры и
аутсайдеры.
Развитые и развивающиеся страны. Колонии и колониальные империи.
Несамоуправляющиеся территории. Спорные территории. Территориальные претензии.
Территории с особым и международным режимом.
Самопровозглашенные государства.
Международные организации. Структура и цели ООН. Генеральная Ассамблея и Совет
Безопасности ООН. НАТО. СНГ. ОБСЕ. ОПЕК. Содружество Наций.
4. Структура суверенного государства (4 часа).
Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура
власти. Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная и судебная
власть. Территория. Граница. Сопредельные государства I и II порядка. Морские границы.
Функции границ. Будущее границ.
Столица. Моноцентрия и полицентрия. Макростолицы и микростолицы.
Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Валюта как символ
государства. Валюты мира.
5.Основные политические характеристики государства (7 часов)
Основные политические характеристики государства. Форма правления.
Монархическая форма правления.
• Абсолютные монархии. Саудовская Аравия. Оман, Бруней, Кувейт.
• Дуалистические монархии. Марокко. Иордания.
• Ограниченные монархии. Монархии Европы.
• Монархии-карлики. Лесото. Свазиленд. Япония.
• Прочие монархии. Монархические федерации. Бельгия. ОАЭ. Малайзия.
• Институты монархии.
• Республиканская форма правления. Президентские и парламентские республики.
США. Россия. Индия. Израиль. Другие республики. Особенности республик мира.
Социалистические республики. Китай. Северная Корея. Куба.
Форма государственного режима. Авторитаризм. Тоталитаризм.
Принципы и формы политико-территориального устройства государства. Принцип
унитаризма.
Принцип федерализма. Типы федеративного государства. Структура субъектов.
Федерация. США. Канада. Германия. Австрия. Бельгия. Босния и Герцеговина. Россия.
Индия. Пакистан. Федерация Латинской Америки. Федерация Африки. Прочие федерации
на политической карте мира.
Конфедерация. Швейцария. Конфедерации в истории человечества. Идеология
федерализма. Федерализм в национальном строительстве.
6. Современная политическая карта мира (11 часов)
Распад СССР и формирование СНГ как основной сдвиг на политической карте мира конца
XX века. Создание новых геополитических пространств.
Роль СНГ в современной международной ситуации и вопрос о реформировании
СНГ. Россия как ядро СНГ. Прибалтийские страны: вступление в ЕС и НАТО, проблемы
русскоязычного населения, самоидентификации балтийских этносов. Калининградская
проблема.
Союз России и Белоруссии.
Политическая карта Европы. Значение Западной Европы для мировой
цивилизации. Европейский союз. Государства-карлики. Место Ватикана в геополитике.
Политическая карта Америки. Проблемы канадского федерализма. Вопрос Квебека.
Интеграция Северной Америки. Проблемы федерализма США в современном мире.
Центральноамериканская федерация. Деколонизации стран Карибского бассейна. Куба.
Интеграция в рамках государств Карибского бассейна. Роль США в Латинской Америке.
Путь Латинской Америки.
Политическая карта Азии. Ближний Восток. Арабо-израильское противостояние.
Войны в Персидском заливе. Рост мусульманского экстремизма. Афганистан. Ирак. Индопакистанские конфликты. Индокитай. Китай. Япония.
Политическая карта Африки. Деколонизация и её последствия. Гражданские
войны. Межэтнические противостояния.
Политическая карта Австралии, Океании и Антарктиды. Австралийский
федерализм. Деколонизация Океании. Статус Антарктиды. Территориальные претензии на
Антарктиду.
7. Политическая карта Российской Федерации (2 часов)
Этапы формирования политической карты России. Расширение территории.
Изменения в структуре. Основные факторы, повлиявшие на формирование политической
карты России.
Москва. Санкт-Петербург. История переносов столицы из Москвы в Санкт-Петербург и
обратно. Взаимоотношения двух столиц.
8. Итоговое занятие (1 час)
Тематическое планирование
№
Наименование раздела, темы
1
Тема 1: Введение в политическую географию
Введение в политическую географию
Тема 2: Формирование и развитие политической карты мира
2
Изменения на политической карте мира
3
4
Этапы формирования и развития политической карты мира
Анализ изменений на политической карте мира в XX веке
Тема 3: Структура политической карты мира
Суверенные государства. Типологии стран мира
Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся
территории
Спорные территории. Самопровозглашенные государства
Международные организации
Обобщающее повторение по теме: «Структура политической карты
мира»
Тема 4: Структура суверенного государства
Понятия суверенитета и государства. Структура власти в суверенном
государстве
Структурные элементы государства. Территория и граница
Столица государства
Символы государства
Тема 5: Основные политические характеристики государства
Форма правления. Монархия
Форма правления. Республика
Форма государственного режима. Авторитаризм, тоталитаризм
Форма государственного режима. Демократия
Форма
политико-территориального
устройства.
Унитарное
государство
Форма политико-территориального устройство. Федеративное
государство
Обобщающее повторение по теме: «Основные характеристики
государства»
Тема 6: Современная политическая карта мира
Политическая карта СНГ и Северной Европы
Политическая карта Западной Европы
Политическая карта Восточной и Южной Европы
Политическая карта Северной Америки
Политическая карта Южной Америки
Политическая карта Восточной Азии
Политическая карта Западной Азии
Политическая карта Южной Азии
Политическая карта Африки
Политическая карта Австралии и Океании
Обобщающее повторение по теме: «Современная политическая
карта мира»
Тема 7: Политическая карта РФ
Формирование политической карты России
Столицы России
Итоговое обобщение
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Количество
часов
1
3
5
4
7
11
2
1
Электронные образовательные ресурсы:
1.Решу ЕГЭ https://geo-ege.sdamgia.ru/
2.ФГИС «Моя школа»