Рабочая программа курса «Пространственная ориентировка» для слабовидящих обучающихся 1-4 кл (В. 4.2)

Аннотация к программе коррекционного курса «Ориентировка в пространстве» в
1-4 классах.
Данная программа коррекционного курса Ориентировка в пространстве»
составлена на основе:
1. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
2. Методического пособия «Обучение ориентировке в пространстве учащихся
специальной (коррекционной) школы III–IV вида» под ред. В. З. Денискиной. — М.:
Логос ВОС, 2006.
Курс ориентировки в пространстве направлен на ознакомление учащимися с
некоторыми способами осознания себя и своего места в окружающем мире, и на
формирование у детей умений и навыков передвижения.
Задачи:
1. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по
ориентировке в пространстве.
2. Развитие у учащихся сенсорной сферы, восприятия информации
окружающего пространства.
3. Развитие пространственного мышления.
4. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в
малом и большом пространстве.
5. Преодоление страха перед пространством.
Построение
программы
идет
по
концентрическому
принципу
предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала
на каждом году обучения.
Основной
организационной
формой
ориентировке является коррекционное занятие.

обучения

пространственной

Планируемые результаты:
Обучающиеся смогут научиться:
- узнавать предметы, наполняющие окружающее пространство;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;
- ориентироваться в большом замкнутом и открытом пространствах;
- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть;
- использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты.
- обращаться за помощью к окружающим;
В процессе реализации программы необходимо учитывать зрительные,
психологические, физические и возрастные особенности учащихся с ОВЗ.

Пояснительная записка
Данная программа коррекционного курса «Ориентировка в пространстве»
составлена на основе:
1.ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
2. Методического пособия «Обучение ориентировке в пространстве учащихся
специальной (коррекционной) школы III–IV вида» под ред. В. З. Денискиной. — М.
: Логос ВОС, 2006.
Программа коррекционного курса предназначена для обучающихся варианта 4.2
ФГОС НОО ОВЗ
Курс ориентировки в пространстве направлен на ознакомление учащимися с
некоторыми способами осознания себя и своего места в окружающем мире, и на
формирование у детей умений и навыков передвижения.
Задачи:
1. Формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по
ориентировке в пространстве.
2. Развитие у учащихся сенсорной сферы, восприятия информации
окружающего пространства.
3. Развитие пространственного мышления.
4. Владение практическими навыками ориентирования и мобильности в
малом и большом пространстве.
5. Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах.
Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к
определению содержания программы:
развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);
- развитие общих представлений (накопление необходимого запаса
предметных и пространственных представлений, овладение способами
восприятия);
- развитие движений (сформированное правильной позы, походки при
ориентировке и обследовании);
- развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства,
формирование интереса к данному виду деятельности).
Занятия проводятся один раз в неделю
В ходе коррекционно - развивающей работы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися личностных,
метапредметных и предметных
результатов
Обучающиеся смогут научиться:
Личностные результаты:

- формировать самооценку с осознанием своих возможностей на занятиях,
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; уважать себя и
верить в свой успех;
- формировать и развивать мотивацию к самостоятельности, любознательности и
интересу;
- формировать умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой
среде;
- воспитать умение общаться и формировать навыки коммуникации;
- развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных
социальных ситуациях;
- формировать установку на поддержание здоровье сбережения, на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
задач при ориентировании;
- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, связанной
с ориентированием;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать и самостоятельно выбирать основания, критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;
- уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы в построении маршрутов различной сложности.
Предметные результаты:
- узнавать предметы, наполняющие окружающее пространство;
- быстро и правильно ориентироваться в тетради, учебнике;
- ориентироваться в большом замкнутом и открытом пространствах;
- правильно передвигаться по улице, переходить проезжую часть;
- использовать и создавать простые звуковые и рельефно-графические карты.
- обращаться за помощью к окружающим;

Содержание:
Основные разделы программы.
1
Ориентирование: понятие тело, строение и стороны тела, ориентировка на
собственном теле.
2
Базовые пространственные понятия: лево/право, верх/низ, середина,
впереди/сзади; пространственные предлоги.
3
Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной
ориентировке.
4
Формирование представлений о предметах и объектах, наполняющих
пространство, расположение объектов и предметов в пространстве.
5
Ориентировка в микро-пространстве. Ориентировка на пространстве листа.
Создание таблиц, чтение рельефно-графических изображений. Ориентировка
на рабочем месте, шкафу, в портфеле.
6
Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах. Правила
перехода улицы на перекрестках, регулируемых и нерегулируемых
светофором. Ориентировка в магазинах, на почте, в аптеке. Составление
рассказа о знакомом замкнутом и свободном пространстве с использованием
сформированных пространственных понятий и представлений Использование
помощи окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и обращение за
помощью к окружающим людям.
7
Формирование топографических представлений: работа с разными видами
карт Развитие навыков ориентировки по типу «карта-путь» и «картаобозрение». Развитие умений и навыков составлять схемы маршрутов, планов
улиц, дворов, отдельных участков города и т. п.
Построение программы идет по концентрическому принципу, предполагающему
увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году
обучения.
Основной
организационной
формой
обучения
пространственной
ориентировке является коррекционное занятие. Успешное усвоение программы
предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре,
на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных
с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у слабовидящих
школьников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме,
используя дидактические игры, доступные для восприятия детей. Педагог
комбинирует темы из различных разделов программы.

Система оценивания планируемых результатов
Результат
Развитие
осязания

Параметры оценивания

- различать с помощью
осязания различные
свойства окружающих
предметов
Развитие
- узнавать и
слухового
локализировать в
восприятия
пространстве звуки
живой и неживой
природы, голоса людей
Развитие
- узнавать с помощью
зрительного
остаточного зрения
восприятия
цвета, контуры,
силуэты изображений
окружающих
предметов
Восприятие
- узнавать предметы,
пространства наполняющих
окружающее
пространство;
- быстро и правильно
ориентироваться в
тетради, учебнике;
- выполнять задания
учителя, связанные с
размещением на парте
дидактического
материала.
Ориентировка - правильно
в свободном
передвигаться по
пространстве улице, переходить
проезжую часть;
- ориентироваться в
магазинах, на почте;
- использовать и
создавать простые
звуковые и рельефнографические карты.

Период
оценивания
В период всего
обучения
В период всего
обучения

Инструментарий
Раздаточный
материал разной
формы, величины,
фактуры.
Музыкальные
инструменты.

В период всего
обучения

Раздаточный
материал разной
формы, величины,
фактуры.

В период всего
обучения

Предметы
окружающего
пространства.

После
прохождения
темы

Прибор «Ориентир»
практические
задания.

Тематическое планирование
Объем курса - 34 ч.
1 класс
Название темы

№

1

2

3

Ориентирование: понятие «тело», строение и
стороны тела, ориентировка на собственном теле
Строение тела человека. Стороны тела
Ориентировка на собственном теле
Базовые пространственные понятия: лево/право,
середина, впереди/сзади, сверху/снизу предлоги: в на
за, перед, под и т. д.)
Отработка понятий : лево -право, верх-низ
Отработка понятий : лево -право, верх-низ
Понимание и использование в речи пространственных
предлогов
Понимание и использование в речи пространственных
предлогов
Развитие готовности сохранных анализаторов к
обучению пространственной ориентировке

Количество часов

2

4

8

Развитие осязания
Развитие осязания
Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия
4

Формирование представлений о предметах и
объектах, наполняющих пространство, расположение
объектов и предметов в пространстве.
Одежда
Обувь
Мебель
Посуда,
Дом, этаж,
Деревья, кустарники,

8

5

6

Детская и спортивная площадки
Забор, калитка, ворота
Ориентировка в микро-пространстве.
Ориентировка на плоскости
Ориентировка на плоскости
Ориентировка на плоскости
Ориентировка на листе в клетку
Ориентировка на листе в клетку
Ориентировка на листе в клетку
Ориентировка на листе в линейку
Ориентировка на листе в линейку
Ориентировка на листе в линейку
Ориентировка в тумбочке., шкафу
Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном
пространствах
Использование
помощи
окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и
обращение за помощью к окружающим людям.
Ориентировка в классе
2 класс

10

2

№

Название темы

Количество часов

1

Ориентирование: понятие тело, строение и стороны
тела, ориентировка на собственном теле

1

Строение тела человека. Стороны тела
Ориентировка на собственном теле
2

Базовые пространственные понятия: лево/право,
середина, впереди/сзади, сверху/снизу предлоги: в на
за, перед, под и т. Д.).

4

Отработка понятий : лево -право, верх-низ
Отработка понятий : лево -право, верх-низ
Понимание и использование в речи пространственных
предлогов
Понимание и использование в речи пространственных
предлогов
3

Развитие готовности сохранных анализаторов к
обучению пространственной ориентировке
Развитие осязания

7

Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия
4

Формирование представлений о предметах и
объектах, наполняющих пространство, расположение
объектов и предметов в пространстве.

6

Сезонная одежда и обувь
Сезонная одежда и обувь
Мебель
Посуда,
Электроприборы
Электроприборы
5

Ориентировка в микро-пространстве.

6

Ориентировка на плоскости
Ориентировка на плоскости
Ориентировка на листе в клетку
Ориентировка на листе в клетку
Ориентировка на листе в линейку
Ориентировка на листе в линейку
6

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном
пространствах.
Использование
помощи
окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и
обращение за помощью к окружающим людям.
Ориентировка в учебных кабинетах
Ориентировка в раздевалке
Ориентировка в здании школы.
Ориентировка на пришкольном участке.

6

6

Формирование топографических
работа с разными видами карт

представлений:

4

Карта. Виды карт
Карта. Виды карт
Создание простых рельефно-графических карт.
Создание простых рельефно-графических карт.
3 класс
№
1

Название темы
Развитие готовности сохранных анализаторов к
обучению пространственной ориентировке

Количество часов
6

Развитие осязания
Развитие слухового восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия
Развитие зрительного восприятия
2

Формирование представлений о предметах и
объектах, наполняющих пространство, расположение
объектов и предметов в пространстве.

9

Город
Город
Улицы, дороги
Улицы, дороги
Улицы, дороги, дворы
Городской транспорт
Городской транспорт
Городской транспорт
3

Ориентировка в микро-пространстве.
Ориентировка на пространстве листа
Ориентировка на пространстве листа ости

7

Ориентировка на пространстве листа
Составление и чтение таблиц
Составление и чтение таблиц
Составление и чтение таблиц
4

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном
пространствах
Использование
помощи
окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и
обращение за помощью к окружающим людям.
Правила передвижения по улице. Правостороннее
движение
Правила передвижения
движение

по

улице.

7

Правостороннее

Правила перехода дорог.
Правила перехода дорог.
Использование защитных техник.
Перекрестки, виды перекрестков.
Перекрестки, виды перекрестков
5

Формирование топографических
работа с разными видами карт

представлений:

5

Карта. Виды карт
Звуковые карты7
Рельефно-графические карты. Карта-путь..
Рельефно-графические карты. Карта-путь.
Карта-обозрение

4 класс
№

Название темы

Количество часов

1

Формирование представлений о предметах и
объектах, наполняющих пространство, расположение
объектов и предметов в пространстве.

11

Поле, лес, река, озеро, море.
Город, село, деревня, поселок

Улица, переулок
Шоссе, проспект
Бульвар, сквер, парк
Набережная, площадь
Магазины, рынки
Музеи, театры
Лечебные учреждения
Административные здания
2

Ориентировка в микро-пространстве.

6

Ориентировка на пространстве листа
Ориентировка на пространстве листа ости
Составление и чтение таблиц
Составление и чтение таблиц
3

Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном
пространствах
Использование
помощи
окружающих: принятие помощи, отказ от помощи и
обращение за помощью к окружающим людям.
Правила передвижения по улице. Правостороннее
движение

11

Правила перехода дорог
Перекрестки, виды перекрестков.
Правила перехода перекрестков.
Ориентировка в магазине
Ориентировка на почте
Ориентировка в аптеке
Составление рассказа о знакомом
замкнутом и свободном пространствах
Составление рассказа о знакомом
замкнутом и свободном пространствах

4

Составление плана
замкнутого и свободного
пространства по условному описанию
Формирование топографических

представлений:

6

работа с разными видами карт
Карта. Виды карт
Звуковые карты7
Рельефно-графические карты. Карта-путь..
Рельефно-графические карты. Карта-путь.
Карта-обозрение

Условия реализации рабочей программы и оборудование
Необходимым условием успешного достижения результатов освоения курса
«Пространственная ориентировка» является:
- соблюдение санитарно-гигиенических требований;
- специальная организация образовательной среды, доступность и безопасность
предметно-пространственной среды;
- учет медицинских рекомендаций для обучающихся с ОВЗ;
- использование специальных технических средств обучения;
- использование индивидуальных дидактических материалов и наглядных
пособий, выполненных с учетом типологических и индивидуальных зрительных
возможностей слабовидящих обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение.
 различные по форме и цвету элементов мозаики и конструктора (белого,
черного, насыщенного красного, желтого, зеленого, синих цветов;
 наборы черно-белых и цветных изображений предметов, сюжетных ситуаций
по темам, указанным в содержании курса;
 муляжи, конструкторы, шаблоны, трафареты, развивающие игры и игрушки,
методическая литература:
 цветные фломастеры, карандаши;
 таблицы;, рельефно-графические пособия), прибор «Ориентир»;
 персональный компьютер, различные презентации по темам и с заданиями:
компьютерные программы «Мир за твоим окном», «Лента времени», «В нашем
дворе» (Автор Кукушкина

Литература
- Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей
с нарушением зрения [Текст] : метод. рекомендации / В. З. Денискина. - М. : ИПТК
"Логос" ВОС, 2008
- Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной)
школы III-IV вида [Текст] : метод. пособие / В. З. Денискина, М. В. Венедиктова. М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2007
- Солнцева ЛИ. Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих// Солнцева
Л.И.Тифлопсихология детства -М .2000.С 153-162.
- Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с
нарушением зрения // Дефектология. — 2009. — №5;
- Солнцева ЛИ. Пространственная ориентировка слепых и слабовидящих// Солнцева
Л.И.Тифлопсихология детства - М .2000.С 153-162.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».