Положение о системе управления охраной труда

РАССМОТРЕНО
на общем собрании работников
образовательной организации
Рекомендован к утверждени
Председатель собрания:

УТВЕРЖДАЮ

___ 2022г.
О.В. По^сйыин
(Протокол от 02.03.2022г, №5)

ю Приказом
'арагайская СОШ № 2»
от 05.03.2022г. № 87

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
МБОУ «КАРАГАЙСКАЯ СОШ № 2»

с. Карагай

I. Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда (далее - Положение)
разработано в целях соблюдения требований охраны труда посредством создания,
внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной труда
(далее - СУОТ) в МБОУ «Карагайская СОШ № 2» (далее организация).
2. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной
системы работодателя. СУОТ представляет собой единство:
а) организационной структуры управления организации (согласно штатному
расписанию), предусматривающей установление обязанностей и ответственности в
области охраны труда на всех уровнях управления;
б) мероприятий, обеспечивающих функционирование СУОТ и контроль за
эффективностью работы в области охраны труда;
в) документированной информации, включающей локальные нормативные акты,
регламентирующие мероприятия СУОТ, организационно-распорядительные и
контрольно-учетные документы.
3. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляются директором
МБОУ «Карагайская СОШ № 2» (далее работодатель) с учетом специфики
деятельности организации, принятых на себя обязательств по охране труда,
содержащихся в международных, межгосударственных и национальных стандартах
и руководствах, достижений современной науки и наилучших применимых
практик по охране труда.
4. Разработка и внедрение СУОТ обеспечивают достижение согласно политике
организации в области охраны труда ожидаемых результатов в области улучшения
условий и охраны труда, которые включают в себя:
а) постоянное улучшение показателей в области охраны труда;
б) соблюдение законодательных и иных норм;
в) достижение целей в области охраны труда.
5. СУОТ разрабатывается в целях исключения и (или) минимизации
профессиональных рисков в области охраны труда и управления указанными
рисками (выявления опасностей, оценки уровней и снижения уровней
профессиональных рисков), находящихся под управлением работодателя, с учётом
потребностей
и ожиданий
работников
организации,
а также
других
заинтересованных сторон.
6. Положения СУОТ распространяются на всех работников, работающих у
работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской
Федерации. В рамках СУОТ учитывается деятельность на всех рабочих местах, во
всех структурных подразделениях организации.
7. Установленные СУОТ положения по безопасности, относящиеся к нахождению
и перемещению по объектам организации, распространяются на всех лиц,
находящихся на территории, в зданиях и сооружениях, в том числе для

представителей органов надзора и контроля и работников подрядных организаций,
допущенных к выполнению работ и осуществлению иной деятельности на
территории и объектах работодателя в соответствии с требованиями применяемых
у работодателя нормативных правовых актов. Указанные положения по
безопасности СУОТ доводятся до перечисленных лиц при проведении вводных
инструктажей и посредством включения необходимых для соблюдения положений
СУОТ в договоры на выполнение подрядных работ.
8. При определении состава соблюдаемых работодателем норм Положения и их
полноты учитываются наличие у работодателя рабочих мест с вредными и/или
опасными условиями труда, производственных процессов, содержащих опасности
травмирования работников, а также результаты выявления (идентификации)
опасностей и оценки уровней профессиональных рисков, связанных с этими
опасностями.

II. Разработка и внедрение СУОТ
9. Политика в области охраны труда является: локальным актом, в котором
излагаются цели и мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья
работников; публичной декларацией работодателя о намерении и гарантированном
выполнении им государственных нормативных требований охраны труда и
добровольно принятых на себя обязательств с учётом мнения выборного на общем
собрании работников организации представительного органа.
10. Политика по охране труда:
а) направлена на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой
деятельности;
б) направлена на обеспечение безопасных условий труда, управление рисками
производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
в) соответствует специфике экономической деятельности и организации работ у
работодателя, особенностям
профессиональных рисков
и возможностям
управления охраной труда;
г) отражает цели в области охраны труда;
д) включает обязательства работодателя по устранению опасностей и снижению
уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
е) включает обязательство работодателя совершенствовать СУОТ;
ж) учитывает мнение выбранного на общем собрании работников организации
представительного органа.
11. Политика по охране труда ежегодно оценивается на актуальность и
соответствие стратегическим задачам по охране труда и пересматривается в рамках
оценки эффективности функционирования СУОТ.
12. Работодатель обеспечивает:
а) предоставление ответственным лицам соответствующих полномочий для
осуществления функций (обязанностей) в рамках функционирования СУОТ;

б) документирование и доведение до сведения работников на всех уровнях
управления организацией информации об ответственных лицах и их полномочиях.
13. Работодатель назначает работников, ответственных за соблюдение требований
охраны труда, с предоставлением им необходимых полномочий для осуществления
взаимодействия с ответственными лицами и непосредственно с работодателем в
рамках функционирования СУ ОТ организации с учетом должностных и рабочих
обязанностей. Данные полномочия доводятся до сведения работников на всех
уровнях управления организацией.
14.
Разработку,
внедрение
и поддержку
процесса(ов)
взаимодействия
(консультаций) с работниками и их участия (а также, участия представителей
работников) в разработке, планировании, внедрении мероприятий по улучшению
условий и охраны труда обеспечиваются с учетом:
а) определения механизмов, времени и ресурсов для участия работников в
обеспечении безопасности на своих рабочих местах;
б) обеспечения своевременного доступа к четкой, понятной и актуальной
информации по вопросам функционирования СУОТ;
в) определения и устранения (минимизации) препятствий для участия работников в
СУОТ.
15. Управление охраной труда осуществляется при непосредственном участии
уполномоченных работниками представительных органов, в том числе в рамках
деятельности комиссии по охране труда.
16. Для организации консультаций и взаимодействия в области охраны труда с
работниками и заинтересованными сторонами, в целях реализации механизмов
консультаций и взаимодействия по охране труда, координацию и взаимодействие
по охране труда с работниками и (или) их уполномоченными представителями
ведется по следующим вопросам:
а) установление (определение) потребностей и ожиданий работников в рамках
построения, развития и функционирования СУОТ;
б) установление целей в области охраны труда и планирование их достижения;
в) выявление опасностей, оценка уровня профессиональных рисков и план
мероприятий по управлению профессиональными рисками и улучшению условий
труда;
г) определение и закрепление в действующих локальных нормативных актах
работодателя функциональных (в том объеме, в котором это применимо)
обязанностей, ответственности и полномочий в области охраны труда;
д) установление (определение) механизмов консультирования и взаимодействия с
работниками и (или) их уполномоченными представителями, а также их участия
при обсуждении и решении вопросов по охране труда.

III. Планирование
17. При планировании СУОТ определяются и принимаются во внимание
профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или
уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ
по безопасности.
18. Управление профессиональными рисками представляет собой комплекс
взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы
управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку
профессиональных рисков (далее - ОПР) и применение мер по снижению уровней
профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, контроль и
пересмотр выявленных профессиональных рисков.
19. Выявление опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников,
и составление их перечня проводится с учетом рекомендаций по классификации,
обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
20. Анализ и упорядочивание всех выявленных опасностей осуществляется исходя
из приоритета необходимости исключения, снижения или поддержания на
приемлемом уровне создаваемых ими профессиональных рисков с учетом не
только штатных (нормальных) условий своей деятельности, но и случаев
возможных отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями и
инцидентами на рабочих местах и подконтрольных работодателю объектах.
21. Оценка уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными
опасностями, осуществляется для всех выявленных (идентифицированных)
опасностей.
22. Методы оценки уровня профессиональных рисков определяются с учетом
характера деятельности и рекомендаций по выбору методов оценки уровня
профессиональных рисков, выявленных (идентифицированных) опасностей.
23.
Допускается
использование
различных
методов
оценки
уровня
профессиональных рисков для разных процессов и операций с учетом специфики
деятельности. Выбор метода и сложность процедуры оценки уровня
профессиональных рисков осуществляется по результатам выявленных опасностей.
24. Допускается привлечение для выявления (идентификации) опасностей и оценки
уровней профессиональных рисков независимую организацию, обладающую
необходимой компетенцией.
25. Работодатель обязан обеспечить систематическое выявление опасностей и
профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку.
26. Меры управления профессиональными рисками (мероприятия по охране труда)
направляются на исключение выявленных у работодателя опасностей или
снижение уровня профессионального риска.
27. Работодатель вправе изменять перечень опасностей или включать в него
дополнительные опасности (Приложение!).

28. Относящиеся к деятельности организации государственные нормативные
требования охраны труда учитываются при разработке, внедрении, поддержании и
постоянном улучшении СУОТ.
29. Планирование направлено на определение необходимого перечня мероприятий
по охране труда, проводимых в рамках функционирования процессов (процедур)
СУОТ.
30. В Плане мероприятий по охране труда организации указываются следующие
сведения:
а) наименование мероприятий;
б) ожидаемый результат по каждому мероприятию;
в) сроки реализации по каждому мероприятию;
г) ответственные лица за реализацию мероприятий;
д) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
31. При составлении Плана мероприятий по охране труда организации
работодатель вправе руководствоваться примерным перечнем мероприятий по
улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных
рисков.
32. Планирование мероприятий по охране труда учитывает изменения, которые
влияют на функционирование СУОТ, включая:
а) изменения в нормативных правовых актах, содержащих государственные
нормативные требования охраны труда;
б) изменения в условиях труда работниках (результатах специальной оценки
условий труда (СОУТ и ОПР).
33. При планировании мероприятий по охране труда с целью достижения
поставленных целей СУОТ наряду с государственными нормативными
требованиями по охране труда можно учитывать имеющийся передовой опыт,
финансовые, производственные (функциональные) возможности.
34. Цели в области охраны труда устанавливаются для достижения конкретных
результатов, согласующихся с Политикой по охране труда.
35. Принятые цели по охране труда достигаются путем реализации процедур и
комплекса мероприятий, предусмотренных главой II настоящего Положения.
36. Цели формулируются с учетом необходимости регулярной оценки их
достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.
37. Количество целей по охране труда определяется с учетом специфики
производственной деятельности, размера (численности работников, структурных
подразделений), показателей по условиям труда и профессиональным рискам,
наличия несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
38. Работодатель, может по необходимости, ежегодно пересматривает цели в
области охраны труда, исходя из результатов оценки эффективности СУОТ.
39. При планировании достижения целей работодатель определяет:

а) необходимые ресурсы;
б) ответственных лиц;
в) сроки достижения целей (цели могут быть долгосрочными и краткосрочными);
г) способы и показатели оценки уровня достижения целей.
IV. Обеспечение функционирования СУОТ
40. При планировании и реализации мероприятий по охране труда с целью
достижения поставленных целей СУОТ работодателю при соблюдении
государственных нормативных требований охраны труда можно использовать
передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и
охраны труда, свои финансовые, функциональные возможности, а также учитывать
возможные требования со стороны внешних заинтересованных сторон.
41. Для обеспечения функционирования СУОТ работодатель:
а) определяет необходимые компетенции работников, которые влияют или могут
влиять на безопасность производственных процессов (включая положения
профессиональных стандартов);
б) обеспечивает подготовку работников в области выявления опасностей при
выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
в) обеспечивает непрерывную подготовку и повышение квалификации работников
в области охраны труда;
г) документирует информацию об обучении и повышении квалификации
работников в области охраны труда.
42. Организация процесса обучения и проверки знаний требований охраны труда
осуществляется
работодателем
в
соответствии
с
нормами
трудового
законодательства.
43. На общем собрании работников организации работники знакомятся в рамках
СУОТ:
а) о политике и целях в области охраны труда;
б) о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных
требований охраны труда и об ответственности за их нарушение;
в) о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм
(микроповреждений);
г) об опасностях и рисках на своих рабочих местах, а также разработанных в их
отношении мерах управления.
44. Руководитель информирует работников об их трудовых правах, включая права
на безопасные условия и охрану труда в различных формах доведения
информации.
45. При информировании работников допускается учитывать следующие формы
доведения информации:
а) включение соответствующих положений в трудовой договор работника;

б) ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда и
оценки профессиональных рисков;
в) проведения совещаний, круглых столов, семинаров, конференций, встреч и
переговоров заинтересованных сторон;
г) изготовления и распространения аудиовизуальной продукции - информационных
бюллетеней, плакатов, иной печатной продукции, видео- и аудиоматериалов;
д)
использования
информационных
ресурсов
в
информационно­
телекоммуникационной сети "Интернет";
е) размещения соответствующей информации в общедоступных местах;
ж) проведение инструктажей,'размещение стендов с необходимой информацией.
V. Функционирование
46. Основными процессами по охране труда являются:
а) специальная оценка условий труда (далее - СОУТ);
б) оценка профессиональных рисков (далее - ОПР);
в) проведение медицинских осмотров и освидетельствований работников;
г) проведение обучения работников;
д) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
е) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
ж) обеспечение безопасности работников прй эксплуатации оборудования;
з) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических
процессов;
и) обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых
инструментов;
к) обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов;
л) санитарно-бытовое обеспечение работников;
м) обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в
соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми
актами, содержащими нормы трудового права;
н) обеспечение социального страхования работников;
о) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами
исполнительной власти и профсоюзного контроля;
п) реагирование на аварийные ситуации;
р) реагирование на несчастные случаи;
с) реагирование на профессиональные заболевания.
47. Процессы СОУТ и ОПР являются базовыми процессами СУОТ организации. По
результатам СОУТ и ОПР формируется и корректируется реализация других
процессов СУОТ.
48. Процессы, представленные в подпунктах "в" - "д" пункта 46 Положения,
представляют собой группу процессов, направленных на обеспечение допуска
работника к самостоятельной работе.

49. Процессы, представленные в подпунктах "е" - "л" пункта 46 Положения
представляют собой группу процессов, направленных на обеспечение безопасной
производственной среды в рамках функционирования процессов в организации.
50. Процессы, представленные в подпунктах "м" - "о" пункта 46 Положения
представляют собой группу сопутствующих процессов по охране труда.
51. Процессы, представленные в подпунктах "т" - "ф" пункта 46 Положения,
представляют собой группу процессов реагирования на ситуации.
52. Перечень процессов допуска работников к самостоятельной работе,
обеспечения безопасной производственной среды, сопутствующих процессов в
СУОТ
организации
формируются
по
результатам
СОУТ
и
оценки
профессиональных рисков, численности и состава работников организации, видов
выполняемых работ при осуществлении производственной деятельности.
53. Комиссия по охране труда определяет перечень основных процессов СУОТ.
54. Основными процессами и процедурами, устанавливающими порядок действий,
направленных на обеспечение функционирования процессов и СУОТ в целом,
являются:
а) планирование мероприятий по охране труда;
б) выполнение мероприятий по охране труда;
в) контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по
результатам контроля;
г)
формирование
корректирующих
действий
по
совершенствованию
функционирования СУОТ;
д) управление документами СУОТ;
е) информирование работников и взаимодействие с ними;
ж) распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ.
55. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при
возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей
основной цели СУОТ - проведения профилактических мероприятий по отработке
действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их
возникновения, а также их устранения.
56. Процесс реагирования на указанные в пункте 54 события, включает в себя
следующие подпроцессы: реагирование на несчастные случаи; расследование
несчастных случаев.
57. Исходными данными для реализации подпроцесса «реагирование на
несчастные случаи» является перечень возможных аварийных ситуаций в
организации, а подпроцесса «расследование несчастных случаев» - вся
информация, имеющая отношение к данному событию.
58. С целью своевременного определения причин возникновения несчастных
случаев и профессиональных заболеваний, в том числе микроповреждений
(микротравм), работодатель обеспечивает проведение расследования несчастных

случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных
документов.
VI. Оценка результатов деятельности
59. Работодатель определяет:
а) объект контроля, включая:
1) соблюдение законодательных и иных требований;
2) виды работ и производственные процессы, связанные с идентифицированными
опасностями;
3) степень достижения целей в области охраны труда;
б) методы контроля показателей;
в) критерии оценки показателей в области охраны труда;
г) виды контроля.
60. Работодатель обеспечивает создание, применение и поддержание в
работоспособном состоянии системы контроля, измерения, анализа и оценки
показателей функционирования СУОТ и своей деятельности в области охраны
труда.
61. Порядок контроля и оценки результативности функционирования СУОТ:
а) оценка соответствия состояния условий и охраны труда действующим
государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным
коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда,
подлежащим безусловному выполнению;
б) получение информации для определения результативности и эффективности
процедур по охране труда;
в) получение данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по
дальнейшему совершенствованию СУОТ.
62. Основные виды контроля функционирования СУОТ:
а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов,
сырья, материалов; контроль выполнения работ работником в рамках
осуществляемых производственных и технологических процессов (Приложение 2);
б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер
выполнения: специальная оценка условий труда работников, обучение по охране
труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований;
в) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также
изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений
по охране труда, подлежащих выполнению, изменения существующих или
внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов.
г) регулярный контроль эффективности функционирования как отдельных
элементов СУОТ, так и СУОТ в целом, в том числе с использованием средств
аудио-, видео-, фотонаблюдения.

63. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ,
реализации процедур и мероприятий, контроля достижения показателей по охране
труда на каждом уровне управления работодатель вправе реализовать
многоступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и контроля
показателей реализации процедур с учетом своей организационной структуры, в
том числе с использованием средств аудио-, видео-, фотонаблюдения.
64. Работодатель вправе предусмотреть и реализовать возможность осуществления
внешнего контроля и оценки результативности функционирования СУОТ
организации, контроля и анализа показателей реализации процедур и мероприятий
по охране труда, путем организации общественного контроля с привлечением
уполномоченных по охране труда, либо проведения внешнего независимого
контроля (аудита) СУОТ с привлечением независимой специализированной
организации, имеющей соответствующую компетенцию.
65. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации
процедур и исполнения мероприятий по охране труда, оцениваются следующие
показатели:
а) достижение поставленных целей в области охраны труда;
б) способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей
работодателя, отраженных в Политике и целях по охране труда;
в) эффективность действий, намеченных работодателем (на всех уровнях
управления
по
результатам
предыдущего
анализа
эффективности
функционирования СУОТ;
г) необходимость дальнейшего развития
(изменений)
СУОТ,
включая
корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей
должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение
ресурсов работодателя;
д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых
затронут решения об изменении СУОТ;
е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования
СУОТ;
ж) полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками
в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
66. Результаты контроля функционирования СУОТ фиксируются и сохраняются.
67. Перечень показателей контроля функционирования СУОТ:
- абсолютные показатели: - время на выполнение, стоимость, технические
показатели и показатели качества;
- относительные показатели - план/факт, удельные показатели, показатели в
сравнении с другими процессами;
- качественные показатели - актуальность и доступность исходных данных для
реализации процессов СУОТ.

68. Результаты контроля рекомендуется использовать для оценки эффективности
СУОТ, а также для принятия управленческих решений по её актуализации,
изменению, совершенствованию.

VII. Улучшение функционирования СУОТ
69. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются
мероприятия, направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля
реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также
результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на
производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний,
результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти,
предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных
представителей, а также иных заинтересованных сторон.
70. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию
функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и
направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и
результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в
целом.
71. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ
корректирующие действия разрабатываются на основе результатов выполнения
мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполнения
мероприятий, разработанных по результатам расследований аварий (инцидентов),
микроповреждений
(микротравм),
несчастных
случаев
на производстве,
профессиональных заболеваний, выполнения мероприятий по устранению
предписаний
контрольно-надзорных
органов
государственной
власти,
предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных
представителей, а также иных заинтересованных сторон.
72. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию
функционирования направлен на повышение эффективности и результативности
СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда;
- поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному
улучшению СУОТ;
- доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах
деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».