Рабочая программа курса по выбору «МХК» для обучающихся 11 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ
"МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА"
Художественная культура России IX-XVI века (34 часа)
Пояснительная записка
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о
культуре и искусстве, реализующих программы начального и основного
общего образования, на уроках изобразительного искусства, музыки,
литературы и истории, формирует целостное представление о мировой
художественной культуре и месте России в ней, логике её развития в
исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого
человека.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное
отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной
национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более
качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость.
Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как
обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся
неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и
выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого
осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Цели и задачи курса
Цель
- формирование целостных представлений об исторических
традициях и ценностях художественной культуры различных эпох.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего
общего образования на базовом уровне направлено на выполнение
следующих задач:
 развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и
художественно-творческих способностей;
 воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности
в освоении ценностей мировой культуры;
 освоение знаний о стилях и направлениях в мировой
художественной культуре, их характерных особенностях; о
вершинах художественного творчества в отечественной и
зарубежной культуре;

 овладение умением анализировать произведения искусства,
оценивать их художественные особенности, высказывать о них
собственное суждение;
 использование приобретенных знаний и умений для
расширения
кругозора,
осознанного
формирования
собственной культурной среды.
В
результате освоения
курса мировой
и
отечественной
художественной
культуры
формируются
основы
эстетических
потребностей,
развивается
толерантное
отношение
к
миру,
актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру
как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более
качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются
навыки оценки и критического освоения классического наследия и
современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в
современном мире, выбора индивидуального направления культурного
развития,
организации
личного
досуга
и
самостоятельного
художественного творчества.
Планируемые результаты освоения программы
Программа курса способствует формированию личностных,
регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной
цели; поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование
(преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены
существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью
выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в
устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия; - контроль и оценка
процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов
различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой
информации.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что
ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения,
его временных характеристик;
- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в
план, определение способа действия в случае расхождения эталона с
реальным действием и его продуктом;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже
усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения.
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка
действий партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Личностные:
- жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;
-действия
смыслообразования
и
нравственно-этического
оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации
учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению,
знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения
и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами),
а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
– соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во
всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
– сформированные
навыки проектирования индивидуальной и
коллективной художественно-творческой деятельности; контроль
собственных учебных действий и самостоятельность в постановке
творческих задач;
– активность по отношению к личностным достижениям в области
разных видов искусства;
– участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе
уважения к художественным интересам сверстников.
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе
отражают:
–

понимание роли искусства в становлении духовного мира человека,
культурно-историческом развитии современного социума;
– общее представление об этической составляющей искусства (добро,
зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в
общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной
деятельности;
– самостоятельность при организации содержательного и увлекательного
культурного досуга;
– соответствующий
возрасту уровень духовной культуры и
уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
– оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и
реальных, жизненных проблем;
– расширение
сферы познавательных интересов, гармоничное
интеллектуально-творческое развитие;
– усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм
социального поведения;
– эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование
действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и
др.).
Предметные результаты изучения искусства в основной школе
включают:
–

–
–
–
–
–

постижение
духовного
наследия
человечества
на
основе
эмоционального переживания произведений искусства;
обобщенное понимание художественных явлений действительности во
всем их многообразии;
общее представление о природе искусств и специфике выразительных
средств отдельных его видов;
освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного
искусства;
овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения

художественно-творческих идей в разных видах искусства;
– осознанное применение специальной терминологии для обоснования
собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
– многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных
видах искусства;
– участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов
класса, школы и др.;
– развитие художественного мышления, творческого воображения,
внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
– эмоциональное
восприятие существующих традиционных и
современных видов искусства в их взаимопроникновении.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на
сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа,
отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе,
собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с
концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская
деятельность которых основана на теоретическом материале.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока

Колво
часов

Требования Содержание
стандарта.
федерального
Базовый
компонента
уровень
государственного
Знания и образовательного
умения
стандарта
I. Художественная культура XVII- XVIII в.в (17 часов)

Стилевое
многообразие
искусства
XVII- XVIII в.в

1ч

Архитектура
барокко

2ч

Знать
художественные
стили и
направления в
искусстве
Уметь
разграничивать
понятия «стиль»
и «историческая
эпоха» Знать
сочетание стилей
барокко, рококо
и классицизма
Знать
Знать
характерные
происхождение
черты
термина «барокко»,

Примерная
дата
проведения

02-06сент.
2024 г.

02-06сент.
2024 г

Изобразительное
искусство
барокко

2ч

Классицизм в
1ч
архитектуре
Западной Европы

Шедевры
классицизма в
архитектуре
России.

1ч

архитектуры
барокко.
Шедевры
итальянского,
русского
барокко,
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем
Знать
особенности
живописи
барокко,
основную
тематику
Уметь узнавать
изученные
произведения.

Знать
характерные
черты
архитектуры
классицизма
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.
Знать шедевры
классицизма в
архитектуре
России
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.

главные темы
искусства барокко
Уметь узнавать и
анализировать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.

16-21сент.
2024 г.

Знать особенности
живописи и
скульптуры барокко,
основную тематику;
основные этапы
творческой
биографии П.
Рубенса и
Л.Бернини.
Уметь узнавать
изученные
произведения
Знать
происхождение
термина
«классицизм».
Уметь узнавать и
анализировать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.
Знать особенности
архитектуры
классицизма в
России, основные
этапы творческой
биографии В.И.
Баженов и М.Ф.
Казаков
Уметь узнавать
изученные

16-21сент.
2024 г.
30сент-05
окт 2024 г.

30сент-05
окт 2024 г.

14-19 окт.
2024 г.

Изобразительное
искусство
классицизма и
рококо

1ч

Реалистическая
живопись
Голландии

1ч

Русский портрет
XVIII в.

2ч

Виртуальные
экскурсии «По
залам Русского
музея и
третьяковской
галереи»

1ч

«Архитектурный
театр» Москвы:
В.И. Баженов и
М.Ф. Казаков
Знать шедевры
изобразительного
искусства
классицизма и
рококо
Уметь узнавать
изученные
произведения.

Знать
многообразие
жанров
голландской
живописи и её
знаменитых
мастеров
Уметь узнавать
изученные
произведения
Знать шедевры
русских
портретистов
Уметь узнавать
изученные
произведения

Знать шедевры
русских
портретистов
Уметь узнавать
изученные
произведения

произведения и
соотносить их с
определенным
стилем
Знать
происхождение
термина «рококо»,
главные темы
искусства рококо
Уметь узнавать и
анализировать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.
Творчество Вермера,
Рембрандта,
бытовой жанр
голландской
живописи,
портретная
живопись, пейзажи и
натюрморты великих
голландцев

14-19 окт.
2024 г.

04-09нояб.
2024 г.

Знать шедевры и
основные этапы
биографии русских
портретистов
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенной
эпохой

04-09нояб.
2024 г.

Знать шедевры и
основные этапы
биографии русских
портретистов
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с

18-23нояб.
2024 г.

18-23нояб.
2024 г.

определенной
эпохой
Музыкальная
1ч
культура барокко

Знать шедевры
музыкальной
культуры
барокко
Уметь узнавать
изученные
произведения

Композиторы
Венской
классической
школы

1ч

Театральное
искусство XVII –
XVIII вв.

2ч

Знать
разнообразие
наследия
Венской
классической
школы
Уметь узнавать
изученные
произведения
Знать шедевры
театрального
искусства XVII –
XVIII вв.
Уметь узнавать
изученные
произведения

Зачёт по теме
1ч
«Художественная
культура 17-18
веков».

Знать особенности
западноевропейского
театра барокко цели
и задачи, пути
развития.
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.
Глюк – реформатор
оперного стиля,
симфонии Гайдна,
музыкальный мир
Моцарта, музыка
Бетховена

02-07 дек.
2024 г.

02-07 дек.
2024 г.

Знать особенности
16-21 дек.
западноевропейского 2024 г.
театра 17-18 веков,
цели и задачи, пути
развития.
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.
26-30 дек.
2024 г.

II. Художественная культура XIX века (17 часов)

Особые черты в
культуре
романтизма.

1ч

Знать
особенности
художественного
стиля
Узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем

Архитектурные
стили 19 века

2ч

Знать
характерные
черты
архитектурных
стилей
классицизма,
ампира.
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем

Виртуальная
экскурсия по
архитектурным
памятникам
Петербурга

2ч

Знать
характерные
черты
архитектурных
стилей
классицизма,
ампира.
Уметь узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем

Знать
национальное
своеобразие
романтизма в
искусстве разных
стран, значение
романтизма для
дальнейшего
развития МХК.
Узнавать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем
Знать
происхождение
терминов
«классицизм,
ампир», главные
темы
архитектурного
строительства 19
века.
Уметь узнавать и
анализировать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.
Знать
происхождение
терминов
«классицизм,
ампир», главные
темы
архитектурного
строительства 19
века.
Уметь узнавать и
анализировать
изученные
произведения и
соотносить их с

13-18
янв.
2025 г.

13-18
янв.
2025 г.
27 янв.01 февр.
2025 г.

27 янв.01 февр.
2025 г.
10-15
февр.
2025 г.

Изобразительное
искусство
романтизма

2ч

Творчество
русских
художников
романистов и
реалистов 19 века

2ч

Практическая
работа

1ч

определенным
стилем.
Знать шедевры
Знать шедевры
изобразительного изобразительного
искусства
искусства
романтизма
романтизма,
Уметь узнавать
основную
изученные
тематику,
произведения
основные этапы
творчества
художников.
Уметь узнавать
изученные
произведения
Знать шедевры
Знать
изобразительного происхождение
искусства
терминов
романтизма
«классицизм,
Уметь узнавать
ампир», главные
изученные
темы
произведения
архитектурного
строительства 19
века.
Уметь узнавать и
анализировать
изученные
произведения и
соотносить их с
определенным
стилем.
Уметь узнавать
Знать
изученные
происхождение
произведения
терминов
«классицизм,
ампир», главные
темы
архитектурного
строительства 19
века.
Уметь узнавать и
анализировать
изученные
произведения и
соотносить их с

10-15
февр.
2025 г.
24февр01 марта
2025 г.

24февр01 марта
2025 г.
1015марта
2025 г.

1015марта
2025 г.

Реализм –
художественный
стиль эпохи

2ч

Изобразительное
искусство
реализма

1ч

Реализм в русской 2 ч
скульптуре 19 века

Зачёт по теме
«Художественная
культура XIX
века»
Всего

2 час

34
часа

определенным
стилем
Знать
Знать шедевры
особенности
изобразительного
художественного искусства
стиля
романтизма,
Узнавать
основную
изученные
тематику,
произведения и
основные этапы
соотносить их с
творчества
определенным
художников.
стилем
Узнавать
изученные
произведения
Знать шедевры
Интерес к жизни
изобразительного человека
искусства
простого
реализма
сословия,
Уметь узнавать
творчество
изученные
Курбе,
произведения
Венецианова и
других мастеров
реализма
Знать
Знать шедевры
скульптурного
скульптурного
искусства
искусства
реализма.
реализма,
Уметь узнавать
основную
изученные
тематику,
произведения
основные этапы
творчества
российских
скульпторов.
Уметь узнавать
изученные
произведения

31 марта5 апр.
2025 г.

14-19
апр.
2025 г.

14-19
апр.
2025 г.
5-10 мая
2025 г.

5-10 мая
2025 г.
19-25 мая
2025 г.

Литература:
Кацва Л. А. История Отечества. Справочник, Издательство: АСТ-Пресс,
2018
г.
Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. Издательство:
Эксмо-Пресс, 2022 г.
Пазин Р. В. История развития российской культуры. Издательство: Легион,
2020 г.
Черникоава Т. В. История России с древнейших времён до конца 18 века,
в четырёх томах, учебное пособие для вузов. Издательство: Аспект Пресс,
2019 г.
Интернет ресурсы
Сервис для
проверки
результатов
ЕГЭ

checkege.ru Официальный сервис Федеральной службы по
stest.ru
надзору в сфере образования и науки РФ

Решу ЕГЭ

ege.sdamgi Образовательный портал для подготовки к
a.ru
экзаменам

Экзамер

examer.ru

Умскул

umschool.n
Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
et

Skysmart

skysmart.ru Онлайн-школа для детей и подростков

Тетрика

tetrikaschool.ru

Maximum

maximumte
Образовательная платформа для школьников
st.ru

Фоксфорд

foxford.ru

Онлайн-школа для учеников 1−11 классов, учителей
и родителей

Коалиция

schoololymp.ru

Онлайн-школа по подготовке к олимпиадам, ЕГЭ и
ОГЭ

Годограф

godege.ru

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

ЕГЭ-Студия

egestudy.ru

Учебный центр подготовки к ЕГЭ

Сотка

sotkaonline.
Школа по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
ru

Вебиум

webium.ru

Сайт для самостоятельной подготовки к ЕГЭ

Онлайн-школа с опытными репетиторами

Онлайн школа подготовки к ЕГЭ

Учи.Дома

doma.uchi.r
Онлайн-школа для детей и подростков
u

ТурбоЕГЭ

egeturbo.ru Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ

Альфа школа

myalfascho
Интерактивные онлайн уроки
ol.ru

Ваш
репетитор

repetitors.in
Профессиональное сообщество частных репетиторов
fo

Профи

profi.ru

Сервис для подбора специалистов

Skyeng.ru

skyeng.ru

Онлайн-школа английского языка

Инглекс

englex.ru

Онлайн-школа английского языка

LinguaLeo

lingualeo.co
Онлайн-сервис для изучения языков.
m/ru

Exammy.ru

exammy.ru Экспресс-курсы онлайн подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Незнайка

neznaika.inf
Сайт для подготовки к ЕГЭ
o/

Urokidoma.org

urokidoma.
Образовательный проект
org

Яндекс.Репети yandex.rutu Сервис онлайн-тестирования для подготовки к ЕГЭ
tor
и ОГЭ тор. ЕГЭ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».