"26" августа 2024 г.
от "26" августа 2024 г.
2024 г.
№ 201
от "30" августа 2024 г.
Оглавление
Пояснительная записка ................................................................................................................. 2
Цель и задачи курса ................................................................................................................... 3
Особенности построения курса ................................................................................................ 3
Организация коррекционно-развивающей работы................................................................. 8
Место курса в учебном плане ................................................................................................... 9
Основное содержание коррекционного курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)» по годам обучения .................................................................................... 10
1 класс ........................................................................................................................................... 10
2 класс ........................................................................................................................................... 12
3 класс ........................................................................................................................................... 15
4 класс ........................................................................................................................................... 17
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)» на уровне начального общего образования ........................................... 21
Тематическое планирование....................................................................................................... 23
1 класс ....................................................................................................................................... 23
2 класс ....................................................................................................................................... 26
3 класс ....................................................................................................................................... 27
4 класс ....................................................................................................................................... 29
1
Пояснительная записка
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)»
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития разработан в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286) (далее –
ФГОС НОО) и с учетом Примерной адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №
4/15)) (далее – ПАООП НОО обучающихся с ЗПР).
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области ПАООП НОО обучающихся с
ЗПР. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой
психолого-педагогического сопровождения обучающихся 1-4 классов, получающих
образование в соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление
нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной
сфер личности ребенка с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения
проводится
работа
конкурентноспособной,
по
формированию
творческой
личности,
социально-ориентированной,
способной
к
самоопределению,
саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами
сопровождения (учителем-логопедом, учителем-дефектологом), а также с родителями
обучающихся,
что
обеспечивает
предотвращения/минимизации
коррекционно-развивающих
комплексный
трудностей
занятий
подход
обучающегося
обеспечивает
в
с
решении
ЗПР.
реализацию
задач
Проведение
возрастных
и
индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР
посредством индивидуализации содержания курса и с учетом из особых образовательных
потребностей.
2
Цель и задачи курса
Цель курса: развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной, регуляторных сфер обучающегося, направленные на преодоление или
ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
формирование
учебной
мотивации,
стимуляция
развития
познавательных
процессов;
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и
поведения, формирование навыков самоконтроля;
гармонизация
психоэмоционального
состояния,
формирование
позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности;
освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения и навыков
сотрудничества;
развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе;
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Особенности построения курса
Рабочая
программа
коррекционного
курса
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)» построена по модульному принципу и предусматривает гибкость
содержательного наполнения модулей и конкретных тем.
Программа курса имеет гибкую структуру, при которой возможно конструирование
содержания с учетом особенностей группы обучающихся с ЗПР. Для основы конструктора
программы педагогом-психологом выделяются модули, направленные на преодоление или
ослабление недостатков в развитии ребенка с ЗПР. Модульный принцип позволяет
уточнить первостепенные задачи для конкретного ребенка или группы детей, увеличить
количество часов на коррекционную работу с более выраженными психологическими
дефицитами. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов на изучение
конкретного модуля.
Каждый
модуль
представляет
собой
систему
взаимосвязанных
занятий,
выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых
3
тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ЗПР
в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
В соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающего курса выделяются
следующие модули и разделы программы:
Психокоррекционный модуль по формированию адаптации первоклассников к
началу школьного обучения. Включает в себя знакомство детей друг с другом и
педагогами, создание благоприятной эмоциональной атмосферы, создание в группе
доверия, снижение первичной тревожности, определение правил работы в группе, помощь
детям в осознании своего нового статуса, принятие социальной роли и формирование
активной позиции школьника, усвоение школьных правил. Данный модуль реализуется на
первом году обучения.
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций. Модуль направлен на формирование у
обучающихся психологических когнитивных структур путем целенаправленного и
всестороннего развития системы познавательных процессов, которая создает основу для
систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний,
формирует навыки учебной самостоятельной работы. Модуль включает развитие памяти,
внимания, пространственно-временных представлений, зрительно-моторной координации,
коррекцию недостатков перцептивных действий, мыслительных операций. На первом году
обучение большее время уделяется процессам адаптации к началу школьного обучения,
развиваются такие школьнозначимые функции как внимание, умение работать по образцу,
сличать свои действия с образцом, умения принимать правило и соблюдать его.
Значительное время отводится развитию точности и дифференцированности восприятия,
зрительно-моторной и слухо-моторной координации. Развитие мышления, памяти
проводится с использованием предметно-практических действий, на наглядном материале.
На втором и третьем году обучения развитие и коррекция когнитивных функций
проводится с усложнением предъявляемого материала, увеличением объема инструкций,
объема перерабатываемой информации. Повышаются требования к запоминанию
аудиальной и визуальной информации и развитию наглядно-образного мышления как
основы для эффективного последующего развития словесно-логического. На четвертом
году обучения основной акцент делается на работу с вербальным материалом, развитие
словесно-логического мышления. Повышаются требования к произвольности и речевому
опосредованию при выполнении заданий.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими. Модуль направлен на
4
развитие коммуникативной сферы, формирование сознательной ориентации обучающихся
на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умения
слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в
коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и
невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное
общение. На первом году обучения дети более подробно знакомятся со средствами
невербального общения (мимикой, жестами, позой, интонацией), а также обучаются
применять коммуникативно адекватные мимические (улыбка) и пантомимические
(открытая поза) жесты. Также важной составляющей психокоррекционной работы является
формирование навыков употребления формул речевого этикета. Обучающихся знакомят с
приемлемыми способами начать общение и закончить его, с правилами знакомства, что в
свою очередь способствует расширению словарного запаса. Дети учатся дифференцировать
слова, используемые при приветствии и прощании и при обращении к взрослому человеку
и сверстнику. На втором году обучения продолжается обучение высказыванию просьбы (на
адекватном детским возможностям материале), в том числе просьб, направленных на
удовлетворение особых образовательных потребностей. Обучение навыкам извинения,
применению
коммуникативных
вербальных
штампов,
формируется
способность
концентрировать внимание на партнере по общению, учитывать и уважать мнение
собеседника, соблюдать удобную и приемлемую дистанцию для комфортного общения в
разных ситуациях, учитывать при общении свои и собеседника средства невербального
общения, настроение. На третьем году обучения более подробно рассматриваются такие
понятия как «дружба», «сотрудничество», закрепляются умения владеть средствами
вербального и невербального общения. Моделируемые ситуации на занятиях позволяют
детям овладевать начальными навыками коллективного обсуждения. На четвертом и пятом
году обучения внимание уделяется развитию компетентности обучающихся в общении,
конструктивному взаимодействию с одноклассниками и толерантному отношению друг к
другу. Занятия помогают обучающимся с ЗПР ближе познакомится со своим внутренним
миром, с помехами в общении. Развитие навыков конструктивного взаимодействия
обеспечивает успешное формирование положительных черт личности, благоприятные
условия для становления младшего школьника как субъекта учебной деятельности.
Изучение этого модуля способствует развитию у детей навыков сотрудничества. Дети
учатся ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии, учатся
контролировать свою речь и поступки, толерантному отношению к другому мнению, учатся
договариваться
и
приходить
к
общему
5
решению.
Развивается
способность
к
конструктивному взаимодействию, умение прислушиваться к словам партнера по
общению, улавливать главный смысл сказанного. Дети учатся совместно действовать,
согласовывать свои действия с действиями и намерениями других, планировать
осуществление деятельности, контролировать себя, осознавать и анализировать свои
действия и действия одноклассников, что способствует формированию у детей навыков
самоконтроля и самоорганизации, рефлексии. Происходит осознание индивидуальных
различий между одноклассниками, что в каждом человеке есть хорошее и плохое; нет
только хороших или совсем плохих людей, что узнать человека можно только, если
пообщаться с ними, что каждый человек нужен, важен и интересен, а отвергаемым быть
плохо, у каждого есть свои сильные стороны и все дети в классе как одно целое и дополняют
друг друга, что друзья не должны быть похожими и у каждого есть свои ценности
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации. Модуль направлен на развитие
эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР, создает основу для формирования
умения понимать и выражать свои эмоции, определять эмоциональное состояние других
людей, проявлять собственные эмоции социально приемлемым способом, проявлять
эмпатию, сбалансированность эмоций и способность к их самостоятельной регуляции. На
первом году обучения дети обучаются распознавать и осознавать основные эмоции:
радость, грусть, страх, гнев как на основе символических изображений, так и по
мимическим и пантомимическим знакам, учатся воспроизводить (создание) мимику и
пантомимику, соответствующую переживанию определенной эмоции. На втором году
обучения дети учатся элементарным навыкам регуляции своего эмоционального состояния
– преодолению таких негативных эмоций как грусть, страх и гнев. Учатся выражать гнев
социально приемлемым способом. Обучаются с помощью вербальных и невербальных
приемов выражать как отрицательные эмоции (гнева, обиды, страха), так и положительные
(радости, удивления, интереса). Дети учатся приемам релаксации, умению расслабляться.
На третьем году обучения целесообразно продолжить развивать навыки саморегуляции
собственных эмоциональных проявлений, умения справляться со своими негативными
эмоциями и переживаниями, прививать навыки по поиску внутреннего эмоционально
положительного ресурса, укреплять уверенность в своих силах и способностях. К
четвертому году обучения у детей начинает проявляться глубокий
интерес к своему внутреннему миру и интереса к общению со сверстниками. Они легко
включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них
изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. Теперь для них важны не
только успехи в учебе, но и признание окружающими их внутренней ценности и
6
уникальности. В связи с этим цикл занятий посвящен теме взросления, внутренним
изменениям, осознанию своей уникальности, поиску и использованию внутренних
ресурсов для достижения значимой цели. Особое место занимают занятия, связанные с
обсуждением близкого и отдаленного будущего. Наблюдая за трудностями в жизни близких
взрослых, младшие подростки понимают, что постепенно выходят из детского возраста, и,
это может порождать страх взросления. Поэтому дополнительными задачами занятий на
данном этапе являются снятие тревоги и побуждение к учебной активности, формирование
психологической готовности детей к переходу в пятый класс.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
произвольной
регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов. Модуль
направлен на развитие регулятивной сферы младших школьников с ОВЗ, формирование
навыков самоконтроля и саморегуляции поведения и деятельности, создающих основу для
развития
внутренних
механизмов
программирования
и
контроля
продуктивной
деятельности. Включает в себя такие аспекты произвольной регуляции как формирование
осознанной
регуляции
моторно-двигательной
сферы,
и
осознанной
регуляции
познавательных процессов. Формирование осознанной регуляции моторно-двигательной
сферы направлено на развитие у детей осознания схемы собственного тела, умения
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении, понимание
характера движений, умения управлять своим телом, что в дальнейшем способствует
повышению самоконтроля в поведении и учебной деятельности. Модуль включает игры и
упражнения, направленные на балансировку и координацию движений, развитие моторной
ловкости, внимания, снижения импульсивности. Формирование осознанной регуляции
графо-моторных функций направлено на помощь детям на развитие более тонких движений
руки по необходимой траектории; развитие контроля за движением руки; развитие умения
составлять программу действий, анализировать их на вербальном уровне. Формирование
осознанной регуляции познавательных процессов состоит в помощи детям на развитие у
обучающихся планировать действия и произвольно их выполнять. Обучение выстраивается
на основе внеучебного и учебного материала и включает в себя задания, которые должны
быть выполнены с учетом определенных условий и правил. Первые два года обучения
психокоррекционная работа с детьми включает формирование регулятивных процессов в
моторно-двигательной сфере с постепенным подключением заданий на развитие регуляции
графомоторных навыков с использованием преимущественно внеучебного материала. В
дальнейшем больше внимания уделяется регуляции познавательных процессов и учебной
деятельности уже на учебном материале с усложнением вербальных и невербальных
(схема, план и т. п.) инструкций. На третьем и четвертом году обучения основной упор
7
делается на следующих компонентах: развитие способности к произвольному удержанию
и распределению внимания; развитие способности к удержанию цели деятельности;
развитие способности к планированию действий и произвольное их выполнение; развитие
способности подчинять свою деятельность и поведение заданному правилу (системе
правил). Также добавляется работа над такими компонентами регулятивной сферы, как
развитие способности к планированию действий и развитие способности выполнять
действия в соответствии с планом и функций контроля. При этом стоит учитывать уровень
развития крупной и мелкой моторики, включая при необходимости упражнения на
балансировку и координацию движений, развитие моторной ловкости, внимания, снижения
импульсивности на более поздних годах обучения. Работа по формированию произвольной
регуляции в обязательном порядке должна проводиться на протяжении всех лет обучения.
Поэтому задания на формирование произвольной регуляции непременно должны
включаться в содержание любых выбранных модулей и присутствовать в большинстве
занятий. Несмотря на выделения данного направления в отдельный модуль, оно становится
«сквозным» для каждого модуля и рассматривается как составная часть: осознанная
регуляция познавательной деятельности, регуляция эмоционального состояния, регуляция
поведения в ситуации общения, регуляция собственных действий.
На основе результатов стартовой психологической диагностики и в соответствии с
заключением ПМПК педагог-психолог конструирует программу психокоррекционных
занятий, исходя из актуального уровня развития и потенциальных возможностей группы
обучающихся с ЗПР. В программу могут быть включены как все перечисленные модули,
так и только некоторые из них, также один из модулей может выводиться на
индивидуальную работу или может реализовываться в смешанных группах с детьми без
нарушений развития. Вариативность возможна и по количеству часов на изучение модуля.
В зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка с ЗПР часы,
отводимые на некоторые темы, могут перераспределяться, быть увеличены или
уменьшены.
Организация коррекционно-развивающей работы
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии
с особыми образовательными потребностями младшего школьника с ЗПР. Учитывая
характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную
утомляемость,
низкий
темп
переработки
8
информации,
сниженные
возможности
эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог придерживается строгой этапности при
проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную,
основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и
бланковых материалов, а также предусматривает наличие динамических и релаксационных
пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет
обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая
активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности
участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение
различных упражнений в соответствии с общим содержанием конкретного модуля.
Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен
эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой
сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной
работы, как работа в группе с использованием элементов тренинговых занятий; ведение
структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные,
словесные); работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление
социальных историй; отработка простых приемов и техник релаксации; работа в тетрадях,
на специальных бланках с заданиями.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом АООП НОО обучающихся с ЗПР на изучение
курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в неделю.
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках
внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий
составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного
маршрута обучающегося с ЗПР и в соответствии с циклограммой специалиста,
согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно- развивающих
занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30
– 40 минут и периодичностью 1-2 раза в неделю.
9
Основное содержание коррекционного курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)» по годам обучения
1 класс
Психокоррекционный модуль по формированию адаптации первоклассников
к началу школьного обучения.
Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе. Формирование
внутренней позиции школьника. Формирование понимания школьных правил. Работа с
правилами: дифференциация школьных правил «чего нельзя делать» и правил «что нужно
делать». Развитие навыков самопрезентации. Развитие познавательной, социальной и
учебной мотивации. Развитие мотивации общения в отношении одноклассников. Развитие
понимания отличий между собой и другим. Формирование умения принимать
особенности другого. Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
Формирование основ рефлексивной позиции. Развитие навыков самоконтроля. Развитие
умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до завершения. Развитие умения
работать в парах. Формирование навыков совместной деятельности. Формирование
адекватного отношения к учебной неудаче, ошибкам. Формирования отношения к ошибке
как к ресурсу (учимся на ошибках, ошибки помощники).
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций.
Знакомство с образцом и правилом, копирование образца. Умение следовать инструкции в
простых игровых заданиях. Ориентировка в схеме тела (выше/ниже, сверху/снизу,
над/под, лево/право). Ориентировка на листе бумаги (верх/низ, право/лево). Ориентировка
в пространстве помещения: определение пространственного расположения объектов
(ближе/дальше, справа/слева относительно какого- либо ориентира). Подвижные игры на
перемещение в клеточном поле по инструкции (один шаг вперед, три шага влево и т. д.).
Ориентировка на пространстве листа бумаги: задание на перемещение в клеточном поле
по инструкции. Ориентировка в пространстве помещения школы: построение маршрута
передвижения. Конструирование по наглядно предъявляемому образцу. Развитие
слухового внимания на материале игровых упражнений с использованием словесных
команд. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на
поиск ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из карточек по образцу.
Развитие пространственной ориентировки, навыков сосредоточения и устойчивости
внимания на материале графических диктантов, прохождение лабиринтов по заданному
маршруту. Развитие способности анализировать простые закономерности: продолжи ряд,
10
закончи узор. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти: упражнения на
запоминание 5 – 6 объектов без учета расположения. Развитие слуховой памяти,
повторение последовательности неречевых заданных звуков (барабан, колокольчик и т.
п.). Развитие зрительно-моторной и слуходвигательной памяти. Развитие мышления:
функции сравнения, анализа и синтеза на наглядном материале (найди отличия, сделай
одинаковым); функция классификации (разделение объектов на группы по цвету, форме,
размеру).
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Знакомство с понятием дружба; отработка умения присоединяться к группе
одноклассников с использованием игр, стимулирующих взаимодействие со сверстниками.
Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый,
честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). Способы знакомства; научить
детей правильно представлять себя в процессе знакомства; отработка следующих
навыков: «Умение знакомиться», «Умение начать разговор», «Умение закончить
разговор», «Умение присоединиться к группе», «Умение реагировать на неудачу»,
«Умение принять отказ». Какое поведение помогает дружбе, какое разрушает дружбу.
Позитивные формы дружеского поведения; отработка следующих навыков: «Умение
справляться с давлением группы», «Умение отвечать на провокации», «Умение
справляться со своими эмоциями». Способы попросить прощения; отработка следующих
навыков: «Умение извиняться», «Умение понимать чувства другого». Умение помогать
другому и принимать помощь самому; способы просить других о помощи и благодарить
за помощь; отработка следующих навыков: «Умение предложить помощь другу»,
«Умение просить о помощи». Совместная работа и ее польза, распределение обязанностей
при выполнении общей работы. Расширение поведенческого репертуара, обогащение
опыта общения со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с правилами
сотрудничества, развитие способности договорится с партнером по общению о
совместных действиях.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации
Основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, стыд), особенности их проявления,
средства и невербального выражения эмоций, способы адекватного выражения эмоций.
Развитие умения идентификации своих чувств и чувств других людей. Развитие умения
вербализовывать собственные эмоциональные состояния и эмоциональные состояния
другого. Ознакомление с неречевыми средствами выражения эмоций. Ознакомление с
11
понятием «жесты». Развитие умения анализировать значение эмоциональноэкспрессивных неречевых средств. Развитие и отработка навыков оказания
эмоциональной поддержки. Развитие умения идентификации и дифференциации эмоций
незнакомых людей. Развитие умения выявлять основные признаки эмоционального
реагирования в различных жизненных ситуациях. Развитие умения анализировать
причины возникновения разных эмоций. Развитие умения анализировать характерные
проявления разных эмоций. Развитие способности к саморегуляции эмоциональных
проявлений. Формирование способности к изменению стратегии собственного поведения
с ориентацией на эмоциональное состояние ближнего. Расширение репертуара способов
социально приемлемого выражения эмоциональных реакций. Развитие умения
поддерживать эмоционально-позитивные отношения с окружающими.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной
регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных
процессов
Формирование произвольности двигательной регуляции. Оптимизация тонуса мышц.
Освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. Формирование
двигательной памяти. Развитие навыков удержания программы. Развитие двигательного
контроля. Снижение импульсивности. Развитие межполушарного взаимодействия.
Формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Развитие умения
произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении. Развитие
умения различать и сравнивать мышечные ощущения. Развитие общей координации.
Развитие навыков контроля равновесия собственного тела. Развитие целенаправленной
саморегуляции в двигательной сфере. Развитие умения простраивать деятельность в
умственном плане. Развитие навыков самоконтроля действий и поведения. Развитие
умения удерживать инструкцию и точного ее выполнять. Развитие умения
ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно
выполнять задания по образцу. Развитие навыков составления программы: составление
плана действий при помощи графических символов.
2 класс
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций
Увеличение объема внимания, развитие переключения внимания: графический диктант
(двухцветный вариант) по нарисованному образцу. Поиск ходов лабиринтов с опорой на
план. Пространственная ориентировка на листе бумаги: работа со схемами планов
12
помещений, пространственными терминами между, над/под, из-за/из-под, слева/справа,
ближе/дальше,
выше/ниже. Поиск
объекта по плану. Развитие конструктивной
деятельности. Конструирование узоров из кубиков «Сложи узор» (4 кубика). Развитие
визуальной и аудиально памяти (5 – 6 объектов) с учетом расположения, игра «Снежный
ком». Развитие зрительно-моторной координации. Копирование по точкам, задание на
продолжение узора. Упражнения на конструирование («Сложи узор» из 4 кубиков).
Развитие функции анализа зрительного объекта, выделение деталей, синтезирование
объекта. Развитие функции анализирующего наблюдения (анализ сюжетов со скрытым
смыслом). Развитие аналитико-синтетической деятельности: задания на установление
закономерности в ряду объектов. Упражнения «Продолжи ряд», «Девятая клеточка».
Развитие конструктивной деятельности (на материале игры «Танграм» и подобных ей),
вербальный анализ пространственного расположения деталей объекта. Развитие слухомоторной координации (графические диктанты). Пространственная ориентировка: поиск
ходов лабиринтов с опорой на план. Простейшие обобщения: продолжи числовой ряд,
продолжи закономерность, дорисуй девятое. Простейшие обобщения: выделение лишнего
объекта из ряда (4-ый лишний). Развитие мышления (функция сравнения). Сопоставление
признаков наглядно предъявляемых объектов. Выделение признаков сходства и различия
объектов. Развитие мышления (функция классификации). Группировка объектов по
самостоятельно найденному основанию. Умение словесно обозначать группу объектов.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие самосознания детей, их самовосприятия и чувства уверенности. Развитие
навыков самопрезентации. Формирование основ рефлексивной позиции. Средства
«невербального общения»: мимика, жесты, поза, интонация. Представление о том, как
устроено общение, научить определять на примере жизненных ситуаций и диалогов начало
общения (вступление в контакт), собственно общение и завершение общения (выход из
контакта). Способы начать общение, правила знакомства, дифференциация слов,
используемых при приветствии и обращении к взрослому человеку и сверстнику. Способы
закончить общение, дифференциация слов, используемых при прощании со взрослым
человеком и сверстником. Условия успешного общения: внимание к партнеру по общению
(настроение, физическое состояние, готовность к общению), уважение к мнению
собеседника, дистанция для комфортного общения в разных ситуациях, понимание средств
невербального общения во время общения и их использование. Развитие у детей навыков
общения в ситуации с просьбой: установление контакта, четкое изложение просьбы,
интонация, использование вежливых слов и жестов. Право на отказ в ситуации просьбы,
13
принятие ситуации отказа. Развитие навыков общения в ситуации вежливого отказа.
Развитие у детей навыков общения в ситуациях, когда необходимо извиниться.
Определение правил совместной работы, применение правил совместной работы на
практике. Выделение причин, помогающих и мешающих работать вместе слаженно.
Обучение детей способности прислушиваться к словам собеседника, определять главный
смысл услышанного.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации
Формирование представления о внутреннем мире человека, его переживаниях, настроении,
эмоциях; развитие умения распознавать настроение по внешним признакам; связь
переживаний человека с определенными обстоятельствами. Развитие представлений о
важности вежливой речи для общения; побуждение к осмыслению нравственной стороны
речевого обращения к окружающим, к осознанию, что словом можно порадовать обидеть
или человека; развитие умения и желания вежливо и приветливо общаться со сверстниками
и взрослыми. Расширение знаний о способах улучшить настроение; закрепление
позитивного отношения к своему «Я»; развитие чувства эмпатии. Дать детям представление
о саморегуляции в критических ситуациях, приемах, позволяющих успокоиться, ввести
понятие «тайм-аут». Тренировка умения останавливаться, регулировать свое негативное
поведение (брать тайм-аут). Обучение детей вербально выражать свои чувства, говорить о
них в корректной форме, не задев чувства партнера по общению. Обучение детей вербально
выражать свои желания, говорить о них в корректной форме, используя подходящие
мимику, жесты, интонацию. Чувства, препятствующие общению: приемлемое проявление
негативных эмоций (гнева); способы саморегуляции своего эмоционального состояния.
Выделение положительных качеств и сильных сторон партнера по общению. Способы
приемлемого поведения адекватно ситуации общения со взрослым и со сверстниками.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
произвольной
регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения сознательно
подчинять свои действия правилу. Развитие умения ориентироваться на заданную систему
требований. Развитие умения удерживать инструкцию и точного ее выполнения. Развитие
умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков контроля двигательной
активности. Развитие навыков составления программы: составление плана действий при
помощи графических символов. Развитие навыков самоконтроля. Развитие умения
14
осуществлять промежуточный контроль в процессе выполнения задания. Развитие умения
оценить правильность выполнения задания по результату деятельности.
3 класс
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие дифференцированности зрительного восприятия: выделение фигур из сложного
чертежа, распознавание наложенных фигур. Повышение объема внимания, развитие
переключение внимания на материале упражнений: графический диктант (двухцветный
вариант) с аудиальной инструкцией, поиск ходов сложных лабиринтов с опорой на план.
Развитие графомоторных функций и пространственной ориентировке: задания по типу
зеркального рисования, рисование двумя руками одновременно, копирование сложных
изображений по клеточкам. Повышение распределения внимания: задания по типу
таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом (последовательное
прибавление единицы к числам в начале и в конце ряда. Например, два – одиннадцать, три
– двенадцать). Развитие визуальной и аудиальной памяти (10 слов, 7 – 10 предметов с
учетом расположения). Развитие переключения и распределения внимания: задания по
типу шифровки, корректурная проба (выделение двух знаков разными способами),
распределение названий основных цветов, написанных шрифтом другого цвета
(Например, «зеленый» написан желтым цветом). Развитие конструктивной деятельности:
задание «Сложи узор» из 9 кубиков, «Танграм» и подобные задания. Развитие мышления
(функция сравнения): сопоставление признаков понятий. Образное сравнение понимание
метафор. Развитие мышления: функция классификации (классификация объектов по двум
заданным основаниям, классификация объектов по двум самостоятельно найденным
основаниям); функция обобщения (выделение лишнего объекта из ряда (4-ый и 5-ый
лишний)). Умение подбирать обобщающее понятие к группе объектов. Определение
причинно-следственных зависимостей в серии сюжетных картинок. Формирование
умения устанавливать причинно-следственные связи (задания по типу простые аналогии).
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества. Развитие осознания
значимости общения в жизни человека. Развитие умения анализировать отношения с
одноклассниками. Развитие коммуникативных возможностей. Формирование умения
действовать согласовано. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере общения.
15
Понятия «конфликт» и «контакт». Качества, необходимые для эффективного
взаимодействия. Формирование представлений об индивидуальных различиях
коммуникативных способностей у разных людей. Развитие навыков невербального
взаимодействия. Формирование осознания различия в отношении к «своим» и «чужим».
Формирование толерантного отношения к окружающим людям. Способствование
получению опыта сотрудничества и конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях.
Развитие толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного принятия
группового решения.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации
Понятие «качества людей». Развитие мотивации познания своих качеств и особенностей.
Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие осознания собственных
положительных качеств. Расширение словаря положительных личностных качеств в
характеристике человека. Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в
решении сложных социальных коммуникативных ситуаций в жизни человека.
Личностные качества «сердечность», «доброжелательность». Представление о связях
между различными качествами личности. Развитие умения оказывать эмоциональную
поддержку другому. Развитие умения дифференцировать свои личностные качества и
качества другого. Формирование представлений о роли доброжелательности в разрешении
конфликтных ситуаций. Формирование представления о развитии своих положительных
качеств. Развитие представление о проявлениях личностных качеств в ситуациях
общения. Образ доброжелательного человека. Формирование представления о роли
доброжелательности при взаимодействии с другими. Развитие умения выделять признаки
доброжелательности в поведении и общении. Развитие умения идентифицировать свои
личностные качества и оценивать степень их выраженности. Развитие умения свободно
говорить о своих качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Развитие навыков составления программы: составление программы действий на учебном
материале. Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане. Развитие
умения самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции. Развитие умения
выполнять задания, сохраняя условия до конца. Развитие умения осуществлять
самоконтроль в процессе выполнения задания. Развитие навыков выполнения действий по
инструкции взрослого и одноклассников. Развитие навыков составления программы.
Развитие крупной и мелкой моторики. Развитие зрительно-моторной координации.
16
Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения
самостоятельно выполнять задания по образцу. Отработка следования программе на
цифровом материале, закрепление натурального ряда чисел, а также четного и нечетного
рядов, упражнение зрительно-моторной координации. Тренировка следования заданной
программе, тренировка зрительного внимания. Расширение программы работы с
цифровым рядом. Пошаговое выполнение новой программы. Перенос навыков действия в
соответствии с программой. Отработка программы с обратным рядом чисел и его
контроля.
4 класс
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и
коррекции недостатков когнитивных функций
Развитие целостности и константности зрительного восприятия: узнавание объекта по его
части, дорисовывание объекта до целого, распознавание конфликтных изображений
(задания по типу химер). Развитие слухо-моторной координации: графические диктанты по
клеточкам (изображение целостных объектов, например, заяц). Повышение распределения
внимания: задания по типу таблицы Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым
рядом (последовательное прибавление и вычитание заданного числа к числам в начале и в
конце ряда). Развитие переключения и распределения внимания: задания по типу шифровки
с использованием букв и цифр, корректурная проба (выделение трех знаков разными
способами). Развитие мышления: функции анализа и синтеза (на основе построения
простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков); функции
сравнения и абстрагирования (упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением
1 – 3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур
(или понятий) от другой). Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор»
из 16 кубиков. Развитие пространственной ориентировки: перекодирование плоскостных
изображений в объемные. Развитие межанализаторных связей: воспроизведение ритма по
зрительному образу (тире/ точка), упражнения на выполнение графического диктанта при
самостоятельном прочтении последовательности шагов. Перекодирование слуховой
информации в графический образ. Развитие опосредованного запоминания методом
пиктограммы. Формирование ассоциативных связей для запоминания информации.
Формирование мнемотехнических приемов: запоминание информации по ключевому
признаку, по ассоциативной связи. Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от
несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим
использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения
17
заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности.
Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных связей для
запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание
информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Умение перекодировать
текстовую информацию в формат таблицы. Логический анализ текстовой информации.
Умение работать с информацией в формате таблицы, умение чтения табличных данных,
умение преобразовывать табличные данные в текстовую или схематическую форму.
Умение заполнять таблицы. Формирование логического действия анализа и синтеза:
выделение существенных признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта
по
заданным
признакам.
Формирование
логического
действия
классификации:
группировка объектов, называние групп объектов, определения признака для группировки.
Формирование логического действия сравнения: сравнение понятий по существенным
признакам. Формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от
второстепенных признаков. Формирование логического действия обобщения: умение
делать выводы на основе анализа информации, понимание скрытого смысла текста,
пословиц и поговорок. Формирование логического действия обобщения: упражнения на
поиск закономерности, решение логических задач, требующих построения цепочки
логических рассуждений.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и
способности к продуктивному взаимодействию с окружающими
Формирование осознания важности развития коммуникативных навыков. Развитие
рефлексивной позиции в сфере общения. Развитие экспрессивных способностей и навыков
эффективного взаимодействия и сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать»,
развитие умения слушать. Содействие получению опыта общения в роли говорящих и
слушающих. Понятие «активное слушание», его значимость в общении, развитие умения
активного слушания. Умение формулировать вопросы для правильного понимания
собеседником, умение задавать уточняющие вопросы в процессе общения с собеседником,
умение выражать поддержку и понимание говорящему. Умение общаться с помощью
неречевых
средств:
жестов,
мимики,
взгляда,
соблюдения
дистанции.
Навыки
эффективного речевого взаимодействия. Понятия «спор» и «дискуссия». Умение убеждать,
роль использования аргументов в споре. Развитие мотивации сотрудничества в ситуации
совместного
поиска
новой
информации.
Развитие
навыков
взаимодействия
и
сотрудничества в команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения
обобщать информацию и точно ее передавать. Развитие представлений о конфликте в
общении, его причинах и последствиях. Различные стратегии поведения в конфликтных
18
ситуациях. Ознакомление с алгоритмом безопасного и эффективного разрешения
конфликтов. Умение работать в команде: умение учитывать мнения разных людей, умение
устанавливать контакт в различных ситуациях общения, помехи в общении. Значение
позитивной установки для комфортного общения, внимательного отношения к другому
человеку. Развитие навыков взаимодействия в команде. Актуализация правил комфортного
общения. Развитие навыков сотрудничества.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы, формированию учебной мотивации
Развитие мотивации познания себя и одноклассников. Формирование представления о
внутреннем мире человека. Развитие представления о себе и своих особенностях. Развитие
представлений о временной линии жизни: представления о себе в прошлом, настоящем и
будущем. Роль ощущений в познании окружающего мира. Дифференциация и
идентификация различных видов ощущений, уникальность собственного восприятия
окружающего мира. Формирование осознания индивидуальных различий между людьми.
Ознакомление с психологическими особенностями различных типов темперамента.
Формирование осознания уникальности и неповторимости каждого человека. Развитие
экспрессивных возможностей. Расширения словарного запаса для обозначения черт
характера. Развитие умения описывать черты характера других людей. Формирование
осознания особенностей собственного характера на основе нравственной оценки своих
поступков. Актуализация нравственных представлений о хороших и плохих чертах
характера. Развитие и поддержание позитивного самоотношения при обогащении
представлений о себе. Формирование представлений о положительных и отрицательных
чертах своего характера за счет получения обратной связи от другого. Формирование
осознания собственных
психологических особенностей. Развитие способности к
рефлексии. Формирование позитивного самоотношения. Формирование осознания
обучающимися происходящих в них перемен (окончание начальной школы и переход в
пятый класс). Роль индивидуальных особенностей во взаимодействии с другими. Понятие
«способности», исследование своих способностей и возможностей. Выработка адекватного
отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков анализа своих стремлений и
возможностей, их сопоставления. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения
планировать цели и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие
представлений о своих интересах, ценностях, способностях. Формирование способности
идентифицировать индивидуальные особенности другого: развитие навыков анализа
качеств другого человека по невербальным и вербальным признакам, поступкам. Развитие
навыков самоанализа и умения рассказывать о себе. Формирование умения идентификации
19
собственных внутренних и внешних изменений. Формирование позитивного образа
будущего, актуализация образа желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и
развитие самостоятельности.
Психокоррекционный
модуль
по
развитию
произвольной
регуляции
деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Отработка поэлементного выполнения программы, вынесенной вовне. Отработка
следования заданной программе, тренировка зрительно-моторных координаций. Отработка
совместных действий по внешне представленной программе, тренировка зрительномоторной координации. Отработка интериоризации программы ориентирования в прямом
ряду в таблице со случайным расположением чисел. Постепенная интериоризация
программы следования по маршруту, тренировка зрительно-моторных координаций и
произвольного внимания на цифровом материале. Тренировка работы по программе,
упражнения зрительно-моторных координаций, тренировка произвольного внимания,
избирательности, переключения, контроля. Тренировка в составлении программы, работа
по программе с учетом двух признаков (номер по порядку и цвет). Отработка действия по
программе в усложненных ситуациях, упражнения на ориентацию в пространстве.
Отработка навыка абстрагирования количества, закрепление соответствия числа и цифры,
закрепление представления о числовом ряде, тренировка произвольного внимания.
Отработка навыков следования программе, заданной вербально и самостоятельного
действия по программе, заданной образцом. Отработка переключаемости и возможности
длительного
удержания
внимания.
Работа
со
зрительно-пространственными
конфигурациями графических объектов на материале заданий по типу «сложная фигура».
Тренировка способности следования программе на сложном материале, целостности
зрительно-пространственного восприятия. Отработка действий по наглядной, но сложной
для восприятия программе на цифро-буквенном материале. Контроль за умением
действовать по наглядной программе. Тренировка длительности удержания внимания.
Задания на работу с обратным рядом чисел, отработка переключения с программы на
программу. Интериоризация программы работы обратного ряда чисел, самостоятельное
построение программы. Интериоризация программ работы с прямым и обратным рядами
чисел. Закрепление работы с обратным рядом по усвоенной программе. Тренировка
произвольного
внимания,
его
распределения,
самоконтроля,
предупреждения
импульсивных реакций. Перенос принципа параллельного поиска на цифро-буквенном
материале. Тренировка удержания программы, дифференциации близких программ.
Закрепление работы по программе с параллельными рядами чисел. Тренировка
переключения зрительного внимания. Отработка в речевом плане программы действий с
20
параллельными рядами. Проверка возможности построения программы с параллельными
рядами чисел по аналогии с предыдущими. Закрепление действия по программе
«параллельные ряды», выбор и проговаривание программы. Перенос программы, действие
по усвоенной программе «параллельные ряды». Тренировка навыка анализа новой
программы, тренировка контроля своих действий в наглядной программе.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Психокоррекционные
занятия (психологические)» на уровне начального общего образования
В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:
позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к педагогу;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий;
формирование
дифференцированной
самооценки
(постарался-непостарался,
справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможносовместно со
взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом,исправляя
замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции,
действовать в плане заданного, не отвлекаясь напосторонние раздражители;
способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
способность
относительно
объективно
оценивать
достигнутый
результат
деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную
деятельность.
21
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования
высших психических функций:
совершенствование
мотивационно-целевой
основы
учебно-познавательной
деятельности;
улучшение
качества
понимания
инструкции,
возможность
осуществлять
последовательные действия на основе словесной инструкции;
способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический
план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить
предметы с сенсорными эталонами,
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в
оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей
объекта;
способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
возможность опредметчивания графических знаков;
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в
образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:
уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности,
проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и
аффективного компонента продуктивности;
способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи,
вербализовать повод для гордости;
отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную)
эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими:
способность
обращать
внимание
на
22
внешний
вид,
настроение,
успехи
одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной
агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового
общения; овладение формулами речевого этикета;
снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и
педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.
Тематическое планирование
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия (психологические)»
является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения. Содержание
коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)», представленное
в рабочей программе АООП НОО обучающихся с ЗПР, соответствует ФГОС НОО. В
соответствии с учебным планом АООП НОО обучающихся с ЗПР на изучение курса
«Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в неделю (68 часов в
учебном году). При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и
распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения
модулей и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется индивидуальными
психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности
ими учебных тем, рекомендациями ППк.
Тематическое планирование представлено по годам обучения, основные виды
деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и направлены
на достижение планируемых результатов обучения. Распределение часов на изучение
каждого модуля может изменяться.
1 класс
Тематические блоки
Основное содержание
Первичный диагностический контроль (определение актуального уровня развития
обучающихся) (2 часа)
Психокоррекционный модуль по формированию адаптации первоклассников к началу
школьного обучения.
Формирование и
Формирование понимания школьных правил. Работа с правилами:
развитие внутренней
дифференциация школьных правил «чего нельзя делать» и правил
позиции школьника
«что нужно делать».
Развитие
Развитие мотивации общения в отношении одноклассников.
познавательной,
Развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях.
социальной и учебной
Формирование основ рефлексивной позиции.
мотивации.
23
Формирование навыков
совместной
деятельности.
Формирование дружеских взаимоотношений в классном коллективе.
Развитие умения работать в парах. Развитие понимания отличий
между собой и другим. Формирование умения принимать
особенности другого.
Формирование
Формирования отношения к ошибке как к ресурсу (учимся на
адекватного отношения ошибках, ошибки помощники). Развитие навыков самоконтроля.
к учебной неудаче,
Развитие умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до
ошибкам.
завершения.
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций.
Развитие
Ориентировка в схеме тела (выше/ниже, сверху/снизу, над/под,
пространственного
лево/право). Ориентировка на листе бумаги (верх/низ, право/лево).
интеллекта
Ориентировка в пространстве помещения: определение
пространственного расположения объектов (ближе/дальше,
справа/слева относительно какого- либо ориентира). Подвижные
игры на перемещение в клеточном поле по инструкции (один шаг
вперед, три шага влево и т. д.). Ориентировка на пространстве листа
бумаги: задание на перемещение в клеточном поле по инструкции.
Ориентировка в пространстве помещения школы: построение
маршрута передвижения.
Развитие внимания
Развитие слухового внимания на материале игровых упражнений с
использованием словесных команд. Развитие навыков
сосредоточения и устойчивости внимания. Упражнения на поиск
ходов в простых лабиринтах, составление простых узоров из
карточек по образцу. Развитие пространственной ориентировки,
навыков сосредоточения и устойчивости внимания на материале
графических диктантов, прохождение лабиринтов по заданному
маршруту.
Развитие памяти
Развитие слуховой памяти, повторение последовательности
неречевых заданных звуков (барабан, колокольчик и т. п.). Развитие
зрительно-моторной и слуходвигательной памяти. Развитие объема и
устойчивости визуальной памяти: упражнения на запоминание 5 – 6
объектов без учета расположения.
Развитие мышления
Развитие мышления: функции сравнения, анализа и синтеза на
наглядном материале (найди отличия, сделай одинаковым); функция
классификации (разделение объектов на группы по цвету, форме,
размеру). Развитие способности анализировать простые
закономерности: продолжи ряд, закончи узор.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности
к продуктивному взаимодействию с окружающими
Взаимодействие с
Научить детей правильно представлять себя в процессе знакомства;
окружающими
отработка следующих навыков: «Умение знакомиться», «Умение
начать разговор», «Умение закончить разговор», «Умение
присоединиться к группе», «Умение реагировать на неудачу»,
«Умение принять отказ».; отработка умения присоединяться к группе
одноклассников с использованием игр, стимулирующих
взаимодействие со сверстниками.
Использование комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный,
вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный,
отзывчивый, благодарный и др.).
Отработка следующих навыков: «Умение извиняться», «Умение
понимать чувства другого». Умение помогать другому и принимать
помощь самому; способы просить других о помощи и благодарить за
помощь; отработка следующих навыков: «Умение предложить
помощь другу», «Умение просить о помощи». Совместная работа и
24
ее польза, распределение обязанностей при выполнении общей
работы.
Знакомство с понятием
дружба
Какое поведение помогает дружбе, какое разрушает дружбу.
Позитивные формы дружеского поведения
Расширение поведенческого репертуара, обогащение опыта общения
со сверстниками в разных видах деятельности. Знакомство с
правилами сотрудничества, развитие способности договорится с
партнером по общению о совместных действиях.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
Знакомство с эмоциями Основные эмоции (радость, грусть, страх, злость, стыд), особенности
человека
их проявления, средства и невербального выражения эмоций,
способы адекватного выражения эмоций.
Развитие умения
Развитие умения вербализовывать собственные эмоциональные
идентификации своих
состояния и эмоциональные состояния другого. Ознакомление с
чувств и чувств других
неречевыми средствами выражения эмоций. Ознакомление с
людей
понятием «жесты». Развитие умения анализировать значение
эмоционально-экспрессивных неречевых средств. Развитие и
отработка навыков оказания эмоциональной поддержки. Развитие
умения идентификации и дифференциации эмоций незнакомых
людей. Развитие умения выявлять основные признаки
эмоционального реагирования в различных жизненных ситуациях.
Развитие умения анализировать причины возникновения разных
эмоций. Развитие умения анализировать характерные проявления
разных эмоций.
Расширение репертуара Развитие способности к саморегуляции эмоциональных проявлений.
способов социально
Формирование способности к изменению стратегии собственного
приемлемого
поведения с ориентацией на эмоциональное состояние ближнего.
выражения
Развитие умения поддерживать эмоционально-позитивные
эмоциональных
отношения с окружающими.
реакций.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной
регуляции деятельности и поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Формирование
Оптимизация тонуса мышц. Освоение и закрепление позы покоя и
произвольности
расслабления мышц рук. Формирование двигательной памяти.
двигательной
Развитие навыков удержания программы. Развитие двигательного
регуляции.
контроля. Снижение импульсивности. Развитие межполушарного
взаимодействия. Формирование произвольной регуляции
собственной деятельности. Развитие умения произвольно направлять
свое внимание на мышцы, участвующие в движении. Развитие
умения различать и сравнивать мышечные ощущения. Развитие
общей координации. Развитие навыков контроля равновесия
собственного тела.
Развитие навыков
Развитие целенаправленной саморегуляции в двигательной сфере.
самоконтроля действий Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане.
и поведения.
Развитие умения
Развитие умения ориентироваться на заданную систему требований.
удерживать инструкцию Развитие умения самостоятельно выполнять задания по образцу.
и точного ее выполнять. Развитие навыков составления программы: составление плана
действий при помощи графических символов.
Итоговый диагностический контроль (определение актуального уровня развития
обучающихся) (2 часа)
25
2 класс
Тематические блоки
Основное содержание
Первичный диагностический контроль (определение актуального уровня развития
обучающихся) (2 часа)
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций
Развитие
Пространственная ориентировка на листе бумаги: работа со схемами
пространственного
планов помещений, пространственными терминами между, над/под,
интеллекта
из-за/из-под, слева/справа, ближе/дальше, выше/ниже. Поиск объекта
по плану. Развитие конструктивной деятельности.
Развитие внимания
Увеличение объема внимания, развитие переключения внимания:
графический диктант (двухцветный вариант) по нарисованному
образцу. Поиск ходов лабиринтов с опорой на план.
Развитие памяти
Развитие визуальной и аудиально памяти (5 – 6 объектов) с учетом
расположения,
Развитие мышления
Простейшие обобщения, сравнения. Сопоставление признаков
наглядно предъявляемых объектов. Выделение признаков сходства и
различия объектов. Группировка объектов по самостоятельно
найденному основанию. Умение словесно обозначать группу
объектов. Развитие функции анализа зрительного объекта, выделение
деталей, синтезирование объекта. Развитие функции
анализирующего наблюдения (анализ сюжетов со скрытым
смыслом). Развитие аналитико-синтетической деятельности: задания
на установление закономерности в ряду объектов. Вербальный
анализ пространственного расположения деталей объекта. Развитие
слухо-моторной координации (графические диктанты).
Пространственная ориентировка: поиск ходов лабиринтов с опорой
на план.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности
к продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие навыков
Развитие самосознания детей, их самовосприятия и чувства
самопрезентации
уверенности. Формирование основ рефлексивной позиции. Средства
«невербального общения»: мимика, жесты, поза, интонация.
Общение со взрослыми Как устроено общение, научить определять на примере жизненных
и сверстниками
ситуаций и диалогов начало общения (вступление в контакт),
собственно общение и завершение общения (выход из контакта).
Способы начать общение, правила знакомства, дифференциация
слов, используемых при приветствии и обращении к взрослому
человеку и сверстнику. Способы закончить общение,
дифференциация слов, используемых при прощании со взрослым
человеком и сверстником. Условия успешного общения: внимание к
партнеру по общению (настроение, физическое состояние,
готовность к общению), уважение к мнению собеседника, дистанция
для комфортного общения в разных ситуациях, понимание средств
невербального общения во время общения и их использование.
26
Расширение
поведенческого
репертуара
Развитие у детей навыков общения в ситуации с просьбой:
установление контакта, четкое изложение просьбы, интонация,
использование вежливых слов и жестов. Право на отказ в ситуации
просьбы, принятие ситуации отказа. Развитие навыков общения в
ситуации вежливого отказа. Развитие у детей навыков общения в
ситуациях, когда необходимо извиниться. Определение правил
совместной работы, применение правил совместной работы на
практике. Выделение причин, помогающих и мешающих работать
вместе слаженно. Обучение детей способности прислушиваться к
словам собеседника, определять главный смысл услышанного.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
Развитие
Формирование представления о внутреннем мире человека, его
эмоционального
переживаниях, настроении, эмоциях; развитие умения распознавать
интеллекта
настроение по внешним признакам; связь переживаний человека с
определенными обстоятельствами. Развитие представлений о
важности вежливой речи для общения; побуждение к осмыслению
нравственной стороны речевого обращения к окружающим, к
осознанию, что словом можно порадовать обидеть или человека;
развитие умения и желания вежливо и приветливо общаться со
сверстниками и взрослыми. Расширение знаний о способах улучшить
настроение; закрепление позитивного отношения к своему «Я»;
развитие чувства эмпатии.
Способы саморегуляции Дать детям представление о саморегуляции в критических
своего эмоционального
ситуациях, приемах, позволяющих успокоиться, ввести понятие
состояния
«тайм-аут». Тренировка умения останавливаться, регулировать свое
негативное поведение (брать тайм-аут). Обучение детей вербально
выражать свои чувства, говорить о них в корректной форме, не задев
чувства партнера по общению. Обучение детей вербально выражать
свои желания, говорить о них в корректной форме, используя
подходящие мимику, жесты, интонацию. Приемлемое проявление
негативных эмоций.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Произвольная
Развитие концентрации и переключения внимания. Развитие умения
регуляция деятельности сознательно подчинять свои действия правилу. Развитие умения
ориентироваться на заданную систему требований. Развитие умения
удерживать инструкцию и точного ее выполнения. Развитие умения
самостоятельно выполнять задания по словесной инструкции.
Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия до конца.
Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе выполнения
задания. Развитие навыков контроля двигательной активности.
Развитие навыков составления программы: составление плана
действий при помощи графических символов. Развитие навыков
самоконтроля. Развитие умения осуществлять промежуточный
контроль в процессе выполнения задания. Развитие умения оценить
правильность выполнения задания по результату деятельности.
Итоговый диагностический контроль (определение актуального уровня развития
обучающихся) (2 часа)
3 класс
Тематические блоки
Основное содержание
Первичный диагностический контроль (определение актуального уровня развития
обучающихся) (2 часа)
27
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций
Развитие зрительного
Развитие дифференцированности зрительного восприятия:
восприятия и
выделение фигур из сложного чертежа, распознавание наложенных
пространственного
фигур. Развитие графомоторных функций и пространственной
интеллекта
ориентировке: задания по типу зеркального рисования, рисование
двумя руками одновременно, копирование сложных изображений по
клеточкам. Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи
узор», «Танграм» и подобные задания.
Развитие внимания
Повышение объема внимания, развитие переключение внимания на
материале упражнений: графический диктант с аудиальной
инструкцией, поиск ходов сложных лабиринтов с опорой на план.
Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы
Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом. Развитие
переключения и распределения внимания: задания по типу
шифровки, корректурная проба (выделение двух знаков разными
способами), распределение названий основных цветов, написанных
шрифтом другого цвета
Развитие памяти
Развитие визуальной и аудиальной памяти (10 слов, 7 – 10 предметов
с учетом расположения).
Развитие мышления
Развитие функции сравнения - сопоставление признаков понятий.
Образное сравнение понимание метафор. Классификация объектов
по двум заданным основаниям, классификация объектов по двум
самостоятельно найденным основаниям); функция обобщения
(выделение лишнего объекта из ряда (4-ый и 5-ый лишний)). Умение
подбирать обобщающее понятие к группе объектов. Определение
причинно-следственных зависимостей в серии сюжетных картинок.
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи
(задания по типу простые аналогии).
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности
к продуктивному взаимодействию с окружающими
Взаимодействие в
Развитие навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества.
группе
Развитие осознания значимости общения в жизни человека. Развитие
умения анализировать отношения с одноклассниками. Развитие
коммуникативных возможностей. Формирование умения действовать
согласовано. Содействие развитию рефлексивной позиции в сфере
общения. Способствование получению опыта сотрудничества и
конкуренции в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие
толерантного отношения к другому мнению в ситуации совместного
принятия группового решения.
Понятия «конфликт» и
Качества, необходимые для эффективного взаимодействия.
«контакт».
Формирование представлений об индивидуальных различиях
коммуникативных способностей у разных людей. Развитие навыков
невербального взаимодействия. Формирование осознания различия в
отношении к «своим» и «чужим». Формирование толерантного
отношения к окружающим людям.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
Понятие «качества
Развитие мотивации познания своих качеств и особенностей.
людей».
Формирование позитивного отношения к своему «Я». Развитие
осознания собственных положительных качеств. Расширение словаря
положительных личностных качеств в характеристике человека.
Значимость положительных качеств в жизни человека, их роль в
решении сложных социальных коммуникативных ситуаций в жизни
человека. Представление о связях между различными качествами
личности. Развитие умения дифференцировать свои личностные
28
качества и качества другого. Формирование представления о
развитии своих положительных качеств. Развитие представление о
проявлениях личностных качеств в ситуациях общения
Эмоции в
Развитие умения оказывать эмоциональную поддержку другому.
коммуникации
Формирование представления о роли доброжелательности при
взаимодействии с другими. Развитие умения выделять признаки
доброжелательности в поведении и общении. Развитие умения
идентифицировать свои личностные качества и оценивать степень их
выраженности. Развитие умения свободно говорить о своих
качествах и оценивать их, выделять свои положительные стороны.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Произвольная
Развитие умения простраивать деятельность в умственном плане.
регуляция деятельности Развитие умения самостоятельно выполнять задания по словесной
инструкции. Развитие умения выполнять задания, сохраняя условия
до конца. Развитие умения осуществлять самоконтроль в процессе
выполнения задания. Развитие навыков выполнения действий по
инструкции взрослого и одноклассников. Развитие зрительномоторной координации. Развитие умения ориентироваться на
заданную систему требований. Развитие умения самостоятельно
выполнять задания по образцу.
Итоговый диагностический контроль (определение актуального уровня развития
обучающихся) (2 часа)
4 класс
Тематические блоки
Основное содержание
Первичный диагностический контроль (определение актуального уровня развития
обучающихся)
Психокоррекционный модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции
недостатков когнитивных функций
Развитие зрительного
Развитие целостности и константности зрительного восприятия:
восприятия и
узнавание объекта по его части, дорисовывание объекта до целого,
пространственного
распознавание конфликтных изображений (задания по типу химер).
интеллекта
Развитие слухо-моторной координации: графические диктанты по
клеточкам (изображение целостных объектов, например, заяц).
Развитие конструктивной деятельности: задание «Сложи узор» из 16
кубиков. Развитие пространственной ориентировки:
перекодирование плоскостных изображений в объемные. Развитие
межанализаторных связей: воспроизведение ритма по зрительному
образу (тире/ точка), упражнения на выполнение графического
диктанта при самостоятельном прочтении последовательности
шагов. Перекодирование слуховой информации в графический образ
Развитие внимания
Повышение распределения внимания: задания по типу таблицы
Шульте, поиск слов в ряду букв, работа с числовым рядом
(последовательное прибавление и вычитание заданного числа к
числам в начале и в конце ряда). Развитие переключения и
распределения внимания: задания по типу шифровки с
использованием букв и цифр, корректурная проба (выделение трех
знаков разными способами).
Развитие памяти
Развитие опосредованного запоминания методом пиктограммы.
Формирование ассоциативных связей для запоминания информации.
Формирование мнемотехнических приемов: запоминание
информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи.
Развитие опосредованного запоминания. Формирование
ассоциативных связей для запоминания информации. Формирование
29
мнемотехнических приемов: запоминание информации по
ключевому признаку, по ассоциативной связи.
Развитие мышления
Развитие мышления: функции анализа и синтеза (на основе
построения простейших обобщений с абстрагированием от
несущественных признаков); функции сравнения и абстрагирования
(упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 1 – 3
особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия
одной группы фигур (или понятий) от другой). Упражнения,
требующие сравнения, абстрагирования от несущественных
признаков, выделения существенных признаков с последующим
использованием проведенного обобщения и выявления
закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел,
фигур, слов, действий по заданной закономерности. Умение
перекодировать текстовую информацию в формат таблицы.
Логический анализ текстовой информации. Умение работать с
информацией в формате таблицы, умение чтения табличных данных,
умение преобразовывать табличные данные в текстовую или
схематическую форму. Умение заполнять таблицы. Формирование
логического действия анализа и синтеза: выделение существенных
признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта по
заданным признакам. Формирование логического действия
классификации: группировка объектов, называние групп объектов,
определения признака для группировки. Формирование логического
действия сравнения: сравнение понятий по существенным
признакам. Формирование логического действия абстрагирования:
умение отвлечься от второстепенных признаков. Формирование
логического действия обобщения: умение делать выводы на основе
анализа информации, понимание скрытого смысла текста, пословиц
и поговорок. Формирование логического действия обобщения:
упражнения на поиск закономерности, решение логических задач,
требующих построения цепочки логических рассуждений.
Психокоррекционный модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности
к продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие навыков
Развитие рефлексивной позиции в сфере общения. Развитие
сотрудничества.
экспрессивных способностей и навыков эффективного
взаимодействия и сотрудничества. Понятия «слушать» и «слышать»,
развитие умения слушать. Содействие получению опыта общения в
роли говорящих и слушающих. Понятие «активное слушание», его
значимость в общении, развитие умения активного слушания.
Умение формулировать вопросы для правильного понимания
собеседником, умение задавать уточняющие вопросы в процессе
общения с собеседником, умение выражать поддержку и понимание
говорящему. Умение общаться с помощью неречевых средств:
жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Навыки
эффективного речевого взаимодействия.
Понятия «спор» и
Умение убеждать, роль использования аргументов в споре. Развитие
«дискуссия».
мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска новой
информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в
команде в моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения
обобщать информацию и точно ее передавать
Развитие представлений Различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
о конфликте в общении, Ознакомление с алгоритмом безопасного и эффективного
его причинах и
разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение
последствиях.
учитывать мнения разных людей, умение устанавливать контакт в
различных ситуациях общения, помехи в общении. Значение
позитивной установки для комфортного общения, внимательного
30
отношения к другому человеку. Развитие навыков взаимодействия в
команде. Актуализация правил комфортного общения.
Психокоррекционный модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной
сферы, формированию учебной мотивации
Развитие мотивации
Формирование представления о внутреннем мире человека. Развитие
познания себя и
представления о себе и своих особенностях. Развитие представлений
одноклассников.
о временной линии жизни: представления о себе в прошлом,
настоящем и будущем. Роль ощущений в познании окружающего
мира. Дифференциация и идентификация различных видов
ощущений, уникальность собственного восприятия окружающего
мира. Формирование осознания индивидуальных различий между
людьми.
Ознакомление с
Формирование осознания уникальности и неповторимости каждого
психологическими
человека. Развитие экспрессивных возможностей. Расширения
особенностями
словарного запаса для обозначения черт характера. Развитие умения
различных типов
описывать черты характера других людей. Формирование осознания
темперамента.
особенностей собственного характера на основе нравственной
оценки своих поступков. Актуализация нравственных представлений
о хороших и плохих чертах характера. Развитие и поддержание
позитивного самоотношения при обогащении представлений о себе.
Формирование представлений о положительных и отрицательных
чертах своего характера за счет получения обратной связи от
другого. Формирование осознания собственных психологических
особенностей. Развитие способности к рефлексии. Формирование
позитивного самоотношения.
Развитие навыков
Формирование осознания обучающимися происходящих в них
самоанализа.
перемен (окончание начальной школы и переход в пятый класс).
Роль индивидуальных особенностей во взаимодействии с другими.
Понятие «способности», исследование своих способностей и
возможностей. Выработка адекватного отношения к ошибкам и
неудачам. Развитие навыков анализа своих стремлений и
возможностей, их сопоставления. Развитие умения планировать цели
и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами).
Развитие представлений о своих интересах, ценностях, способностях.
Формирование способности идентифицировать индивидуальные
особенности другого: развитие навыков анализа качеств другого
человека по невербальным и вербальным признакам, поступкам.
Развитие навыков самоанализа и умения рассказывать о себе.
Формирование умения идентификации собственных внутренних и
внешних изменений. Формирование позитивного образа будущего,
актуализация образа желаемого будущего. Повышение уверенности в
себе и развитие самостоятельности.
Психокоррекционный модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и
поведения, коррекции недостатков регулятивных процессов
Произвольная
Отработка переключаемости и возможности длительного удержания
регуляция деятельности внимания. Работа со зрительно-пространственными конфигурациями
графических объектов на материале заданий по типу «сложная
фигура». Тренировка произвольного внимания, его распределения,
самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций.
Итоговый диагностический контроль (определение актуального уровня развития
обучающихся) (2 часа)
31