Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Портрет литературного героя» составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
просвещения РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Изучение литературы, предусмотренное ФГОС, направлено на воспитание
духовно развитой личности, любви и уважения к литературе и в целом к
ценностям отечественной культуры, формирование гуманистического
мировоззрения. Литература должна развивать эмоциональное восприятие
художественного текста, образное, аналитическое и творческое мышление.
Уроки литературы решают и воспитательные задачи. Все чаще можно услышать
от учеников, что произведения не интересные, интерес к чтению заметно упал.
Литература становится оторванной от интересов учащихся. Думаю, данный курс
позволит по-другому посмотреть на героев произведений. Ученики старшей
школы находятся на этапе личностного самоопределения, формулирования
своих жизненный целей, поэтому данный курс актуален, так как ученики смогут
соотнести свои личностные особенности с личностными особенностями героев.
Именно в этот период важно заложить систему ценностей и понятий, которые
помогут ему реализовать себя в полной мере во взрослой жизни. Знания,
полученные в ходе изучения курса, будут способствовать мотивации к изучению
литературы, помогут при подготовке к итоговой аттестации.
В программе использованы произведения, изучаемые в 11 классе, для
анализа взяты образы главных героев
Цель курса: анализ литературных героев, выявление их индивидуальных
особенностей; формирование мотивации к изучению художественной
литературы.
Задачи:
Рассмотреть психологические особенности литературных героев;
Формировать навыки установления причинно-следственных связей;
Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
Отработать
навыки аргументированного
письменной речи.
высказывания
в
устной
и
Программа рассчитана на 8 часов, продолжительность занятий 40 минут.
Форма организации занятий:
традиционный урок, лекция, беседа, дискуссия, деловая игра, мозговой штурм.
Применение технологий:
Технология критического мышления
Кейс-технология
Метод развивающего диалога
ИКТ.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные
Усвоение традиционных ценностей общества;
Формирование
ответственного
отношения
к
учению,
способности
к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести
диалог с другими людьми; освоение социальных норм, правил;
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи.
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно
выбирать
наиболее
познавательных задач;
эффективные
способы
решения
учебных
и
Умение
соотносить
осуществлять
свои
контроль,
действия
с
определять
планируемыми
способы
результатами,
действий
в
рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
Владение
основами самоконтроля,
осуществления
осознанного
самооценки,
выбора
в
принятия
учебной
и
решений
и
познавательной
деятельности;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
Работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
Планирование
и
регуляция
своей
деятельности,
владение
письменной речью, монологической контекстной речью.
устной
и
Предметные результаты
Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего
развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире.
Понимание литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни на примере
литературных героев;
Осознание возможностей русского языка на основе изучения произведений
русской литературы;
Развитие умения аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и
письменных
высказываниях,
создавать
развернутые
высказывания
аналитического и интерпретирующего характера;
Развитие способности понимать особенности героев произведения;
Овладение приемами анализа текста, формирование умений воспринимать,
анализировать, критически оценивать образы героев произведения.
Содержание учебного курса.
М.А. Горький «На дне». «Три правды» в пьесе "На дне" и их трагическое
столкновение.
М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». Трагедия целого народа и судьба
одного человека. Проблема гуманизма в эпопее.
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Основные этапы жизни и творчества
М.А.Булгакова. История создания произведения «Мастер и Маргарита».
Поэт и время. Основные мотивы лирики Твардовского. Тема Великой
Отечественной войны.
Страницы жизни и творчества
А.А.Фадеева. История создания романа
«Молодая гвардия». Жизненная правда и художественный вымысел.
Основные этапы жизни и творчества А.И.Солженицына. Автобиографизм прозы
писателя. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Рассказ Солженицына
«Один день Ивана Денисовича».
Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. Своеобразие прозы писателя.
Нравственные
искания
героев
рассказов
В.М.Шукшина.
Своеобразие
«чудаковатых» персонажей.
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Страницы жизни и творчества
В.Г.Распутина. Изображение патриархальной русской деревни.
Календарно-тематическое планирование
Раздел Тема
Количест
во часов
Дата
№1
М.А. Горький «На дне». «Три правды» в пьесе "На 1 час
дне" и их трагическое столкновение.
21 сентября 2024
№2
М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон». 1 час
Трагедия целого народа и судьба одного человека.
Проблема гуманизма в эпопее.
13 октября 2024
№3
М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Основные 1 час
этапы жизни и творчества М.А.Булгакова. История
создания произведения «Мастер и Маргарита».
17 ноября 2024
№4
Поэт и время. Основные мотивы лирики 1 час
Твардовского. Тема Великой Отечественной войны.
18 января 2025
№5
Страницы жизни и творчества
А.А.Фадеева. 1 час
История создания романа «Молодая гвардия».
Жизненная правда и художественный вымысел.
15 февраля 2025
№6
Основные
этапы
жизни
и
творчества 1 час
А.И.Солженицына.
Автобиографизм
прозы
писателя. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы.
Рассказ Солженицына «Один день Ивана
Денисовича».
15 марта 2025
№7
Страницы жизни и творчества В.М.Шукшина. 1 час
Своеобразие прозы писателя. Нравственные
19 апреля 2025
искания
героев
рассказов
В.М.Шукшина.
Своеобразие «чудаковатых» персонажей.
№8
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Страницы 1 час
жизни и творчества В.Г.Распутина. Изображение
патриархальной русской деревни.
07 мая 2025
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ
от 17 мая 2012 г. N 413)
2. Произведения, предусмотренные данным курсом: М.Горький
«На
дне»,
М.Шолохов «Тихий Дон», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.А.Фадеев
«Молодая гвардия», А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Г.
Распутин «Прощание с Матёрой».
3. Ресурсы Интернета