Рабочая программа по внеурочной деятельности ансамбль
ложкарей «Ложкари» для 3– класса
Пояснительная записка.
Создание детского ансамбля школьников - очень сложное и трудоемкое дело, но
весьма нужное. Обучение игре на инструментах я начинаю с младших классов, используя
прием обычный на 2 - х ложках. Применяя на занятиях различные музыкальные игрушки
и инструменты, обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют
различные ритмические задания и движение с деревянными ложками. Так возникла идея
организовать ансамбль ложкарей. В нашем ансамбле звучат шумовые и ударные
инструменты: деревянные ложки, треугольник, ксилофоны, свистульки, погремушки,
дудочки, трещотки, колокольчики, коробочки, бубен, колотушки, шумелки. Игра в
ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти,
ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к
коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Вот почему
участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств
формирования патриотизма.
На занятиях знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями,
бытом, народным фольклором. Ведь в ансамбле используются исконно русские народные
инструменты, играются русские народные мелодии.
Данная программа создана на основе собственного педагогического опыта, с
использованием педагогической литературы. Программа рассчитана для детей 7-10 лет на
один год обучения с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма.
Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю по 45 минут. Численный состав ансамбля –
8-10 человек. Обучение детей на музыкальных инструментах вначале проводится в
комплексе с попевками. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство
ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру. Затем
используются русские народные мелодии. Поэтому обязательно применяются в работе
различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на
музыкальных инструментах. Например, музыкальные лесенки, которые помогают
закреплять знания детей о движении мелодии. Некоторые инструменты используются для
самостоятельного обследования, тем самым ставим перед детьми несложные творческие
задачи и побуждаем к самообучению. Такие задания предлагаются более способным
детям, которые могут сами искать способы игры на инструменте. При этом важно
эмоциональное отношение ребят к музицированию, целенаправленное восприятие и
усвоение приемов игры. Обучение проводится на коллективных занятиях, так
и на индивидуальных и групповых. Предложенная программа является
вариативной,комплексной, то есть при возникновении необходимости
допускается корректировка содержания.
1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с внесенными
изменениями;
3. Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, организационный раздел «План внеурочной деятельности»;
4. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся;
5. Учебного плана МБОУ «Карагайская СОШ №2 на 2024– 2025 учебный
год.
6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции от
24.11.2015)
Цели:
обогащение духовной культуры обучающихся через игру на русских
народных инструментах.
Задачи:
приобщить детей к русской национальной культуре;
обучить основам техники игры на ложках, сформировать необходимые
умения и навыки для дальнейшего совершенствования игры на
музыкальных инструментах;
воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых
школьников;
развить музыкальные способности обучающихся;
способствовать созданию условий для творческого самовыражения
ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Программа рассчитана на 34 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34
учебные недели), продолжительностью 45 минут.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Два уровня:
I –приобретаем начальные навыки социокультурной адаптации в
современном мире и позитивную самооценку своих музыкально-творческих
возможностей.
II – учимся эмоционально-ценностному отношению к искусству на основе
практических навыков игры на ложках: выступаем на классных и школьных
мероприятиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные.
–ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участвовать в музыкальной жизни класса, школы, города;
–планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные.
– владеть умением и навыкам игры на ложках;
– принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской
деятельности.
Коммуникативные.
– продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач;
– получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять
полученные ответы.
Итоги реализации программы могут быть представлены:
конкурсами на лучшее исполнение внутри коллектива;
участием в календарных и тематических школьных праздниках,
районных мероприятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Перечень тем,
п/п
разделов
1
Вводное
занятие
Описание содержания
Формы
Виды
организации
деятельности
Инструктаж по ТБ.
Знакомство с содержанием
программы.
Прослушивание чувства
ритма
Беседа.
Познавательная
Диагностика
2
Элементы
музыкальной
грамоты
Постановка
исполнительского
аппарата: корпуса, рук.
Обучающее
занятие
Познавательная
3
Музыкальноритмические
игры и
упражнения
Формирование мотивации
к творчеству, работе на
результат
Рефлексия
деятельности
Игровая
4
История
русского
народного
костюма
Знакомство с историей
русского народного
костюма
Виртуальная
экскурсия
Художественное
творчество
5
Способы и
приѐмы игры
на ложках
Знакомство детей со
Обучающее
способами игры на ложках. занятие
Освоение основных
Познавательная
приемов звукоизвлечения
6
Игра на
ложках с
элементами
народного
танца
Знакомство с традициями,
обрядами, праздниками
русского народа. Развитие
исполнительского
мастерства
Музыкальная
мозаика
Социальное
творчество
7
Игра в
Выражение музыкальными
звуками яркости и
контрастности
художественных образов
русских народных песен
Обмен
впечатлениями.
Проблемноценностное
общение
Концертноисполнительская
деятельность
Конкурсы,
ансамбле
Подготовка
8
Проекта
«Ложкари»
Минута славы
концерты,
творческий отчет,
защита проекта
Воспитательный
эффект
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема раздела
п/п
Количество
В том числе
часов
теория
1
Диагностика
3
3
2
Элементы музыкальной грамоты
2
2
3
Музыкально-ритмические игры и
упражнения
4
4
История русского народного костюма
3
5
Способы и приѐмы игры на ложках
14
6
Игра на ложках с элементами народного
танца
5
практика
4
3
14
3
2
7
Игра в ансамбле
30
8
Подготовка проекта «Веселые ложкари»
7
2
5
Итого:
68
13
55
30
КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема занятия
Теория
п/п
1
Практ
ика
Дата
план
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1
Знакомство с содержанием программы
2
Прослушивание чувства ритма
1
3
Понятие о ритме
1
4
Развитие навыков ритмичного
воспроизведения.
5
Понятие о ритме, как основном элементе
игры на ложках
6
Ощущение ритмического пульсирования в
игре
1
7
Отработка «ударов» в игре на ложках
1
8
1 способ: «Простой»
1
9
Отработка «ударов» в игре на ложках
1
10
2 способ: «Лошадка»
1
1
1
факт
11
Отработка «ударов» в игре на ложках
1
12
3 способ: «Часики»
1
13
Отработка «ударов» в игре на ложках
1
14
«Солнышко»
1
15
Отработка «ударов» в игре на ложках
1
16
«Лягушка»
1
17
Женский народный костюм
18
Закрепление «ударов» в игре на ложках
19
Мужской костюм
20
Закрепление «ударов» в игре на ложках
21
Разновидности русского костюма
22
Импровизация в игре на ложках
23
Музыкально-ритмическая игра под
русскую народную песню «Ах вы, сени»
24
Импровизация в игре на ложках
25
Музыкально-ритмическая игра под
русскую народную песню «Светит месяц»
26
Импровизация в игре на ложках
27
Закрепление навыков игры на ложках
28
Репетиция
1
1
1
1
1
1
29
Выступление на Новогоднем празднике
30
Выступление на Новогоднем празднике
31
Выражение музыкальными звуками
яркости и контрастности художественных
образов русских народных песен
32
Выражение музыкальными звуками
яркости и контрастности художественных
образов русской народной песни«Ах вы,
сени»
33
Выражение музыкальными звуками
яркости и контрастности художественных
образов русских народных песен
34
Отчѐтный концерт
:
1
1
1
Итого34
часа
1