Рабочая программа внеурочной деятельности Ложкари 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности ансамбль
ложкарей «Ложкари» для 3– класса
Пояснительная записка.
Создание детского ансамбля школьников - очень сложное и трудоемкое дело, но
весьма нужное. Обучение игре на инструментах я начинаю с младших классов, используя
прием обычный на 2 - х ложках. Применяя на занятиях различные музыкальные игрушки
и инструменты, обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют
различные ритмические задания и движение с деревянными ложками. Так возникла идея
организовать ансамбль ложкарей. В нашем ансамбле звучат шумовые и ударные
инструменты: деревянные ложки, треугольник, ксилофоны, свистульки, погремушки,
дудочки, трещотки, колокольчики, коробочки, бубен, колотушки, шумелки. Игра в
ансамбле вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию памяти,
ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к
коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Вот почему
участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств
формирования патриотизма.
На занятиях знакомимся с детьми с русскими народными традициями, обычаями,
бытом, народным фольклором. Ведь в ансамбле используются исконно русские народные
инструменты, играются русские народные мелодии.
Данная программа создана на основе собственного педагогического опыта, с
использованием педагогической литературы. Программа рассчитана для детей 7-10 лет на
один год обучения с музыкально-слуховыми способностями, хорошим чувством ритма.
Занятия проводятся с группой 2 раза в неделю по 45 минут. Численный состав ансамбля –
8-10 человек. Обучение детей на музыкальных инструментах вначале проводится в
комплексе с попевками. Попевки помогают развивать у детей мелодический слух, чувство
ритма, голос, способность сравнивать и различать звуки по высоте и тембру. Затем
используются русские народные мелодии. Поэтому обязательно применяются в работе
различные пособия, способствующие более эффективному обучению детей игре на
музыкальных инструментах. Например, музыкальные лесенки, которые помогают
закреплять знания детей о движении мелодии. Некоторые инструменты используются для
самостоятельного обследования, тем самым ставим перед детьми несложные творческие
задачи и побуждаем к самообучению. Такие задания предлагаются более способным
детям, которые могут сами искать способы игры на инструменте. При этом важно
эмоциональное отношение ребят к музицированию, целенаправленное восприятие и

усвоение приемов игры. Обучение проводится на коллективных занятиях, так
и на индивидуальных и групповых. Предложенная программа является
вариативной,комплексной, то есть при возникновении необходимости
допускается корректировка содержания.

1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 с внесенными
изменениями;
3. Примерной основной образовательной программы начального общего
образования, организационный раздел «План внеурочной деятельности»;
4. Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся;
5. Учебного плана МБОУ «Карагайская СОШ №2 на 2024– 2025 учебный
год.
6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (в редакции от
24.11.2015)
Цели:


обогащение духовной культуры обучающихся через игру на русских
народных инструментах.

Задачи:


приобщить детей к русской национальной культуре;



обучить основам техники игры на ложках, сформировать необходимые
умения и навыки для дальнейшего совершенствования игры на
музыкальных инструментах;



воспитание музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых
школьников;



развить музыкальные способности обучающихся;



способствовать созданию условий для творческого самовыражения
ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.

Программа рассчитана на 34 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю (34
учебные недели), продолжительностью 45 минут.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Два уровня:
I –приобретаем начальные навыки социокультурной адаптации в
современном мире и позитивную самооценку своих музыкально-творческих
возможностей.
II – учимся эмоционально-ценностному отношению к искусству на основе
практических навыков игры на ложках: выступаем на классных и школьных
мероприятиях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные.
–ориентироваться в культурном многообразии окружающей
действительности, участвовать в музыкальной жизни класса, школы, города;
–планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные.
– владеть умением и навыкам игры на ложках;
– принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской
деятельности.
Коммуникативные.
– продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач;

– получать нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставлять
полученные ответы.
Итоги реализации программы могут быть представлены:


конкурсами на лучшее исполнение внутри коллектива;



участием в календарных и тематических школьных праздниках,
районных мероприятиях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№

Перечень тем,

п/п

разделов

1

Вводное
занятие

Описание содержания

Формы

Виды

организации

деятельности

Инструктаж по ТБ.
Знакомство с содержанием
программы.
Прослушивание чувства
ритма

Беседа.

Познавательная

Диагностика

2

Элементы
музыкальной
грамоты

Постановка
исполнительского
аппарата: корпуса, рук.

Обучающее
занятие

Познавательная

3

Музыкальноритмические
игры и
упражнения

Формирование мотивации
к творчеству, работе на
результат

Рефлексия
деятельности

Игровая

4

История
русского
народного
костюма

Знакомство с историей
русского народного
костюма

Виртуальная
экскурсия

Художественное
творчество

5

Способы и
приѐмы игры
на ложках

Знакомство детей со
Обучающее
способами игры на ложках. занятие
Освоение основных

Познавательная

приемов звукоизвлечения
6

Игра на
ложках с
элементами
народного
танца

Знакомство с традициями,
обрядами, праздниками
русского народа. Развитие
исполнительского
мастерства

Музыкальная
мозаика

Социальное
творчество

7

Игра в

Выражение музыкальными
звуками яркости и
контрастности
художественных образов
русских народных песен

Обмен
впечатлениями.

Проблемноценностное
общение

Концертноисполнительская
деятельность

Конкурсы,

ансамбле

Подготовка

8

Проекта
«Ложкари»

Минута славы

концерты,
творческий отчет,
защита проекта

Воспитательный
эффект

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема раздела

п/п

Количество

В том числе

часов

теория

1

Диагностика

3

3

2

Элементы музыкальной грамоты

2

2

3

Музыкально-ритмические игры и
упражнения

4

4

История русского народного костюма

3

5

Способы и приѐмы игры на ложках

14

6

Игра на ложках с элементами народного
танца

5

практика

4
3
14
3

2

7

Игра в ансамбле

30

8

Подготовка проекта «Веселые ложкари»

7

2

5

Итого:

68

13

55

30

КАЛЕНДАРНО–ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема занятия

Теория

п/п

1

Практ
ика

Дата
план

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

Знакомство с содержанием программы
2

Прослушивание чувства ритма

1

3

Понятие о ритме

1

4

Развитие навыков ритмичного
воспроизведения.

5

Понятие о ритме, как основном элементе
игры на ложках

6

Ощущение ритмического пульсирования в
игре

1

7

Отработка «ударов» в игре на ложках

1

8

1 способ: «Простой»

1

9

Отработка «ударов» в игре на ложках

1

10

2 способ: «Лошадка»

1

1

1

факт

11

Отработка «ударов» в игре на ложках

1

12

3 способ: «Часики»

1

13

Отработка «ударов» в игре на ложках

1

14

«Солнышко»

1

15

Отработка «ударов» в игре на ложках

1

16

«Лягушка»

1

17

Женский народный костюм

18

Закрепление «ударов» в игре на ложках

19

Мужской костюм

20

Закрепление «ударов» в игре на ложках

21

Разновидности русского костюма

22

Импровизация в игре на ложках

23

Музыкально-ритмическая игра под
русскую народную песню «Ах вы, сени»

24

Импровизация в игре на ложках

25

Музыкально-ритмическая игра под
русскую народную песню «Светит месяц»

26

Импровизация в игре на ложках

27

Закрепление навыков игры на ложках

28

Репетиция

1
1
1
1
1
1

29

Выступление на Новогоднем празднике

30

Выступление на Новогоднем празднике

31

Выражение музыкальными звуками
яркости и контрастности художественных
образов русских народных песен

32

Выражение музыкальными звуками
яркости и контрастности художественных
образов русской народной песни«Ах вы,
сени»

33

Выражение музыкальными звуками
яркости и контрастности художественных
образов русских народных песен

34

Отчѐтный концерт

:

1

1

1

Итого34
часа

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.


Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».