Пояснительная записка
Данная Рабочая программа разработана на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
2.Примерной
программы
по
учебным
предметам.
География.
5-9
классы//М.:Просвещение,2011.
3. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
«Карагайская СОШ № 2».
Содержание курса направлено на расширенное и углубленное изучение практических
вопросов, на изучение которых в школьной программе уделяется недостаточно времени и
которые вызывают у учащихся наибольшее затруднения. Также курс по выбору способствует
формированию устойчивого интереса к предмету, исследовательского подхода в решении
географических задач и помогает обучающимся подготовиться к ОГЭ.
Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением,
возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием
опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса географии в 5-9 классах.
Цель: развитие умения решать географические задачи
Задачи:
1.актуализировать базовые географические знания;
2.рассмотреть типовые задачи в ОГЭ по географии;
3.формировать картографическую грамотность;
4.развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками географической
информации.
Реализация программы осуществляется посредством занятий системно-деятельностной
направленности. Приоритетными образовательными технологиями являются: технология
проблемного диалога, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии,
личностно-ориентированное обучение.
Программа рассчитана на 8 часов. Курс по выбору реализуется в течение года в 9 классе.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
-готовность обучающихся к развитию и саморазвитию;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
--основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в
своей деятельности нормам поведения в природе.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
-умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
-умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели;
-умение выполнять познавательные и практические задания;
-определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
-перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
-оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
-определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей
точки зрения.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы
следующие УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;
-различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием
дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), сведениями Интернета;
-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с
помощью ИКТ;
-выражать речь в устной и письменной форме;
-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинноследственные связи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучения курса являются:
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
-развитие картографической грамотности;
-формирование умений
повседневной жизни.
и навыков использования разнообразных географических знаний в
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Введение (1 ч).
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами,
определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации
выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной
процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии,
структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Раздел I. Раздел I. План и карта (4 ч)
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры
и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел II. Природа Земли и человек (7 ч)
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.
Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Рациональное и нерациональное
природопользование. Типы климатов. Муссоны. Циклоны и антициклоны. Режимы рек.
Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел III. Материки, океаны, народы и страны 4 ч)
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение
суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы,
этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной
Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. География России (5 ч)
Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России. Природнохозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел V Статистический метод в географии (1 ч.). Анализ графиков, таблиц. Поиск и отбор
необходимых статистических данных в различных источниках информации.
Раздел VI Решение практических задач геоэкологического содержания (1 ч.). Природные
ресурсы. Виды хозяйственной деятельности человека. Заповедники и национальные парки.
Раздел VII Анализ текстов географического содержания. Зачет (1 ч.). Определение страны
(субъекта РФ) по описанию. Решение задач по тексту географического содержания .
Календарно – тематический план
(17 часов)
Название темы
№
Содержание темы
1
Организация занятий
Знакомство с требованиями стандартов ГИА и
ОГЭ по географии. Основные источники
географической информации: глобус,
справочники, географические сайты.
2
План местности. Масштаб. Азимут
Решение географических задач
3
Решение задач по
топографической карте
Решение географических задач
4
Профиль
Решение географических задач
5
Решение задач по картам атласа
Решение географических задач
6
Координаты
Решение географических задач. Определение
координат городов
7
Географические оболочки
Геологический разрез. Горные
породы и минералы
Решение практических задач
8
Рациональное и нерациональное
природопользование. Стихийные
природные явления
Решение географических задач
9
Классификация природных
ресурсов.
Решение практических задач
10
Типы климатов. Климатическая
карта
Решение географических задач
11
Циклоны и антициклоны
Решение географических задач
12
Материки океаны
Решение географических задач
13
Население и численность
населения Земли. Расы, этносы.
Решение географических задач
14
Миграции, Урбанизация.
Естественный прирост
Решение географических задач
15
Часовые пояса в РФ
Решение географических задач
16
Многообразие народов и языков
России
Решение географических задач
17
Хозяйство России. Отрасли
хозяйства РФ. Субъекты РФ.
Решение учебно-тренировочных тестов по
разделу.