ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
о
г
р
а
н
и
ч
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественное
научные
предметы».
н
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить
н
формирование
биологической и экологической грамотности, расширение
ы
представлений
об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и
м
эволюции,
человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в
и
решении
практических задач, связанных с живой природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся с
в
ЗПР
научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение,
о
измерение,
эксперимент, моделирование), освоения практического применения
з
научных
знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика»,
м
«Химия»,
«География»,
«Математика»,
«Основы
безопасности
о
жизнедеятельности»,
«История», «Русский язык», «Литература» и др.
ж
Предмет максимально направлен на формирование интереса к природному
н социальному миру, совершенствование познавательной деятельности
и
о
обучающихся
с ЗПР за счет овладения мыслительными операциями сравнения,
с
обобщения,
развитие способности аргументировать свое мнение, формирование
т
возможностей
совместной деятельности.
я
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции
м
обучающихся
с ЗПР заключается в углублении представлений о целостной и
и
подробной
картине мира, понимании взаимосвязей между деятельностью
человека и состоянием природы, в развитии умения использовать полученные на
з
уроках
биологии знания и опыт для безопасного взаимодействия с окружающей
д
средой;
адекватности поведения обучающегося с точки зрения опасности или
о
безопасности
для себя или для окружающих.
р
Программа отражает содержание обучения предмету «Биология» с учетом
о
особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным
в
предметом
«Биология» представляет определенную трудность для обучающихся
сь ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания,
я
памяти,
речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным
2
Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«Биология», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по
познавательным интересом, сложностями при определении в тексте значимой и
второстепенной информации.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Биология»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных
связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал
возможно давать в ознакомительном плане. При изучении биологии
обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на
полисенсорной основе.
Общие цели изучения учебного предмета «Биология» представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения данному предмету заключается в формировании у
обучающихся с ЗПР научного мировоззрения на основе знаний о живой природе
и присущих ей закономерностях, биологических системах; овладение базовыми
знаниями о живых организмах и их роли в природе, о методах познания живой
природы и использовании их в практической деятельности; воспитании
ценностного отношения к здоровью человека и к живой природе.
Основными задачами изучения учебного предмета «Биология» являются:
формирование системы научных знаний о живой природе,
закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития
современных естественнонаучных представлений о картине мира;
формирование первоначальных систематизированных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи
живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение
понятийным аппаратом биологии;
приобретение опыта использования методов биологической науки и
проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых
организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей
среде;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на
здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
природных местообитаний видов растений и животных;
формирование представлений о значении биологических наук в решении
проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей
среды;
3
освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации
труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних
животных, ухода за ними.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Биология»,
направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, повышение
познавательной активности, создание условий для осмысленного выполнения
учебной работы.
Общее число часов в 7 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и
практических работ является рекомендательным, учитель делает выбор
проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных
особенностей обучающихся с ЗПР, списка экспериментальных заданий,
предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по биологии
Обучение учебному предмету «Биология» необходимо строить на
создании оптимальных условий для усвоения программного материала
обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня
сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной
регуляции,
умственной
работоспособности,
эмоционально-личностных
особенностей и направленности интересов.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. По содержанию и объему он должен быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными
потребностями.
Акцент в работе следует сделать на развитии у обучающихся с ЗПР
словесно-логического мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать,
делать выводы. Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том числе
лабораторным) работам, организации наблюдений и т.д.
Важно развивать возможность использования знаково-символических
средств организации познавательной деятельности (построение и декодирование
наглядных моделей, отражающих основное содержание изучаемого материала).
Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску
информации. Поскольку предмет «Биология» обычно вызывает у обучающихся
определенный интерес, это важно использовать для совершенствования их
поисковой активности.
Большое внимание должно уделяться закреплению изученного материала,
в том числе специальной актуализации знаний, полученных в предшествующих
классах, поскольку без подобного повторения и закрепления высок риск
4
«поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не
могут стать основой для их дальнейшего совершенствования.
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых изменений:
включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного,
ознакомительного изучения.
В ознакомительном плане даются темы, выделенные в содержании
программы
звёздочкой.
«Общие
биологические
закономерности»
рассматриваются в течение всего периода обучения биологии в основной школе
(5–9 классы).
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми
образовательными
потребностями
и
обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «Биология»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках биологии
определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко
используемых в ФОП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности
следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории
обучающихся, обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования
по предмету «Биология»: усиление предметно-практической деятельности;
чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные
системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении
материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы,
схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы
необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует
уделить обучению структурированию материала: составлению рисуночных и
вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др.
Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также
развития коммуникативных УУД является участие обучающихся с ЗПР в
проектной деятельности. При организации уроков рекомендуется использовать
IT-технологии, презентации, научно-популярные фильмы, схемы, в том числе,
интерактивные, и другие средства визуализации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. При работе над лексикой, в том числе
научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или
расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо
включение слова в контекст. Введение нового термина, новой лексической
единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям.
Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике
обучающихся.
5
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» в 7 КЛАССЕ
1. Систематические группы растений
Классификация растений. Вид как основная систематическая категория.
Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные
растения. *Основные таксоны (категории) систематики растений (царство,
отдел, класс, порядок, семейство, род, вид)*. *История развития систематики,
описание видов, открытие новых видов*. *Роль систематики в биологии*.
Низшие растения. Водоросли. Общая характеристика водорослей.
Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли. Строение и
жизнедеятельность зелёных водорослей. Размножение зелёных водорослей
*(бесполое и половое)*. Бурые и красные водоросли, их строение и
жизнедеятельность. *Значение водорослей в природе и жизни человека*.
Высшие споровые растения. Моховидные (Мхи). Общая характеристика
мхов. Строение и *жизнедеятельность зелёных и сфагновых* мхов.
*Приспособленность мхов к жизни на сильно увлажнённых почвах*.
Размножение мхов, *цикл развития на примере зелёного мха кукушкин лён*.
Роль мхов в заболачивании почв и торфообразовании. Использование торфа и
продуктов его переработки в хозяйственной деятельности человека.
Плауновидные (Плауны). Хвощевидные (Хвощи), Папоротниковидные
(Папоротники).
Общая
характеристика.
Усложнение
строения
папоротникообразных растений по сравнению с мхами. *Особенности строения
и *жизнедеятельности плаунов, хвощей* и папоротников. Размножение
папоротникообразных. Цикл развития папоротника. Роль древних
папоротникообразных
в
образовании
каменного
угля.
*Значение
папоротникообразных в природе и жизни человека*.
Высшие семенные растения. Голосеменные. Общая характеристика.
Хвойные растения, *их разнообразие*. Строение и жизнедеятельность хвойных.
Размножение хвойных, *цикл развития на примере сосны*. *Значение хвойных
растений в природе и жизни человека*.
Покрытосеменные (цветковые) растения. Общая характеристика.
Особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее
высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.
Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. *Цикл развития покрытосеменного растения*.
Семейства покрытосеменных1 (цветковых) растений. Характерные
признаки семейств класса Двудольные (Крестоцветные, или Капустные,
Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые, или Бобовые, Паслёновые,
Изучаются три семейства растений по выбору учителя с учётом местных условий. Можно использовать
семейства, не вошедшие в перечень, если они являются наиболее распространёнными в данном регионе.
1
6
Сложноцветные, или Астровые) и класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или
Мятликовые)2. Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств.
Культурные представители семейств, их использование человеком.
Лабораторные и практические работы
1.
Изучение строения одноклеточных водорослей (на примере
хламидомонады и хлореллы).
2.
Изучение строения многоклеточных нитчатых водорослей (на
примере спирогиры и улотрикса).
3. Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
4. Изучение внешнего строения папоротника или хвоща.
5.
Изучение внешнего строения веток, хвои, шишек и семян
голосеменных растений (на примере ели, сосны или лиственницы).
6. Изучение внешнего строения покрытосеменных растений.
7.
Изучение признаков представителей семейств: Крестоцветные
(Капустные), Розоцветные (Розовые), Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые,
Сложноцветные (Астровые), Лилейные, Злаки (Мятликовые) на гербарных и
натуральных образцах.
8.
Определение видов растений (на примере трёх семейств) с
использованием определителей растений или определительных карточек.
2. Развитие растительного мира на Земле
Эволюционное развитие растительного мира на Земле. *Сохранение в
земной коре растительных остатков, их изучение*. *«Живые ископаемые»
растительного царства*. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения.
Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных
систематических групп. Вымершие растения.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Развитие растительного мира на Земле (экскурсия в палеонтологический
или краеведческий музей).
3. Растения в природных сообществах
Растения и среда обитания. Экологические факторы. *Растения и условия
неживой природы: свет, температура, влага, атмосферный воздух*. *Растения и
условия живой природы: прямое и косвенное воздействие организмов на
растения*. Приспособленность растений к среде обитания. Взаимосвязи
растений между собой и с другими организмами.
Растительные сообщества. Видовой состав растительных сообществ,
преобладающие в них растения. *Распределение видов в растительных
сообществах*. Сезонные изменения в жизни растительного сообщества. Смена
растительных сообществ. Растительность (растительный покров) природных зон
Земли. Флора.
4. Растения и человек
Морфологическая характеристика и определение семейств класса Двудольные и семейств класса
Однодольные осуществляется на лабораторных и практических работах.
2
7
Культурные растения и их происхождение. *Центры многообразия и
происхождения культурных растений*. Земледелие. Культурные растения
сельскохозяйственных угодий: овощные, плодово-ягодные, полевые. Растения
города, *особенность городской флоры*. *Парки, лесопарки, скверы,
ботанические сады*. *Декоративное цветоводство*. Комнатные растения,
*комнатное цветоводство*. *Последствия деятельности человека в
экосистемах*. Охрана растительного мира. *Восстановление численности
редких видов растений: особо охраняемые природные территории (ООПТ)*.
Красная книга России. *Меры сохранения растительного мира*.
Экскурсии или видеоэкскурсии
1. Изучение сельскохозяйственных растений региона.
2. Изучение сорных растений региона.
5. Грибы. Лишайники. Бактерии
Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание,
рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Меры профилактики
заболеваний, связанных с грибами. *Значение шляпочных грибов в природных
сообществах и жизни человека*. *Промышленное выращивание шляпочных
грибов (шампиньоны)*.
Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. *Значение плесневых и дрожжевых
грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая
промышленность и др.)*.
Паразитические грибы. Разнообразие и *значение паразитических грибов
(головня, спорынья, фитофтора, трутовик и др.)*. Борьба с заболеваниями,
вызываемыми паразитическими грибами.
Лишайники – комплексные организмы. Строение лишайников. Питание,
рост и размножение лишайников. *Значение лишайников в природе и жизни
человека*.
Бактерии – доядерные организмы. Общая характеристика бактерий.
Бактериальная клетка. Размножение бактерий. Распространение бактерий.
*Разнообразие бактерий*. *Значение бактерий в природных сообществах*.
Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями. *Бактерии на службе у человека (в сельском хозяйстве,
промышленности) *.
Лабораторные и практические работы
1.
Изучение строения одноклеточных (мукор) и многоклеточных
(пеницилл) плесневых грибов.
2.
Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов (или изучение
шляпочных грибов на муляжах).
3. Изучение строения лишайников.
4. Изучение строения бактерий (на готовых микропрепаратах).
8
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«БИОЛОГИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения программы по биологии основного
общего
образования
должны
отражать
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение
опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за
вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
2) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм
и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры
личности;
5) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного
мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке,
навыков исследовательской деятельности;
6) формирования культуры здоровья:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным
эмоциональным состоянием;
7) трудового воспитания:
9
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, родного края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому
изучению профессий, связанных с биологией;
8) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в
области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях
на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования, должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
пользоваться с опорой на ключевые слова научными методами для
распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим
фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и
человека;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач с помощью педагога.
2) базовые исследовательские действия:
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами,
собственным организмом;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические
эксперименты и интерпретировать их результаты с помощью учителя;
3) работа с информацией:
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные
материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсы Интернета при
выполнении учебных задач;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на
алгоритм;
10
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
использовать информационно-коммуникационные технологии для
решения коммуникативных и познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные
тексты по биологии с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией;
2) совместная деятельность:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять
ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед
группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях,
осознанно выбирать способы решения учебных и познавательных задач;
2) самоконтроль:
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) эмоциональный интеллект:
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
регулировать способ выражения эмоций.
4) принятие себя и других:
принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
11
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к
собственному организму; понимать роль биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководством
педагога: раскрывать сущность живого, называть отличия живого от неживого,
перечислять основные закономерности организации, функционирования
объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития
органического мира в его единстве с неживой природой; сформированность
представлений о современной теории эволюции и основных свидетельствах
эволюции;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии:
использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности
для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов с
опорой на схемы и алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт
использования методов биологии с целью изучения живых объектов,
биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение
несложных биологических опытов и экспериментов, в том числе с
использованием аналоговых и цифровых приборов и инструментов с опорой на
алгоритм учебных действий;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную
информацию основные группы организмов в системе органического мира (в том
числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы
жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его
происхождение, сходства и отличия человека от животных, характеризовать
строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его
приспособленность к различным экологическим факторам;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и
характеризовать важнейшие биологические процессы в организмах растений,
животных и человека с опорой на план;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков
от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как
носителей наследственной информации, об основных закономерностях
наследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в
жизнедеятельности и эволюции организмов; представление об антропогенном
факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о
глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах
их преодоления;
12
уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на
алгоритм учебных действий, в том числе выявлять причинно-следственные
связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных результатов;
уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и
графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и
процессов живой природы;
осознавать вклад российских и зарубежных ученых в развитие
биологических наук;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации
и оценки ее достоверности с помощью учителя;
уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное
исследование или проектную работу в области биологии; с учетом намеченной
цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные
методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять
полученные результаты;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со
знаниями других учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и охране природных экосистем,
сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать целевые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе,
своему здоровью и здоровью окружающих;
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа
жизни, сбалансированного питания и физической активности; неприятие
вредных привычек и зависимостей; уметь противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку,
выращивания культурных растений и ухода за домашними животными;
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«Биология», распределенные по годам обучения.
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых
результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как
правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного
года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу
обучения в 7 классе:
13
характеризовать с опорой на ключевые слова принципы классификации
растений, основные систематические группы растений (водоросли, мхи, плауны,
хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);
приводить примеры вклада российских (в том числе Г.Ф. Морозов, Н.И.
Вавилов, И.В. Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер)
ученых в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях с опорой на
учебник и другие источники информации;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии:
использовать изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности
для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими
на базовом уровне (в том числе: ботаника, экология растений, царство, отдел,
класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда обитания,
растительное сообщество, высшие растения, низшие растения, споровые
растения, семенные растения, водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники,
голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники, бактерии) в
соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
различать и описывать с помощью учителя живые и гербарные экземпляры
растений, части растений по изображениям, схемам, моделям, муляжам,
рельефным таблицам; грибы по изображениям, схемам, муляжам; бактерии по
изображениям;
выявлять признаки классов в строении покрытосеменных или цветковых,
признаки семейств двудольных и однодольных растений с опорой на ключевые
слова, схемы;
определять систематическое положение растительного организма (на
примере покрытосеменных или цветковых) с помощью определительной
карточки;
выполнять практические и лабораторные работы с помощью учителя по
систематике растений, микологии и микробиологии, в том числе работы с
микроскопом
с
постоянными
(фиксированными)
и
временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и
инструментов цифровой лаборатории;
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности
растений, бактерий, грибов и лишайников с опорой на ключевые слова;
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы,
лишайники, бактерии по заданному плану; делать выводы на основе сравнения с
помощью учителя;
описывать с опорой на справочный материал усложнение организации
растений в ходе эволюции растительного мира на Земле;
выявлять с помощью учителя черты приспособленности растений к среде
обитания, значение экологических факторов для растений;
характеризовать с опорой на план растительные сообщества, сезонные и
поступательные изменения растительных сообществ, растительность
(растительный покров) природных зон Земли;
14
приводить примеры культурных растений и их значения в жизни человека;
понимать причины и иметь представление о мерах охраны растительного
мира Земли;
иметь представление о роли растений, грибов, лишайников, бактерий в
природных сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его
повседневной жизни;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики,
физической географии, предметов гуманитарного цикла, различными видами
искусства и демонстрировать на конкретных примерах с помощью учителя;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями,
грибами, бактериями и лишайниками, описывать их; ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты с опорой на алгоритм учебных действий;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке и
во внеурочной деятельности;
создавать с опорой на справочный материал письменные и устные
сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела
биологии, сопровождать выступление презентацией, созданной с помощью
учителя;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа информации
и оценки ее достоверности с помощью учителя.
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов учебного предмета
«Биология» Федеральной адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития совпадают с Федеральной рабочей программой учебного
предмета «Биология» образовательной программы основного общего
образования. При этом организация вправе сама вносить изменения в
содержание и распределение учебного материала, в последовательность
изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение
организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений
определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями
по отбору и адаптации учебного материала по биологии, представленными в
Пояснительной записке.
7 КЛАСС (17 часов, 0,5 ч в неделю)
№
Тематический блок, тема
Количество часов
1
2
3
4
5
Систематические группы растений
Развитие растительного мира на Земле
Растения в природных сообществах
Растения и человек
Грибы. Лишайники. Бактерии
Обобщение знаний
12 ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
7 класс
№
п/п
1
Тематический блок,
тема
Систематические
группы растений
12 ч
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Классификация растений. Вид как
основная
систематическая
категория.
Система растительного мира. Низшие,
высшие споровые, высшие семенные
растения. *Основные таксоны (категории)
систематики растений (царство, отдел,
класс, порядок, семейство, род, вид)*.
*История развития систематики, описание
видов, открытие новых видов*. *Роль
систематики в биологии*.
Низшие растения. Водоросли.
Общая
характеристика
водорослей.
Одноклеточные и многоклеточные зелёные
водоросли. Строение и жизнедеятельность
зелёных водорослей. Размножение зелёных
водорослей *(бесполое и половое)*. Бурые
и красные водоросли, их строение и
жизнедеятельность. *Значение водорослей
в природе и жизни человека*.
Высшие
споровые
растения.
Моховидные (Мхи). Общая характеристика
мхов. Строение и *жизнедеятельность
зелёных
и
сфагновых*
мхов.
Классифицирование основных категорий
систематики растений: низшие, высшие
споровые, высшие семенные.
Применение биологических терминов и
понятий:
микология,
бактериология,
систематика, царство, отдел, класс,
семейство, род, вид, низшие и высшие,
споровые
и
семенные
растения.
Представление системы растительного
мира в виде таблицы (выборочное чтение
опережающего
характера)
под
руководством учителя
Выявление
существенных
признаков
растений:
отдела
Покрытосеменные
(Цветковые),
классов
(Однодольные,
Двудольные) и семейств (Крестоцветные,
Паслёновые и др.).
Установление
взаимосвязей
между
особенностями строения покрытосеменных
растений
и
их
систематической
принадлежностью
с
использованием
таблицы.
Определение семейств и их отличительных
16
№
п/п
Тематический блок,
тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
*Приспособленность мхов к жизни на
сильно
увлажнённых
почвах*.
Размножение мхов, *цикл развития на
примере зелёного мха кукушкин лён*. Роль
мхов
в
заболачивании
почв
и
торфообразовании. Использование торфа и
продуктов
его
переработки
в
хозяйственной деятельности человека.
Плауновидные
(Плауны).
Хвощевидные
(Хвощи),
Папоротниковидные
(Папоротники).
Общая
характеристика.
Усложнение
строения папоротникообразных растений
по сравнению с мхами. *Особенности*
строения и *жизнедеятельности плаунов,
хвощей* и папоротников. Размножение
папоротникообразных. Цикл развития
папоротника.
Роль
древних
папоротникообразных
в
образовании
каменного
угля.
*Значение
папоротникообразных в природе и жизни
человека*.
Высшие
семенные
растения.
Голосеменные. Общая характеристика.
Хвойные растения, *их разнообразие*.
Строение и жизнедеятельность хвойных.
Размножение хвойных, *цикл развития на
примере сосны*. *Значение хвойных
растений в природе и жизни человека*.
Покрытосеменные
(цветковые)
растения.
Общая
характеристика.
Особенности
строения
и
жизнедеятельности покрытосеменных как
наиболее высокоорганизованной группы
растений, их господство на Земле.
Классификация
покрытосеменных
растений: класс Двудольные и класс
Однодольные. Признаки классов. *Цикл
развития покрытосеменного растения*.
Семейства
покрытосеменных
(цветковых)
растений.
Характерные
признаки семейств класса Двудольные
(Крестоцветные,
или
Капустные,
Розоцветные, или Розовые, Мотыльковые,
или
Бобовые,
Паслёновые,
Сложноцветные, или Астровые) и класса
Однодольные (Лилейные, Злаки, или
Мятликовые).**
Многообразие
растений.
Дикорастущие представители семейств.
Культурные представители семейств, их
использование человеком.
*— Изучаются три семейства
растений по выбору учителя с учётом
местных условий. Можно использовать
семейства, не вошедшие в перечень, если
они
являются
наиболее
распространёнными в данном регионе.
**—
Морфологическая
характеристика и определение семейств
класса Двудольные и семейств класса
Однодольные
осуществляется
на
лабораторных и практических работах.
Лабораторные и практические
признаков по схемам, описаниям и
изображениям.
Исследование видовой принадлежности
покрытосеменных растений (определитель
растений).
Выявление
существенных
признаков
растений отделов: Зелёные водоросли,
Моховидные,
Папоротниковидные,
Хвощевидные,
Плауновидные,
Голосеменные,
Покрытосеменные
с
использованием таблицы.
Описание
многообразия
мхов,
папоротникообразных, голосеменных по
плану.
Выявление особенностей размножения и
циклов развития у водорослей, мхов,
папоротникообразных,
голосеменных
растений.
Обоснование роли водорослей, мхов,
папоротников,
хвощей,
плаунов,
голосеменных, покрытосеменных растений
в природе и жизни человека.
Выделение
существенных
признаков
строения и жизнедеятельности бактерий,
грибов, лишайников с опорой на различные
источники информации.
Выполнение практических и лабораторных
работ с использованием адаптированных
инструкций по систематике растений,
микологии и микробиологии, работа с
микроскопом
с
постоянными
и
временными микропрепаратами.
17
№
п/п
Тематический блок,
тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
работы
1.
Изучение
строения
одноклеточных водорослей (на примере
хламидомонады и хлореллы).
2.
Изучение
строения
многоклеточных нитчатых водорослей (на
примере спирогиры и улотрикса).
3. Изучение внешнего строения
мхов (на местных видах).
4. Изучение внешнего строения
папоротника или хвоща.
5. Изучение внешнего строения
веток, хвои, шишек и семян голосеменных
растений (на примере ели, сосны или
лиственницы).
6. Изучение внешнего строения
покрытосеменных растений.
7.
Изучение
признаков
представителей семейств: Крестоцветные
(Капустные),
Розоцветные
(Розовые),
Мотыльковые (Бобовые), Паслёновые,
Сложноцветные (Астровые), Лилейные,
Злаки (Мятликовые) на гербарных и
натуральных образцах.
8. Определение видов растений (на
примере трёх семейств) с использованием
определителей
растений
или
определительных карточек.
2
Развитие растительного
мира на Земле 1 ч
Эволюционное
развитие
растительного мира на Земле. *Сохранение
в земной коре растительных остатков, их
изучение*.
*«Живые
ископаемые»
растительного царства*. Жизнь растений в
воде. Первые наземные растения. Освоение
растениями
суши.
Этапы
развития
наземных
растений
основных
систематических
групп.
Вымершие
растения.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Развитие растительного мира на
Земле (экскурсия в палеонтологический
или краеведческий музей).
Структурирование текста учебника по
процессу развития растительного мира на
Земле и основных его этапов.
Объяснение общности происхождения и
эволюции систематических групп растений
на примере сопоставления биологических
растительных объектов под руководством
учителя.
Выявление
примеров
и
раскрытие
сущности
возникновения
приспособленности организмов к среде
обитания.
3
Растения в природных
сообществах
1ч
Растения и среда обитания.
Экологические факторы. *Растения и
условия
неживой
природы:
свет,
температура, влага, атмосферный воздух*.
*Растения и условия живой природы:
прямое
и
косвенное
воздействие
организмов
на
растения.*
Приспособленность растений к среде
обитания. Взаимосвязи растений между
собой и с другими организмами.
Растительные
сообщества.
Видовой состав растительных сообществ,
преобладающие
в
них
растения.
*Распределение видов в растительных
сообществах*. Сезонные изменения в
жизни растительного сообщества. Смена
растительных сообществ. Растительность
(растительный покров) природных зон
Земли. Флора.
Объяснение
сущности
экологических
факторов: абиотических, биотических и
антропогенных и их влияния на организмы.
Определение структуры экосистемы.
Установление взаимосвязи организмов в
пищевых цепях, составление схем пищевых
цепей и сетей в экосистеме.
Определение черт приспособленности
растений к среде обитания, значения
экологических факторов для растений.
Объяснение причин смены экосистем.
Создание рисуночной схемы «Смена
растительных сообществ» по тексту.
Сравнение биоценозов и агроценозов в
форме таблицы.
Формулирование выводов о причинах
неустойчивости агроценозов.
Обоснование необходимости чередования
агроэкосистем.
18
№
п/п
Тематический блок,
тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
Описание растений экосистем своей
местности, сезонных изменений в жизни
растительных сообществ и их смены.
4
Растения и человек 1 ч
Культурные растения и их
происхождение. *Центры многообразия и
происхождения культурных растений*.
Земледелие.
Культурные
растения
сельскохозяйственных угодий: овощные,
плодово-ягодные,
полевые.
Растения
города, *особенность городской флоры*.
*Парки, лесопарки, скверы, ботанические
сады*. *Декоративное цветоводство*.
Комнатные
растения,
*комнатное
цветоводство*. *Последствия деятельности
человека
в
экосистемах*.
Охрана
растительного мира. *Восстановление
численности редких видов растений: особо
охраняемые
природные
территории
(ООПТ)*. Красная книга России. *Меры
сохранения растительного мира*.
Экскурсии или видеоэкскурсии
1. Изучение сельскохозяйственных
растений региона.
2. Изучение сорных растений
региона.
Объяснение роли и значения культурных
растений в жизни человека.
Выявление
черт
приспособленности
дикорастущих растений к жизни в
экосистеме города под руководством
учителя.
Объяснение причин и описание мер охраны
растительного мира Земли.
Описание современных экологических
проблем, их влияния на собственную жизнь
и жизнь окружающих людей.
5
Грибы.
Лишайники.
Бактерии 1 ч
Грибы. Общая характеристика.
Шляпочные грибы, их строение, питание,
рост, размножение. Съедобные и ядовитые
грибы. Меры профилактики заболеваний,
связанных
с
грибами.
*Значение
шляпочных
грибов
в
природных
сообществах
и
жизни
человека*.
*Промышленное выращивание шляпочных
грибов (шампиньоны)*.
Плесневые грибы. Дрожжевые
грибы. *Значение плесневых и дрожжевых
грибов в природе и жизни человека
(пищевая
и
фармацевтическая
промышленность и др.)*.
Паразитические
грибы.
Разнообразие и *значение паразитических
грибов (головня, спорынья, фитофтора,
трутовик и др.)*. Борьба с заболеваниями,
вызываемыми паразитическими грибами.
Лишайники—
комплексные
организмы.
Строение
лишайников.
Питание, рост и размножение лишайников.
*Значение лишайников в природе и жизни
человека*.
Бактерии — доядерные организмы.
Общая
характеристика
бактерий.
Бактериальная
клетка.
Размножение
бактерий.
Распространение
бактерий.
*Разнообразие
бактерий*.
*Значение
бактерий в природных сообществах*.
Болезнетворные
бактерии
и
меры
профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями. *Бактерии на службе у
человека
(в
сельском
хозяйстве,
промышленности)*.
Лабораторные и практические
Выявление отличительных признаков
царства Грибы.
Описание строения и жизнедеятельности
одноклеточных, многоклеточных грибов.
Установление
взаимосвязи
между
особенностями
строения
шляпочных
грибов и процессами жизнедеятельности.
Определение роли грибов в природе, жизни
человека.
Аргументирование мер профилактики
заболеваний, вызываемых грибами.
Описание
симбиотических
взаимоотношений грибов и водорослей в
лишайнике.
Выявление отличительных признаков
царства Бактерии.
Описание строения, жизнедеятельности и
многообразия бактерий. Описание мер
профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями.
Проведение наблюдений и экспериментов
за грибами, лишайниками и бактериями.
Овладение
приёмами
работы
с
биологической информацией о бактериях,
грибах, лишайниках и её преобразование
19
№
п/п
Тематический блок,
тема
Основное содержание
Основные виды деятельности
обучающихся
работы
1.
Изучение
строения
одноклеточных (мукор) и многоклеточных
(пеницилл) плесневых грибов.
2. Изучение строения плодовых
тел шляпочных грибов (или изучение
шляпочных грибов на муляжах).
3. Изучение строения лишайников.
4. Изучение строения бактерий (на
готовых микропрепаратах).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология, 7 класс/ Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С.; под
редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
Биология, 7 класс/ Латюшин В.В., Акционерное общество «Издательство
«Дрофа»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41336
20