Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»
РАССМОТРЕНО
Рекомендовано к утверждению
На педагогическом совете
Протокол № ^
От « №.»
20 я ^ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
МБОУ «Карагайская СОШ №2»
с. Карагай
Положение
*
о наставничестве МБОУ « Карагайская СОШ №2»
Общие положения
1.1. Настоящее положение о наставничестве для педагогических работников МБОУ «Карагайская
СОШ №2» (далее - Положение) регламентирует особенности внедрения целевой модели
наставничества, в том числе разработки и реализации программ наставничества.
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании Российской Федерации», распоряжением Минпросвещения от 25.12.2019 №
Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования,
в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», локальными
нормативными актами МБОУ «Карагайская СОШ №2»(дапее - школа).
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков,
компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение,
основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации программы наставничества через организацию
работы наставнической пары, триады или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Наставник - педагогический работник, имеющий успешный опыт в достижении жизненных,
личностных и профессиональных результатов, готовый и компетентный поделиться опытом и
навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самосовершенствования и
самореализации наставляемого.
Наставляемый - педагогический работник, осваивающий новые или развивающий имеющиеся
компетенции с помощью наставника; педагогический работник, обратившийся за помощью в
преодолении собственных профессиональных дефицитов, затруднений или совершенствовании
своего мастерства.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
2.1. Цель наставничества педагогических работников: создание системы методического
сопровождения профессионального развития и роста педагогических работников и
управленческих кадров, создание наиболее благоприятных условий для их успешной личной и
профессиональной самореализации (как наставников, так и наставляемых).
2.2. Задачи наставничества педагогических работников:
- адаптация наставляемых к выполнению новых или более сложных трудовых функций, к
условиям осуществления трудовой деятельности, приобщение к корпоративной культуре;
- создание условий для передачи педагогами-профессионалами наставляемым ценностно
смысловых ориентиров, традиций, лучших педагогических практик, обеспечивающих
преемственность и культуросообразность развития региональной системы общего образования;
- создание условий для координации усилий разных специалистов-наставников по непрерывному
развитию и саморазвитию наставляемых, раскрытию их потенциальных возможностей и
дарований;
- создание открытой образовательной среды, создающей у с л о в и я для проявления каждым
образовательной активности, образовательной инициативы, профессиональной самореализации;
- формирование открытого и эффективного профессионального сообщества, способного на
комплексную поддержку индивидуальной образовательной траектории наставляемых;
- ускорение процесса профессионального становления работников, развитие их способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять должностные обязанности;
- развитие у педагогических работников интереса к осуществляемой профессиональной
деятельности;
- развитие профессионально значимых качеств личности;
- создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата;
- снижение текучести кадров в организации и мотивация работников к установлению длительных
трудовых отношений с работодателем.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
3.1. Внедрение программы наставничества в МБОУ «Карагайская СОШ № 2» утверждается
приказом директора школы.
3.2. Организация наставничества в МБОУ «Карагайская СОШ № 2» возлагается на директора,
который осуществляет следующие функции:
определяет кандидатуру наставника;
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
определяет срок наставничества;
утверждает индивидуальный план;
утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого
осуществлялось наставничество;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении
которого осуществляется наставничество;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам
наставничества.
обеспечивает организацию повышения квалификации наставников;
обеспечиваетсовершенствование
наставнической
деятельности
в соответствии
с
потребностями организации;
3.3.
Директор школы назначает куратора, к зоне ответственности которого относятся
следующие задачи:
- сбор и работа с базой наставников и наставляемых;
- разработка ежегодного плана наставничества педагогических работников образовательной
организации;
- организация и контроль мероприятий в рамках наставничества педагогических работников;
- организация обучения наставников;
- решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации программы;
- подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность, и
представление их на утверждение руководителю образовательной организации;
- оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки
участникамнаставничества педагогических работников;
- анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в
образовательной организации и участие в его распространении.
3.4. Требования к подбору наставников осуществляется по следующим критериям:
-наличие высшего образования, первой и высшей квалификационной категории;
-наличие общепризнанных личных достижений и результатов;
-развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
-способность и готовность делиться профессиональным опытом;
3.5. Наставничество в МБОУ «Карагайская СОШ № 2» устанавливается над следующими
педагогическими работниками:
- впервые принятыми на работу и не имеющими необходимых умений и навыков
выполнения должностных обязанностей, в том числе выпускниками профессиональных
образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- принятыми на работу после продолжительного перерыва (более 6 месяцев) в
осуществлении трудовой деятельности, в том числе по замещаемой должности (профессии); переведенными (назначенными) на другую должность (профессию), если выполнение ими новых
должностных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и
приобретения новых практических навыков;
- педагогическими работниками для ликвидации выявленных профессиональных дефицитов
или совершенствования профессиональных компетенций.
3.6. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может превышать
трех.
3.7. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного года
в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
3.8. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным
причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
3.9. Замена наставника производится приказом директора школы, основанием могут
выступать следующие обстоятельства:
- прекращение трудового договора с наставником;
- перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на
иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
- просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных обязанностей;
- возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
3.10. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в
профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной
подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения
наставничества (далее - индивидуальный план).
3.10.1. Индивидуальный план составляется наставником не позднее 10 дней со дня
утверждения его кандидатуры приказом организации. Приложение 1
3.10.2, Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
3.11. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество, в том числе содержащий рекомендации по его дальнейшему профессиональному
развитию. Приложение 2
3.12. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения наставничества и
работе наставника, включая оценку деятельности наставника. Приложение 3
4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
4.1. Наставляемый имеет право:
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с реализацией программы
наставничества;
вносить предложения по корректировке программы наставничества;
обращаться к куратору с ходатайством о замене наставника.
4.2. Наставляемый обязан:
выполнять мероприятия программы наставничества в установленные сроки;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению обязанностей при
реализации программы наставничества;
совершенствовать
профессиональные
навыки,
практические
приемы
и способы
качественного исполнения обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
участвовать в общественной жизни коллектива школы.
5. ФОРМЫ И СТИЛИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Формы наставнической деятельности:
прямая (непосредственный контакт с молодым специалистом и общение с ним не только
в рабочее время, но и в неформальной обстановке) и опосредованная (формальный контакт, путем
советов, рекомендаций, но личные контакты сводятся к минимуму, а также влияние на его
окружающую среду);
индивидуальная (за наставником закрепляется один молодой специалист и (или)
обучающийся) и групповая (наставничество распространяется на группу молодых специалистов и
(или) обучающихся);
открытая (двустороннее взаимодействие наставника и молодого специалиста и (или)
обучающегося) и скрытая (наставник воздействует на молодого специалиста и (или)
обучающегося незаметно для второго);
коллективно-индивидуальная (наставничество над одним молодым специалистом и (или)
обучающимся осуществляет трудовой коллектив) или коллективно-групповая (наставничество
трудового коллектива осуществляется над группой молодых специалистов и (или) обучающихся).
5.2. Стили наставничества (выбор стиля взаимодействия зависит от уровня подготовки
подопечного и сложности задачи):
инструктаж - стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания подопечному
или предлагает ему копировать свои собственные действия;
объяснение - стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или
иную работу, и подробно объясняет каждый шаг, дает обоснование своим действиям;
развитие - это стиль, при котором наставник предлагает решить производственную задачу
и представить результат.
6. МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И ПООЩРЕНИЯ НАСТАВНИКОВ
6.1. Мотивирующими наставника факторами выступают:
создание среды, в которой наставничество будет восприниматься как почетная миссия, где
формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику
отводится ведущая роль.
6.2. Популяризация роли наставника осуществляется через организацию и проведение: фестивалей, форумов, конференций наставников на муниципальном, региональном уровнях;
6.3. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель вправе
предусмотреть:
объявление благодарности, Награждение почетной грамотой организации, вручение ценного
подарка;
представление к государственным и ведомственным наградам; помещение фотографии
наставника на доску почета организации;
материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные локальными
нормативными актами организации).
7. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников,
динамика образовательных результатов.
7.2. Оценка эффективности внедрения целевой модели осуществляется с периодичностью один
раз в год.
7.3. Оценка реализации программ наставничества осуществляется на основе анкетирования
и опросов участников программы в соответствии с графиком, установленным программой.
*
Приложение 1
Примерный план работы
Планируемые мероприятия
■ Беседа: Традиции школы;
■ Инструктаж:
Нормативно
правовая
база
школы
(программы,методическиезаписки,государственныестандарты),прав
илавнутреннегораспорядкашколы;
* Практическоезанятие:Планированиеиорганизацияработыпопредмету
(изучениеосновныхтемпрограмм,составлениекалендарнотематическогопланирования,знакомствосУМК,методическойлитерат
урой,составлениерабочихпрограмм,поурочноепланирование);
* Изучениеинструкций :Каквестиклассныйжурнал,личныеделаобучаю
щихся;Выполнениеединыхтребованийкведениюдневниковитетрадей
■ Посещение наставляемого уроков учителя наставника. Самоанализ
уроков наставником;
■ Самообразование. Оказание помощи в выборе методической темы
по самообразованию;
■
Практикум по теме: "Разработка поурочных планов"
■ Посещение уроков наставляемого с целью знакомства с работой.
■ Методические разработки: требования к анализу урока и
деятельности учителя на уроке. Типы, виды и формы урока;
■ Занятие:
Работа
с
школьной
документацией;
■ Изучение положения о текущем и итоговом контроле за знаниями
учащихся;
■
Занятие: Современный уроки его организация;
* Практикум: Знакомство с методикой подготовки учащихся к
конкурсам, олимпиадам по предмету.
■ Беседа: Организация индивидуальных занятий с различными
категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации
учебной деятельности;
■ Тренинг: Учусь строить отношения; Анализ педагогических
Срок
исполнения
ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций;
■ Посещениемолодымспециалистомуроковучителянаставникавсреднемистаршемзвене;
■ Индивидуальная беседа: Психолого-педагогические требования к
проверке, учету и оценке знаний учащихся;
■ Практикум: Домашнее задание: как, сколько, когда;
■ Обмен мнениями по теме«Факторы, которые влияют на качество
преподавания»;
■ Занятие: Формы контроля знаний, как помочь обучающимся
подготовиться к экзаменам.
■ Посещение уроков, мероприятий, классных часов, праздников у
опытных учителей школы;
■ Посещение уроков
молодого
учителя
с
целью
выявления затруднений ,оказания методической помощи;
■ Посещение открытого урока молодого учителя-коллеги с целью
знакомства с опытом работы. Анализ и самоанализ урока;
■ Практикум:
"Современные
образовательные
технологии.»
■ Дискуссия:Труднаяситуацияназанятииивашвыходизнеё;Анализпедаго
гическихситуаций.Анализразличныхстилейпедагогическогообщения(ав
торитарный,либерально-попустительский, демократический).
■ Беседа: Виды контроля, их рациональное использование на
различных этапах изучения программного материала;
■ Практическое занятие: Введение в активные методы обучения
(превращение модели в игру, имитационные игры);
■ Участие наставляемого в заседании ШМО (выступление по теме
самообразования);
* Беседа: Содержание
родителями;
формы
и методы
работы
педагога с
*
Приложение 2
ОТЗЫВ
О результатах профессионального развития наставляемого
(Ф.И.О., должность, структурное подразделение)
На период с______________до___________ 2022г.
№
Критерии оценки
профессионального развития
Оценка
1.
Соблюдение сроков работы
Соблюдение
□
Частичное
соблюдение
□
Не соблюдение
□
2.
Качество выполнения работ
3.
Профессиональная
компетентность
4.
Выполнение
функциональных
обязанностей
Высокое
□
Среднее
□
Низкое
□
Полная
□
Недостаточно полнея
□
Неполная
□
Выполнение
□
Частичное
выполнение
□
Не выполнение
5.
Выполнение планов
л
Выполнение
□
Частичное
выполнение
□
Не выполнение
У читель-наставник
«
»
_________ 2022г.
□
□
*
Приложение 3
Отчет о процессе прохождении наставничества
(Ф.И.О., должность, структурное подразделение)
На период с____________до__________ 2022г.
Мероприятия (содержание работы)
№
Срок
выполнения
1.Самообучение
1.1.
1.2.
2.06}мнение
2.1.
2.2.
З.Участиевконкурсемолодежныхразработок
3.1.
3.2.
4.Участиемероприятиях,организованныхМО
4.1.
4.2.
5.Участиемероприятиях,организованныхОУ
5.1.
5.2.
Учитель-наставник
С заключением ознакомлен
*
(Ф.И.О
наставляемого)
«
»
22г.
Отметка о
выполнении