Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных
знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении
физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих
физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами
исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями
и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и
техники, с новыми профессиями.
Программа курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже
усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько
разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале
изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела.
При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные,
качественные, графические, экспериментальные задачи.
Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции:
анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий,
анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного
ответа.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так
и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к
единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное
внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта
решения задач различной трудности.
Программа рассчитана на 17 учебных часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения являются:
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
- чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
- положительное отношение к труду, целеустремленность; - экологическая культура,
бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание
ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природоиспользование.
Метапредметные результаты обучения:
Обучающийся сможет:
2
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить не его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задачи;
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
Предметные результаты обучения:
Обучающийся сможет:
•
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в
практической деятельности людей;
•
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
•
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
•
использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
•
проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая
измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать
ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать
относительную погрешность по заданным формулам;
•
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров,
характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с
учетом погрешности измерений;
•
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
•
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические законы с учетом границ их применимости;
•
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя
модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку
объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
3
•
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и
законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и
проверять полученный результат;
•
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;
•
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для
решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
•
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на
основе полученных теоретических выводов и доказательств;
•
характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила,
энергия;
•
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
•
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины, в контексте
межпредметных связей.
Обучающийся сможет:
•
распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений.
•
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
•
анализировать свойства тел, физические явления и процессы, используя
физические законы; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
•
различать основные признаки изученных физических моделей.
•
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела,
плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия,
потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД
простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда,
4
период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
•
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и
формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура,
удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота
парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного
действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать
краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые
для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения
физической величины.
•
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических
цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
•
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца,) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета
электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической
величины.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
использовать знания о механических, тепловых, электромагнитных явлениях в
повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры
практического использования знаний о физических явлениях и физических
законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания,
тепловых и гидроэлектростанций;
•
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать
проблему как на основе имеющихся знаний с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки
•
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий
характер фундаментальных физических законов и ограниченность использования
частных законов;
•
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе
эмпирически установленных фактов;
5
Содержание курса.
Введение.
Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач
по требованию, содержанию, способу задания и решения. Общие требования при решении
физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения.
Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
Использование вычислительной техники для расчётов. Анализ решения и его значение.
Оформление решения задачи.
Кинематика и динамика.
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы
динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления.
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под
действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Законы сохранения и статика.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с
помощью законов сохранения. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное
движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и
превращения механической энергии.
Молекулярная физика и основы термодинамики.
Качественные задачи на основные положения и основное уравнение молекулярнокинетической теории (МКТ). Задачи на описание поведения идеального газа: основное
уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в
изопроцессах.
Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона,
характеристика критического состояния. Задачи на определение характеристик влажности
воздуха.
Задачи на определение характеристик твердого тела: абсолютное и относительное
удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
Электрическое и магнитное поля.
Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами
сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью
потенциалов, энергией. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Задачи разных видов на описание магнитного поля тока и его действия: магнитная
индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца.
Постоянный электрический ток в различных средах.
Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с
помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов
последовательного и параллельного соединений. Решение задач на расчет участка цепи,
имеющей ЭДС.Задачи на описание постоянного электрического тока в электролитах,
вакууме, газах, полупроводниках: характеристика носителей, характеристика конкретных
явлений и др.
6
Тематическое планирование.
10 класс
№п/п
1
2
3
4
5
6
ТЕМА
Кол-во часов
Введение
Кинематика и динамика
Законы сохранения и статика
Молекулярная физика и основы
термодинамики
Электрическое и магнитное поля.
Постоянный электрический ток в
различных средах
Всего
1
5
3
3
3
2
17
7