Общая характеристика курса
Процесс решения задач служит одним из средств овладения системой научных
знаний по тому или иному учебному предмету. Особенно велика его роль при обучении
физике, где задачи выступают действенным средством формирования основополагающих
физических знаний и умений. В процессе решения обучающиеся овладевают методами
исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями
и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями отечественной науки и
техники, с новыми профессиями.
Программа курса ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже
усвоенных обучающимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько
разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале
изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела.
При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные,
качественные, графические, экспериментальные задачи.
Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции:
анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий,
анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного
ответа.
При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так
и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к
единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное
внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта
решения задач различной трудности.
Программа рассчитана на 8 учебных часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения являются:
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
- чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
- положительное отношение к труду, целеустремленность; - экологическая культура,
бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание
ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметные результаты обучения:
Обучающийся сможет:
2
- самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
- определять несколько путей достижения поставленной цели;
- задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
- осуществлять развернутый информационный поиск и ставить не его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
- искать и находить обобщенные способы решения задачи;
- осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
Предметные результаты обучения:
Обучающийся сможет:
•
демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной
научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в
практической деятельности людей;
•
демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими
естественными науками;
•
устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные
физические модели для их описания и объяснения;
•
использовать информацию физического содержания при решении учебных,
практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из
различных источников и критически ее оценивая;
•
проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая
измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать
ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать
относительную погрешность по заданным формулам;
•
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров,
характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с
учетом погрешности измерений;
•
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
•
использовать для описания характера протекания физических процессов
физические законы с учетом границ их применимости;
•
решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя
модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку
объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);
3
•
решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа
условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и
законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и
проверять полученный результат;
•
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении
физических и межпредметных задач;
•
использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных
характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для
решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее
применимости и место в ряду других физических теорий;
•
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также
прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на
основе полученных теоретических выводов и доказательств;
•
характеризовать системную связь между основополагающими научными
понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила,
энергия;
•
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических
закономерностей и законов;
•
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
выбором физической модели, используя несколько физических законов или
формул, связывающих известные физические величины, в контексте
межпредметных связей.
Обучающийся сможет:
•
распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений.
•
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение
физической величины;
•
анализировать свойства тел, физические явления и процессы, используя
физические законы; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение;
•
различать основные признаки изученных физических моделей.
•
использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе.
•
решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного
распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и
формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света,): на
4
основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и
оценивать реальность полученного значения физической величины.
•
анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты:
закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон
сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света
атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое
выражение;
•
различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели
атомного ядра;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с
приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц,
дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения
в окружающей среде;
•
соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
•
приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;
понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
•
понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования
управляемого термоядерного синтеза.
Содержание курса.
Электродинамика (2 ч)
Особенности решения задач по электростатике. Задачи на применение принципа
суперпозиции полей. Решение задач на расчет характеристик магнитного поля. Задачи на
расчет сил Ампера и Лоренца. Применение правил правой и левой руки. Задачи разных
видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной
индукции, правило Ленца, индуктивность.
Колебания и волны. (2 ч)
Задачи на описание различных свойств волн: скорость, отражение, преломление,
интерференция, дифракция, поляризация.
Уравнение гармонического колебания и его решение на примере механических и
электромагнитных колебаний. Решение задач на характеристики колебаний, построение
графиков. Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного
электрического тока, электрические машины, трансформатор.
Оптика. (2 ч)
Решение задач по геометрической оптике: законы отражения и преломления света, линзы,
построение изображений, даваемых линзой, формула тонкой линзы. Использование
законов геометрической оптики (преломление, отражение, полное отражение для решения
задач.
5
решение задач по волновой оптике: интерференция, интерференция в тонкой пленке,
кольца Ньютона, дифракция на щели, дифракционная решетка, дисперсия, поляризация.
Квантовая физика (2 ч)
Решение задач на законы фотоэффекта. Фотон. Давление света. Уравнение Эйнштейна для
фотоэффекта. Задачи на расчет энергии связи, дефекта масс. Расчет энергетического
выхода ядерных реакций. Задачи на закон радиоактивного распада
Нахождение массового числа, импульса и энергии в задачах о ядерных превращениях.
Тематическое планирование.
11 класс
№п/п
1
2
3
4
ТЕМА
Кол-вочасов
Электродинамика
Колебания и волны.
Оптика.
Квантовая физика
Всего
2
2
2
2
8
6